кто плохо учился в университете
5 проблем российских вузов: от скучных лекций до неуважения к студентам
Что думают о студенте, который бросил вуз? «Не справился», «обленился», «не готов к трудностям». Но из институтов уходят даже те, кто в школе учился на «отлично», участвовал в олимпиадах и, главное, стремился к знаниям. Почему? Размышляет наш блогер, преподаватель и студентка магистратуры Наталья Гончарова.
Несколько лет назад мне попалась статья о талантливых учениках из хороших государственных и частных школ, в свое время блиставших на школьных занятиях и олимпиадах всероссийского и мирового уровней. В статье говорилось о том, что с лёгкостью поступив на выбранные специальности в самые престижные вузы, эти вчерашние школьники по разным причинам бросали учебу: иногда переводились на другие специальности, брали академический отпуск, но чаще всего — уходили в никуда будучи разочарованными в учебе, вузовской системе и ещё в чем-то другом.
Мне как педагогу долгое время хотелось выяснить, что именно так сильно разочаровало этих по-настоящему неординарных молодых личностей, что исполнение их заветной мечты об учебе на факультете, о котором мечтают тысячи школьников, не принесло им ни радости, ни ощущения возможностей собственной реализации.
Для многих педагогов и родителей учеников, мнение которых я читала в комментариях к статье, тайны особо никакой не было. В хороших школах, где к ученикам не применяется необходимой строгости, те наглеют, становятся ленивыми и как следствие — неспособными выдержать вузовскую нагрузку и дисциплину. Но это объяснение совсем меня не удовлетворяло.
Во-первых, работа в хороших частных школах, конечно, давно оставила на мне свой неизгладимый отпечаток, и я уже при всем своём желании не смогла бы смотреть на учеников как на объект своего педагогического воздействия, который можно «развить» до необходимого уровня правильными педагогическими действиями, а можно, наоборот «недоразвить» и даже «испортить» неправильными. Во-вторых, простая человеческая логика говорила мне о том, что дети, о которых идёт речь, а именно — опережающие школьную программу, побеждающие в олимпиадах и представляющие нашу страну в международных состязаниях, — могут скорее перетрудиться, чем «облениться» и «обнаглеть».
И вот сейчас, находясь в позиции студента магистратуры дневного отделения вуза, считающегося одним из лучших в нашей стране, мне кажется, что я ближе чем когда-либо подошла к разгадке этой тайны. Проучившись в магистратуре полтора года, я убеждена, что в нашей системе высшего образования и вправду есть огромные проблемы, которые делают очень сложной учебу в вузе для тех, кто привык к совершенно другим подходам и практикам в своей школе.
Я назову только несколько самых явных таких факторов, не вдаваясь в большие детали. Итак, школьникам, пришедшим из хороших школ, где преподаватели относились к ним с уважением, поощряли в них инициативу и самостоятельность в вузе придётся столкнуться:
1. Нарушение преподавательской этики
Да, в уставе каждого вуза написано, что студенты имеют право получать знания в атмосфере дружелюбия и уважения, однако на практике этот принцип соблюдается только там, где за его неисполнение преподавателей ждут последствия. Поэтому даже в вузах, считающихся лучшими, занимающих высшие строчки рейтинга, есть преподаватели, которые кричат на студентов, подвергают их оскорблениям и унижениям, высмеивают их и травят. За время моей текущей учебы мне попался лишь один такой преподаватель, что поначалу вызвало у меня, взрослого человека, давно занимающегося педагогической деятельностью, состояние шока.
Но не меньшее удивление вызвала у меня реакция на этого преподавателя тех студентов, которые окончили в этом вузе и бакалаврские программы: по их словам, поведение этого преподавателя совсем не было чем-то выходящим за рамки обычных педагогических практик этого вуза, и такие профессора встречались им и ранее. Пообщавшись со студентами других факультетов бакалавриата, я, к своему сожалению, убедилась в том, что это правда: такие преподаватели — далеко не редкость ни на одном факультете. Исключение составили, пожалуй, лишь те группы, где учились в основном иностранцы. По их словам, преподаватели с ними вели себя подчёркнуто этично и вежливо — видимо, пиетет перед иностранцами останется с нами ещё надолго.
2. Скучные курсы и никакой практики
Сложно себе представить курс какой-нибудь фундаментальной науки, не предполагающей лекций. Однако, дети пришедшие из хороших школ, совсем не привыкли к тому, что эти лекции в основном представляют из себя монологи, состоящие из научных фактов, фамилий и дат, почти совсем не предполагающие ни участия студентов, ни практического применения полученной информации, ни ответов на вопросы.
Когда я работала в СУНЦ МГУ, несколько раз невольно подслушивала происходящее в кабинетах химии или физики. В этот момент меня охватывали одновременно чувства восхищения от виртуозности преподавателя, способного превратить постижение науки в увлекательный процесс, где каждый ученик чувствовал себя сопричастным, и зависти от того, что в моей школе преподавание этих дисциплин было совсем не таким. Работая в «Новой школе», я также отчаянно восхищалась всеми без исключения преподавателями кафедры словесности, которые «непрестижные», по мнению некоторых, гуманитарные предметы могли превратить для своих учеников в самые любимые и жизненно необходимые.
И в каждом вузе, безусловно, тоже есть преподаватели, которых порой хочется назвать «маэстро». С которыми полтора часа лекционного времени пролетают как минуты, от рассказов которых замирает сердце и захватывает дыхание. Но есть и другие, из года в год отчитывающие один и тот же набор фактов, даже не пытаясь хотя бы немного открыть свой предмет для студентов с прекрасной стороны или вовлечь их в активный процесс. И студентам, привыкшим ощущать себя активными участниками познания в школе, очень тяжело даётся эта роль пассивных слушателей и записывателей конспектов.
3. Скучное преподавание иностранных языков
Они ведут занятия по принципу: «открыли учебник, страница пять, упражнение два, читаем по очереди, начинает Петров». С такими методами любой человек хотя бы отдалённо знающий о коммуникативном методе преподавания иностранных языков, полезет на стенку от тоски. Но особенно — бывший ученик хорошей школы, где к отбору преподавателей иностранных языков обычно относятся особенно серьезно, и потому они все как на подбор профессиональны, владеют всеми новейшими эффективными методиками и говорят на языке не хуже носителей.
4. Преподаватели, которые плохо знаю свой предмет
Да, такие есть даже в самых лучших вузах. С одной стороны, это связано с тем, что работа в институте — не та, о которой мечтают многие, потому что даже в самых лучших из государственных вузов рядовой преподаватель не может похвастаться высокой зарплатой. Поэтому в то время как частные школы объявляют сложные конкурсы на замещение вакантных должностей, обещая лучшим преподавателям достойное вознаграждение и возможности для профессионального роста, вузам часто приходится довольствоваться теми, кого удалось привлечь к преподаванию: молодыми преподавателями-аспирантами, в большей степени озабоченных своей научной работой, чем качеством своих занятий, преподавателями, долгие годы работающими на одном месте и не желающими расти профессионально, какими угодно специалистами с кандидатскими степенями по любой научной специальности, даже никак не относящейся к преподаваемому им предмету.
Вторым важным фактором слабого уровня некоторых преподавателей является то, что они не любят вкладываться в своё профессиональное развитие. Сам факт того, что они преподают в вузе, имея диплом, многие из них считают достаточным доказательством их пригодности к этой должности. Многие с ностальгией вспоминают времена до эпохи цифровизации, когда работа преподавателя в вузе сводилась к чтению лекций по тетрадкам и проведению семинаров, и при этом не нужно было делать ни презентаций, ни использовать какие-либо другие аудиовизуальные средства. Для многих вузовских преподавателей необходимость проводить уроки онлайн стала большим стрессом, и очень небольшое количество из них с охотой освоило новые программы, дающие возможность делать онлайн- занятия интересными и наглядными, а не сводить их к режиму «говорящей головы».
Цифрофизация последних лет принесла нам не только новые технологии, но и возможность увидеть, каким образом преподавание аналогичных дисциплин осуществляется в других странах. Это сравнение не всегда было в пользу наших вузов, а потому студенты больше чем когда-либо стали выражать своё недовольство качеством контента и подачей материала, а порой — бросать учёбу в российском вузе и пытаться поступить в иностранный.
5. Преподаватели, которые не уважают студентов
Здесь я не касаюсь примеров исключительного хамства, а лишь обычного будничного неуважения «вышестоящих» преподавателей к «нижестоящим» студентам. И это относится не только к архаичной форме подачи знания от преподавателя — непреложного авторитета к студенту, чей опыт и знания слишком ничтожны для того, чтобы принимать их во внимание. Общаясь с преподавателями из позиции студента (иногда по электронной почте, где невозможно определить меня в качестве взрослого человека), меня порой не покидало ощущения некоторого сюрреализма происходящего: как будто я родом с другой планеты, где приняты определенные правила вежливости, а преподаватели вуза, где я учусь, совсем их не знают.
Например, ведя максимально формальную переписку (с обращением, формулами вежливости и подписью) с тем или иным преподавателем, не знающим меня в лицо, я довольно часто получала в ответ по электронной почте несколько предложений без какого-либо приветствия или обращения по имени. А многие личные и коллективные письма студентов с вопросами по содержанию курса, критериям оценивания и другими, относящимися к учебному процессу вопросами, так и оставались без ответа. Конечно, я понимаю, насколько занятыми бывают некоторые преподаватели, но все же я не смогла бы представить себя в той ситуации, когда на формальное и вежливое письмо своего ученика или студента я не ответила бы вовсе или ответила бы парой предложений, не обратившись к нему даже по имени. К слову сказать, всякий раз когда мое письмо содержало формальную подпись, с указанием моих контактов и должности, ответ всегда был достаточно вежлив.
Где же проходит эта демаркационная линия, за которой к студенту уже можно обращаться вежливо? Связано ли это с возрастом и статусом? Почему же тогда к молодым людям 21-25 лет (обычный возраст студентов магистратуры), часто уже ведущим трудовую деятельность, считается незазорным обращаться без должного уважения, не принимая всерьез их мнение и не учитывая их комментариев? На вечерних платных программах переподготовки к слушаетелям курсов, даже самым юным, относятся с подчеркнутым уважением и дружелюбием. Видимо, в сознании многих преподвателей студент дневного отделения, даже платного, еще не достоин уважения и обращения к себе как взрослому, а слушатель вечерних курсов — почему-то уже да.
Продолжая тему переписок с преподавателями, скажу также несколько слов о неформальной переписке со студентами в чатах, которая, конечно же, не требует таких строгих правил, как формальная переписка по электронной почте. С начала карантина эта переписка стала происходить особенно активно. Преподаватели высылали в чаты задания и комментарии к ним, а также сопутствующие ремарки из которых мы узнали что:
Но больше всего меня поразили новые, в связи с переходом на онлайн-образование, регламенты проведения экзаменов, которые принимали некоторые преподаватели. «Во избежание применения недобросовестных схем в ходе устного ответа» некоторые из них настаивали на том, чтобы экзамен студенты отвечали с демонстрацией экрана, без подготовки и даже с закрытыми глазами. А один из наших экзаменаторов заявил, что принимать экзамен будет только при наличии двух веб-камер (фронтальной камеры компьютера и вспомогательной камеры смартфона / планшета, которая должна показывать экран компьютера студента и руки) и при этом тоже не выделил на подготовку к экзаменационным вопросам даже пяти минут на написание плана — не смотря на непрерывное видеонаблюдение с двух камер.
Впервые за долгое время даже я, взрослый человек, давно ведущий профессиональную деятельность, почувствовала себя потенциальным преступником. Человеком, который явно занимает на этом факультете не свое место, потому что, по мнению преподавателей устанавливающих такие регламенты, не в состоянии освоить какой-либо предмет, просто проявляя к нему искренний интерес. Напротив — лжецом и мошенником, который умудрится всех облапошить и списать, даже под камерами наблюдения, если ему дать хотя бы несколько минут на подготовку ответа. Студентом, способным выучить хотя бы что-то, только если его загонят в самые жесткие рамки из всех возможных.
Из всех преподавателей, которые у нас вели в тот период, только единицы спрашивали, как у нас дела и ждали искреннего ответа
Многие студенты в тот период испытывали постоянную тревогу и симптомы начинающейся депрессии, преподавателям тоже было непросто. Однако в российской государственной системе образования оказание какой-либо психологической помощи учащимся или преподавателям предусмотрено не было. И снова с восхищением и завистью я смотрела на то, как с тяжёлыми условиями карантина справляются мои бывшие коллеги из частной школы, поддерживая друг друга и своих учеников. И с сожалением осознавала, что если бы из такой атмосферы поддержки и принятия в мой вуз пришёл бы один из учеников этой школы, он не понял бы, почему его бы за пропуски и снижение успеваемости на карантине сходу окрестили бы прогульщиком, человеком с недостаточной дисциплиной и силой воли, студентом из худшей группы из всех возможных, лентяем с кучей свободного времени. Почему в отношении него действует «презумция виновности»: студент — потенциальный лентяй, прогульщик и мошенник, только если он очень не постарается, чтобы доказать обратное.
Вывод
Я очень благодарна всем прекрасным учителям, встретившимся мне на моем студенческим пути. Их было немало и потому плохие преподаватели на их фоне смотрелись особенно плохо. В моем последнем вузе такими прекрасными учителями были все преподаватели, ведущие у меня, студентки магистратуры по специальности «Педагогика», профильные курсы.
Я очень надеюсь, что все возрастающая цифровизация заставит руководителей вузов и факультетов пересмотреть основные подходы и методы профессорско-преподавательского состава к форме и содержанию курсов. Потому что цифровизация — не только о средствах, но и о выборе. До сегодняшнего момента в основном только студенты из состоятельных семей могли позволить себе без сожаления бросить учебу, которая не приносит ни радости, ни удовлетворения. Этих студентов родители или переводили в другой вуз или отправляли учиться за границу, или устраивали на работу.
Сейчас же эпоха цифровизации вот-вот приведёт нас к той действительности, когда вместо того, чтобы пытаться во что бы то ни стало поступить в столичные вузы, а потом всеми силами стараться там удержаться, не смотря на все их недостатки, ребята из глубинок будут выбирать между самыми престижными вузами мира и поступать туда онлайн, без необходимости выезжать в страну места обучения.
Это создаст невероятную конкуренцию среди университетов и вынудит институты, в течение долгого времени спокойно почивающих на лаврах своей престижности и элитности, бороться за абитуриентов, в том числе повышая стандарты своего профессорско-преподавательского состава. И было бы здорово, если бы это произошло раньше того момента, когда наша талантливая молодежь будет массово поступать учиться зарубеж.
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Нужно ли высшее образование или почему я бросил вуз
В школе я плохо учился. Этому способствовало ОЧЕНЬ много факторов. Но вуз я бросил не потому, что «завалил сессию», как многие могут подумать; а после того, как её сдал. Сдал, как всегда, на отлично.
Помню ещё психолог в центре реабилитации для детей, тест какой-то проводил, у меня IQ оказался 144 в 14 лет, а дроби я реально складывать не умел.
Психолог эта не знала в каких условиях я «учусь» и подумала, что отличник. Я её разочаровал и сказал, что мне тяжело даётся учёба.
Когда я сдал ЕГЭ и поступил, то через два года я понял, что я поторопился, в своём желании вырваться из захолустья. Я решил ещё раз сдать ЕГЭ и поступить осознанно. Поступить на специалитет прикладной геодезии. На инженера.
И тут я серьёзно начал готовиться. Ведь после школы я мало что знал. Взялся за учебники и начал читать. Мне было интересно. С утра до вечера несколько месяцев подряд я разбирался в математике. Буквально с нуля (с дробей).
Я очень старался в вузе. Я сидел на первой парте и всё внимательно слушал. Мне никто не мешал, как это было в школе. После пар я шёл в общагу (или библиотеку), читал учебники по геодезии, высшей математике, физике, философии, мнемотехнике, шахматам, теории музыки и фотографии. Я изучал всё, что поддавалось систематизации. А на лекциях проверял формулы, которые выводил профессор; поднимал руку и спрашивал, если что-то было непонятно, иногда даже спорил.
На задних партах в такие моменты мог слышать «нудение»
От умников которые вообще ничего не понимали в высшей математике. А может и я правда всех задрал со своими вопросами.
Я старался. Нет! Я больше ничем другим и не занимался, кроме как старался. Серьёзно. Я учился с утра до вечера. И мне было интересно. Так интересно, что с профессором (доктором наук) на кафедре высшей математики я занимался дополнительно. Он давал научные задания, я выводил формулы, познавал математический анализ в приложении к высшей геодезии. Это было круто. И с результатами я писал статьи, выступал на научных конкурсах и конференциях. Где зарабатывал грамоты и разные поощрения: отдых в Москве на пару недель, санаторий в родном городе, стипендия к пятому курсу стала 25 тысяч рублей.
Я стал задумываться об аспирантуре. Потом я ей загорелся. Параллельно с этим подумывал о продолжении учёбы в иностранном вузе. Начал этим активно интересоваться. Брал сверху ещё дополнительные иностранные курсы английского. Хотя сдавал экзамен по французскому.
Из-за того, что я перепоступал с отчислением, моя отсрочка больше не действительна. Меня начали др_чить в военкомате. Иначе не сказать. Военкомат это отдельная история. Чего только стоит то, что мне дали повестку на итоговую комиссию, хотя я ещё не прошёл медицинскую. А когда меня на эту итоговую не пустили (из-за того, что я ещё не прошёл медицинскую), то завели административное дело за неявку.
У меня через месяц практика в Газпроме на Ямале. Мне угрожают уголовным делом и не пускают. Как только не пытался решить этот вопрос. Меня там принудили сходить купить бумагу (у них кончилась), и типа не будут заводить «административку». Я пошёл, купил. На этой же бумаге и завели. Очень смешно (нет).
А ещё смешно (нет) то, что у меня со здоровьем не очень. И меня в любом случае не должны были забрать. Но мне всё равно пришлось обратиться к юристам, чтобы составлять жалобы и для прочего юридического сопровождения. За свои права пришлось серьёзно бороться. Я потратил приличную для студента сумму. В общей сложности порядка 50-60 т.р., откладывал со стипендии.
я ушёл в академический отпуск отвоёвывать военный билет. И отвоевал. Спасибо юристам.
Стипендия вскоре прекратилась и мне пришлось думать где брать деньги. Я начал заниматься репетиторством. Я очень рад, что пришёл к этому. Мне кажется в России не тек много способов заработать хоть какие-то деньги без финансовых вложений. И это, однозначно, один из них. Курсовые, которые я писал в вузе, тут даже близко не стоят.
Я вышел с «академа», и стипендии у меня не было. Я мог рассчитывать только на следующий семестр.
Учиться, продолжая работать, было сложно. А понимая, что у меня нет никаких связей с корпорациями (тем же Газпромом), рассчитывать на достойное место после окончания вуза я не мог. И тогда задался вопрос: а зачем? К чему всё это? Я уже 7 лет не выходил из студенческого городка. Всё, что я делал, это учился. С какой целью?
Не долго думая, я написал заявление об отчислении по собственному желанию. На пятом курсе. Будучи круглым отличником. Не стал отдавать зачётку и забирать аттестат.
Сейчас я работаю репетитором по математике и английскому, не имея на руках ни диплома об окончании ВУЗа, ни даже аттестата.
Работаю онлайн, у себя дома. Через Skype. Нынче репетиторы неплохо стали зарабатывать. У меня ставка 1000 рублей в час. В качестве досуга веду каналы про английский. Вот, например, тут на Пикабу.
Я не знаю ни одного инженера, который бы работал в таких условиях: помимо достойной ставки и работы удалённо (на диване), нет будильника, дорог, физических нагрузок, нет начальства. Так ещё и
С одной стороны я могу закончить вуз, работая вполсилы. Мне не обязательно так пахать, как раньше. У меня неплохо подвешен язык и говорить о науке мне нравится. Всю свою сознательную жизнь наукой только и занимался.
С другой стороны, зачем это нужно? Работать инженером я точно не буду. Даже не потому, что нет работы, а потому что нет таких условий, которые есть у репетиторов.
Восстановиться я могу ещё в течении 3х лет. Два года я уже отдыхаю от всего этого.
И вот эти два года я периодически думаю: может восстановиться. Ведь было так интересно. Мне нравится наука, я хочу преподать в вузе, проектировать. Мне нравилось реализовывать свой творческий потенциал в науке.
А потом себя отговариваю. Объясняю себе, что это бессмысленно, что я поступил единственно правильно, по совету Дмитрия Медведева: сделал «личный выбор».
Дубликаты не найдены
Ты способный парень и многого добьешься в жизни. Сейчас ты просто устал.
Раз такой вопрос возник, значит сам понимаешь, что доучиться надо. Полагаю, что выбор ты уже сделал.
Тоже бросил, но не был таким уж отличником, хотя сопромат чуть ли не единственный кто сдал сам. Всего-то надо было достаточно аккуратно сделать расчёты.
Не пробовал пойти в IT? Научиться программированию? Это тоже очень интересно, а условия и оплата ещё лучше чем репетиторство. Зная язык, реально работать на иностранную компанию удалённо, либо переехать при желании.
Неразумно. Тем более для обладателя IQ 144-го размера.
Хотя, возможно, не мне с моим 80-м судить.
Обладаю двумя высшими, но всегда работаю не по специальности. Лишний диплом никогда не бывает лишним. Даже если он не по специальности. Без диплома можно существовать. Искать работу, где его не надо. С дипломом(по факту любым) многие начальные барьеры при трудоустройстве падают сами. Успел убедиться, пока пытался поработать, не имея дипломов. Без дипломов дожил до 35-ти с хуями лет. И всегда путь к зарплате либо рука, заросшая мехом, либо дикое стечение обстоятельств.
1000 в час. 160 тысяч в месяц при плотной загрузке. Не особо то. Геодезист хороший побольше получает. Ну и как-то не слишком надежным кажется заработок на репетиторстве, честно говоря.
Так что, товарищ, тебе, конечно, всяческих удач в жизни, но в геодезию не стоит. Вот в науку, включая геодезическую, это за милую душу.
P.S. У самого 2 высших, оба пригодились, и я плохо понимаю людей, которые говорят, что вышка в жизни вообще не нужна
Без профильного высшего в геодезии работать нельзя? Жалею, что в свое время не отучился на геодезиста. Со школы ещё люблю сильно географию.
Работать-то можно, вопрос в корочках, которые могут сильно облегчить жизнь. У меня, например, тоже профильного геодезического образования нет, у меня географическое. Но мне корочки дадут, потому что образование близкое, и многие курсы у меня были (но не все, надо часы где-то всё равно добирать)
И в чем же отличия?
Советую доучиться. Диплом лишним не будет. Как уже сказали выше, некоторые двери с дипломом открываются сами.
Что же касается заработка, то хорошо зарабатывать можно везде, было бы желание и трудолюбие. Шофера тоже могут неплохо зарабатывать. Что же касается моды и престижа, то это меня волнует меньше всего.
Что же касается заработка, то хорошо зарабатывать можно везде, было бы желание и трудолюбие. Шофера тоже могут неплохо зарабатывать. Что же касается моды и престижа, то это меня волнует меньше всего.
И почем маникюр сейчас?
P.s. Сам на заочном в магистратуре. Осталось 6 месяцев. Заниматься по дисциплинам нет желания совершенно. Причина: устаревшая на 8 и более лет программа обучения.
Заочка не образование. Не стоило даже поступать.
Шикарный канал. Жаль тогда ещё подписок не придумали.
Отец поступившей в МГУ девятилетней девочки заявил об угрозах от преподавателей
Преподаватели поступившей на факультет психологии Московского государственного университета (МГУ) имени М. В. Ломоносова девятилетней Алисы Тепляковой отказались искать индивидуальный подход к девочке и якобы угрожали ей отчислением за непосещаемость. Об этом в беседе с «Лентой.ру» рассказал ее отец Евгений.
«Нам необходимо взаимодействие в индивидуальном ключе с педагогами. К сожалению, очень многие преподаватели на текущий момент высказали такую позицию, что никакого вам не будет индивидуального подхода, ничего не будет. Вот есть лекции, а дальше нету времени, денег и вообще нафиг вы нам тут нужны»
По его словам, «существенное количество сотрудников» озвучили такую позицию, однако он не стал называть конкретные фамилии педагогов. При этом Тепляков подчеркнул, что официальная позиция факультета заключается в том, что ситуация с его дочерью решаема и никто ее отчислять не будет.
«Она звучит так: мы ничего вам не будем давать, вы не можете уйти вперед, мы вам не позволим, мы вам не дадим контактов ничьих, мы не будем отвечать на ваши вопросы. Вы будете сидеть вот тут, и мы будем вас оценивать. У вас будет контроль посещаемости, у вас будут проблемы, мы вас отчислим за непосещаемость»
(с) Евгений Тепляков
(о неофициальной позиции МГУ по поводу его 9-летней дочери)
.По словам Теплякова, их семья многократно говорила, что «формальные моменты из образовательной программы Алисы нужно убирать», поскольку ей девять лет и простроить занятия со 100-процентной пос
Чувак не понимает в чем принцип высшего образования. Это не зубрежка знаний, а рефлексия, то есть взаимосвязь эмпирического научного метода с умозаключительным, связывание эксперимента с опытом. А какой у ребенка опыт?
Бедный ребёнок. у девочки явно патологическая активность мозга, которая неизвестно чем и когда кончится. Дай Бог, чтобы она не свихнулась и не умерла от этого. Думаю, что пубертат может многое расставить на свои места и она станет нормальным человеком. Просто непонятно- зачем сейчас лишать ребёнка детства и гнать эту учёбу? Для чего? Что она будет делать потом, если закончит МГУ досрочно? И зачем всё это?
Земля стационарна, сынок
— Земля крутится, говоришь?
— Земля стационарна, сынок. Она не крутится.
— Но нас по географии учат, что Земля обращается вокруг Солнца.
Классификация ВУЗов и специалистов по С.П. Капице и соавторам
Данная статья относится к Категории: Теория элит
«При рассмотрении проблемы сохранения системы высшего образования существенным, с нашей точки зрения, является выделение трёх категорий ВУЗов, основное различие между которыми состоит не в специальности, по которой производится подготовка студентов, а в масштабах влияния на общество, как текущее, так и перспективное.
Данным категориям ВУЗов отвечает соответствующая классификация людей, занятых в общественном производстве и управлении.
2. «Хранители» существующих жизненно важных технологий. В современном обществе эта группа оказывается довольно тесно связана с первой, поскольку время жизни большинства технологий существенно меньше срока профессиональной деятельности. Тем не менее, провести разграничительную черту всё же можно. Отсутствие или недостаточная подготовка специалистов этой группы приводят к техническим катастрофам различных масштабов из-за снижения уровня производства и обслуживания техники.
Соответственно, можно выделить и три группы учебных заведений.
Капица С.П., Курдюмов С.П., Малинецкий Г.Г., Синергетика и прогнозы будущего, М., «Наука», 1997 г., с.188-189.
Изображения в статье
Сергей Петрович Капица — авиационный инженер (по образованию) и телеведущий программы о науке и учёных «Очевидное – невероятное» / CC BY-SA 4.0
Единственный в своём роде треугольник Шарыгина, открытый лишь в 1982 году
Приветствую Вас, уважаемые Читатели! Сегодня я хочу рассказать об удивительном геометрическом объекте, впервые рассмотренным советским математиком Игорем Федоровичем Шарыгиным.
Для начала посмотрите на рисунок ниже. Что Вы на нём видите?
Но, погодите, есть же еще биссектрисы!
И тут становится интересно! Оказывается, и это показал Игорь Федорович, полученный из биссектрис треугольник может быть равнобедренным!
Заметка Шарыгина об этом объекте опубликована в книге «Задачи по геометрии. Планиметрия», 1982.
Впрочем, есть одно очень тонкое условие: угол такого треугольника должен попадать в диапазон от 102,663 до 104,478 градусов!
Основная суть доказательства сводится к рассмотрению подобных треугольников и применению теоремы косинусов, что позволяет получить вот такие выражения для сторон треугольника:
Самим доказательством (доступным каждому школьнику 9 класса!) можно проникнуться в телеграмм-канале «Математика не для всех».
Ответ на пост «Интервью с космонавтом-рекордсменом Геннадием Ивановичем Падалкой о текущем положении российской космонавтики»
Я ни на что не претендую, лишь выскажу свое мнение, которое естественно может и будет отличаться от вашего.
Это на самом деле грустно, но правда.
Мы идем по пути регресса. В микро технологиях быть может еще какие-то подвижки, вернее конвульсии у этой страны есть, но вот в макро технологиях (в т.ч. космос), утеряно давно, модернизации минимальны.
На личном примере расскажу.
Я закончил МГУТУ им. К.Г. Разумовского в 2015 году. Хотел пойти дальше в науку, но не получилось. Собственно почему?
В общем, написав диплом за 2-3 недели аж в начале 5 курса, я стал готовится к аспирантуре. Декан, уверял, что все окей, проблем не будет, там 3 места бюджетных, а желающий только один я.
За 5 лет универского времени, я посетил огромное количество мероприятия (семинары вне вуза, форумы, конференции, встречи с зарубежными (финскими и норвежскими спецами). В целом даже поступали предложения учиться за границей по обмену, но по иным причинам не сложилось.
Попытался устроится в Всероссийский научно-исследовательский институт рыбного хозяйства и океанографии, оставались связи, но там все забито, и в ВНИРО, но там тоже не оказалось мест даже доцентов.
И в итоге, я с красным дипломом, крайне интересной и современной профессией «биоэкология», но в Мск трудно найти работу без связей хотя бы на 30-35 тысяч. Везде ты будешь либо науч.сотрудником на 20к и работать лет 5 таким образом.