не начинать учить ребенка раньше чем он созрел какой принцип
Не начинать учить ребенка раньше чем он созрел какой принцип
Раннее развитие ребенка — важная тема для всех родителей. Все папы и мамы хотят, чтобы их ребенок был самым умным, самым образованным, самым-самым.
Как правильно начать развивать ребенка? В каком возрасте нужно учить ребенка читать?
Некоторые родители убеждены, что этим нужно заниматься с самого нежного возраста. Существует большое количество мнений на этот счет, от ярых позитивных до резко негативных.
Многие родители считают, что раннее развитие ребенка — это прежде всего чтение и некоторые начинают это делать, когда ребенок не достиг и года, приступая к изучению алфавита. Готов ли ребенок в таком возрасте полноценно воспринимать такую информацию? Давайте обратимся к статье Натальи Проценко «Раннее развитие ребенка – где проходят границы разумного?»
Регулярно читая по роду своей деятельности «родительские» интернет ресурсы, прихожу иногда в недоумение от высказываний некоторых родителей, готовых начать обучение своего ребенка чтению, счету и письму без преувеличения — с грудничкового возраста. Поэтому хотелось бы внести нотки разума в благие родительские намерения (все эти эксперименты с обучением, как правило, обрушиваются на голову первенцев молодых амбициозных мам, реже инициатива исходит от пап) и рассказать об основах детской психологии и физиологии, чтобы получить ответ на вопрос о том, «когда же начинать».
Начнем с любимого родительского занятия — обучения чтению. Конечно, умилительна (для неспециалиста) картина, когда 1,5−2-годовалый малыш воспроизводит алфавит. Однако — всему свое время. Ребенок готов учиться чтению тогда, когда он начинает четко говорить. То есть правы большинство педагогов (и Никитины, и Зайцев, и многие другие авторы) — начинать обучение чтению имеет смысл не ранее 3 лет. Это в среднем. Есть дети, которые уже в год с небольшим имеют вполне развитую речь и способны читать уже к двум — но таких очень и очень немного, большинство деток «созревают» к 3, а некоторые — только к 4 годам. Уточню — начинать обучение — это означает начинать учить буквы. Читать ребенок все равно будет существенно позже.
Действительно, до того момента, как у ребенка сформируется способность к абстрактному мышлению, он вполне может заучить и буквы, и слова, но это просто фотографическая память, а не осознанное понимание. Ведь физиологически малыш еще не способен лет до трех мыслить абстрактно и понимать, что вот эта штучка означает А, эта — Б… Таковы особенности развития головного мозга человека, и, каковы бы ни были амбиции родителей, «выше головы» ребенка не прыгнешь. Мы ведь не учим ребенка ходить сразу после рождения, понимая, что организм не готов. Почему же такого понимания нет в отношении развития психики и интеллекта? Ребенок, который учится читать до 3 лет, и тот, что учится после этого возраста, делают это принципиально по-разному. В первом случае — за счет памяти, во втором — за счет абстрактного мышления.
Но далеко не всем деткам от природы дана возможность научиться читать в раннем возрасте. А если родители жмут, можно получить и обратный результат — отвращение к чтению и учебе вообще. А самое главное: да, можно научить читать в 1,5−2 года (если у ребенка развита речь) — но какова цель? Что это даст практически? Польстит родительскому самолюбию? Или дите в 2 года начнет читать запоем? Раньше 4−5 лет этого все равно не произойдет — опять-таки, в силу особенностей развития детской психики. С другой стороны, после 6 тоже поздновато: доказанный факт, что ребенку в 7−8 лет учиться читать на порядок сложнее, чем 5−6 летнему. Поэтому не зря современные школы требуют от поступающих в первый класс хотя бы чтения по слогам. Так что интервал понятен, надеюсь. А спешить ни к чему… Просто получайте удовольствие от общения с вашим ребенком. Неужели вы меньше будете его любить, если он в полтора года не выучит буквы? Многие родители мотивируют свои попытки с пеленок учить читать тем фактом, что, мол, самому ребенку интересно — пальчиком в буквы тычет. Но не надо решать за ребенка, что именно ему интересно! Дите в полтора года тычет пальчиком решительно во все, ему интересно ВСЕ! Но если оно покажет на микроскоп или телескоп, мы же не кидаемся объяснять ему микробиологию или астрономию. А если буквы, то тут же сажаем за алфавит. Парадокс. Как будто это легче (в понимании ребенка года с небольшим — одинаково). Важно не столько раннее, сколько своевременное развитие. Соответствующее возрасту. Причем следует помнить, что у всех деток возрастные особенности развития разные. И если соседская девочка читает в 2 года, нет смысла переживать, что ваш ребенок в 2,5−3 даже говорит еще с трудом — просто у них разные темпы развития. Так же как и для родителей такой девочки это не повод смотреть свысока на менее «продвинутых» детишек. Для ребенка, который рано заговорил (в год с небольшим), обучение чтению в 2−3 года не будет слишком ранним (хотя не факт, что это будет ему интересно). Для ребенка же, который заговорил в 3 — это не просто рано, это преждевременно и неэффективно. Причем все дело тут именно в приоритетах: если во главе угла «научить», выработать навык чтения — это амбиции родителей и не более того.
Если упор делается на побуждение ребенка к познанию, выработку познавательной активности — это конструктивный подход, достойный уважения. Для меня огромная разница именно в том, от кого исходит познавательная инициатива: от самого ребенка, или от родителей. Если малыш хочет научиться читать или считать сам, если он пересчитывает даже конфеты в коробке — значит, это его интерес. Если же мама в год с копейками усаживает его за азбуку — это её инициатива. Не надо все делать за ребенка, оставьте ему шанс прожить жизнь по собственному сценарию, а не по навязанному родителями. Ребенок сам вправе выбрать, на что и когда обратить свое внимание. Проведу аналогию со школьным возрастом: «физику» нечего делать в специализированном классе для «гуманитариев», равно как и наоборот. Но как понять в первом классе, что ему ближе?
Так же и в год обучать буквам — а если ему рисовать интереснее? (Заодно и моторика разовьется, опять-таки, быстрее заговорит). Или он вообще категорически не гуманитарий? Дети ведь разные. Итак, еще один важный момент — раннее развитие должно быть в соответствии с природными наклонностями ребенка. А вот насчет готовности к письму — могу сказать, что все добросовестные специалисты (особенно не заинтересованные материально в «развивании» вашего ребенка) рекомендуют до 7 лет не учить ребенка писать (максимум — печатные буквы), а, что называется, «готовить руку к письму»: в игровой форме учиться рисовать элементы, которые потом пригодятся для написания букв. Если родители не являются педагогами соответствующего профиля, учить писать лучше и не начинать, поскольку переучивать намного сложнее, чем учить. Разница в том, что готовить ручку к письму — это одно, а учить писать — совсем другое. И до 6 лет — рано. Мускулатура и строение кисти еще не готовы, и именно к 7 годам полностью формируются физиологическая база: рука ребенка до этого возраста просто не готова к такого рода нагрузке. Как не готов сидеть ребенок в 3 месяца или ходить в полгода.
При рисовании и при письме письменными буквами задействованы различные группы мышц руки. Если замечали, даже рисование ребенок осваивает «этапами» — в совсем малышовом возрасте они рисуют «от плеча», позже — «от локтя», размашистыми движениями, лучше всего — на больших пространствах.
Потому-то наши детки так любят рисовать на стенах — для них именно так удобнее всего (кстати, отучить легко: купить детский мольберт или вешать на стены большие листы, разрешая рисовать только там). Потом приходят более точные движения, но все равно лет до 6−7 ребенок рисует не пальчиками, а всей кистью. Поэтому да, многие детки умеют писать печатные буквы, но письменные — это совсем другая техника исполнения. Кроме того, для письма необходимо полное развитие всех мышц кисти, а еще — умение правильно ориентироваться в графическом пространстве. Чем больше малыш занимался лепкой, вырезанием, раскрашиванием, тем легче ему будет научиться писать. А учителя (нормальные учителя) борются не за красоту почерка, а за легкость обучения слитному письму — это разные вещи. Итак, милые мамы и уважаемые папы, в сложном и ответственном деле обучения не может быть никаких ориентиров на «нормы» и тем более — на достижения чужих детей.
Ориентируйтесь только на своего ребенка: его желания, его склонности и предпочтения должны вести вас в этом море, а отнюдь не собственные амбиции.
Вячеслав Озеров в статье «Раннее развитие. Стоит ли учить ребенка чтению с года?» обращает внимание родителей на еще один важный аспект: обучение чтению второстепенно, чтобы научить ребенка хорошо читать необходимо прежде всего уделить внимание освоению ребенком устной речи.
Еще она полезная статья от Вячеслава Озерова посвящена психологическим аспектам обучения раннему чтению. Действительно, а когда же ребенок физически готов к восприятию зрительной информации? Не будет ли раннее обучение чтению элементарной зубрежкой? Как влияет развитие слуха и зрения у детей на способность читать?
Не начинать учить ребенка раньше чем он созрел какой принцип
Аннотация: Современный ребенок испытывает на себе стремление родителей ускорить его развитие.
Статья:
Современный ребенок испытывает на себе стремление родителей ускорить его развитие. Любящие мамы и папы всерьёз озабочены тем, чтобы те или иные способности появились у их детей как можно раньше. Многие начинают обучать малышей чтению, письму, иностранному языку, математике с полутора-двух лет, полагая, что именно эти возможности свидетельствуют об успешном развитии ребёнка.
В немалой степени этому способствует состояние современного рынка образовательных услуг и детского досуга. Существует множество пособий и литературы, различные центры раннего развития, школы для малышей, специализированные детские клубы, прогимназии и т.д. В интернете, со страниц журналов и книг раздаются призывы к родителям как можно раньше начать развивать интеллект своего малыша.
Нужно ли придерживаться методик раннего развития
Авторы различных методик ссылаются на ускоряющийся темп жизни в современном обществе, усиливающуюся конкуренцию, сложные школьные программы и предлагают родителям не терять времени даром.
На первый взгляд это кажется логичным: чем раньше начнешь, тем больше успеешь узнать и запомнить. При этом маленькие дети весьма восприимчивы, они легко обучаются всему новому, у них много свободного времени.
На самом деле такая логика не столь однозначна. Психологические исследования убеждают нас в том, что если у ребенка рано проявились способности к освоению разных навыков, это ещё не гарантирует успехов в будущем школьном обучении, тем более в профессиональном становлении.
Ещё в первой половине прошлого века ученые обозначили чёткую грань между знаниями и умениями ребенка, то есть между навыками, которым стремятся обучить его взрослые, и способностью к самостоятельному анализу, поиску решения в новой для него ситуации. Именно эта способность познавать, открывать новое характеризует интеллект человека, а её развитие обеспечивает возможность не просто знать и уметь, но мыслить и понимать.
К сожалению, часто случается так, что в стремлении ускорить развитие ребенка родители делают основной акцент именно на становлении его учебных умений, оставляя в стороне собственно интеллектуальное развитие. Создается впечатление, что развитие ребёнка понимается только как расширение кругозора и эрудиции, освоение навыков чтения, счёта, письма и напрямую сводится к обучению и накоплению знаний. Как гордится родитель ребёнком, говоря: «А мой в 3 года уже «Анну Каренину» читает»! Конечно, это звучит очень здорово, но поймёт ли малыш хоть что-нибудь из прочитанного?
Обращаясь к родителям, очень хочется развенчать популярную сейчас тактику «работы на опережение», умерить их усилия, направленные на то, чтобы научить ребенка всему на свете как можно раньше. Такое стремление часто просто не даёт никакой пользы, а иногда приносит ощутимый вред развитию ребёнка.
Давайте попробуем разобраться в некоторых последствиях усилий, направленных на ускорение развития детей.
Хорошо известно, что каждое представление об окружающем мире обретает смысл только тогда, когда соотносится с другими, связывается с ними логически, составляя целостную непротиворечивую систему (картину мира). Для этого нужна кропотливая работа, а ребёнок, который ещё не обладает приёмами логического анализа, к ней пока (до старшего дошкольного возраста) не способен. В связи с этим избыточное количество информации об окружающем мире не успевает им анализироваться и хаотически накапливается в его памяти. Такая информация не может использоваться целенаправленно, что делает её бесполезной.
С учётом сказанного, усилия взрослых должны быть направлены не на расширение кругозора малыша, а на развитие его способности сравнивать, выделять общее и различное, открывать связь одних явлений с другими.
А вот ещё один довод против чрезмерного стремления родителей форсировать развитие ребенка: достижения дошкольников в освоении целого ряда учебных знаний и умений (чтение, знание цифр, словарный запас в иностранном языке и т.д.) очень быстро утрачиваются, забываются и не дают никаких преимуществ в освоении школьной программы. Почему? Всё просто – этим знаниям нет места в повседневной жизни малыша, он не может ими воспользоваться, ему негде их применить. Для дошкольника это — чуждые, формальные умения, которые нужны не ему самому, а окружающим его взрослым, которые он этим взрослым и демонстрирует — охотно или (бывает и так) по принуждению.
Негативные последствия раннего развития ребенка
Теперь, наконец, поговорим о негативных последствиях стремления форсировать раннее развитие ребенка. Анализ поведения и эмоционального состояния дошкольников, прошедших «школу раннего развития», позволяет говорить о более выраженной у них, по сравнению с другими детьми, тревожности, напряжённости. Для них характерны такие переживания, как неудовлетворенность собой, боязнь собственного неуспеха.
Повышенные требования к ребенку могут сказаться на формировании его самооценки. Малыш растет в ситуации, когда близкие взрослые ждут от него успешности в выполнении учебных заданий.
У него появляется ощущение, что именно за эти успехи его любят родители — ведь его достижения вызывают у них радость, в то время как неуспех приводит к их раздражению и неудовлетворенности.
Так, у ребенка появляется стремление постоянно подтверждать свою компетентность, чтобы, как ему кажется, завоевать родительскую любовь. Именно так создаются предпосылки для появления позже тревожности у школьника.
Кроме того, опасность оказаться несостоятельным и потерять родительскую любовь может привести к нежеланию ребёнка учиться.
Сейчас всё чаще приходится говорить о чрезвычайно важном отрицательном последствии трансформации дошкольного детства — потере мотивации к учёбе. Не так часто можно встретить сегодня дошкольника, мечтающего скорее пойти в школу, стать учеником.
Уходят в прошлое времена, когда знакомство со школой становилось праздником для ребёнка, и, чтобы вернуть привлекательность для него учёбы, необходимо вспомнить, что дошкольный период – это время игры.
Психологи справедливо считают, что дошкольное детство — чрезвычайно важное время, во многом определяющее всё последующее развитие личности.
В этом возрасте начинают формироваться отношение человека к самому себе, к другим людям, его характер, потребности и интересы. Но эти качества и особенности не могут быть сформированы и развиты во время обучения чтению и письму. Они формируются в свободной деятельности ребёнка, когда он может действовать самостоятельно, проявлять инициативу, выражать собственные желания и переживания.
Игры для раннего развития ребенка
Творя, создавая, придумывая, малыши преобразуют не только окружающий мир, но и самих себя.
И деятельностью, в которой дошкольник может реализовать свои потребности, в которой он истинно развивается, является игра.
Казалось бы, сколько уже сказано о важности детской игры, но сегодня эта тема вновь актуальна. К сожалению, современные родители все чаще свой выбор делают в пользу развивающих занятий, а игру ребенка рассматривают лишь как развлечение или, что ещё печальнее, начинают использовать её только как поощрение за послушание, хорошее поведение, достигнутые успехи. А между тем игра — уникальное средство воспитания и развития дошкольника, но её недостаток может пагубно отразиться на общем психическом и личностном развитии ребенка, способности к общению. Лишение ребёнка возможности играть как, когда и где он хочет наносит непоправимый вред его развитию.
При большой загруженности малыша «развивающими занятиями», постоянной спешке и разнообразии этих занятий у ребёнка действительно не остается времени и сил на игру. Но это не единственная проблема: даже самого одарённого дошкольника необходимо учить играть. При этом самих развивающих игр и игрушек совершенно недостаточно — нужен тот, кто научит играть. Без участия старшего (родителя, воспитателя, братьев и сестёр, других детей старшего возраста) любая игра будет примитивной и неинтересной. И только после того, как ребёнок научится играть, он получит настоящее удовольствие и будет сам стремиться играть все больше, и тогда игра приобретет поистине неиссякаемый потенциал для развития.
Чем же так уникальна игра для дошкольника? В сюжетно-ролевой игре ребёнок без последствий может делать то, чего пока не умеет в реальной жизни: подчиняться правилам, следовать инструкциям, узнавать желания и чувства партнера по игре и пытаться изменить в соответствии с этим своё поведение (а иначе с ним никто не будет играть), много фантазировать, проявлять инициативу. Но магия игры в том, что в этом процессе ребёнок получает колоссальное удовольствие. Ему нравится то, что он делает, ведь это происходит добровольно. Поэтому игру в дошкольном возрасте не может заменить никакая другая деятельность.
Форсирование раннего развития
Чтению, письму и иностранному языку ребенок точно может научиться и позже, но если в дошкольном возрасте он не научится контролировать своё поведение, подчинять сиюминутные желания другим, более важным, понимать свои собственные и чужие эмоции, чувствовать прекрасное, общаться с другими детьми, восполнить это в дальнейшем будет очень трудно, почти невозможно.
Итак, самым главным, если говорить о форсировании развития дошкольника, представляется не то, что дети приобретают при преждевременном обучении, а то, что они теряют при этом необыкновенно важные возможности, которые открывает перед ними детство. Стараясь всесторонне развить малыша, родители не должны забывать, что прежде всего он — ребёнок.
Занимайтесь с собственными детьми, открывайте им мир, рассказывайте, «что такое хорошо и что такое плохо», поощряйте их любознательность и инициативу, играйте с ними, дурачьтесь и радуйтесь вместе, смотрите на звёзды, ловите бабочек. Только не пытайтесь через силу заниматься тем, что не интересно ни Вам, ни ребенку, хотя и кажется весьма важным, — это не принесет пользы.
Позвольте ребенку насладиться детством, а ещё лучше — наслаждайтесь вместе с ним. Это время и так быстро проходит, может быть, не стоит его еще и ускорять?
Жизнь непредсказуема, и никто с уверенностью не сможет сказать, какие знания будут важны через 15-20 лет. Однако то, что самостоятельный, уверенный в себе, инициативный, ответственный человек, не боящийся общаться с другими людьми, будет иметь больше шансов стать счастливым и успешным, — это совершенно точно. И никто не спросит, когда он научился читать.
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Мари Умняшка
О каких принципах обучения идёт речь в приведённых высказываниях? (напишите рядом с высказыванием)
1)Не начинать учить ребёнка раньше, чем он созрел
2) Не всё может быть занимательным в ученье, а непременно есть и скучные вещи и должны быть. Приучите же ребёнка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает.
3)Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе.
4) Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято. Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений.
5) Располагать материал по ступеням возраста, не навязывая ничего такого, что не соответствует возрасту
6) Учение есть труд и должно оставаться трудом, но трудом, полным мысли, а не каких-нибудь не идущих к делу прикрас.
7) Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением… Поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат образования
Лучший ответ:
Пармезан Черница
А. Не начинать учить ребенка раньше, чем он созрел.
Не все может быть занимательным обучением, а непременно есть и скучные вещи и должны быть. Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает.
Такие уроки, которые дитя одолеть не может, подрывают память и порождают у детей неуверенность в себе. (К.Д.Ушинский)
Б. Ничего нельзя заставлять заучивать, кроме того, что хорошо понято. (Я.А.Коменский)
В. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением … поэтому самостоятельность – средство и одновременно результат образования. (А.Дистервег)
6. К какому принципу вы отнесете правила: «В методах преподавания отражайте методы научного познания, развивайте мышление обучаемых, подводите их к поисковому, творческому, познавательному труду»?
Почему ребенок никак не научится читать?
Итак, какие же ошибки совершают родители в процессе обучения ребенка чтению?
Ошибка 1. Ребенка начинают учить слишком рано и слишком настойчиво
Разумеется, если ваш трехлетний малыш сам несет вам азбуку, легко запоминает буквы, пытается складывать их в слоги – не стоит откладывать обучение. Но если к пяти с половиной годам интерес к чтению у дошкольника так и не просыпается – то уже стоит всерьез задуматься о том, как его пробудить. Главное в этом деле – не заставить ребенка, а увлечь.
Ошибка 2. Ребенка учат называть буквы, а не звуки
Важно с самого начала учить ребенка произносить буквы правильно – [К], [Л], [М], а не [КЭ], [ЛЭ], [МЭ] и уж тем более не [КА], [ЭЛ’], [ЭМ]. Т.е. учим произносить не буквы, а звуки – так, как мы их будем потом читать в словах. Иначе при складывании букв в слоги у ребенка возникнут проблемы: например, слог ПА он будет читать как [ПЭА], а слово ПАПА будет звучать как [ПЭА-ПЭА]. Если простые слова из трех-четырех букв еще можно «угадать», читая таким образом, то чтение более длинных слов будет точно вашему ребенку не под силу.
Помните: переучивать ребенка называть буквы очень и очень сложно, особенно если он учит их долгое время. Этот навык очень стойкий, и на его исправление у вас могут уйти месяцы, поэтому важно на самом первом этапе начинать обучение правильно.
Ошибка 3. Занимаются редко и нерегулярно
В случае с обучением дошкольников важно не то, как долго вы занимаетесь с ребенком, а насколько часто и регулярно вы это делаете. Лучше заниматься по 5-10 минут каждый день, чем раз в неделю сидеть за азбукой или кубиками целый час.
Тем более, что уроки можно организовывать где угодно. Учите буквы по пути в детский сад или на прогулках, разглядывая их на вывесках, на номерах машин, на листовках, рисуя их мелом на асфальте или прутиком на песке. Пластилин, тесто, зубная паста, папина пена для бритья, любые подручные материалы вы можете использовать, чтобы познакомить ребенка с новой буквой и сделать это интересно.
Ошибка 4. Слишком быстро переходят от букв к чтению слов и предложений
Если ребенок только выучил буквы и пока с трудом складывает две буквы в слог – не торопитесь читать слова. Отработайте сложение букв в слоги как следует.
Конечно, постоянно повторять цепочки слогов МА – МО – МУ – МЫ – МИ и т.д. очень скучно. Чтобы ребенок мог хорошо закрепить этот навык и не потерять интерес к чтению, больше играйте на занятиях. Как же можно научится складывать слоги в игровой форме? Вариантов – масса!
ИГРЫ-БРОДИЛКИ. Возьмите готовое игровое поле и на каждом кружке напишите слог (чаще используйте те слоги, которые даются ребенку с трудом). Далее играйте как обычно: кидайте кубик, ходите фишками, читая каждый слог, который вы проходите. Ребенок даже на заметит, как прочитает длинные цепочки слогов, а заодно послушает, как произносите их вы.
СЛОГОВОЕ ЛОТО. Его очень легко сделать самим: подготовьте несколько карточек с картинками (по 6 картинок на каждой карточке). На небольших картонных квадратиках напишите первые слоги этих слов. Пусть ребенок вытягивает и читает их. Выигрывает тот, кто закроет свои картинки на карточке первым.
Итак, ребенок играет за покупателя: он приходит к вам в магазин и говорит, что хочет купить. Оплатить покупку он может, используя только ту купюру, на которой написан первый слог выбранного товара.
Аналогично можно играть в почту: напишите на конвертах первые слоги адресатов (например, БА, БУ, БЕ, БЫ) и разложите перед ребенком изображения сказочных героев и зверей, которые ждут писем (например, бабочка, Буратино, белка, бык). Пусть по первому слогу ребенок догадается, какое письмо кому нужно отдать.
По тому же принципу играйте в парковку или аэропорт. На листах бумаги напишите слоги, которые вы изучаете. Разложите их по комнате – это будут парковки (аэропорты). Называйте ребенку, куда именно он должен припарковать свою машину (посадить свой самолет).
Ошибка 5. Ставят перед ребенком непосильные задачи
Наращивайте темп обучения постепенно. Если ребенок неплохо читает слоги, это не значит, что он с такой же легкостью прочитает и поймет целое слово из тех же самых слогов. Поэтому переходите от этапа к этапу постепенно, убедившись, что ребенок освоил предыдущий материал.
Итак, какие же последовательные этапы в обучении чтению можно выделить:
Если видите, что ребенок, который до этого отлично справлялся с заданиями, на следующем этапе «забуксовал», стал забывать даже то, что уже хорошо умел, – вернитесь к более простым заданиям. Темп усвоения материала должен задавать ребенок. Прислушивайтесь к нему – и тогда результат ваших занятий не заставит себя ждать!