кто рассматривал обучение как сотворчество учителя и ученика
Ответы к тесту: Методы обучения и контроль
⚑ Закажите написание студенческой работы!
Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!
Тестовый вопрос: Учебно-воспитательный процесс обусловлен категориями:
Выберите правильный ответ:
[неверно] обучение и воспитание
[ верно ] совокупностью категорий педагогической науки
[неверно] совокупностью категорий дидактики
[неверно] совокупностью категорий психолого-педагогической антропологии
Выберите правильный ответ:
[ верно ] Программированное
Тестовый вопрос: Какое понятие (термин) не является понятием теории обучения?
Выберите правильный ответ:
[неверно] способы умственной деятельности
[ верно ] теория поэтапного формирования умственных действий
[неверно] качество образования
Тестовый вопрос: Принципы обучения – это:
Выберите правильный ответ:
[неверно] педагогические условия сотрудничества, сотворчества
[неверно] механизмы реализации личностно-ориентированного обучения
[неверно] основные положения какой-либо теории или концепции
[ верно ] основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с общими целями и закономерностями
Тестовый вопрос: В России впервые сформулировал (а) принципы обучения:
Выберите правильный ответ:
[неверно] Крупская Н.К
[ верно ] Ушинский К.Д.
[неверно] Бабанский Ю.К.
[неверно] Макаренко А.С.
Тестовый вопрос: Обучение как сотворчество учителя и ученика рассматривали:
Выберите правильный ответ:
[неверно] Коменский Я.А.
[ верно ] Шаталов В.Ф.
[неверно] Крупская Н.К.
Тестовый вопрос: Творческий урок и нестандартный урок – это понятия:
Выберите правильный ответ:
[неверно] имеющие общую основу (пересекающиеся)
[ верно ] подобные
Тестовый вопрос: Что не относится к письменному контролю?
Выберите правильный ответ:
[ верно ] сообщение
Тестовый вопрос: К методам контроля не относят:
Выберите правильный ответ:
[неверно] устный контроль
[неверно] письменный контроль
[ верно ] взаимооценку
[неверно] компьютерный контроль
Тестовый вопрос: Функции обучения и задачи обучения можно подразделить на:
Выберите правильный ответ:
[неверно] внутренние и внешние
[неверно] коррекционные, организационные и общедидактические
[неверно] организационно-методические и гносеолого-смысловые
[ верно ] воспитательные, образовательные и развивающие
Тестовый вопрос: Обучение имеет следующие категории:
Выберите правильный ответ:
[неверно] преподавание и научение
[неверно] учение и воспитание
[ верно ] преподавание и учение
[неверно] социализация и адаптация
Тестовый вопрос: К учреждениям среднего профессионального образования не относят:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] лицеи
Тестовый вопрос: Образование – это:
Выберите правильный ответ:
[неверно] упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения
[неверно] предметная поддержка учебного процесса
[ верно ] система приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков
[неверно] способ сотрудничества учителя и учащихся
Тестовый вопрос: Средство обучения – это:
Выберите правильный ответ:
[ верно ] совокупность идеальных и материальных объектов, которые позволяют решить цели и задачи, поставленные в процессе обучения
[неверно] приемы и методы получения, обобщения и систематизации знаний
[неверно] набор педагогического инструментария для решения познавательных задач
[неверно] все предметы материального мира, которые используются для организации занятий
Тестовый вопрос: Педагогическая технология – это:
Выберите правильный ответ:
[неверно] форма психической активности личности, направленная на познание и преобразование мира и самого человека
[ верно ] совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные цели
[неверно] активное взаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий таким образом свои потребности
[неверно] практический метод достижения нравственного самосовершенствования посредством регуляции человеком своих телесных потребностей
Тестовый вопрос: Педагогические технологии по философской основе могут быть:
Выберите правильный ответ:
[неверно] авторитарные и демократические
[ верно ] материалистические, идеалистические и дуалистические
Обучение как сотворчество учителя и ученика. Идеи педагогики сотрудничества, их место в истории отечественной педагогики
Содержание образования как фундамент базовой культуры личности. Функции и виды содержания образования.
Образование- процесс формирования З.У.Нов, а также качеств личности. Содержание образования- совокупность систематизированных ЗУНов, а так же мировоззренческих и нравственных идей, которым необходимо овладеть учащимся в процессе образования.
ГОСТ и его функция.
Для того чтобы детский труд не превращался в тягость и обузу, приносил эстетическое наслаждение, он должен быть одухотворен высокой общественно значимой целью, отмечен красотой и точностью движений, строгой экономией времени, вдохновением, увлеченностью. Гармония физических движений рождает внутреннюю духовную красоту, проявляющуюся в ритме, ловкости, четкости, радости, самоутверждении. Она воспринимается и оценивается детьми как большая эстетическая ценность.
Важно пробудить у школьников стремление утверждать красоту в школе, дома, всюду, где они проводят свое время, занимаются делом или отдыхают. Детей следует шире привлекать к тому, чтобы они создавали эстетическую обстановку в школе, в классе, в квартире. Чрезвычайно большой интерес в этом плане представляет опыт А. С. Макаренко. Побывавшие в руководимых им учебно-воспитательных учреждениях очевидцы рассказывали об обилии цветов, о сверкающем паркете, зеркалах, белоснежных скатертях в столовых, идеальной чистоте в помещениях.
В процессе формирования эстетической культуры учащихся важная роль принадлежит курсам биологии и географии, которые в значительной мере строятся на непосредственном изучении и наблюдении явлений природы. Во время экскурсий и прогулок на природе у детей обостряется эстетическое видение ее красоты, развиваются воссоздающее воображение и образное мышление.
Педагогам следует чаще обращаться к произведениям писателей, композиторов, художников, воспевших красоту природы. Учащимся можно предложить для раздумий и обсуждений такие, например, вопросы и задания: найдите и прочтите любимые вами описания лесов, полей, степей, рек, озер, гор; выпишите понравившиеся вам высказывания о природе; чему вас учит общение с природой; опишите любимый уголок природы; как вы себе представляете основные правила поведения в природе; пробовали ли вы отобразить свои впечатления о природе в стихах, рассказах, рисунках, поделках?
Формирование эстетической культуры средствами искусства. Художественные потенции человека, его эстетические возможности с наибольшей полнотой и последовательностью проявляются в искусстве. Порожденное человеческим трудом, искусство на определенном историческом этапе обособляется от материального производства в специфический вид деятельности как одна из форм общественного сознания. Искусство воплощает в себе все особенности эстетического отношения человека к действительности.
Эстетическое развитие личности средствами искусства в педагогике принято называть художественным воспитанием. Обращаясь непосредственно к произведениям искусства, оно требует развития в человеке умения правильно воспринимать явления красоты. Человек должен приобрести некоторый объем сведений из области теории и истории того или иного вида искусства. Такое обогащение непосредственных художественных впечатлений знанием законов искусства и мастерства художника отнюдь не убивает (как это иногда утверждают) эмоциональности восприятия. Напротив, эмоциональность эта усиливается, углубляется, а восприятие становится более осмысленным.
Во время занятий искусством учащиеся претворяют в жизнь доступные им элементы прекрасного. Исполняя стихотворение, рассказ или сказку, они как бы заново воссоздают предлагаемые автором обстоятельства, оживляя их при помощи собственных мыслей, чувств и ассоциаций, т.е. передают слушающим эмоциональное состояние героя, обогащенное личным опытом.
Основой музыкального воспитания в школе является хоровое пение, которое обеспечивает совместное переживание героических и лирических чувств, развивает музыкальный слух, память, ритм, гармонию, певческие навыки, художественный вкус. Большое место в школе отводится прослушиванию музыкальных произведений в записи, а также ознакомление с элементарными основами музыкальной грамоты.
Одним из средств приобщения учащихся к художественной культуре является преподавание изобразительного искусства. Оно призвано развивать у школьников художественное мышление, творческое воображение, зрительную память, пространственные представления, изобразительные способности.
Важно обеспечить непосредственное ознакомление учащихся с выдающимися произведениями русского, советского, зарубежного изобразительного искусства и архитектуры, научить понимать выразительный язык художника, неразрывную связь содержания и художественной формы, воспитать эмоционально-эстетическое отношение к произведениям искусства.
Возможности художественного образования и эстетического воспитания учащихся, предоставляемые учебным планом и программой, ограниченны. Эта ограниченность должна быть компенсирована в системе дополнительного образования.
Большую роль в формировании эстетической культуры учащихся играют кино-, видео- и телефильмы. Восприятие экранизированных произведений литературы и искусства нуждается в тонком педагогическом руководстве. В ряде школ с этой целью введен факультативный курс «Основы киноискусства», организованы детские киноклубы и школьные кинотеатры.
Огромной силой эстетически-эмоционального воздействия обладает театр. Необходимо предварительно готовить учащихся к восприятию театрального искусства, создавать условия, при которых дети были бы способны поддаться обаянию игры актеров.
Таким образом, эстетическое воспитание, являясь одним из компонентов целостного педагогического процесса, призвано сформировать у школьников стремление и умение строить свою жизнь по законам красоты.
49. Принципы, содержание, методика работы в воспитательных учреждениях.
Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. В ходе исторического развития общества и педагогики определились различные подходы к объяснению этой категории. Прежде всего различают воспитание в широком и в узком смысле. Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой.
Виды воспитания классифицируются по разным основаниям. Наиболее обобщенная классификация включает в себя умственное, нравственное, трудовое, физическое воспитание. В зависимости от различных направлений воспитательной работы в образовательных учреждениях выделяют гражданское, политическое, интернациональное, нравственное, эстетическое, трудовое, физическое, правовое, экологическое, экономическое воспитание. По институциональному признаку выделяют семейное, школьное, внешкольное, конфессиональное (религиозное), воспитание по месту жительства (общинное в американской педагогике), воспитание в детских, юношеских организациях, воспитание в специальных образовательных учреждениях [1]. По стилю отношений между воспитателями и воспитанниками различают авторитарное, демократическое, либеральное, свободное воспитание; в зависимости от той или иной философской концепции выделяются прагматическое, аксиологическое, коллективистское, индивидуалистическое и другие виды воспитания.
· объектная направленность воспитания, при которой школьник выступает главным образом в качестве объекта воздействия со стороны взрослых. При этом подавляются внутренние силы саморазвития и самовоспитания человека;
· стандартизация воспитательного процесса как следствие упрощенной трактовки понятия «личность», сведения ее к некоей усредненной совокупности качеств, детерминированных социальным заказом. Была сведена на нет практика изучения ребенка, выявления его природных задатков, физиологических и психологических особенностей. Воспитательный процесс без учета половозрастных и индивидуальных особенностей ребенка превратился в унифицированный конвейер, деформирующий человека;
· формализм и мероприятийность воспитания (обязательность для всех «эстафет», «маршрутов», «заветов»);
· разрыв обучения и воспитания, подход к ним как к двум параллельным процессам, нерациональный подбор базового компонента общего среднего образования, слабо учитывающий основные накопления общечеловеческой культуры, его низкая гуманитарная и воспитательная насыщенность; взгляд на воспитание как на сопутствующую учению второстепенную деятельность;
· нарушение преемственности в организации учебно-воспитательного процесса в семье, детских дошкольных учреждениях, в начальной и средней школе, ПТУ, вузе;
· слабая координация деятельности учебных заведений, внешкольных учреждений, средств массовой информации в воспитании подрастающих поколений. Необходимо отметить и тот факт, что педагогическая наука нередко видела свои функции лишь в «онаучивании» решений государственных и партийных органов, в выработке рекомендаций по поддержанию образовательного процесса в рамках заданного стандарта. Преодоление названных черт воспитания требует разработки концепции гуманистического воспитания.
59. Ведущие тенденции развития образования в современном мире
Среди основных тенденций в развитии школьного образования на рубеже XX–XXI вв. исследователи выделяют расширение дифференциации образования и обучения, ориентацию на многопрофильность и вариативность образования, увеличение возможностей выбора моделей образования, модернизацию всех ступеней образовательной системы в связи с изменяющимися требованиями общества и др.
Школьные реформы 1960-1980-х гг., коренным образом изменившие облик образовательной практики во всем мире, позволили сделать среднюю ступень образования общедоступной и бесплатной, в связи с чем остро встал вопрос дифференциации среднего образования. Глобальная тенденция развития современной школы проявляется в усилении и усложнении дифференцированной подготовки соответственно склонностям, интересам, успеваемости учащихся. Сегодня основными формами дифференциации являются распределение по разным типам учебных заведений, на профили и потоки внутри одной школы. Как правило, дифференциация происходит на этапе окончания начальной школы, осуществляется в учреждениях различного типа и ее главным критерием служит содержание образовательных программ. Широко распространена дифференциация в пределах одного учебного заведения.
В процессе осуществления дифференциации важным аспектом становится ориентация учащихся – распределение их по разным направлениям общего образования (учебная ориентация) и приобретение образования для определенной деятельности (профессиональная ориентация). Во многих странах ориентация учащихся – предмет специальных систематических мероприятий, в которых стремятся учитывать новые социальные реалии и потребности развития личности школьника. В ориентации активно участвуют средства массовой информации, общественные организации, предприниматели. Проблема дифференциации иногда решается неоднозначно, вызывая ряд негативных моментов. Например, разделение учащихся на группы или уровни производится на основе тестов или экзаменов, которые не всегда объективны; иногда средствами отбора становятся социальные факторы, например плата за обучение.
В рамках развития многопрофильности и альтернативности образования возникают новые типы школ. Как правило, в большей степени это относится к сфере среднего и профессионально-технического образования. Один из путей развития образования в этом направлении заключается в интеграции общего и среднего образования в рамках полной средней школы (например, в Англии по окончании городского технологического колледжа можно сразу приступить к профессиональной деятельности или поступить в высшую школу).
В современном мире предоставляются все более широкие возможности для выбора моделей образования. Помимо государственных учебных заведений, в образовательной практике представлен целый ряд частных учебных заведений, в которых учебно-воспитательный процесс отличается от традиционного. В последние годы число подобных школ растет. Частные учебные заведения могут решить проблемы учащихся, выход из которых сложно найти в рамках официальной образовательной системы. Например, это положение относится к детям, плохо адаптирующимся в традиционной школе, плохо переносящим регламентацию учебного процесса, конкуренцию, второгодничество. Частные школы, нацеленные на высокие образовательные стандарты, помогают развивать способности одаренных детей, нуждающихся в особой атмосфере обучения и воспитания и специальной программе обучения.
Поиски путей развития образования осуществляются на базе экспериментальных учебных заведений. Эти школы предназначены для эмпирической проверки, выработки и обоснования основных педагогических идей с учетом опыта лучших педагогов. Опыт экспериментальных учебных заведений не всегда определяет будущие тенденции в развитии образования, но их деятельность является заметным фактом обновления школьного дела.
Главным фактором, обусловливающим тенденции развития современного образования, становится потребность человека в высоком качестве образования.
В мировой системе образования завершающегося XX века выделяют определенные глобальные тенденции:
1) стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;
2) обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);
«Мировой организм есть непрерывное целое”. Цицерон.
3) значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);
4) увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных как на удовлетворение разносторонних интересов, так и на развитие способностей учащихся;
5) разрастание рынка образовательных услуг;
6) расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества (становится более демократическим);
7) в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;
8) образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;
9) постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ;
10) отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе и средствами образования;
11) поиск дополнительных ресурсов для образования детей с отклонениями в развитии, детей-инвалидов.
В решении проблем мирового образования важное значение приобретают крупные международные проекты и программы, поскольку они с необходимостью предполагают участие различных образовательных систем.
К крупным международным проектам относятся:
Обучение как сотворчество учителя и ученика
Вы будете перенаправлены на Автор24
Сотрудничество – основа современного обучения
Современное образование основывается на концепции развивающего обучения. Оно ориентировано на становление и развитие личности учащегося на всех уровнях и этапах образовательного процесса.
Реализация развивающего образования возможна при построении образовательной деятельности в опоре на принцип сотрудничества. Такое обучение предполагает установление между учащимся и педагогом субъект-субъектного взаимодействия и установление между ними сотруднических отношений: каждый является равноправным и равнозначным партнером образовательной деятельности, внося в нее свой вклад.
Обучение, основанное на принципе сотрудничества, включает в свой состав следующие компоненты:
Таким образом, современное образование базируется на совместной деятельности педагога и учащегося. Они являются субъектами сотворчества, т. е. выполняют деятельность, направленную на творческое развитие и самореализацию.
Сотрудничество субъектов образовательной деятельности основывается на предоставлении им возможностей творческого разрешения образовательных задач и проблем. Педагог представляет учащимся творческие задачи: знания не даются в готовом виде. Формируются навыки познания и поиска информации, а также самостоятельного формулирования выводов и умозаключений.
Педагог предлагает учащимся добывать знания самостоятельно, применяя для этого актуальные методы и приемы деятельности. Учащимся оказывается помощь в поиске знаний, рассуждениях, решении различных проблемных задач.
Правила реализации сотворчества учителя и ученика
Реализация сотворчества между педагогом и учащимся реализуется на основании следующих правил:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Сотворчество ученика и учителя. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Организация сотворчества в преподавании различных дисциплин
Установление сотрудничества между педагогом и учащимися имеет свои особенности в преподавании разных дисциплин. Это обусловлено спецификой конкретной дисциплины, ее содержанием и методическими требованиями к ее преподаванию.
Например, при изучении гуманитарных дисциплин – истории, философии, литературы, актуально использование технологии проблемного обучения. Педагог ставит проблемную ситуацию и распределяет действия учащихся. Они, в свою очередь, начинают рассуждать по данной проблеме, выдвигают гипотезы и пытаются найти ей обоснование, подтверждение, а затем представить свою точку зрения и свое видение решения проблемы. При этом, педагог оценивает правильность решения проблемы, помогает в его коррекции.
Что касается сотворчества на уроках русского языка, то оно может быть реализовано в организации групповой работы, которая помогает установить диалоговое взаимодействие, улучшить межличностные отношения и сделать процесс обучения активным.
Преподавание точных наук – физики, химии, математики, основанное на сотворчестве, ориентировано на формирование у учащихся понимания значения научных законов и правил. Обучение основывается на экспериментальной работе, в ходе которой происходит раскрытие учащегося, осуществление им самостоятельного поиска и совершение открытий. Экспериментальная и исследовательская деятельность побуждает к познанию, мотивирует к активности учащегося в обучении.
Разные виды экспериментальной работы могут стать частью отдельного этапа урока и заполнить его полностью. Эксперименты должны быть наглядными и отвечать целевому назначению учебного занятия. Учащиеся учатся переносить эксперименты и их результаты в реальную жизнедеятельность. Также, эксперименты даются учащимся в качестве домашнего задания. Также обучение является увлекательным и целеориентированным.
Сотворчество требует наличия у педагога и учащихся креативного мышления и склонности к творческой деятельности.