лермонтов казачья колыбельная чему учит

анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня» буду очень благодарна за помощь

Материнской любви и нежности так не хватало, юному Лермонтову,
рано потерявшему мать и почти не помнящему ее образа.
В его памяти сохранился лишь женский голос, напевающий
добрую колыбельную и маленький портрет еще совсем
молодой матери, висевший в зале.
Наверное, поэтому так врезалась в память поэту колыбельная
песня, которую он услышал из уст молодой казачки укладывавшей
своего сына, находясь в станице Червленой на берегу реки
Терек, где квартировал полк, в котором служил Лермонтов.

Эта песня легла в основу будущего стихотворение.
Но стих приобрёл несколько иной смысл:
поэт не мог в нем обойти войну, которая забирала у
матерей сыновей, убивала их, разоряя семьи, унося светлое
будущее в небытие.

Стихотворение состоит из 6 строф
Размер: разностопный хорей
Стопа двухсложная, с ударением на первом слоге.

Стихотворение звучит как народная песня.
В нём подымается огромный нравственный аспект,
отношение матери к своему ребёнку, затрагивается боль,
чаяния и быт казаков.
Поэт вживается в образ своего персонажа и наполняет
его лиризмом.
«Всё что есть святого, беззаветного в любви матери,
весь трепет, вся нега, вся страсть, вся бесконечность
кроткой нежности, безграничность бескорыстной преданности,
какою дышит любовь матери»

Песня написана ясным и лёгким слогом, постоянные эпитеты
и инверсии, простота поэтического синтаксиса делает песню
народной.
Лермонтов в этом стихотворении раскрывается перед нами в
новом обличие, не в обычном горьком, одиноком, протестующем,
а как поэт открытый к жизни, любящий её всей своей душой.

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» выдержано в духе монолога матери, которая, укладывая спать малыша, рассказывает о том,
что ждет его в будущем.
Первое восьмистишье действительно подошло бы для любой колыбельной,
так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул.
Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», — эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность.

«Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», — предрекает ему мать,
понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка.
Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне.
Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой.
Поэтому поэт от ее имени обещает:
«Дам тебе я на дорогу образок святой».
Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве,
но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Источник

Реферат на тему» Казачья колыбельная в произведении С Екимова и М Лермонтова»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Филиал ГОУСПО «Саратовский областной

колледж искусств» г.Балашове

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В ХОРОВОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ СЕРГЕЯ ЕКИМОВА НА СТИХИ МИХАИЛА ЛЕРМОНТОВА « КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ».

Нужно сказать, что Лермонтов один из самых музыкально одаренных русских поэтов.В детстве Лермонтов учился играть на скрипке, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков. Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его творчестве. Он положил на музыку свою “Казачью колыбельную песню”. “Читая всякую строку, вышедшую из-под пера Лермонтова, будто слушаешь музыкальные аккорды и в то же время следишь за потрясенными струнами, с которых сорваны они рукою невидимою” – писал Белинский. И естественно, что русские композиторы обращались к Лермонтовской поэзии, находили в стихах поэта близкие, волнующие их мотивы.
лермонтов казачья колыбельная чему учит. hello html 1eaa8a22. лермонтов казачья колыбельная чему учит фото. лермонтов казачья колыбельная чему учит-hello html 1eaa8a22. картинка лермонтов казачья колыбельная чему учит. картинка hello html 1eaa8a22.

Как то мне в руки попал сборник нот Сергея Екимова « Три хора на стихи М.Ю. Лермонтова ». Я заинтересовалась, начала искать и изучать материал и открыла для себя новое имя- Сергей Екимов. Это наш современник, композитор и дирижер, член Союза композиторов России и Союза концертных деятелей Санкт- Петербурга. Меня поразила необыкновенная трудоспособность и нескончаемая энергия этого человека. Произведения С. Екимова исполняются во многих городах России и за рубежом: в Армении, Латвии, Литве, Эстонии, Украине, Беларуси, Польше, Венгрии, Австрии, Германии, Франции, Испании, Голландии, Швейцарии, США и Японии. Многие хоровые сочинения С. Екимова входят в репертуар ведущих хоровых коллективов России, записаны на CD, звучат по радио и ТВ, издаются в России и за рубежом. В настоящее время также преподает специальные дисциплины, хоровую аранжировку и композицию на дирижерско-хоровом отделе Санкт-Петербургского музыкального колледжа имени Н. А. Римского-Корсакова.

В итоге хотелось бы подчеркнуть, что в хоре Екимова своеобразно сочетаются классическая песенная традиция и импровизационно – концертная. Связь с первой проявляется в чертах куплетной формы, которые очевидны в структуре произведения. Вместе с тем, благодаря разнообразию вокальных приёмов изложения это произведение представляет свежее воплощение лермонтовских стихов. Таким образом, в произведении Сергея Екимова на стихи М.Ю. Лермонтова «Казачья колыбельная песня» гармонично слились музыка и слово. А если вдуматься – это слияние двух эпох времени и извечная тема материнской любви.

1.Адроников И.Л. «Статьи и комментарии».-Петербург,1964г, Институт русской литературы АНСССР «Пушкинский том».

2.Базанов В.Г. «Статья о Лермонтове»-М., 1981,Издательство «Советская энциклопедия».

3.Лермонтов М.Ю. «Избранные произведения».-М., 1964,Издательство «Детская литература».

4.«Три романса на стихи М.Ю.Лермонтова».- С.-Петербург,2011, Издательство «Союз художников».

Источник

Михаил Лермонтов

Казачья колыбельная песня (+ Анализ)

лермонтов казачья колыбельная чему учит. 41. лермонтов казачья колыбельная чему учит фото. лермонтов казачья колыбельная чему учит-41. картинка лермонтов казачья колыбельная чему учит. картинка 41.

лермонтов казачья колыбельная чему учит. 41. лермонтов казачья колыбельная чему учит фото. лермонтов казачья колыбельная чему учит-41. картинка лермонтов казачья колыбельная чему учит. картинка 41.

лермонтов казачья колыбельная чему учит. kazachja kolybelnaja. лермонтов казачья колыбельная чему учит фото. лермонтов казачья колыбельная чему учит-kazachja kolybelnaja. картинка лермонтов казачья колыбельная чему учит. картинка kazachja kolybelnaja.

«Казачья колыбельная песня»
Михаил Лермонтов

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

По камням струится Терек,
Плещет мутный вал;
Злой чечен ползет на берег,
Точит свой кинжал;
Но отец твой старый воин,
Закален в бою:
Спи, малютка, будь спокоен,
Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду
И казак душой.
Провожать тебя я выйду –
Ты махнешь рукой…
Сколько горьких слез украдкой
Я в ту ночь пролью.
Спи, мой ангел, тихо, сладко,
Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,
Безутешно ждать;
Стану целый день молиться,
По ночам гадать;
Стану думать, что скучаешь
Ты в чужом краю…
Спи ж, пока забот не знаешь,
Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

Дата создания: 1838 г.

лермонтов казачья колыбельная чему учит. article428038. лермонтов казачья колыбельная чему учит фото. лермонтов казачья колыбельная чему учит-article428038. картинка лермонтов казачья колыбельная чему учит. картинка article428038.

Анализ стихотворения Лермонтова «Казачья колыбельная песня»
1 вариант

Блистая пробегают облака…

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году, когда Михаил Лермонтов впервые побывал на Кавказе и принял участие в военных действиях. К этом периоду творчества относятся не только общественно-политические и гражданские стихи, но и лирические произведения. В частности, «Казачья колыбельная песня» является интерпретацией народного творчества. Существует версия, что именно в станице Червленой на берегу реки Терек, где квартировал гусарский полк Лермонтова, поэту довелось услышать, как молодая казачка укачивает своего сына под очень нежную и красивую колыбельную. Именно она легла в основу стихотворения, в которое автор вложил несколько иной смысл, так как не мог обойти в своем творчестве войну, которая каждый день уносила жизни сотен русских солдат.

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» выдержано в духе монолога матери, которая, укладывая спать малыша, рассказывает о том, что ждет его в будущем. Первое восьмистишье действительно подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул. Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», – эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю. Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоиться на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», – предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка. Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Листок (Дубовый листок оторвался от ветки родимой) (+ Анализ)

Анализ стихотворения «Казачья колыбельная песня» Лермонтова
2 вариант

Особенностью поэзии Лермонтова является обращённость к серьезной тематике — общественно-политические и гражданские стихи, но, несмотря на это, в творчестве Михаила Юрьевича присутствует и лирика. Стихотворение «Казачья колыбельная песня» написано в 1838 году, когда поэт впервые посетил Кавказ.

«Казачья колыбельная песня» является отголоском фольклорного стиля, интерпретацией народного творчества. Существует мнение, что, когда Лермонтов был на Кавказе, то услышал, как казачка укачивает своего ребёнка. Так и родилось это произведение. Но автор включил и тематику волнующую его самого. Так это стихотворение стало не просто колыбельной, а песней с военными отголосками.

Отличительной особенностью данного произведения Лермонтова является его монологический стиль. Колыбельная – это монолог матери, которая укачивая ещё несмышленого ребенка, повествует ему о его будущем. Стихотворение полностью выдержано в фольклорной стилистике колыбельных песен, присутствуют все черты: ясный месяц на небе, сказка яркая и сон, в который должен погрузиться ребёнок. Автор заканчивает монолог матери собственным монологом: о страшной войне, которую довелось видеть.

Выбивается из колыбельной песни строчка: «Злой чечен ползёт на берег, точит свой кинжал». Лермонтов вводит чечена, чтобы показать действительность, что есть не только мать и её дитя, но и остальной мир, который полон страшных опасностей. Героем выступает отец ребёнка, который ушёл на войну, чтобы спасти родных и всех людей от страшного врага. Сейчас ребёнок мал, его оберегает мама, которая охраняет сон. Но очень быстро настанет время, когда ему придётся защищать и маму, и Родину.

«Смело вденешь ногу в стремя и возьмёшь ружьё», — поёт мать своему дитя. Мама понимает, что в будущем такая судьба ждёт всех. Горько ей от того, что она не может ничего изменить. Сейчас её дитя мало и рядом с ней, но когда станет взрослым и отправится на войну, она не знает, выживет ли он в этой страшной битве. Мать может только молиться за своё дитя, терзая своё материнское сердце, она поёт: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это всё, что может дать мать своему ребёнку, она безоружна и всё, что у неё есть, — это молитва. Она старается верить, что, как подарившая жизнь, сможет и сохранить её своему ребёнку.

Расстались мы; но твой портрет…(+Анализ)

Именно серьёзность мотивов отличает творчество Лермонтова от других авторов, в своих произведениях поэт не боится показывать весь ужас действительности.

Источник

Урок литературы в 6 классе на тему: Лермонтов на Кубани. «Казачья колыбельная песня».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Учитель русского языка и литературы Дитуншимахинской ООШ

Ибрагимова Маликат Магомедовна.

Урок литературы в 6 классе на тему: Лермонтов на Кубани. «Казачья колыбельная песня».

Цель: познакомить учащихся с поездками Лермонтова по Кубани и Северному Кавказу,
открыть неизвестные страницы жизни великого поэта России.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, презентация «Лермонтов на Кубани».

I. Восстановление деформированного текста. Слайд 3
Задача — восстановить деформированный текст максимально близко к авторскому варианту. Цель работы — закрепить умение определять размер стиха; развивать чувство ритма и стиля у учащихся. Попутно вспоминаем, что такое эпитет, рифма.
Выводим на экран деформированный текст. В данном случае возьмем стихотворение М. Ю. Лермонтова «Из Гёте»:

Алгоритм работы:
1) определить размер стиха;
2) определить количество слогов в пропущенных словах, нарисовать их черточками;
3) определить, на какой слог падает ударение, обозначить его;
4) предположить, к какой части речи может принадлежать пропущенное слово;
5) подобрать подходящее слово.
Можно предложить детям слова для справок (м. р., им. п.): свежий, ночной, горный, тихий.
После того как соответствующие слова подобраны, читаем стихотворение целиком.

II. Кавказ в произведениях Лермонтова. Слайды 4-12.
Слово учителя
С детства М. Ю. Лермонтов полюбил Кавказ. Бабушка возила будущего поэта на Кавказ на лечение, и мальчик полюбил эти удивительные горы. Он писал:

«Синие горы Кавказа, приветствую вас! вы взлелеяли детство мое; вы носили меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я с той поры все мечтаю о вас да о небе. Престолы природы, с которых как дым улетают громовые тучи, кто раз лишь на ваших вершинах Творцу помолился, тот жизнь презирает, хотя в то мгновенье гордился он ею. »

В 1837 году А. С. Пушкин был тяжело ранен на дуэли и через несколько дней скончался. Вскоре распространилось стихотворение, в котором возмущенный голос называл истинных виновников травли и гибели поэта: царя и его приближенных. Автором этого стихотворения был М. Ю. Лермонтов. Он был сослан на Кавказ.
Кавказ в то время был самым опасным местом в Российской империи. В начале XIX в. по настойчивым просьбам грузинского царя Георгия XII Грузия была присоединена к России. Затем в ходе русско-иранской и русско-турецкой войн к России был присоединен Азербайджан, а затем и Армения. Таким образом, все Закавказье оказалось под властью русского царя. Но на самом Кавказе жили горцы, которые препятствовали свободному движению по дорогам, грабили и разбойничали.
В 1817 году царское правительство начало Кавказскую войну, которая продолжалась до 1864 года, то затихая на время, то возобновляясь с новой силой. В результате Кавказ был присоединен к России. В начале войны на границе были построены крепости Грозная, Внезапная, Прочный Окоп и другие, в них стояли войска. По всей границе были поселены казаки. Они жили с семьями в станицах, возделывали землю и принимали участие в воинских операциях. По другую сторону границы жили черкесы (так называли чеченцев и ингушей). Они боролись против власти русского царя, нападая на отряды, крепости и станицы. Кавказская война была очень жестокой.
М. Ю. Лермонтов участвовал в нескольких сражениях и считался очень храбрым офицером. Об одном из сражений он рассказал в стихотворении «Я к вам пишу случайно; право. » («Валерик»).
47 лет длилась Кавказская война. Несколько поколений успели вырасти в напряженной атмосфере постоянной войны и опасности.
«Казачья колыбельная песня» написана Лермонтовым под впечатлением песни казачки, которую поэт слышал в станице Червленой на Тереке.

Подготовленный ученик читает «Казачью колыбельную песню». Класс следит за чтением стихотворения по книгам.

Учитель или подготовленный ученик читает поэму «Беглец» (можно отрывки). Беседуем о содержании поэмы по вопросам.
— Какие чувства испытывает Гарун, бежавший с поля брани?
— В чей дом спешит он войти? Как относится к нему друг?
— Почему Гарун побоялся войти в дом любимой девушки?
— Кто сильнее всего высказал презрение к трусу?
— Что стало с душой Гаруна?
— Что общего в «Казачьей колыбельной песне» и в поэме «Беглец»?

М. Ю. Лермонтов много стихотворений посвятил природе Кавказа. Она стала для него символом свободы и устремленности к высшему: «Воздух там чист, как молитва ребенка, / И люди, как вольные птицы, живут беззаботно. »
Ученик читает стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дары Терека».
Мы вспоминаем Кавказ, воспетый поэтом, как место, где душа, вдохновленная красотой природы, устремляется вверх.

Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение одного из стихотворений Лермонтова о Кавказе.

Источник

«Казачья колыбельная песня» М. Лермонтов

Дата создания: 1838 г.

Анализ стихотворения Лермонтова «Казачья колыбельная песня»

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» было написано в 1838 году, когда Михаил Лермонтов впервые побывал на Кавказе и принял участие в военных действиях. К этом периоду творчества относятся не только общественно-политические и гражданские стихи, но и лирические произведения. В частности, «Казачья колыбельная песня» является интерпретацией народного творчества. Существует версия, что именно в станице Червленой на берегу реки Терек, где квартировал гусарский полк Лермонтова, поэту довелось услышать, как молодая казачка укачивает своего сына под очень нежную и красивую колыбельную. Именно она легла в основу стихотворения, в которое автор вложил несколько иной смысл, так как не мог обойти в своем творчестве войну, которая каждый день уносила жизни сотен русских солдат.

Стихотворение «Казачья колыбельная песня» выдержано в духе монолога матери, которая, укладывая спать малыша, рассказывает о том, что ждет его в будущем. Первое восьмистишье действительно подошло бы для любой колыбельной, так как в нем присутствуют все атрибуты этой формы фольклорного произведения – ясный месяц, сказка и желание матери, чтобы сын поскорее уснул. Однако свое повествование поэт от имени женщины-казачки продолжает совсем в другом ключе и рассказывает о то, что ему довелось увидеть на этой страшной и кровавой войне.

«Злой чечен ползет на берег, точит свой кинжал», – эти слова совершенно не подходят для колыбельной, однако, тем не менее, отражают действительность. Равно как и следующие строчки, в которых поэт повествует о том, что отец малыша готов дать врагу достойный отпор, так как он ушел воевать за родную землю. Подобная судьба ожидает и этого младенца, который сейчас покоиться на руках у казачки, но очень скоро так же, как и отец, будет защищать свою родину от чеченских набегов. «Смело вденешь ногу в стремя и возьмешь ружье», – предрекает ему мать, понимая, что именно так сложится судьба ее ребенка. Но даже ей не дано знать, сможет ли он выжить в кровавой и непрекращающейся войне. Все, что остается в этой ситуации безутешной женщине – так это молить Бога о том, чтобы ее сын все же вернулся домой. Поэтому поэт от ее имени обещает: «Дам тебе я на дорогу образок святой». Это все, что может сделать для своего ребенка любящая мать, которая дает сыну наказ не только искать спасение в молитве, но и вспоминать ту, которая дала ему жизнь, и теперь мечтает лишь о том, чтобы ее сохранить.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *