можно ли савушкина назвать учителем анны васильевны
Открытый урок по литературе по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб»; 5 класс
Данный урок спроектирован в соответствии с принципами педагогической технологии «Развитие критического мышления через чтение произведений».
Цели урока:
формирование интереса учащихся к знакомству с творчеством Ю. Нагибина, с поэзией о родной природе; воспитание патриотизма, уважения к отечественной литературе; формирование культуры чтения (адекватность восприятия написанного и услышанного, критическая оценка текста; развитие общеучебных умений ( слушать и слышать, выразительно читать, выделять в информации главное планировать свою деятельность, формулировать выводы); развитие личностных качеств, формулирующих критическое мышление (толерантность, самостоятельность).,
Развитие связной речи учащихся..
Задачи:
Основные этапы урока:
Актуализация и обобщение знаний по теме;
Развитие интереса к изученной теме;
Побуждение школьников к активной работе на уроке.
Инсценировка «Встреча ребят с Ю. Нагибиным в кафе»
Фронтальная беседа по рассказу «Зимний дуб», просмотр и обсуждение фрагмента из фильма, анализ поступков героя.
Присвоение учеником нового знания;
Формирование у каждого ученика собственного восприятия изучаемого материала и отношения к нему
Оборудование:
Фильм «Зимний дуб» по рассказу Ю. Нагибина «Зимний дуб»
Портрет Ю. Нагибина
Выставка книг Ю. Нагибина.
Класс оборудован как зал уютного кафе. Столики украшены букетиками цветов, накрыты белыми скатертями. Ученики размещаются за столиками.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
— Приветствую вас, ребята, сегодня мы проведем урок в форме литературного кафе. Я надеюсь, что урок вам понравится, многим пойдет на пользу.
Мы еще раз соприкоснемся с творчеством Ю. Нагибина, который ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. и пример тому рассказ «Зимний дуб», о котором пойдет сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.
Добро пожаловать в наше кафе!
Инсценировка» Встреча ребят с Ю. Нагибиным.»
В дальнем углу зала сидит писатель и пьет кофе. Ребята, увидев его, подбегают к нему и со всех сторон осыпают вопросами.
– Юрий Маркович, можно вам задать несколько вопросов?
— Скажите, пожалуйста, в каком городе вы родились?
— Да, мой настоящий отец-Кирилл Александрович Нагибин. Он был дворянином, и его расстреляли как участника белогвардейского восстания в Курской губернии на реке Красивая Меча в1920 году.
— Когда вы узнали, что Марк Левенталь ваш отчим?
— Мне было тогда около 11 лет.
— Адвокатом в Москве.
— Когда и как умер ваш отчим?
-В 1927 году его сослали в республику Коми, там он и умер, только в 1952 году.
— Вы благодарны ему за что-нибудь?
— Да, конечно, я должен быть ему благодарен больше, чем любой другой сын своему отцу, кормившему, поившему, одевавшему его. Я его кормил, поил, одевал, в этом отношении мое чувство совершенно свободно.
— После смерти вашего отчима ваша мама была замужем повторно?
— Да, в 1928 году моя мать вышла замуж за писателя Якова Рыкачева. Кстати, он поощрял мои первые литературные опыты.
Когда вы поступили в институт?
— Это было в 1938 году. Я поступил в 1938 году в Первый медицинский институт, но вскоре перешел во ВГИК, который не окончил из-за войны.
— В каком году вы опубликовали свой первый рассказ?
— В 1940 году. Мой дебют поддержали Ю. Олеша и В. Катаев, и в тот же год меня приняли в Союз писателей. А первый мой сборник рассказов появился в 1943 году.
— Юрий Маркович, вы не только писатель, но журналист и сценарист. Так ли это?
— Правда, что по вашим сценариям было снято более 40 фильмов?
— Мне бы было очень интересно послушать.
Звучит стихотворение «Ворона» А. Блока.
— А я хочу рассказать стихотворение С. Есенина «Зима».
Звучит стихотворение «Зима» С. Есенина.
— Ну, ребята, спасибо, что вы читаете мои книги, был рад с вами побеседовать, а сейчас мне пора, меня ждут мои близкие. До свидания, желаю удачи, успехов в учебе.
Виталий (Нагибин) уходит. А затем раздается стук в дверь, и заходит Виталик, но уже в роли Савушкина и говорит:
— Можно войти? извините за опоздание.
2 ч. Обсуждение рассказа «Зимний дуб»
-Как вы думаете, ребята, почему Савушкин все время опаздывал на уроки?
-Понравился ли вам этот мальчик?
-С чего начинается конфликт между Савушкиным и Анной Васильевной?
Пересказ эпизода «Урок изучения имени существительного»
— Конфликт можно было погасить. Если бы учительница попросила объяснить, почему именно «зимний дуб», а не просто «дуб». Но Анна Васильевна решила пожаловаться на Савушкина его матери.
Чтение диалога между учителем и учеником.
— Что удивительного показал Савушкин своей учительнице в зимнем лесу?
— В чем его красота? Какие слова и выражения использовал автор, чтобы лучше показать читателям эту красоту? Почему дуб назван «Великодушным стражем леса»? Опишите его, используя авторские эпитеты и сравнения.
Показ фрагмента из фильма «Зимний дуб».
— Как вы думаете, чем дерево так поразило Савушкина?
Правильно, ребята, от дерева исходило столько силы и живой теплоты, что это не могло не задеть чуткую душу мальчика, лишенного отца.
Какие чувства испытала Анна Васильевна при виде этого сказочного дерева?
— Теперь и Анна Васильевна, очарованная зимним лесом, забыла, что ей надо торопиться к маме ученика. Она вся во власти очарования природы.
— Дуб словно хранитель леса, хозяин, а человек- хранитель природы. Только добрым, заботливым хозяевам подарит природа свои богатства и тайны. Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека» Таким, как он, сохранять мир на земле, беречь все живое.
Поэтому мы можем утверждать, что ученик преподал урок своей учительнице. А как вы думаете, Анна Васильевна хорошая учительница или нет?
— Конечно, вы правы, ей просто не хватает опыта.
Рефлексия.
Какое сейчас у вас настроение, ребята, после нашей беседы?
Какую главную мысль вы сегодня унесете с урока?
Урок наш подходит к концу, вы все сегодня отлично поработали.
Домашнее задание: написать сочинение на тему: «Можно ли Савушкина назвать учителем Анны Васильевны? Чему он ее научил?»
Нарисовать зимний дуб и его обитателей.
Полный текст материала Открытый урок по литературе по рассказу Юрия Нагибина «Зимний дуб»; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Есть мнение?
Оставьте комментарий
Смотрите похожие материалы
Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного
Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте
Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?
Девиз: поднемите руки выше!
по
2007-2021 «Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой — PEDSOVET.SU».
12+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-41726 от 20.08.2010 г. Выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Адрес редакции: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Адрес учредителя: 603111, г. Нижний Новгород, ул. Раевского 15-45
Учредитель, главный редактор: Пашкова Екатерина Ивановна
Контакты: +7-920-0-777-397, info@pedsovet.su
Домен: https://pedsovet.su/
Копирование материалов сайта строго запрещено, регулярно отслеживается и преследуется по закону.
Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.
Мы используем cookie.
Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.
При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.
Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.
Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина «Зимний дуб»
Разделы: Литература
Словарная работа: на доске – слово толерантность и его лексическое значение.
I. Вступительное слово учителя.
Писатель Нагибин ушел из жизни в 1994 году, но его чудесные книги с нами. Надолго ли? Это покажет время. Но очевидно одно – они нам интересны, мы их читаем с удовольствием. И пример тому рассказ «Зимний дуб», о котором пойдет сегодня речь. Дома вы прочитали это произведение, а сейчас попробуем разобраться в его идейном содержании.
II. Работа с текстом.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Я думаю, что основная тема- взаимоотношения учительницы и ученика, которые изменяются в ходе повествования.
В зачарованном мире нет звуков; там удивительный ручей с теплыми ключами. Там на белом снегу удивительные следы.
Вот почему Анна Васильевна увидела в этот момент в своем ученике «чудесного и загадочного человека». Таким, как он, сохранить мир на земле, беречь все живое.
Учащиеся делают вывод о том, что Анна Васильевна теперь обязательно изменится, будет не снисходительной, как раньше, а по-настоящему внимательной, доброй, чуткой. Она обязательно будет очень хорошей учительницей! Этот день сделал Анну Васильевну мудрее и словно бы старше. Говоря Савушкину, что «короткий путь еще не самый верный», что теперь ему придется ходить по шоссе, она делает выводы и для себя. Анна Васильевна поняла, что рано посчитала себя опытной учительницей, что «быть может, и одного шага не сделано ею на том пути, для которого мало целой человеческой жизни. Да и где он лежит, этот путь? Отыскать его не легко и не просто». Учащиеся рассуждают о своем понимании этих слов Нагибина, приводят примеры из жизни.
IV. Вывод по уроку вытекает из рассуждений учителя и учащихся о глубоком смысле этого небольшого рассказа, который одинаково интересен взрослым и детям. Говорят о том, как понимают смысл названия рассказа «Зимний дуб». Вновь формулируют тему рассказа, которая, оказывается, гораздо шире, чем простые отношения между учителем учеником.
Мадам Жизнь
Познавательно-развлекательный проект
Отзыв о рассказе Нагибина «Зимний дуб»
Главные герои рассказа Юрия Нагибина «Зимний дуб» — молодая сельская учительница и ее ученик. Анна Васильевна всего год назад пришла в сельскую школу после института, но уже считалась опытным преподавателем русского языка. Ученики и их родители относились к ней уважительно, называя по имени и отчеству.
На уроки почти все ребята приходили вовремя, не смотря на то, что шли они в школу из нескольких деревень, из торфяного городка и из санатория нефтяников. Вот только ученик по фамилии Савушкин частенько опаздывал.
В один из январских дней, когда Анна Васильевна только начала урок, объясняя ученикам, что такое существительное, на пороге класса уже привычно возник опоздавший Савушкин. Учительница подождала, пока он усядется, и продолжила урок. Она предложила назвать детям примеры существительного.
Ученики наперебой стали называть те предметы, что каждый день видели вокруг себя. Все они называли правильные примеры, и только в конце поднялся Савушкин, который в качестве примера существительного назвал «зимний дуб».
Анна Васильевна пыталась его поправить, сказав, что существительным является только слово «дуб», но Савушкин стоял на своем, и говорил про «зимний дуб». В результате, Анна Васильевна велела ему после уроков зайти в учительскую.
Когда Савушкин пришел в учительскую, Анна Васильевна попыталась узнать, почему он опаздывает в школу. Савушкин сказал, что он живет при санатории, и что выходит в школу за целый час. Учительница не поверила ему, потому что знала, что путь от санатория до школы по шоссе занимает всего пятнадцать минут.
Но Савушкин сказал, что он ходит не по шоссе, а напрямую, через лес. Так и не поняв причину опозданий ученика, Анна Васильевна решила побеседовать с его матерью, которая работала в санатории нянечкой. В тот день мать Савушкина выходила на работу во второй половине дня, и учительница попросила Савушкина проводить ее к ней.
Савушкин повел Анну Васильевну короткой дорогой. Едва они вошли в лес, как словно бы очутились в сказке. Деревья стояли, засыпанные снегом, а на снегу виднелись следы различных животных. Савушкин показал учительнице следы лося, а потом привел к ручью, который не замерзал даже зимой. А уже на выходе из леса учительница увидела зимний дуб, который стоял на поляне, весь усыпанный снегом. Дуб был могучий и очень красивый в своем зимнем наряде.
Савушкин с увлечением принялся открывать тайны зимнего дуба. У корней могучего дерева нашли приют множество животных. Савушкин показал Анне Васильевне спящего ежика, лягушку, которая неподвижно лежала под снегом и других мелких животных.
Анну Васильевну так увлекло лесное путешествие, что она не заметила, как прошло больше часа. Теперь она поняла, почему Савушкин опаздывал в школу, когда шел короткой дорогой. Сначала она посоветовала ученику ходить школу по шоссе, но потом передумала и разрешила ему ходить через лес.
Анна Васильевна попрощалась с Савушкиным и пошла обратно к школе. А он остался стоять возле дуба, провожая ее взглядом.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Нагибина «Зимний дуб» заключается в том, что не следует быть поспешным в суждениях. Анна Васильевна считала, что Савушкин обманывает ее, и опаздывает в школу из-за того, что с кем-то играет на улице перед школой. Но оказалось, что ее ученик знает и понимает красоту природы, и именно из-за этой красоты он и опаздывает на уроки.
Рассказ Нагибина «Зимний дуб» учит быть внимательным к людям, ценить красоту природы.
В рассказе мне понравился школьник Савушкин, который любит природу, понимает ее красоту. Савушкин показал учительнице, каким красивым может быть зимний лес и как много тайн он хранит от людей.
Какие пословицы подходят к рассказу Нагибина «Зимний дуб»?
Какой лес без чудес.
Снег лежит, земля – не дрожит.
Короткий путь еще не самый верный.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.