обучение направлено прежде всего на формирование

Обучение направлено прежде всего на формирование

30. Единство образовательной, развивающей и воспитательной функций обучения

Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Усвоенные, интериоризованные знания характеризуются полнотой, системностью, осознанностью и действенностью. Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании «абстрактного» знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено наряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета. К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике.

Современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации, обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Всякое учение ведет к развитию, но обучение носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности, что должно находить реализацию и в отборе содержания образования, и в дидактической организации учебного процесса.

Процесс обучения носит также и воспитывающий характер. Педагогическая наука считает, что связь между воспитанием и обучением является объективной закономерностью, так же как связь между обучением и развитием. Однако воспитание в процессе обучения осложняется влиянием внешних факторов (семья, микросреда и пр.), что делает воспитание более сложным процессом.

Воспитательная функция обучения состоит в том, что в процессе обучения формируются нравственные и эстетические представления, система взглядов на мир, способность следовать нормам поведения в обществе, исполнять законы, в нем принятые. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы социального поведения, деятельности, ценности и ценностная ориентация, мировоззрение.

Чтобы оказывать формирующее воздействие на учащихся в обучении, учитель должен, во-первых, анализировать и отбирать учебный материал с точки зрения его воспитательного потенциала, во-вторых, так строить процесс обучения и общения, чтобы стимулировать личностное восприятие учебной информации учениками, вызывать их активное оценочное отношение к изучаемому, формировать их интересы, потребности, гуманистическую направленность.

Источник

Ведущие функции обучения, его структура.

Философия определяет функции как внешние проявления свойств какого-либо объекта в данной системе. С этой точки зрения, функции процесса обучения являются его свойствами, знания которых обогащает наше представления о нем и позволяет сделать его более эффективным. Понятие “функция” близко к понятию “задача обучения”. Функции обучения характеризуют сущность процесса обучения, тогда как задачи являются одним из компонентов обучения.

Дидактика выделяет три функции процесса обучения: образовательную, развивающую и воспитательную.

Образовательная функция состоит в том, что процесс обучения направлен прежде всего на формирование знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности. Знание в педагогике определяется как понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов науки, понятий, правил, законов, теорий. Усвоенные, интериоризованные знания, согласно выводам ученых, характеризуются полнотой, системностью, осознанностью действенностью. Это значит, что в процессе обучения ученики получают необходимые фундаментальные сведения по основам наук и видам деятельности, представленные в определенной системе, упорядоченные, при условии, что учащиеся осознают объем и структуру своих знаний и умений ими оперировать в учебных и практических ситуациях.

Современная дидактика считает, что знания обнаруживаются в умениях ученика и что, следовательно, образование состоит не столько в формировании “абстрактного” знания, сколько в развитии умений использовать его для получения новых знаний и решения жизненных задач. Поэтому образовательная функция обучения предполагает, что обучение направлено на ряду со знанием на формирование умений и навыков, как общих, так и специальных. Под умением надо понимать владение способом деятельности, способность применять знание. Это как бы знание в действии. Специальные умения относятся к способам деятельности в отдельных отраслях науки, учебного предмета (например, работа с картой, лабораторная научная работа). К общим умениям и навыкам относятся владение устной и письменной речью, информационными материалами, чтение, работа с книгой, реферирование и пр.

Анализ образовательной функции обучения естественно ведет к выделению и описанию тесно связанной с ней развивающей функции.

Развивающая функция обучения обозначает то, что в процессе обучения, усвоения знаний происходит развитие обучаемого. Это развитие происходит во всех направлениях: развитие речи, мышления, сенсорной и двигательной сфер личности, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области. Развивающая функция обучения по существу составляет проблему взаимоотношения обучения и развития – один из острейших вопросов в психологии и современной дидактике. Отечественной психологической школой и педагогическими исследования установлено, что обучение выступает как источник, средство развития личности. Один из важнейших законов психологии, сформулированный Л.С. Выготским, утверждает, что обучение ведет за собой развитие. Можно сказать, что всякое обучение развивается благодаря, в первую очередь, содержанию образования и, во вторую, благодаря тому, что учение является деятельностью. А личность, как известно из психологии, развивается в процессе деятельности.

Однако психология и дидактика XX века утверждают, что развивающая функция обучения реализуется успешнее, если обучение имеет специальную направленность, разработано и организовано так, чтобы включать учащегося в активную и сознательную разнообразную деятельность. Развивающая функция обучения реализуется в ряде специальных технологий или методических систем, преследующих именно цели развития личности. В отечественной дидактике для этого имеется специальный термин “развивающее обучение”. В 60-е годы один из российских дидактов Л.В. Занков создал систему развивающего обучения младших школьников. Ее принципы, отбор содержания образования и методы обучения направлены на развитие восприятия, речи, мышления школьников и способствовали теоретической и прикладной разработке проблемы развития в ходе обучения наряду с исследованиями других отечественных ученых: Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Н.А. Менчинской и др. Благодаря этим исследованиям, отечественная дидактика получила ценные результаты: теорию поэтапного формирования умственных действий (П.А. Гальперин), методы проблемного обучения (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер), способы активизации познавательной деятельности учащихся и др.

Все это ведет к тому, что современная организация обучения направлена не столько на формирование знаний, сколько на разностороннее развитие ученика, в первую очередь умственное, обучение приемам умственной деятельности, анализу, сравнению, классификации и пр., обучение способности наблюдать, делать выводы, выделять существенные признаки объектов, обучение умению выделять цели и способы деятельности, проверять результаты ее.

Источник

Обучение направлено прежде всего на формирование

Шпаргалка по педагогике (для педагогов)

1. Понятие педагогики и этапы ее развития

Слово «педагогика» греческого происхождения. В дословном переводе означает «детовождение».

В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию, эффективных способов передачи накопленного опыта и оптимальной подготовки подрастающего поколения к жизни и деятельности.

Источники развития педагогики:

– многовековой практический опыт воспитания, закрепленный в образе жизни, традициях, обычаях людей, народной педагогике;

– философские, обществоведческие, педагогические и психологические труды;

– текущая мировая и отечественная практика воспитания;

– данные специально организованных педагогических исследований;

Истоком европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. Виднейшие ее представители: Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель. Своеобразным итогом развития греческо-римской педагогической мысли стало произведение «Образование оратора» Марка Квинтилиана, древнеримского философа и педагога.

Средневековое образование, зажатое в тисках теологии и схоластики, во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. На этом историческом этапе были образованные для своего времени философы, создавшие обширные педагогические труды: Тертуллиан, Августин, Аквинат.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов. Это Эразм Роттердамский, Витторино де Фельтрэ, Франсуа Рабле, Мишель Монтень.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в научную систему произошло в XVII в. и связано с именем чешского педагога Яна Амоса Коменского. Предложенные им принципы, методы, формы обучения стали основой педагогической мысли.

Английский философ и педагог Джон Локк сосредоточил главные усилия на теории воспитания («Мысль о воспитании»).

Французские материалисты и просветители XVIII в. Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах, Ж.Ж. Руссо вели непримиримую борьбу с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике.

Деятельность французских просветителей во многом определила творчество швейцарского педагога Иоганна Песталоцци. Им была предложена прогрессивная теория обучения и нравственного воспитания учащихся.

Мировую славу русской педагогике принес К.Д. Ушинский.

В конце XIX – начале XX в. интенсивные исследования педагогических проблем начаты в США, куда постепенно смешается центр педагогической мысли. Были сформированы общие принципы, выведены закономерности человеческого воспитания, разработаны и внедрены эффективные технологии образования. Виднейшие представители американской педагогики – Джон Дьюи и Эдвард Торндайк.

Активное участие в творческих исканиях новой педагогики послеоктябрьского периода принял С.Т. Шацкий.

Выдающимся отечественным педагогом по праву является А.С. Макаренко. Он переосмыслил классическое педагогическое наследие, участвовал в педагогических изысканиях 1920–1930 гг., разработал ряд новых направлений воспитания.

Моральные проблемы воспитания молодежи исследовал В.А. Сухомлинский. Его дидактические советы сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей педагогической мысли и школы.

Современный этап развития педагогики основан на саморазвитии научной отрасли, сочетающей процессы интеграции и дифференциации с взаимодействием с другими науками.

2. Объект, предмет, задачи и функции педагогики

Объект педагогики – это явления действительности, которые обусловливают развитие человека, иначе говоря, это образование, изучением которого занимается целый ряд наук (философия, психология, социология и др.). Педагогика – это единственная специальная наука об образовании в ряду наук, которые могут изучать те или иные стороны образовательной деятельности.

Предметом педагогики выступает образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организованный в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях).

Педагогика как наука изучает сущность, закономерности, тенденции, перспективы образования и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию организации образовательного процесса, формы и методы взаимодействия педагога и учащихся, а также стратегии и способы их взаимодействия.

Педагогика в первую очередь изучает три главные составляющие образовательного процесса:

– цели обучения (для чего учить);

– содержание обучения (чему учить);

– формы и методы обучения (как учить).

Основные задачи педагогики направлены на создание эффективной педагогической системы во всех направлениях человеческой жизни: общественной, личной, политической и т. д.

К таким задачам можно отнести:

– выявление и изучение закономерностей в области воспитания и обучения, управления образовательными и воспитательными системами;

– изучение и распространение педагогического опыта;

– прогнозирование дальнейшего развития образовательных систем;

– разработку новых методов, средств и форм обучения и воспитания;

– внедрение результатов педагогических исследований в практику образования;

– участие в международных педагогических проектах, обмене информацией, изучение зарубежного опыта педагогической работы;

– разработку систем функционирования педагогических учреждений и повышения их эффективности. Педагогическая наука осуществляет те же функции, что и любая другая научная дисциплина: описание, объяснение и предсказание явлений того участка действительности, который она изучает. Но педагогическая наука, объект которой лежит в социально-гуманитарной сфере, имеет свою специфику. Педагогическая действительность не может ограничиться лишь объективным отображением изучаемого. В ней совмещаются две функции, которые в других научных областях обычно поделены между различными дисциплинами:

Научно-теоретическая функция, которая реализуется на трех уровнях:

описательном (изучение передового, инновационного педагогического опыта);

диагностическом (выявление состояния педагогических явлений, успешности и эффективности совместной деятельности педагогов и учащихся);

прогностическом (экспериментальные исследования педагогического процесса и построение более эффективных моделей этого процесса). Конструктивно-техническая функция также реализуется на трех уровнях:

проективном (разработка методических материалов, учебных планов, учебных пособий);

преобразовательном (внедрение достижений педагогической науки в практику);

рефлексивном и корректировочном (анализ и оценка влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания).

Источник

«Формирование мотивации и проявление заинтересованности обучающихся к изучаемому предмету»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Как вызвать интерес к преподаваемому предмету.

Условия и источники, влияющие на интерес к преподаваемому учебному материалу.

Мотивирование учащихся на учебную деятельность.

Образование направлено, прежде всего, на развитие личности, повышение ее активности и творческих способностей, а следовательно, и на расширение использования методов самостоятельной работы учащихся, самоконтроля, использование активных форм и методов обучения, всего этого не добиться без присутствия интереса у обучающихся к изучению предмета.

Познавательный интерес означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающихся к изучение нового, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других обучающихся.

Если рассмотреть основные приемы и методы обучения, применяемые учителями на уроках, особенно новейшие, то станет очевидным, что все они направлены в первую очередь на развитие и поддержание интереса учащихся. Эффективность этих приемов связана с двумя факторами. Прежде всего, это раскрытие жизненной значимости изучаемой проблемы, что не только возбуждает интерес, но и является сильным стимулом к учению, так как связан с самим смыслом обучения в школе. Второй фактор – воздействие на эмоции и чувства учащихся, опора на их субъективный опыт и внутренние потребности. Психологи утверждают, что без человеческих эмоций никогда не бывало, нет и быть не может “человеческого искания истины”. Нельзя переоценить значение эмоциональной памяти, которая более долговечна и во многом определяет деятельность человека. Не следует избегать и элементов занимательности, так как они возбуждают интерес и любознательность у всех без исключения, даже самых слабых, учащихся.
И что же самое важное на уроке для преподавателя? Самое главное — это заинтересовать учащихся содержанием изучаемого материала. И в современном образовании это возможно благодаря тесной связи научно-технического прогресса с подготовкой изучаемого материала, а именно использованию информационно-коммуникативных технологий в учебном процессе. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дети получают огромное количество информации по самым разным каналам. Передачи телевидения и радио, научно-популярные фильмы, журналы и книги, Интернет рассказывают школьникам о современных достижениях и нерешенных проблемах в интересной, доступной и порой занимательной форме. Это приводит к тому, что учащиеся о многом знают или, по крайней мере, слышали, и их трудно чем-либо удивить. Помня это, учитель не должен ограничиваться общими фразами, а суметь показать внутреннюю сложность решаемых проблем и делать акцент на том, что изучение той или иной темы на уроке поможет учащимся понять и объяснить услышанное ранее. При этом открываются большие возможности для поощрения любознательности и эрудиции школьников, самостоятельного расширения кругозора, поисков дополнительной информации.

Условия и источники, влияющие на интерес к преподаваемому учебному материалу

В классической педагогике главную функцию видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, чтобы учение стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование. Я.А. Каменский рассматривал школу как источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей создания этой светлой и радостной обстановки обучения. К.Д. Ушинский видел в интересе основной внутренний механизм успешного учения. Весь многовековой опыт прошлого даёт нам основание утверждать, что интерес в обучении представляет собой важный и благоприятный фактор.

Особенно актуально развитие интереса у ученика школьного возраста. В обучении школьников фигурирует – интерес к познанию. Его область — познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование. Учителю известно, что учить приятней и радостней того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот, труднее и тягостней учить тех школьников, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу как на тяжёлое бремя и кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному воздействию со стороны.

Таким образом, развитие познавательного интереса школьников является актуальной проблемой в связи с тем, что обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний обучаемых, сформированности способов умственной деятельности от уровня развития познавательного интереса школьников.

От того, как учителю удается вызвать интерес учащихся к предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависит результат обучения и воспитания. Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учебы – Щукина Г.И., считает, что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

Содержания учебного материала. Ученику просто нравится содержание данного предмета и он с интересом занимается;

Мотивов и приемов обучения.

Если первые два пункта не всегда во власти учителя, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя. Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать мотив. В комплексе данных о познавательном интересе очень существенными является и его осознанность. Осознание мотива всегда сопряжено с более сильными влияниями его на деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но подспудно, им труднее, поэтому управлять. Осознание познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему они стремятся при свободном выборе, естественной и экспериментальной ситуациях.

Итак, познавательный интерес нужно признать одним из самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы обучения, так и интенсивность протекания познавательной деятельности учащихся.

Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса, представленная познавательным интересом, становится неиссякаемым источником, который способствует и более благоприятному, и более длительному, и более продуктивному протеканию познавательной деятельности школьника. Можно выделить два основных источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:

содержание учебного материала;

организация учебной деятельности;

К первому источнику относятся следующие стимулы:

новизна материала (неожиданность изучаемого факта, явления, закона);

обновление усвоенных знаний (открытие в прежних знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже известно);

историзм преподавания (включение сведений из истории важнейших научных открытий, из биографий великих ученых);

показ практического значения и необходимости знаний, т.е. связь между содержанием рассматриваемого материала и его ценностью для жизни, практики, народного хозяйства;

ознакомление с современными научно-техническими достижениями в различных областях – космонавтике, военном деле, механизации, биомеханике, спорте и т.д.

Ко второму источнику организации учебной деятельности относят:

включение в занятия различных форм самостоятельных работ учащихся;

постановку практических работ (исследовательских, творческих).

Мотивирование учащихся на учебную деятельность.

Мотивирование учащихся на учебную деятельность является важным элементом в образовательном процессе. Так можно выделить три основных умения при мотивировании учащихся:

Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся.

Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной деятельности это:

Умение вызвать интерес у обучающихся к своему предмету

Отношение обучающихся к теме, диапазон эмоций обучающихся: от скуки до заинтересованности. Результаты проводимых в школе опросов и диагностики обучающихся. Насколько обучающиеся говорят о предмете как об интересном, каков их интерес к предмету, насколько они удовлетворены разными аспектами преподавания. Результаты учебной деятельности обучающихся. Обучающиеся показывают высокие знания по предмету, так как заинтересованы в нем. Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах. Педагог организует школьные викторины, олимпиады для обучающихся.

2. Отмечает даже самый маленький успех обучающихся
Достижения каждого ученика было озвучено учителем на уроке.

Учитель осознает важность подкрепления успехов обучающихся и умеет это делать.

3. Демонстрация успехов обучающихся родителям

Родители указывают, что учитель предоставляет информацию об успехах ребенка, формирует у него положительное отношение к предмету.

4. Демонстрация успехов обучающихся одноклассникам

На уроке учитель специально обращает внимание обучающихся на достижения конкретного ученика.

5. Умение дифференцировать задания так, чтобы ученики почувствовали свой успех.

У учителя есть варианты заданий различной сложности, которые он использует для того, чтобы обучающиеся с различным уровнем знаний могли добиваться успеха и верили в свои возможности. Комментарии учителя по итогам проверки тетрадей носят индивидуальный характер и подчеркивают успехи ученика.

Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации обучающихся это:

Выстраивание деятельности на уроке с учетом уровня развития учебной мотивации

Учитель обеспечивает на уроке определенный уровень заинтересованности обучающихся в теме и содержании урока. Наличие в планах и материалах информации, указывающей, что для учителя важно создавать мотивационную готовность обучающихся.

Владение большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся к различным темам преподаваемого предмета

Наличие в арсенале учителя различных дидактических приемов, активных методов обучения, направленных на формирование мотивации учебной деятельности.

Использование знания об интересах и потребностях обучающихся в педагогической деятельности

Отмечают ли обучающиеся, что для реализации их собственных потребностей им важно хорошо знать предмет или конкретные темы.

Умение создать доброжелательную атмосферу на уроке.

Обучающиеся удовлетворены образовательной деятельностью, выстраиваемой учителем: содержание, методы, результаты и др.

Педагог имеет высокие оценки по таким показателям как:
— гуманистическое отношение к обучающимся;
— умение в доступной форме объяснять предмет;
— соответствие заданий и методов работы потенциалу обучающихся и др. (в зависимости от содержания рейтинговых процедур, используемых в школе)

Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся это:

Умение активизировать творческие возможности обучающихся

Задания, предлагаемые обучающимся дают возможность проявить творчество. На уроке обучающимся была предоставлена возможность проявить себя, свои идеи в нестандартной творческой форме (возможность фантазировать, вообразить что-либо). Обучающиеся откликаются на предложение учителя участвовать в творческих конкурсах.

Демонстрирование и практическое применение изучаемого материала

Примеры и наглядные материалы, используемые учителем доказали обучающимся, что изучаемая тема важна в практической жизни.
Материалы к урокам cодержат информацию практического плана, очевидно, что ученикам дана возможность применить полученные знания на практике.

Поощрение любознательности обучающихся, выход за рамки требований программы при подготовке школьных заданий

Учитель использует методы работы, заставляющие обучающихся задуматься, задавать дополнительные вопросы, уточнять детали.
Обучающиеся при выполнении домашних заданий привлекают дополнительные источники информации, проявляют готовность узнать больше.
Родители отмечают, что при выполнении домашних заданий их дети проявляют заинтересованность в предмете, увлеченно рассказывают дома о том, что узнали на уроке.

Предоставление возможности обучающимся самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности

Учитель поощряет самостоятельность, дает время обучающимся на поиск ответа, а не формулирует вопрос и ответ сразу же. Подчеркивает возможную вариативность ответа. Учитель сформировал у обучающихся привычку при формулировке нестандартного ответа обязательно обосновать его.

Создание условий для вовлечения обучающихся в дополнительные формы познания по предмету: олимпиады, конкурсы, проекты и т.д.

Обучающиеся активно участвуют в олимпиадах, соревнованиях, викторинах. Учитель сам инициирует викторины, олимпиады, конкурсы

В ходе всего выше сказанного, я считаю, что для того, чтобы вызывать интерес к преподаваемому учебному материалу, задача преподавателя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения предметом для каждого обучающего, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому проявлять свою активность, свое творчество, а так же активизировать познавательную деятельность, интерес у обучающегося в процессе обучения данному предмету. Создать условия благоприятные для мотивации каждого учащегося.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *