общедидактические и частнодидактические методы обучения

Лекция 3. Общедидактические и частнометодические принципы обучения

1. Общедидактические принципы обучения

2. Принципы методики преподавания русского языка

1. Общедидактические принципы обучения. Различаются общедидактические принципы, рассматривае­мые как исходные положения любой частной методики, и принци­пы, на основе которых строится обучение русскому языку.

К общедидактическим относятся принципы 1) научности, 2) систе­матичности и последовательности в обучении, 3) преемственности, 4) перспективности, 5) доступности, 6) сознательности, 7) активности, 8) на­глядности, 9) связи теории с практикой, 10) прочности, 11) индивидуального подхода к учащимся, 12) мотивационный принцип.

Все перечисленные принципы, будучи взаимосвязанными и взаимообусловленными, реализуются применительно к методике преподавания русского языка и раскрываются на материале школьного курса.

1.1. Принцип научности предполагает достоверность излагаемых фактов, верное толкование сущности языковых явлений в соответ­ствии с логикой и понятиями лингвистической науки. В школь­ный курс русского языка включаются только общепризнанные с точки зрения современной лингвистической науки сведения, имеющие практическую значимость для обучения русскому языку. Так, в последние десятилетия в школьную программу по русскому языку введены сведения по стилистике, теории текста и др. Изуче­ние синтаксиса начинается с темы «Словосочетание», так как сло­восочетание служит «строительным материалом» для предложе­ния. Тем самым реализуется системный подход в изучении синтаксических единиц.

1.2. Принцип систематичности и последовательности. В соответствии с принципами систематичности и последователь­ности все языковые явления в школьной практике рассматривают­ся в целостной, единой системе, в их семантическом, грамматиче­ском и функциональном (коммуникативном) аспектах. Эти прин­ципы способствуют осознанному усвоению языковых еди­ниц. Так, морфология изучается на синтаксической основе, орфо­графия рассматривается на базе усвоения фонетики, словообразо­вания и морфологии. Материал расположен от простого к сложно­му с опорой на ранее изученное, что позволяет установить внут­ренние связи, зависимости между языковыми явлениями, систематизировать знания учащихся. Такую же цель преследует и порядок изучения разделов школьного курса русского языка. На­пример, в морфологии рассматриваются сначала знаменательные, а затем служебные части речи. Среди знаменательных школьники, как правило, знакомятся с именными частями речи (именами су­ществительными, прилагательными, числительными, местоиме­ниями) и их признаками, затем изучают глагол и его формы (при­частие и деепричастие) и, наконец, неизменяемые слова (наречие, категорию состояния).

1.3. Принцип преемственности. В решении теоретических и практических вопросов методики большую роль играет принцип преемственности, в основе которого — опора на изученный материал.

1.4. Принцип перспективности.Принцип преемственности неразрывно связан с принципом перспективности, предполагающим установление связей с материа­лом, который будет изучаться позже. Перспективность нацеливает учителя на то, чтобы он решал задачи не только одного конкретно­го урока по теме, но и предвидел, какие сведения будут необходи­мы школьникам при изучении следующих тем. Так, в ходе изуче­ния морфологии учащиеся знакомятся с синтаксической функци­ей знаменательных частей речи, что позволяет, с одной стороны, более полно представить грамматические признаки той или иной части речи, а с другой — подготавливает учащихся к осознанному усвоению синтаксической темы «Члены предложения и способы их выражения». Знакомство с сочетательными возможностями слов разных частей речи является подготовительным этапом к изу­чению темы «Словосочетание» в 8 классе.

1.5. Доступностьобучения предполагаетотбор языкового материала (понятий, терминов и т. д.) с учетом возрастных особенностей школьников, уровня их развития. Учителю следует помнить, что труднодоступный материал не воспринимается детьми, поэтому некоторые теоретические понятия вводятся в программу не сразу, а постепенно — по классам. Так изучаются, например, вопросы стилистики (общее понятие о разговорном, научном и художест­венном стилях речи — 5 класс, понятие об официально-деловом стиле речи — 6 класс, понятие о публицистическом стиле речи — 7 класс).

1.6. Принцип сознательностиоснован на единстве деятельности учи­теля (преподавания) и деятельности школьников (учения) и пред­полагает осознанное усвоение языкового материала.

