обучать значит вдвойне учиться
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучать – значит вдвойне учиться!
Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них все лучшее в человеке. Среди многообразия жизни роль учителя заметна во все времена. Н.К. Крупская в свое время сказала: «Каков учитель, такова и школа». Эта фраза актуальна и в наши дни. Каждый учитель находится в своеобразном зеркальном отражении, так как на него смотрят сотни зорких и впечатлительных детских глаз, которые удивительным образом подмечают как положительные стороны, так и отрицательные. Поэтому учитель в любой жизненной ситуации должен находиться на высоте. Он как никто другой в постоянном поиске, при этом пополняя багаж своих знаний. Хороший учитель не только отдает все лучшее детям, но и как губка впитывает в себя все передовое, современное, новаторское. Учительское самосознание заключается в достоинстве и понимании значения своей профессии. Настоящий педагог всегда имеет пламенное желание не отстать от прогрессивного развития педагогики, как в теории, так и на практике. Сколько сил, труда, души, терпения учитель вкладывает в каждого из своих учеников, чтобы они выросли счастливыми людьми. Каждый день, из года в год учитель отдает себя детям.
Профессия «Учитель» накладывает на человека определенный отпечаток, развивая в нем особое мировоззрение и особое отношение к людям, делает из него личность и требует постоянного самосовершенствования. Только настоящий фанат своего дела может и должен участвовать в воспитании и формировании личности ребенка. Отдавая свои знания ученикам, он сам учится работать над собой. Учитель – самый лучший и верный друг родителей. Именно этот тандем позволяет достичь ребенком определенных результатов. Очень часто учителю приходится выступать и в роли тонкого психолога, чтобы найти индивидуальный подход к конкретному ученику. Открыть в ребенке способности к музыке, живописи, языкам или поэтики, не навязывая при этом своей воли и чувств, а давая простор его фантазиям и увлечениям, может только талантливый учитель. Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения. Учитель должен уметь мечтать, а в ребенке развивать способность мечтать. Мечта – колыбель реальности, которую учитель преподносит детям, а те в будущем пытаются ее реализовать. И именно учитель должен вселить уверенность в «могущество» ученика. Быть учителем – значит быть самым примерным учеником. У врача есть клятва Гиппократа, у учителя она тоже должна быть. Главная клятва учителя должна выглядеть примерно так:
Во исполнение своего призвания клянусь быть везде и всюду образцом Нового Человека для своих учеников;
Клянусь искать в каждом ученике индивидуальные богатства его души, опираться на них и развивать их;
Обязуюсь бороться за доброе отношение к ребенку всех взрослых, окружающих его;
Клянусь в любых сложных ситуациях оставаться оптимистом, бороться за каждого ученика, проявлять терпение в ожидании результатов;
Клянусь повышать свой профессиональный уровень, используя новейшие технологии и научные достижения, проявлять творчество, быть старшим другом, опорой и надеждой;
Обязуюсь бороться с несправедливостью и рутиной в школе.
Высшее призвание учительской профессии – это счастье каждого ученика и общества в целом. Учитель способствует развитию и процветанию жизни на Земле, учась при этом всю свою жизнь!
Основной задачей на для меня является создание на уроке образовательной среды, где каждому ученику было бы комфортно и интересно добывать новые знания. Я стремлюсь выступать в роли координатора, коммуникатора, партнёра. При отборе содержания учитываю уровень развития и обученности детей. Рассчитываю на то, что содержание урока должно быть разноуровневым, рассчитанным на группы детей с разным уровнем обучаемости.
Не вся деятельность стимулирует познавательную активность. Новые формы обучения, стремление к нестандартности обеспечивают умственное развитие и воспитание обучающихся. Непосредственно на выданных мною уроках я использую активные методы обучения, которые формируют любознательность. Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает: увеличение объема знаний, умений и навыков обуучащихся. Достижению плотности уроков, рационального распределения времени способствует применение проблемного метода обучения, технологии дифференцированного обучения, групповые технологии.
Каждый преподаватель сталкивается с проблемой недостаточной эффективности обычных уроков. Современные дети воспринимают информацию по-другому. Им гораздо интереснее учиться, если учитель владеет актуальными сведениями по учебному предмету и одинаково хорошо использует новейшие методики обучения и техническое оснащение.
Через общение учитель организует поведение и деятельность учеников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу проступков, Незначительное напряжение, спад настроения мгновенно замечают дети, они очень чувствительны и восприимчивы.Я ежедневно стремлюсь наладить с детьми доверительные, теплые отношения. Многие ученики рассказывают мне о событиях в семье и школе, об обидах, огорчениях и радостях, прочитанных книгах и передачах. Такое общение помогает мне усилить воспитательную силу воздействия на личность ученика, предупредить срывы в его поведении, наладить контакт с родителями.
Для меня остро встала проблема снятия утомления школьников в процессе урока и активизации их внимания. Я использую физкультминутки, причём разнообразные их формы: вводную гимнастику до учебных занятий; физкультминутки и физкультпаузы; физические упражнения на удлиненной перемене; гимнастику для глаз, мозговую гимнастика, пальчиковую гимнастику. Отдых действительно играет огромную роль, поскольку помогает получить новый заряд энергии. Напутствием для меня стали слова К.Д.Ушинского:
«Дайте ребенку немного подвигаться, и он вознаградит вас снова десятью минутами живого внимания, а десять минут живого внимания, когда вы смогли их использовать, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий».
С детьми все динамические паузы на перемене провожу вместе: разучиваем игры в кругу, подвижные игры. Это позволяет снимать не только физическую и умственную усталость, но и помогает добиваться взаимопонимания.
Я акцентирую внимание на включение в содержание уроков творческих заданий и развивающих упражнений. Развивающие упражнения дают общую зарядку мыслительным процессам, мотивируют ребёнка к учебному предмету. Данные упражнения способствуют развитию и стимулированию интеллектуально-логических ( сравнение, анализ, обобщение) и интеллектуально-эвристических способностей( генерация идей, воображение, фантазия). Расширяется сфера межличностного общения, самооценки, саморегуляции, самоутверждения детей.
Я стремлюсь к тому, чтобы каждый урок был интересным, ярким, запоминающимся. Чтобы и сильные, и слабые ученики на уроке работали творчески, умели грамотно рассуждать, мыслить, доказывать, отстаивать свою точку зрения. И урок стал для них не мучительным времяпровождением, а увлекательным занятием. Каждый испытал успех. Поэтому использую разнообразные формы организации уроков. Их структура не предполагает следование жёстким рамкам традиционных этапов, а определяется внутренней логикой учебного материала и движением мысли детей в учебном сотрудничестве между собой при направляющем участии и помощи учителя. Начало урока – один из важнейших его моментов. Хорошо продуманное, необычное, нетрадиционное начало урока помогает быстро включить учеников в работу и правильно настроить на неё. Необычность заданий на уроке вызывает у учащихся удивление, радость, удовольствие, то есть положительные эмоции. Все то, что вызывает у нас эмоции, запоминается без особого труда и на более долгий срок.
«Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим».
Это ещё одно напутствие для дальнейшей работы.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ»
НОМИНАЦИЯ «ОБУЧАТЬ – ЗНАЧИТ ВДВОЙНЕ УЧИТЬСЯ »
учитель истории и обществознания
Думаю, что хоть однажды задавали себе такие вопросы: «Зачем я родился?», «Чего я хочу?», «В чём смысл моего пребывания на этой Земле?»,
Реалии, происходящие здесь и сейчас, например, на педагогической планёрке, где воочию слышишь, что «должен» учитель: срочно…планы, срочно…отчет, срочно…электронный журнал, сообщества и фото с мероприятий, срочно подготовка к олимпиаде и НОУ, срочно…срочно…срочно.
Мы всё бежим, торопимся. И некогда остановиться, посмотреть в глаза
тем, ради кого, собственно, я – учитель. Некогда увлечь идеями, творить, выслушать. А они ждут…Недолго, правда. А потом начинают скучать и на уроках, и в школе вообще.
Стоп! Я так не хочу! А как хочу? Хочу, чтобы рамок, в которые в которые волей и неволей мы сами себя загоняем, не стало. Рамки – клетка! А живущему в клетке, крылья мешают. Хочу творить, парить над обыденностью, увлекать за собой учеников! Хочу! И вновь сталкиваюсь с реалиями. Мир детства сегодня безжалостно оптимизирован: обкромсан и обворован. У детей усекается пространство детства – прогулочные, игровые, парковые, пустыри и лужайки. Они закатаны и загружены тем, что должно давать прибыль: гаражи, парковки, газоны, архитектурные ваяния малых форм, ларьки и закусочные. Этакий китайский Коулун 90-х годов прошлого столетия. Тут один на всю страну детский омбудсмен не поможет.
И вот тут возникает вопрос: «А сможешь ли ты со своим «древним» прошлым стать проводником в этой «суперновой» действительности, современным «продвинутым» и понятным «новым» детям?»
А ответ мой один: «Смогу!» Да, сегодня моя активность, как учителя, уступает место активности детей. Но, любовь никто не отменял и не отменит никогда в этом мире.
У нынешнего мира просто появились новые инструменты, как когда-то вместо сохи появился плуг, вместо пера появилась шариковая ручка…
И суть то школьной жизни осталась неизменна: необходимость осознать себя; раскрыть в себе человека; стать способным на новые свершения во имя завтрашнего дня человеческого рода. И тогда становится ясным, что любой школьный предмет начинается не с понятий, задач и примеров, а с удивления и формирования отношения к событиям, а опирается в первую очередь на способность возрадоваться от осознания себя как частью этого общества.
И я для них тот самый проводник. Проводник к неизведанному. К неизведанному в себе. К невиданному по яркости счастью от радости открытия себя в себе, от саморазвития и самообразования.
Кто я? Я Учитель. Я стою перед закрытой дверью в класс. Что за ней? За ней Вы, мои «крышесносящие» Ученики. Вас много, а я одна.
Ваше мнение для меня – самое важное. Если я не права, Вы мне об этом скажете. Скажете громко и понятно. У Вас есть власть. Вы передаёте записки, кидаете карандаши, болтаете, смотрите в окно. Но я знаю, что я могу помочь Вам обрести уверенность в себе. Да, с Вами надо возиться, воспитывать, учить, у Вас могут быть ошибки и срывы ( впрочем, как и у меня), Вы боитесь неправильного ответа, опасаетесь что-то неправильно сделать. Но Вы пришли ко мне УЧИТЬСЯ, Вы хотите быть способными, умными, достойными любви. Вы ждёте моей поддержки, моей веры в Ваши, пусть даже самые маленькие, успехи. Я же учусь у Вас! Учусь Вашей настойчивости, трудолюбию, терпению, любознательности и упорству, Вашей открытости и тому ощущению счастья и радости, которые бывают только в молодости! И главное в моей деятельности, я считаю, не унижать Вас высокомерием, снобизмом и жалостью, а уважать, видеть личность и помогать развитию. Мне хочется быть учителем, помогающим принять мир и принять себя в этом мире. И я буду считать свою работу выполненной хорошо только тогда, когда у моих учеников, помимо знаний, останутся в душе те ощущения, которые соответствуют словам эпиграфа этого эссе.
«Обучать — значит вдвойне учиться». Сальникова Елена Леонидовна
В своих интервью мы рассказываем о жизни и работе выдающихся учителей Набережных Челнов. В этот раз мы беседовали с учителем Гимназии № 76 Еленой Леонидовной Сальниковой о любви к путешествиям, географическом мышлении и детях нового поколения.
— Кем вы хотели быть в детстве?
— Географом точно не планировала быть… В те годы можно было поступать только на одну специальность. Я поступала в МГУ на Философский факультет, но не поступила. На следующий год родители сказали, что хватит экспериментировать, поступай в Сибирь. Ребята из моего города ехали учиться в университет в основном туда. Долго думала, на какую специальность идти учиться. В те годы только открывалась кафедры «Охрана окружающей среды», и я решила поступать именно туда. Проблемы экологии волновали меня и тогда, и сейчас. И своих учеников тоже заразила этим, многие мои выпускники пошли получать профессию, связанную с географией.
— Общаетесь с выпускниками?
— Конечно. И приходят, и звонят. Фотографии часто присылают, особенно те, кто пошли учиться с географией. У нас ведь интересы схожие, они рассказывают об учебе, путешествиях.
— Какой вы были ученицей и студенткой?
— В то время, когда я была школьницей, нужно было хорошо учиться, чтобы поступить в университет, средний бал аттестата должен был быть достаточно высоким. Поэтому все учились хорошо. Делами своего родного Томского университета до сих пор интересуюсь, проверяю его положение в рейтингах. Иногда читаю научную литературу, вижу фамилии своих профессоров – приятно, что я училась у них!
— То есть быть учителем вы решили уже в более или менее сознательном возрасте, вам было тогда около 18 лет?
— Да. Но будучи студенткой, я хотела заниматься наукой. А потом мужа отправили в Набережные Челны, и уже тут я стала учителем. Не жалею об этом.
— Помните ли вы свой рабочий день в школе?
— Да, помню. Это было в другой школе. Я считаю, что мне повезло: директор была географом, завуч тоже. Все приняли хорошо, в том числе и другая учительница географии. Абсолютно во всем направляли, консультировали. Это были девяностые годы, было тяжело. И дети тяжелые, и время неспокойное, и район. Поддержка была очень нужна тогда. А первый рабочий день был с маленькими детьми, это был пятый класс, приняли хорошо. Но со старшеклассниками находить общий язык всегда легче.
— Есть ли человек, который повлиял на вас в профессиональном плане?
— Очень сильно повлиял университет. На первом курсе нам сказали, что к концу учебы нам поставят географическое мышление. Мы смеялись, не понимали, что значит «географическое мышление». Но так и вышло. Едешь куда-то – оцениваешь все географическим взглядом. Дочь мне говорит: «Ты можешь наслаждаться эстетически?» Конечно, могу, но сначала меня интересует окружающий мир с профессиональной точки зрения. То есть, действительно, географическое мышление нам поставили. В школе я особо не увлекалась географией. Тогда время такое было, что у многих дома были географические карты, мы играли в страны. Отец мог подойти и попросить показать на карте какую-нибудь страну, и стыдно было не знать. Уровень образования другой был, интересы были другие.
— Чувствуется ли в вашей работе развитие технологий, течение времени?
— Чувствуется, в первую очередь по детям. Но не всегда это влияние положительное. Хорошо, что они этими технологиями умеют пользоваться, иногда даже к ним за помощью обращаюсь. Но, с другой стороны, Интернет не всегда дает правильную информацию. Сложно доказать детям, что информация из Гугла может быть ложной и непроверенной. Хорошие технологии для меня – доступ к сайтам, чтобы показать детям на уроке отрывок из фильма, к примеру. Географию невозможно рассказать, ее показать надо.
— Дети другие сейчас?
— Сложнее или проще их заинтересовать?
— Не знаю. Мне кажется, как и других детей. Естественные науки вообще интересны, потому что они вокруг нас.
— Вы строгая?
— Да. Могу и поругать, если не слушают или сделали не так, как нужно. С детьми интернет-пространства в этом сложно. Например, задаю домашнее задание, в котором надо написать четыре строчки: открыть атлас и переписать оттуда значения. А они вместо этого открывают Интернет и переписывают оттуда реферат на две страницы. По сути, написано все правильно, но я проверяю умение работать с картой, а не пользоваться Интернетом.
— Каждого ли ученика можно заинтересовать и научить предмету?
— Научить – да. Степень заинтересованности зависит от его склонностей и увлечений. Если он достигает каких-то успехов по другим предметам, он уже не замотивирован углубленно изучать что-то другое. Но таким азам, как умение работать с картой, ориентироваться, научить можно. Они сами испытывают гордость, когда понимают и много знают.
— Что для вас самое сложное в вашей работе?
— Большое количество бумажек, которые нужно вовремя оформить, заполнить, сдать. Для работы они нам не нужны. А вот с детьми я работать люблю. Если бы нам в работе дали заниматься только работой с детьми, это было бы счастье.
— Что самое интересное для вас в работе?
— Интересно работать с заинтересованными детьми, которые ходят на олимпиады, хотят добиться чего-то. Они хотят знать много, для них постоянно ищешь что-то новое.
— Довольны ли вы, что выбрали когда-то профессию учителя?
— Да, сейчас очень довольна. И всегда была довольна, никогда не жалела, что пошла работать в школу.
— Чувствуете усталость от работы?
— К концу учебного года устаешь очень сильно. Особенно тяжелые периоды экзаменов и олимпиад, сами очень переживаем за учеников в это время. Во время поступления детей в университет тоже волнуемся вместе с ними. Когда достигают успехов – очень радуемся. Но через месяц-два отдыха уже чувствуешь себя нормально.
— Можно ли научиться быть учителем, или важно чувствовать свое призвание?
— Научиться, конечно, можно. Важно набраться опыта, чтобы стать хорошим учителем, потому что то, что написано в теории – совсем не то, что есть на практике. Но также надо чувствовать себя на своем месте.
— Остается ли время на хобби?
— Очень мало. Не хватает времени на книги, летом читаю много, в том числе и профессиональной литературы. Люблю путешествовать, стараюсь ехать куда-нибудь при любой возможности. В поездках в первую очередь всегда посещаю природные, исторические объекты. В университете объездили весь Советский Союз, с тех пор и полюбила путешествия.
— Ходите с детьми на природу, в походы?
— Раньше ходили. Сейчас уже нет, потому что это очень большая ответственность.
— Как не терять интерес к работе с течением времени?
— Даже не знаю, со мной такого не случалось. Любить свое дело.
— Что можете пожелать своим ученикам и коллегам?
— Учителям хочу пожелать, чтобы всегда было настроение приходить на работу. А ученикам желаю учиться не ради оценок, а ради знаний.
«Обучать — значит вдвойне учиться». Эссе «Почему я стала воспитателем?»
Шураева Валентина Владимировна
Воспитатель МКДОУ Кетченеровский детский сад «Сайгачонок»
Почему я стала воспитателем? …о любимом деле писать и легко и трудно одновременно. Легко – потому что ты знаешь его специфику работы, потому что оно делает тебя «волшебником» и в хорошем смысле «беспокойным». Трудно – потому что часто невозможно выразить на бумаге те чувства, эмоции, переживания, которые испытывает профессионал своего дела при попытке «объять необъятное», сделать счастливыми и успешными не себя, а маленьких детей.
Для меня – это место, куда я возвращаюсь вновь и вновь, где я забываю о плохом и наполняюсь новыми надеждами и мечтами.
Эссе «Как, когда и почему я стала воспитателем?» «Как, когда и почему я стала воспитателем?» Может быть в том году, когда открыли новую группу детского сада и я впервые самостоятельно набрала.
Эссе «Почему я стала воспитателем» Муниципальное детское дошкольное учреждение детский сад №4 города Донецка Воспитатель: Талалаева Н. И. Иногда задумываюсь:»Почему работаю.
Эссе «Что значит быть воспитателем» Эссе на тему: «Что значит быть воспитателем детского сада?» Я работаю в МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко» Ибресинского района.
Эссе «Что значит быть воспитателем?» эссе «ЧТО ЗНАЧИТ БЫТЬ ВОСПИТАТЕЛЕМ?» В детстве каждый из нас еще бессознательно начинает примерять на себя те или иные.
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада» Для чего мы рождаемся на свет? В чём наше предназначение? Наверное, каждый из нас задаёт себе этот вопрос. И порой мы всю жизнь ищем на.
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада?» Свою профессию я выбрала, когда впервые пришла в школу. Учитель проводил опрос: кем бы мы хотели стать, когда вырастем, и я сказала, что.
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада?» Эссе на тему: «Что значит быть воспитателем детского сада?» воспитателя Пшичкиной А. А. Мир детства сладостен и тонок, Как флейты плавающий.
Эссе «Почему я стала воспитателем?» Как известно, выбор профессии для любого человека является достаточно сложным и ответственным этапом в жизни, потому что человек выбирает.
Эссе «Почему я стала воспитателем?» Эссе «Почему я стала воспитателем?». Составитель: Воспитатель: Белоносова Юлия Валерьевна Профессия воспитателя детского сада является одной.
Эссе «Что значит быть воспитателем детского сада» Что значит быть воспитателем детского сада Эссе Воспитателя МБДОУ «Лузгиновский детский сад» Перловой Веры Анатольевны «Многое зависит.