каким образом появились дрова у дома учителя

Литература

План урока:

Жизнь и творчество В. Астафьева

Автобиографическая основа рассказа

Родился будущий советский прозаик 2 мая 1924 г. под Красноярском в селе Овсянка. Остался единственным ребенком в семье,двое старших детей умерли. Семья была раскулачена. Отец попал под суд по ложному обвинению во вредительстве, мать погибла, переплывая Енисей на лодке, которая опрокинулась. Семилетнего мальчика отдали дедушке с бабушкой, родителям его матери. Отец после освобождения из лагеря вновь женился и увез сына в новую семью. Когда тяжело заболевший отец очутился в клинике, мальчик, оставшийся без присмотра, жил беспризорником в брошенной постройке, после был устроен в детский дом, интернат. В 1941 г. Виктор Астафьев пошел в профессионально-техническую школу, после окончания которой трудился на железной дороге.

В 1942 г., несмотря на бронь железнодорожника, попросился добровольцем в действующие войска. Прошел подготовку в автомобильном подразделении запасного полка, весной 1943 г. был отправлен на фронт. Службу нес как связист и водитель. Был трижды ранен и контужен, имел боевые награды. После окончания войны поехал на Урал, был слесарем, рабочим, кладовщиком, учителем. В 1945 г. в личной жизни Виктора Астафьева произошли перемены. Его женой стала М. Корякина, медсестра, с которой он познакомился на фронте. В их семье появилось на свет трое детей, старшая дочь, не дожила до года. После в семью взяли на воспитание еще двух девочек.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет»

Зарисовки о жизни деревни в Сибири. Главная мысль рассказа, отраженная в теме человеческих взаимоотношений

Очерки-воспоминания о детских годах, родной деревне и ее жителях Виктор Астафьев начал писать еще в 1956 г. К 1967 г. они составили книгу «Последний поклон». О детстве, проведенном в доме бабушки, повествуется в первой части книги. Ведущей темой стал процесс становления личности ребенка, его взросление. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» входит в состав этого двухтомного автобиографического произведения, представляющего собой энциклопедию жизни сибирской деревни в 30-е годы XX в. В книге подробно описан самобытный уклад народной жизни, крестьянский труд, праздники, обычаи. Но на первом плане повествования – взаимоотношения людей в непростое, хотя и спокойное время мирной довоенной жизни.

Сюжет небольшого рассказа несложен. В сибирскую деревеньку, в которой редко случаются значительные события, приезжает фотограф, чтобы сделать коллективный снимок учащихся местной школы. Деревенские считают фотографа важной персоной, ведь он приехал по весьма знаменательному делу: «увековечить» школьников. К приезжему всей деревней проявляют особую заботу, стараются угодить, поселить в приличном месте, чтобы он снимок сделал хороший. Поэтому его селят в доме у Ильи Чехова, человека образованного, делового и уважаемого. Заранее обсуждается композиция снимка: старательных учеников решено посадить впереди, средних – посередине, нерадивых – на заднем плане.

Витя Потылицын понимает, что ему и его другу Саньке уготована участь сидеть позади, потому что они не отличались «ни поведением», «ни прилежанием». Они попытались задираться с другими, чтобы «боем доказать», что они люди не совсем «пропащие». Но драться с ними ребята не стали, а прогнали. Ушли тогда друзья носиться на санках с крутой горы, вывалялись в снегу,в валенки набрали снега.

Ночью после у Вити разболелись ноги, обострилась от переохлаждения наследственная болезнь – ревматизм. Он страдал от нестерпимой боли в ногах. Бабушка, ворча и поддавая подзатыльники внуку, всю ночь ухаживала за ним, стараясь различными средствами помочь.Хотя она и ругает неразумного внучка, злится, что он заболел, видно, что очень его любит. Ночью дедушку посылает топить баньку, в которую утром на руках относит.Мальчика парят, растирают, укутывают.

На следующий день забежал друг Санька, но Витя не смог идти на ослабевших ногах в школу. Санька из чувства солидарности решает тоже не фотографироваться. Больше недели болел Витя, от скуки целыми днями глядя в окно. А через неделю навестил учитель,принес фотографию, утешая, что фотограф не последний раз приехал. Бабушка, купив на рынке рамку, повесила фотографию на стенку.

Главный герой рассказа Астафьева – деревенский мальчик, который живет с бабушкой и дедушкой.По собственной глупости он заболевает, лишая себя возможности сфотографироваться со всеми. Но его болезнь не оставляет никого равнодушными. Спустя годы герой вспоминает с душевной теплотой людей, окружавших его в детстве. Навсегда осталась в памяти бабушка, которая после утраты матери стала для него самым близким человеком. Не забылся друг Санька, готовый отказаться ради дружбы фотографироваться, хотя это было для него очень важным событием. Чувствуя свою вину в болезни друга, он готов разделить с ним его участь, проявив качества настоящей дружбы: преданность, самоотверженность и великодушие.Памятен учитель, не забывший про заболевшего ученика, проявивший искреннюю заботу и участие.

Бабушка Екатерина Петровна играла особую роль в формировании личности мальчика. Она – хранительница домашнего очага, семьи, детства главного героя. Старая деревенская женщина много пережила на своем веку: раскулачивание, потерю имущества, гибель дочери. История ее семьи неразделима с непростой историей страны. Она, несмотря на жизненные невзгоды и исторические переломы, не теряет стойкости, заботится о своих близких, поддерживая скудное хозяйство, уют и порядок в доме.

Очень выразителен самобытный диалектный говор бабушки, характерный для сибирских деревень, насыщенный народными выражениями, присказками, преданиями о народных приметах. Автором мастерски передана непринужденность то ласковой, то ворчливой речи Екатерины Петровны с напевными и живыми интонациями.

Интересно рассказывается о жителях деревенских домов по их окнам, в которые на зиму для тепла вставляются вторые рамы, а пространство между рамами украшается. Причем каждая хозяйка делает это по-своему, проявляя фантазию, творя в такой витрине «произведение искусства». По окнам можно определить характер и домовитость хозяйки. Екатерина Петровна раскладывала между рам окошек в горнице [2] вату и клала кисти рябины. В других окнах добавляла мох, черные угольки и посыпала рябиной. Эту причуду бабушка объясняла поверьями: мох от сырости, уголь от замерзания стекол, рябина «от угару [3] ». У других между рам были и бумажные цветочки, старые игрушки, разные побрякушки, а у соседа в доме напротив ничего не было меж рамами, и даже стекла не все целы, где фанеркой забиты, где тряпками заткнуты.

Взаимоотношения героев рассказа «Фотография, на которой меня нет» представлены в простых жизненных ситуациях, в них раскрывается привычное общение людей внутри определенной социальной среды в конкретное время. В трудное время 30-х годов XX в. жизнь жителей глухой таежной деревни, полная лишений, держится на взаимопонимании, поддержке друг друга, коллективном участии во всех деревенских вопросах. Никто не остается в стороне даже в вопросе размещения на постой фотографа, для которого выбирается лучшее жилье. Вся деревня знает, каким образом появляются у порога учительского дома сухие дрова, кем «забыты»в его доме кринки со сметаной или молоком, корзинки с лесными ягодами. Только один учитель никогда не узнает, откуда появляются дрова и угощения.Деревенские женщины незаметно относят сапожнику подшить валенки учителя, ненавязчиво помогают его жене лечить маленького сына. Так всей деревней старались выказать свое молчаливое доброе отношение к самоотверженному человеку.

Особым уважением у жителей деревни пользовались учителя. Интеллигентная городская семья с маленьким ребенком приехала в далекую деревню работать в школе, в которой не было никаких условий для учебы. Под школу был приспособлен деревенский дом, отнятый у раскулаченной родни Вити. Дом был с угарными печками, отсутствовали парты и скамейки. Школьники приносили свои домашние скамейки и табуретки, сидели вокруг учителя. У учеников первого класса был один букварь на всех и один карандаш, которым писали по очереди на подоконнике.

Учительская семья жила в ветхом домишке, в котором находилась контора по сплаву леса по реке. Учитель, которому было двадцать пять лет, казался детям человеком пожилым и солидным. Несмотря на непростые условия жизни и маленькую зарплату он старался наладить условия для учебы. Постепенно появились тетради, карандаши, учебники: сначала один на пять учеников, после один на двоих. Парты и скамейки бесплатно смастерили местные мужики, обойдясь угощением, выставленным учителем со своей скромной зарплаты.

Когда к весне тетради исписывались, учитель водил детей в лес, рассказывая про природу. Причем на таких прогулках учитель не только давал научное объяснение природным явлениям, но и сам учился у детей понимать природу по-деревенски: различать голоса птиц и зверьков, ориентироваться в лесу, находить съедобные растения. Во время одного из походов дети наткнулись на змею, учитель бросился к змее и стал колотить ее палкой. Городской житель, впервые увидевший змею, рискуя жизнью, расправился с ней. Этот эпизод раскрывает характер человека, готового пожертвовать жизнью ради спасения учеников.

Своеобразие образа рассказчика, его отношение к событиям, описанным в рассказе

В образе рассказчика представлен человек, тонко чувствующий то, о чем пишет. Он вырос в деревенской среде, ему с детства знакомы особенности быта крестьян, их взаимоотношения, народные обычаи и приметы. Характерной особенностью композиции рассказа является присутствие двух образов рассказчиков. Взгляд на происходящие события дан с разных точек зрения. Сначала повествование ведется от имени маленького мальчика, завершается зрелой оценкой человека взрослого. События довоенной жизни описываются ребенком, наивным, непосредственным, верящим в счастливое будущее. В финале появляется состарившийся человек, разглядывающий старую фотографию. Он пережил войну, потерял на этой войне многих из тех, кто запечатлен на фото. В рассказе нет описания военных событий, трагедия ощущается без слов, погибшие для рассказчика остались только на фото.

Тема памяти, исторической и человеческой, в рассказе В. Астафьева

В рассказе «Фотография, на которой меня нет» описан обыденный случай из жизни реальных людей. В незамысловатом сюжете заложен глубокий смысл, имеющий отношение к проблеме исторической памяти, теме дружбы, теме родственных и человеческих отношений. Повествование о происшествии с деревенским мальчиком автор подводит к главной мысли рассказав финале – теме человеческой и исторической памяти, которую олицетворяет старая пожелтевшая фотография. Этот снимок остался своеобразной настенной иллюстрацией народной летописи.

Навсегда остались в памяти рассказчика запечатленные на фотографии ребята. Бедновато одетые, хотя нарядились в самую приличную одежонку, но твердо держащие на фоне деревенской избы самодельный матерчатый плакат с названием школы. Большинство из них погибли в Великую Отечественную войну. На фоне детских воспоминаний отражена жизнь целого поколения довоенных лет. Виктор Астафьев затронул в рассказе тему нравственной памяти народа, которая сохраняет образы людей определенной эпохи в истории страны. Бережное отношение к прошлому важно сохранить, память о прошлом необходима для будущего.

Словарь

1. Чугунок – чугунный горшок.

2. Горница – самая большая и светлая комната в деревенском доме.

Источник

Проверочная работа по литературе на тему «В. П. Астафьев. Рассказ «Фотография, на которой меня нет» (8 класс)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет»

1 .В чем проявилась дружеская поддержка Саньки?

а) Полез в драку вместе с другом б) Пришел навестить друга

в) Не пошел фотографироваться без друга г) Защищал друга перед бабушкой

2.Почему рассказчика не оказалось на фотографии?

а) Был наказан бабушкой б) Не хватило места в переднем ряду

в) Заболели ноги г) Не захотел фотографироваться

3. Куда однажды пошли ученики «за цветами и саженцами для школьного двора»?

а) На Лысую гору б) На малую Слизневку

4. С какой целью учитель пришел к мальчику?

а) Чтобы принести фотографию б) Чтобы проверить, болен ли он

в) Чтобы позаниматься с ним г) Чтобы поговорить с бабушкой

5. Какой вопрос НЕ волновал ребят перед заветным днем?

а) Как они устроят праздник фотографу. б) Кто где сядет для фотографии.

в) Кто во что оденется. г) Какие будут распорядки при фотографировании.

6. Какой случай произошел с ребятами и учителем в лесу?

а) Они встретили на своем пути змею.

б) Они заблудились, и учитель нашел дорогу домой.

в) Они попали в бурю и переждали ее в пещере.

г) Они не рассчитали время, и им пришлось заночевать в лесу.

7. Как герой проводил время во время болезни?

а) сидел у окна и смотрел на улицу

б) лежал в больнице

в) был дома и помогал бабушке в домашних делах

г) проводил время за учебниками

8. Что предприняли рассказчик с Санькой, чтобы попасть на хорошие места на фотографии?

б) получили две пятерки за день

в) стали уговаривать друзей поменяться местами

г) попросили учительницу посадить их по-другому

9. Почему рассказчик никогда не смеется над деревенскими постановочными фотографиями?

а) Рассказчик считает деревенские фотографии летописью народа.

б) Рассказчик не смеется над фотографиями, потому что он сам изображен на них.

в) Рассказчик не смеется над фотографиями, потому что учитель говорил, что это плохо.

г) Рассказчик не смеется над фотографиями, потому что боится расправы соседей, которые на ней изображены.

10. Зачем в деревню приехал фотограф?

а) фотографировать школьников б) фотографировать участников войны

в) фотографировать всех желающих г) фотографировать свадьбу

11. Каким образом появились дрова у дома учителя?

а) Деревенские люди помогли учителю из уважения.

б) Их положили назло, чтобы учитель долго прибирал территорию.

в) По ошибке дрова привезли не к тому дому.

г) Учитель купил дрова за деньги.

12. Какой ларёк организовал в деревне учитель?

а) «Приём макулатуры» б) «Заготконтора»

в) «Утильсырьё» г) «Вторсырьё»

13. Что считалось средством от угара?

а) уголь б) ягоды калины

в) ягоды рябины г) мох

14. Как реагировал учитель на советы детей?

а) обрывал на полуслове б) слушал, запоминал и благодарил

в) пропускал мимо ушей г) сразу же всё забывал

15. Какая причёска была у учителя?

а) под кузнеца б) под шахтера

в) под политику г) под революцию

16. Кто исправился после беседы с учителем?

а) Дядя Иван б) Дядя Левонтий

в) Дед Трофим г) кузнец Никон

17. Как звали бабушку героя рассказа?

а) Евгения Павловна б) Елена Васильевна

в) София Александровна г) Екатерина Петровна

Дать ответ на вопрос «За что уважали деревенского учителя?» (8 – 10 предложений)

каким образом появились дрова у дома учителя. a loader. каким образом появились дрова у дома учителя фото. каким образом появились дрова у дома учителя-a loader. картинка каким образом появились дрова у дома учителя. картинка a loader.

Номер материала: ДБ-1275919

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

каким образом появились дрова у дома учителя. placeholder. каким образом появились дрова у дома учителя фото. каким образом появились дрова у дома учителя-placeholder. картинка каким образом появились дрова у дома учителя. картинка placeholder.

55 российских школ остаются на карантине по коронавирусу

Время чтения: 0 минут

каким образом появились дрова у дома учителя. placeholder. каким образом появились дрова у дома учителя фото. каким образом появились дрова у дома учителя-placeholder. картинка каким образом появились дрова у дома учителя. картинка placeholder.

Около половины детей болеют коронавирусом в бессимптомной форме

Время чтения: 1 минута

каким образом появились дрова у дома учителя. placeholder. каким образом появились дрова у дома учителя фото. каким образом появились дрова у дома учителя-placeholder. картинка каким образом появились дрова у дома учителя. картинка placeholder.

Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям

Время чтения: 1 минута

каким образом появились дрова у дома учителя. placeholder. каким образом появились дрова у дома учителя фото. каким образом появились дрова у дома учителя-placeholder. картинка каким образом появились дрова у дома учителя. картинка placeholder.

Минобрнауки разрешило вузам перейти на дистанционное обучение

Время чтения: 1 минута

каким образом появились дрова у дома учителя. placeholder. каким образом появились дрова у дома учителя фото. каким образом появились дрова у дома учителя-placeholder. картинка каким образом появились дрова у дома учителя. картинка placeholder.

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

каким образом появились дрова у дома учителя. placeholder. каким образом появились дрова у дома учителя фото. каким образом появились дрова у дома учителя-placeholder. картинка каким образом появились дрова у дома учителя. картинка placeholder.

Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Грустные уроки: почему у географии запредельно низкий статус в школе

©Анна Юргенсон/Пресс-служба Русского географического общества

Знают ли современные дети географию? Ответ: нет. Причем если нас когда-то поразило, что американская поп-звезда Бритни Спирс не знала, где находится Австралия, то сегодня уже не удивляет безграмотность российских школьников, которые не могут показать на карте даже регионы нашей страны. О том, что происходит с преподаванием одной из важнейших для человечества науки, «Профилю» рассказал Леонид Перлов, проработавший 40 лет учителем географии, из них одиннадцать – в легендарном физматлицее «Вторая школа».

– Леонид Евгеньевич, должен ли существовать какой-то базовый уровень понимания географии?

– Человек должен понимать такие вещи, как форма, размеры планеты, на которой он живет. Вариант «Земля имеет форму чемодана» уже не годится. Человек должен представлять, откуда у нас берутся лето, осень, зима, весна и каким образом это связано с расположением Земли на орбите. Этого не объяснить, если не знать такую вещь, как угол наклона к плоскости орбиты. А тут уже не обойтись без хотя бы элементарной математики. Потому что понятие «угол» в географию переползло из математики. Ведь слово «климат» в переводе с греческого означает угол. Греки имели в виду угол падения солнечных лучей на земную поверхность в полдень на разных широтах.

На базовом уровне человеку нужно понимать, что такое материк, на каком именно материке он имеет удовольствие жить и в какой его части. Например, для того чтобы не запутаться, какой страной является Россия – европейской, азиатской или евразийской. Не лишним будет представлять, что такое Восточная Европа и в чем ее отличие от Европы Центральной и Западной, просто чтобы понимать, о чем идет речь, когда эти термины употребляют политики.

Наверное, необходимо представлять, что такое географические координаты (местоположение конкретной точки на Земле). И не путать координаты с контактами (мейл, телефон), которые указывают в интернете.

Человек обязан уметь читать карту. Причем не в примитивном смысле (открыл школьный атлас и показал Москву). Карта – это удобный и компактный способ хранения и подачи информации. А как управлять автомобилем без крупномасштабной карты территории? Например, исчез интернет, отключился навигатор, и нужно понять, где ты находишься.

– Так произошло с подругой моей дочери, которая, будучи в научной командировке в Монголии, заблудилась на машине в пустыне Гоби. Карта выручила.

– Пришел ты в музей, смотришь, например, на картины «старых голландцев», и ты должен представлять, почему там так много воды – сплошные речки и каналы, утыканные мельницами по берегам. На английских картинах почему-то этого нет. Должна же быть какая-то причина?

Знать из географии нужно много чего. Например, иметь представление об атмосфере и процессах, в ней происходящих. Все мы слушаем прогноз погоды и не очень понимаем, что происходит. Современному школьнику не говорят о взаимосвязи процессов и явлений. Школьная программа построена дидактически, таким образом, что основой ее служит определенный набор терминов и понятий, которые ребенок обязан заучить. И у учителя нет времени на объяснение взаимосвязи каких-то элементов.

– А без объяснения такой взаимосвязи все превращается в механическое заучивание. Благодаря этому в МГУ попала 9-летняя Алиса Теплякова, все запомнившая, но смысла не понимающая.

– Конечно! Например, в 6-м классе есть такая тема, как гидросфера. Рассматривается сложный природный процесс – мировой круговорот воды. Но ограничивается все тем, что ребенок просто должен принять к сведению, что такой круговорот существует. А о том, что является движущей силой этого круговорота, речи не идет. Но если этого не понимать, то подобная информация остается пустой и невостребованной.

Элементарная вещь: вода испаряется. Почему она испаряется? Потому что ее нагревает Солнце. Вода поглощает солнечную энергию. То есть на нагрев воды тратится энергия. Но, поднимаясь в атмосфере, нагретый воздух вместе с паром охлаждается. И пар превращается обратно в капельно-жидкую воду. Нужно понимать: если при испарении воды энергия тратится, значит, при обратном процессе энергия должна выделяться. А раз она выделяется, это объясняет, почему тропические ураганы обладают такой разрушительной силой. Испарение большое, но и конденсация очень быстрая. Значит, мгновенно выделяется огромное количество энергии. Она и рождает ураган.

– То есть современному школьнику не говорят о взаимосвязи процессов и явлений?

– Это самое слабое место. А ведется это с тех пор, как в конце ХVIII века появилось предметное обучение в школе. И чем дальше оно развивалось, тем сильнее происходило расхождение предметных областей.

В итоге современный ребенок, который успешно занимается биологией, математикой, физикой, химией, связать между собой информацию, полученную на разных уроках, просто не в состоянии. Основа школьной дидактики на протяжении последних пары сотен лет – это анализ в рамках одного предмета и запоминание. А синтез разнообразной информации отсутствует. Вот хороший пример. Зазубривать географические названия – самое скучное из всего, что есть в школьной географии. Другое дело, если ребенок понимает, что он, собственно, заучил. И тут ему в помощь такой раздел филологии, как топонимика.

– И как тут помогает топонимика?

– Карта утыкана названиями горных систем, содержащих слово «алатау». Заилийский Алатау, Джунгарский Алатау, Алтай, наконец. Попробуй все это заучи. И гораздо легче получается, если ребенок понимает, что такое «алатау».

– Ала на тюркских языках – это высокий, а тау – гора. Высокая гора. На Кавказе есть Бештау. Тау – это гора, беш – это пять. Пятигорье.

– Откуда и название Пятигорск.

– Ну, конечно! То же самое касается названий рек. Тюркские гидронимы связаны с тюркским обозначением воды (су), озера (куль или коль), моря (тенгиз) или родника (булак). Например, распространенными являются «цветные» гидронимы: Карасу (черная вода), Кызылсу (красная вода), Сарысу (желтая вода), Аксу (белая вода) и Коксу (голубая вода).

Связь между разными науками, во-первых, дает более полное представление об объекте, а во-вторых, это интересно. Получается такая вот игра. Такие же связи есть у географии с биологией или с математикой, литературой, историей, химией, физикой. Так же, как у математики с музыкой. Но на это в школе сегодня внимания не обращается.

В конце ХVIII – начале ХIХ века, собственно, и произошло обособление наук и специализация. Сейчас, занимаясь анализом писем Владимира Афанасьевича Обручева, я не раз натыкаюсь на звания и ученые степени, которые имели люди, которые упомянуты в его письмах. Например, там есть ученая степень – магистр геогнозии и метеорологии. Пришлось долго искать, что такое геогнозия. И оказалось, что это геология плюс география, плюс еще много чего….

– То есть тогда был все-таки синтез наук?

– Был синтетический термин. Но с течением времени информация накапливалась, и заниматься одновременно тектоникой и минералогией становилось невозможно. И происходило такое вот обособление. Сегодня, например, недостаточно сказать: этот человек – географ. Потому что вообще-то он геохимик, специалист в области геохимии почв. Или сказать сегодня про кого-то, что он просто математик, – все равно что ничего не сказать. Он математик, но занимается теорией чисел или нелинейными функциями, или еще чем-то.

– При этом в нынешнем школьном образовании ни о каких связях между разными науками не говорится. Мне кажется, что именно в этом должна была бы заключаться подлинная реформа образования…

– Мне тоже так кажется. Формально реформа продолжается много десятилетий. Сорок лет я в школе, и из них тридцать идет эта «реформа». Но происходит она каким-то странным образом. Появилось огромное количество докторов и кандидатов наук, в диссертациях которых возникли эти самые «компетенции», метапредметные и прочие уровни…

– Меня тошнит от этих пустых слов.

– А уж как тошнит учителей… Потому что разобраться в этом совершенно невозможно, строить на этом методику нереально. Если попытаться что-то сделать в том направлении, о котором я говорю, появится какой-то смысл. Но попыток нет.

– Видимо, для начала нужно реформировать педагогическое образование? Но начать с разработки новой системы.

– Проблема в том, что все это требует много времени, людей и денег. И тут возникает чисто бухгалтерская проблема. Сегодня любую образовательную политику диктует бухгалтер, а у него есть определенные временные рамки. Месяц, квартал, год. 31 декабря заканчивается финансовый год. Надо отчитаться о проделанной работе и освоенных деньгах.

– Как бы вы начали реформу такого предмета, как география?

– В основе должна лежать идея того, что это за курс. После чего составляется его программа. Потом происходит планирование этой программы – как мы его будем преподавать. И уже после этого под такую программу должен писаться учебник – с методическим и контрольно-диагностическим аппаратом. Затем этот предмет уже может появляться в школе. У нас же получается ровно наоборот. Пишется учебник, под который начинают подгонять все остальное. Вот и результат.

– Каким вы бы хотели видеть новый учебник географии?

– Дело в том, что учебник сейчас не является единственным источником информации, ею полон интернет. Когда заговорили о том, что ребенок должен учиться сам, а учитель ему будет лишь помогать, я предложил, как можно построить такой учебник. В нем должны быть только вопросы, наводки на источники информации. Вот тема, которая, скажем, называется «Вулкан». Этот раздел в новом учебнике состоял бы из названия темы и перечня наводящих вопросов. Первый вопрос: что такое вулкан. Лезем в интернет и ищем по нескольким источникам.

– А источники указываются?

– Да. Школьник обнаружит несколько толкований этого слова. Это древнеримский бог огня, подземного мира. Почему его назвали Вулканом? Или: есть островок между Сицилией и Аппенинским полуостровом, который называется Вулкано. Это потому, что там жил бог Вулкан, или потому, что там есть действующие вулканы и потому бога так и назвали? Смотрим дальше. И выясняем, что, помимо того, что это бог, это и особая гора, которая взрывается, из которой вытекает лава и т.д. Дальше мы натыкаемся на табличку, которая называется «Типы вулканов». Оказывается, что они бывают разными и это необязательно гора. Например, вулканы исландского типа – это трещины.

– Почему бы вам не написать такой учебник?

– Я мог бы это сделать. Но я учитель, практик. А такой учебник должен писать коллектив в составе учителя-практика, желательно филолога (чтобы это можно было читать), а дальше – физик, историк, географ… Мне кажется, что это должны быть более молодые люди – 40–50 лет.

И еще важный момент: у предмета география запредельно низкий статус во всей иерархии школьных предметов. ЕГЭ по этому предмету практически никто не сдает, потому что в вузах география почти нигде не требуется. Ни экономистам, ни специалистам в области гостиничного менеджмента, туризма, управления.

Вступительная география должна быть обязательной у тех, кто собирается заниматься экономикой, политикой, логистикой, землеустройством. У тех, кто собирается управлять территорией. Но, поскольку этого нет, мы и получаем тех управленцев, которых имеем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *