катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит

«​Дудочка и кувшинчик» — читательский дневник по сказке В. Катаева

Сказка Валентина Катаева «​Дудочка и кувшинчик» написана в 1940 году.

Описание книги для читательского дневника

ФИО автора: Катаев Валентин Петрович

Название: «Дудочка и кувшинчик»

Число страниц: 16.

Издательство «Детская литература»,

Год издания 1983 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1940 год

Главные герои и их краткая характеристика

Женя – ленивая и безответственная девочка, которая осознала свои недостатки и исправилась.

Боровик – старый гриб, умный и хитрый, самый главный среди грибов и ягод.

Родители Жени – умные и практичные люди.

Краткое содержание и сюжет

Как-то раз девочка Женя отправилась со своими родителями и братом в лес, собирать ягоды. Мама дала ей кувшинчик и показала полянку, богато усеянную спелыми ягодами. Женя прошлась по полянке, но так ничего не увидала. Она пожаловалась родителям на пустую полянку, а папа посоветовал девочке не лениться и нагибаться пониже, ведь ягодки прятались под листьями.

Женя вернулась к полянке, села на корточки, приподняла листья и, действительно, увидела много спелых ягод. Она принялась их собирать, но вскоре устала, и отправилась на поиски другой полянки – такой, где ягоды бы сверху росли.

Девочка присела на пенек, и тут неожиданно перед ней возник бородатый старичок Боровик – начальник над всеми ягодами и грибами. Услышав жалобы Жени, он предложил ей воспользоваться волшебной дудочкой. Если на ней сыграть, что все ягодки вмиг покажутся из-под листьев. Вот только в обмен Боровик попросил дать ему кувшинчик.

Женя радостно согласилась и бросилась к полянке играть на волшебной дудочке. Ягод показалось видимо-невидимо, вот только собрать их было не во что. Женя вернулась к Боровику, отдала ему дудочку, а сама взяла кувшин. Пришла на полянку, а все ягоды уже успели скрыться под густой листвой. Женя вновь пришла к Боровику, и попросила дать ей одновременно и кувшинчик, и дудочку, но тот наотрез отказался. Он назвал Женю лентяйкой, и скрылся под землей.

Делать было нечего – Женя вернулась на полянку, и стала собирать ягоды, как все. Она собрала полный кувшинчик, и родители ее похвалили.

План пересказа

Основная мысль

Если не лениться, любое дело можно сделать быстро и хорошо.

Чему учит

Сказка учит упорству и трудолюбию, ведь только так можно получить желанный результат.

Отзыв

Девочка Женя поняла, что, как бы она ни капризничала, никто не будет выполнять за нее работу. Только приложив усилия, можно достичь того, чего хочешь.

Вывод (моё мнение)

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь, а самый надежный и честный способ что-то получить — потрудиться собственными руками, легкие пути имеют подвох, за них обязательно придется платить.

Источник

Пушкин сделал!

Разбор домашних заданий 1-4 класс

Home » читательский дневник » Катаев Валентин “Дудочка и кувшинчик”. Читательский дневник, краткое содержание

Катаев Валентин “Дудочка и кувшинчик”. Читательский дневник, краткое содержание

Автор: Катаев Валентин

Название: “Дудочка и кувшинчик”

Жанр: литературная сказка

Тема произведения: дети, лень

Число страниц: 5

Главные герои и их характеристика

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Жене было лень собирать ягоды, заглядывая под каждый листик. Помочь ей могла волшебная дудочка, но за дудочку пришлось отдать кувшинчик, и собирать ягоды стало некуда.

Сюжет — краткое содержание

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод, когда довольная Женя стала играть на дудочке, и на поляне сразу открылось огромное количество ягод. Но когда Женя попросила отдать ей кувшинчик, ягоды спрятались. А иметь одновременно и дудочку, и кувшинчик девочка не могла.

План произведения для пересказа

Главная мысль

Только терпенье и труд могут помочь человеку сделать дело хорошо и качественно.

Чему учит эта книга

Сказка учит трудолюбию, ответственности, упорству, целеустремленности. Учит не лениться и рассчитывать только на свои собственные силы.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Это очень интересная сказка, в которой девочке Жене пришлось научиться собирать ягоды. Она хотела без труда собрать целый кувшинчик ягоды, но так в жизни не бывает. Если хочется сладких ягод, им нужно поклониться.

Новые слова и выражения

Мерещится — кажется, видится.

Видимо-невидимо — очень много.

Лесовик — обитатель леса, лесной житель.

Пословицы к произведению

Без труда не вынешь и рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Глаза страшатся, а руки делают.

Источник

«Дудочка и кувшинчик» читательский дневник

«Дудочка и кувшинчик» читательский дневник по этому произведению Катаева поможет записать какой жанр, главная мысль, краткое содержание, кто главные герои, чему учит произведение, какой план сказки для пересказа, сколько страниц всего, чем понравилась сказка. Вопросы к сказке помогут лучше понять ее смысл.

«Дудочка и кувшинчик» читательский дневник

Жанр — авторская волшебная сказка (есть волшебный помощник — дудочка, и волшебное существо — Боровичок).

Сколько страниц — 16

Год издания — 1940

«Дудочка и кувшинчик» главные герои

План к сказке «Дудочка и кувшинчик»

Главная мысль сказки «Дудочка и кувшинчик»

Если не лениться, любое дело можно сделать быстро и хорошо.

Чему учит сказка «Дудочка и кувшинчик»

Сказка учит упорству и трудолюбию, ведь только так можно получить желанный результат. Автор показывает, что не нужно ждать милостей и чудес, а самим выполнять порученную нам работу.

«Дудочка и кувшинчик» краткое содержание для читательского дневника (6 предложений)

Краткий пересказ сказки «Дудочка и кувшинчик»:

Родители с двумя детьми отправились в лес за земляникой. Мама показала девочке Жене полянку, где было много ягода и дала её кувшинчик. Женя ходила по полянке, но не нашла ни одной ягодки.

Девочка вернулась к родителям с пустым кувшинчиком. Она увидела, что у папы и у мамы в кувшинах была ягода.

Женя жалуется маме, что у неё плохая полянка, а мама обьясняет, что нужно наклоняться и заглядывать под листочки — тогда и найдешь ягодку.

Женя снова вернулась на свою полянку и заглянув под листик действительно увидела там ягоды. Женя сорвала несколько ягод и решила, если часто наклоняться, то она устанет.

Женя оправилась искать такую полянку, на которой бы ягодки не прятались бы под листочки, но не нашла.

Девочка присела на пенёк и подумала: вот бы было хорошо, если бы кто-нибудь помог ей насобирать ягоды. Вдруг из под пенька выглянул маленький старичок. Женя поделилась со старичком тем, что ягоды прячутся от неё под листочками, а ей лень наклоняться.

Старичок показал Жене волшебную дудочку, на которой когда он играл все ягоды показывались из-под листочков.

Девочка обменяла свой кувшинчик на дудочку. Она начала играть и увидела, что вся поляна покрыта красным ковром ягод. Женя начала собирать ягоды, но поняла, что ей не во что их складывать. Девочка снова пошла к старичку и обменялась обратно. Когда она пришла на полянку, то увидела, что ягоды снова спрятались. Женя снова побежала к старичку и потребовала у него и дудочку и кувшин.

Старик рассердился на Женю, назвал её лентяйкой и исчез.

Женя побежала на полянку и насобирала полный кувшин земляники. А потом вернулась к родителям, которые ее похвалили.

Отзыв. Чем понравилась сказка «Дудочка и кувшинчик»?

Эта сказка мне понравилась, в ней героиня понимает, что все можно получить тяжелым трудом, и что нельзя надеяться на то, что твою работу кто-то сделает за тебя, а тебе достанутся только ягодки. Только приложив усилия, можно достичь того, чего хочешь.

Сказка мне понравилось тем, как дедушка-лесовик учит девочку Катю быть трудолюбивой, собирать ягодки самой в свой кувшинчик. Боровик показал, что не стоит ждать чудес, и нужно самому трудиться.

Пословицы к сказке «Дудочка и кувшинчик»

Вопросы к сказке «Дудочка и кувшинчик»

Простые вопросы:
1) Какую ягоду собирала Женя в лесу? (Земляника.)
2) Как звали девочку? (Женя.)
3) Кто был младше: Женя или Павлик? (Павлик.)
4) На что села Женя, когда устала собирать ягоду? (Села на пенёк отдыхать.)
5) Во что собирала землянику Женя? (В кувшинчик.)

6) Какой гриб учил девочку собирать ягоды? (боровик)
7) Куда нужно было заглядывать Жене, чтобы найти земляничку? (Под листики.)
8) Что было на голове старика боровика? (Шляпа.)
9) Дедушка боровик Жене подарил дудочку или обменялся? (Обменялся.)
10) Смогла ли Женя собрать полный кувшинчик земляники в конце? (Да, собрала.)

11) Сколько человек собирало землянику? (Четверо: мама, папа, Женя и её брат.)
12) Нравилось ли Жене собирать землянику нагибаясь? (Нет)
13) Была ли борода у старика боровика? (Да.)
14) На что поменялся старик боровик с Женей? (Дудочку на кувшинчик.)
15) Рассказала ли Женя кому-нибудь про дудочку? (Нет, не рассказала.)

Сложные вопросы:
1) Куда пошли Женя с родителями собирать землянику? (В лес.)

2) Во что должны были собирать землянику мама, папа и Павлик? (мама в чашку, папа в кружку, Павлик в блюдечко)

3) Какие ягодки выглянули сначала, когда дудочка заиграла? (Зелёные, самые молодые и любопытные.)
4) За что старик боровик рассердился на девочку? (За то, что Женя оказалась лентяйкой.)
5) Как исчез старик боровик? (Топнул ногой и провалился под пенёк.)

6) Какое имя было у брата Жени? (Павлик.)

7) Что для сбора земляники досталось Жене? (кувшинчик)
8) Какого цвета пальто у старика боровика? (Белого цвета.)
9) Какой волшебный предмет был у старика боровика? (Дудочка.)
10) Что было после того как дудочка перестанет играть? (Все ягоды прячутся под листочки.)

11) Что могла сделать дудочка? (Как она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и показываются.)
12) Какие ягодки выглянули вслед за ягодками, у которых одна щёчка розовая, а другая белая? (Зрелые — крупные и красные.)
13) Какой стала борода старика боровика после того, как он рассердился на девочку за её лень? (Стала борода чёрная-пречёрная.)

14)Почему старик-боровик назвал Женю «хитрой девочкой»? (Потому, что он она хотела сразу получить и кувшинчик, и дудочку)
15) Как папа похвалил Женю в конце? (Умницей назвал.)

Очень сложные вопросы:
1) Продолжи фразу: «Одну ягодку…», («…беру».)
2) Женя съела все ягодки, которые набрала сама в кувшинчик. Их было немного, даже дно кувшинчика они не прикрыли. Сколько их всего-то там было? (Восемь.)
3) Во что одет старик боровик? (В пальто.)
4) Продолжи фразу: «Я старик боровик, коренной лесовик, над всеми грибами и ягодами главный…». («…начальник».)
5) Какие слова надо сказать, чтобы дудочка перестала играть? («Перестань, дудочка».)

6) Продолжи фразу: «Одну ягодку беру, на другую…». («…смотрю».)
7) Продолжи фразу: «Я старик…». («…боровик».)
8) На дудочке играла Женя или дудочка сама собой играла? (Дудочка сама играла.)
9) Какие ягодки выглянули вслед за зелёными ягодками, когда дудочка заиграла? (Ягодки постарше — одна щёчка розовая, другая белая.)
10) Какие ягодки показались вслед за зрелыми — красными и крупными? (Ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.)

11) Продолжи фразу: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью…». («…замечаю».)
12) Продолжи фразу: «Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью замечаю, а четвёртая…». («…мерещится».)
13) Продолжи фразу: «Я старик боровик, коренной…». («…лесовик».)
14) Какие слова надо сказать, чтобы дудочка заиграла? («Играй, дудочка».)
15) Какое насекомое застыло в воздухе, заслушавшись игрой дудочки? (Лупоглазая стрекоза.)

Источник

Катаев Валентин «Дудочка и кувшинчик»

Читательский дневник по сказке «Дудочка и кувшинчик» Валентина Катаева

Автор: Валентин Петрович Катаев.

Название: «Дудочка и кувшинчик»

Главные герои: Женя, старик Боровик.

Второстепенные герои: папа, мама, Павлик.

Характеристика главных героев:

Женя — добрая, но ленивая девочка.

Не хотела нагибаться за ягодами.

Хотела всё и сразу.

Старичок Боровик — умный, хитрый, справедливый.

Научил девочку трудиться.

Характеристика второстепенных героев:

Мама и папа — добрые и любящие родители.

Радовались успехам дочери.

Павлик — младший брат.

Краткое содержание сказки «Дудочка и кувшинчик»

Отправились родители с детьми в лес за ягодой. Взяла Женя кувшинчик и пошла ягоду собирать.

Но ягодка под листиками прячется и не может девочка её найти.

Сколько не собирала, даже дна у кувшина не закрыла.

Встретила девочка старика Боровика, тот ей волшебную дудку дал. Играла Женя на дудке, а ягодки из-под листьев показывались.

Но некуда было их складывать, ведь кувшин забрал Боровик в обмен на дудочку.

Просила Женя отдать и дудку, и кувшин, но Боровик обиделся, лентяйкой её назвал и исчез.

Пришлось Жене самой ягоду собирать.

Набрала она полный кувшин и родители её похвалили.

План сказки:

Основная мысль произведения «Дудочка и кувшинчик»

Главная мысль сказки в том, что не надо лениться, и всё будет.

Основная идея произведения в том, что надо рассчитывать только на свои силы.

Чему учит сказка

Учит трудолюбию и упорству.

Учит не искать лёгких путей.

Учит настойчивости и целеустремлённости.

Краткий отзыв по сказке «Дудочка и кувшинчик» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я подумала о том, что любое, даже самое тяжёлое задание, можно сделать. Если не лениться, а трудиться.

Так и героиня произведения смогла набрать много ягод, когда перестала лениться.

Это интересное и поучительное произведение.

Автору удалось показать, что нельзя надеяться на волшебство, а надо самому прилагать усилия и терпение, чтобы добиться нужного результата.

Мне понравилась Женя, которая сперва была капризной и ленивой, но потом поняла, что никто за неё работу не сделает. И исправилась. И мне понравился Боровик, который подсказал девочке, что надо делать.

Я всем советую прочитать эту сказку и всегда надеяться только на себя. Потому что, если человек рассчитывает на чужую помощь, он перестаёт стараться.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов

Отрывок из произведения, поразивший меня больше всего:

— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Ещё читательские дневники по произведениям Валентина Катаева:

Библиотека произведений автора пополняется.

Источник

Содержание сказки «Дудочка и кувшинчик» для читательского дневника

катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder.

катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder.

Сюжет — краткое содержание

катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder.

Сведения о произведении

Даже взрослый человек не всегда может точно определить, какая именно литература для работы или чтения ему нужна. Библиографические данные о произведении помогут школьникам зафиксировать сведения о прочитанной книге и без сложностей найти её в любой библиотеке или интернет-пространстве.

Автор: Катаев Валентин.

Название: «Дудочка и кувшинчик».

Жанр: литературная сказка.

катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder.

Главная идея

Забавная и поучительная история о девочке показывает детям, что трудно добиться результата, не прилагая усилий. После встречи с мудрым старичком-лесовиком Женя поняла, что успех придёт, если человек будет терпеливым и трудолюбивым. В этом заключена основная мысль сказки. Одновременно в произведении звучит тема природы — описание того, что происходит в летнем лесу, когда играет волшебная дудочка. Наблюдательный автор показывает красоту окружающего мира, воспитывая у школьников желание бережно относиться ко всему живому.


Словарь незнакомых выражений

Произведения, с которыми знакомятся школьники, часто содержат незнакомые слова. Расширить речевой запас читателей помогут новые выражения и фразеологические обороты, использованные писателем в этой сказке:

Дудочка и кувшинчик читать

Поспела в лесу земляника. Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко. Пошли они в лес и стали собирать ягоду: кто раньше наберёт. Выбрала мама Жене полянку получше и говорит:

— Вот тебе, дочка, отличное местечко. Здесь очень много земляники. Ходи, собирай.

Женя вытерла кувшинчик лопухом и стала ходить. Ходила-ходила, смотрела-смотрела, ничего не нашла и вернулась с пустым кувшинчиком. Видит — у всех земляника. У папы четверть кружки. У мамы полчашки. А у маленького Павлика на блюдечке две ягоды.

— Мама, а мама, почему у всех у вас есть, а у меня ничего нету? Ты мне, наверное, выбрала самую плохую полянку.

— А ты хорошенько искала?

— Хорошенько. Там ни одной ягоды, одни только листики.

— А под листики ты заглядывала?

— Вот видишь! Надо заглядывать.

— А почему Павлик не заглядывает?

— Павлик маленький. Он сам ростом с землянику, ему и заглядывать не надо, а ты уже девочка довольно высокая.

— Ягодки — они хитрые. Они всегда от людей прячутся. Их нужно уметь доставать. Гляди, как я делаю.

Тут папа присел, нагнулся к самой земле, заглянул под листики и стал искать ягодку за ягодкой, приговаривая:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

— Хорошо, — сказала Женя. — Спасибо, папочка. Буду так делать.

Пошла Женя на свою полянку, присела на корточки, нагнулась к самой земле и заглянула под листики. А под листиками ягод видимо-невидимо. Глаза разбегаются. Стала Женя рвать ягоды и в кувшинчик бросать. Рвёт и приговаривает:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Однако скоро Жене надоело сидеть на корточках.

— Хватит с меня, — думает. — Я уж и так, наверное, много набрала.

Встала Женя на ноги и заглянула в кувшинчик. А там всего четыре ягоды. Совсем мало! Опять надо на корточки садиться. Ничего не поделаешь.

Села Женя опять на корточки, стала рвать ягоды, приговаривать:

— Одну ягодку беру, на другую смотрю, третью примечаю, а четвёртая мерещится.

Заглянула Женя в кувшинчик, а там всего-навсего восемь ягодок — даже дно ещё не закрыто.

— Ну, — думает, — так собирать мне совсем не нравится. Всё время нагибайся и нагибайся. Пока наберёшь кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Лучше я пойду, поищу себе другую поляну. Пошла Женя по лесу искать такую полянку, где земляника не прячется под листиками, а сама на глаза лезет и в кувшинчик просится. Ходила-ходила, полянки такой не нашла, устала и села на пенёк отдыхать. Сидит, от нечего делать ягоды из кувшинчика вынимает и в рот кладёт. Съела все восемь ягод, заглянула в пустой кувшинчик и думает:

— Что же теперь делать? Хоть бы мне кто-нибудь помог!

Только она это подумала, как мох зашевелился, мурава раздвинулась, и из-под пенька вылез небольшой крепкий старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперёк шляпы сухая травинка.

— Здравствуй, девочка, — говорит.

— Я не дяденька, а дедушка. Аль не узнала? Я старик боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми грибами и ягодами. О чём вздыхаешь? Кто тебя обидел?

— Обидели меня, дедушка, ягоды.

— Не знаю. Они у меня смирные. Как же они тебя обидели?

— Не хотят на глаза показываться, под листики прячутся. Сверху ничего не видно. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно. Погладил старик боровик, коренной лесовик свою сизую бороду, усмехнулся в усы и говорит:

— Сущие пустяки! У меня для этого есть специальная дудочка. Как только она заиграет, так сейчас же все ягоды из-под листиков и покажутся.

Вынул старик боровик, коренной лесовик из кармана дудочку и говорит:

Дудочка сама собой заиграла, и, как только она заиграла, отовсюду из-под листиков выглянули ягоды.

Дудочка перестала, и ягодки спрятались.

— Дедушка, дедушка, подари мне эту дудочку!

— Подарить не могу. А давай меняться: я тебе дам дудочку, а ты мне кувшинчик — он мне очень понравился.

— Хорошо. С большим удовольствием.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику кувшинчик, взяла у него дудочку и поскорей побежала на свою полянку. Прибежала, стала посередине, говорит:

Дудочка заиграла, и в тот же миг все листики на поляне зашевелились, стали поворачиваться, как будто бы на них подул ветер. Сначала из-под листиков выглянули самые молодые любопытные ягодки, ещё совсем зелёные. За ними высунули головки ягоды постарше — одна щёчка розовая, другая белая. Потом выглянули ягоды вполне зрелые — крупные и красные. И наконец, с самого низу показались ягоды-старики, почти чёрные, мокрые, душистые, покрытые жёлтыми семечками.

И скоро вся полянка вокруг Жени оказалась усыпанной ягодами, которые ярко сквозили на солнце и тянулись к дудочке.

— Играй, дудочка, играй! — закричала Женя. — Играй быстрей!

Дудочка заиграла быстрей, и ягод высыпало ещё больше — так много, что под ними совсем не стало видно листиков.

Но Женя не унималась:

— Играй, дудочка, играй! Играй ещё быстрей.

Дудочка заиграла ещё быстрей, и весь лес наполнился таким приятным проворным звоном, точно это был не лес, а музыкальный ящик.

— Вот теперь-то я начну собирать!» — подумала Женя и уже было протянула руку к самой большой и самой красной ягоде, как вдруг вспомнила, что обменяла кувшинчик на дудочку и ей теперь некуда класть землянику.

— У, глупая дудка! — сердито закричала девочка. — Мне ягоды некуда класть, а ты разыгралась. Замолчи сейчас же!

Побежала Женя назад к старику боровику, коренному лесовику и говорит:

— Дедушка, а дедушка, отдай назад мой кувшинчик! Мне ягоды некуда собирать.

— Хорошо, — отвечает старик боровик, коренной лесовик, — я тебе отдам твой кувшинчик, только ты отдай назад мою дудочку.

Отдала Женя старику боровику, коренному лесовику его дудочку, взяла свой кувшинчик и поскорее побежала обратно на полянку.

Прибежала, а там уже ни одной ягодки не видно — одни только листики. Вот несчастье! Кувшинчик есть — дудочки не хватает. Как тут быть?

Подумала Женя, подумала и решила опять идти к старику боровику, коренному лесовику за дудочкой.

Приходит и говорит:

— Дедушка, а дедушка, дай мне опять дудочку!

— Хорошо. Только ты дай мне опять кувшинчик.

— Не дам. Мне самой кувшинчик нужен, чтобы ягоды в него класть.

— Ну, так я тебе не дам дудочку.

— Дедушка, а дедушка, как же я буду собирать ягоды в свой кувшинчик, когда они без твоей дудочки все под листиками сидят и на глаза не показываются? Мне непременно нужно и кувшинчик, и дудочку.

— Ишь ты, какая хитрая девочка! Подавай ей и дудочку, и кувшинчик! Обойдёшься и без дудочки, одним кувшинчиком.

— Не обойдусь, дедушка.

— А как же другие-то люди обходятся?

— Другие люди к самой земле пригибаются, под листики сбоку заглядывают, да и берут ягоду за ягодой. Одну ягоду берут, на другую смотрят, третью примечают, а четвёртая мерещится. Так собирать мне совсем не нравится. Нагибайся да нагибайся. Пока наберёшь полный кувшинчик, чего доброго, и устать можно.

— Ах, вот как! — сказал старик боровик, коренной лесовик и до того рассердился, что борода у него вместо сизой стала чёрная-пречёрная. — Ах, вот как! Да ты, оказывается, просто лентяйка! Забирай свой кувшинчик и уходи отсюда! Не будет тебе никакой дудочки.

С этими словами старик боровик, коренной лесовик топнул ногой и провалился под пенёк. Женя посмотрела на свой пустой кувшинчик, вспомнила, что её дожидаются папа, мама и маленький Павлик, поскорей побежала на свою полянку, присела на корточки, заглянула под листики и стала проворно брать ягоду за ягодой. Одну берёт, на другую смотрит, третью примечает, а четвёртая мерещится…

Скоро Женя набрала полный кувшинчик и вернулась к папе, маме и маленькому Павлику.

— Вот умница, — сказал Жене папа, — полный кувшинчик принесла! Небось устала?

— Ничего, папочка. Мне кувшинчик помогал. И пошли все домой — папа с полной кружкой, мама с полной чашкой, Женя с полным кувшинчиком, а маленький Павлик с полным блюдечком.

А про дудочку Женя никому ничего не сказала.

Характеристика главных героев

Сюжет известной и всеми любимой сказки учит ребят быть трудолюбивыми и воспитанными. Так, в этом рассказе героев немного:

В начале сказки читатель видит ленивую девочку Женю, которая постепенно поняла, что нужно обязательно трудиться, чтобы вырасти хорошим человеком. И в этом помогают ей всё вокруг: и замечательные, любящие родители, и начальник над всеми лесными ягодами и грибами Боровик, который оказывается хитрым, ловким и очень умным.

Отзывы читателей

На книгах Катаева с иллюстрациями советских художников выросли три поколения нашей семьи. Сказка про Женю особенно трогает своим сюжетом. Она легкая и поучительная. А присказку из нее (одну ягодку беру, другую примечаю), я часто использую при сборе малины и смородины. Дела идут веселей.

Зинаида Григорьевна, 59 лет, Санкт-Петербург

Помню, как я рисовал в школе картинки и писал сочинение по этой сказке. Искренне не понимал тогда (да и сейчас), почему девочка выбрала кувшинчик, а не дудочку. Волшебный элемент помог бы ей больше, чем кувшин. Можно было бы собрать ягоды на листья или придумать еще какой-нибудь способ сбора. Кудесник ограничил выбор девочки, я считаю это неправильным.

Виктор, 16 лет, Геленджик

Это любимая сказка из моего детства, по которой снят добрый и поучительный мультфильм. Принципу, раскрытому в ней, я следую всю жизнь. Не отказываюсь и от помощи, если она идет от чистого сердца. Но рассчитываю только на себя. Учу так жить и своих детей. Человек рожден для труда.
Юлия, 42 года, Астрахань

Конспект для читательского дневника

В процессе чтения и изучения катаевской сказки ученики заносят в свой дневник для чтения название, автора и основных героев. Можно поместить в него либо понравившийся эпизод, либо же составить план краткого содержания:

Обычно сказку Катаева «Дудочка и кувшинчик» записывают в читательский дневник в первом классе, когда дети ещё верят в волшебство. Несмотря на то что сюжет прост и незамысловат, волшебные элементы заинтересовывают ребят. Скорее всего, многие ученики ходили вместе со своей семьёй в лес, чтобы собрать грибов или ягод, но вот волшебного Боровика им не приходилось встречать, поэтому им становится так интересно читать и слушать.

катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder.

Школьники сами приходят к выводу о том, что результат можно получить, если не сидеть и не ждать чего-то готового, а следует трудиться. Постепенно меняется в произведении и поведение главной героини, которая вначале ничего не хотела делать, ленилась, но после встречи с лесным царём грибов и ягод поняла, что труд тогда результативен, когда приносит радость. То, что родители похвалили девочку, показывает, что она была этого достойна, и ей было приятно.

Рассказ Валентина Петровича учит прежде всего трудолюбию. На уроке с детьми учитель может вспомнить и другие сказки, которые посвящены этой теме. Также о труде есть много пословиц и поговорок, которые также можно записать в читательский дневник или в тетрадь по литературе.

На таком уроке будет уместна и беседа с детьми о бережном отношении к окружающему миру, о том, что нужно заботиться о растениях животных.

Сказка Дудочка и кувшинчик

Поделиться в соц. сетях

Валентин Катаев

Сказка Дудочка и кувшинчик краткое содержание:

Сказка «Дудочка и кувшинчик» — это поучительная история о девочке Жене, которая собралась вместе со своей семьей в лес по ягоды. Женя устала собирать землянику. На поляне неожиданно появился старенький Боровичок, он сказал, что даст волшебную дудочку. Стоило заиграть на ней, и ягодки сами показывались. Женя обменяла кувшин для землянички на дудочку. Проучил её старичок и Женечка, наконец, поняла, как нехорошо быть лентяйкой! В итоге Женя сама собрала полный кувшин ягод, за что родители её похвалили.

Эта сказка учит простой мудрости: чтобы что-то получить, нужно потрудиться. Без этого даже волшебство бессильно.

Сказка Дудочка и кувшинчик читать:

Поспела в лесу земляника.

Взял папа кружку, взяла мама чашку, девочка Женя взяла кувшинчик, а маленькому Павлику дали блюдечко.

Встреча с лесным старичком

Вдруг перед героиней появился старичок Боровичок. У него была огромная борода и грибная шляпка. Это был начальник над всеми грибами и ягодами. Он слышал все жалобы девочки и предложил ей волшебную дудочку. Если сыграть на этом музыкальном инструменте, то сразу же все ягодки выглянут из-за листьев и их легко будет собирать. Но он не захотел отдать девочке дудочку просто так и предложил её обменять на кувшинчик.

Женя не задумываясь отдала Боровику кувшин и, взяв дудочку, стала играть. Сразу вокруг стало так много ягод, что даже ступить некуда было. Но вот только беда: собирать их было некуда. Тогда девочка опять обратилась к Боровику, чтобы обменять дудочку на кувшин. Грибной старичок согласился, но когда Женя вернулась на ягодную полянку, то опять всё было лишь только зелёным от листьев. Ягоды все спрятались. Героиня снова отправилась к Боровику и попросила, чтобы он оставил ей не только кувшин, но дал дудочку. Но тот отказался так поступить, назвав девочку ленивой. А затем он просто спрятался под землёй.

Ничего не осталось девочке, как опять вернуться на полянку, заглядывать под каждый кустик и собирать ягоды. Её кувшин быстро наполнился, а родители за трудолюбие даже похвалили.

Художественные особенности

Сказка написана Катаевым необыкновенным языком, который завлекает читателя своей напевностью и мелодичностью уже с первых строк. В тексте часто встречаются афоризмы, которые автор не только сам придумывает, но ещё и повторяет по несколько раз. Поэтому и читать эту сказку интересно. Обычно читатель сразу запоминает правило по ягодному сбору о том, что нужно одну ягодку брать, на другую смотреть, третью замечать, а четвёртая начинает уже мерещиться.

Как показывает анализ, такой приём используется обычно в русских народных сказках, но и в этой авторской сказке он непросто находится на своём месте, но помогает создать общее необычное и фантастическое впечатление о сказки волшебно-бытового жанра. Все книги, изданные с текстом этого произведения, всегда содержат много красочных картинок, которые позволяют ребятам не только читать, но ещё и наглядно себе представить происходящее.

Анализ сказки

Главная мысль катаевского произведения заключается в том, что любое дело можно сделать хорошо и быстро, если человек не будет лениться. Главная героиня поняла, что как бы она не отказывалась работать, всё равно ей придётся собирать ягоды, ведь никто за неё этого не сделает. Нужно просто быть трудолюбивой и тогда всего можно достигнуть.

катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. lazy placeholder. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит фото. катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит-lazy placeholder. картинка катаев дудочка и кувшинчик главная мысль и чему учит. картинка lazy placeholder.

И девочку хорошо проучил лесной старичок, показав, что ягоды есть, а просто сама Женя не желала нагибаться, чтобы их увидеть. Благодаря ему девочка поняла, что чудес не бывает, а каждый сам должен создавать их. Не зря же русский народ придумал такие пословицы, в которых говорится о том, что без труда никто не сможет вытащить рыбку из пруда или о том, что когда видишь работу, глазам страшно становятся, но руки при этом делают.

Известно, что в 1950 году режиссёром Виктором Громовым был создан одноимённый мультипликационный фильм по сказке Валентина Катаева. Советские мультипликаторы сделали его не только красочным, привлекательным, но и музыкальным, поэтому дети с удовольствием его смотрят. И если на уроке позволяет время, то его в заключение можно будет показать ребятам. Обычно школьники его смотрят с большим удовольствием.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *