какими качествами должен обладать современный учитель
18 качеств хорошего учителя
Хорошие учителя имеют массу хороших качеств, которые помогают им эффективно выполнять свою работу. Конечно, все учителя разные, и все обладают индивидуальными качествами, но практически каждый из них имеет следующие двадцать пять положительных сторон.
1. Соблюдение правил хорошего тона
Что учитель сам делает, тому и учит учеников.
У него не бывает двойных стандартов. Если он запрещает ученикам на занятии жевать жвачку, то он не станет этого делать и сам.
2. Хорошая адаптация
Адаптация – это умение проводить занятие или мероприятие при возникновении непредвиденной ситуации или проблемы.
Учитель всегда готов к тому, что все пойдет не по плану. Если он видит, что половина класса не усвоила материал, он не будет переходить к следующей теме, а попытается объяснить еще раз, но немного по-другому.
3. Забота об учениках
Забота учителя – это внимание к каждому ученику. Если кто-то материал не понял, учитель это сразу же заметит и предложит выход из положения.
Учитель знает об особенностях личности и интересах каждого учащегося и включает на уроке такие элементы, которые бы им соответствовали.
Сострадание – это понимание того, что у учеников могут быть проблемы за пределами школы. Проблемы эти требуют решения, а ученики – помощи.
Например, если у ученика в семье кто-то умер, учитель должен проявить сочувствие и среагировать соответствующим образом.
5. Готовность к сотрудничеству
Сотрудничество – это способность работать не только с учениками, но и их родителями, администрацией и коллегами.
Даже если учителю не нравятся те или иные люди, он всегда выберет нужный для них тип общения, чтобы решить необходимую проблему.
6. Творческий подход
Творчество – это когда урок проводится уникально, интересно и динамично.
Учитель должен иметь возможность создавать такие уроки, которые бы привлекали внимание как можно большего количества учеников и вызывали у них необходимость и интерес появиться на уроках снова.
Учеба учителя – это постоянное повышение квалификации. Учитель должен знать не только тот материал, который он объясняет ученикам, но и немного больше.
Именно поэтому учителя рано встают и поздно ложатся. Они работают и в выходные, и во время отпуска.
8. Возможность видеть каждого ученика
У такого учителя все ученики – как на ладони. Он знает уровень каждого, и каждому готов подобрать такое индивидуальное задание, чтобы тот справился с материалом.
Учителя должны делать все возможное, чтобы ученикам хотелось учиться и добывать информацию.
Чуткий учитель всегда может поставить себя на место ученика и понять его ситуацию. Не важно, как он относится к своему ученику, он всегда поможет ему учиться и решить личные проблемы.
10. Способность увлекать
Способность вовлечь в работу весь класс – очень ценная черта учителя, а удержать внимание класса на протяжении всего урока – умение, ценное вдвойне!
Учитель должен создавать уроки, проходящие весело и энергично. Каждый раз, выходя с его урока, ученик уже должен хотеть следующего.
Развитие – непрерывный процесс, который происходит за годом год и характеризуется совершенствованием профессионального уровня.
Учителя должны постоянно искать способы улучшить свои личные и профессиональные качества.
Бесстрашие – возможность пробовать новые подходы, которые могут находиться за пределами нормы, за что работа учителя может подвергаться критике со стороны учеников и администрации.
Учитель всегда готов к экспериментам и критике своих действий.
Прощать – это быстро забывать конфликтные ситуации с учениками, их родителями, коллегами и администрацией.
Учителя должны забывать обиды, нанесенные им учениками или родителями во время разнообразных конфликтов и не переносить свои обиды и эмоции на учеников и их оценки.
Щедрость – это возможность помочь ближним своими умениями, знаниями или деньгами из собственного кармана.
Учителя не получают больших зарплат, но некоторые готовы пожертвовать и деньгами, чтобы помочь человеку в случае необходимости.
15. Хорошее настроение
Учитель всегда приходит в класс в хорошем настроении, полный энтузиазма и желания скорее работать.
Если учитель в плохом настроении и не желает трудиться, то и ученики у него будут такие же. Если учитель всегда радуется, то и ученикам приятно будет находиться на уроке.
16. Пунктуальность и аккуратность
Вещи учителя и учебники всегда в порядке, позволяя быстро найти их и использовать в работе.
Учитель всегда опрятен и приходит вовремя.
Хороший учитель понимает, что, если ученик чего-то не освоил, торопиться некуда. Надо объяснить ему еще раз. В конце концов, учеба – это не соревнованию по спринту. Тут все надо делать постепенно и основательно.
Учитель никогда не ставит на ученике крест. Он будет пытаться применить новые методы работы, чтобы добиться от ученика хотя бы каких-то положительных результатов.
Учитель позволяет ученикам немного узнать о себе и личной жизни, не раскрывая, правда, особых подробностей.
Открытость помогает учителю лучше наладить контакты с учениками, потому что обнаруживается, что все они имеют схожие увлечения и обстоятельства.
Если вы работаете учителем и пока не обладаете перечисленными выше качествами, вам есть к чему стремиться.
Профессиональные и личностные качества учителя. Каким должен быть учитель
Профессиональная готовность
Если кратко перечислить качества учителя, то они будут следующие:
Качества первого школьного учителя
В современной системе образования понятие «педагог начальной школы» стало использоваться более широко, чем раньше. Если когда-то его функции были ограничены только тем, что он давал базовые знания детям, то теперь его поле деятельности значительно расширилось.
Поэтому требования к качествам учителя начальных классов теперь следующие:
Учитель начальных классов не соизмерим с педагогами среднего и старшего звеньев. Его функции даже шире, поскольку он всегда является классным руководителем и преподает несколько дисциплин. Конечно, немаловажными являются качества учителя как профессиональные, так и личные.
Какими умениями и навыками обладает педагог
Каким должен быть учитель? Это определяется стандартами, которые прописаны в ФГОСе, а также качествами, перечисленными другими известными личностями в педагогике. Например, такой работник должен постоянно самообразовываться и повышать свою квалификацию. Профессиональные качества учителя выделяют следующие:
Немаловажными качествами учителя являются и его знания и умения, полученные им во время учебы и во время профессиональной деятельности. Также он должен уметь применять их в своей работе учителя.
Личностные качества учителя
Очень важно, чтобы у педагога была теоретическая база, которая является основой образовательного процесса. Но даже если человек знает все о воспитании и обучении детей, он может и не стать хорошим преподавателем. Каким должен быть учитель с личностной точки зрения? Квалифицированного специалиста определяют следующие качества:
Ведущие способности в педагогической деятельности
Кроме вышеперечисленных черт характера, некоторые выделяют и качества, которые являются главными в педагоге:
Перечисленные личностные особенности в совокупности с теоретической базой и постоянным применением в профессиональной деятельности и являются педагогической компетентностью.
Взаимодействие педагогов и учащихся
Немаловажным в образовательном процессе является общение между учителем и учеником. Ведь именно через такое взаимодействие происходит передача накопленных знаний и формирование необходимых умений. Поэтому педагогу важно построить правильные отношения со своими подопечными.
Взаимодействие учителя и ученика не должно ограничиваться только общением в школе и на уроках. Педагог (а в особенности это касается классных руководителей) должен активно вовлекать учащихся в школьную и общественную жизнь. Это может быть организация праздников, походы, поездки на культурные мероприятия.
На уроках учитель должен использовать различные методы работы:
Сами занятия должны проводится так, чтобы заинтересовать учащихся и мотивировать на дальнейшую работу. Но уважительное отношение учеников будет зависеть от того, есть ли у педагога авторитет среди учащихся. Что это такое?
Авторитет учителя
Это характеристика отношения к педагогу, которая определяет его профессионально-личностное положение в обществе, принятие и признание его ведущей роли в образовательном процессе. Для того чтобы учитель пользовался уважением у учащихся, они должны видеть в нем не только того, кто передает им знания, но и наставника.
Педагог должен не только видеть возможный потенциал в каждом ученике, но и уметь критиковать, чтобы стимулировать своих подопечных и скорректировать их развитие и обучаемость. Также учитель не должен выделять никого из своих учащихся, в каждом ему надо видеть и уважать личность. Педагог должен поддерживать дисциплину в классе и воспитывать в своих учениках ответственность. Учитель является для детей справедливым наставником.
Отличия профессии педагога от других
Образовательная деятельность обладает рядом отличительных характеристик. Какие же есть особенности профессии учителя?
А может быть, это призвание?
«Учитель не оказывает услуги». 10 качеств современного педагога
Нужно ли учителю знать, о чём говорят и думают его ученики? Следует ли вмешиваться в их конфликты и жизнь за пределами школы? Может ли учитель посмеяться над собой — или надо всегда сохранять серьёзность? Вместе с Михаилом Шелковым, основателем благотворительного фонда «Эмпатия», поддерживающего педагогов, мы разобрались, что делает учителя продвинутым и современным.
Применение технологий
Нынешние школьники изучают историю, астрономию, литературу по роликам на YouTube, в Telegram-каналах и пабликах — и традиционных схем преподавания уже не хватает. Детей, привыкших к подкастам и тиктокам, трудно увлечь пересказом школьного учебника.
Чтобы не растерять интерес учеников, проявляйте изобретательность: используйте электронные доски, показывайте детям видеоролики и анимацию, давайте им задания, которые можно выполнить и сдать онлайн.
Креативность
Раньше многим учителям было достаточно просто транслировать информацию из учебника, но сегодня этого уже недостаточно. Современная школа должна не только передавать детям содержание учебного плана, но и развивать их эмоциональный интеллект, учить их мыслить нешаблонно.
Научить детей креативности можно только на личном примере: не просто требовать от детей творчества, а демонстрировать им творческий подход к собственной работе. Например, можно придумывать интеллектуальные игры и ставить перед учениками нестандартные задачи. Это превратит скучную рутину в обмен интересными решениями, которые придумывает учитель в своей работе, а школьники — в своей учёбе.
Саморазвитие и повышение квалификации
Сколько лет прошло с момента, как вы окончили вуз? 5? 10? 30? Со временем знания и подходы, которым учат в педагогических университетах, устаревают. Поэтому задача прогрессивного учителя — постоянно повышать свою квалификацию и заниматься саморазвитием.
Учитель, который приводит примеры из недавних научных исследований и рассматривает самые актуальные проблемы, имеет больше шансов быть услышанным.
Не держитесь за привычные данные и «проверенные подходы», проверяйте свои знания на актуальность и адаптируйтесь к новой информации.
Коммуникабельность и командная работа
Учителю не стоит слишком дистанцироваться от учеников — разве что социальную дистанцию держать можно, — ведь учебный процесс идёт легче, если педагог общается с детьми на интересные им темы и строит с ними доверительные отношения.
Михаил Шелков,
основатель благотворительного фонда «Эмпатия»:
«Школа — это не часть индустрии сервиса, а учитель не подрядчик, оказывающий услуги. Он учит, помогает, выступает наставником. Однако это не одиночная партия, а командная игра. Важно, чтобы ученик тоже осознал себя автором собственного образования и занял активную позицию в этом процессе».
При этом дружеское общение не равняется фамильярности и полному отказу от субординации. Учитель приходит в класс, чтобы делиться своими знаниями и опытом, поэтому у него руководящая роль.
Человечность и простота
Для многих школьников учитель — человек с другой планеты. Как в хорошем, так и в плохом смысле. Конечно, предполагается, что учитель должен подавать пример ученикам и вообще быть требовательным к себе, но образ «сверхчеловека» ему не к лицу.
Практика показывает, что школьники легче идут на контакт с учителем, когда видят в нем обычного живого человека со своими проблемами и сомнениями. Школьникам проще соотнести себя с таким учителем — и в этом случае они начинают к нему прислушиваться.
Самоирония
В культуре плотно укоренен образ строгого учителя, который занижает оценки и ругает учеников — одного его взгляда хватает, чтобы весь класс затрепетал. Но именно над такими школьники больше всего смеются!
А вот если учитель умеет признавать свои ошибки или может посмеяться над собой, он вызывает больше доверия, а вместе с этим и уважения. Школьники не боятся задавать такому учителю вопросы, вместе с ним учатся дискутировать и отстаивать свою точку зрения.
Самоирония не унижает достоинство учителя, а показывает, что он не стесняется своих учеников, а они могут не стесняться его.
Стремление быть на одной волне с детьми
Учитель, который следит за трендами из соцсетей, популярными среди учеников песнями, шутками и развлечениями, осваивает их язык, на котором можно иногда вести разговор.
Учитель, хорошо понимающий, чем живут ученики, может подготовить для них оригинальные задания и раскрыть тему урока так, что дети в неё по-настоящему вникнут. Мемы, отсылки к фильмам или блогам могут мотивировать детей с удовольствием браться даже за сложный материал.
Эмпатия и рефлексия
Учитель формирует личность ребенка и его картину мира, что невозможно без рефлексии и эмпатии. Они помогают педагогу чувствовать ученика, регулировать свои эмоции и справляться с трудными ситуациями.
Прислушивайтесь к себе и не забывайте об угрозе эмоционального выгорания и нервных срывов. Успешный учитель — человек, который заботится не только о других, но и о себе. Не стоит надеяться только на терпение.
Участие в профильных конкурсах и конференциях
Во время профессиональных соревнований педагоги могут обмениваться опытом и учиться друг у друга новым методикам. На конкурсах учителя могут пообщаться с экспертами и посоветоваться с ними, получить профессиональное признание или награду.
«Конкурсы — это шанс для учителей испытать себя в необычных условиях среди других достойных претендентов. В привычной жизни у них редко есть для этого достаточно возможностей. Тогда как во время соревнований вместе с борьбой за приз или за определенное место на пьедестале они получают огромный стимул для роста. Если каждый учитель сравнит себя до и после, он точно увидит разницу».
Михаил Шелков, основатель благотворительного фонда «Эмпатия»
Решение конфликтов
Не закрывайте глаза на возникающие среди школьников конфликты. Если прогрессивный учитель замечает в классе крупные ссоры или буллинг, он берёт на себя роль медиатора, который выслушает стороны конфликта, поможет с ним справиться и постарается предотвратить его повторение.
Не ущемляйте права кого-либо из детей и не «приказывайте» им решить проблему определённым образом; ребятам надо помочь услышать друг друга и позволить им найти выход самим.
Эти качества помогли 33 тульским учителям победить в конкурсе «Призвание — учить!», организованном фондом «Эмпатия» при активном участии его учредителя Михаила Шелкова совместно с губернатором Тульской области Алексеем Дюминым. Фонд поддерживает ключевые проекты в сфере образования, культуры и науки. Ответственные, коммуникабельные и креативные педагоги разделили 7 миллионов рублей от «Эмпатии». Награды получили три победителя в каждой из 11 номинаций. Всего в конкурсе «Призвание — учить!» приняли участие 214 педагогов из Тульской области. Они представили свои обучающие курсы и современные методики преподавания.
Фото на обложке: shutterstock / YAKOBCHUK VIACHESLAV
Современный педагог: каким его видит общество
Потребность человечества в передаче полученных знаний, накопленного жизненного опыта следующему поколению способствовала появлению профессии учителя. Как известно история учительского труда насчитывает не одну сотню лет. В каждую эпоху у людей складывалось свое представление о том, какие цели и задачи преследует труд учителя. Так, в первобытную эпоху главным был принцип «смотри и делай, как я», который за прошедшие столетия модифицировался до целей и задач более важных и существенных, направленных на формирование полноценной личности учащегося, чей интеллектуальный уровень и запас профессиональных знаний позволит в будущем решать серьезные задачи.
Отметим, что уже в начале XVII века были сформулированы обширные и четкие требования к педагогу, многие из которых остаются требованиями со стороны общества и сегодня. Так, например, прославленный чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский считал, что основное предназначение педагога заключается в том, чтобы своей высокой моралью, человеколюбием, знаниями, трудолюбием и прочими качествами стать образцом для подражания и личным примером воспитывать у учащихся человечность. Я.А.Коменский призывал педагогов внимательно относиться к учащимся, быть приветливыми и ласковыми, не отталкивать их от себя своим суровым обращением, а привлекать отеческим расположением, манерами и словами. Учить детей, считал он, необходимо легко и радостно, «чтоб напиток науки проглатывался без побоев, без воплей, без принуждения, без отвращения, словом, приветливо и приятно» [4; 366].
Представления о том, какими качествами должен обладать учитель складывались на протяжении долгого времени и уже в конце XIX века был представлен перечень главных личностных качеств учителя, которые способствуют успешности педагогической деятельности и которые на сегодняшний день остаются значимыми. Самыми важными среди личностных качеств учителя выделяют:
На вопрос, что же представляет собой сегодня современный учитель и каким требованиям общество он должен соответствовать, не так то легко ответить. Меняется общество, меняются и подходы к процессу обучения, что несомненно приводит к появлению новых требований, предъявляемых к учителям. В настоящее время в профессионально ориентированной литературе отмечено более пятидесяти личностных качеств учителя, которые должны составить образ современного педагога. Помимо личностных качеств перечислены профессиональные качества учителя. Среди них особо выделяют:
Из перечисленного видно, что личность педагога заключает в себе сложный комплекс знания своего предмета, а также важные общечеловеческие качества и умения.
Современная ориентация образования на компетентностный подход рассматривает учителя также с точки зрения наличия/отсутствия необходимых для успешной профессиональной деятельности компетентностей. От этого зависит построение модели современного учителя и складываются определенные требования к нему [6].
Профессиональная компетентность учителя включает в себя совокупность профессиональных знаний, умений, навыков и личностных качеств (компетенций), которые необходимы для успешной педагогической деятельности. Она предполагает наличие у учителя как методологической, методической и технологической грамотности, так и его ценностных установок, жизненного опыта. Профессиональная компетенция, в свете стремительно изменяющейся жизни, требует от учителя непрерывного образования и самообразования [1; 106].
В век компьютерных технологий для учителя важно быть сведущим в этой сфере, а значит обладать информационно-коммуникационной компетентностью. Обычные доска и мел постепенно уходят в прошлое, все больше учителя используют компьютерные и мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы. Помимо этого, учитель должен уметь работать с различными информационными ресурсами, программно-методическими комплексами, быть готовым к ведению школьной документации на электронных носителях и к осуществлению дистанционной образовательной деятельности.
Поскольку деятельность педагога представляет собой непрерывное решение педагогических задач, то невозможно представить учителя, не владеющего коммуникативной компетентностью. Она представляет собой совокупность навыков и умений в сфере вербальных и невербальных средств для адекватного восприятия и отражения реального действительности в различных ситуациях общения. Именно поэтому коммуникативная компетентность является базисом профессиональной деятельности педагога [1; 107].
Если представить коммуникативные умения учителя в виде нескольких блоков, то можно проследить, какие стороны деятельности они охватывают:
1. Социально-психологический блок, который включает такие умения, как:
2. Нравственно-этический блок, предполагающий умения:
3. Эстетический блок, требующий такие умения, как:
4. Технологический блок включает следующее:
Однако невозможно сформировать коммуникативные умения без овладения интеллектуально-речевой компетентностью, поскольку именно язык является главным средством педагогической деятельности учителя:
Таким образом, современное общество видит учителя как человека, способного создавать условия для развития творческих способностей, развивать у обучающихся склонность к нестандартному, даже творческому восприятию знаний. Современный учитель должен научить их самостоятельному мышлению и формулированию вопросов для себя в процессе изучения материала. Именно самостоятельность в обучении позволяет самосовершенствоваться в течении всей жизни. Учитель должен способствовать реализации их потребностей, стимулировать мотивацию к изучению предметов и поощрять их индивидуальные склонности и таланты. Современный учитель органически сочетает в себе любовь к делу и к детям, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться них. Он должен как выявлять наилучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, так и прививать полезные, положительные качества, поощрять и хвалить, оценивать по достоинству своеобразие каждого ребенка, чтобы, окончив школу, они стремились совершенствоваться и осознали свое место в обществе, свою полезность.
Современного педагога, мастера своего дела, должны отличать непрерывное самосовершенствование, самокритичность, широкий кругозор и высокая культура труда. Профессиональный рост и личностный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности.
Все выше перечисленные качества сочетает в себе учитель, который воистину является «фанатиком» своего дела, человеком, страстно преданным своей профессии. Таким видит себя современный педагог.
Большинство учащихся хотели бы видеть современного учителя с разными прическами: косы (36%), стильная укладка (27%), не имеет значения (37%). Элементы одежды: это юбка, блузка, брюки, пиджак, туфли.
(Однако данные результаты могут быть субъективны, так как опрос проводился на базе одной школы.)
В российском социуме учитель всегда был больше, чем носитель определённых должностных обязанностей, определённых трудовых функций. Он воспринимался обществом как друг, помощник и наставник. Само учительство принимало и соответствовало большинству предъявляемых требований. Российский учитель всегда стремился уважать личность ребенка, укреплять его волю, открывать ему путь к познанию мира, старался учить подрастающее поколение истине и терпимости к заблуждению. Именно такие требования предъявляли к себе педагоги, давая клятву: «Клянусь, что покажу ему (ученику), как обрести счастье в малом, и постараюсь вложить в его душу стремление к лучшему» [5; 6-7].
Список использованных источников