какой принцип нужно учитывать при создании электронных курсов
Как всё устроено: разработка интерактивных онлайн-курсов
В нашем блоге мы уже писали о том, что не так с онлайн-курсами, и как это можно исправить. Сегодня мы продолжим тему и расскажем о том, как интерактивные онлайн-курсы по HTML и CSS разрабатываются в HTML Academy.
Кто придумывает курсы
Прежде всего стоит поговорить о том, какими профессиональными навыками должен обладать автор курсов (или члены команды их разработки). Ниже представлена наша версия списка таких качеств:
Кроме того, создание материалов, которые помогают людям расширить кругозор, освоить новую область знаний и даже изменить свою карьеру и жизнь (сейчас вёрстку изучают всё больше не-технических специалистов) — это просто хорошее и полезное дело.
Этапы разработки курса
Создание курса начинается с продумывания идеи — на этом этапе команда разработки решает, какой аспект технологий HTML и CSS она хотела бы осветить в этот раз, а также описывает то, как курс будет выглядеть в финальном варианте. У нас в Академии есть специальный документ, в который каждый член команды записывает появляющиеся идеи тем и вопросов, которые ещё не были затронуты в предыдущих курсах и могут нести в себе большую пользу для учеников.
Затем идёт разработка сценария курса. На этом этапе автор ищет метафоры, которые помогут объяснить теоретический материал, например: биатлонные мишени и колода карт для объяснения работы селекторов или битва котов за курочку для объяснения специфичности. Такие метафоры хороши в «теоретических» курсах, где изучаются новые свойства, но для более прикладных курсов лучше подходят не метафоры, а общая идея или легенда. Её мы называем «сеттингом» по аналогии с геймдевом.
В итоге получается сценарий курса, в котором задания объединены метафорой или легендой — это позволяет сделать процесс обучения интереснее.
Пример использования такой легенды — курс по анимациям (о котором мы писали в прошлом топике), в ходе которого ученик должен помочь человеческой цивилизации пройти путь от первобытного состояния до полётов в космос.
Ещё один курс с интересной сюжетной линией — это курс по трансформациям (изменение размеров блоков, повороты, искажения, перемещения). В нём нужные действия осуществляет маг, который сначала тренируется в выполнении базовых приёмов, а потом отправляется в приключение, где сражается с врагами и в итоге встречается с «мегабоссом».
Не всегда используются легенды, подразумевающие «экшн». Иногда добиться нужного результата можно и более «спокойными» методами. Например, основной сюжетной линией курса по плавным переходам свойств является викторина на тему HTML и CSS. Отвечая на её вопросы ученик узнает о том, как применять плавные переходы в интерфейсе на примере материального дизайна.
Что дальше
В дальнейшем происходит сбор имеющегося материала, который будет затем использован в курсе, и стартует «физическая» разработка заданий. Она происходит по принципу «от сложного к простому» — сначала работа идёт над финальными заданиями курса, объединяющими в себе весь материал, который ученики должны будут освоить за время обучения. И уже затем происходит разбиение этого участка на более мелкие подразделы, содержащие задания по конкретным вопросам курса.
Ниже представлен черновик одного из разрабатываемых в данный момент курсов — в нем ещё не прописаны конкретные цели и задания. В ходе разработки весь оформительский код будет вынесен во внешний файл сеттинга, будут созданы цели и написаны проверки.
Последним этапом перед окончательной «доводкой» курса является финальное ревью у членов команды, которые не занимались его разработкой — у непосредственных авторов за несколько месяцев работы над заданиями «замыливается глаз», и они не могут видеть очевидных недоработок или ошибок.
Когда все правки, появившиеся на последнем этапе, внесены, курс проходит «предпродажную подготовку» и выпускается. И тут же начинается сбор обратной связи от учеников, которые быстро находят различные ошибки и просто высказывают свои пожелания. Таким образом работа над курсом практически никогда и не заканчивается.
Не всё так просто
Выше описан идеальный процесс разработки курса. Однако в жизни всё редко проходит гладко, и на каждом из перечисленных этапов частенько возникают те или иные сложности.
Практически никогда не бывает так, чтобы первоначальная идея курса была реализована без изменений в конечном продукте — как правило, сама идея и сюжетная линия неоднократно меняются, иногда даже кардинально.
В разработке курсов мы в HTML Academy придерживаемся подхода Blizzard — эта компания может потратить кучу времени и денег на разработку игры, а потом не выпустить её, поскольку она не получилась такой, как им хотелось. В нашей практике также был опыт разработки курсов, от выпуска которых мы потом отказывались, потому что они по нашему собственному мнению не давали ученикам возможности качественно освоить материал.
Кроме того, курсы часто состоят из нескольких частей — сначала раскрываются базовые вещи и понятия, а затем идёт погружение в продвинутые техники. При начале работы над курсом по какой-то теме у автора больше свободы, что облегчает создание сюжета и проработку самих заданий. А при работе над «сиквелом» он уже находится в заданных ранее рамках — в таких условиях придумать по-настоящему интересную легенду и задания сложнее.
Технические сложности
Помимо чисто организационных сложностей, существует большой пласт и чисто технических проблем, с которыми сталкиваются разработчики курсов. Самая очевидная из них — при работе с CSS необходимо учитывать тот факт, что разные браузеры по-разному поддерживают те или иные стили и свойства, а иногда и хитро их интерпретируют. Даже поведение нескольких версий одного браузера Chrome в этом плане может сильно отличаться.
И это лишь разница в поведении самых популярных браузеров.
Решение было найдено в обратном преобразовании матрицы, с целью вычисления угла и значения перемещения.
Не всё просто было и при разработке курса по градиентам. Дело в том, что исторически сменилось несколько разных вариаций синтаксиса, прежде чем он окончательно устоялся. Плюс ко всему даже в самом актуальном синтаксисе есть разные способы задания одного и того же эффекта, а проверять в курсах нужно все возможные значения.
Ниже представлены некоторые варианты кода, дающие одинаковый результат:
Решить эту проблему нам удалось с помощью применения autoprefixer. Вариации самого актуального синтаксиса проверяются в браузере, если версия пользовательского браузера устарела (или конкретный ученик решил задание не предусмотренным в проверке способом), то ему нужно будет вручную нажать кнопку «Проверить», после чего его код будет проверен на сервере. Там код с помощью autoprefixer преобразуется в нужный для движка браузера формат. Мы знаем какая версия вебкита используется в фантоме и можем точно определить значения, в которые будет преобразован код.
Повышение вовлечённости
Для того, чтобы сделать процесс обучения ещё более захватывающим и интересным в курсах HTML Academy активно используется геймификация. Помимо стандартных «ачивок» за достижения, сами задания разрабатываются с применением конкретных игровых механик, о которых мы подробно рассказывали в этом топике.
Кроме того, интерес к обучению подогревается и наличием бонусных заданий — в тексте конкретной задачи часто можно встретить намёки на то, как можно открыть дополнительный «уровень» («фанаты» определённого курса очень ценят возможность, позаниматься им ещё). Всё это, опять же, геймифицировано — прохождение скрытых уровней даёт ученику дополнительные ачивки.
Вот пример одного из бонусных заданий: в блоке с целями появляется дополнительное задание, которое написано в общей форме, а не с конкретными значениями. Здесь ученику нужно поэкспериментировать, чтобы его выполнить и получить отдельно достижение и очки в рейтинге.
Кстати, у нас есть некоторые сюжетные элементы, которые связывают между собой много разнонаправленных курсов (как базовых, так и продвинутых). Например, в различных заданиях часто используется образ кота основателя Академии AlexPershin по имени Кекс.
Наличие такой общей «кошачей» сюжетной линии для всех курсов дополнительно увлекает пользователей, а также делает прохождение курса забавным и запоминающимся.
Хочу попробовать
Как видно, процесс создания курсов — не так прост, как это может показаться на первый взгляд, и для успешной работы в этом направлении нужна целая команда профессионалов.
Для разработки заданий и проверок понадобится сильный JavaScript-программист, также необходимо наличие сценариста, который будет придумывать сюжет, и дизайнера, который сможет его визуализировать (возможно, где-то есть профессионалы, объединяющие в себе эти качества), а созданием текстов заданий и описания сюжета должен заниматься специалист по контенту.
Найти таких специалистов непросто, к тому же они стоят дорого, а ведь курс ещё нужно окупить (и если сделать его очень дорогим, то никто не будет на нём обучаться).
Поэтому, если у вас нет знакомых специалистов, готовых заняться созданием обучающих курсов, но есть идеи по созданию обучающих материалов (и сюжетных линий), которые ещё не были представлены в Академии, напишите нам, и вполне возможно, ваша задумка будет реализована.
Принципы и методы создания курсов дистанционного обучения
ПРИНЦИПЫ И МЕТОДЫ СОЗДАНИЯ КУРСОВ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
При этом в связи с отсутствием реального опыта дистанционного обучения у многих вовлеченных в данный «модный» процесс участников абсолютизируются или ошибочно понимаются некоторые аспекты процесса дистанционного обучения. Укрупненно можно выделить следующие основные «мифы» ДО:
В настоящее время нет необходимости доказывать актуальность ускоренного внедрения дистанционных форм обучения для российского образования, российского общества в целом и Уральского региона в частности.
Первопричиной во многом является непонимание действительной сложности процесса обучения, умноженной на реальную сложность высоких информационных технологий. При этом следует отметить и эффект обманчивой простоты и прозрачности современных Internet- приложений и средств разработки приложений. Следствием является неверное определение целей и задач при внедрении ДО, неоправданные вложения в разработку учебных материалов для ДО, затягивание сроков производства учебных материалов ДО, когда длительность цикла разработки курса сопоставим со сроком его использования и т.п.
Развитие технологий ДО в области бизнеса и управления особенно актуально в связи с увеличением численности людей в регионе, профессионально занятых решением управленческих задач; недоукомплектованностью преподавательского корпуса квалифицированным персоналом; проблемами с учебно-методическим обеспечением учебного процесса; недостаточной пропускной способностью действующих учебных центров; неадекватностью используемых традиционных образовательных технологий для обеспечения непрерывности обучения и обновление знаний.
Участие Уральского государственного университета в европейском проекте TASIS «Делфи», а также российско-американском проекте «Сотрудничество по дистанционному образованию в области управления бизнесом» совместно с университетом штата Северной Каролины (NCSU), Советом международных посетителей Северной Каролины (IVC) (США) и Пермским государственным университетом придало значительный импульс развитию технологий дистанционного обучения в Уральском университете и предоставило участникам проекта уникальную возможность для внедрения новых образовательных технологий в сферу обучения управлению бизнесом в регионе.
В процессе реализации этих проектов и создания курсов ДО в области управления бизнесом сотрудникам Центра технологий дистанционного образования и Центра компьютерных технологий УрГУ удалось отладить целостную систему принципов: технологических, организационных и программно-аппаратных решений, что позволяет говорить о создании производственной системы разработки курсов ДО в УрГУ. Создание такой системы явилось одним из главных результатов, поскольку эта система позволяет существенно сократить время и ресурсы на создание курсов ДО и ставить более сложные задачи по разработке комплексной программы этих курсов в области менеджмента на будущее.
Часть этих принципов была сформулирована в результате изучением сотрудниками УрГУ опыта применения технологий дистанционного образования в Университете штата Северная Каролина, общения с американскими и европейскими коллегами. Некоторые подходы и решения появились в результате анализа особенностей российских условий и региональной специфики, постановки ряда экспериментов и конкретной работы над проектами.
Основные принципы применения ДО
В соответствие с данными принципами были разработаны шаблоны ДО-курсов и ряд специальных программных решений, позволяющие быстро производить подготовку всех необходимых (графических, текстовых и мультимедийных) материалов курса и осуществлять его сборку.
Ниже приведены фрагменты курсов, иллюстрирующие применение сформулированных выше принципов.
|
|
|
|
Этапы технологической схемы производства курса ДО
Технологическая схема производства курса включает пять основных этапов:
На первом подготовительном этапе производится выбор курса, определение задач и целевой аудитории, предварительный анализ стоимости производства и сопровождения, выбор методов доставки. Необходим маркетинговый анализ ситуации на региональном рынке образовательных услуг в предметной области курса, а также структурный анализ сетевой инфраструктуры, существующих технических решений и перспектив применения технологий ДО для выявленных групп потенциальных потребителей курса. В большинстве случаев на этом этапе от команды разработчиков требуются значительные усилия по подготовке проектного предложения для участия в международном федеральном или региональном конкурсе с целью получения финансирования на работы по созданию курса.
Второй этап целиком посвящен планированию и детальной разработке проекта, распределению функций между участниками ВТК. На этом этапе производится подробная разработка структуры курса, определение основных разделов и компонент, выбор форматов и технических средств реализации каждого элемента курса, определение дизайна курса, функциональной схемы, принципов навигации и программно-аппаратного инструментария, необходимого для производства курса. Для организации эффективных информационных потоков в электронном виде в ходе производства курса требуется определение форматов данных, создание сетевой инфраструктуры и политики доступа для участников производства разработка дополнительных программных средств для оптимизации производства и сборки компонентов курса. Важным звеном является подготовка технологической документации и календарного графика работ для всех участников процесса производства курса. Для проверки правильности и обкатки всего комплекса решений по технологии производства курса весьма полезна реализация одного небольшого представительного фрагмента курса, содержащего все типы элементов (текст, рисунки, анимацию, аудио и видео фрагменты, тесты, интерактивные примеры и т.д.).
Третий производственный этап является особенно ресурсоемким и продолжительным по времени. На этом этапе происходит разработка и адаптация содержания курса, перевод элементов содержания в электронный формат (текст, графика, видео и др.), создание мультимедийных материалов, программирование интерактивных примеров и тестов, запись и обработка аудио и видео фрагментов, сборка и отладка курса для выбранных способов доставки. Вместе с тем проводится проработка комплекса организационных и технических вопросов, связанных с проведением, доставкой и поддержкой курса для различных групп потребителей. Готовятся руководства по использованию курса для студентов, преподавателей и технических специалистов. В заключение этапа производится пробный тираж курса.
Основными задачами на этапе апробации является комплексное тестирование курса, выявление и устранение опечаток, ошибок в содержании и технической реализации курса, а также методах доставки и сопровождения, анализ педагогической и технологической эффективности курса для конкретных групп потребителей, определение спроса и формирование маркетинговой стратегии по продвижению данного продукта. Для решения этих задач организуется набор групп обучаемых на курс. При этом такой набор проводится по возможности для всех основных целевых групп и способов доставки. Например, для апробации курса ДО «Финансовый менеджмент» были набраны две группы обучаемых студенты дневного отделения экономического факультета УрГУ и заочные студенты института управления и предпринимательства, получающие второе высшее образование. При этом для каждой группы слушателей был предоставлен выбор способа прохождения курса: через Интернет или при помощи CD-ROM. Таким образом, была собрана необходимая информация о курсе, отражающая как особенности конкретных целевых групп, так и особенности разных способов доставки курса.
Последний пятый этап технологической цепочки производства предназначен для усовершенствования и тиражирования курса. На этом этапе проводится всесторонний анализ результатов апробации курса, отладка и исправление выявленных ошибок. При необходимости модифицируется структура курса, и технологические решения для каждого раздела с учетом результатов апробации. Возможно изменение содержания курса и разработка новых элементов (текст, слайды, рисунки, тесты, примеры и т.д.), разработка и программирование дополнительных примеров и тестов, запись дополнительных аудио и видео фрагментов и др. Наконец происходит окончательное тиражирование материалов курса, которое может включать выпуск CD-ROM или аудио-видео кассет, публикацию курса на Web сервере, полиграфическую продукцию.
Все упомянутые этапы по созданию курса требуют напряженной и слаженой совместной работы всех членов «команды», участвующей в проекте. На таблице ниже приведены поэтапные трудозатраты участников ВТК по созданию одного 60 часового семестрового курсов ДО в сфере управления бизнеса разработанного в рамках программы «Делфи».
Важным итогом работы над проектами по созданию ДО курсов в области управления бизнесом явилась также отработка организационных, финансовых и технологических взаимоотношений различных подразделений университета, участвующих в работе над проектом. В результате был разработан ряд нормативно-договорных документов, отлажена схема электронного транспорта материалов курсов в процессе их разработки и элементы системы электронного документооборота. Это также позволяет повысить эффективность функционирования системы ДО в университете за счет оптимального сотрудничества различных коллективов специалистов (администраторов, преподавателей, методистов, системных инженеров, Web-мастеров, звукооператоров и др.).
Как создать электронный обучающий онлайн-курс с нуля
Вы планируете самостоятельно создавать электронные курсы или уже создаете, но в процессе возникает масса вопросов: с чего начать? как изучить аудиторию? как оформить курс? какие задания подготовить?
Пора разложить все по полочкам! Совместно с экспертами из сферы eLearning мы запускаем серию подробных уроков о том, как создать электронный курс при помощи редактора iSpring Suite.
В программе обучения:
Чем отличается iSpring Suite от аналогов читайте в статье «Cравнение программ для создания курсов».
Шаг 1. Определите цели и задачи электронного курса
«Что сотрудник должен уметь делать после прохождения обучения?» — ответ на этот вопрос поможет правильно начать формирование целей и задач обучения, потому что простого «понимания» и «знания» определенной информации недостаточно. От сотрудника прежде все ждут применения конкретных навыков на практике, добиваясь нужного для компании результата. От этого стоит отталкиваться при составлении обучающего курса.
Правильная постановка целей и задач курса необходима, прежде всего, для выбора правильного инструмента обучения: сегодня электронный курс это не только набор слайдов, но и диалоговые и drag-and-drop тренажеры, интерактивные задания, тесты или видеолекции.
Например, при обучении продавцов важно, чтобы они не просто знали о продуктах компании и их особенностях, но и могли решить конкретную задачу: повысить продажи в два раза. Следовательно, обучение может быть разбито на два блока: теоретический и практический.
Исходя из целей бизнеса можно сформулировать задачи обучения: обучить продавцов новому товару, научиться снимать возражения о цене товара.
Подробнее о том как определить цели и задачи обучения, целевую аудиторию курса читайте в отдельном уроке. Урок подготовлен совместно с практикующими разработчиками — Владимиром Раджаповым, Александром Воробьевым, Ксенией Серебряковой, Татьяной Левановой.
Итоги шага 1: На этом этапе разработки курса у вас появилась сформулированная бизнес-задача, а также цель обучающего курса, стала понятная целевая аудитория онлайн-обучения.
Шаг 2. Проведите интервью с предметным экспертом
Предметный эксперт является гуру в своем деле, он основной источник информации и генератор идей для разработчика электронных курсов. Вот почему важно выстроить с ним тесное взаимодействие. Без эксперта сложно проделать всю работу, описанную в предыдущем пункте: определить цели курса, его аудиторию и подобрать необходимые обучающие материалы.
Эксперт поможет подготовить необходимый для создания курса материал, тексты, примеры из практики и кейсы.
При разработке обучающего курса вместе с экспертом важно дать ему свободу действий при выборе контента, однако стоит следить за тем, чтобы курс в дальнейшем не был перегружен теорией, которую сложно сразу применить на практике.
Предметный эксперт также окажется бесценным консультантом на этапе оценки готового курса перед его запуском, источником конструктивной критики и материалов для доработки курса.
Более подробно тому, как выстроить эффективное взаимодействие с предметным экспертом и его роли в создании курса, посвящен отдельный урок, подготовленный совместно с экспертами в электронном обучении.
Итоги шага 2: После прохождения второго этапа разработки курса у вас есть представление о том, какой предметный эксперт нужен вам для успешного создания онлайн-курса и как выстроить взаимодействие с ним.
Шаг 3. Напишите сценарий электронного курса
Сценарий — техническое задание, детальное описание и основа будущего обучающего курса, поэтому собрать курс без детально проработанного сценария невозможно.
Для последующей работы над ним в сценарии нужно прописать все нюансы: тип курса, его разделы, ситуации для каждого слайда, содержание тестов, анимации и тренажеров. Сценарий курса зависит от его типа: информационный, тренинговый или мотивационный, а также от уровня сложности.
В рамках разработки сценарий онлайн-курса разрабатывается его концепт, а большие массивы информации и практические задания делятся на отдельные элементы — модули — для большего удобства. Разбивать курс на модули целесообразно, если он длиннее пяти слайдов.
Чтобы не запутаться в процессе создания онлайн-курса, важно определиться со всеми диалоговыми тренажерами и тестами, их типами — обучающие или проверяющие — и целями. В дальнейшем предстоит написать небольшой сценарий для каждого практического задания.
После создания структуры наступает следующий этап — работа с тем материалом и текстами, который удалось собрать и получить от эксперта.
Подробную инструкцию по созданию сценария курса мы подготовили вместе с экспертом в области eLearning и основателем студии по разработке электронных курсов New York Александром Виноградовым.
Итоги шага 3: Если следуете всем инструкциям, у вас готов сценарий будущего онлайн-курса. Он имеет четкую структуру, поделен на блоки и модули, соответствует заявленным целям и задачам курса, а вы точно знаете, в какой последовательности выстроены все элементы.
Шаг 4. Оформите онлайн-курс
Успешно составленный онлайн-курс с нуля — это красивый и аккуратный дизайн. При этом быть профессиональным дизайнером для этого сегодня не требуется. Подробно о подходах к дизайну курсов рассказывается в нашем уроке.
Кроме того, если вам нужно быстро сделать качественный дизайн курса, можно использовать готовые шаблоны из библиотеки контента iSpring Suite.
Шесть главных составляющих, которые необходимо изучить и использовать при создании дизайна курса: композиция, шрифт, выравнивание, контраст, цвет и стиль. От них будет зависеть удобство обучения, юзабилити курса, психологическое воздействие на обучаемого и общий приятный и опрятный внешний вид онлайн-курса.
Как быстро создать курс с нуля при помощи библиотеки контента, смотрите в этом видеоуроке:
Итоги шага 4: Изучив основы дизайна вы узнаете, как упаковать полезную обучающую информацию в красивую обертку, чтобы она была приятная глазу, а также была понятна и проста для восприятия, что немаловажно.
Итоги шага 4: Изучив основы дизайна вы узнаете, как упаковать полезную обучающую информацию в красивую обертку, чтобы она была приятная глазу, а также была понятна и проста для восприятия, что немаловажно.
Шаг 5. Создайте диалоговый тренажер
Диалоговый тренажер в eLearning представляет собой интерактивное упражнение, которое имитирует разговор с человеком: покупателем, подчиненным или коллегой. Тренажер позволяет в формате диалога отработать навыки общения без рисков. Основой любого диалога выступает какой-либо пример из практики — бизнес-кейс, вокруг которого складывается сюжет ситуации.
При создании онлайн-курса с нуля стоит решить, нужен ли вообще в нем диалоговый тренажер и для чего. Этот инструмент должен решать конкретные цели обучения — навыки общения продавца с покупателем или продажи нового продукта клиенту. Диалог позволяет в безопасном пространстве обучить сотрудника говорить четко и по делу, чтобы на практике действовать без ошибок.
Как сверстать диалоговый тренажер читайте в отдельном уроке. В программе можно продумать ветвление, подобрать фон и персонажа к каждой сцене, озвучивать реплики, назначить баллы за правильные ответы и штрафовать за неправильные. Как им пользоваться, подробно описано в видео:
м электронного обучения — диалоговым тренажером.
Итоги шага 5: После прохождения пятого этапа разработки онлайн-курса вы сможете пользоваться важным инструментом электронного обучения — диалоговым тренажером.
Шаг 6. Создайте онлайн-тест
Онлайн-тест является неотъемлемой частью любого обучающего курса, так как позволяет проверить полученные знания.
Ошибки в составлении теста приводят к тому, что оценить результаты обучения адекватно становится невозможным. К таким ошибкам относятся неочевидные ответы, слишком высокая или, наоборот, низкая сложность, подсказки в самих вопросах.
Ниже приводится интерактивный тест для подготовки к сдаче экзамена в ГИБДД, в котором реализуются различные возможности онлайн-тестирования.
О том, как избежать неточностей при создании онлайн-теста, выбрать тип тестовых заданий, правильно рассчитать время тестирования, составить вопросы и решить ряд других задач, рассказывает основатель студии по разработке электронных курсов New York Александр Виноградов в этом уроке.
Говоря о популярности тестирования как метода оценки знаний, стоит отметить, что свыше 80% зарубежных компаний пользуются именно тестами для оценки уровня знаний соискателей и сотрудников. В России тесты используются 69% эйчаров.
Итоги шага 6: На этом этапе вы узнаете, как составить обучающий и аттестационный тесты для онлайн-курса, как выбрать типы вопросов и как их сочетать.
Шаг 7. Создайте обучающее видео
В век мобильных технологий и YouTube создание обучающего видео при разработке онлайн-курса воспринимается как нечто само собой разумеющееся. Видео — удобный и понятный формат для передачи практически любой полезной информации.
Обычно выделяют три типа обучающего видео:
Как и при создании других форматов, для начала нужно определиться с задачами обучения, целевой аудиторией, затем разработать сценарий и воплотить его в жизнь.
На сегодняшнем уровне развития и доступности техники делать видео самостоятельно не так сложно, как кажется. Об этом детально рассказывается в очередном уроке по созданию онлайн-курса с нуля, который подготовили наши эксперты — Владимир Раджапов, Дмитрий Якушев и Мария Плоткина.
Кстати, создать видеоурок можно, не выходя из PowerPoint. Подробнее о том как это сделать, смотрите в видеоуроке:
Итоги шага 7: Изучив наши материалы, вы сможете определить, какое именно видео нужно вашему обучающему курсу и как его создать, начиная с написания сценария и заканчивая постановкой света и закадровым текстом.
Шаг 8. Запустите пилотный проект
Пилотный запуск проекта — это тест-драйв обучающего курса, который позволит найти слабые места и неточности до массового запуска обучения.
В процессе проверки курса он по-прежнему должен отвечать целям и задачам обучения, быть комфортным для учеников. Пробный запуск помогает найти фактические неточности, опечатки, устаревшую информацию, собрать мнения на основе обратной связи.
На этапе пилотного запуска проекта курс, как правило, проходит фокус-группа из числа как опытных сотрудников, так и новичков для объективной оценки. После пробного запуска, курс следует доработать на основе полученных данных от “тестировщиков”.
Подробнее узнать о том, что представляет собой пилотный запуск проекта и зачем это нужно, можно из нашего урока от эксперта eLearning, сооснователя Corporate e-Learning Club Марины Литвиновой.
Итоги шага 8: К этому этапу у вас уже есть готовый курс со всем необходимым контентом, осталось протестировать его, собрать отзывы, доработать и вот он — готовый обучающий онлайн-курс!
Резюме
Итак, в данном материале мы прошлись по основным шагам создания онлайн-курса с нуля. Разобрали, что необходимо для его максимальной эффективности.