1.7. Принцип активностипроявляется в учебной деятельности, при которой школьники усваивают знания путем наблюдения над язы­ковыми фактами, анализа языковых явлений, выполнения иссле­довательских, проблемных заданий и др. Степень познавательной активности учащихся зависит от разнообразия методов, приемов и форм работы учителя, который должен заботиться о заинтересо­ванности школьников учебным предметом, о прочности усвоения учебного материала.

1.8. Принцип наглядности.Одним из важнейших дидактических принципов является принцип наглядности.Еще Я.А.Коменский сформулировал это «золотое правило» дидактики. Согласно принципу наглядности, эффективность обучения зависит от степени участия разных орга­нов чувств при восприятии и усвоении учебного материала. На­глядные средства, вызывающие слуховые, зрительные, зрительно-слуховые ассоциации, образы, помогают учителю конкретизиро­вать многие отвлеченные понятия, от конкретных языковых фак­тов перейти к обобщению, правилу. Наглядные средства различаются:

• по характеру подачи материала (схемы, конкретные языковые единицы и их модели, словесные и изобразительные);

• по типу восприятия (слуховое, зрительное, зрительно-слухо­вое);

• по способу подачи материала (с использованием технических средств обучения и без них).

«Наглядным» материалом является и звучащая на уроке речь, сам язык, высокохудожественные тексты, используемые для на­блюдения над языковым явлением. В процессе обучения большое значение имеет наглядная запись на доске и в тетрадях (запись в столбик, распределение материала по колонкам, использование различных обозначений, подчеркиваний и т. д.).

1.9. Принцип связи теории с практикой.Особую актуальность этот принцип приобрел в настоящее время в связи с усилением практической направленности обучения. На уроках русского языка происходит не только усвоение теоретических по­нятий, терминов, но и формируются навыки речевой деятельности школьников: чтения, письма, составления связного высказывания в устной и письменной формах, т. е. происходит обучение исполь­зованию языковых единиц в речевой практике.

1.10. Принцип прочности усвоениязнаний определяет способность школьников свободно воспроизводить ранее изученный учебный материал и использовать его при выполнении практических зада­ний.

1.11. Учет индивидуального подхода к учащимся— это дидактический принцип, который предполагает знание учителем психологии школьного возраста, уровня развития, способностей каждого уче­ника. Учет индивидуальных особенностей школьников приводит к дифференциации заданий по степени трудности с использованием дополнительных видов работы для более способных учащихся.

1.12. Мотивационный принцип.Реализация мотивационного принципапредполагает ответ на воп­рос, как сохранить у школьников желание учиться. Ведь известно, что любая деятельность имеет внутреннюю мотивацию. Таким обра­зом, названный принцип — важный фактор успешного обучения, формирования устойчивого интереса школьников к учению.

Источник

Частнодидактические (собственно методические) методы

В отличие от общедидактических методов, достаточно универсальных и применяемых в преподавании разных дисциплин, эта группа методов отражает специфику конкретного учебного предмета или группы предметов.

Метод обучения дает представление о стратегии обучения языку, на основании которой преподаватель разрабатывает тактику учебной деятельности в конкретных условиях обучения и на основе метода-направления. Она реализуется на занятиях в виде модели обучения, представляющей собой индивидуальную интерпретацию преподавателем концепции метода-направления в конкретных условиях педагогического труда. Таким образом, через посредство модели обучения осуществляется связь между методом-направлением в обучении и способом деятельности преподавателя и учащихся на уроке. При этом важно, чтобы модель обучения отражала содержание метода-направления. Перечислим признаки, присущие методу-направлению в обучении. Наличие ведущей идеи, определяющей пути и способы достижения цели обучения и дающей представление об общей стратегии обучения языку в рамках избранного для работы метода.

С появлением новых, методов обучения часто объявлялось о создании оптимального и универсального метода обучения.

Сходная мысль принадлежит и Л.Н. Толстому, который писал: «Нет ни одной методы дурной или хорошей, недостаток методы состоит только в исключительном следовании одной методе» (Толстой, 1989. С. 270).

Вопрос о классификации методов-направлений в методике решается неоднозначно, что отражает существование разных точек зрения на выбор оснований для такой классификации.

Согласно одной точке зрения, исходным признаком для классификации методов являются существующие подходы к обучению языку. Принципиальное же различие между группами методов, отражающими особенности подхода, определяется следующим образом: опирается метод на интуитивное или сознательное овладение языком; предусматривается в процессе обучения опора на родной язык либо такая опора исключается; рекомендуется взаимосвязанное либо последовательное овладение видами речевой деятельности.

Исходя из существующих в методике прямого, сознательного и деятельностного подходов к обучению языку можно современные методы обучения подразделять на прямые (интуитивные), сознательные, комбинированные, интенсивные.

Представление о современных методах обучения иностранным языкам дает табл. 11.2.

Источник

Лекция № 5 (4 часа)

Методы обучения. Три значения понятия «метод». Общедидактические и частнодидактические методы обучения. Прямые, сознательные, комбинированные и интенсивные методы обучения.

Цель: Формирование научного представления о методах обучения: 1) дать определение понятию методы обучения; 2) рассмотреть различные классификации методов обучения; 3) описать различные подходы к классификации методов обучения, их зависимость от содержания обучения.

Ключевые понятия: метод обучения, методы обучения (общедидактические, частнодидактические), прямые (сознательные, комбинированные, интенсивные) методы обучения

5. Методы обучения

Метод (греч. methodos — путь исследования или позна­ния) в самом широком толковании – 1) способ достижения цели; 2) оп­ределенным образом упорядоченная деятельность, направленная на достижение поставленной цели.

Метод в современной науке:

5.1 Общедидактические методы обучения

Это универсальные методы, они при­менимы для достижения целей обучения, образования и воспитания в рамках разных учебных дисциплин.

Будучи универсальными, общедидактические методы в каждой конкретной дисциплине имеют свое специфическое выражение, отражающее особенности такой дисциплины.

Общеди­дактические методы обучения это совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, на­правленных на достижение целей образования, воспитания и раз­вития учащихся.

5.2 Признаки классификации методов

1) по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (слово учителя, рассказ, беседа, анализ языка, упражнения, работа с тек­стом, использование средств наглядности);

2) по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе (активные/пассивные методы, различаемые в зависимости от самостоятельности выполняемых уча­щимся учебных действий);

3) по способу работы учащихся (устные и письменные, классные и домашние, индивидуальные и коллективные ме­тоды).

Наибольшее распространение в настоящее время получила клас­сификация общедидактических методов, основанная на деятельностном подходе к обучению:

1) методы, обеспечиваю­щие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практиче­ские, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктив­ные);

2) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов);

3) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен идр.).

Источник

Методы обучения информатике. Общедидактические и частнодидактические методы

Страницы работы

общедидактические и частнодидактические методы обучения. screen 1. общедидактические и частнодидактические методы обучения фото. общедидактические и частнодидактические методы обучения-screen 1. картинка общедидактические и частнодидактические методы обучения. картинка screen 1.

общедидактические и частнодидактические методы обучения. screen small 1. общедидактические и частнодидактические методы обучения фото. общедидактические и частнодидактические методы обучения-screen small 1. картинка общедидактические и частнодидактические методы обучения. картинка screen small 1.

общедидактические и частнодидактические методы обучения. screen small 2. общедидактические и частнодидактические методы обучения фото. общедидактические и частнодидактические методы обучения-screen small 2. картинка общедидактические и частнодидактические методы обучения. картинка screen small 2.

общедидактические и частнодидактические методы обучения. screen small 3. общедидактические и частнодидактические методы обучения фото. общедидактические и частнодидактические методы обучения-screen small 3. картинка общедидактические и частнодидактические методы обучения. картинка screen small 3.

общедидактические и частнодидактические методы обучения. screen small 4. общедидактические и частнодидактические методы обучения фото. общедидактические и частнодидактические методы обучения-screen small 4. картинка общедидактические и частнодидактические методы обучения. картинка screen small 4.

Фрагмент текста работы

Методы обучения информатике

Кажется почти чудом, что современные
методы обучения еще не совсем удушили святую любознательность.

Методы обучения – категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания обучения. Проблемы классификации, разработки и использования являются актуальными, особенно в методике обучения информатике – одной из самых молодых методических наук.

Метод обучения – упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащегося, направленные на достижение целей обучения.

общедидактические и частнодидактические методы обучения. image001. общедидактические и частнодидактические методы обучения фото. общедидактические и частнодидактические методы обучения-image001. картинка общедидактические и частнодидактические методы обучения. картинка image001.

1. Классификация по источнику знаний (по способу передачи информации от преподавателя к ученику):

— вербальные (словесные) методы, включающие изложение материала преподавателем (лекция, рассказ, беседа, объяснение), а также работу учащихся с книгой

— наглядные методы (демонстрационные), в которых главную роль играет показ явлений и предметов, а слово используется для направления хода наблюдений и мышления

— практические методы (выполнение лабораторных работ, практикумы, работа с раздаточным материалом, решение задач и пр.)

2. Классификация по уровню познавательной активности и самостоятельности обучаемых:

При этом первые два метода образуют репродуктивную группу, последние два – продуктивную группу, а третий метод является промежуточным.

Частнодидактические методы

Для реализации отдельных аспектов обучения или отдельных его этапов (например, формирование интереса, организация внимания, закрепление знаний, дифференциация обучения) используются частнодидактические методы, решающие эти частные задачи.

Специальные методы обучения конкретной дисциплине

Вначале остановимся на понятии «методы учения». Методы учения подразделяются на научные и учебные.

Научные методы учения – это методы научной деятельности, адекватные мыслительным операциям (наблюдение, опыт, сравнение, анализ, синтез и т.д.), а также методы научного познания. К методам научного познания относятся: философские методы, рассматривающие общие условия движения к истине; общенаучные методы (наблюдение, обобщение, эксперимент, синтез, абстракция, идеализация и т.д.); принципы или методология конкретной науки (принцип теоретической математики – дедуктивный вывод, принцип прикладной математики – метод математического моделирования).

Учебные методы учения – методы учения, которые были специально созданы с целью осуществления эффективного обучения (эвристический метод, метод обучения с помощью моделей).

общедидактические и частнодидактические методы обучения. image002. общедидактические и частнодидактические методы обучения фото. общедидактические и частнодидактические методы обучения-image002. картинка общедидактические и частнодидактические методы обучения. картинка image002.

Будем считать, что специальные методы обучения наиболее ярко отражают суть конкретной предметной области (математики, физики, информатики и т.п.) и не применяются ни в какой другой предметной области. В специальные методы обучения следует включить учебные методы учения, выделенные из методологии конкретной научной дисциплины, а также некоторые научные методы учения.

К специальным методам обучения информатике относятся вычислительный эксперимент и программирование, так как вычислительный эксперимент является методологией науки информатики, а программирование отражает метод познания, используемый в информатике.

Метод демонстрационных примеров

Метод демонстрационных примеров может применяться при изучении различных разделов школьной информатики. Рассмотрим, как можно использовать метод демонстрационных примеров при обучении программированию. Для обучения программированию можно предложить несколько типов демонстрационных примеров:

· примеры, иллюстрирующие определенные аспекты синтаксиса и семантики изучаемого языка программирования. Таким образом, сведения о синтаксисе и семантике языка программирования школьники извлекают непосредственно из демонстрационных примеров, содержащих подробные комментарии. В случае необходимости они могут обратиться к учебным пособиям или к преподавателю за консультацией;

· примеры, демонстрирующие реализацию классических алгоритмов (поиск, сортировка и т.д.) – дидактические алгоритмические единицы, которые представляют собой функционально завершенные реализации тех или иных наиболее часто используемых алгоритмических процедур;

· примеры, демонстрирующие реализацию структур данных с помощью изучаемого языка программирования

· примеры, демонстрирующие реализацию объектов в изучаемом языке программирования (ООП-примеры).

Опишем технологию использования метода демонстрационных примеров.

Вначале преподаватель разрабатывает для каждой лабораторной работы методические указания, содержащие:

1) гипертекст с кратким изложением теории (понятий, алгоритмов), необходимой при выполнении заданий;

2) демонстрационные примеры для обучения программированию;

3) задания для самостоятельного выполнения, которые варьируются по типу и сложности: одни служат для закрепления теории, в других учащиеся могут использовать модификацию демонстрационных примеров из текста лабораторной работы.

Источник

Лекция №5 (4 часа) Методы обучения. Три значения понятия «метод»

Методы обучения. Три значения понятия «метод». Общедидактические и частнодидактические методы обучения. Прямые, сознательные, комбинированные и интенсивные методы обучения.

Цель: Формирование научного представления о методах обучения: 1) дать определение понятию методы обучения; 2) рассмотреть различные классификации методов обучения; 3) описать различные подходы к классификации методов обучения, их зависимость от содержания обучения.

Ключевые понятия: метод обучения, методы обучения (общедидактические, частнодидактические), прямые (сознательные, комбинированные, интенсивные) методы обучения

Метод (греч. methodos — путь исследования или позна­ния) в самом широком толковании – 1) способ достижения цели; 2) оп­ределенным образом упорядоченная деятельность, направленная на достижение поставленной цели.

Метод в современной науке:

^ 5.1 Общедидактические методы обучения

Это универсальные методы, они при­менимы для достижения целей обучения, образования и воспитания в рамках разных учебных дисциплин.

Будучи универсальными, общедидактические методы в каждой конкретной дисциплине имеют свое специфическое выражение, отражающее особенности такой дисциплины.

Общеди­дактические методы обученияэто совокупность способов взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, на­правленных на достижение целей образования, воспитания и раз­вития учащихся.

^ 5.2 Признаки классификации методов

1) по источнику получения знаний и формирования навыков и умений (слово учителя, рассказ, беседа, анализ языка, упражнения, работа с тек­стом, использование средств наглядности);

2) по степени и характеру участия обучаемых в учебном процессе (активные/пассивные методы, различаемые в зависимости от самостоятельности выполняемых уча­щимся учебных действий);

3) по способу работы учащихся (устные и письменные, классные и домашние, индивидуальные и коллективные ме­тоды).

Наибольшее распространение в настоящее время получила клас­сификация общедидактических методов, основанная на деятельностном подходе к обучению:

1) методы, обеспечиваю­щие овладение учебным предметом (словесные, наглядные, практиче­ские, репродуктивные, проблемно-поисковые, индуктивные, дедуктив­ные);

2) методы, стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (ролевые игры, учебные дискуссии, метод проектов);

3) методы контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, зачет, экзамен идр.).

^ Внимания заслуживает классификация общедидактических методов, предложенная в пособии А.Н.Щукина

^ Методы преподаванияМетоды учения
показознакомление
объяснениеосмысление
тренировкаучастие в тренировке
применениепрактика
коррекциясамокоррекция
оценкасамооценка

^ 5.3. Частнодидактические (собственно методические)

Частнодидактические методы , в отличие от универсальных и применяемых в преподавании разных дисциплин общедидактических методов, отражают специфику конкретного учебного предмета или группы предметов.

Метод обучения дает представление о стратегии обучения языку, на основании которой преподаватель разрабатывает тактику учебной деятельности в конкретных условиях обучения и на основе мето­да-направления, которая реализуется на занятиях в виде модели обучения, представляющей собой индивидуальную интерпретацию преподавателем концепции метода-направления в конкретных условиях педагогического труда.

Вопрос о классификации методов как направлений в обучении решается неоднозначно (т.к. существуют разные точки зрения на выбор оснований для такой классификации).

^ Методы-направления в обучении русскому языку

прямой подходсознательный подходдеятельностный подход
прямые методысознательные методыкомбинированные методыинтенсивные методы
натуральный

«метод гувернантки»

переводно-грамматический

репродуктивно-креативный

метод чтения

коммуникативный

суггестопедический

^ Прямые методы обучения

Сюда входит группа методов обучения языкам, оформившихся в 80-е годы XIX в. в результате победы сторонников практического обучения языкам над представителями формального (классического) образования.

Почему методы называются прямыми (натуральными)?

Их представители на учебных занятиях стремились создать непосредственные ассоциации между языковыми единицами и соответствующими им понятиями.

1) опора на чувственное восприятие и интуицию как основной и чуть ли не единственный способ овладения языком — игнорирование роли сознательного начала в обучении делает процесс обучения не всег­да эффективным;

2) исключение родного языка из системы обучения;

3) практический путь овладения языком, при котором грамматике отво­дится вспомогательная роль, а обучение протекает преимущественно в устной форме.

^ Классификация прямых методов

I. Натуральный метод получил распространение с середины XIX в.

Методическая концепция метода:

1) из преподавания исключается родной язык, так как восприятие иностранного языка должно быть имманентным, т. е. непосредственным, без обращения к переводу как средству семантизации;

2) значение язы­ковых явлений раскрывается с помощью средств наглядности, контекста или толкования;

3) новый лексико-грамматический материал вводится в устной форме, а его закрепление проводится путем повторения за препо­давателем с использованием аналогии;

4) основной формой работы явля­ется диалог между учителем и учащимися.

^ II. Прямой метод возник на основе натурального метода в конце XIX— начале XX вв.

Для прямого метода характерно:

а) использование правил и инструкций, обобщающих приобретаемый на занятиях речевой опыт (тем самым наблюдается известный отход от чис­то интуитивного овладения языком, типичного для натурального метода);

б) использование чтения и письма для закрепления и активизации вве­денного в устной форме материала.

Представители метода ставили перед собой задачу — обучить учащихся практическому владению языком преимущественно в его устной форме.

Отбор лексиче­ского материала для занятий определялся темами и ситуациями обще­ния, заимствованными из реальной жизни, а из грамматики предлагалось изучать только то, что соответствовало современной языковой норме.

Г. Пальмеру принадлежат и многочисленные учебники английского язы­ка, в том числе разработанные им подстановочные таблицы, принципы адаптации текстов для чтения, а также приемы обучения языку путем вы­полнения команд («English Through Actions»).

По своим методическим взглядам Г. Пальмер — сторонник интуитивного овладения языком, в основе лежит слушание и повторение речевых образцов с целью их запо­минания и последующего воспроизведения в различных комбинациях.

Г. Пальмер разработал курс обучения английскому языку, рассчитан­ный на 6 лет и состоящий из трех ступеней: начальной, промежуточной и продвинутой.

В отли­чие от других «прямистов», Пальмер не исключал использование пере­вода как средства объяснения и контроля. Тем самым он сделал шаг в сторону сознательных методов обучения.

Главная задача метода — научить общаться и понимать устную иноязычную речь, что было актуально для союзников, готовившихся к военным операциям в Европе и Северной Африке.

Основной материал обучения — диалоги на бытовые темы, которые учащиеся сначала слушают, затем воспроизво­дят вслед за диктором и, наконец, заучивают наизусть.

Основной вид упражне­нийдриллы, выполняются под наблюдением преподавателя. Ра­бота завершается в часы самоподготовки с использованием лингафона.

Результативность. Обеспечивал в сжатые сроки (6—8 мес.) практическое владение языком в устной форме общения в пределах ограниченного словаря и тем общения. Успех в работе достигается за счет большой концентрации учебных часов (до 25 часов в неделю), создания языковой среды, тщательного комплек­тования групп по результатам предварительного тестирования с ограни­ченным числом обучающихся в группе (5—7 чел.), высокой мотивацией обучения.

Этот ме­тод считается одним из первых интенсивных методов.

Аудиовизуальный метод получил обос­нование во Франции в 50-е годы XX столетия.

^ Концепция метода базируется на следующих принципах :

1) глобальность — единицей обучения является предложе­ние, а его восприятие и воспроизведение носит целостный (глобальный) характер;

2) устное опережение — обучение организуется в последова­тельности: слушание —> говорение —»чтение —> письмо при значительной продолжительности устного курса (от нескольких недель до 1,5—2 мес);

3) беспереводность — полное исключение родного языка либо его ис­пользование в ограниченном объеме преимущественно в качестве сред­ства контроля;

4) ситуативность — материал вводится в виде диалогов с использованием типичных ситуаций повседневного общения;

5) функ­циональность — отбор и характер подачи лексико-грамматического ма­териала определяется содержанием общения и интенциями (намерения­ми осуществить речевой акт);

6) использование зрительной и слуховой наглядности, выступающей в качестве основного средства семантизации, закрепления и активизации учебного материала.

^ VI. Аудиолингвальный метод обучения иностранным языкам, предусматривающий в процессе занятий использование слухового кана­ла восприятия и многократное прослушивание и воспроизведение вслед за диктором единиц языка (фонем, звукосочетаний, слов, фраз, а затем и текстов), что ведет к образованию речевых автоматизмов.

Получил распространение в России в XVIII в., в период увлечения французским языком и культурой.

Перевод и грамматика из системы обучения исключались, а занятия протекали в форме подража­ния речи преподавателя, что способствовало образованию речевых авто­матизмов.

Этот метод можно считать родоначальником прямых методов обучения иностранным языкам.

^ Сознательные методы обучения

I. Грамматико-переводный метод получил широкое распространение в XVIII—XIX вв. и сохра­нил ведущую роль вплоть до начала Первой мировой войны, когда он уступил место прямому и натуральному методам.

Основные принципы грамматико-переводный метода.

1. В основу обучения должна быть положена письменная речь, так как только она отражает подлинный язык.

2. Главным объектом обучения является грамматика, овладение ко­торой дает представление о системе языка.

3. В качестве ведущего способа обучения рассматривается дедукция: сначала учащиеся должны заучить слова и грамматические правила, а за­тем на их основе научиться конструированию предложений.

4. Основным приемом раскрытия значения лексических единиц и грамматических форм является дословный перевод, а способом его со­хранения в памяти — заучивание наизусть.

5. Занятия проводятся на материале учебных и оригинальных тек­стов, а рецептивное владение языком рассматривается в качестве глав­ной задачи обучения.

Обучение по грамматико-переводному методу давало хорошее зна­ние системы языка и владение переводческими умениями, но не обеспе­чивало в достаточной мере практическое пользование языком в различ­ных ситуациях общения.

Концепция сознательно-практический метода реализована в большом числе учебников и учеб­ных пособий и сохраняет позиции ведущего метода при установке на практическое овладение языком через осознание его структуры. Его сле­дует считать оптимальным методом обучения на занятиях со студента­ми-филологами, для которых иностранный язык является не только сред­ством общения, но и средством профессиональной деятельности.

^ III. Сознательно-сопоставительный метод обучения иностран­ным языкам предусматривает в ходе обучения осознание учащимися значения языковых явлений и способов их применения в речевой дея­тельности, а также опору на родной язык для более глубокого понимания как изучаемого, так и родного языка.

В преподавании РКИ концепция метода наиболее по­следовательно реализована в учебниках и учебных пособиях, ориентированных на родной язык учащихся и те трудности, которые у них возникают при изучении русского языка (например, Корректировочные курсы рус­ского языка. 1980—1981).

Обучение по этому методу (его другое название — текстуально-когнитивный) направлено на формирование ком­муникативной компетенции с опорой на письменный текст как основной источник речевой деятельности.

^ Комбинированные методы обучения

Это группа методов, для которых характерно наличие признаков, присущих как прямым, так и сознательным методам.

Их возникновение было вызвано известной неудовлетворенностью как прямыми, так и соз­нательными (когнитивными) методами и попыткой разработать методы, включающие достоинства, присущие разным методам.

В истории методики среди методов этой группы наибольшую известность получили метод чтения (М. Уэст) и коммуникативный метод (Е. Пассов).

^ Интенсивные методы обучения

б)с узкопрактическими целями (владение языком делового общения, разговорной речью и проч.).

Сформировалось новое направление исследований — методика интенсивного обучения.

Интен­сивные методы обучения направлены главным образом на овладение уст­ной иноязычной речью в сжатые сроки при значительной ежедневной концентрации учебных часов и создании обстановки «погружения» в иноязычную среду.

I. Суггестопедический метод («суггестия» от лат. suggestum, что означает «нашептывать», «внушать». Суггестология — наука о вну­шении, суггестопедия — ее применение в педагогике).

Метод обучения представляет собой систему введения и закреп­ления учебного материала в различных ситуациях общения, активизацию обучающихся в процессе урока и мобилизацию скрытых психологических резервов личности.

Эффектив­ность метода, по мнению его создателей, заключается в активизации ре­зервов памяти, повышении интеллектуальной активности личности, в развитии положительных эмоций, которые снижают чувство утомляемо­сти и способствуют росту мотивации обучения.

^ II. Метод активизации возможностей личности и коллектива (МА) ориентирован прежде всего на обучение общению и в меньшей степени — на овладение языковым ма­териалом.

Теоретические положения метода базируются на достижениях рос­сийской психологической школы и в первую очередь на психологии об­щения в рамках теории речевой деятельности, а также на использовании резервов сферы бессознательного в обучении (Г. Лозанов).

^ В методическом руководстве к курсу РКИ «Мосты доверия» (Китайгородская и др., 1993) речь идет о шести принципах метода :

/. Принцип личностного общения (в ходе занятий проводится обмен личностно значимой для учащихся информа­цией и создаются условия для реализации возможностей каждого учаще­гося).

2. Принцип ролевой организации учебного материала реализуется через систему коммуникативных упражнений, выполняемых учащимися в раз­личных формах группового взаимодействия.

3. Принцип коллективного взаимодействия широко используется и в других методах обучения, в том числе в рамках обучения в сотрудничестве (Полат, 2000) и проектной работы, имеющей интерактивный характер, т. е. направленной на взаимодействие учащихся в ходе занятий (Гальскова, 2000).

4. Принцип полифункциональности означает одновременное и параллель­ное овладение языковым материалом и речевой деятельностью в ходе за­нятий (в отличие от традиционного обучения, когда сначала организуется овладение аспектами языка, а затем речевой деятельностью). В основе каждого такого упражнения лежит некая интенция (речевое намерение), выражение которой в соответствии с заданием требует использования соответствующей грамматической формы и лексического наполнения.

5. Принцип концентрированности в организации учебного ма­териала касается объема учебного материала и его распределения в курсе обучения.

6. Принцип двуплановости обучения (под вторым планом в пове­дении человека подразумеваются особенности его мимики, жестов, ма­неры говорить, посредством которых он располагает к себе окружающих).

^ III. Суггестокибернетический интегральный метод разработан в 80-е годы ХХ века. Основу метода составляет суггестивное управление процессом обучения с использованием техни­ческих средств.

Учебный материал предъявляется большими порциями для целостного восприятия во время сеанса, который повторяется в раз­ные дни занятий. Курс позволяет автоматизировать лексику и граммати­ческие модели для начального этапа за ограниченный отрезок времени.

Система обучения напоминает курс «погружения», но сфера его приме­нения шире в результате отсутствия преподавателя, которому отводится лишь роль организатора учебного процесса и контролера за работой группы.

^ IV. Ритмопедия представляет собой методику вво­да иноязычной информации, ее закрепления и активизации с использова­нием ритмостимулирования в процессе группового общения.

Ритмостимуляция понимается разработчиками метода как воздействие на биорит­мику человека монотонными низкочастотными импульсами звука, света, цвета через слуховые, зрительные и тактильные (осязательные) анализа­торы.

Ритмопедия рекомендуется при необходимости ввода большого объема информации, требующей произвольного запоминания.

Сущность его заключалась в том, что обучаемому пред­лагалось во время сна (на стадии засыпания) прослушать материал, вво­димый с помощью магнитофонной записи.

^ VII. «Экспресс-метод» разработан И. Давыдовой в 90-е годы и благо­даря рекламе вызвал интерес в первую очередь у желающих овладеть иностранным языком быстро и с наименьшей затратой сил.

Для этого им предлагалось прослушивать в магнитозаписи специально подобранные тексты из сферы бытового общения.

Эксперты считают, что курс И. Давьщовой рассчитан на людей определенного психического склада — внушаемых, податливых.

^ VIII. «Интелл-метод» , широко рекламируемый в наши дни как «интеллектуальный метод обучения» (разработан в начале 90-х годов в Академии наук СССР) основан на использовании эффекта гипермнезии, при котором информация усваивается в объеме, превосхо­дящем принятые нормы.

В основе этого метода лежит так называемый «эффект 25-го кадра»: информация с экрана телевизо­ра воспринимается на сознательном уровне при скорости ее подачи не более 24 кадров в секунду, если скорость предъявления информации выше, то она будет восприниматься не на сознательном, а на подсозна­тельном уровне. При этом информация обрабатывается центрами голов­ного мозга, минуя наше сознание.

Методы обучения будут избираться в зависимости от потребностей учащихся в языке и психологических особенностей группы. Значительно возрастет роль мультимедийных средств; Интернет, электронная почта окажут значительное влияние на процесс обучения в целом и выбор ме­тодов в частности. Обучение же будет направлено на овладение общени­ем на изучаемом языке и изучение культуры других стран, что обеспечит возможность взаимопонимания между людьми.

Метод в широком смысле есть способ достижения цели. Это понятие употребляется в трех значениях: а) общеметодологическом (метод как средство познания, способ изучения природы и общества); б)общедидактическом (метод как способ взаимосвязанной деятельности преподавате­ля и учащихся, направленной на достижение целей образования, воспи­тания и развития учащихся; в) частнодидактическом (или собственно ме­тодическом): метод как направление в обучении, определяющее страте­гию овладения языком.

Методы обучения в третьем значении классифицируются в зависимо­сти от существующих подходов к обучению (прямой, сознательный, деятельностный), что позволяет выделять группы методов: прямые, созна­тельные, комбинированные, интенсивные.

Основными классификационными признаками существующих мето­дов обучения являются следующие: опирается ли метод на интуитивное или сознательное овладение языком, используется или исключается опо­ра на родной язык учащихся, предполагается взаимосвязанное либо по­следовательное овладение видами речевой деятельности.

Каждый метод обучения направлен на достижение определенной цели, он независим от условий обучения, в его основе лежит лингвисти­ческая, психологическая, дидактическая концепции, составляющие тео­ретическую основу метода и реализующиеся в виде модели обучения как индивидуальной интерпретации метода в конкретных условиях препода­вания языка. В наши дни наибольший интерес проявляется к различным вариантам коммуникативного и интенсивных методов обучения, направ­ленных на практическое овладение языком в различных сферах общения при органическом взаимодействии изучения языка и культуры в учебном процессе. Широкое использование современных технологий и мультимедийных средств обеспечивает эффективность использования методов обучения.

^ Вопросы для повторения и обобщения материала

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *