Коваль чистый дор чему учит
Детский час
для детей и родителей
Отзыв о сборнике рассказов Ю.Коваля «Чистый Дор»
Главные герои серии рассказов «Чистый Дор» — жители русской деревни с одноименным названием. Эти люди живут спокойной и размеренной крестьянской жизнью – работают в поле, пасут коров, ходят в лес за грибами и ягодами. С ними приключаются разные истории, которые и описывает автор в рассказах под общим названием «Чистый Дор».
Одна из таких историй случилась с жителем деревни, которого соседи звали дядей Зуем. Летом он накосил сена и поставил на покосе копну, да не на землю, а сразу на сани, чтобы зимой легче было сено вывозить. Когда наступила зима, дядя Зуй взял лошадь и отправился в лес за сеном. А когда он привез сани с сеном в деревню, из копны выглянула медвежья морда. Оказывается, решил косолапый в копне зиму провести вместо берлоги, да не знал, что сено в деревню зимой повезут. Медведь не злой оказался, выбрался он из копны и в лес убежал.
Таково краткое содержание книги «Чистый Дор». Множество историй, которые ежедневно происходили с жителями Чистого Дора, описывает Ю.Коваль. Какие-то из них смешные, какие-то – грустные, случались истории необычные, поучительные. Главный смысл рассказов, объединенных общим названием «Чистый Дор» состоит в том, чтобы показать красоту русской земли и духовную красоту простых русских людей, живущих на этой земле. Рассказы «Чистый Дор» учат подмечать в окружающем нас мире неповторимые приметы прекрасного и необычного.
В рассказах мне понравился дядя Зуй, который оказался очень отзывчивым человеком. Когда однажды в сельский магазин привезли красивую клеенку, и выяснилось, что на каждый дом хватит только по полтора метра, дядя Зуй одарил каждого жителя недостающими сантиметрами из своей доли, а сам ушел из магазина ни с чем, хотя ему очень была нужна такая красивая клеенка. Душевная щедрость – она из характерных черт простого русского человека.
Какие пословицы подходят к рассказам «Чистый Дор»?
Какова деревня, таков и обычай.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Нет земли краше, чем Родина наша.
Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.
Коваль «Чистый дор» краткое содержание для читательского дневника какое?
Юрий Коваль «Чистый дор» краткое содержание для читательского дневника
Юрий Коваль «Чистый дор» отзыв для читательского дневника
Юрий Коваль «Чистый дор» главные герои, главная мысль
Этот рассказ Юрия Иосифовича Коваля начинается с того, как шедший по просёлочной дороге мужчина, нашёл топор. Мужчина подобрал топор и продолжил свой путь в сторону ближайшей деревеньки. Затем мужчина подошёл к колодцу попить воды и увидел бабушку, тащившую берёзовое бревно. Мужчина помог ей и понял, что именно она обронила топор.
Разговорившись с бабушкой, мужчина узнал, что зовут её Пантелеевна.
По дороге, Пантелеевна гордо объясняла односельчанам, что это её племянник, а когда подошли к дому, предложила зайти попить чаю.
За чаем он узнал, происхождение названия деревни. Оказалось, что дор, это участок поля среди леса. Затем бабушка предложила переночевать. Мужчина согласился и впоследствии прожил у бабушки целый год, и написал рассказы о жителях деревни.
Рассказ мне понравился тем, что в нём повествуется о доброте и отзывчивости деревенских людей.
Главная мысль этого рассказа, на мой взгляд, заключается в том, что в деревнях больше, чем в городе сохранились чистые и доброжелательные отношения между людьми.
Рассказ Юрия Коваля «Чистый дор» небольшой, но очень душевный.
Повествование в нем ведется от лица автора, который, путешествуя по сельской местности нашел топор, который потеряла одна старушка. Проходя через деревню, остановился у колодца попить воды.
Местное население с интересом наблюдало за ним из окон.
Он опять повстречался со старушкой и на этот раз помог ей донести до дома березовую жердь. Старушку звали Пантелевной. Местные интересовались у нее, кто это с ней рядом.
Пантелевна пригласила помощника зайти на чай, и автор остался на год, написал книжку.
По сути главных героя в рассказе два: автор и Пантелевна.
Автор неравнодушный человек, помог старушке, писатель, видно, что любознательный и любит природу.
Мне кажется, рассказ о многом. О деревенских жителях, их любопытстве и простодушии. О том, что жизнь на земле, проще и понятнее, чем в городе, и работается в деревне легче.
Мне рассказ очень понравился, есть в нем что-то уютное, что затрагивает за живое и тянет путешествовать.![][1 ]
Краткое содержание рассказа.
Колония на планете под названием Новый Дилавер уже давным-давно оторвана от всякой связи с нашей Землей. Но в одно прекрасное время, жители этой колонии принимают сообщение о том, что скоро к ним прилетит инспектор c нашей Земли для полной проверки всего порядка в колонии.
Вот поэтому перепало жителям деревни в экстренном порядке сооружать тюрьму, почту, а также полицейский участок, ну а Тому Рыбаку вообще делаться правонарушителем. Но как этот Том обязан воровать, коли он совершенно не ведает, как это вообще делается? Ведь на прекрасном Новом Дилавере несколько столетий вообще нет никакого криминала!
«Ордер на убийство» меня очень порадовал, так тронул, что когда финальная страница была перевернута, тогда я даже немного пожалел о том, что рассказ так быстро я прочитал. Думаю, что через некоторое время я его перечитаю, но сделаю это медленно, не торопясь, с большим наслаждением!
Краткое содержание:
Жила очень надменная, высокомерная и капризная принцеса. Когда пришло время выдавать ее замуж, король устроил смотрины. Но принцессы бессовестно над всеми насмехалась, особенно досталось одному принцу с бородкой. С насмешкой она назвала его королем Дроздобородом.
Такое поведение дочери рассердило короля и он выдал ее замуж за первого нищего, что пришел во дворец. Тот повел свою жену огромными полями, которые по его словам были собственностью Дроздоборода.
Принцессе жилось не сладко, ей приходилось делать тяжелую работу. Она даже посуду мыла в замке этого короля. Там однажды на балу она его увидела. Король Дроздобород пригласил ее танцевать., но во время танца у девушки рассыпалась сворованная ею еда, точнее объедки. Она была опозорена.
Сказка заканчивается хорошо: король Дроздобород, он же муж-нищий, он же принц с бородкой специально так устроил, чтобы убавить гордыню и высокомерие принцессы. Девушка все поняла, попросила прощение и все закончилось пышным пиром.
Главная мысль сказки в том, что не нужно насмехаться над другими, иначе сам будешь осмеян. Гордыня и высокомерие всегда будут наказаны. Очень легко с высокого трона упасть прямо в грязь.
В.Д. Берестов довелось познакомиться с талантливыми детскими писателями, которые подсказали молодому писателю отразить свой стиль. И автор детских произведений с тонким жанром языка передал смысл рассказов.
В сказочной истории «Змей- хвастунишка» он снова передаёт читателям о плохом поведении. В данном случае змее, которые в прошлые десятилетия изготавливали самостоятельно. И дети запускали в ветреную погоду. На этот раз, мальчик нарисовал ему изображение яркого солнца. Летающий объект представлял себя небесным телом, привлекая птиц с насекомыми, но пернатых не обманешь. Они прекрасно отличали летающего змея от раскалённого солнца. И не поддавались на его уговоры.
Сказочный рассказ поучительный. Берестов доносит смысл читателям о плохой манере хвастовства. Порой, встречается среди людей.
Костя, напротив, рассудительный и очень вежливый со взрослыми. Он умеет настоять на своем мирным путем, а потому ему часто удается сводить на «нет» конфликтные ситуации.
Ребята решили, что нужно получить разрешение на каток у Дмитрия Савельевича, управдома. Мальчикам это удалось, поскольку план действий излагал Костя. Они собрали друзей и приступили к расчистке территории, но забор садика пришлось немного сдвинуть.
Дальше мы знакомимся с мамой Лельки, которая была против того, чтобы ребята уничтожали клумбы. Но вдруг слово взял Мишка и нагрубил женщине. С помощью управдома её удалось обезвредить, но тут перенести забор обратно потребовал Григорий Кузьмич. Снова выступил Миша и все испортил резкими словами, но Дмитрий Савельевич и на этот раз ребятам помог. Однако из-за несдержанности Мишки мальчики все-таки перессорились со всеми соседями.
Мальчики старательно трудились и вскоре площадка была закончена, а сделать освещение помог дядя Сережа. Подошла дворник тетя Даша и пыталась отобрать столб, но Мишка ей нагрубил и она нажаловалась управдому. Но столб ребятам удалось отвоевать.
Когда начались морозные деньки, мальчики начали заливать каток, причем сначала приходилось таскать воду в ведрах. Но дядя Андрей разрешил им пользоваться своим шлангом, и дело пошло быстрее. Наконец-то каток был залит и Миша объявил его открытым. Все сбежались кататься, даже те ребята, которые не принимали участие в строительстве площадки.
Поскольку желающих покататься было больше, чем места на катке, Мишка придумал ограничение. Теперь ребята, имеющие двойки на каток не допускались, а чтобы пройти на лед нужно было предъявить дневник.
В конце повествования мальчик утверждает, что самый первый каток в сезоне был открыт именно у них во дворе.
Главная мысль рассказа Носова заключается в том, что если чего-то очень хочешь, то можно этого добиться. Просто нужно приложить труд и старание, и тогда мечта превратится в реальность.
Кроме того, рассказ учит нас вести себя вежливо и даже в конфликтных ситуациях сохранять спокойствие. Тогда у вас будут хорошие отношения со взрослыми и множество верных друзей.
Литературный пейзаж как основа для развития духовного мира личности и исторической памяти
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПЕЙЗАЖ КАК ОСНОВА ДЛЯ РАЗВИТИЯ
ДУХОВНОГО МИРА ЛИЧНОСТИ И ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ
(на примере цикла рассказов Юрия Коваля «Чистый Дор»)
Филиппов Дмитрий, студент 4 курса,
научный руководитель – преподаватель
Обоянский филиал ОБОУ СПО «Курский колледж культуры»
О чём бы не писал Ю. Коваль, важное место в его произведениях занимает литературный пейзаж. Естественная красота окружающего мира в изображении писателя является важным средством единения человека с природой, питательной почвой для формирования чувства любви к Отчизне и исторической памяти.
Кто из сельских мальчишек и девчонок не вспомнит своё босоногое детство, если, взяв в руки книгу, прочтёт её первые строки: «Солнце пекло уже вторую неделю. Лесная дорога высохла и побелела от пыли. В колеях, где стояли когда-то глубокие лужи, земля лопнула, и трещины покрыли её густой сетью. Там, в колеях, прыгали маленькие, сухие лягушки» [1].
«Лесная дорога прошла через поле – стала полевой, дошла до деревни – превратилась в деревенскую улицу» [2]. Эти превращения происходят неожиданно и стремительно: «Вдруг лес кончился, и я увидел большое поле, подобное круглому озеру. В самом центре его, как остров стояла деревня. Голубые масляные волны бродили по полю. Это цвёл лён. Высокий небесный купол упирался в лесные верхушки, окружавшие поле со всех сторон. Я глядел на деревню, и не знал, как она называется, и, уж, конечно не думал, что стану жить здесь…» [1]
Так одна из многочисленных дорог, по которым доводится ходить каждому человеку в течение своей жизни, привела писателя Юрия Коваля в затерявшуюся среди лесов деревню. Одну из многих деревень, где есть и журавель-колодец, и «пятиоконные дома, высокие и крепкие, с крышами, покрытыми осиновой щепой – серой от ветра и времени или новой, золотистой под солнцем», и «маленькие домишки в три оконца, о которых говорят, что они «пирогом подпёрты, блином покрыты»» [2]. Но, благодаря писателю, о деревне с названием Чистый Дор знают сегодня миллионы читателей. «Чистый Дор» – такое заглавие он даст циклу из двух десятков небольших рассказов, опубликованному впервые в 1970 году.
Юрий Коваль любил путешествовать, особенно в глухие уголки и маленькие деревни Урала и русского Севера, где он жил порой неделями и месяцами. Вот и в Чистом Доре «уж не знаю, как получилось, – признаётся автор, – но прожил я… не день и не месяц, а целый год» [2].
Почему Чистый – догадаться не трудно. «А что такое Дор?» – возникает вопрос у читателя. Возник он и у автора. Разъяснение даёт Пантелевна – первая жительница деревни, с которой он встретился в лесу. Толкование её просто и бесхитростно: «»всё, что вокруг деревни, – всё это и есть дор… Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, – это всё бор». Так я и понял, что дор – это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь раньше тоже был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдёргивали. Дёргали, дёргали – получился дор» – удовлетворил своё любопытство путешественник [2].
Так же просто и естественно живут в Чистом Доре его обитатели. Живут с чистотой в помыслах и в согласии с природой. Красота природы сама по себе обладает силой нравственного воздействия на людей. Независимо от того показана она в соотнесении с человеком или даётся в виде пейзажа, описывающего очарование местности, природа в изображении Ю. Коваля предстаёт как художественный образ, способный как доставить истинное наслаждение, так и заставить вчитаться в текст и задуматься. Автору удаётся передать фрагмент или целую панораму немногими средствами, порой одним-двумя предложениями: «Безоблачной ночью плывет над Чистым Дором луна, отражается в лужах, серебрит крытые щепой крыши. Тихо в деревне». [6]
Тихое любование природой сменяется описанием глубины и тонкости восприятия рассказчиком окружающего мира: «С рассветом начался очень хороший день. Тёплый, солнечный. Он случайно появился среди пасмурной осени и должен был скоро кончиться. Рано утром я вышел из дома и почувствовал, каким коротким будет этот день. Захотелось прожить его хорошо, не потерять ни минуты, и я побежал к лесу. День разворачивался передо мной. Вокруг меня. В лесу и на поле. Но главное происходило в небе. Там шевелились облака. Тёрлись друг о друга солнечными боками, и лёгкий шелест слышен был на земле.
Я торопился, выбегал на поляны, заваленные опавшим листом, выбирался из болот на сухие еловые гривы. Я понимал, что надо спешить, а то всё кончится. Хотелось не забыть этот день, принести домой его след». [3]
Автор подмечает мельчайшие приметы, понимает каждодневные заботы и превращения и воссоздаёт природу зримо – в объёме, в цвете и запахе, в изгибах и линиях. Вот как описывает он весенний вечер в одноименном рассказе: «Я почувствовал странный запах, который шёл с земли. Из старой травы, из прелых листьев торчали какие-то короткие стебли. На них распустились небольшие сиреневые цветочки. От цветов пахло так приятно, что даже закружилась голова…
«Свис-с-с-!» – пронеслись над поляной чирки. Еле заметен в тёмном небе их серебряный след. Сумрак поднялся с земли, стемнело, и тогда послышался хриплый и ласковый голос за берёзами: «Хорх…хорх…хорх…хорх…» Длинноклювая, с косыми крыльями птица вылетела из-за леса и пошла над поляной, то ныряя вниз, то вскидываясь, как бабочка. Вальдшнеп! Вальдшнеп тянет.
Совсем стемнело, и я пошёл к дому. Холодом тянуло по земле, хрустела под ногами корка льда, схватившая лужи. На опушке вдруг повеяло теплом. Земля оттаяла, согрелась за день, теперь воздух греется от неё. Я шёл домой и вспоминал цветы, оставленные на пеньке». [4]
Писатель не только вдохновенно воссоздаёт картины природы, но и глубоко раскрывает духовные связи между природой и человеком.
Вместе с героями, автор внимательно и терпеливо всматривается в таинственную переменчивость природы и вовлекает нас, читателей, в это пристальное отношение к миру. Вот первоклассница Нюрка сидит у ручья и пьёт воду. Но не просто пьёт, а с закрытыми глазами, потому что «С открытыми воду выпьёшь – и ничего не заметишь. А так – куда вкусней. Да ты сам попробуй…». И перед нами разворачивается завораживающее действо, к которому так и хочется присоединиться: «Я взял у Нюрки кружку, зажмурился и глотнул. Вода в ручье была студёной, от неё сразу заныли зубы. Я хотел уже открыть глаза, но Нюрка сказала: «Погоди, не торопись. Глотни ещё. » Сладкой подводной травой и ольховым корнем, осенним ветром и рассыпчатым песком пахла вода из ручья. Я почувствовал в ней голос лесных озёр и болот, долгих дождей и летних гроз. Я вспомнил, как этой весной здесь в ручье нерестились язи, как неподвижно стояла на берегу горбатая цапля и кричала по-кошачьи иволга. Я глотнул ещё раз и почувствовал запах совсем уже близкой зимы – времени, когда зима закрывает глаза». [10]
Небрежность, безразличие, душевная черствость человека приводит к разладу с природой. Вот кто-то «проволоку колючую натянул между столбами», за проволоку зацепилась лошадь. Зоотехник Николай осуждает невнимательность бригадира Фролова. Зашивая рану, из которой «сильно текла кровь, капала в крапиву», ворчит: «гонять лошадь он может, а проволоку замечать он не может!», «гонять лошадь он может, а поберечь её не может!», в надежде на то, что это послужит ему хорошим уроком. Герои не рассуждают о совести, её непременное присутствие растворено в событиях и настроениях. [7]
Не случайно среди жителей Чистого Дора есть люди, «Бунькой боданные». Бунька – это чистодоренский бык, вокруг которого развернулось целая баталия. «Что касаемо меня или деда Мироши, – пускай бодает, – заявлял услужливый бригадир Фролов. – Но вот скоро к нам комиссия приедет. Что, как он комиссию забодает?» И был понуждён зоотехник Николай уступить настойчивому требованию бригадира спилить быку рога. Но, стреляя своим кнутом, вступился за Буньку пастух Марей: «Не дам быка пилить. Хоть и злой бык, зато настоящий. Уважаемый». «А опасные рога можно стороной обойти», – советует он. [9]
Но не обошла стороной Чистый Дор такая страшная опасность, как война, хотя она и была «где-то около»: «Немец был совсем близко. За лесом слышался рёв орудий и такой скрежет, будто танкетки грызлись между собой. В серых облаках, висящих над деревней, иногда вдруг вспыхивали ослепительные искры, а между вспышками сновали маленькие крестообразные самолёты. Все дома Чистого Дора стояли тогда пустые. Мужчины были на фронте, женщины эвакуировались. Только в одном доме жили люди: тётка Ксеня с двумя детьми и Пантелевна. Они собрались жить вместе, чтобы не было так страшно». [11]
Совершенно неестественно выглядел предмет, появившийся однажды в утреннем небе: лёжа на боку и поджав ноги, над лесом плыл огромный человек в солдатской шапке и шинели. Он был больше деревьев, стоящих под ним, и вызвал страх и смятение: как понять – мёртвый он или живой? свой или враг? и почему такой большой? и зачем по небу летит? Лишь заметив красную звезду на его плече, успокоились: «Не бойся, – крикнула Пантелеевна, – это наш!»
Это был аэростат воздушного заграждения, на который налетел и разбился вражеский самолёт. Но от удара самолёта аэростат тоже получил пробоину, «он перекрутился весь и превратился в солдата, в огромного человека, которого призрачно осветило утреннее солнце. Ни тётка Ксеня, ни Пантелеевна не знали этого. Они сидели в избе, варили картошку и рассказывали, какие у нас есть огромные летающие солдаты». [11]
Плыл по небу солдат со звездой, прикрывая собой от врага лес и Чистый Дор. И лес, и люди помнят своих защитников.
Полубылью, полулегендой доносится эхо минувшей войны. Его голос исходит из-под земли, куда музыканты военного оркестра зарыли инструменты, чтобы они не достались врагу. Спустя много лет слух улавливает то гудение медной трубы, то звон перебираемых струн, особенно в тот период времени, когда апрель превращается в май. Победный май. [3]
Так сливаются звуки природы с историей.
Сборник «Чистый Дор» – образец гармонического сочетания любви к родной земле, знания о ней и понимания её всеохватывающей красоты. Знакомство с творчеством Ю. Коваля способствует развитию художественного вкуса, любви к природе и ответственного отношения к ней. Ибо «что может быть лучше осеннего леса? Разве только весенний…». [12]
Коваль, Дор [Текст] : рассказы / Юрий Коваль. – Москва: Дет. лит., 1991. – 63 с. – (Книга за книгой). – Содерж. произв.: По лесной дороге [1]; Чистый Дор [2]; Стожок; Под соснами [3]; Весенний вечер [4]; Лесовик[5]; Железяка [6]; Вишня [7]; Колобок; Картофельный смысл [8]; Кепка с карасями; Нюрка; Бунькины рога [9]; Выстрел; Вода с закрытыми глазами [10]; Около войны [11]; Клеёнка; Подснежники; Последний лист [12].
Краткое содержание Коваль Чистый Дор
В рассказе «Чистый Дор», созданном советским писателем Юрием Иосифовичем Ковалем, повествуется о жителях старинной деревушки с одноимённым названием.
Рассказчик шёл по лесной дороге, увидел топор и взял его. Затем его путь пролегал по лугу в небольшой населённый пункт. В деревне рассказчик решил утолить жажду и пошёл к колодцу, а жители смотрели на незнакомого человека и обсуждали между собой, откуда он взялся.
Пошли они вместе по деревенской дороге. А по пути старушка всем говорила, что мужчина — её племянник и помог ей найти в лесу топор. А затем старая женщина сказала, что эта деревня называется Чистый Дор. Рассказчик долго не мог понять, что дор — это поле, расположенное в лесу и всё расспрашивал женщину, что же такое дор.
Так в разговорах и дошли они до дома старушки. Она предложила рассказчику попить чаю. Пришлось мужчине согласиться. Так и остался он в деревне на целый год. Там и написал рассказчик произведения о жителях деревушки.
Автор утверждает, что если помогать людям, то и они ответят тем же.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Коваль. Все произведения
Чистый Дор. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Прекрасно написанная повесть Куприна «На переломе (Кадеты)» оставляет более чем тяжёлое впечатление, рассказанное в безрадостном и печальном событии.
События происходят во времена короля Франциска, который правил во Франции. В те давние времена очень популярными были жестокие игры и зрелища.
Рассказ Платонова написан в его обычном авторском стиле: с парадоксами, невероятными поворотами речи, удивительной образностью… Но если в отношении взрослых персонажей она иногда шокирует
Крошка Енот был еще совсем малышом. Но это не мешало ему отличаться храбростью и смелостью. Он ничего и никого не боялся.
События, описанные в этой повести, происходят после окончания гражданской войны. В деревнях и селах образовываются первые колхозы, вместо быков землю обрабатывает трактор.
«Остров посреди жизни»
Замечательная Мария Порядина о Юрии Ковале и его книге «Чистый Дор».
Остров посреди жизни (о книге Юрия Коваля)
Коваль Ю. И. Чистый Дор : рассказы / Юрий Коваль ; рисунки Г. Макавеевой. — Москва : Издательский Дом Мещерякова, 2012. — 104 с. : ил. — (BiblioГид рекомендует).
Ракула, Шидьеро, Бонема, Пялнобово, Чаронда… Что за слова такие — не заклинания ли? Что-то древнее, таинственное и сильное чудится в них. Но это всего лишь географические названия. Такие вот бывают имена деревень, что только ахнешь и удивишься! Есть, правда, и совсем простые: Горка и Мыс, Ельник и Березник, Чаща и Новостройка. А есть странные, как будто нарочно придуманные; в них чудится какая-то история, мерещится сюжет: Косые Гряды, Большой Пепел или вот — Чистый Дор. Что такое этот «дор» и почему он «чистый»? Невозможно объяснить это словесное явление никакими иными словами, кроме как теми же самыми.
«— А дор — это вот он весь, дор-то. Всё, что вокруг деревни, — это всё и есть дор.
Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем — лес.
— Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.
— Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор…»
Вроде бы слова понятные, по-нашему звучат, по-русски выглядят, — а смысл ускользает, прячется. Хотя, казалось бы, прятаться-то и негде: «дор» — место чистое, пространное, открытое.
Открыто оно было в конце 1960-х годов Юрием Иосифовичем Ковалём, тогда ещё «начинающим» прозаиком. В середине 1960-х у него вышло в соавторстве несколько книжек стихотворений для детей; потом состоялась замечательная творческая удача в прозе — повесть «Алый», в которой автор, по собственному выражению, «определился», то есть «нашёл себя» как писателя прозы — лишь для того, чтобы мгновенно переменить свой творческий почерк и понять, что отныне его путь и цель — не повторять себя, «с каждой новой вещью менять жанр».
«Алый» — книга повествовательная, сюжетная, насыщенная событиями и даже приключениями. «Чистый Дор» сложился и построился совсем иначе. Рассказы этого цикла нельзя «кратко изложить» или «пересказать своими словами», потому что в них каждое слово подогнано ровнёхонько на своё место, стоит там и красуется: с виду лёгкое, а с места его не сдвинешь.
«У излучины реки Ялмы в старой баньке жил, между прочим, дядя Зуй…»
Один знаменитый писатель очень рассердился на «между прочим» — говорил, что лишние это слова и никакого юмора в них нет. Но Коваль, хоть и уважал того писателя, от своих «между прочим» слов не отказался. Без них голос скучает, речь звучит неинтересно. Самое главное в прозе Коваля — речь, интонация, слово. Из них можно построить что угодно — не только сюжет, но и персонажа, даже главного героя. Вот только что шёл по лесу неизвестно какой человек, сам по себе, а прошёл по деревне под бормотание старушки Пантелевны — и сделался своим, знакомым, даже и родственником — «племянник ей», «топор нашёл».
На словах, на голосовых струнах строится здесь любое событие — пробует ли соседка Мирониха грибной суп («Подснежники»), собирают ли братья Моховы с Нюркой землянику («Берёзовый пирожок») или неисправимо добродушный дядя Зуй делится с соседями ослепительным счастьем — клеёнкой в васильках «поднебесного цвета» («Клеёнка»).
Может, и в самом деле по-особенному был настроен слух Коваля, да и зрение, наверное, и осязание, и обоняние. Ведь он чувствовал и понимал то, чего мы бы сами ни за что не уловили, не заметили. Где-то в чаще лесной в землю закопана, спрятана от врагов военная музыка, и только со слов Коваля знаем мы, что в горячий, сонный, сосновый полдень, приложившись ухом к холму, можно услышать, как она глухо играет из-под земли. Другой бы сказал — мы б не поверили, что на весенней поляне, возле пня растут дикие цветы, стебли которых, если их сорвать, «шевелятся, шевелятся в руке». Не читав Коваля, не распробуешь, что у земляники бывает вкус «лесной, болотный, сумрачный», и вряд ли научишься чувствовать «запах совсем уже близкой зимы — времени, когда вода закрывает глаза».
Увидеть «Чистый Дор» — открытыми глазами, по-настоящему — помогает нам художница Галина Макавеева. Простые, непритязательные у неё рисунки! Иллюстратор не пытается соригинальничать, продемонстрировать бессовестно-самоуверенное «а я так вижу», самоутвердиться за чужой счёт, но тихими шагами идёт вдоль текста и помогает ему стать шире, глубже.
Пожалуй, главное на картинках Макавеевой — не люди, а природа. Деревья на опушке растут плотно и разнообразно — вот кривая берёза, вот прямая сосна, а зелёные кроны — множеством разнонаправленных зелёных мазков, штрихов и линий — живут своей шелестящей, щебечущей жизнью; и ходит меж дерев «небольшая старушка» в светлом платочке; а вот и рассказчик — с рюкзаком и в кепке — уже почти племянник, топор нашёл. На другой иллюстрации голубые стрекозы трепещут сухими крыльями; вдоль реки причудливо изгибаются стволы прибрежных деревьев, и узкая лодка скользит по тёмной, густой, тревожной воде. А на третьей — вся деревня, с избушками и телеграфными столбами, и зелёный берег, и голубая вода — всё наискосок перечёркнуто внезапными струями дождя, и такой свежестью веет, такой грозовой силой…
В одном интервью (см. журнал «Библиография», № 4 за 1993 г.) Юрий Иосифович сказал о Макавеевой: «Мне бесконечно приятно держать в руках оформленный ею “Чистый Дор”. У Гали есть своё лицо, неповторимое… Впрочем, все мои художники имеют свое лицо — этим и прекрасны».
…Удивительно и странно, что деревню Чистый Дор можно найти на карте! Правда, не на всякой, а только на очень подробной карте Вологодской области. Но если б и не было такой деревни, Коваль бы её выдумал. Точнее — увидел бы её где-то в полях, за лесами — отдельную, простую и волшебную, как некий остров посреди жизни, — и открыл для нас.
О Юрии Ковале, о своеобразии его личности и творческой манеры размышляют писатели
Бек Т. Наиособый опыт особой силы // Литература в школе. — 2001. — № 15.
Битов А. Он пиарил только русский язык // Новая газета. — 2008. — 7 февр.
Етоев А. Коваль // КнигоЕдство. Выбранные места из книжной истории всех времён, планет и народов / Александр Етоев. — Новосибирск, 2007.