методика преподавания астрономии в средней школе пособие для учителя

Методика преподавания астрономии в средней школе пособие для учителя

Астрономические знания являются одним из важнейших компонентов научной картины мира, создаваемой в сознании школьников, и существенно необходимы для формирования их научного мировоззрения. Необходимость начального астрономического образования учащихся средних учебных заведений признается всеми современными педагогами и учеными-методистами.

Пособие для учителей «Методика преподавания астрономии в средней школе» издавалось в нашей стране 4 раза. Последнее издание книги, написанной большим авторским коллективом астрономов и педагогов, было осуществлено в 1985 году. За прошедшие 15 лет в результате политических изменений в стране и реформе высшей и средней школы стали другими задачи преподавания и содержание курса астрономии в средних учебных заведениях.

Резко обострились противоречия между необходимостью сообщения некоторого минимума начальных астрономических знаний, важных для образования всех без исключения учащихся общеобразовательных школ и низким качеством преподавания астрономии в старших классах тех школ, где она еще остается одной из обязательных учебных дисциплин. Одной из причин критического состояния школьной астрономии является недостаточная специальная подготовка большинства учителей астрономии, закончивших физические факультеты педагогических институтов до начала 90-х годов, не только не владеющих методикой преподавания астрономии в школе, но даже плохо знающих свой предмет, недостаток учебной, специальной и методической литературы для средних учебных заведений и педвузов.

В конце 90-х годов был сделан ряд важных открытий в астрономии (коричневые карлики, внесолнечные планетные системы, транснептуновые объекты и т.д.) и космонавтике, не нашедших достаточного освещения в учебниках астрономии средней школы и соответствующих методических пособиях.

Первая часть пособия посвящена в основном методике формирования понятий классической астрономии (астрометрии и небесной механики), изучаемых в средних учебных заведениях в первой половине учебного года.

Вторая часть пособия посвящена методике формирования понятий современной астрономии (астрофизики, космогонии и космологии), изучаемых в средних учебных заведениях во второй половине учебного года.

Особое внимание уделялось ознакомлению учителей с основными идеями современной науки и последним новостям астрономии и космонавтики. За счет высокой информационной насыщенности текста пособие включает в себя весь необходимый учебный материал по астрономии. Выделенный мелким шрифтом текст предназначен в первую очередь для учителей, для их наиболее полной информированности по данным вопросам и отвечает по уровню сложности материалу, изучаемому в курсе «Общей астрономии» («Астрофизики») студентами физико-математических факультетов педвузов.

При подготовке книги автор использовал архивные материалы, различные литературные источники, труды по методике преподавания астрономии в средних и высших учебных заведениях, официальные нормативные документы, учебные программы, учебники и пособия, материалы собственных исследований, протоколы педагогических съездов и конференций ВАГО и т.д.

Материал книги был апробирован в школах Челябинской области, Магнитогорском, Челябинском и Уссурийском педвузах и получил хорошие отзывы со стороны педагогов, учителей, студентов и школьников.

Мы с глубокой признательностью примем все замечания и дополнения по поводу содержания книги и постараемся учесть их для последующей редакции.

Наш почтовый адрес:

455043 Российская Федерация, г. Магнитогорск, пр. Ленина, д. 112 к. 46

Источник

Методика преподавания астрономии \ Сборник книг для учителя

С 2017 года в старшую школу возвращается астрономия. Единственным рекомендованным учебником является «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» (авторы Б. А. Воронцов-Вельяминов, Е. К. Страут). Вместе с данным учебником УМК Воронцов-Вельяминов составляют: Рабочая программа к учебнику Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е. К. Страута «Астрономия. Базовый уровень. 11 класс» (2017), Поурочное планирование, Методическое пособие, но подробной книги для учителя по методике преподавания астрономии в средней школе, которая была издана хотя бы 10 лет назад нет.

Однако книги по методике астрономии существуют и они могут существенно помочь в преподавании предмета «Астрономия», т.к. основы ее за последнюю сотню лет не изменились. Что же касается современных открытий астрономии, то необходимо проводить самостоятельный поиск научных новостей в сети Интернет, опираясь на рабочую программу.

В сборник книг по методике преподавания астрономии включены:

1. М.Е. Набоков. Методика преподавания астрономии, 192 стр.
2. В.А. Шишаков. В помощь учителю астрономии, 152 стр.
3. Е.П. Левитан. Методика преподавания астрономии в средней школе, 227 стр.

Особенно следует отметить последнюю книгу, т.к. вторая ее часть представляет собой поурочные разработки по астрономии (всего 32 урока), но следует помнить, что большая часть из них имеет устаревшую или неполную информацию.

Источник

Библиотека старых советских учебников по Астрономии и Археологии

Скачать Советский учебник

методика преподавания астрономии в средней школе пособие для учителя. metodika astronomii 1965 10a48. методика преподавания астрономии в средней школе пособие для учителя фото. методика преподавания астрономии в средней школе пособие для учителя-metodika astronomii 1965 10a48. картинка методика преподавания астрономии в средней школе пособие для учителя. картинка metodika astronomii 1965 10a48.

Назначение: Для учителей

Авторство: Ефрем Павлович Левитан

Формат: DjVu, Размер файла: 4.12 MB

СОДЕРЖАНИЕ

Часть первая Общие вопросы преподавания астрономии

Глава 1. Астрономия как общеобразовательный учебный предмет …5

§ 1. Из истории преподавания астрономии в нашей стране

§ 2. Основные задачи преподавания астрономии …3

§ 3. Связь астрономии с другими школьными предметами 9

Астрономия и физическая география…—

Астрономия и физика

Астрономия и математика

Астрономия и обществоведение

Астрономия и другие школьные предметы

§ 4. Формирование основ материалистического мировоззрения …12

Единство и многообразие мира. Всеобщая связь явлений в природе …14

Движение материи …13

Пространство и время. Бесконечность и вечность Вселенной …16

Основной вопрос философии и коренные задачи науки 17

Познаваемость мира и его закономерностей …13

Законы диалектики …19

§ 5. Атеистическое воспитание в процессе преподавания астрономии …21

§ 6. Методы преподавания астрономии …23

§ 7. Домашние задания и система учета знаний …25

Учет знаний учащихся …26

§ 8. Решение задач в курсе астрономии …28

Примеры задач, решаемых с подвижной картой звездного неба …32

§ 9. Школьный астрономический кружок …34

§ 10. Некоторые формы внешкольной работы по астрономии 36

Учебные лекции по астрономии, читаемые в планетариях

Астрономические кружки и клубы при планетариях и народных обсерваториях …37

Экскурсии по астрономии …39

§ 11. Подготовка к преподаванию астрономии …39

Предварительная подготовка к преподаванию астрономии 39

Планирование курса …40

Учет специфики сельских, вечерних и специальных школ 41

Подготовка к уроку …42

Глава II. Приборы и наглядные пособия …44

§ 12. Школьные телескопы…—

§ 13. Школьная астрономическая площадка и обсерватория 50

§ 14. Карты, атласы, календари и справочники …54

§ 15. Модели и приборы по сферической и практической астрономии …56

Модели небесной сферы…—

Прибор для демонстрации связи линий небесной сферы и Земли …57

Приспособления для практических работ …61

§ 16. Приборы для демонстрации движения искусственных спутников Земли …65

§ 17. Модели планетной системы …68

§ 18. Другие модели по курсу астрономии …70

Модель для объяснения приливов…—

Модель для объяснения параллаксов …71

Модели лунной поверхности …72

Модель солнечной грануляции…—

Пространственная модель расположения ближайших к Солнцу звезд …73

§ 20. Диапозитивы, диафильмы, кинофильмы, таблицы 77

Глава III. Астрономические наблюдения и практические занятия …80

§ 21. Роль и специфика наблюдений…—

§ 22. Изучение звездного неба…—

§ 23. Наблюдения Луны …85

§ 24. Наблюдения Солнца …86

§ 25. Наблюдения планет …89

§ 26. Наблюдения метеоров …92

§ 27. Наблюдение искусственных спутников Земли …93

§ 28. Наблюдения по темам звездной астрономии …96

Телескопические наблюдения звезд…—

Ознакомление с переменными звездами …97

Наблюдения звездных скоплений и туманностей…—

§ 29. Тематика и планирование групповых наблюдений и практических занятий …98

§ 30. Содержание групповых наблюдений и практических

Занятие № 1. Ориентировка по звездному небу

Занятие № 2. Приближенное определение координат небесных светил и географической широты …100

Занятие № 3. Наблюдение Луны и планет в телескоп 102

Занятие № 4. Наблюдение Солнца в телескоп…—

§ 31. Организация групповых наблюдений и практических занятий …102

Часть вторая Поурочный анализ курса астрономии

Глава IV. Введение в астрономию… 104

Урок 1. Предмет астрономии…—

Урок 2. Небесная сфера и ее значение для практики 108

Урок 3. Небесная сфера и Земля …110

Вопросы для повторения темы «Введение в астрономию» 113

Глава V. Развитие представлений о Земле и Солнечной системе 114

Урок 4. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира…—

Урок 5. Истинное движение планет и законы Кеплера 117

Урок 6. Форма и движение Земли. 120

Урок 7. Определение расстояний до небесных тел и размеров небесных тел …123

Урок 8. Закон всемирного тяготения и его следствия 125

Урок 9. Теоретические основы запуска искусственных

спутников Земли и космических ракет …128

Урок 10. Достижения Советского Союза в освоении космического пространства …134

Вопросы для повторения темы «Развитие представлений о Земле и Солнечной системе»…139

Глава VI. Основные практические применения астрономии и методы изучения светил …140

Урок 11. Определение положений светил по их горизонтальным и экваториальным координатам…—

Урок 12. Связь высоты полюса мира с географической широтой места …144

Урок 13. Видимое годовое движение Солнца и его объяснение …146

Урок 14. Измерение времени. Истинное и среднее солнечное время …149

Урок 15. Системы счета среднего солнечного времени 152

Урок 16. Календарь. Обзор основных практических применений астрономии …155

Урок 17. Телескоп и фотография …158

Урок 18. Понятие о спектральном анализе и радиоастрономии …161

Вопросы для повторения темы «Основные практические применения астрономии и Методы изучения светил» 166

Глава VII. Физическая природа тел Солнечной системы 167

Урок 19. Движение и фазы Луны. Затмения…—

Урок 20. Физическая природа Луны …170

Урок 21. Строение Солнечной системы. Планеты земной группы …173

Урок 22. Физическая природа планет-гигантов …176

Урок 23. Природа комет и метеорных тел …179

Урок 24. Физическая природа Солнца …182

Урок 25. Солнечная активность и ее земные проявления 186

Вопросы для повторения темы «Физическая природа тел Солнечной системы»…190

Глава VIII. Звезды и звездные системы. Строение Вселенной 191

Урок 26. Основные физические характеристики звезд 192

Урок 27. Двойные, переменные и новые звезды …197

Урок 28. Звездные скопления. Диффузная материя 201

Урок 29. Галактики. Бесконечность Вселенной …203

Вопросы для повторения темы «Звезды и звездные системы. Строение Вселенной»…208

Глава IX. Происхождение и развитие небесных тел…—

Урок 30. Современные представления о происхождении и эволюции звезд 210

Урок. 31. Происхождение и эволюция планет и Земли 213

Урок 32. Заключительный урок астрономии …216

Список использованной литературы …220

КАК ОТКРЫВАТЬ СКАЧАННЫЕ ФАЙЛЫ?

СМОТРИТЕ ЗДЕСЬ

СКАЧАТЬ DjVu

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ

АСТРОНОМИЯ КАК ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

§ 1. ИЗ ИСТОРИИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ В НАШЕЙ СТРАНЕ

Важную роль в совершенствовании преподавания астрономии играло Русское астрономическое общество, организованное в Петербурге в 1890 г. по инициативе прогрессивно настроенных астрономов и педагогов.

Постепенно приобретают все большее распространение идеи преподавания астрономии на основе самостоятельных наблюдений учащихся. Так, А. Гатлих в предисловии к книге «Начатки космографии» (1899 г.) писал: «Учащийся должен сам убедиться в том, что небесный свод поворачивается с востока на запад, что Полярная звезда почти остается на месте, что вид звездного неба в один и тот же час не один и тот же в разные дни года, что Солнце восходит и заходит не в одной и той же точке горизонта, что Луна быстро перемещается между звездами и пр. Он должен непременно различать на небе важнейшие созвездия и звезды первой величины, уметь приближенно определить полуденную линию и истинный полдень».

В 1911 г. была опубликована книга Н. Ф. Платонова «Практические занятия по начальной астрономию), в которой наблюдения и практические занятия по астрономии анализировались в соответствии с возрастными особенностями учащихся и их интересами.

Н. Ф. Платонов подчеркивал, что наблюдения необходимо проводить до изучения явлений в классе, а также обращал внимание учителей на желательность любительской работы с учащимися, проявляющими интерес к изучению астрономии.

Методические идеи и лучший опыт прогрессивного русского учительства впоследствии стал основой развития советской методики преподавания астрономии.

В июне 1917 г. состоялось Второе Всероссийское совещание преподавателей физики, химии и космографии в Москве. Оно происходило в канун Великой Октябрьской социалистической революции, когда учительство почувствовало некоторую относительную свободу выражения своих мыслей и могло обратить внимание на мировоззренческие вопросы. Докладчиками были по большей части молодые учителя, вводившие в преподавание астрономии и наблюдения и, насколько это было возможно, вопросы мировоззрения.

Докладчики (Н. Ф. Платонов, К. Л. Баев, М. Е. Набоков, П. А. Симагин, Д. В. Лермантов) сообщали о состоянии обучения астрономии в школах различных типов того времени (мужские и женские гимназии, реальные училища, кадетские корпуса) и представляли проекты улучшения преподавания. Обобщение этих проектов содержится в резолюции, показывающей, насколько к этому времени педагогическая мысль продвинулась вперед. В резолюции говорилось: «. космография, разделяя со всеми естественными науками воспитательную роль, имеет свое специальное высокое значение: она формирует научное мировоззрение. »

Чтобы оценить значение выдвижения на первое место мировоззренческой роли астрономии как учебного предмета, напомним, что в дореволюционной школе вообще не допускалась критика религии. Практически это приводило к тому, что в русских учебниках конца XIX и начала XX в. не вскрывалась роль открытия Коперника, а говорилось лишь о «гипотезе Коперника о движении Земли», не упоминались имена Галилея и Бруно, почти не затрагивались вопросы космогонии.

В молодой советской школе значение обучения основам астрономии для формирования диалектико-материалистического мировоззрения понималось главным образом как изложение учения о вращении и обращении Земли и биографий ученых, отстаивавших гелиоцентрическую систему мира. Этому в значительной мере способствовало неопределенное и неустойчивое положение астрономии в школе, не сразу выделившейся в самостоятельный учебный предмет. Так, в период «комплексных методов», а затем в период «методов проектов» астрономические темы были разрознены и бессистемно включались в различные годы школьного обучения. «Все это фактически переводило преподавание астрономии в разряд внешкольной работы, и то эпизодической, и приводило к тому, что твердых и цельных знаний об окружающем мире учащиеся не получали, а тем самым задача формирования марксистско-ленинского мировоззрения учащихся в этой области не осуществлялась»1. В 30-х годах астрономия как учебный предмет вошла в советскую среднюю школу, и отметка по астрономии была включена в аттестат зрелости.

Первый стабильный учебник астрономии для средней школы был написан профессорами М. Е. Набоковым и Б. А. Воронцовым-Вельяминовым. В 1947 г. этот учебник был заменен учебником Б. А. Воронцова-Вельяминова.

В послевоенный период методика преподавания астрономии в нашей стране развивалась на основе изучения и обобщения передового опыта советских и зарубежных учителей астрономии.

Начало космической эры (4 октября 1957 г.), замечательные полеты советских космонавтов вызвали огромный интерес к астрономии людей разных возрастов и особенно молодежи. Возросло общеобразовательное значение астрономии. Задачи улучшения преподавания астрономии были обсуждены на III съезде Всесоюзного астрономо-геодезического общества (ВАГО) при Академии наук СССР (Киев, 1960 г.). Съезд констатировал, что до сих пор наблюдавшаяся «тенденция ликвидации астрономии в средних и высших учебных заведениях совершенно недопустима и необоснованна и вызывается непониманием и игнорированием указаний Коммунистической партии Советского Союза по усилению диалектико-материалистического воспитания молодежи и научно-атеистической пропаганды»1. Для повышения квалификации учителей астрономии съезд ВАГО рекомендовал организовать при институтах усовершенствования учителей постоянно действующие семинары. В специальных разделах резолюции съезда ВАГО содержались рекомендации по улучшению преподавания астрономии в университетах и педагогических вузах нашей страны.

Результатом усилий учителей, методистов и астрономической общественности нашей страны явились определенные успехи, достигнутые в преподавании астрономии. Новая программа, по которой астрономия преподается с 1964/65 учебного года, и переработанный в соответствии с нею учебник астрономии (автор проф. Б. А. Воронцов-Вельяминов) лучше тех, по которым советская школа работала раньше, и не идут ни в какое сравнение с дореволюционными. В новой программе усилена мировоззренческая часть курса и достигнута более тесная связь теории с практикой. Созданы новые учебные пособия, наглядные таблицы, учебные кинофильмы и кинофрагменты, освоен промышленный выпуск школьных телескопов, а также некоторых приборов, моделей и других пособий («Школьного астрономического календаря», «Учебного звездного атласа» и др.), необходимых для преподавания астрономии.

§ 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРЕПОДАВАНИЯ АСТРОНОМИИ

Астрономия в советской средней школе является важным общеобразовательным предметом, способствующим развитию и формированию диалектико-материалистического мировоззрения учащихся на основе современных представлений о Вселенной. Идеологическое значение астрономии как учебного предмета является решающим при определении роли астрономии в системе образования и воспитания советской школы.

Являясь мировоззренческим общеобразовательным учебным предметом, астрономия дает учащимся определенный минимум практи-

1 Резолюции III съезда Всесоюзного астрономо-геодезического общества, М., 1960.

ческих знаний и навыков: учащиеся знакомятся с основами практической астрономии (ориентировка на местности, определение географических координат, измерение времени и др.), приобретают некоторые навыки обращения с угломерными и оптическими инструментами (телескоп, школьный теодолит), практикуются в решении задач по астрономии с применением формул, астрономического календаря, карты звездного неба и т. д. Кроме того, изучая основные законы небесной механики, учащиеся получают минимум общеобразовательных сведений, необходимых поколению, живущему в век космической навигации. Учащиеся должны не зазубривать отдельные определения, формулы, выводы, а уметь обосновать их и представлять, с какой целью изучается тот или иной раздел курса, как связан этот раздел с другими, какова его роль в науке, жизни и др.

§ 3. СВЯЗЬ АСТРОНОМИИ С ДРУГИМИ школьными ПРЕДМЕТАМИ

Одна из характерных особенностей развития современных наук — их взаимосвязь и взаимное обогащение — должна найти отражение в школьном преподавании.

Некоторые сведения по астрономии учащиеся приобретают до X класса в соответствии с ныне действующими программами по физике, физической географии, истории. Обобщая и систематизируя эти сведения, нужно использовать все возможности (методические объединения, учительские школьные газеты и др.) для установления связи с предметами, изучаемыми в школе одновременно с курсом астрономии (физика, обществоведение, математика и др.)*

Астрономия и физическая география

В курсе физической географии (V кл.) расширяются и углубляются первоначальные сведения о Земле и небесных светилах, полученные учащимися в начальной школе, а также в определенной системе излагаются сведения о Земле и Солнце.

При изучении различных разделов курса физической географии («План и карта», «Форма и движение Земли», «Погода и климат» и др.) представляется возможность не только познакомить учащихся с физической природой Земли, планет и Солнца, но и провести астрономические наблюдения и практические работы, вполне соответствующие возрастным особенностям учащихся. В курсе астрономии учащиеся знакомятся с обоснованием способов астрономической ориентировки, измерения времени, практического определения географических координат, т. е. получают более целостное представление о вопросах, понятие о которых им было дано в курсе географии. Сведения о физической природе Земли являются важной основой для рассмотрения физической природы планет солнечной системы.

Астрономия и физика

Неразрывная связь астрономической и физической наук отражается в школьном преподавании прежде всего в том, что нередко одни и те же вопросы рассматриваются в курсах обоих школьных предметов («Объяснение солнечного и лунного затмений», «Всемирное тяготение», «Искусственные спутники Земли и космические ракеты», «Телескопы», «Спектральный анализ» и т. п.). Наиболее трудные для учащихся вопросы и темы курса физики (вес и масса, вращательное движение, всемирное тяготение, геометрическая и физическая оптика, строение атомов и их ядер) значительно эффективнее усваиваются учащимися, если при изложении соответствующего материала учитель умело использует астрономические сведения. С другой стороны, изучение физических и технических основ космонавтики в курсе физики позволяет в курсе астрономии сосредоточить основное внимание на астрономических аспектах проблемы.

Изучение физической природы небесных тел в курсе астрономии является логически необходимым завершением формирования физических понятий в средней школе.

Связь преподавания физики и астрономии может осуществляться по следующим направлениям:

а) на протяжении всего курса физики учитель должен, где это возможно, иллюстрировать изучаемый материал примерами, заимствованными из астрономии;

б) изучение ряда вопросов курса физики можно связывать с астрономическими наблюдениями;

в) при изучении курса астрономии необходимо максимально использовать полученные учащимися знания по физике (механика, электричество, оптика); опираться на эти знания при рассмотрении движения и физической природы небесных тел, а также методов астрономических исследований; дополнять знания учащихся по физике сведениями о космической плазме, природе радиоизлучения и др. Все это будет показано на конкретном материале во второй части данной книги.

Астрономия и математика

Отвлеченные математические понятия (прямая линия, угол, параллельные прямые и др.), а также решение прямоугольных и косоугольных треугольников нетрудно связать с разнообразными теоретическими и практическими вопросами астрономии. Разумеется, речь идет не о том, чтобы на уроках математики преподавать астрономию: достаточно ограничиться лишь решением некоторых задач с астрономическим содержанием, а также проведением простейших измерений на небесной сфере. С другой стороны, в курсе астрономии не следует избегать применения формул, простых вычислений, графиков, которые наряду с физическими понятиями должны вводиться не как лишний, дополнительный материал, а как средство и метод научного рассмотрения вопросов современной астрономии.

Астрономия и обществоведение

Обществоведение — важный учебный предмет, в котором в доступной для учащихся форме излагаются основы коммунистического мировоззрения, марксистско-ленинское учение о развитии общества, дается развернутая характеристика социалистического общества.

Наиболее тесно курс астрономии связан с философским разделом курса обществоведения — «Понятие о диалектическом и историческом материализме», знакомящим учащихся с основными философскими законами и категориями. Сущность взаимосвязи курсов астрономии и обществоведения состоит в следующем.

Во-первых, введение курса обществоведения способствует поднятию идеологического уровня преподавания астрономии и решению задачи формирования научно-атеистического мировоззрения учащихся (стр. 12—22). Во-вторых, изложение вопросов диалектического материализма в курсе обществоведения должно опираться на данные современного научного естествознания, и в том числе на достижения астрономии. Решение первой задачи требует от учителя глубокого знания марксистской философии.

В решении второй задачи учителю астрономии придется играть роль консультанта, помогающего учителю обществоведения подобрать доходчивые и содержательные примеры из астрономии для естественнонаучного обоснования важнейших философских категорий.

Астрономия и другие школьные предметы

Следует иметь в виду, что с некоторыми вопросами астрономии учащиеся знакомятся при изучении истории в V—VII классах. («Культура стран Междуречья», «Религия в древнем Египте», «Культура Египта», «Древняя Индия», «Наука древней Греции», «Культура и быт Рима в I в. н. э.», «Ученые — борцы за передовую науку» и др.) Учителю астрономии полезно познакомиться с освещением вопросов астрономии в перечисленных темах и оказать помощь учителю истории в их разъяснении. В процессе изучения астрономии знание истории помогает учащимся представить себе условия, в которых жили и работали ученые, трудами которых была создана современная наука.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *