кем лучше работать учителем или бухгалтером

Профессия: бухгалтер

Чем занимается бухгалтер, в каких сферах он нужен, и будет ли профессия востребована в цифровом будущем

кем лучше работать учителем или бухгалтером. %D0%91%D1%83%D1%85%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80 72 dpi. кем лучше работать учителем или бухгалтером фото. кем лучше работать учителем или бухгалтером-%D0%91%D1%83%D1%85%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80 72 dpi. картинка кем лучше работать учителем или бухгалтером. картинка %D0%91%D1%83%D1%85%D0%B3%D0%B0%D0%BB%D1%82%D0%B5%D1%80 72 dpi.

кем лучше работать учителем или бухгалтером. 20180414 112223. кем лучше работать учителем или бухгалтером фото. кем лучше работать учителем или бухгалтером-20180414 112223. картинка кем лучше работать учителем или бухгалтером. картинка 20180414 112223.

Как стать бухгалтером

Есть три способа выучиться на бухгалтера.

Первый. Поступить после 11 класса на экономический факультет вуза или в экономический вуз. В Москве, например, есть экономический факультет МГУ, Высшая школа экономики, Финансовый университет при Правительстве РФ, экономические факультеты РУДН, МГИМО, Национального исследовательского технологического университета (МИСиС), Российской академии народного хозяйства и государственной службы, Российского государственного социального университета (РГСУ). Список можно продолжать ещё долго, выбор вузов с экономическими факультетами очень большой.

Что даёт этот способ:

Второй. Поступить после 9 класса в техникум или колледж на экономическую специальность.

Что это даёт этот способ:

Третий. Поступить на курсы профессиональной переподготовки, где готовят бухгалтеров.

Что это даёт этот способ:

Мой путь в бухгалтерию

Я стала бухгалтером случайно. В Архангельске я окончила колледж по специальности «менеджер гостиничного сервиса», потом поступила в Московский государственный институт индустрии туризма на экономический факультет и начала работать менеджером по продажам, но быстро поняла, что это не моё. Позже я стала менеджером в рекламной фирме, затем секретарём в крупной компании. Однажды я простудилась и потеряла голос, а секретарю без голоса остаётся только сидеть и улыбаться клиентам. Чтобы мне было чем заняться, меня направили в бухгалтерию, где были нужны помощники.

Я проработала неделю и поняла, что быть бухгалтером мне нравится гораздо больше, чем секретарём или менеджером, и что я хочу заниматься именно этим.

Так я сменила специальность и работаю в бухгалтерии уже седьмой год: сначала в строительной фирме, потом перешла в компанию «Нетология», которая специализируется на онлайн-образовании детей и взрослых. Чтобы восполнить недостаток знаний, я окончила курсы переподготовки.

В «Нетологии» я отвечаю за конкретный участок — работаю с поставщиками наших услуг. Сначала это были только преподаватели, а сейчас я занимаюсь поставщиками всего, что нужно компании для работы: продуктов, канцелярии, рекламы. В мои обязанности входит ввод документов по этим платежам в программу 1С, сверка документов, связь с контрагентами по вопросам оплаты.

Чем занимается бухгалтер

Обязанности. Бухгалтер знает всё о деньгах компании. Он контролирует все движения средств: откуда поступили деньги, на каком основании, куда они были отправлены. Он отчитывается перед государством налогами, перед сотрудниками — зарплатой, взаимодействует с покупателями и поставщиками услуг. Он может в любой момент найти информацию, куда ушла каждая копейка, и предоставить подтверждающий документ.

💸 С сотрудниками: расчёт зарплаты, выплата отпускных, больничных, командировочных, перечисления в пенсионный фонд, сдача отчётности по этим платежам, выдача справок сотрудникам о зарплате, например, для получения въездных виз в другие страны.

💸 С поставщиками услуг: проведение платежей, приём документов от поставщиков, ввод данных в 1С, сверка взаиморасчётов с поставщиками.

💸 С клиентами: проведение платежей, оформление и выдача документов.

💸 С основными средствами: закупка средств производства — компьютеров, канцелярских товаров, автомобилей, станков; их учёт, инвентаризация, проверка наличия и состояния, списание основных средств в случае поломки или замены на новое оборудование.

Начинающий бухгалтер может специализироваться в одном из этих направлений или попробовать по очереди все. Чем больше направлений — тем больше опыта.

Обычно работу начинают с должности помощника бухгалтера или младшего бухгалтера, чтобы в будущем дорасти до ведущего специалиста, начальника отдела или главного бухгалтера. Главный бухгалтер отвечает за работу всех направлений и контролирует все финансовые дела компании.

Варианты карьерного роста

👉 Финансовый аналитик — оценивает деятельность компании и даёт рекомендации, как больше зарабатывать и оптимизировать расходы.

👉 Финансовый директор — руководит аналитиками и планирует денежную политику компании.

👉 Аудитор — бухгалтер, который проверяет работу других бухгалтеров. Аудитора приглашают для проверки финансовой деятельности фирмы и выявления ошибок, поиска «исчезнувших» денег, если такое случается.

Где и зачем нужен бухгалтер

Профессия существует уже несколько тысячелетий. Как только люди начали зарабатывать деньги, понадобились специалисты по учёту и контролю денежных средств.

С тех пор мало что изменилось: бухгалтер остаётся одной из самых востребованных профессий. Бухгалтер нужен всем, кто занимается коммерческой деятельностью: от крупных предприятий до мелких фирм и индивидуальных предпринимателей (ИП).

Бухгалтеры требуются в разных сферах. Например, сейчас я работаю в сфере образования, до этого — в строительстве. Бухгалтеры также нужны в торговле и на производстве. В каждой сфере есть свои нюансы и особенности работы, а иногда и знания, как функционирует предприятие или организация, что она производит, какие услуги предоставляет. Это расширяет кругозор и позволяет не зацикливаться на цифрах.

Работа бухгалтера заключается не только в том, чтобы сидеть за компьютером, оформлять счета и проводить платежи. Бухгалтер отвечает за использованные средства, и порой ему приходится лично проверять, куда они потрачены. Строительная фирма, в которой я работала, была одним из подрядчиков во время строительства стадиона «Динамо» в Москве. Мне приходилось приезжать на стадион, надевать каску, ходить по стройплощадке и лично считать, сколько видеокамер установлено и совпадает ли их количество с тем, что мы оплатили.

График работы и зарплата

Бухгалтер — одна из тех профессий, которая позволяет пробовать разные варианты занятости: и полный рабочий день в офисе, и совместительство, и удалённую работу. С помощью специальных программ и интернета бухгалтер может следить за деньгами компании, проводить платежи и оформлять отчётность из любой точки мира.

Зарплата бухгалтера зависит от места работы, должности, формы занятости и опыта. Чем больше знаний и опыта, тем выше должность и больше зарплата. Средняя зарплата бухгалтера в Москве — 40–50 тысяч рублей. Начинающий бухгалтер получает от 20 тысяч. Главный бухгалтер в крупной компании может получать 80–100 тысяч рублей и выше. Если бухгалтер сотрудничает с маленькими фирмами или ИП, его зарплата будет зависеть от объёма работы и договорённостей с работодателями.

Какие качества нужны бухгалтеру

Ответственность. Главный бухгалтер наравне с генеральным директором несёт материальную, административную и уголовную ответственность в случае неуплаты налогов, штрафов, невыплаты заработной платы, банкротства организации. К этой ответственности нужно быть готовым.

Внимательность и аккуратность. Необходимо точно и аккуратно вводить данные в программу, правильно оформлять документы, замечать даже самые мелкие ошибки и вовремя исправлять их, чтобы не возникло лишних расходов и проблем при оформлении отчётности.

Пунктуальность. Бухгалтер обязан следить не только за суммами, но и за сроками. Существуют строгие временные рамки выплаты налогов, аренды, зарплаты, оформления отчётности, и если бухгалтер пропускает этот срок, компания может понести убытки.

Педантичность. Настоящий бухгалтер в состоянии найти копейку в миллионных расчётах и в любой момент отчитаться о любом движении денежных средств на счёте компании.

Любовь к цифрам. Необязательно иметь способности к математике, с работой бухгалтера вполне справится и гуманитарий. Очень желательно, однако, любить цифры и получать удовольствие от процесса и точного результата расчётов.

Желание учиться. В бухгалтерии часто происходят изменения: принимаются новые законы, вводятся новые правила, меняется программное обеспечение. Бухгалтер должен постоянно следить за новостями и получать новые знания и навыки.

Умение находить общий язык с людьми. Бухгалтеру важно уметь вести переговоры, понимать и учитывать интересы сотрудников, поставщиков, клиентов. Если фирма работает на международном рынке, приходится вникать в особенности менталитета заграничных партнёров и клиентов.

Востребованность профессии в цифровом будущем

В ближайшие десятилетия профессия «бухгалтер» вряд ли исчезнет. Несмотря на то что многие операции в бухгалтерии автоматизируются, человек всё же необходим, чтобы учитывать все нюансы, выполнять проверки, выбирать оптимальные способы учёта и движения денег. Полностью заменить бухгалтеров искусственным интеллектом удастся ещё не скоро.

Однако профессия наверняка изменится. Уже сейчас уходит в прошлое представление о бухгалтерии как о бумажной работе. Постепенно все документы и операции переходят в электронный вид. Данные вводятся в специальную бухгалтерскую программу, например, 1С. В Москве активно внедряется электронный документооборот. Вполне возможно, что через 5–10 лет бухгалтерия окончательно перейдёт в цифровой вид.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter

Источник

Образование для бухгалтера: куда пойти учиться и так ли нужен ВУЗ, как об этом говорят

кем лучше работать учителем или бухгалтером. 012f1009df47732dc152d342a875e128. кем лучше работать учителем или бухгалтером фото. кем лучше работать учителем или бухгалтером-012f1009df47732dc152d342a875e128. картинка кем лучше работать учителем или бухгалтером. картинка 012f1009df47732dc152d342a875e128.

Бухгалтер работает непосредственно с капиталом компании, а поэтому требования работодателей к нему довольно высокие. Все хотят видеть в этой должности специалиста с высшим образованием, многолетним стажем, безупречным знанием законодательства и навыками налоговой оптимизации.

Но действительно ли это так важно? Можно ли построить успешную карьеру бухгалтера без диплома ВУЗа и 40 лет в должности рядового специалиста? Давайте разберемся.

Что требует закон

Базовый документ, регулирующий бухучет в РФ — это Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В ст. 7 данного НПА сказано, что главный бухгалтер должен иметь:

Однако эти требования предъявляются к руководителям бухгалтерии не всех предприятий, а только некоторых форм собственности. К ним относятся:ПАО, страховые организации, НПФ, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании ПИФ, госучреждения и организации бюджетной сферы.

Примечательно, что закон не требует наличия у главбуха наличия профильного высшего образования: экономического, бухгалтерско-аудиторского, финансового.

В нем подробно расписаны требования к квалификации бухгалтера и главбуха: т.е. набор навыков, знаний и профессиональных умений, которыми должен обладать специалист, чтобы работать в данных должностях.

В профстандарте применяются 4 квалификационных уровня (до 2019 г. описывались только два).

кем лучше работать учителем или бухгалтером. 04355198b6bc2d9505b4acbe42a0bc9b. кем лучше работать учителем или бухгалтером фото. кем лучше работать учителем или бухгалтером-04355198b6bc2d9505b4acbe42a0bc9b. картинка кем лучше работать учителем или бухгалтером. картинка 04355198b6bc2d9505b4acbe42a0bc9b.

Дополнительные требования по Профстандарту:

Профстандарт — документ рекомендательного характера. Обязательным для применения он становится только после того, как введен на предприятии, т.е. приняты соответствующие ЛНА, приведены в соответствие должностные инструкции, издан приказ руководителя.

Может ли ООО отказать в приеме на работу главному бухгалтеру, не имеющему высшего образования?

Нет, если в Обществе на момент трудоустройства не принят профстандарт, утвержденный приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н.

Может ли работодатель уволить главбуха, не имеющего высшего образования, после принятия профстандарта?

Нет, если сотрудник уже работал на предприятии на момент внедрения профстандарта, работодатель должен направить его на курсы профпереподготовки или повышения квалификации.

Какое образование получить

Перейдем к главному вопросу — куда пойти учиться.

Все зависит от цели, которую перед собой ставит будущий специалист: получить должность рядового бухгалтера в компании, построить карьеру главбуха, предоставлять услуги на фрилансе или стать владельцем собственного бухгалтерского бизнеса.

Выучиться на бухгалтера можно и очно, и дистанционно, такая специализация есть в высших и средне-специальных учебных заведениях. Поступить на программу профессиональной переподготовки можно только, если специалист уже имеет или находится в процессе получения среднего профессионального и (или) высшего образования (ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Если у вас имеется диплом какого-либо ВУЗа, но вы решили сменить сферу деятельности, лучше всего выбрать курсы.

Цель 1: самостоятельное ведение бухгалтерии небольшой фирмы.

Достаточно краткосрочных курсов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Выбирайте программу, которая познакомит с обработкой материальных ценностей, научит рассчитывать сумму налогов и заработной платы.

Цель 2: построение карьеры бухгалтера «с нуля».

Начать карьеру можно, имея среднее профессиональное образование, либо пройдя профессиональную переподготовку по бухгалтерскому учету.

Цель 3: создание собственного бухгалтерского бизнеса.

В данном случае, помимо профильного образования, потребуются специальные знания и навыки управленца, соответствие профессиональным стандартам качества.

Какая разница между учебой в ВУЗе и на курсах

Обучение в университете предполагает дневную форму обучения, очно-заочную и дистанционную. Бакалавриат в любом случае займет 4 года, а магистратура — 5-6 лет. Главным бухгалтером акционерного общества или госучреждения не стать без высшего образования и серьезного опыта работы. Но не забывайте, что для руководителей ООО и ИП таких требований закон не предъявляет.

Курсы длятся гораздо меньше: несколько месяцев от поступления до получения сертификата на руки. Как правило, полученных знаний хватает для того, чтобы вести учет в небольшой фирме, брать заказчиков на аутсорсинг и бухгалтерский аудит. Другое дело — насколько профессиональная будет подача материала у организаторов таких курсов.

Есть ли шанс у дистанционного образования

До сих пор многие опасаются, что онлайн-образование не воспринимается работодателями всерьез. Однако, как показывает статистика, уровень дистанционного обучения в последние годы неуклонно растет. По данным, опубликованным РБК, доля онлайн-образования в западноевропейских странах, Японии и США составляет порядка 30%. В России по прогнозам в 2021 году она достигнет — 19-20%.

В чем преимущества дистанционки:

Подведем итоги

Возможностей получить профессию бухгалтера сегодня более, чем достаточно: начиная от онлайн-курсов в интернете и заканчивая профильным образованием в ВУЗах. Какой путь выбрать — каждый должен решить самостоятельно, ориентируясь на свои цели и ожидаемые перспективы. Жесткие требования закон предъявляет только к главным бухгалтерам предприятий определенных форм собственности (ПАО, НПФ, страховщики и т.д.).

Источник

Бухгалтерам, которых задолбали налоговики и отчетность. В какую профессию уйти?

кем лучше работать учителем или бухгалтером. f3ec4e4e3889c8bac88118915abaf655. кем лучше работать учителем или бухгалтером фото. кем лучше работать учителем или бухгалтером-f3ec4e4e3889c8bac88118915abaf655. картинка кем лучше работать учителем или бухгалтером. картинка f3ec4e4e3889c8bac88118915abaf655.

Слухи, что профессия бухгалтера скоро вымрет, как бурлаки или шорники, растут быстрее, чем налоги. Единственный логичный выход — эволюционировать. Уже сегодня начать отращивать себе дополнительные навыки, чтобы уверенно плавать в завтрашнем рынке труда там, где вода почище и еды побольше.

Должно быть очевидно, что на таланты и опыт все бухгалтеры разные. Оля всегда стремилась к творчеству, а Алёна к управлению людьми. Таня — интроверт и обожает работать в тишине, одиночестве и любимом пледе, а Лёша не может жить без выходов в офисный свет и общения. Но подобрать себе по душе и предрасположенности новую во всех смыслах работу сможет каждый.

Современные профессии с непереводимыми на русский язык названиями вроде Project Manager, Frontend-разработчик, Fullstack-дизайнер в реальной жизни не требуют сверхестественных способностей. Они намного ближе к старым и привычным, чем кажется.

Для бухгалтеров не совсем старой закалки или смельчакам, которые не боятся познать смысл слов «диджитал», «бизнес интеллигентс», «комьюнити», «веб-аналитика», «SMM», «дашборд», «интерфейс» и подобных мы подготовили статью, в каких набирающих популярность вакансиях бухгалтерский опыт будет востребован, и каким направлениям будет выучиться легче, а каким труднее.

А зачем, спросите вы? А вы почитайте статьи про субсидиарку и по уголовные дела на бухгалтеров. Сразу половина вопросов, что это мы к вам пристали, пропадёт.

Итак, разделим новомодные профессии на две категории: на те, что уже привычны уху, и на те, даже от названия которых становится страшно. Правда, с «Нетологией» ничего не страшно.

Самые близкие бухгалтеру по менталитету новые профессии

Информации в мире стало слишком много, а бухгалтеры — это чемпионы по поиску нужной строки в простынях таблиц. Поэтому перейти в сферу аналитики и работы с большими данными (Big data) будет вполне комфортно. Так что, ближайшие профессии для бухгалтеров — это:

1. Аналитик данных или Аналитик BI (Business intelligence — компьютерные методы и инструменты перевода сложной аналитической информации в пригодную для бизнес-анализа форму и средства для работы с ней).Компетенции: собирать и обрабатывать запросы на аналитику, предоставлять метрики в понятном виде, определять точку приложения усилий, использовать в работе актуальные инструменты анализа. То есть, фактически, аналитик — это переводчик с языка цифр на человеческий. Бухгалтера этим не напугать. Еще нужно объединять внешние данные из рынка, на котором работает компания с внутренними финансовыми и производственными.

140 000 рублей средняя зарплата аналитика BI в Московском регионе (по данным hh.ru).

2. Интернет-маркетологи, которые также занимаются исследованиями рынков и конкурентов, разработкой рекламных стратегий, управлением проектами и подрядчиками, лидогенерацией. И прогнозированием бюджетов и аналитикой — что каждому бухгалтеру знакомо.

Средняя зарплата интернет-маркетолога на junior-уровне (по данным hh.ru)

70 000 руб., больше 1000 открытых вакансий.

3. Веб-аналитик оптимизирует бизнес в интернете за счёт повышения эффективности трафика и удобства интерфейса сайта. Умеет корректно и детально отслеживать и анализировать данные, работать с системами веб-аналитики и визуализации. Звучит сложно, но это всё та же работа с данными, цифрами и кнопочками программ.

1600 вакансий для веб-аналитиков по России появляется ежемесячно (по данным hh.ru), средняя зарплата 80 000-100 000 руб.

Бухгалтер, особенно, если он еще и кассир, — главный человек в фирме по работе с деньгами. Кому, если не бухгалтеру, доверить составление сметы и отчётов, сокращение расходов, ведение документации? Эти навыки будут очень оценены в следующих направлениях:

4. SMM-менеджеры. Нужно еще разбираться в рекламе и продвижении, работать с блогерами, комьюнити (сообщество людей со схожими интересами, общающимися между собой) приводить трафик на проект, ставить задачи подрядчикам-производителям контента. Признаем, что сегодня даже фермеры и священники сидят в соцсетях и знают, что такое блогеры и комьюнити — полдела сделано.

1300 вакансий для SMM-менеджера появляется каждый месяц (по данным hh.ru).

Зарплаты — от 30 000 руб. для начинающих, 200 000 руб. — для опытных специалистов.

5. Бюджетирование — один из пяти главных навыков и для должности Product manager. Выстраивать общение внутри команды и с внешним миром тоже не проблема, особенно для главбухов. Осталось научиться создавать, развивать и определять, каким будет продукт, как его масштабировать. Ну и понимать клиента — как бухгалтер понимает собственного директора.

Сегодня на hh.ru размещено 1310 вакансий для product-менеджеров, 130 000 средняя зарплата продакта — по результатам исследования hh.ru.

Самые пугающие бухгалтера профессии

Профессии типа дизайнера, геймдизайнера, веб-разработчика бухгалтеру освоить будет чуть труднее из-за меньшего пересечения компетенций. Но если всё равно планируете переучиваться и менять сферу деятельности, то почему бы не рискнуть и не заняться тем, чем вы занимались в самых отчаянных мечтах. На обучение по 2-3 занятия в неделю понадобится полгода-год. Сначала кажется много, но в масштабе жизни до пенсии — это ничто. А профит вроде бОльшего в разы заработка и востребованности должен снять все сомнения.

1. Если вы никогда не зовете программиста, а самостоятельно легко ориентируетесь в бухгалтерских программах, а постоянная работа за компьютером, требующая долгой концентрации внимания и способностей к чтению цифр, не страшна, то вы справитесь и с профессией Веб-разработчика (web-developer).

2 052 вакансии для веб-разработчиков на hh.ru, 110 000 средняя зарплата веб-разработчика (по данным hh.ru).

2. Веб-дизайнерыдолжны обладать фантазией и творческой извилиной. Но, в большей степени, это та же работа с текстом, цифрами, строками. Только предмет не деньги, а программный код. Потребуются теоретические знания, приёмы и принципы дизайна интерфейсов, необходимые для создания сайтов, и нужно будет научиться работе в графических редакторах, созданию 3D-графики, эффектов, анимации.

70 000 − 140 000 средняя зарплата веб-дизайнера и 093 вакансии (по данным hh.ru).

3. Frontend-разработчик. Верстать сайты и приложения для всех типов устройств кажется запредельным по сложности занятием. Но это не сложнее, чем разбираться в законах, противоречащим логике и здравому смыслу, требованиях налоговой и составлению бухгалтерской документации.

Frontend-разработчики в дефиците — только на hh.ru прямо сейчас размещено 4 000 вакансий для разработчиков. Уровень зарплат сильно выше среднего — в среднем 85 тыс. руб. для специалистов уровня junior — связан с большим спросом.

Качества и навыки, которые уже есть у бухгалтеров, ключевые и для большинства новых профессий:

— аналитический склад ума,

— способность часами сидеть за компьютером,

— работать с огромными массивами информации, базами данных, программами,

и умения:

— видеть и выделять главное,

— грамотно составлять отчеты,

— укладываться в дедлайны,

— понимать начальников или клиентов,

— уметь доступно объяснять сложную информацию.

Аналитики данных, интернет-маркетологи, дизайнеры, веб-разработчики, разработчики игр, руководители проектов — это уже обыденные профессии для российского рынка труда. Для большинства работников этих сфер фразы типа «федеральный закон», «ОСНО», «ЕНВД», «солидарка» и «первичка» звучат как ругательства и вызывают закатывание глаз. Но нам они привычные и родные.

Так что и бухгалтерам не стоит бояться новомодных заморских слов — вдруг они значат что-то перспективное и высокодоходное.

Если вы уже решились изменить свое профессиональное будущее – выбирайте Нетологию. Потому что Нетология – это крупнейший в России онлайн-университет по Digital-профессиям с:

А еще каждый выпускник Нетологии проходит персональную HR‑консультацию, во время которой ему помогают с подготовкой резюме и подбирают подходящие вакансии и стажировки из собственной базы.

Источник

«Меня доводила администрация, а не дети»: сколько зарабатывает учитель русского и литературы

В Ханты-Мансийском автономном округе

В прошлом выпуске мы публиковали историю учительницы китайского языка в одной из московских школ, где ценят молодых специалистов и создают условия для их работы. В этом выпуске учительница русского языка и литературы из небольшого города в ХМАО рассказывает, как старшие коллеги могут довести до невроза, почему они отказываются ей помогать и зачем рекомендуют поскорее пойти в декрет, а также что помогает продолжать работать в такой обстановке.

Это история читательницы из Сообщества Т⁠—⁠Ж. Редакция задала вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Выбор профессии

В школе я нейтрально относилась к предметам, которые сейчас преподаю. Книги читала залпом, русский язык давался легко, и потому было скучно. В старшей школе я открыла для себя зарубежную литературу и поняла, что учебная программа не дает мне столько эмоций, сколько я получаю от самостоятельного чтения зарубежных писателей 20 века. Олимпиады не давали современного видения лингвистики и литературоведения, а наоборот, забивали мозг абсолютно неинтересным «что общего между быком и пчелой» — этот вопрос точно был в конкурсе по языкознанию «Русский медвежонок» 2013 или 2014 года.

Мне не хватало системности знаний, и я переключилась на другие предметы. Моим новым увлечением стала география. Я сдала ЕГЭ, подала документы на эколога и прошла на бюджет. После первого семестра почувствовала, что это не мое, и перешла на платное отделение филфака.

Когда я сказала семье о решении пойти на филфак, меня отговаривали всеми способами.

Я и сама себя отговаривала, но это был выбор вопреки. Я хотела доказать самой себе, что смогу изменить систему, но это, разумеется, был юношеский максимализм. Мной руководило желание показать детям, как развивается язык, как появляются и исчезают направления литературы, сделать интересно.

После университета не было вопроса, куда пойти работать. Я позвонила директору своей школы, он созвонился с другими директорами, и так нашлась вакансия. Собеседований никаких не было. Пришла — и вперед, работать. Почему так просто? Некому учить. Сами школы, дети и родители создали прекрасную антирекламу профессии.

Как сделать ремонт и не сойти с ума

Место работы

Я работаю в школе второй год. В один из первых дней моей работы, 2 сентября прошлого года, шестой класс сорвал уроки, а в моем классе случилась драка с порванной рубашкой. Я пошла к соцпедагогу за помощью, а он сказал мне:

«Значит, ты плохой классный руководитель и неинтересный учитель».

Потом администрация спустила срочные отчеты и обязательные конкурсы рисунков. Уже дома меня накрыло истерикой от несоответствия реальности ожиданиям. Вчера — девочка-студентка, которая ничего не знает, сегодня — бестолковая учительница, которая «не по призванию» попала в школьную систему. Дети глупее, чем я думала. Им не нужна школа, не нужны уроки, и я, вещающая о фонетике, им тоже не нужна.

Помощи нет, нужно рассчитывать только на себя. Это было трудно пережить. В конце первой недели сентября я была твердо уверена в том, что отношения со школой нужно оборвать. И я считаю, что виноват университет. Нам нужна была практика с полным вовлечением в процесс, а я пришла в школу и не знала, что такое календарно-тематический план и как составляются рабочие программы.

В нашей школе страшная нехватка учителей: на восемь классов только два учителя русского и литературы. При этом меня «ссылают» в декрет и недоумевают, что со мной не так. Коллеги не верят, что человек может просто не хотеть детей. А однажды сотрудница, когда я зашла к ней за рабочей тетрадью, посоветовала мне быстрей рожать, потому что в 23 я уже стара для «первородки». Я очень терпелива: улыбаюсь, говорю «не хотим» и быстрее ухожу в свой кабинет. Все негативные эмоции проглатываю, из-за чего прошлой осенью словила невроз, который прошел только после короткого отпуска в марте.

В начале своей работы в школе я пару раз сорвалась на учеников, но смогла удержать «преподавательское лицо». Поняла, что могу без вреда для детей объяснить им причину моего поведения с помощью хорошего психологического приема. Просто говоришь: «Ребята, мне в самом деле обидно за…» Дети вспоминают, что ты человек, и меняют модель поведения. Мужу повезло меньше: он и отпаивал меня корвалолом, и пустырник в сумку клал, и водой умывал, когда меня уже трясти начинало.

Что примечательно: до такого истерического исступления и психического опустошения меня доводила администрация, а не дети. В нашем коллективе постоянное вранье, сплетни и подставы даже от директора. Первый случай, который меня задел, произошел, когда я вышла с больничного. Я тяжело болела, могла лежать и редко стоять. Когда пришла на работу, меня вызвала завуч и с удовольствием отчитала за то, что я не работала, хотя была обязана, и «чтобы больше такого не повторилось». Меня учили разговаривать, потому что я «выказываю завучам недостаточно уважения», — их не устраивал официально-деловой стиль общения. Потом меня пытались заставить идти против своих принципов и поставить ту оценку, которую просит родитель, потому что я «еще неопытна и не знаю, что это нормально».

Дело в том, что для родителей пожаловаться кому-то или угрожать написать в департамент образования — это как попить водички с утра. Недавно одна мама пожаловалась на мою коллегу в комитет образования, потому что ей показалось, что в электронном журнале появилось много плохих оценок. Оказалось, сын не сдавал работы два месяца. Образование деградировало, и дело тут не в «богатыри — не вы» и в чудесной советской системе. Дело в том, что учителя стали обслуживающим персоналом. А отношение родителей к школе и учителям влияет на ребенка. Принес, например, сын двойку, а мама сказала, что учительница — дура. Ребенок потерян для дальнейшего обучения. Но есть и хорошие семьи с умными родителями — правда, с ними я не сталкиваюсь: там работа проводится без меня.

Молодые специалисты для родителей — это палка о двух концах. Они рады, что у детей будет преподавать современный и энергичный учитель со свежим взглядом, но они боятся непрофессионализма. Странно, что в нашем обществе распространено мнение о дилетантстве молодых учителей и абсолютном профессионализме опытных. Это неправильно.

Я думала о том, чтобы перейти в другую школу, но опытные коллеги отговорили. Они сами год назад перешли сюда: школа новая, она должна была стать оплотом взаимопонимания и взаимоподдержки. Конечно, в других коллективах свои проблемы, везде есть «опытные злые тетки», которые будут тыкать тебя носом в свой возраст. Везде есть свои лидеры, которые будут рады найти твой промах и объявить о нем. Мои одногруппницы рассказывают абсолютно такие же истории, хотя работают в разных регионах страны.

Школа — это система, которая пытается сломать и учителей, и детей.

Но система — это результат рук человека. Значит, дети и учителя пытаются сломать сами себя и друг друга. Проработав в школе год, я все еще задаюсь вопросом: зачем? Почему все пытаются друг друга унизить?

За прошлый учебный год я была сильно подорвана психологически, но за время без детей я восстановилась. Думаю, если я запасусь антидепрессантами на самое тяжелое для меня время года, конец осени и зиму, то смогу этот год проработать без истерик.

Суть профессии

Профессия школьного учителя подходит тем, кто готов к унижению со всех сторон и не готов идти вверх по пресловутой лестнице. Классное руководство — это обязательное дополнение к должности учителя, а не карьерный рост. Завучем стать сложно. Пройти курсы, объявить директору о своей готовности. Он запишет фамилию в список и уберет его в ящик, потому что нынешние завучи с места не сдвинутся, а убрать кого-то в школе можно только путем фиксирования серьезного нарушения трудового договора. Стать завучем при полностью набранном коллективе невозможно.

В обучении детей важно найти то, что их завлечет. Это трудно, но необходимо, иначе учитель превратится в скучного робота с самостоятельными работами. Процесс подбора ключиков вызывает азарт. Блеск в глазах детей, осознание того, что вы на одной волне, что ключик найден, — настоящее счастье. Миссия выполнена, дети рады, самостоятельные выполнены на «хорошо» и «отлично», а я остаюсь одна в кабинете и чувствую невероятное удовольствие, словно я Сизиф, который докатил камень, и тот не скатился назад.

Готовясь к урокам, я стараюсь привлекать дополнительные источники. На литературе может помочь критическая статья, на русском языке — трудные случаи определения, например, части речи. Учебники, словари, справочники — настольные книги педагога. Правила важно объяснить, исходя из объяснения в учебнике, иначе дети запутаются. На уроках русского языка важна теория и систематизация, поэтому с детьми мы часто составляем кластеры, отрабатываем упражнения из учебника, решаем кроссворды.

На литературе я стараюсь затронуть важные для класса темы. В прошлом году для шестого класса была важна тема принятия обществом и поддержка товарища, поэтому «Дон Кихота» мы рассматривали с этой точки зрения. Вообще, литературу, на мой взгляд, стоит изучать, опираясь на уровень развития класса. Мои шестиклассники не самые начитанные, но их интересует психология персонажей, поэтому где-то я могу рассказать им краткое содержание, но за это потребую глубокий анализ героев произведения. На моих уроках русского языка мы умственно «потеем», на литературе выдыхаем.

Как только я начала работать, мне дали классное руководство. По диплому я учитель русского языка и литературы, но, когда пришла в школу, меня очень попросили пойти навстречу и взять четвертый класс. Я вела только свои предметы, но, как ни крути, классный руководитель в началке — это воспитатель, помощник в домашних заданиях по всем предметам на продленке, человек, который встречает и провожает. Меня к такому не готовили, поэтому было трудно и невероятно страшно: первый класс, первые ученики. Но дети привыкли ко мне сразу. Бегали и кричали, как здорово, что у них молодая красивая учительница.

Как и все дети, мои задаривали меня рисунками, поделками, украшали доску к моему приходу, убирали в столовой и классе. Я это всегда замечала, персонально и перед всем классом благодарила, угощала сладостями. Думаю, что благодаря этому мне удалось быстро расположить их к себе, ведь всем им необходимо внимание.

Дети немного сникли, когда узнали, что я требую результата по своим предметам, зато появилась дисциплина. В моем классе 18 сложных детей. Одни сложные, потому что разбалованные, других, наоборот, недолюбили. Каждый пытается стать лидером и получить внимание, поэтому сначала с классом работать было тяжело. И тут мне помогли родители, с которыми мы постоянно собирались, общались в ненавистных чатах, виделись с психологом. Родители начали вести работу дома, а я воспитывала детей в школе. После Нового года я вообще забыла о родителях проблемных детей и теперь разговариваю исключительно с учениками. К весне я увидела плоды такой работы: большинство проблемных учеников начали выправляться. Планирую работать так и дальше, потому что, увы, некоторые дети гораздо сознательнее своих родителей.

Если честно, к детям я привыкла если не в начале мая, то в конце апреля. Я не социально активный человек, для меня даже звонок по телефону раньше был стрессом. Теперь я довольно коммуникабельна. За это спасибо работе. В мае мы были с классом на природе, и я увидела настоящую команду счастливых детей, которые уверены, что классный руководитель любит их как своих и всегда поможет. Пишу это — и слезы наворачиваются.

Хорошие дети — не те, что умеют вставать-садиться по команде и не залипают в телефоны. Это роботы, с такими неинтересно. Мои дети и по коридору бегают, и пенал спрячут, и на уроке посмеются, но они честные, чистые и добрые, готовые прийти на помощь мне и одноклассникам. Уважают старших, мечтают кем-то стать.

Рабочий день

В этом учебном году мне дали нагрузку в четыре класса — это 32 часа. Четыре дня в неделю пять уроков и два дня — шесть. Без учета проверки тетрадей и подготовки к урокам. Без возможности поехать на сессию, уйти на больничный, провести классный час и просто на перемене поговорить со своими детьми.

Я в очередной раз пободалась с администрацией школы, но в итоге добилась желаемой нагрузки, укрепила за собой репутацию человека, к которому лучше не лезть, и теперь работаю в свое удовольствие с теми классами, в которых мне действительно комфортно.

Ну а мои ребята подросли и уже не требуют так много внимания. Теперь мы учимся в пятом классе, дежурим в столовой и привыкаем к шести урокам. А я радуюсь, что этот ад под названием «поработайте в началке, мы вам поможем» и «раз вы просите помощи, значит, вы плохой учитель, вам надо расти» закончился. Часов и классов стало больше, но мне это нравится.

С родителями я общаюсь не каждый день. Пришлось повоспитывать и мне их, и им меня. Раньше была одна группа в мессенджерах, где был какой-то ужас из вопросов, раздражений и редких попыток устроить саботаж. Мне пришлось закрыть возможность писать в ней всем, кроме меня, чтобы все успокоились, — и я, разумеется, тоже. Сейчас у них есть своя группа, где они обсуждают дела родительского комитета, спрашивают домашнее задание. В нашу общую я скидываю расписание, объявления, замечания и похвалу. Возможность писать всем сейчас открыта, но родители сами не спешат. Если у кого-то есть вопрос, мне пишут в личные сообщения. Это очень здорово и удобно. Я на связи с 08:30, это официальное начало рабочего дня, и до 15:00 — его окончания. В экстренном случае выхожу на связь вне рабочего графика. Родители не названивают, не пишут ночами. Можно сказать, что мне очень повезло.

Случай

Однажды во время изложения я заметила странное шевеление под столом. Я решила, что там телефон. Настроение было хорошее, поэтому я захотела поиграть в Ренату Литвинову. Я медленно подошла к столу, отвела взгляд в окно и уставшим голосом произнесла: «Какой кошмар! Дай мне это немедленно».

Каково же было мое удивление, когда вместо телефона я получила… пластиковую тарелку, полную молока и хлопьев!

Я могла бы засмеяться или закричать, но, вероятно, во мне есть актерская жилка. Да и визжать на весь кабинет бессмысленно и портит здоровье. Не подав виду, я так же медленно вышла из класса, держа тарелку в руках, дошла до кабинета директора и торжественно ее ему вручила. Тогда уже посмеялись все, но родителей этих ребят вызвали.

Подработки

Поступали предложения стать репетитором, но у меня нет сил. И пока не выходит совмещать подработку с работой и учебой в магистратуре — я учусь на кафедре зарубежной литературы. Пошла туда, потому что мой диплом бакалавра неполноценен.

Доход и расходы

Откладываю больше половины зарплаты. Лайфхак: снимаешь деньги с карты, убираешь в тайничок — и в конце месяца 50—70% от общей зарплаты остаются нетронутыми!

На еде мы не экономим, но так уж вышло, что хамон и фуа-гра нам не нужны. Пару раз в месяц я покупаю себе камамбер, муж — дорогой сидр на двоих, и на этом наша красивая жизнь заканчивается. В Швеции это называется «лагом».

Новые вещи мы практически не покупаем. Покупка одежды происходит стихийно. Раз в 3—4 месяца я могу потратить 2000—4000 Р на какой-нибудь свитер или брюки. Жизнь в маленьком городе хороша тем, что некуда сходить, а значит, новая одежда нужна реже. В школе официальный дресс-код, но главное, чтобы учителя не ходили в джинсах и кроссовках. К ношению масок относятся серьезнее.

В кино последний раз ходила не так давно. С удовольствием бы посетила театр, но здесь его нет, в отпуске обязательно схожу.

У учителя на севере 86 дней отпуска.

Здесь все понимают, что жить в таких условиях тяжеловато и нужна разрядка, поэтому слетать куда-нибудь посередине года без ущерба процессу обучения — дело привычное. Когда учитель на каникулах остается работать, это тоже неплохо: можно спокойно разобрать бумаги, подготовиться к урокам на будущую четверть, распланировать учебный и воспитательный процесс. Мне нравится такая работа, она творческая и спокойная.

В отпуске я стараюсь и расслабиться, и не потратить совсем уж лишнего. Муж меня может притормозить: он более рассудителен в вопросе сохранения семейного бюджета.

В этом году мы на все лето отправились в Краснодарский край. Из бюджета, конечно, очень даже вылезли: только билеты обошлись в 60 тысяч рублей, а всего мы потратили 300 тысяч. Даже учитывая, что отдыхали в двухзвездочном отеле в Олимпийской деревне — 34 000 Р за неделю проживания с завтраками. Только в горах на «Розе Хутор» оставили почти 100 тысяч: вкусно ели, поднялись на Розу Пик и водопады, прокатились на родельбане, съездили в Адлер. А остальное ушло на еду и отдых в Краснодаре. Так что до конца августа сидели на гречке.

Финансовая цель

Мы с мужем мечтаем о собственном доме с лужайкой, цветами и террасой. Копим на участок и строительство. Уже успели прицениться. Выходит, конечно, дорого, но мечта не бывает дешевой. Участок с коммуникациями в пригороде Краснодара, где мы хотим свой дом, стоит около 1,5 миллиона. Строить будем сами, с привлечением рабочих там, где сами не сможем. Надеюсь, уложимся в 4 миллиона.

Будущее

Честно пытаюсь доработать два года, чтобы не бросать чудесных детей. И уйти куда угодно. Когда я оканчивала университет, то дала себе слово проработать два года: первый — для привыкания, второй — для осознания.

Я думаю, в будущем школы сильно сократят, потому что пенсионеры уже не смогут работать, а молодые, если им не создадут должных условий труда, даже не станут смотреть в сторону школы. При огромных потоках студентов педа — 100 и больше человек — до дверей школы доходит 2—3 десятка. Я хочу уйти из образования, иначе еще несколько лет, и моих будущих детей будет ожидать семейное обучение.

Планирую найти удаленную работу копирайтером. Пока серьезно не ищу, только пару раз заглянула на «Хедхантер». Меня устроит 40—50 тысяч за хорошую работу без лишних волнений и стресса. Понимаю, что денег станет меньше, но зато я буду добрее и здоровее.

Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *