какой учитель такой и ученик
Учитель и ученик: цитаты
Учитель и ученик всегда идут бок о бок, взаимодействуя на разных этапах жизни. Чаще всего выпускники с теплотой вспоминают о своих преподавателях, ведь каждый из них вложил в воспитанников частичку мудрости и знаний. В преддверии Дня учителя предлагаем вспомнить лучшие цитаты об учителях и учениках.
Цитаты про учителей на День учителя
Каждый из нас учился в школе и получил бесценный опыт. Поэтому за всю историю человечества появилось немало крылатых выражений о профессии учителя и его роли в жизни человека. А так как педагогика зародилась в Древней Греции, первыми, кто составил афоризмы о профессии педагога, стали древнегреческие философы.
Лучшие цитаты об учителе звучат так:
Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем. (Конфуций).
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать. (Уинстон Черчилль).
Кого боги хотят покарать, того они делают педагогом. (Сенека).
Профессия учителя дает пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа. (Станислав Моцарский).
Фото: Мультиурок: UGC
Учителя — это люди, которыми восхищаются, ведь им необходимо не только обладать знаниями, но и любить свою работу. По этому поводу придуманы такие афоризмы:
Учитель — это человек, который может делать трудные вещи легкими. (Ральф Эмерсон).
Учитель, могущий наделить своих воспитанников способностью находить радость в труде, должен быть увенчан лаврами. (Лафайет Хаббард).
Учительство не утраченное искусство, но уважение к учительству — утраченная традиция. (Жак Барзэн).
Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель. (Лев Толстой).
Кто учитель до мозга костей, тот относится серьезно ко всем вещам, лишь принимая во внимание своих учеников, — даже к самому себе.(Фридрих Ницше).
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет. (Тадеуш Котарбинский).
Фото: Комсомольская правда: UGC
Также великие философы и известные люди рассуждали о сложности профессии и о том, как стать хорошим учителем. Это подтверждают такие цитаты:
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя. (Иоганн Гёте).
Плохой учитель преподносит истину, хороший учит ее находить. (Адольф Дистервег).
Учитель должен быть, прежде всего, человеком. Любите не школу, а детей, приходящих в школу, любите не книги о действительности, а саму действительность. (Павел Блонский).
Тот учитель хорош, чьи слова не расходятся с делом. (Марк Порций Катон Старший).
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь. (Василий Ключевский).
Профессия учителя весьма трудная, поэтому стоит относиться к ней с уважением. Возможно, прочитав цитаты о педагогах, немного задумаетесь об их роли в жизни каждого человека и измените свое отношения к представителям одной из самых сложных профессий.
Учитель и ученик: красивые цитаты
Так как учителя и ученики не могут существовать друг без друга, об их взаимодействии также придумано немало афоризмов. В большинстве случаев это изречения о том, какими вырастают дети, окончившие учебное заведение. Об этом говорят такие цитаты:
Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя. (Леонардо да Винчи).
Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян. (Дмитрий Менделеев).
Ученик никогда не превзойдет учителя, если видит в нем образец, а не соперника. (Виссарион Белинский).
Хорошие учителя создают хороших учеников. (Михаил Остроградский).
Пока ученик не достигнет уровня знаний учителя, он не знает по-настоящему своего учителя. (Абу Хамид Аль-Газали).
Самая большая радость для учителя, когда похвалят его ученика. (Шарлотта Бронте).
Задачей воспитателя и учителя остается приобщить всякого ребенка к общечеловеческому развитию и сделать из него человека раньше, чем им овладеют гражданские отношения. (Адольф Дистервег).
Фото: Легкополезно: UGC
Педагог — это человек, которому необходимо наладить контакт с каждым своим учеником. Важно, чтобы учитель искренне относился к воспитанникам и стремился передать им не только накопленные знания, но и жизненный опыт.
Кроме того, педагогу необходимо постоянно развиваться. Очень важна и обратная связь на уроке: работая с детьми, учитель показывает, как необходимо учиться.
Это подтверждают такие цитаты:
Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего — у своих учеников. (Мудрецы Талмуда).
Соберите всех великих учителей вместе в одной комнате, и они будут согласны во всём друг с другом. Соберите вместе их учеников, и они во всем будут спорить друг с другом. (Брюс Ли).
Ученик — это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь. (Плутарх).
Ученикам, чтобы преуспеть, надо догонять тех, кто впереди, и не ждать тех, кто позади. (Аристотель).
Обучать — значит вдвойне учиться. Детям нужны не поучения, а примеры. (Жозеф Жубер).
Ничто так прочно не запоминают ученики, как ошибки своих учителей. (Антон Лигов).
Учитель, если он честен, всегда должен быть внимательным учеником. (Максим Горький).
Фото: zabotaschool.ru: UGC
И напоследок немного юмора:
Если бы небо услышало молитвы детей, на свете не осталось бы ни одного живого учителя. (Персидское изречение).
На одного человека, желающего учить, приходится около тридцати, не желающих думать. (Уолтер Селлар и Роберт Йитман).
Учитель — человек с юмором. Представьте учителя без юмора и поймете, что долго он не протянет, а если и протянет, то, к сожалению, ноги. Слава богу, что Создатель настоящего учителя учел это важное качество, которое не переходит в количество, а так и остается качеством! (Александр Рыжиков).
Каким должен быть современный учитель? Каждый сам даст себе ответ на этот вопрос. Педагоги бывают разными. Внешность, возраст и социальный статус не важны. Главное, чтобы учитель находился на своем месте.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Качества и компетенции педагога: каким должен быть современный учитель
Хороший преподаватель — это не только знание предмета и любовь к детям. Разбираемся, на чём строится компетентность преподавателя по профстандарту в России и какие качества полезны педагогам 21 века. Вы поймёте, на что ориентироваться при выборе учителя.
Профессиональный стандарт педагога
Существует документ, который определяет, какими профессиональными качествами должен обладать учитель в Российской Федерации — это профессиональный стандарт педагога.
Приказ появился в 2013 году, и в нём указывалось, что документ вступит в силу в 2015. Однако срок неоднократно переносился. Полный переход на новый стандарт должен осуществиться до конца 2020 года.
В документе проводится разделение между учителями дошкольного образования, начального, среднего, высшего и других. Тем не менее есть общие установки, какую работу должен выполнять учитель вне зависимости от уровня.
Согласно документу, государство ожидает от учителей следующие умения:
Помимо пояснений, какие качества должны быть у учителя, подчёркивается, что учитель обязан соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, а также требования профессиональной этики. Педагогическая этика имеет равную ценность со знаниями, которыми обладает педагог.
Важно не только чему он научит, но и как он научит, как будет общаться с обучающимися, осуществлять дисциплинарные меры, мотивировать и решать различные проблемы, возникающие на занятиях, а также во внеклассное время.
Какими хотят видеть учителей дети и родители
У каждого человека могут быть своим представления, каким должен быть, современный учитель. Но есть качества, которые выделяет большинство детей и взрослых.
1. Саморазвитие и умение признавать ошибки
Умение признать неправоту — одно из возможных требований, каким должен быть учитель школы. Ведь ошибки — естественная часть человеческой сущности, и никто не ждёт, что педагог будет никогда не допускающим помех роботом. А если преподаватель допускает явную ошибку, но старается скрыть либо выдать за правильный поступок, дети чувствуют обман и теряют доверие.
2. Техническая грамотность
Одна из актуальных компетенций, которой должен обладать учитель в 21 веке, — это компьютерная грамотность. В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» занятия проходят онлайн, поэтому наши преподаватели составляют яркие презентации к урокам, используют интерактивные возможности платформы и специально обучаются удерживать внимание учеников сквозь монитор компьютера.
3. Опыт работы
Профессионализм всегда нарабатывается опытом. У педагогов домашней онлайн-школы «Фоксфорда» в среднем около 10 лет стажа. Многие из них являются кандидатами наук, экспертами ГИА и олимпиад.
4. Умение общаться
Хорошего педагога отличает манера общения. Умение выстраивать эффективную и дружелюбную коммуникацию — это ещё одно требование, какими личностными качествами должен обладать учитель. В «Фоксфорде» педагоги обращаются на «вы» к детям независимо от возраста. Занятия проходят в атмосфере взаимного уважения. Учитель никогда не повысит голос и не перейдёт границы допустимого в общении с учениками.
5. Понимание, что волнует подростков
Детям скучно слушать консерватора, который не интересуется сегодняшним днём и не адаптируется к течению времени. Современный педагог понимает, чем живут подростки, и находит с ними общий язык. А иногда учителей и детей даже объединяют общие увлечения — например, преподаватель литературы в домашней онлайн-школе «Фоксфорда» Юлия Дэль обожает кей-поп, как и многие школьники.
А по-вашему, какими качествами должен обладать учитель? Делитесь мнением в комментариях.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Проблема учителей.
В наше время у учителей огромные проблемы. Не нужно говорить, что ученики стали хуже — нет. Хуже стали учителя. Какой учитель, такие ученики. Детей надо уметь мотивировать и уметь с ними общаться. Каждый преподаватель должен знать детскую психологию, а не только свой предмет. В данной статье речь пойдет об учителях в школах (не в вузах) и учениках, об уважении и мотивации. Я не имею никакого отношение к системе образования, я учился двух совершенно разных школах, и много анализировал методы обучения совершенно разных учителей, и пишу сугубо личное мнение на данную проблему. Считаю, что со мной согласится очень много людей. Учителя никто не слушает? Злые и глупые ученики? Да вы что? Почему никто не обращает внимание на то, что учителя все хуже и хуже преподают и относятся к ученикам? Учителя должны научиться мотивировать ученика на учебу, научиться доносить тему предмета не точь в точь по учебнику — научиться учить. Сейчас совершенно другое время и другое поколение детей. Раньше было понятие, что учителя надо беспрекословно слушаться и уважать. Так было в советское время, но мы сейчас живем в совершенно другом обществе. В наше время все иначе — уважение надо заслужить. От того, сможет ли учитель заслужить его или нет, будет зависеть обучаемость. Это, я считаю, самое главное в педагогике. Не заслужишь его с самого начала — не сможешь мотивировать учеников, а значит, никогда и ничему их не научишь, ибо они тебя просто не будут слушать. Говорить можно что угодно. И что дети обязаны слушать учителей, и что они обязаны учиться и так далее. Но реалии совсем другие: вас никто не будет слушать, пока вы не добьетесь уважения. Как его добиться? Надо показать, как вы учите и как относитесь к ученикам: заинтересованы ли вы в их будущем, ищите ли индивидуальный подход к каждому, относитесь ли вы к ним как к людям, а не как к рабам, которые вам чем-то обязаны. Ребенок может придти из неблагополучной семьи, в которой на его воспитание все равно, в данном случае учитель должен помочь ему, найти подход, а не валить все на родителей, как это обычно происходит. У меня в школе была учительница по обществознанию и истории. Пришла она к нам в школу, когда я был в 9-ом классе, к концу года её любили не все, но все уважали, знали отлично ее предмет и считали, что она самый лучший учитель. Она сразу сказала нам, что тот кто не хочет учиться и не собирается ее слушать, может сразу выйти из класса и не мешать другим. Но это лишь вступление, которое никто не одобрил. Главное было в том, как она преподавала и относилась к ученикам. Мы умудрялись за 10 минут написать опрос по прошедшей теме, 25 минут на новую тему, которую мы с легкостью понимали, т. к. она умела объяснять, и оставалось 10 минут, чтобы послушать, что-то интересное, что пригодиться нам в жизни. Итог от одного урока: оценка по прошлой теме, прекрасное понимание новой темы, что даже не нужно открывать учебник и ценные знания, которые пригодятся в жизни. И мы были благодарны ей всем классом, который все другие учителя считали неуправляемым. Вот что мешает другим учителям преподавать так же? Нет умения так хорошо обучать или мотивировать? Так зачем они шли педагогом в школу? Не хотят искать индивидуального подхода, добиваться уважения — пусть идут в вуз. Вуз и школа разные институты в плане обучения. В вузе ты уже знаешь, что хочешь от жизни и понимаешь ценность знаний, следовательно — роль учителя в плане мотивации отпадает. Вуз дает возможность, а остальное уже зависит от ученика. В школе все иначе. Ребенок приходит в нее не осознавая, как важны в будущем будут знания полученные в ней. Популярная фраза учителей «Учиться вам, а не мне. Я-то все знаю». Откуда ребенку знать, что так важно учиться? Ребенок хочет развлекаться, а не пять дней в неделю ходить на учебу и сидеть в ней до вечера, а вечером делать домашнее задание. Реальное осознание важности знаний не может прийти в 1-5 классе, оно приходит постепенно, поздней и то не всем. Цель школьного учителя мотивировать учеников, а не показывать, что им плевать на всех и то, как они учатся. Отношение учителя к старшим классам должно быть иным, нежели к младшим. Чем чаще старшеклассников заставляют подчиняться учителям, тем меньше они будут слушаться. Каковы реалии? К 10-11 классам относятся так же, как и к младшим. Это в корни неправильно. Учителя должны учить спорить и обсуждать, позволять выдвигать свои мысли и идеи, а не затыкать рот и приучать к конформизму. Они должны давать дорогу инициативам учеников, а не заставлять их делать то, что сами считают нужным (это я про концерты и выступления). Школа должна быть приемлемым источником не только знаний, но и морального и духовного роста. Все это всего лишь мой взгляд на вещи. В следующей части я допишу свою мысль по этому поводу. Я не спорю, что есть исключения, но основная масса учителей — это тот тип, который я описал. Можно сказать, что я тут написал «что должны делать учителя», а ученики мол «святые». Нет. Как я уже написал: «без уважения — никто не будет слушать; а без мотивации — учиться». Какой учитель, такие и ученики.
О мудром учителе молвите слово.
Высказывания знаменитых людей о профессии учителя
Сегодня, в день, когда все педагоги принимают поздравления, узнаем у великих людей и неизвестных авторов – а что они думают о профессии учителя и о том, каким должен быть настоящий учитель?
Преподавателям слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую.
В. Ключевский
Учитель должен быть артист, художник, горячо влюблённый в своё дело.
А. Чехов
Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьёз, понимать, что он может научить совсем немногому.
В. Распутин
Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно — указать дорогу.
Р. Олдингтон
Не все великие, писавшие о сути учительской работы, были серьезны.
Некоторые считают, что учитель обкрадывает своих учеников. Другие — что ученики обкрадывают учителя. Я считаю, что правы и те и другие, и участие в этом взаимном обкрадывании прекрасно.
Л. Ландау
Хороший учитель может научить других даже тому, чего сам не умеет.
Т. Котарбиньский
Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать.
У. Черчилль
Профессия учителя даёт пожизненную гарантию от похищения с целью выкупа.
С. Моцарский
Учитель — это тот, кто с течением времени делает себя ненужным.
Т. Каррутерс
Хороший учитель – как свеча, которая сгорает, чтобы осветить путь другим.
Искусство обучения — это искусство помощи открытиям.
Преподаватель – это спасение отличников от списывающих двоечников.
«Круто, когда я сам на свой урок бегу». Педагог Дима Зицер о том, какими должны быть учителя
Ɔ. Меня в редакции попросили обязательно узнать у вас, какой педагог должен учить наших детей. Каким должен быть учитель?
Мне кажется, все жанры хороши, кроме скучного. Мы сделаем совсем дурацкую работу, если сведем разных, ярких и отличающихся друг от друга учителей в какой-то единый скелет. Сразу станет скучно и появится ощущение, что учителем должен быть робот, совершающий определенные действия. Это совершенно не так. Педагогика — творческая профессия. Как и любая другая творческая профессия, она не терпит единомыслия. Поэтому, боюсь, ваш вопрос сродни вопросу: «Какой актер должен играть на сцене?» Если не останавливаться на очевидном — что, например, учитель не должен унижать учеников, — то, думаю, ответ — разный. Совершенно разные учителя нужны.
Ɔ. Но какими-то критериями вы руководствуетесь, когда нанимаете педагогов в школу «Апельсин»?
В первую очередь учитель должен сомневаться. Если учитель уверен, что он прав, ничего хорошего из этого не получится. Учитель должен быть человеком рефлексирующим — это раз. Учитель должен быть очень-очень любознательным. Не суй свой нос в чужой вопрос, а то барбос откусит нос — это не про учителей. И не про детей, кстати. В противном случае учителями окажутся люди, которые когда-то что-то такое выучили и вообще не в курсах, как устроена сегодняшняя музыка, видео, сленг, как вообще устроен сегодняшний мир. Это очевидная штука номер два.
Очевидная штука номер три, без которой не обойтись: учитель должен уметь провести урок. То есть сделать так, чтобы человек, который принимает участие в этом уроке, — ученик — мог объяснить, что он здесь делает и зачем. Самое сложное — сделать так, чтобы ученик не отвечал, что он просиживает на уроке штаны и хотел бы заняться чем-то другим. У него должна быть причина находиться на уроке, помимо причин, которые так любят взрослые: «ты должен», «а куда же ты денешься» и «это твое дело — учиться и быть нам благодарным».
Знаете, Маяковский сказал когда-то про театр: «Ставь прожектора, чтоб рампа не померкла. Крути, чтобы действие мчало, а не текло». Эти слова можно отнести и к образованию.
Ɔ. Что вы имеете в виду?
Представьте себе детскую ролевую игру: ее участники интуитивно строят рамки так, что дальше все начинает крутиться само. Отчасти это похоже на хороший урок: когда рамки — правила игры — настолько понятны, настолько сами по себе увлекательно организовывают процесс, что дальше все происходит почти само. Конечно, не само: на занудном профессиональном языке это называется «структурировать образовательный процесс». Это и есть профессия.
Дима Зицер Фото: Варвара Лозенко
Ɔ. Но разве сама специфика профессии не мешает этому? Ужасно трудно, рассказывая из года в год одно и то же по школьной программе, оставаться сомневающимся и любознательным.
Если учитель рассказывает из года в год одно и то же, он непрофессионален. На таком уроке дышать не хочется ни детям, ни самому учителю. Мы меняемся, значит, и рассказываем мы иначе. Сущность материала может быть похожей, но вы же не посмотрите один раз в жизни «Чайку» Чехова и не скажете: «Я больше никогда на “Чайку” не пойду»? Ведь пойдете: сыграют другие артисты, поставит другой режиссер, а иногда, между прочим, — через какое-то время — сыграют те же артисты в постановке того же режиссера, но совершенно иначе. Урок устроен так же.
Ɔ. А как родителю отличить хорошего учителя от плохого?
А зачем родителю это делать?
Ɔ. Например, я отдаю ребенка в первый класс, у него там все время будет один учитель, и мне важно, что это за учитель.
Если мы используем глагол «отдаю», то у нас уже есть некоторая проблема, мы уже отнеслись к ребенку как к багажу. Это очень взрослое слово. Если вместо того, чтобы сказать «ребенок идет в первый класс», назвать это «я отдаю ребенка», из такой постановки вопроса следует, что ребенок — бездумный кусок уж не знаю чего и мне, родителю, нужно понимать, какой у него учитель и какое все остальное. А вот если ребенок идет в первый класс, то можно эту ответственность с ним разделить. И тогда надо научить его — или научиться вместе с ним — определять хорошего учителя. И это надо делать до, а не после поступления в первый класс.
Если вы спросите меня, что делать родителю, я отвечу, что надо поболтать с учителем. Если вам интересно болтать, если учителю интересно болтать с вами, если он рассказывает, какие у него чудесные планы и что нового он хочет сделать, то велики шансы, что будет прикольно.
Дальше проверка довольна проста: если ребенок бежит в школу бегом — хотя, конечно, бывают разные дни и иногда хочется поваляться дома, — но если в основном он хочет находиться в школе, то, вероятнее всего, уж в первом-то классе точно, речь идет об учителе, который сумел построить такие образовательные рамки, в которых ребенку прикольно.
Это, может, и непрофессиональное слово, но на мой взгляд — профессиональное. Ну вот прикольно должно быть ученику на уроке. Он должен стремиться в школу, потому что там происходит что-то, чего не происходит дома или в другом месте. Там он понимает что-то про себя и про мир, там он строит взаимосвязи с другими людьми и с самим собой.
Дима Зицер Фото: Варвара Лозенко
В этом смысле я призываю полагаться на ребенка. Если ваш любимый человек не хочет идти куда-то, куда вы его отправляете каждый день, это довольно странно — запихивать его туда всеми силами, еще и приговаривая мантру, что, мол, все через это проходили. Но это не так. Не все, и не обязательно через это, и ничего хорошего в этом нет. Мне кажется, если человек проводит где-то большую часть дневного времени в течение 11 лет, он имеет право проводить его хорошо.
Ɔ. В школе должно быть хорошо и прикольно, в ней не должны отбить желание учиться — а что еще? Должны ли учителя готовить к взрослой жизни?
А что такое взрослая жизнь? Что принципиально меняется, когда ребенок оканчивает школу? Самое-самое главное, мне кажется, — это понимать систему координат, в которой человек находится, и уметь строить ее. Приходит это умение, только если у человека есть выбор и этот выбор осознанный. И если он учится при помощи и при поддержке старших, в том числе учителей, понимать, чего он хочет, где заканчивается он и начинается кто-то другой.
Ɔ. Что в таком случае для вас лично педагогическая удача? Успех?
Когда можно сказать себе после урока «ай да Пушкин, ай да сукин сын», мне кажется, это успех. Когда детей не нужно загонять на урок. Когда они приходят сами и, желательно сразу, начинают делиться мыслями, которые пришли им в голову по итогам прошлого урока, мне кажется, это круто. Мне кажется, круто, когда я сам на свой урок бегу.
Беседовала Евгения Соколовская в рамках поддержки тульского регионального конкурса для педагогов «Призвание — учить!»
Конкурс проводится благотворительным фондом «Эмпатия» Михаила Шелкова совместно с министерством образования Тульской области. «Призвание — учить!» направлено на поддержку образовательной и воспитательной деятельности, развитие творческих, интеллектуальных способностей и профессиональных компетенций педагогов Тульской области.