объект исследования методики профессионального обучения
Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания
Характеристика роли и значения курса «Методика профессионального обучения» в ряду психолого-педагогических и отраслевых дисциплин. Методика как наука и как учебная дисциплина. Анализ специфики, источников формирования, классификации методических понятий.
Рубрика | Педагогика |
Вид | лекция |
Язык | русский |
Дата добавления | 13.12.2018 |
Размер файла | 95,9 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Методика профессионального обучения как отрасль педагогического знания
обучение профессиональный методика
1.Роль и значение курса «Методика профессионального обучения» в ряду психолого-педагогических и отраслевых дисциплин. Методика как наука и как учебная дисциплина
2.Структура курса МПО. Назначение, цели и задачи изучения курса. Требования к уровню освоения содержания курса
3.Основы построения понятийно-терминологического аппарата МПО. Специфика, источники формирования, классификация методических понятий
Цель: раскрыть сущность и структуру методического знания в профессиональной деятельности педагога.
Основные понятия темы
1. Роль и значение курса МПО в ряду психолого-педагогических и отраслевых дисциплин. Методика как наука и как учебная дисциплина
Чтобы представить современную модель методического знания в профессиональной деятельности педагога, необходимо в первую очередь обратиться к истории развития МПО.
Методика как специальная отрасль педагогических знаний начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народной школы, проводимая в России. Уже к 1800 г. было создано более 70 учебно методических пособий. С 1846 г. появляются первые научно-обоснованные программы производственного обучения, которые благодаря методическому творчеству русских инженеров В.П. Маркова и Д.К. Советкина стали основой русской системы производственного обучения.
Дисциплина МПО занимает одно из важнейших мест в подготовке педагогов профессионального образования по отраслям. Методические знания являются неотъемлемой частью профессиональной деятельности преподавателя и мастера производственного обучения. Они тесно связаны с приемами, способами и, конечно же, с личностью самого педагога и его творчеством.
Методика профессионального обучения как дисциплина относится к федеральному компоненту цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД).
МПО занимает одно из центральных мест в подготовке педагога профессионального обучения. Вместе с тем ее изучение формирует у студентов умение применять всю систему психолого-педагогических и методических знаний для решения актуальных методических проблем, а именно: как обучать? С помощью каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умения учащихся?
Только в тесной взаимосвязи с изучением цикла ОПД методика профессионального обучения может решить эти проблемы.
Изучение МПО также базируется на знаниях не только дисциплин общегуманитарного и социально-экономического цикла, но и на знаниях общепрофессионального цикла и отраслевых дисциплин.
При организации практики обучения МПО базируется на методологических и дидактических основах общей профессиональной педагогики (ОПП), учитывает физическую и умственную работоспособность учащегося в разные периоды его развития, возрастные особенности становления личности, особенности учебно-профессиональной деятельности с опорой на знания о проектировании педагогических ситуаций и основные положения методики воспитательной работы (МВР) и т.д.
Для того чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно-терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагога.
Объектом познания методики профессионального обучения является процесс обучения определенному предмету в учебном заведении. Например, если речь идет о методике обучения инженерной графике, то объектом методического познания является процесс обучения инженерной графике, т.е. цели изучения этой дисциплины, содержание программы, методы и формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся и результаты обучения (рис. 1)
Учение Методы обучения
Рис. 1. Взаимосвязь основных компонентов процесса обучения
2. Структура курса МПО. Назначение, цели и задачи изучения курса. Требования к уровню освоения содержания курса
Опираясь на вышесказанное, приходим к выводу, что структура МПО состоит из процессуального и содержательного компонентов (рис. 2).
В содержательном компоненте можно выделить следующие составляющие:
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи изучения дисциплины студентами:
-изучение общих вопросов технологии обучения и применения дидактических закономерностей и нормативов при подготовке квалифицированных рабочих;
-изучение вопросов проектирования содержания обучения и дидактических средств;
-формирование умений решать методические задачи с использованием регулятивных средств обучения;
-освоение взаимосвязи и взаимообусловленности методик и технологий профессионального обучения в учебном процессе;
-получение навыков проведения учебных занятий по предметам профессионального цикла, приобретение опыта внедрения педагогических проектов в учебный процесс;
-освоение методики научного исследования для решения реальных методических задач.
Рис. 2. Структура МПО
В результате изучения курса студент должен обладать следующими компетенциями:
-осознавать ключевые ценности профессионально-педагогической деятельности: демонстрировать глубокое знание всех ключевых ценностей профессии (КЦП), понимать их смысл и значение, свободно интерпретировать все КЦП, высказывать свое отношение к каждой КЦП, демонстрировать системность, целостность представлений о ценностных отношениях к человеку (обучающемуся)(ОК-2);
-проектировать и осуществлятьиндивидуально-личностныеконцепциипрофессионально-педагогическойдеятельности(ОК-5);
-владеть системой эвристических методов и приемов (ОК-29).
-организовывать и осуществлять учебно-воспитательную деятельность в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов, Образовательного управления начального профессионального обучения и среднего профессионального обучения (ОУ НПО и СПО) (ПК-3);
-анализировать профессионально-педагогические ситуации(ПК-5);
-организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);
-проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих (специалистов)(ПК-16);
-проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно-ориентированные технологии и методики обучения рабочих (специалистов)(ПК-17);
-проектировать комплекс учебно-профессиональных целей, задач(ПК-19);
-конструировать содержание учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих (специалистов)(ПК-20);
-разрабатывать, анализировать и корректировать учебно-программную документацию подготовки рабочих, специалистов(ПК-21);
-проектировать, применять комплекс дидактических средств при подготовке рабочих (ПК-22);
-выбирать и проектировать формы, методы и средства контроля результатов подготовки рабочих (специалистов) в образовательном процессе
-организовывать учебно-производственный(профессиональный) процесс через производительный труд(ПК-24);
-организовывать образовательный процесс с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих (специалистов) (ПК-27).
3. Основы построения понятийно-терминологического аппарата МПО. Специфика, источники формирования, классификация методических понятий
Одним из главных препятствий у студентов при изучении дисциплины МПО является работа с понятийно-терминологическим аппаратом.
Как и в любой науке, в МПО ее основные понятия служат фундаментом процесса обучения предмету и в то же время являются показателем уровня ее развития. Опираясь на обобщенный опыт развития МПО, методическое знание формируется в понятиях, в определении этих понятий по законам логики.
При упорядочении понятийно-терминологического аппарата МПО может быть предложено несколько оснований для классификации. Классификацию можно рассматривать по источникам формирования (рис. 3).
К первой группе относятся термины, пришедшие в методику из базовых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др. Во вторую группу включаются понятия и термины, применяемые методикой в преподаваемой науке, т. е. в технических науках. К третьей группе понятий относятся собственно методические понятия и термины.
Дидактико-методические понятия используются в методиках преподавания разных предметов и варьируются применительно к каждому предмету.
Методические понятия подразделяются на четыре подгруппы.
1. Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-методических понятий. Например, «урок производственно- го обучения по изучению трудовых приемов и операций», «обучение инженерной графике» (дидактико-методические понятия), «обучение чтению чертежей», «обучение алгоритму создания рабочих чертежей деталей» (методические понятия).
2. Названия методов, методических приемов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам. В отличие от первой подгруппы эти термины не являются результатом вычленения из дидактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относятся, например, «технический диктант», «построение чертежей деталей», «расчет режимов резания» и др.
Понятия и термины из истории методики профессионального обучения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое количество понятий, уже не употребляемых в повседневной практике обучения: «русская система производственного обучения», «ручной метод обработки материалов» и др.
Таким образом, анализируя структуру МПО, нельзя не заметить ее основную роль в феномене методического знания, раскрывающегося через методическую деятельность преподавателя (мастера производственного обучения), через методическое проектирование и конструирование учебного процесса, через взаимосвязь методики и педагогики.
Список используемой литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
3. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599
«О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»
4. Постановления правительства РФ от 29 марта 2014 года № 245 «О признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации»
5. Постановление правительства РФ от 18 ноября 2013 года № 1039 «О государственной аккредитации образовательной деятельности»
6. Постановление правительства РФ от 28 октября 2013 года № 966 «О лицензировании образовательной деятельности»
8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25.03.2015 г. № 270 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки РФ от 12.09.2013 г. № 1061 «Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования»
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Урок профессионального обучения как современная форма организации обучения, его разновидности и формы проведения. Планирование и методика проведения уроков профессионального обучения по теме «Стилизация в орнаменте», составление примерного конспекта.
курсовая работа [37,3 K], добавлен 06.02.2014
Система правил конструирования и реализации методов формирования знаний. Понятие о методах профессионального обучения. Взаимосвязанная деятельность преподавателя и учащихся. Методика преподавания технических дисциплин в ПТУ, теоретического обучения.
реферат [33,2 K], добавлен 02.11.2008
Исследование особенностей педагогического процесса в отечественной и зарубежной педагогике. Характеристика сущности, функций и структуры процесса профессионального обучения. Методика разработки проекта деловой игры по дисциплине «Бизнес-планирование».
курсовая работа [91,8 K], добавлен 06.11.2013
Учебная документация мастера профессионального обучения: квалификационная характеристика, тематический план, рабочая программа. Материально-техническое оснащение, требования охраны труда и санитарно-гигиенические. Методические разработки уроков.
курсовая работа [171,1 K], добавлен 23.01.2014
Анализ современных методов подготовки педагога профессионального обучения. Разработка концепции непрерывной интегрированной подготовки педагога профессионального обучения, с учетом специфики профессионального обучения в корпоративном университете.
автореферат [2,1 M], добавлен 13.10.2008
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Методика профессионального обучения является важнейшей частью профессиональной подготовки педагогов профессиональной школы. Методические знания обслуживают профессиональную деятельность преподавателя и мастера производственного обучения, тесно связаны с приемами, методами этой деятельности и, конечно же, с личностью самого педагог а и его творчеством.
Какой педагог становится любимым у своих учеников? Этот вопрос постоянно задается обучающимся профессионально- технических училищ. И все они на первое место среди качеств, которыми должен обладать педагог, ставят знание своего предмета. Однако высшее образование не обеспечивает полной системы профессиональных знаний по всем профессиям. Известны случаи, когда студенты на педагогической практике затрудняются проводить занятия по специальным дисциплинам. Отсюда огромный спрос молодых педагогов на методические разработки, в которых не дается методическая система обеспечения формирования новых знаний, а раскрывается готовое содержание учебного материала.
Очевидно, проблема состоит не в том, чтобы педагоги профессионального обучения изучили содержание всех технических дисциплин, включенных в учебные планы профессиональных училищ, а в том, чтобы научить работать с учебным материалом, приемам и методам формирования технических знаний и профессиональных умений и навыков.
Часто в различных учебных заведениях возникает и такая ситуация. В профессиональное училище пришел специалист высокой квалификации, отлично знающий свой предмет, автор нескольких изобретений. Будет ли обеспечена плодотворная работа обучающихся на уроке? Не всегда. Для организации учебного процесса нужно хорошо знать не только учебный предмет, но и закономерности учебного процесса, психологию учебной деятельности обучающихся. Соединение знания предмета со знаниями процесса поучения не происходит автоматически. Сколько хороших инженеров, мастеров производства уходят из профессиональных учебных заведений из-за того, что не смогли организовать учебный процесс по предмету.
Длятого чтобы представить теоретическую систему знаний по методике профессионального обучения, необходимо определить объект, предмет, построение понятийно- терминологического аппарата, методы изучения практики работы педагогов, Объектом познания методики профессионального обучения
является процесс изучения определенному предмету, в каком либо учебномзаведении. Например, если речь идет о методике обучения электротехнике в профессионально-техническом училище, то объектом методического познания является процесс обучения электротехнике, т.ецели изученияэтого предмета, содержание программы, методыиформы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся и результаты обучения. В то же время процесс обучения- объект изучения педагогики профессионального обучения. Общность объектов познания методики и педагогики указывает на единую природу методических и педагогических знаний. Однако в чем отличие методики от педагогики?
Различия методики обучения и педагогики следует искать в сущности обучающей деятельности педагога-предметника и методической деятельности педагога-методиста. Предметом деятельности педагога-предметника является организация процесса обучения по предмету
Преподаватель-предметник организует когнитивную (учебную) деятельность обучающихся на основе содержания и соответствующих методов обучения. Результатами обучающей деятельности являются обученный обучающийся, его система профессиональных знаний и умений, развитая личность и профессиональные способности.
Преподаватель-методист организует взаимодействие деятельностей преподавателя и обучающихся с целью формирования новых знаний и умений. Взаимодействие можно спланировать и организовать с помощью специально разработанных средств, применяемых в обучении. Средства обучения в широком смысле оптимизируют процесс обучения по предмету и обеспечивают получение планируемых результатов на уроке. Следовательно, результатом методической деятельности являются специально разработанные средства обучения, образующие канал, по которому происходит регуляция обучающей деятельности педагога и когнитивной деятельностиобучающихся по усвоению профессиональных знаний, умений и навыков.
В центре внимания педагогики находятся диалектическое единство, и взаимосвязь, интеграция структурных элементов процесса обучения. В методике доминируют вопросы: как обучать? с помощью, каких средств обучения происходит трансформация содержания обучения в знания и умении обучающихся?
Что же является предметом познания методики профессионального обучения? Предмет познания методики профессионального обучения- это относительная самостоятельная ветвь педагогических знаний иумений о конструировании, применении и развитии специальных средств обучения, с помощью которых осуществляется регуляция обучающей деятельности преподавателя (мастера производственного обучения) и когнитивной деятельности обучающихся по формированию профессиональных
знаний и умений и развитию обучаемых.
Однако среди педагогов-исследователей, занимающихся предметными
методиками обучения, бытует мнение, что методика является прикладнойчастью соответствующей науки. Казалось бы, достаточно хорошо
Немаловажную роль в развитии практики методической работы педагога и особенно ее теоретического осмысления, обоснования играет система
Как и в любой науке, в методике профессионального обучения се основные понятия служат фундаментом процесса обучения предмету и в то же время показателем уровня ее развития. Опираясь на обобщенный опыт развития методики профессионального обучения, научное знание формируется в понятиях, в определении этих понятий по законам логики. Построение научного знания всегда начинается с введения строгих и точных определений.
К первой группе относятся термины, пришедшие в методику из базовых наук: дидактики, теории воспитания, педагогической психологии и др. Понятия и термины, взятые методикой из преподаваемой науки, т.е из технических наук, а также из смежных с ними-физики, математики, образуют вторую группу- методико-технические понятия. К третьей группе понятий относятся собственно методические понятия и термины.
Примеры дидактико-методических понятий: формированиетехнического мировоззрения обучающихся; наглядность в обучении технической механики; знания обучающихся по специальной технологии; содержание предмета по электротехнике и т. д.
Данные понятия подразделяются на 4 подгруппы:
1. Методические понятия и термины, являющиеся результатом деления общих дидактико-мстодичес-ких понятий. Например, «урок производственного обучения по изучению трудовых приемов и операций», «обучение электротехнике» (дидактико-методическое понятие), «обучение чтению электротехнических схем», «обучение анализу параметров электрических цепей» (методические понятия).
2.Названия методов, методических приемов, характерных не для дидактики в целом, а для обучения техническим дисциплинам. В отличие от первой подгруппы, эти термины не являются результатом вычленения из
дидактико-методических понятий и не имеют с ними прямых преемственных связей. К ним относятся: «технический диктант», «описание схемы
соединение элементов в электрических цепях», «построение эпюр», «построение векторных диаграмм» и т. д.
Одни термины возникли в результате становления методической практики, например, «устные задачи по сопротивлению материалов», «технический диктант»; другие заимствованы из производственной сферы:«инструктаж», «технический эксперимент» и т. д.
3. Названия различных средств обучения техническим предметам (сюда входят названия различных демонстрационных устройств и механизмов, печатных изданий, используемых в процессе обучения), например: «электромонтажная мастерская», «кабинет специальной технологии», «рабочая тетрадь по методам оптимизации» и т. д.
4. Понятия и термины из истории методики профессионального обучения. В эту подгруппу входит сравнительно небольшое количество понятий, уже не употребляемых в повседневной практике обучения: «русская система производственного обучения», «ручной метод обработки материалов» и
В методике профессионального обучения могут быть выделены многочисленные явления, приемы, методы, понятия которых еще не сформировались и, естественно, нет соответствующих терминов. Не имеют названия многие упражнения в производственном обучении, хотя они уже
давно сформировались в учебно-инструкционных картах. Не имеют названий и не определены как понятия уровни сформированности профессиональных знаний и умений.
Методика как специальная отрасль педагогических знаний начала развиваться с 1789 г. Толчком для ее развития послужила реформа народ-поп школы, проводимая в России. За сравнительно короткий срок к 1800 г. было создано более 70 учебно-методических пособий. История развития методики профессионального обучения началась с появления в 1846 г. первых научно обоснованных программ производственного обучения, ко-горые, благодаря методическому творчеству русских инженеров В. П. Маркова и Д. К. Советкина, стали основой русской системы производственного обучения.
В настоящее время происходят интересные изменения в структуре
одического знания. В наиболее развитых методиках обучения
общеобразовательным дисциплинам выделяются закономерности обучения предмету- дидактика учебного предмета. Эти процессы характерны для методик обучения русскому языку, математике, физике, иностранному языку.
Развитие методики профессионального обучения происходит по двум
относительно самостоятельным направлениям. Наиболее развита методика
производственного обучения. На ее основе сформировалась теория
профессионального обучения. Относительно самостоятельно развиваются
во-первых,закономерностиформированиятехническихпонятий и профессиональных умений и навыков в профессиональной школе исследованы не в полной мере;
во-вторых, теоретические основы методической деятельности педа-нрофессионального образования не исследованы до сих пор, поэтому часто представляется как обучающая деятельность педагога-предметника;
в третьих, слабо обобщаются методические системы педагогов и мастеров производственного обучения по различным предметам профессионального образования;
в-четвертых, отсутствуют изданные методики, дидактические материалы по техническим предметам.
Как будет происходить дальнейшее развитие методики профессионального обучения? Думам, что две линии развития методики преподавания технических дисциплин и методики производствешюго обучения сохранятся. Однако доминировать будет тенденция, отражающая взаимосвязи теоретической подготовки и производственного обучения. Наиболее ярко эта тенденция проявилась в технологиях обучения.
Применение технологий обучения в подготовке специалистов в различных типах учебных заведений потребует дальнейшего развития методической деятельности и теории методического знания в профессиональном обучении.
Библиографический список
Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. 190 с.
Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалиенж Учеб метод пособие. М: Высш. шк., 1989. 144 с.
Вертгеймер М. Продуктивное мышление:Пер.с анг. Прогресс, 1987.336 с.
А.ГелютаА.М.,Староверов В.И. Социальный облик
рабочего-теллигента. М.: Мысль, 1977. 94 с.
Дридзе Т. М. Понятие и метод установления содержательной
структуры теста применительнок учебному тексту (информативно-целевойанализ). Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия.