кошкин дом чему учит сказка
Маршак Кошкин дом: читательский дневник краткое содержание, главные герои, главная мысль, чему учит, отзыв, пословицы.
Самуил Яковлевич Маршак, автор поэтических произведений для детей и взрослых, переводчик. Стихотворная пьеса-сказка «Кошкин дом» написана и впервые издана в 1922 году, затем трижды перерабатывалась. Окончательный вариант появился в 1948 году и был предназначен для постановки на сцене Театра кукол Образцова.
Краткое содержание для читательского дневника
1) Ангорская кошка живёт в богатом доме, а её племянники-сиротки в ветхом домишке, они голодны.
2) Кот Василий прогоняет малышей, а сама кошка говорит о котятах, что их надо было топить.
3) Однажды кошка пригласила к себе зверей – известных горожан, они хвалят дом и приглашают к себе с ответным визитом.
4) Во время прощания с гостями из печки выпал уголёк, и дом сгорел.
5) Кошка осталась бездомной, пошла искать ночлег, но все отказали, только котята впустили тётю с дворником в свой холодный домик.
6) Вот тут кошка и Василий пожалели, что совсем недавно не накормили сироток, зато все вместе они сумели построить новый хороший дом.
Главные герои
1) Кошка – богатая, породистая, модница, хозяйка богатого дома, радушно принимает известных горожан, но презрительно относится к своим бедным родственникам.
2) Котята – племянники кошки, бедные. Когда они пришли к кошке за помощью, то не получили её, зато тёте в беде помогли.
3) Кот Василий – дворник и сторож в доме кошки. Верен своей хозяйке, сначала недолюбливает котят, но потом вместе с ними строит новый дом.
4) Животные-гости – козел, коза, петух, курица, свинья. Все они приглашали богатую кошку к себе. После пожара каждый из них нашел причину, по которой не мог пустить кошку переночевать.
Читайте по теме:
Здесь можно посмотреть другие произведения Маршака для читательского дневника
Главная мысль
Надо помогать тем, кто просит помощи. Никто не застрахован от неприятностей. Любые испытания легче проходить с теми, кто тебя понимает.
Читайте по теме: Полный список для читательского дневника (в т.ч. краткое содержание, главные герои, главная мысль и т.п.) для 1 класса, 2 класса, 3 класса.
Чему учит
Сказка «Кошкин дом» подтверждает народную мудрость о том, что добро и любовь всегда побеждают жадность и чёрствость. Учит оценивать окружающих не по словам и богатству, а по поступкам. И ещё тому, что надо уметь прощать: котята не затаили злости на тётю и помогли ей. Они же близкие родственники, поэтому должны держаться друг друга.
Пословицы
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
Не одежда красит человека, а добрые дела.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Отзыв
Сказка С.Я.Маршака очень занимательная, в ней очень быстро разворачиваются события. Как только главная героиня оказалась бездомной, тут же соседи изменили к ней отношение. Сразу стало понятно, что они ходили в гости к кошке только из-за её богатства. Зато маленькие котята приютили свою тётю, хотя совсем недавно она их даже не накормила. Зато кошка поняла, что вела себя неправильно: дружила не с теми и прогоняла добрых родственников.
Анализ художественного произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом».
В разработке представлен анализ произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом».
Просмотр содержимого документа
«Анализ художественного произведения С.Я.Маршака «Кошкин дом».»
АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ «КОШКИН ДОМ»
Тема добра и зла отчётливо видна в сказке-пьесе «Кошкин дом», где котята, которых кошка когда-то прогнала, делятся с погорелицей последней коркой хлеба. Некоторые считают данное произведение самым поучительным. Приведём пример цитаты из учебника: «Без сомнения, это лучшая пьеса Маршака. Как настоящее произведение искусства, она не… теряет своей свежести»
Главная мысль сказки «Кошкин дом» заключается в том, что нельзя считать настоящими друзьями тех, которые тебя хвалят, восхищаются твоим благополучием, когда оно у тебя есть, а когда оно исчезает, то и эти друзья исчезают и если ты попадаешь в беду, то эти друзья от тебя отворачиваются. Настоящие друзья это те, которые тебя не оставят в беде. Так и в сказке «Кошкин дом» произошло: все богатые гости, хвалившие кошку, отвернулись от неё, когда её дом сгорел, а бедные котята, которых кошка избегала и стыдилась их, приняли несчастную кошку в свой дом.
В шутливой образной форме раскрывает Маршак смысл своей сказки так, что он и без пояснений становится ясен даже маленькому слушателю. Не сама кошка, а ее высокий расписной дом, ее угощенье, ее наряды и богатая обстановка возбуждают восхищение лицемерных и корыстных Кошкиных гостей:
Выйдет кошка на прогулку
Смотрят люди, не дыша:
Да не так она сама,
Как узорная тесьма,
Как узорная тесьма,
Да не так ее тесьма,
Маршак подтрунивает над обществом, избранным кошкой. Они говорят то, что у детей вызывает смех, дети сразу начинают воспринимать кошкиных гостей как недалеких, неумных посетителей:
Здесь у меня столовая.
Вся мебель в ней дубовая.
Заметно, что Маршак избегает в стихотворениях имён прилагательных, особенно, если текст произносят маленькие дети (котята). Приведём пример отрывка стихотворения, где эта часть речи отсутствует совсем:
У Маршака все необычайно действенно. Полны движения сюжет, композиция, ритм стиха. Будь то описание танца или пожара:
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух.
Отчетливую стройность произведению Маршака придают легко запоминающиеся повторы. Повторяя слова, играя ими, дети выучиваются отчетливо произносить их, узнают новые понятия, приобретают вкус к родному языку.
В книжках для детей изобразительные средства Маршака очень экономны. Маршак говорит на языке, который понятен детям, например, подбирает слова, созвучные с мычанием (использует прием аллитерации):
М-м-мое почтенье, кошка!
Пром-м-мокли м-мы немножко.
Ах, куда ты удалилась?
Особую категорию в стихах у Маршака занимают животные. Рассказывая детям о животных, он рассказывает им о людях. Изображение животных в его стихах имеет двойной смысл. Во-первых, автор учит маленького читателя сочувствовать и сопереживать тем, кто слабее, то есть учит жалеть животных, потому что они чувствуют то же, что и люди.
Во-вторых, поэт показывает своему читателю целый спектр человеческих эмоций: раз эти животные так похожи на людей, значит, и люди заслуживают сочувствия. Так автор снова приводит ребёнка к мысли о необходимости уважения ко всему живому и с самого раннего возраста воспитывает в нём человечность, не произнеся ни одного поучительного слова.
«Маршак беседует с ребенком уважительно и серьезно, сообщая ему не урезанные и упрощенные знания о мире, а полные, окончательные — те, что сообщил бы и взрослому. Хотя сообщает с учетом возможностей ребенка, доступным ему языком. Это и позволяет поэту обращаться в стихах для детей к важным темам. Каждое из стихотворений — подлинный эталон детского стиха, образец того, как, не поступаясь ни глубиной, ни поэзией, толковать с детьми о жизни, истории, нравственности» [6, с. 40].
И даже когда без морали вроде бы совершенно не обойтись Маршак умел обойтись без явного, очевидного ее выражения, будучи убежден, что по-настоящему воспитывает лишь то сочинение, выводы из которого читатель делает сам.
Чему учит сказка «Кошкин дом»
СОДЕРЖАНИЕ
«Сказка – ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок».
Актуальность проблемы исследования
Темой для исследования я выбрала сказку. Я часто вспоминаю, когда каждый вечер, перед сном, мама читала мне сказки. Из всех сказок, больше всего мне нравилось слушать сказку С.Я. Маршака «Кошкин дом». Я знала весь сюжет наизусть, но всё равно просила каждый день мне её перечитывать. Известно, что к аждая сказка нас учит чему-то. Только надо внимательно присмотреться и прислушаться к ней.
Сказка «Кошкин дом» С.Я. Маршака
Выяснить, чему учит сказка «Кошкин дом»
С казки — это красивые жизненные учебники
– изучение справочной литературы
– опрос среди одноклассников
Практическая значимость исследования:
Исследовать воспитательные моменты сказки
Привлечь внимание одноклассников к теме исследования.
По итогам работы сделать выводы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Сказка – это вымышленная история со счастливым концом. Сказка, в основном, произведение для детей. Она легкая и понятная даже самым маленьким ее слушателям. В сказке становятся ее героями не только люди, но и животные, и растения. Сказки носят поучительный характер.. У сказочных персонажей мы учимся честности, смелости, настойчивости в преодолении препятствий, верности в дружбе.
Сказка помогает взрослеть и находить ответы на вопросы, волнующие живущего на земле человека: что такое счастье, как пережить беду и горе. Сказка не даёт прямых наставлений, но в её содержании всегда заложен какой-то урок. Порою этот «намёк» не сразу осознаётся, но постепенно всё становится ясным.
Сказка заставляет размышлять, сравнивать свои поступки с поступками любимых героев.
В зависимости от содержания сказки бывают:
Сказки учат детей мыслить, рассуждать. Ребёнок понимает мораль этих сказок и, попав в определённую жизненную ситуацию, может на подсознательном уровне вспомнить эти уроки. Он поймёт, что его могут обмануть, что в жизни встречаются люди злые. И он может обойти эту ситуацию, вовремя вспомнив давно знакомую историю.
Хотя текст сказки прост, но он всегда очень содержателен, что касается образов. Ребенок может развить в себе способность мечтать, а воображение становится богаче.
Таким образом, детская сказка, после прочтения самим ребенком или его родителями, оказывает благотворный психологический эффект – освобождает от негативных эмоций и различных переживаний. Каждое прочтение – это сеанс психотерапевтической помощи. Сказка может научить ребенка преодолевать трудности, побеждать врагов, не бояться опасностей и надеяться на лучшее.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
В моем классе я провела опрос и оказалось, что у каждого есть своя любимая сказка, которую они тоже любили слушать каждый день, помнят своих любимых героев и их подвиги. Проведу исследование на примере моей любимой сказки и выясню, какой жизненный «урок» в ней заключен.
Для полного раскрытия данного исследования выделю главные темы:
Друзья познаются в беде.
Дружба – это, прежде всего, верность и преданность. Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы.
Верный и преданный друг всегда поддержит, какой бы ни была ситуация, в которой ты оказался.
Бедные племянники приютили свою тётю, попавшую в беду, а вот её благополучные приятели отказались ее принять даже на одну ночь.
Изучение правил пожарной безопасности:
Не оставлять печь (другие источники огня) без присмотра.
Соблюдать правила безопасности при использовании пиротехнических изделий
Не играть со спичками.
Пожар – одно из самых страшных и опасных явлений в нашей жизни, поэтому важно знать и соблюдать основные правила поведения при пожаре.
Изучение правил этикета.
Как же должен вести себя хозяин и какие правила он должен соблюдать, чтобы гостям в его доме было хорошо и уютно?
Хозяин должен быть приветливым – нужно радушно встретить гостя, пригласить в комнату.
Добро пожаловать, друзья
Я вам сердечно рада.
Мой дом для вас всегда открыт! [п.3, с.10]
Быть внимательным – значит видеть всех и каждого в отдельности, а тем, кто стеснителен, уделить побольше внимания.
Быть предупредительным – значит заранее подумать о том, чем угостить своих друзей, чем их занять.
Не могу же я, простите.
Угодить вам всем за раз.
Вы пляшите что хотите,
Лишь бы был весёлый пляс! [п.3, с.20]
Быть щедрым – значит не жалеть для гостей угощения, игрушек.
Быть тактичным – значит не замечать ошибок гостя, избегать говорить шепотом, не хвастаться
Не соблюдая правила этикета, человек показывает неуважение к окружающим и напрасно рассчитывает на их уважение к себе.
Милосердие и сострадание.
Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству.
Милосердие – это безграничная доброта, любовь к ближним.
Сострадание – умение сопереживать. Милосердные имеют большое желание помогать людям, нуждающимся в помощи, помогают добровольно, не ожидая ничего взамен.
«Пошли вы, попрашайки!
Небось хотите соивок?
Вот я вас за загривок! [п.3, с.7]
Котята были у ворот –
Поесть они просили.
Чего от нас они хотят,
Бездельники и плуты?
Для голодающих котят
Есть в городе приюты!
Нет от племянничков житья,
Топить их в речке надо!» [п.3, с.8]
Большинство животных, проживающих сейчас на улицах — это выброшенные домашние питомцы.
Основной проблемой является низкий уровень культуры человека, уровень его моральных качеств, таких как ответственность, доброта.
В нашем городе Ростове-на-Дону приютов, как мест, куда можно принести животное и о нем будут заботиться, лечить и искать новых хозяев – НЕТ! Есть только приюты, организованные обычными добрыми людьми за свои личные деньги и за счет пожертвований добровольцев.
Люди! Будьте внимательны к животным, не бросайте их.
Сказка создавалась не только с развлекательной целью, но и с целью воспитания.
Таким образом, сказки учат нас, как вести себя правильно.
Для меня основная мысль сказки «Кошкин дом» – не отворачивайся от чужой беды, сам можешь оказаться в такой ситуации. Учит милосердию, порядочности, уважать друг друга, осуждает хвастливость.
Знать правила пожарной безопасности – жизненно необходимо для каждого из нас! Огонь беспощаден и коварен. Пожар забирает всё!
Правила поведения в гостях помогут приобрести много друзей!
Главный урок, который могу извлечь из этой сказки: « Относись к людям так, как хотел бы, чтобы относились к тебе»
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Бескоровайная Л.С. Этикет для малышей: Феникс,2003.– 288с.
Лубенец С. Идем в гости!: Эксмо, 2008.– 128с.
Маршак С.Я. Кошкин дом, ООО «Издательство АСТ» 2007.– 48 с.
Пастернак Н.А. Психология воспитания: Академия,2008. – 224с.
Шинкарчук С.А. Правила пожарной безопасности для школьников: Литера,2012. – 64с.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
четверг, 15 февраля 2018 г.
Маршак С. «Кошкин дом»
Пьеса-сказка С.Я. Маршака «Кошкин дом»
Жанр: шуточная сказка о животных.
Читайте краткое содержание других сказок Самуила Маршака:
«Кот и лодыри»
«Двенадцать месяцев»
Главные герои сказки «Кошкин дом»
Чему учит сказка «Кошкин дом»
Сказка эта учит отзывчивости и сочувствию. Учит тому, что надо держаться своей родни, а не каких-то случайных попутчиков. Учит тому, что тот кто знает каково это просить подаяния и голодать, никогда не откажет такому же бедняге.
Отзыв на сказку «Кошкин дом»
Сказка «Кошкин дом» мне очень понравилась. В ней показано как исправилась Кошка, которая сперва очень гордилась доставшимся ей богатством, пыталась казаться важной особой и даже прогнала несчастных сироток. Но когда у нее самой случилось беда, то только бедные Котята ей и помогли. Кошка поняла свои ошибки и стала примерной домоседкой,. А вместе кошки смогли и дом новый построить. Это увлекательная сказка и прекрасные стихи.
Пословицы к сказке «Кошкин дом»
Друг познается в беде.
Не ищи беды, беда сама тебя сыщет.
Дорога помощь вовремя.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кошкин дом»
В новом богатом доме жила породистая ангорская Кошка. Она ходила в дорогих платьях и спала на роскошной постели, а в дворниках у нее служил Василий.
Однажды пришли к Кошке Котята и стали просить покормить их и обогреть, но Кошка заругалась на них и велела Василию прогнать сирот.
В это время начинают собираться гости. Кошка всех привечает и угощает. Гости хвалят дом и удивляются убранству. Потом они поют песни.
Под окном опять просят милостыню Котята, но Кошка велит закрыть окна.
Гости пытаются все вместе рассказать историю, а потом начинают собираться. Все приглашают Кошку в гости с ответным визитом.
Кошка выходит на улицу проводить гостей, а когда возвращается, обнаруживает, что начался пожар.
Пожарные Грачи спешат на пожар, но огонь нечем тушить. Бобры начинают разбирать дом. Кошкин дом рушится.
Кошка и Василий бездомные идут в поисках ночлега. Они приходят к Петуху, но Курица не пускает Кошку. Кошка идет к Козлам, но и те не хотят их приютить. Кошка обращается к Свинье, но та говорит, что им самим места мало.
Наконец Кошка и Василий стучат в ветхую избушку, в которой живут Котята.
Котята напоминают Кошке о том, что она отказалась им помогать, но прощают ее и впускают в дом. Кошка, Василий и Котята начинают жить вместе. А вскоре построили новый дом.
Иллюстрации и рисунки к сказке «Кошкин дом»
Маршак Самуил стихотворение «Кошкин дом»
Читательский дневник по сказке «Кошкин дом» Самуила Маршака
Автор: Маршак Самуил Яковлевич
Название: «Кошкин дом»
Жанр: сказка в стихах
Главные герои: Кошка, котята, Василий.
Второстепенные герои: козёл, коза, свинья, грачи, бобры, петух, курица.
Характеристика главных героев:
Кошка — Модница. Хвастливая аристократка.
Презрительно относится к бедным родственникам.
Любит пускать пыль в глаза.
Смогла понять свои ошибки только после пожара.
Стала примерной кошкой.
Котята — Бедные родственники, племянники.
Голодные, несчастные, одинокие.
Добрые, отзывчивые и незлопамятные.
Василий — Кот. Слуга.
Верный и сильный. Надёжный.
Характеристика второстепенных героев:
Козёл и Коза, Петух и Курица, Свинья — хорошо отдыхали, гуляли, приглашали в гости.
Отказали в трудную минуту
Грачи и Бобры — решительные пожарные.
Краткое содержание сказки «Кошкин дом»
Модница кошка построила новый красивый дом, но не пускает на порог бедных сирот-котят.
Она приглашает в гости разных зверей, которые ведут себя очень некрасиво.
Но кошка довольна роскошным приёмом, и вновь прогоняет котят.
Хозяйка провожает гостей до ворот, а в это время в доме начинается пожар.
Грачам нечем тушить дом, и бобры разбирают его.
Бездомная кошка и Василий идут по вчерашним гостям, но повсюду получают отказ.
Только котята прощают тётю и приглашают её в свой неказистый домишко.
План сказки:
Основная мысль произведения «Кошкин дом»
Главная мысль сказки в том, что настоящий друг в любой беде поможет.
Основная идея сказки в том, что отзывчивость и доброта обязательно вернутся к человеку.
Чему учит сказка
Сказка учит не кичиться своим достатком, модными платьями и дорогими украшениями.
Учит не презирать бедность.
Учит милосердию и отзывчивости.
Учит уметь прощать.
Учит ценить семью и быть в хороших отношениях с родственниками.
Краткий отзыв по сказке «Кошкин дом» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что настоящий друг познаётся в беде.
Можно сколько угодно говорить о дружбе и уважении, но пока не случится беда, ты не узнаешь, есть ли в этих словах правда.
Кошка привечала гостей, угощала, но все они прогнали её, когда пришла беда.
Это интересная и поучительная сказка.
Автору удалось показать, как важно проявлять сочувствие и милосердие к другим людям.
Мне очень понравились маленькие котята. Их было жалко, ведь они оказались несчастными и голодными.
Но котята были добрыми и великодушными.
Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, как важно проявлять милосердие.
И как важно хранить тёплые отношения в семье.
Пословицы к сказке
Словарь неизвестных слов
Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:
Ну, что поделать! В дождь и снег
Нельзя же быть без крова.
Кто сам просился на ночлег —
Скорей поймёт другого.
Кто знает, как мокра вода,
Как страшен холод лютый,
Тот не оставит никогда
Прохожих без приюта!
Ещё читательские дневники по произведениям Самуила Маршака
Библиотека произведений автора пополняется.