миф скотный двор царя авгия чему учит

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг).

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла.
Миф «Скотный двор царя Авгия» (шестой подвиг).

Цель урока: дать понятие «герой» в древнегреческой мифологии, рас­крыть многозначность этого понятия.

Оборудование урока: сборники мифов, рисунки учеников.

Методические приемы: проверка домашнего задания, рассказ учителя, беседа о прочитанном.

I. Проверка домашнего задания.

— Кто такой Геракл? Каково его происхождение?

— Кто были родители Геракла?

— Почему жена Зевса Гера преследовала героя с самого рожде­ния?

— Как проявляет себя Гера в этом отношении к Гераклу?

— Кто такой Эврисфей?

(Геракл — величайший герой Греции, сын Зевса и смертной женщины Алкмены. Ревнивая Гера перехитрила своего царственного мужа Зевса, кото­рый ожидал от Алкмены сына — будущего великого героя, призванного властвовать над всеми родственниками, ведущими свой род от сына Зевса Персея. Гера взяла с Зевса клятву, что повелевать будет тот из рода Персеидов, кто родится первым, ускорила роды у одной из женщин Персеидов, и родился слабый, больной Эврисфей. Геракл родился позже, и Гера преследо­вала его с самого рождения, в этом проявляются черты, характерные для обычной, земной, ревнивой и мстительной женщины.)

— Почему Геракл оказался на службе у Эврисфея?

— Каких «двойников» Геракла вы знаете в мифах других народов?

(Подобные Гераклу боги-герои были и у других народов. Например, Герку­лес у римлян, Гильгамеш у вавилонян, финикийский Мелькарт: и эти герои ходили на край света, совершали великие подвиги и страдали, подобно Ге­раклу.)

— Какие подвиги совершил Геракл? Какие подвиги произвели на вас самое сильное впечатление?

(Например, победа над немейским львом, лернейской гидрой, путешест­вие за яблоками Гесперид.)

Слушаем пересказы наиболее запомнившихся мифов (3-4 человека), класс дополняет отвечающих.

II. Беседа по теме урока

Итак, Геракл — герой, особенно любимый и почитаемый древними греками. А кто такой герой? Слушаем ответы, обращаемся к толковым словарям. По Ожегову, герой — это…..

1. Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

2. Главное действующее лицо литературного произведения.

— Можно ли назвать Геракла героем с точки зрения обоих значе­ний?

(Да, можно. Но есть еще одно значение слова «герой», которое было рас­пространено в Древней Греции: «Герой — это сын или потомок божества и смертного человека, полубог. Обычно герой наделен сверхчеловеческими воз­можностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмер­тия» (Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1996).

Записываем определение понятия «герой» в тетрадь.

— Как по-вашему, на чем основано такое определение?

(Герой — необычный человек, а люди с особыми возможностями встре­чаются редко, объяснить их редкие дарования — будь то храбрость, сила или редкий по красоте голос — иначе как божественным происхождением трудно. И сейчас мы говорим: «божественно силен (красив)», «божествен­ный голос».)

Получается, что Гераклу подходят все три определения, значения слова «герой»: он сын Зевса и земной женщины Алкмены; он главное действующее лицо одного из самых популярных циклов мифов: он нео­бычен по своей храбрости, доблести — он совершает двенадцать подви­гов, вступая в борьбу с чудовищами и побеждая их. Но с немейским львом или лернейской гидрой все понятно — они чудовища, победить их — геройство. Но один из известных подвигов, давший «крылатое» вы­ражение «расчистить авгиевы конюшни», пожалуй, удивляет.

— В чем же тут подвиг — очистить конюшни от навоза?

Читаем миф «Скотный двор царя Авгия». Отмечаем его особенности: Авгий, царь Элиды, был сыном лучезарного Гелиоса, бога Солнца. Пос­мотрим, как соединяется в мифе возвышенное, прекрасное, и земное, бытовое, низкое — Геракл должен был убрать навоз с громадного скот­ного двора. Это земное, обыденное было важной частью жизни древнего человека. Обратим внимание, какими сравнениями награждены быки из многочисленных стад Авгия: «с белыми, как снег, ногами», «красные, каксидонский пурпур», «белые, как лебеди». А один бык, «отличавший­ся необыкновенной красотой, сиял подобно звезде». Согласитесь, нео­бычное с точки зрения современного человека сравнение.

— Какое решение нашел Геракл для выполнения неразрешимой, казалось бы, задачи?

(Геракл прибег к очистительной и мощной помощи воды: вода двух рек в один день унесла весь навоз со скотного двора. В этом подвиге проявилась не только необыкновенная физическая сила героя (разрушил стену, окружав­шую скотный двор и повернул русла рек), но и сила его ума, изобретатель­ность (он нашел остроумное решение проблемы).

— За что Геракл отомстил Авгию? В чем проявилось коварство царя Элиды?

(Авгий дал Гераклу заведомо невыполнимую задачу и тем самым обманул его. Обманул дважды: не расплатился за выполненную по договору работу. Геракл отомстил Авгию за несправедливость. Месть Геракла изображает­ся справедливой. Она распространилась даже на союзников Авгия.)

— Не напоминает ли рассказ о мести Геракла одному из союзни­ков Авгия, Нелею, какую-то сказочную историю?

— Какое значение имеет этот подвиг Геракла для мировой исто­рии?

(Эта история положила начало Олимпийским играм: после победы над Авгием Геракл принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры. (Читаем об истории Олимпийских игр в учебнике.) Они важны еще и тем, что во время их проведения по всей Греции объявлялся мир. Греки высо­ко ценили победителей олимпиад. То есть человек ценился не только за во­инские доблести, но и за победы в мирных спортивных состязаниях. Греки даже вели летоисчисление по Олимпийским играм:)

— Какие детали мифа об этом подвиге Геракла кажутся вам ска­зочными, а какие — достоверными?

(Рассказ о превращениях Периклимена фантастичен, а действия Герак­ла похожи на правду, в том числе упоминание о том, что Геракл своими ру­ками обсадил священную равнину, где каждые четыре года проводились олимпийские игры, оливами. Победитель игр венчался оливковой ветвью.).

IV. Доклад ученика. Тема доклада:

« История Олимпийских игр и их возобновлении в современном мире».

Список используемой литературы:

1. Н.Е. Смирнова, Н. Н. Ципенко «Литература. Русские и зарубеж­ные произведения. Игровые уроки. 5-6 классы».

2. Н.В. Егорова «Поурочные разработки по зарубежной литературе», к программах: В.Я. Коровина (М.: просвещение); Т.Ф. Курдюмовой (М.: Дрофа); А.Г. Кутузова (М.: Дрофа).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по литературе «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия».

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Тема урока. Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла (в переложении Куна): «Скотный двор царя Авгия».

Цель урока. Познакомить учеников с мифами Древней Греции через прочтение подвигов Геракла; продолжать работу по изучению мифа «Скотный двор царя Авгия»; способствовать формированию интереса к литературе.

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать опрелеления «книга», «чтение», «библиотека»; уметь анализировать художественные тексты; уметь выразительно читать художественные произведения.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): уметь самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее; способность извлекать информацию из различных источников, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном решении проблем.

Личностные: проявление интереса к чтению художественной литературы, совершенствование духовно-нравственных качеств личности, уважительное отношение к литературе.

Тип урока. Комбинированный урок

Оборудование: мультимедийная доска, учебник, презентация, аудиозапись подвига Геракла, раздаточный материал.

Мотивация учебной деятельности

Во дворце одного очень богатого хана была зеркальная комната. Все стены, пол и потолок в ней были из зеркал. Однажды в этот зал попала собака и застыла, как вкопанная. Со всех сторон ее окружали собаки. Она оскалилась. Зеркала многократно отразили ее оскал, и собаки вокруг тоже показали клыки. Собака в ужасе залаяла, и эхо вновь многократно отразило ее лай. Всю ночь собака металась по залу, лаяла и кидалась на мнимых зеркальных врагов. Утром ее нашли мертвой.
А все могло сложиться иначе, будь она немного дружелюбнее и протяни лапу и повиляй приветливо хвостом, вместо злобного оскала.

— Ребята, чему учит эта притча? Какую мысль хотел донести до нас автор?

Отгадай героя и определи тему урока.

— Он мужественный, сильный, справедливый, отважный… (Геракл)

— Царь, обладал многочисленными стадами, для которых были выстроены на скотном дворе огромные конюшни (Авгий)

— О каком мифе пойдет речь? Какова тема урока?

Мифы – это огромная сокровищница художественных образов, прекрасных произведений искусства.

4. Актуализация знаний.

Тестирование с последующей взаимопроверкой

1. Кто был божественным отцом Геракла?

А) Зевс Б) Посейдон В) Гелиос

А) Гарпию Б) Двух огромных змей В) Кентавра

3. Чью шкуру Геракл всегда носил на спине?

А) Каледонского вепря Б) Немейского льва В) Сфинги

4. Как звали царя, очистка скотного двора которого стала одним из подвигов Геракла?

А) Мидас Б) Эврисфей В) Авгий

5. Почему Геракл должен был совершить 12 подвигов?

А) Чтобы освободиться от службы у царя Эврисфея

Б) Чтобы стать знаменитым

Авгий был сыном Гелиоса, бога

А) воды; Б) солнца; В) огня.

7. Среди стад Авгия было

А) 15; Б)18 ; В) 12 быков, посвящённых богу Гелиосу.

8.Геракл предложил Авгию очистить в один день скотный двор, если он согласится отдать

А) пятую; Б) третью; В) десятую часть своих стад.

9. Геракл отомстил Авгию за обман, убив его в бою

А) мечом; Б) стрелой; В) пикой.

10. В честь своей победы Геракл учредил Олимпийские игры, которые стали проводиться раз в А) 4; Б) 2; В) 3 года.

Изучение новых знаний, формирование новых умений

— Пересказ 6 подвига

— Выступление учеников с индивидуальными заданиями

Гераклу совершать подвиги помогала не только поддержка богов с Олимпа, но и недюжинная физическая сила. Нам тоже надо восстановить свои силы (физ. минутку проводит один из учеников)

Под музыку сиртаки: представьте себя богами, героями Древней Греции покажите величественную осанку, гордый поворот головы под музыку народного греческого танца.

Закрепление, систематизация, применение знаний

Собрать пазл, объяснить, что изображено на картинке

Придумать свое оригинальное название мифу «Скотный двор царя Авгия»

Викторина «Олимпийские игры Древней Греции»

1. Кто мог быть участником Олимпийских игр? (В олимпийских состязаниях участвовали только свободнорожденные греки. Ни рабы, ни варвары (иноземцы) не имели на это права. Женщины не участвовали в олимпийских состязаниях.)

2. Когда проходили первые Олимпийские игры? (Первыми Олимпийскими играми древних греков считаются игры 776 года до н. э.)

3. Могли ли женщины быть зрителями Олимпийских игр? (Женщинам запрещалось под страхом смертной казни присутствовать на олимпиадах в качестве зрителей.)

4. Какой была главная награда победителей Олимпийских игр? (Победители на играх получали в награду оливковый венок и пользовались великим почетом.)

5. Как звали императора, запретившего Олимпийские игры? (Существовали игры до 393 года н. э., затем были запрещены императором Феодосием как несовместимые с христианством.)

6. По каким видам спорта проходили состязания? (Бег, борьба, кулачный бой, метание диска и копья, а также состязания колесниц.)

7. Что значит объявление «священного мира»? (Прекращались войны, и вчерашние враги мирно

Викторина «Олимпийские игры нашего времени»

1. Что из себя представляет олимпийский флаг? (Олимпийский флаг представляет собой белое полотнище с пятью кольцами (синего, желтого, черного, зеленого и красного цветов) в центре.)

2. Что обозначает олимпийский символ – пять переплетенных колец? (Пять переплетенных колецолицетворяют единство пяти континентов.)

3. Какой девиз у олимпийцев? («Быстрее, выше, сильнее!»)

4. Какой талисман был на Олимпиаде-80 в Москве? (Бурый медвежонок.)

5. К какой олимпиаде готовилась Россия и город Сочи? (Россия и город Сочи готовятся к зимним Олимпийским играм 2014 года.)

Подведение итогов урока

Просмотр видеоролика о подвигах Геракла

— Написать письмо Гераклу (выразить восхищение, рассказать о своем подвиге)

— Какова тема, основная мысль мифа?

-Чем вам понравился этот миф?

Сегодня на уроке я узнал, что…

Сегодня на уроке было интересно…

Сегодня на уроке у меня возникли трудности с…

Сегодня на уроке мне понравилось…

Синквейн на темы: «Геракл» «Миф», «Подвиг» (на выбор).

Прочитать миф «Яблоки Гесперид».

От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов или создать кроссворд по мифам о подвигах Геракла.

Заключительное слово учителя. Оценивание учителем

Источник

Подвиг шестой. Скотный двор царя Авгия

Подвиг шестой. Скотный двор царя Авгия

Конюшни – дом для скота. Скот – силы инстинктов. Скотный двор полон доверху навозом и источает зловоние. Скотный двор – дом инстинктивных сил, которые при разумном управлении ими, выполняют созидательную работу. Дом имеет аналогии с сознанием, но этот дом уже давно никто не чистил, т.е. это сознание, заполненное «нечистотами» мыслей и чувств. Геракл очищает сознание. Воды реки – символ очищения, действенной активной силы, уносящей все сгнившее (см. «Вода»).

Этот подвиг говорит об очищении души и сознания от отходов, созданных негармоничной деятельностью психо-ментальной сферы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Золотые канаты царя Соломона

Золотые канаты царя Соломона Участник одного из крестовых походов, сэр Гудвин Пытливый, добрался-таки до легендарных Золотых канатов царя Соломона. Пропущенные через чугунные кольца и закрепленные веревками канаты из чистого золота свисали с потолка одного из залов

Из завещания мексиканского царя

Из завещания мексиканского царя Все на земле имеет свой предел, и самые могущественные и радостные падают в своем величии и радости и повергаются в прах. Весь земной шар – только большая могила, и нет ничего на его поверхности, что бы не скрылось в могиле под землею. Воды,

ДВОР КОРОЛЯ ГАМБРИНУСА

ДВОР КОРОЛЯ ГАМБРИНУСА Я оставлю винные реки и перейду к пивному морю. Любители вина поклонялись Бахусу, а любители пива — Гамбринусу. Этот славный владыка, которого легенда сделала открывателем пива и которого обычно изображают сидящим на бочке с кружкой пенящегося

Подвиг шестой. Скотный двор царя Авгия

Подвиг шестой. Скотный двор царя Авгия «Стимфальские птицы были последним порождением чудовищ в Пелопоннесе, а так как власть Эврисфея дальше пределов Пелопоннеса не распространялась, Геракл решил, что его служба царю окончена. Но могучая сила Геракла не позволяла ему

УПРАВЛЕНИЕ МУДРОГО ЦАРЯ

УПРАВЛЕНИЕ МУДРОГО ЦАРЯ Ян-Чжу встретился с Лаоцзы и спросил:– Можно ли сопоставить с мудрым царем человека сообразительного и решительного, проницательного и дальновидного, который без устали изучает Великий Путь?Лаоцзы ответил:– При сопоставлении с мудрым такой

ДВОР БЕЗ ВОРОТ

ДВОР БЕЗ ВОРОТ Однажды группа братиев из скита решила отправиться к авве Антонию. Взойдя на корабль, чтобы отплыть к нему, они расположились рядом с одним из старцев.На протяжении всего пути братии без устали говорили об изречениях святых отцов и словах из Писания.

Два царя и два их лабиринта277

Два царя и два их лабиринта277 Верные люди рассказывают (а остальное знает Аллах), что в давние времена вавилонской землей правил царь, который собрал однажды своих зодчих и повелел им воздвигнуть такой головокружительный и хитроумный лабиринт, что здравомыслящие мужи не

Двор Двор рассматривается прежде всего как срединная точка, как центр, на который ориентируются люди. Стремление перемещаться вокруг некоего центрального пункта имеет очень древнюю природу, оно наблюдается даже у шимпанзе. Первоначально сам этот пункт был подвижен. Он

«У Авгия». Автоматический ресторан

«У Авгия». Автоматический ресторан Вот сильнейшее возражение против образа жизни закоренелого холостяка: он принимает пищу в одиночестве. Еда в одиночку быстро делает человека жестким и грубым. Кто к ней привычен, должен, чтобы не опуститься, жить по-спартански.

Источник

Конспект урока на тему «Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия»» (6 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Конспект урока по литературе в 6 классе

Тема урока: Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Миф «Скотный двор царя Авгия»

— проанализировать содержание одного из мифов о Геракле; совершенствовать навыки сопоставительной работы произведений литературы и изобразительного искусства;

-развивать воображение и понимание связи современности с далеким прошлым;

-воспитывать интерес к культуре других народов.

Личностные: формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; формируем умение высказывать свое отношение к героям.

Познавательные УУД: формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов, применение методов информационного поиска; выдвижение гипотез и их обоснование.

Коммуникативные УУД: формируем умение слушать и понимать других; формируем умение оформлять свои мысли в устной форме, работать в паре.

Регулятивные УУД: формируем умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Предметные: формируем умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, портрет писателя, репродукции картин П. Батони «Геркулес на распутье», Д. Рейнодса «Младенец Геракл, удушающий змей». Текст мифа «Скотный двор царя Авгия».

2.Актуализация опорных знаний.

1.Проверка домашнего задания.

-Какая тема объединяет творчество А.Ахматовой,Н.Рубцова, Г.Тукая, К.Кулиева.

-К какому роду литературы относятся?

3.Изучение нового материала.

-формулируем цели и задачи.

-Каково происхождение Геракла?

-Кто были его родители?

Геракл – один из самых популярных героев греческого эпоса, обладавший необыкновенной физической силой, храбростью, благородством. В мифах он покоряет грозные силы природы, уничтожает чудовищ, побеждает вероломных царей, совершая все эти подвиги во имя благополучия народа.

Какие из подвигов Геракла произвели на вас самое сильное впеч

Герой – 1. человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности; 2. главное действующее лицо литературного произведения.

Можно ли назвать Геракла героем? (метод Микрофон)

Учитель. Можно. Но есть еще одно значение слова «герой», распространенное в Древней Греции: «Герой – это сын или потомок божества и смертного человека; полубог. Обычно герой наделен сверхчеловеческими возможностями и непомерной силой, но, в отличие от богов, лишен бессмертия».

Гераклу подходят все три определения. Однако какой из совершенных героем подвигов представляется вам совсем не геройским? (Очищение конюшен царя Авгия от навоза. Геройское ли это дело?!) Ответим на этот вопрос позже.

Анализ шестого подвига Геракла. Чтение мифа с сопутствующими вопросами:

Как сочетается в сюжете возвышенное, прекрасное и обыденное, бытовое, земное? (Авгий, царь Элиды – сын Гелиоса, бога солнца; необходимость убрать навоз с огромного скотного двора)

Какое решение нашел Геракл для выполнения неразрешимой, на первый взгляд, задачи? Как вы думаете, в чем заключается смысл существующего в языке выражения «очистить Авгиевы конюшни»?

Какие качества героев проявились в этом подвиге? (Необыкновенная физическая сила, изобретательность и находчивость, а значит, и ум.)

В чем проявилось коварство Авгия и как Геракл отомстил царю Элиды за неблагодарность? Не напоминает ли это вам какую – то сказочную историю? (В сказке А.Пушкина «О царе Салтане» князь Гвидон оборачивается шмелем и мстит Бабарихе)

Какое значение имеет это подвиг Геракла для мировой истории? (Было положено начало Олимпийским играм: после победы на Авгием Геракл принес жертвы олимпийским богам и учредил Олимпийские игры)

Можно ли считать очищение конюшен героическим деянием?

4.Закрепление изученного материала.

-Сообщение ученика об Олимпийских играх и их возобновлении в современном мире.

5.Подведение итогов урока.

-Устный ответ на вопрос: На сегодняшнем уроке я узнал… понял… выяснил для себя… сделал вывод…

7.Домашнее задание. Прочитать миф о двенадцатом подвиге Геракла.Начальный и средний уровни компетентности: пересказать данный миф.Достаточный и высокий уровни компетентности: составить план мифа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *