каким молитвам учить детей

Как научить детей молиться?

Что нужно знать о детской молитве

Прежде всего, нужно знать и понимать, что ребенок – это не взрослый. Мироощущение чад очень сильно отличается от взрослого восприятия. Взрослый уже многое попробовал в этой жизни, через многое прошел. Образно выражаясь: много раз падал и много раз вставал. Для ребенка же жизнь представляется в ярких красках. Мир преогромен и чудесен, и не познан. Ребенок каждый день и каждую секунду – Христофор Колумб, плывущий открывать свою Америку.

С другой стороны, дети очень сильно умственно, психически и физически отличаются от взрослых. Взрослый опытен, но уже с «забитым, озабоченным проблемами» разумом. У ребенка мозг намного острее, он, словно губка, впитывает информацию и скорее обрабатывает ее. Взрослый более вынослив и терпелив, ребенок более импульсивен, быстр, эмоционален, но скорее устает. Так, например, учителям младших классов известно, что активная фаза восприимчивости к знаниям школьника 7–10 лет на уроке длится не более пятнадцати минут. Больше «вливать» знания в его светлую головку бессмысленно. Он не будет их воспринимать. Как правило, тогда учителя меняют род деятельности – с интеллектуальной на физическую (например, гимнастика). После 5–10 минут мышечных упражнений ребенок снова готов учиться.

Также необходимо знать, что детские и подростковые возрастные группы различны. И то, что будет интересно ребенку пяти лет, не увлечет третьеклассника, а то, что будет интересно третьекласснику, не будет занимательным для одиннадцатиклассника. К каждой возрастной группе нужен свой особый подход с учетом умственных, эмоциональных, гормонально-физиологических особенностей развития.

В деле молитвы лучше всего начать с объяснения. Нужно не навязать ребенку жесткий императив в молитве: «Мол, ты должен и все», «Отсюда и досюда читай, пока не дочитаешь, не выйдешь из комнаты», нет. Бог не любит насилия. Следует объяснить, руководствуясь опытом Церкви, святых отцов, своей личной жизни, зачем надо молиться. Кто такой Господь? Почему Он невидим? Почему слышит наши молитвы? Важно ответить на вопросы ребенка, приладиться к его восприятию мира, в том числе и молитвы. Я провожу занятия в воскресной школе. Поверьте, у детей очень много вопросов касательно веры, часто очень неожиданных и весьма интересных.

Детей дошкольного возраста, например, может быть, достаточно научить правильно креститься. И объяснить, что такое крестное знамение. Научить целовать иконы. Иногда их просто достаточно принести или привести в храм, показать икону и сказать: «Бозя!» И с этого начнется их личный путь в православной вере. Приучить носить малыша нательный крестик.

Мой священнический опыт показывает, что нужно почаще приводить детей в храм, чтобы они не боялись необычности церкви или необычного вида (для современного мира) священника.
Молитвенное правило для детей также нужно преподавать в сокращенном виде, чтобы не изнурять ребенка, но, наоборот, пробудить в нем интерес к молитве и внимание к ее словам. Хорошо молиться с ним вместе, чтобы потом можно было ответить на его вопросы.

Так, например, утреннее или вечернее молитвенное правило для ребенка может состоять из «шапочки», то есть начала: с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и до «Отче наш» включительно. Потом можно прибавить молитву к святому Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, небесному покровителю ребенка. И достаточно. В этом деле важно меньше, да лучше. Пускай малыш прочитает меньше молитв, но с сердечным вниманием, чем больше, но с надрывом и раздражением. С возрастом можно увеличивать молитвенное правило. Но тоже это делать не резко и помногу, но постепенно и понемногу. Определенные молитвы заучивайте с ребенком наизусть, как стихи. Например, «Отче наш» – главную молитву христианства. Следует также ребенку объяснять значение стихов этой великой молитвы. Можно выучить с ним какую-то короткую молитву Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице, небесному покровителю. Или, к примеру, «Царю Небесный», молитву до и после обучения. Но не перегружая ребенка чрезмерно. Сегодня существуют специальные молитвословы для детей.

С сыном или дочерью старшеклассниками можно разобрать молитву «Символ веры» по членам, выучить ее. Ведь она представляет собой собрание основных догматов (законов) православной веры.

Можно, конечно же, дорогие братья и сестры, в деле воспитания детей применять и строгость, и непреклонность, чтобы ребенок чувствовал ваш авторитет. Но делать и это следует с любовью, без гнева и раздражения. Вообще в злобе и гневе лучше не начинать никакого дела. Все равно ничего хорошего не выйдет. Следует промолчать, отойти в сторону, помолиться, успокоиться, может быть, даже попросить прощения и лишь потом начинать дело.

Часто священнику приходится слышать примерно следующее: «Вот был мой ребенок маленьким – ходил в церковь, а вырос – перестал». Нужно понимать, что подростковый и юношеский возраст – очень непростое время. Это период становления личности, формирования характера, переоценки авторитета, полового созревания. И часто человек со всем этим должен разобраться сам, чтобы самому выстроить свою будущую жизнь. И здесь родители, бабушки и дедушки ему могут помочь самым главным – молитвой о нем и добрым советом, но никак не нажимом и авторитарностью. Пусть подросток сам разберется в своих проблемах, но и чувствует, что вы – родитель – его добрый друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом в трудную минуту.

Ваше дело молиться, терпеть, ждать и показывать детям пример богоугодной жизни. И поверьте: когда-нибудь они вернутся в храм – вернутся повзрослевшими, осознанно и навсегда.

Из личного опыта. Я, к примеру, всегда хранил в сердце воспоминание: меня трехлетнего прабабушка приносит в огромный и светлый храм, подносит к сияющей Чаше, к батюшке в золотых ризах… Это воспоминание я пронес через всю свою юношескую жизнь, и впоследствии оно помогло сделать мне верный выбор. Ваши сын или дочь пошли самостоятельным путем в жизни. Но вы знаете: фундамент в их душе заложен верный. Они будут падать, набивать такие же, как и вы в молодости, шишки, но уже свои. Они будут вставать, чтобы идти дальше. Но им на их внутреннем сердечном небосклоне будет светить и вести по жизни звезда Православия.

Только старайтесь с малых лет привить им с Божьей помощью любовь к молитве. Она – это путешествие. И ее корабль обязательно привезет нас к Богу.

Источник

Детская молитва

Молитвы для детей

Детская молитва занимает особое место в жизни православного христианина. Чтобы встреча ребенка с Богом была эффективной обязательно нужен пример родителей. Именно на них равняются маленькие дети, которые видят, как мама с папой молятся, посещают храм, причащаются. Ребенок должен постепенно осознать, что после молитвы в вашей душе заступается спокойствие и умиротворение. Бесполезно заставлять малыша молиться, утверждая при этом, что Бог все видит и в случае, если он не будет слушаться, Он его накажет. А если же родители молятся и постоянно разговаривают о Боге, то малыш будет брать с них пример. Это значит, что он с детства будет приобщаться к вере, учиться принимать других людей такими, как они есть, уважать их и бескорыстно любить.

Какие есть детские молитвы

Очень важно приучить ребенка к молитве с ранних лет. Поэтому, если вы посещаете храм, то следует обязательно брать с собой малыша. Объяснять необходимость молитвы малышу нужно обязательно. Для этого вначале лучше просто разговаривать с ним о Боге. Существуют самые простые молитвы для крох, которые состоят всего лишь из одного предложения.

К примеру, это может быть такая фраза:

Важность такой молитвенной фразы заключается в том, что постепенно у ребенка сформируется мнение, что Всевышний Господь Бог добрый, великий и всемогущий. Малыш со временем начнет понимать, что Бог нас любит и всегда находится рядом с людьми. С Всемогущим всегда можно поговорить посредством молитвы, можно поделиться своими переживаниями и попросить о чем-либо. Важно, что ребенок начнет понимать, что если он будет вести себя правильно, то Бог всегда услышит и поймет.

Молитва для малыша должна быть в радость. Не следует заставлять его заучивать непонятные фразы, он вполне может общаться с Богом на своем языке. Повзрослевшего ребенка нужно научить самой сильной и известной молитве «Отче наш». Но предварительно следует объяснить ее смысл, чтобы он понимал суть каждой произнесенной фразы. Но даже, если во время молитвы он ее интерпретирует по своему, то ничего страшно. Главное проследить, чтобы все слова малыш проговаривал искренне. Обязательной для малыша должна стать также и утренняя молитва.

Она может звучать следующим образом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, прошу, будь милостив ко мне грешному. Господи наш Иисусе Христос, Сыну Божий, молюсь, обращаясь к Пречистой Богородице, Твоей Матери и всем святым, спаси и помилуй нас. Аминь.

Слава Тебе, Господи Всевышний. Ты, Владыка Небесный, Утешитель и Истина, везде находишься и просьбы людей, взывающих к тебе, слышишь. Ты сокровищами души людей наполняешь, от скверны очищаешь и надежду на жизнь вечную даруешь.

Святой Господи Всемогущий, Боже, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, присно и во веки веков. Аминь».

каким молитвам учить детей. 1487870173 chto luchshe dlya rebenka molitva v stihah ili pesnya. каким молитвам учить детей фото. каким молитвам учить детей-1487870173 chto luchshe dlya rebenka molitva v stihah ili pesnya. картинка каким молитвам учить детей. картинка 1487870173 chto luchshe dlya rebenka molitva v stihah ili pesnya.

Слова этой же молитвы можно приучать ребенка повторять и перед сном.

Что лучше для ребенка молитва в стихах или песня

Для того чтобы приучить ребенка к молитве рекомендуется использовать песенные или стихотворные варианты. Нельзя однозначно утверждать, что лучше, ведь все зависит от вкусовых предпочтений родителей и ребенка.

С маленьким ребенком можно вместе читать следующую молитву перед сном:

Песенные варианты детских молитв нужно скачать и слушать с ребенком вместе. Если у малыша возникает желание подпевать, то нужно это поощрять.

Как научить ребенка молится

Конкретных правил обучения молитве ребенка нет и быть не может, ведь каждый малыш даже в самом раннем возрасте уже является индивидуальностью. Для начала нужно объяснять ему смыл молитвенных обращений, которые он слышит из уст родителей.

Первые молитвенные слова могут быть совсем простыми и звучать следующим образом:

По-настоящему молиться и учить тексты молитв ребенка следует начинать, как только малыш сможет осознанно за мамой повторять фразы:

Следует понимать, что душа ребенка чистая и искренняя, поэтому первые молитвы всегда оставляют глубокий след. А это значит, что в будущем ребенок станет добрым и порядочным человеком.

каким молитвам учить детей. 1487868444 detskaya molitva. каким молитвам учить детей фото. каким молитвам учить детей-1487868444 detskaya molitva. картинка каким молитвам учить детей. картинка 1487868444 detskaya molitva.

Молитвы ребенку

Нужно приучать ребенка читать молитвы утром и вечером. Причем ребенок каждый раз может поговаривать собственное молитвенное обращение. Но нужно постараться, как можно чаще в собственных пожеланиях использовать обращения к Богу.

К примеру, в любое время ребенок может обратиться к Господу с такими словами:

Очень важно как можно раньше научить ребенка молиться перед сном. Обращение к Богу успокоит малыша и дарует ему крепкий и здоровый сон. Для маленького ребенка можно использовать молитву, в которой содержится обращение к Ангелу Хранителю. Безусловно, предварительно нужно объяснить малышу, кто такой Ангел Хранитель. Необходимо донести ребенку мысль о том, что заручившись поддержкой Высших сил можно привлечь много положительных событий на завтра.

Слова молитвы могут звучать следующим образом:

Учить молиться ребенка нужно обязательно. Это поможет детям принять и понять то, что миром повелевает слово Божье. С раннего возраста ребенок осознает, что существует много поводов для того, чтобы вознести молитву к Богу. Можно просить благословение Божье, можно попросить о здоровье близких людей, можно обратиться за помощью в задуманном деле. Но в любом случае общение с Богом посредством молитвы должно приносить радость и душевное спокойствие.

Молитва до и после вкушения пищи

Каждый православный верующий понимает, насколько важна молитва, которая должна произноситься перед едой и после приема пищи. И к этому нужно приучить ребенка с детства. Детям нужно объяснять, что такая христианская молитва имеет огромный смысл. Верующие, обращаясь к Богу в этот момент, одновременно просят освятить употребляемые блюда, благодарят Господа за то, что он дал хлеб насущный, и молят о том, чтобы Всевышний был милостив к ним и в будущем.

Молитва до и после вкушения пищи, которая произносится вместе со всеми домочадцами, оказывает огромное педагогическое влияние на ребенка. Дети начинают понимать цену человеческого труда, они начинают бережно относиться к хлебу и всем другим продуктам. Текст молитвы, которая читается перед едой, следующий.

каким молитвам учить детей. 1487870399 molitva do i posle vkusheniya pischi. каким молитвам учить детей фото. каким молитвам учить детей-1487870399 molitva do i posle vkusheniya pischi. картинка каким молитвам учить детей. картинка 1487870399 molitva do i posle vkusheniya pischi.

Молитва до и после вкушения пищи:

После еды можно читать другую молитву:

Молитва, когда тяжело дается обучение

Когда ребенок приучен молиться с раннего детства, то, безусловно, у него может возникнуть необходимость обратиться к Богу за помощью. И часто таким способом дети стремятся убрать проблемы с учебой. Не следует связывать молитву с тем, что не нужно будет прикладывать никаких усилий для хорошей учебы. Но такое молитвенное обращение будет очень полезно, если учеба по каким-либо причинам дается с трудом.

Очень действенной является молитва к Ангелу Хранителю, которая звучит следующим образом:

Молитва детская Ангелу Хранителю

Молитва Ангелу Хранителю всегда является самой понятной для ребенка. С раннего возраста нужно приучать малыша обращаться к своему небесному защитнику по любому поводу.

Общая молитва для повзрослевшего ребенка звучит следующим образом:

каким молитвам учить детей. 1487870080 kak vybrat rebenku takuyu molitvu. каким молитвам учить детей фото. каким молитвам учить детей-1487870080 kak vybrat rebenku takuyu molitvu. картинка каким молитвам учить детей. картинка 1487870080 kak vybrat rebenku takuyu molitvu.

Как выбрать молитву ребенку

По имени ребенка (данного родителями в миру или при крещении)

Ангел Хранитель назначается Богом сразу после рождения ребенка, и все время идет с ним по жизни. В православном мире ранее было принято давать имена детям в честь одного из святых, имя которого находится ближе всего к дате рождения ребенка в церковном календаре. Но Ангел Хранитель, имя которого совпадало с именем святого, по православной традиции по дате рождения назначался на восьмой день после рождения ребенка и отношения к имени человека он не имеет.

Важно знать своего святого небесного покровителя, чтобы обращаться к конкретному Ангелу Хранителю ежедневно. Именно поэтому родители должны познакомить ребенка с его небесным защитником и объяснить, какую роль он играет в его жизни.

По дате его рождения

Существует молитва Ангелу Хранителю, которая должна читаться верующим один раз в день своего рождения.

Источник

Как правильно молиться с детьми? — иерей Никита Заболотнов

Беседа свя­щен­ника Никиты Забо­лот­ного, кли­рика храма свв. апо­сто­лов Петра и Павла г. Полев­ской Ека­те­рин­бург­ской епархии.

Текст беседы явля­ется рас­шиф­ров­кой виде­обе­седы и отре­дак­ти­ро­ван автором.

Беседа на тему: «Как правильно молиться с детьми?»

Научить детей молиться — одна из важ­ней­ших задач пра­во­слав­ного вос­пи­та­ния. Пого­во­рим об ошиб­ках и поло­жи­тель­ном опыте с кон­крет­ными при­ме­рами. Поста­ра­емся отве­тить на самые важ­ные вопросы:

Для начала давайте кратко поду­маем, что же такое молитва. Молитва — это все­гда лич­ный раз­го­вор с Богом, от лич­но­сти чело­века к лич­ному Богу. Чтобы молитва была искрен­ней, должна про­изойти встреча с Богом. Если встречи не про­изо­шло, то чело­веку очень сложно молиться, потому что непо­нятно, кому он молится. Когда мы встре­ти­лись с Богом, лично почув­ство­вали Его, тогда душе понятно, кому она молится. Если встречи еще не было, то молитва ста­но­вится фор­маль­ной и сухой.

Надо пони­мать, что молитва — это не тео­рия, а прак­тика. И только о прак­ти­че­ской молитве сего­дня мы с вами будем гово­рить. Если мы сами не умеем молиться — хоть как-то, хоть чуть-чуть, хоть ино­гда, то научить детей молиться будет очень и очень сложно. Мы можем дать детям только то, что имеем сами. Научить только тому, что сами хоть как то осво­или. Молитва, как и вера — подобна огню на свече. Если мы сами горим, мы можем зажечь и дру­гих. Если в нас этого горе­ния нет, то как бы мы ни ста­ра­лись зажечь дру­гих, нам будет очень и очень непросто.

Здесь можно при­ве­сти такой вот при­мер. Когда чело­век учится вожде­нию авто­мо­биля, там есть тео­рия, а есть прак­тика. И вот пред­ставьте себе, что некий чело­век всю тео­рию вызуб­рил «от» и «до», знает знаки, сдал экза­мены по тео­рии, но ни разу не сидел за рулем авто­мо­биля. Будет ли толк от этого, когда он сядет? Ну, очень мало. Тео­рия должна соеди­няться с прак­ти­кой обя­за­тельно, поэтому пока мы сами не будем прак­ти­ко­вать молитву, и дей­стви­тельно не научимся хотя бы как-то общаться с Богом, научить этому наших деток будет тоже очень непро­сто. Поэтому пер­вое, что мы должны сде­лать — это учиться молиться самим.

Важные принципы молитвы

Пер­вый прин­цип — это посто­ян­ство. Часто бывает так, что мы молимся тогда, когда нам что-то надо: дай, дай, дай, помоги, спаси, защити, что-то надо, что-то у нас слу­чи­лось — и мы про­сим Бога. Когда обсто­я­тель­ства про­шли — всё, мы про Бога забыли. Всё, Гос­поди, давай стой в уголке и не мешай нам жить так, как мы хотим. Такое отно­ше­ние к Богу невер­ное, маги­че­ское. Молитва должна быть посто­ян­ной — вне зави­си­мо­сти от того, надо нам что-то сего­дня от Бога или не надо.

Вто­рой важ­ней­ший прин­цип молитвы — это усер­дие и искрен­ность. Молитва должна быть искрен­ней, насто­я­щей, нашей. Это не должны быть про­сто какие-то заучен­ные слова, повто­рен­ные много раз, в кото­рых нет ничего для нас близ­кого. Это должна быть наша лич­ная, искрен­няя молитва. Когда мы читаем молитвы из молит­во­слова, молитвы, состав­лен­ные свя­тыми, мы должны про­пус­кать эти слова через ум и сердце. Только тогда она может под­няться выше потолка комнаты.

Тре­тий важ­ней­ший прин­цип — это лич­ност­ность. Молитва в фор­мате вза­и­мо­от­но­ше­ния: «Я — Бог», но не «я — молит­во­слов». Посто­янно пом­нить, Кому мы молимся, и перед Кем пред­стоим. Мне запом­нился один очень инте­рес­ный рас­сказ. Чело­век воз­вра­щался с работы — устав­ший, голод­ный, и вот он захо­дит домой, закры­вает двери, раз­де­ва­ется, разо­гре­вает еду, и по при­вычке встает перед ико­нами, начи­нает молиться: «Отче наш, Иже еси на небе­сех» — и вдруг он в глу­бине сердца слы­шит тихий-тихий голос: «Что, сынок?»… Ино­гда мы молимся и не ожи­даем услы­шать ответ. Но такова тогда будет и цена нашей молитвы.

Чет­вер­тый и важ­ный прин­цип — это вни­ма­тель­ность. Мы должны посто­янно бороться с рас­се­ян­но­стью на молитве. Потому что мы живем в мире сует­ном, ум наш очень-очень рас­сеян. И как только мы чуть-чуть осла­бе­ваем в уси­лиях, ум тут же рас­се­и­ва­ется, и наша молитва теря­ется. Что мы гово­рили, Кому мы гово­рили, зачем мы гово­рили… Очень полезно для себя после того, как мы помо­ли­лись утром или вече­ром, спро­сить: а о чём мы моли­лись, что мы про­сили? Если мы ничего не вспом­нили — зна­чит, такое было каче­ство нашей молитвы, то есть не было какой-то вни­ма­тель­но­сти, она была фор­маль­ной и поверхностной.

Важно пом­нить, что посто­ян­ная молитва — это жизнь перед Богом. Помните, в Вет­хом Завете свя­тыми людьми назы­вали тех, кто ходил перед Богом (см. Быт.6:9 ). И вот для нас с вами пер­вый шаг к свя­то­сти — это и будет молитва, посто­ян­ная память о Боге. Это помо­гает чело­веку пра­вильно жить, помо­гает ему меньше гре­шить — ну, если я посто­янно помню о Боге и посто­янно молюсь, навер­ное, мне уже слож­нее будет совер­шить какой-то грех. Поэтому, если мы смо­жем научить ребенка молиться — это один из глав­ных шагов к нор­маль­ной духов­ной жизни, и более того — это почти един­ствен­ное сред­ство помочь ребенку пре­одо­леть иску­ше­ния моло­до­сти и остаться с Богом.

Ребёнок и молитва

Вот я много зани­ма­юсь с детьми и с под­рост­ками и наблю­даю такую кар­тину. Если ребё­нок про­дол­жает молиться — ему гораздо легче и проще пре­одо­леть вот эти бур­ные иску­ше­ния под­рост­ко­вого воз­раста и юно­сти. Если же ребе­нок пре­кра­щает молитву — это пер­вый зво­но­чек о том, что что-то не так у ребенка во внут­рен­ней духов­ной жизни и в его вза­и­мо­от­но­ше­ниях с Богом. Поэтому если мы научим детей молиться, если для ребенка это будет важ­ной состав­ля­ю­щей его жизни — это помо­жет ему и в дальнейшем.

Мы пом­ним, что глав­ное, что пере­да­ется детям в вос­пи­та­нии — это иерар­хия цен­но­стей его роди­те­лей. То есть какие мы сами имеем цен­но­стями, такие мы и пере­даем нашим детям. Мы не смо­жем пере­дать им те цен­но­сти, кото­рых нет у нас самих. Если у роди­те­лей цен­ность молитвы (как основ­ного сред­ства обще­ния с Богом) где-нибудь на 30‑м месте, сде­лать так, чтобы у ребёнка она была где-то наверху, мы нико­гда не смо­жем — это будет чудо Божие, но не плод нашего вос­пи­та­ния. И только если цен­ность молитвы у нас в жизни будет высо­кой, тогда мы смо­жем при­вить эту цен­ность и нашим детям.

Как привить детям желание молиться?

Итак, как при­вить детям жела­ние молиться. С таким вопро­сом очень часто под­хо­дят роди­тели — и малень­ких детей, и боль­ших. Ответ на этот вопрос прост: никак. Мы можем пока­зать, рас­ска­зать, научить, поде­литься своим опы­том, а жела­ние должно рож­даться уже из глу­бин сердца и от встречи с Богом. Хочется вспом­нить заме­ча­тель­ное про­из­ве­де­ние бла­жен­ного Авгу­стина под назва­нием «Испо­ведь», где он очень ярко опи­сы­вает свою встречу с Богом и свою молитву. И вот там как раз и пока­зы­ва­ется, как же про­ис­хо­дит эта встреча и как же зарож­да­ется жела­ние молиться. А при­вить детям это жела­ние, насильно заста­вить их, или вот таким обра­зом научить не полу­чится — это боль­шой кро­пот­ли­вый труд, когда мы пере­даем своё сер­деч­ное тепло, и свою любовь к Богу, и жела­ние молиться своим детям.

Молитва родителей

Итак, с чего начать. Ребё­нок дол­жен видеть, что роди­тели молятся и молитва делает их лучше, а не хуже. Ну, вот вам такой при­мер. Мама вече­ром встает на молитву, стоит с молит­во­сло­вом, серьёзно молится. В это время там малень­кая дочка к ней под­бе­гает: «Мама, мама, там кошка на диван запрыг­нула!» Какая мамина реак­ция? «Отойди, не видишь — я молюсь, не мешай мне молиться!» Ребё­нок пони­мает: мама зани­ма­ется очень серьёз­ным делом, и ей не до него. Но в тоже время он пони­мает, что мама от молитвы не ста­но­вится доб­рее. Ведь можно ска­зать то же самое более мягко — мы ведь пред­стоим перед Богом, а не вычи­ты­ваем для кого-то какое-то пра­вило. Серьезно пого­во­рить с ребен­ком о молитве, про­сто и на своем лично опыте рас­ска­зать, что такое молитва, а глав­ное: зачем нужно молиться.

Зачем нужно молиться?

Вообще это глав­ная про­блема — зачем нужно молиться, как об этом рас­ска­зать ребенку. Ко мне под­хо­дят пери­о­ди­че­ски мамочки с этим вопро­сом, но я не могу на него отве­тить для них. Потому что мой ответ все­гда будет какой-то фор­маль­но­стью, какой-то внеш­ней тео­рией. Я им все­гда говорю: ну, вы поду­майте и ска­жите то, что вы искренне дума­ете и счи­та­ете. Это будет самый луч­ший ответ. Очень важно воз­вра­щаться к этому раз­го­вору пери­о­ди­че­ски — конечно, не слиш­ком часто, чтобы не надо­есть ребенку. Осо­бенно по мере взрос­ле­ния ребенка. Допу­стим, можно пого­во­рить о молитве каж­дый пост — четыре раза в год. Но не надо гово­рить нудно и поучи­тельно, а лично и инте­ресно. Нужно при­во­дить при­меры из соб­ствен­ной жизни — у каж­дого из нас при­ме­ров очень много. Вот что-то у нас слу­чи­лось, забо­лело — мы помо­ли­лись, и — раз! Гос­подь нас исце­ляет. Что-то у нас не полу­ча­ется, ситу­а­ция закру­чи­ва­ется так сложно, что мы не знаем, как из нее выпу­таться, и мы уже все пере­про­бо­вали и обра­ти­лись к Гос­поду: «Гос­поди, помоги!» — и ситу­а­ция таким обра­зом раз­ре­ша­ется, что полу­ча­ется еще лучше, чем было до этого, и лучше, чем мы могли пред­ста­вить. Вот о таких при­ме­рах из соб­ствен­ной жизни обя­за­тельно нужно гово­рить и воз­вра­щаться посто­янно к этому вопросу. Воз­вра­щаться по мере того, как ребе­нок рас­тет, взрос­леет, как меня­ются обсто­я­тель­ства его жизни.

Как молиться вместе с ребёнком?

Начать молиться вме­сте с ребён­ком. Пусть это будет обще­се­мей­ное дело, где перед Богом соби­ра­ются все вме­сте — и боль­шие, и малень­кие. Если семья живет вме­сте с бабуш­кой, можно с бабуш­кой вме­сте встать, помо­литься. Это не должно быть длин­ным молит­вен­ным пра­ви­лом — вычи­ты­ва­нием кано­нов, ака­фи­стов, пра­вил утрен­них и вечер­них. Это должна быть осо­бая малая семей­ная молитва, с осо­бым пра­ви­лом, соиз­ме­ря­ясь с воз­рас­том детей.

Очень важно объ­яс­нить смысл основ­ных молитв — то есть о чём мы молимся. Здесь могут воз­ник­нуть про­блемы, труд­но­сти у самих роди­те­лей, потому что ино­гда спра­ши­ва­ешь: а что в этой молитве, о чём мы молимся. И полу­ча­ется, что чело­век не пони­мает — там, какой-нибудь грех в кото­ром, он кается каж­дый день на вечер­нем пра­виле: «мше­ло­им­ство», или еще что-то, ино­гда не пони­мая. Ну, поло­жено читать — я и читаю. А кто будет раз­би­раться, кто будет узна­вать и пони­мать, что это такое? И поэтому нам нужно сна­чала разо­браться самим, а потом рас­ска­зать об этом детям. Если трудно, можно посмот­реть рус­ский пере­вод молитв — их довольно много, или подойти к свя­щен­нику на при­ходе и попро­сить рас­ска­зать: «Батюшка, а вот в этой молитве о чём идёт речь, а что здесь глав­ное, а что вот это зна­чит?» Свя­щен­ник рас­ска­жет вам, а вы уже поде­ли­тесь своим опы­том с ребенком.

Постоянство в молитве детей

Конечно, дети сна­чала будут о молитве забы­вать. Важно напо­ми­нать ребенку о молитве спо­койно, лас­ково, тер­пе­ливо, где-то при­ме­ром: пой­дём, помо­лимся вме­сте; где-то шут­кой: ну, про тебя Гос­подь уже, навер­ное, совсем забыл, так давно ты к Нему не обра­щался. Если ребе­нок забыл помо­литься, не стоит делать из этого тра­ге­дию, не нужно его ругать, и тем более, нака­зы­вать. Неволь­ник — не бого­моль­ник. Нужно, чтобы это было доб­ро­вольно. Ну, забыл и забыл — где-то можно пошу­тить, где-то можно так тихо­нечко ска­зать: ну, я так рас­стро­ился, я помо­лился, и думал — ты тоже об этом помо­лишься. Но только так. Гово­рить, что ребё­нок пло­хой, если он не молится, ни в коем слу­чае не нужно.

Молитва и жизнь

Важно соеди­нять жизнь с молит­вой. То есть если есть какая-то про­блема, то нужно о ней помо­литься: а давай мы с тобой об этом помо­лимся! Что-то радост­ное слу­чи­лось — побла­го­да­рить Бога: вот шёл дож­дик, а мы с тобой не про­мокли, потому что успели куда-то заско­чить. Слава Тебе, Гос­поди, бла­го­да­рим Тебя! То есть чтобы молитва про­ни­зы­вала всю нашу жизнь. Когда молитва ста­но­вится про­сто фор­маль­но­стью — утром и вече­ром, утром помо­ли­лись, вече­ром помо­ли­лись — полу­ча­ется, что с Богом мы 7 минут утром, 10 минут вече­ром, а всё осталь­ное время мы живём вне Бога, без Бога. Это плохо и непра­вильно. Поэтому нужно ста­раться, чтобы молитва про­ни­зы­вала всю нашу жизнь.

Жить вме­сте с молит­вой, дать понять ребенку, что молитва — это не слова в книжке, а часть реаль­ной жизни. Если ребё­нок не будет пони­мать, что молитва — это часть реаль­ной жизни, он так на всю жизнь и запом­нит, что молитва — это 10 минут утром и 10 минут вече­ром, когда папа — мама стоят и буб­нят что-то себе под нос непо­нят­ное, скуч­ное и неинтересное.

При­веду такой инте­рес­ный при­мер. Я много лет зани­ма­юсь с под­рост­ками, и с ребя­тами раз в год мы ездим на сплав. Сплавы боль­шие — от 8 до 12 дней — вот по реке мы и путе­ше­ствуем. Один раз с нами поплыл маль­чик, кото­рый окон­чил вос­крес­ную школу, он был из боль­шой веру­ю­щей семьи, но ему уже испол­ни­лось 17 лет и при­сут­ство­вал опре­де­лён­ный цинизм — он уже почти не молился, редко-редко испо­ве­до­вался и при­ча­щался, и вот уже гото­вился к такой юной само­сто­я­тель­ной жизни. Так полу­чи­лось, что весь день пока мы плыл, шел дождь, мы не могли при­стать к берегу, чтобы укрыться от дождя, потому что на сле­ду­ю­щий день нас ждал авто­бус, и нам надо было успеть к опре­де­лен­ному месту, при­плыть в опре­де­лен­ное время. Поэтому дождь — не дождь, но мы плыли. Уже день кло­нится к вечеру, солнце бли­зится к закату, и нам нужно искать место для сто­янки. Все про­мокли, голод­ные, потому что не ели — ну, навер­ное, часов 6; и пер­вая бай­дарка, за ней идут ката­ма­раны, и ищут место для сто­янки. Один пово­рот, дру­гой пово­рот, тре­тий пово­рот — нет мест. Либо слиш­ком высо­кий берег, либо слиш­ком малень­кая полянка — а нас путе­ше­ствует обычно много, 50–55 чело­век, — либо поляна занята уже кем-то, и вот так про­хо­дит два часа. Уже совсем-совсем тем­неет, и нам негде встать. Кто-то в уны­нии, кто-то уже отка­зы­ва­ется гре­сти, у кого-то исте­рика. И вот этот моло­дой чело­век, кото­рый уже отхо­дил от Бога — он повер­нулся ко мне, ска­зал: «Отец Никита, давайте помо­лимся, чтобы Гос­подь как-то нас услы­шал и послал нам поляну!» То есть вот в жизни, даже вот в таких край­них обсто­я­тель­ствах, но чело­век вспо­ми­нает о Боге. Это важно. Зна­чит, его этому научили роди­тели, и научила семья.

Должна ли молитва быть всегда одинаковой?

Можно раз­но­об­ра­зить молитву. В храме каж­дый день чита­ются молитвы раз­ные. Дома можно тоже в боль­шие празд­ники петь или читать тро­парь празд­ника. Между про­чим, это будет очень полезно, потому что перед этим можно этот тро­парь разо­брать. В тро­паре все­гда заклю­чён основ­ной смысл празд­ника. Какие-то молитвы можно добав­лять в посты, при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах — кто-то болеет, кто-то путе­ше­ствует, у кого-то зав­тра экза­мен, у кого-то непро­стое сове­ща­ние, и мы доба­вили молитву и помо­ли­лись о нем. Можно помо­литься лично сво­ими сло­вами: помоги, Гос­поди, нашей Машеньке зав­тра высту­пить на меро­при­я­тии, — а можно про­чи­тать спе­ци­аль­ную молитву из молитвослова.

Хоте­лось бы поде­литься с вами своим опы­том. Мы с дет­ками в Вели­кий пост читаем осо­бую молитву — вот такое пере­ло­же­ние молитвы свя­того Ефрема Сирина с тремя зем­ными покло­нами. Детям очень нра­вится эта молитва и зем­ные поклоны. Молитва сле­ду­ю­щая: «Гос­поди и Вла­дыко жизни нашей! Дух лено­сти, зло­сти, непо­слу­ша­ния и обид­чи­во­сти не дай нам. Дух же послу­ша­ния, тру­до­лю­бия, тер­пе­ния и любви пошли нам. Даруй нам видеть наши грехи и не осуж­дать наших ближ­них. Аминь.» Как видите, в молитве пере­ло­жен основ­ной смысл молитвы Ефрема Сирина бого­слу­жеб­ной, но для того, чтобы он был более бли­зок и поня­тен нашим деткам.

Как молиться детям разного возраста

У всех есть своя мера. С 0 до 3 лет ребё­ночка мама может дер­жать на руках — или подер­жать за ручку, когда ребе­нок уже сам ходит, и про­сто вме­сте с ним петь молитвы. Ребё­нок на руках — мама поет молитвы «Царю Небес­ный», «Достойно есть», «Отче наш». Ребё­нок заме­ча­тельно засы­пает под молитвы. Можно читать пра­вило тихо­нечко какое-то вслух — утрен­нее, вечер­нее — с ребён­ком на руках, или еще как-то. Это тоже научает ребенка молитве.

С 3 до 5 лет можно дать ребенку в руки дет­ский молит­во­слов, для ребенка это очень важно. Обычно там кар­тинки, ико­ночки нари­со­ваны. Рас­ска­зы­вать ему: вот здесь такая-то молитва, здесь мы об этом молимся. Он будет с удо­воль­ствием сто­ять рядом с нами и дер­жать этот дет­ский молит­во­слов, даже ино­гда и вверх ногами. Выучить с ребён­ком какую-то очень крат­кую молитву — это может быть хотя бы «Гос­поди, поми­луй», или «Слава Отцу и Сыну и Свя­тому Духу» — но чтобы ребё­нок обя­за­тельно сам эту молитву про­из­но­сил. В этом воз­расте ребёнку очень важно соуча­стие в делах стар­ших. С этого вре­мени нужно начать петь вме­сте с ребён­ком. То есть мы берем молитву: «Царю Небес­ный», допу­стим, «Отче наш» — и поем вме­сте с ребен­ком, мы запе­ваем — он подхватывает.

В 5–7 лет ребе­нок уже может петь вме­сте со взрос­лым. А дальше поми­наем род­ных. Только это поми­на­ние самое про­стое: спаси, Гос­поди, и поми­луй маму, папу, бабу Зою, деда Серёжу, вос­пи­та­тель­ницу там, нянечку, еще кого-то — то есть самых-самых ближ­них. Ну, и можно добав­лять какие-то лич­ные молитвы, понят­ные ребёнку. Забо­лела бабушка, мы молимся: исцели, Гос­поди, бабу Таню, чтобы она не болела!

С 7 до 10 лет — здесь уже можно читать пред­на­чи­на­тель­ные молитвы, и ребё­нок их может читать сам. Встали роди­тели, гово­рят: «Молит­вами свя­тых отец наших», спели «Царю Небес­ный», ребе­нок про­чи­тал «Свя­тый Боже», про­чи­тал дальше молитвы, потом спели «Отче наш». Вот ребё­нок таким обра­зом участ­вует. Можно выбрать одну или две молитвы — Ангелу Хра­ни­телю, Бого­ро­дице, кото­рые тоже ребё­нок будет читать сам. Осталь­ные молитвы лучше петь — начи­нать и закан­чи­вать тоже лучше пес­но­пе­нием. Начи­наем это «Царю Небес­ный», и закан­чи­ваем молит­вой «Достойно есть». Поми­нать учи­те­лей, род­ных, дру­зей ребенка и добав­лять лич­ные молитвы о насущ­ных про­бле­мах. Это обя­за­тельно. Если мы не научим ребенка молиться о насущ­ных про­бле­мах, он не будет это делать. Если научим — зна­чит, будет молиться о своих проблемах.

С 10 до 14 лет посте­пенно мы уве­ли­чи­ваем уже молит­вен­ное пра­вило, но здесь важно посо­ве­то­ваться с духов­ни­ком ребенка, у кого тот испо­ве­ду­ется — какое бы молит­вен­ное пра­вило ребе­нок мог поне­сти. Дети раз­ные. Бывает, ребё­нок на месте не может уси­деть двух минут — неусид­чи­вый, а бывает напро­тив: ребенку нра­вится делать всё, как взрос­лые, и он может поне­сти уже боль­шее молит­вен­ное пра­вило. Но в это время важно давать ребенку ино­гда помо­литься само­сто­я­тельно. Лучше, чтобы ребе­нок и при сов­мест­ной молитве про­чи­тал боль­шин­ство молитв сам, но не все. То есть мы делим молитвы: это ты чита­ешь, это я читаю, это дру­гой ребё­нок читает. Пение в молит­вах лучше оставить.

С 14 до 18 лет — это самый слож­ный воз­раст. Здесь нужно смот­реть по обсто­я­тель­ствам и по ситу­а­ции. Посте­пенно уве­ли­чить пра­вило, но до какой меры — опять же лучше посо­ве­то­ваться с духов­ни­ком, потому что у каж­дого мера здесь своя. Сразу на ребёнка накла­ды­вать пол­ное молит­вен­ное пра­вило будет не совсем разумно. Пусть ребё­нок вме­сте с духов­ни­ком сам выбе­рет молит­вен­ное пра­вило, а мы его в этом под­дер­жим. Важно не терять сов­мест­ной молитвы. То есть, конечно, в 14 лет уже сложно ребёнку все­гда молиться вме­сте с роди­те­лями. Но допу­стим, в вос­кре­се­нье или в празд­ники ста­раться молиться вме­сте, а в осталь­ное время пусть ребё­нок молится уже само­сто­я­тельно. Лишать ребенка само­сто­я­тель­ной молитвы тоже не стоит.

Что такое детское молитвенное правило?

Оно должно воз­рас­тать посте­пенно. Молитвы должны быть крат­кими, объ­яс­нён­ными ребёнку обя­за­тельно, и должно быть пение молитв — об этом мы уже гово­рили. Есть дет­ские молит­во­словы, но лет уже с 12 лучше брать молит­во­слов обыч­ный, чтобы ребе­нок пони­мал, что он уже участ­вует в серьез­ной молитве по той же книге, по кото­рой молятся и взрослые.

Бывают раз­ные дет­ские молит­вен­ные пра­вила. Вот у нас в дет­ском лагере пала­точ­ном, кото­рый уже 12 лет мы про­во­дим — там есть сокра­щен­ное утрен­нее и вечер­нее молит­вен­ное пра­вило. Утрен­нее пра­вило — это где-то 8–10 минут; вечер­нее пра­вило где-то 10–12. В прин­ципе детей это не напря­гает, мы также поем часть молитв, какие-то молитвы дети сами читают, но выби­раем самые крат­кие и понят­ные молитвы.

Как готовиться с детьми ко Святому Причастию

Очень важно, чтобы с ран­него дет­ства была под­го­товка к Свя­тому При­ча­стию. Не нужно делать так, что вот ребе­нок раз малень­кий, на испо­ведь не ходит, то вот всё: утром мы встали, сего­дня идём на При­ча­стие! Ребё­нок не гото­вился, у него нет ни внут­рен­него какого-то настроя, роди­тели его пота­щили к Чаше, запих­нули, увели — и ничего не про­изо­шло. Дол­жен быть настрой внут­рен­ний — в первую оче­редь этому мы должны спо­соб­ство­вать мы, роди­тели, и вос­пи­та­тели наших детей. Мы должны выра­бо­тать в детях бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к Таин­ству Свя­того При­ча­стия. Иначе оно и дальше будет таким. С дошколь­ни­ком можно про­честь две коро­тень­кие молитвы, кото­рые читает свя­щен­ник с Чашей, выходя уже перед Свя­тым При­ча­стием. Вот эти молитвы можно про­чи­тать с вечера. То есть мы вече­ром помо­ли­лись, и потом ещё ска­зали: вот зав­тра ты будешь при­ча­щаться, давай вот эти молитвы про­чи­таем. Конечно, читает молитвы взрос­лый, но ребё­нок стоит вме­сте с ним, кре­стится. Молитвы корот­кие и понят­ные, поэтому ребё­нок не уста­нет. Со школь­ни­ками лучше уже вме­сте про­честь канон перед Свя­тым При­ча­стием. Каким обра­зом его можно читать? — Осо­бенно это с млад­шими школь­ни­ками, со сред­ними под­рост­ками. Чита­ете канон либо вы, либо чита­ете канон по оче­реди — по песне, но обя­за­тельно при­певы син­хронно про­го­ва­ри­ва­ются. То есть про­чи­тали тро­парь и вме­сте чита­ете «Сердце чисто сози­жди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей» — син­хронно вме­сте чита­ете. Таким обра­зом ребе­нок как бы соучаст­вует в вашей молитве. Хорошо нака­нуне перед Свя­тым При­ча­стием про­чи­тать Еван­ге­лие, пого­во­рить о духов­ной жизни, пого­во­рить о молитве — и вообще, чтобы этот вечер он был немножко отде­лен­ным от дру­гих, чуть-чуть чем-то отли­чался. Тогда у ребенка выра­ба­ты­ва­ется и бла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к молитве.

Очень важно научить ребенка, что можно гово­рить с Богом о своих про­бле­мах. Когда тебе трудно, больно: помо­лись, пого­вори с Богом о них. Но этому нужно ребенка научить. Кто-то при­хо­дит сам, конечно, к этому, но если мы этому не научим, есть веро­ят­ность того, что ребё­нок сам к этому тоже не придёт.

Атмосфера в доме

Ещё заме­ча­тельно создать дома атмо­сферу. Зажечь свечу или лам­паду, пока­дить лада­ном, достать из укром­ного места какой-то молит­во­слов. Сей­час есть такие изда­ния с золо­тыми стра­ни­цами, с такими тол­стыми мело­ван­ными кра­си­выми стра­ни­цами и иллю­стра­ци­ями. И вот папа достает этот молит­во­слов, и люди молятся перед ико­нами, с зажжен­ной лам­па­дой. На ребенка это создает опре­де­лен­ное бла­го­твор­ное впе­чат­ле­ние, и самое глав­ное, настра­и­вает на молитву — как нас, так и детей.

Все­гда нужно под­чер­ки­вать важ­ность молитвы. Какие бы у нас ни были дела, с кем бы мы ни раз­го­ва­ри­вали по теле­фону, какой бы важ­ный матч ни шел по теле­ви­зору — мы всё откла­ды­ваем и идем молиться. Таким обра­зом мы пока­жем ребенку цен­ность молитвы — для нас молитва очень важна, и мы готовы отло­жить всё ради того, чтобы помо­литься. Это будет при­мер цен­ност­ного отно­ше­ния к молитве.

Благодарственные молитвы

Очень важно бла­го­да­рить Бога за кон­крет­ные вещи. Напи­сал ребе­нок кон­троль­ную, хорошо что-то у него полу­чи­лось, что-то в жизни слу­чи­лось такое радост­ное — побла­го­да­рите Бога за это. Сна­чала сами, потом вме­сте с ребен­ком — и таким обра­зом вы ребенка научите бла­го­да­рить Бога за обсто­я­тель­ства своей жизни. Обя­за­тельно молиться за боль­ных, за какие-то обсто­я­тель­ства, за дру­зей, потому что это научает ребенка, что вот тот мир, в кото­ром он живет — его можно освя­тить молит­вой. Подрался он с Вань­кой — помо­лись за Ваньку. Оби­дел его кто-то — помо­ли­тесь за этого чело­века. Этим вы научите ребенка еван­гель­ским истинам.

Личные молитвы

Ну, и конечно, очень важно — должна быть молитва лич­ная. Если мы в молитве замы­ка­емся только на молит­во­слове, то такая молитва посте­пенно уйдёт про­сто в фор­маль­ность. Вычи­тал пра­вило — поло­жил, ушел. Кому ты молился, зачем ты молился — нет пони­ма­ния вот этого самого глав­ного внут­рен­него, душев­ного сопри­кос­но­ве­ния с Богом. И вот научить ребенка лич­ной молитве — это одна из важ­ней­ших вещей науче­ния молитве вообще. Ребё­нок, может быть, не будет когда-то в какое-то время читать пра­вило молит­вен­ное, не вспом­нит какую-то молитву, но лично обра­титься к Богу он все­гда смо­жет. Это помо­жет ему и где-то быть рядом с Богом, и дей­стви­тельно, не впасть в какие-то стра­сти, соблазны или искушения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *