каким молитвам учить детей
Как научить детей молиться?
Что нужно знать о детской молитве
Прежде всего, нужно знать и понимать, что ребенок – это не взрослый. Мироощущение чад очень сильно отличается от взрослого восприятия. Взрослый уже многое попробовал в этой жизни, через многое прошел. Образно выражаясь: много раз падал и много раз вставал. Для ребенка же жизнь представляется в ярких красках. Мир преогромен и чудесен, и не познан. Ребенок каждый день и каждую секунду – Христофор Колумб, плывущий открывать свою Америку.
С другой стороны, дети очень сильно умственно, психически и физически отличаются от взрослых. Взрослый опытен, но уже с «забитым, озабоченным проблемами» разумом. У ребенка мозг намного острее, он, словно губка, впитывает информацию и скорее обрабатывает ее. Взрослый более вынослив и терпелив, ребенок более импульсивен, быстр, эмоционален, но скорее устает. Так, например, учителям младших классов известно, что активная фаза восприимчивости к знаниям школьника 7–10 лет на уроке длится не более пятнадцати минут. Больше «вливать» знания в его светлую головку бессмысленно. Он не будет их воспринимать. Как правило, тогда учителя меняют род деятельности – с интеллектуальной на физическую (например, гимнастика). После 5–10 минут мышечных упражнений ребенок снова готов учиться.
Также необходимо знать, что детские и подростковые возрастные группы различны. И то, что будет интересно ребенку пяти лет, не увлечет третьеклассника, а то, что будет интересно третьекласснику, не будет занимательным для одиннадцатиклассника. К каждой возрастной группе нужен свой особый подход с учетом умственных, эмоциональных, гормонально-физиологических особенностей развития.
В деле молитвы лучше всего начать с объяснения. Нужно не навязать ребенку жесткий императив в молитве: «Мол, ты должен и все», «Отсюда и досюда читай, пока не дочитаешь, не выйдешь из комнаты», нет. Бог не любит насилия. Следует объяснить, руководствуясь опытом Церкви, святых отцов, своей личной жизни, зачем надо молиться. Кто такой Господь? Почему Он невидим? Почему слышит наши молитвы? Важно ответить на вопросы ребенка, приладиться к его восприятию мира, в том числе и молитвы. Я провожу занятия в воскресной школе. Поверьте, у детей очень много вопросов касательно веры, часто очень неожиданных и весьма интересных.
Детей дошкольного возраста, например, может быть, достаточно научить правильно креститься. И объяснить, что такое крестное знамение. Научить целовать иконы. Иногда их просто достаточно принести или привести в храм, показать икону и сказать: «Бозя!» И с этого начнется их личный путь в православной вере. Приучить носить малыша нательный крестик.
Мой священнический опыт показывает, что нужно почаще приводить детей в храм, чтобы они не боялись необычности церкви или необычного вида (для современного мира) священника.
Молитвенное правило для детей также нужно преподавать в сокращенном виде, чтобы не изнурять ребенка, но, наоборот, пробудить в нем интерес к молитве и внимание к ее словам. Хорошо молиться с ним вместе, чтобы потом можно было ответить на его вопросы.
Так, например, утреннее или вечернее молитвенное правило для ребенка может состоять из «шапочки», то есть начала: с «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь» и до «Отче наш» включительно. Потом можно прибавить молитву к святому Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице, небесному покровителю ребенка. И достаточно. В этом деле важно меньше, да лучше. Пускай малыш прочитает меньше молитв, но с сердечным вниманием, чем больше, но с надрывом и раздражением. С возрастом можно увеличивать молитвенное правило. Но тоже это делать не резко и помногу, но постепенно и понемногу. Определенные молитвы заучивайте с ребенком наизусть, как стихи. Например, «Отче наш» – главную молитву христианства. Следует также ребенку объяснять значение стихов этой великой молитвы. Можно выучить с ним какую-то короткую молитву Ангелу Хранителю, Пресвятой Богородице, небесному покровителю. Или, к примеру, «Царю Небесный», молитву до и после обучения. Но не перегружая ребенка чрезмерно. Сегодня существуют специальные молитвословы для детей.
С сыном или дочерью старшеклассниками можно разобрать молитву «Символ веры» по членам, выучить ее. Ведь она представляет собой собрание основных догматов (законов) православной веры.
Можно, конечно же, дорогие братья и сестры, в деле воспитания детей применять и строгость, и непреклонность, чтобы ребенок чувствовал ваш авторитет. Но делать и это следует с любовью, без гнева и раздражения. Вообще в злобе и гневе лучше не начинать никакого дела. Все равно ничего хорошего не выйдет. Следует промолчать, отойти в сторону, помолиться, успокоиться, может быть, даже попросить прощения и лишь потом начинать дело.
Часто священнику приходится слышать примерно следующее: «Вот был мой ребенок маленьким – ходил в церковь, а вырос – перестал». Нужно понимать, что подростковый и юношеский возраст – очень непростое время. Это период становления личности, формирования характера, переоценки авторитета, полового созревания. И часто человек со всем этим должен разобраться сам, чтобы самому выстроить свою будущую жизнь. И здесь родители, бабушки и дедушки ему могут помочь самым главным – молитвой о нем и добрым советом, но никак не нажимом и авторитарностью. Пусть подросток сам разберется в своих проблемах, но и чувствует, что вы – родитель – его добрый друг, к которому всегда можно обратиться за помощью и советом в трудную минуту.
Ваше дело молиться, терпеть, ждать и показывать детям пример богоугодной жизни. И поверьте: когда-нибудь они вернутся в храм – вернутся повзрослевшими, осознанно и навсегда.
Из личного опыта. Я, к примеру, всегда хранил в сердце воспоминание: меня трехлетнего прабабушка приносит в огромный и светлый храм, подносит к сияющей Чаше, к батюшке в золотых ризах… Это воспоминание я пронес через всю свою юношескую жизнь, и впоследствии оно помогло сделать мне верный выбор. Ваши сын или дочь пошли самостоятельным путем в жизни. Но вы знаете: фундамент в их душе заложен верный. Они будут падать, набивать такие же, как и вы в молодости, шишки, но уже свои. Они будут вставать, чтобы идти дальше. Но им на их внутреннем сердечном небосклоне будет светить и вести по жизни звезда Православия.
Только старайтесь с малых лет привить им с Божьей помощью любовь к молитве. Она – это путешествие. И ее корабль обязательно привезет нас к Богу.
Детская молитва
Молитвы для детей
Детская молитва занимает особое место в жизни православного христианина. Чтобы встреча ребенка с Богом была эффективной обязательно нужен пример родителей. Именно на них равняются маленькие дети, которые видят, как мама с папой молятся, посещают храм, причащаются. Ребенок должен постепенно осознать, что после молитвы в вашей душе заступается спокойствие и умиротворение. Бесполезно заставлять малыша молиться, утверждая при этом, что Бог все видит и в случае, если он не будет слушаться, Он его накажет. А если же родители молятся и постоянно разговаривают о Боге, то малыш будет брать с них пример. Это значит, что он с детства будет приобщаться к вере, учиться принимать других людей такими, как они есть, уважать их и бескорыстно любить.
Какие есть детские молитвы
Очень важно приучить ребенка к молитве с ранних лет. Поэтому, если вы посещаете храм, то следует обязательно брать с собой малыша. Объяснять необходимость молитвы малышу нужно обязательно. Для этого вначале лучше просто разговаривать с ним о Боге. Существуют самые простые молитвы для крох, которые состоят всего лишь из одного предложения.
К примеру, это может быть такая фраза:
Важность такой молитвенной фразы заключается в том, что постепенно у ребенка сформируется мнение, что Всевышний Господь Бог добрый, великий и всемогущий. Малыш со временем начнет понимать, что Бог нас любит и всегда находится рядом с людьми. С Всемогущим всегда можно поговорить посредством молитвы, можно поделиться своими переживаниями и попросить о чем-либо. Важно, что ребенок начнет понимать, что если он будет вести себя правильно, то Бог всегда услышит и поймет.
Молитва для малыша должна быть в радость. Не следует заставлять его заучивать непонятные фразы, он вполне может общаться с Богом на своем языке. Повзрослевшего ребенка нужно научить самой сильной и известной молитве «Отче наш». Но предварительно следует объяснить ее смысл, чтобы он понимал суть каждой произнесенной фразы. Но даже, если во время молитвы он ее интерпретирует по своему, то ничего страшно. Главное проследить, чтобы все слова малыш проговаривал искренне. Обязательной для малыша должна стать также и утренняя молитва.
Она может звучать следующим образом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Господи, прошу, будь милостив ко мне грешному. Господи наш Иисусе Христос, Сыну Божий, молюсь, обращаясь к Пречистой Богородице, Твоей Матери и всем святым, спаси и помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Господи Всевышний. Ты, Владыка Небесный, Утешитель и Истина, везде находишься и просьбы людей, взывающих к тебе, слышишь. Ты сокровищами души людей наполняешь, от скверны очищаешь и надежду на жизнь вечную даруешь.
Святой Господи Всемогущий, Боже, помилуй нас. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне, присно и во веки веков. Аминь».
Слова этой же молитвы можно приучать ребенка повторять и перед сном.
Что лучше для ребенка молитва в стихах или песня
Для того чтобы приучить ребенка к молитве рекомендуется использовать песенные или стихотворные варианты. Нельзя однозначно утверждать, что лучше, ведь все зависит от вкусовых предпочтений родителей и ребенка.
С маленьким ребенком можно вместе читать следующую молитву перед сном:
Песенные варианты детских молитв нужно скачать и слушать с ребенком вместе. Если у малыша возникает желание подпевать, то нужно это поощрять.
Как научить ребенка молится
Конкретных правил обучения молитве ребенка нет и быть не может, ведь каждый малыш даже в самом раннем возрасте уже является индивидуальностью. Для начала нужно объяснять ему смыл молитвенных обращений, которые он слышит из уст родителей.
Первые молитвенные слова могут быть совсем простыми и звучать следующим образом:
По-настоящему молиться и учить тексты молитв ребенка следует начинать, как только малыш сможет осознанно за мамой повторять фразы:
Следует понимать, что душа ребенка чистая и искренняя, поэтому первые молитвы всегда оставляют глубокий след. А это значит, что в будущем ребенок станет добрым и порядочным человеком.
Молитвы ребенку
Нужно приучать ребенка читать молитвы утром и вечером. Причем ребенок каждый раз может поговаривать собственное молитвенное обращение. Но нужно постараться, как можно чаще в собственных пожеланиях использовать обращения к Богу.
К примеру, в любое время ребенок может обратиться к Господу с такими словами:
Очень важно как можно раньше научить ребенка молиться перед сном. Обращение к Богу успокоит малыша и дарует ему крепкий и здоровый сон. Для маленького ребенка можно использовать молитву, в которой содержится обращение к Ангелу Хранителю. Безусловно, предварительно нужно объяснить малышу, кто такой Ангел Хранитель. Необходимо донести ребенку мысль о том, что заручившись поддержкой Высших сил можно привлечь много положительных событий на завтра.
Слова молитвы могут звучать следующим образом:
Учить молиться ребенка нужно обязательно. Это поможет детям принять и понять то, что миром повелевает слово Божье. С раннего возраста ребенок осознает, что существует много поводов для того, чтобы вознести молитву к Богу. Можно просить благословение Божье, можно попросить о здоровье близких людей, можно обратиться за помощью в задуманном деле. Но в любом случае общение с Богом посредством молитвы должно приносить радость и душевное спокойствие.
Молитва до и после вкушения пищи
Каждый православный верующий понимает, насколько важна молитва, которая должна произноситься перед едой и после приема пищи. И к этому нужно приучить ребенка с детства. Детям нужно объяснять, что такая христианская молитва имеет огромный смысл. Верующие, обращаясь к Богу в этот момент, одновременно просят освятить употребляемые блюда, благодарят Господа за то, что он дал хлеб насущный, и молят о том, чтобы Всевышний был милостив к ним и в будущем.
Молитва до и после вкушения пищи, которая произносится вместе со всеми домочадцами, оказывает огромное педагогическое влияние на ребенка. Дети начинают понимать цену человеческого труда, они начинают бережно относиться к хлебу и всем другим продуктам. Текст молитвы, которая читается перед едой, следующий.
Молитва до и после вкушения пищи:
После еды можно читать другую молитву:
Молитва, когда тяжело дается обучение
Когда ребенок приучен молиться с раннего детства, то, безусловно, у него может возникнуть необходимость обратиться к Богу за помощью. И часто таким способом дети стремятся убрать проблемы с учебой. Не следует связывать молитву с тем, что не нужно будет прикладывать никаких усилий для хорошей учебы. Но такое молитвенное обращение будет очень полезно, если учеба по каким-либо причинам дается с трудом.
Очень действенной является молитва к Ангелу Хранителю, которая звучит следующим образом:
Молитва детская Ангелу Хранителю
Молитва Ангелу Хранителю всегда является самой понятной для ребенка. С раннего возраста нужно приучать малыша обращаться к своему небесному защитнику по любому поводу.
Общая молитва для повзрослевшего ребенка звучит следующим образом:
Как выбрать молитву ребенку
По имени ребенка (данного родителями в миру или при крещении)
Ангел Хранитель назначается Богом сразу после рождения ребенка, и все время идет с ним по жизни. В православном мире ранее было принято давать имена детям в честь одного из святых, имя которого находится ближе всего к дате рождения ребенка в церковном календаре. Но Ангел Хранитель, имя которого совпадало с именем святого, по православной традиции по дате рождения назначался на восьмой день после рождения ребенка и отношения к имени человека он не имеет.
Важно знать своего святого небесного покровителя, чтобы обращаться к конкретному Ангелу Хранителю ежедневно. Именно поэтому родители должны познакомить ребенка с его небесным защитником и объяснить, какую роль он играет в его жизни.
По дате его рождения
Существует молитва Ангелу Хранителю, которая должна читаться верующим один раз в день своего рождения.
Как правильно молиться с детьми? — иерей Никита Заболотнов
Беседа священника Никиты Заболотного, клирика храма свв. апостолов Петра и Павла г. Полевской Екатеринбургской епархии.
Текст беседы является расшифровкой видеобеседы и отредактирован автором.
Беседа на тему: «Как правильно молиться с детьми?»
Научить детей молиться — одна из важнейших задач православного воспитания. Поговорим об ошибках и положительном опыте с конкретными примерами. Постараемся ответить на самые важные вопросы:
Для начала давайте кратко подумаем, что же такое молитва. Молитва — это всегда личный разговор с Богом, от личности человека к личному Богу. Чтобы молитва была искренней, должна произойти встреча с Богом. Если встречи не произошло, то человеку очень сложно молиться, потому что непонятно, кому он молится. Когда мы встретились с Богом, лично почувствовали Его, тогда душе понятно, кому она молится. Если встречи еще не было, то молитва становится формальной и сухой.
Надо понимать, что молитва — это не теория, а практика. И только о практической молитве сегодня мы с вами будем говорить. Если мы сами не умеем молиться — хоть как-то, хоть чуть-чуть, хоть иногда, то научить детей молиться будет очень и очень сложно. Мы можем дать детям только то, что имеем сами. Научить только тому, что сами хоть как то освоили. Молитва, как и вера — подобна огню на свече. Если мы сами горим, мы можем зажечь и других. Если в нас этого горения нет, то как бы мы ни старались зажечь других, нам будет очень и очень непросто.
Здесь можно привести такой вот пример. Когда человек учится вождению автомобиля, там есть теория, а есть практика. И вот представьте себе, что некий человек всю теорию вызубрил «от» и «до», знает знаки, сдал экзамены по теории, но ни разу не сидел за рулем автомобиля. Будет ли толк от этого, когда он сядет? Ну, очень мало. Теория должна соединяться с практикой обязательно, поэтому пока мы сами не будем практиковать молитву, и действительно не научимся хотя бы как-то общаться с Богом, научить этому наших деток будет тоже очень непросто. Поэтому первое, что мы должны сделать — это учиться молиться самим.
Важные принципы молитвы
Первый принцип — это постоянство. Часто бывает так, что мы молимся тогда, когда нам что-то надо: дай, дай, дай, помоги, спаси, защити, что-то надо, что-то у нас случилось — и мы просим Бога. Когда обстоятельства прошли — всё, мы про Бога забыли. Всё, Господи, давай стой в уголке и не мешай нам жить так, как мы хотим. Такое отношение к Богу неверное, магическое. Молитва должна быть постоянной — вне зависимости от того, надо нам что-то сегодня от Бога или не надо.
Второй важнейший принцип молитвы — это усердие и искренность. Молитва должна быть искренней, настоящей, нашей. Это не должны быть просто какие-то заученные слова, повторенные много раз, в которых нет ничего для нас близкого. Это должна быть наша личная, искренняя молитва. Когда мы читаем молитвы из молитвослова, молитвы, составленные святыми, мы должны пропускать эти слова через ум и сердце. Только тогда она может подняться выше потолка комнаты.
Третий важнейший принцип — это личностность. Молитва в формате взаимоотношения: «Я — Бог», но не «я — молитвослов». Постоянно помнить, Кому мы молимся, и перед Кем предстоим. Мне запомнился один очень интересный рассказ. Человек возвращался с работы — уставший, голодный, и вот он заходит домой, закрывает двери, раздевается, разогревает еду, и по привычке встает перед иконами, начинает молиться: «Отче наш, Иже еси на небесех» — и вдруг он в глубине сердца слышит тихий-тихий голос: «Что, сынок?»… Иногда мы молимся и не ожидаем услышать ответ. Но такова тогда будет и цена нашей молитвы.
Четвертый и важный принцип — это внимательность. Мы должны постоянно бороться с рассеянностью на молитве. Потому что мы живем в мире суетном, ум наш очень-очень рассеян. И как только мы чуть-чуть ослабеваем в усилиях, ум тут же рассеивается, и наша молитва теряется. Что мы говорили, Кому мы говорили, зачем мы говорили… Очень полезно для себя после того, как мы помолились утром или вечером, спросить: а о чём мы молились, что мы просили? Если мы ничего не вспомнили — значит, такое было качество нашей молитвы, то есть не было какой-то внимательности, она была формальной и поверхностной.
Важно помнить, что постоянная молитва — это жизнь перед Богом. Помните, в Ветхом Завете святыми людьми называли тех, кто ходил перед Богом (см. Быт.6:9 ). И вот для нас с вами первый шаг к святости — это и будет молитва, постоянная память о Боге. Это помогает человеку правильно жить, помогает ему меньше грешить — ну, если я постоянно помню о Боге и постоянно молюсь, наверное, мне уже сложнее будет совершить какой-то грех. Поэтому, если мы сможем научить ребенка молиться — это один из главных шагов к нормальной духовной жизни, и более того — это почти единственное средство помочь ребенку преодолеть искушения молодости и остаться с Богом.
Ребёнок и молитва
Вот я много занимаюсь с детьми и с подростками и наблюдаю такую картину. Если ребёнок продолжает молиться — ему гораздо легче и проще преодолеть вот эти бурные искушения подросткового возраста и юности. Если же ребенок прекращает молитву — это первый звоночек о том, что что-то не так у ребенка во внутренней духовной жизни и в его взаимоотношениях с Богом. Поэтому если мы научим детей молиться, если для ребенка это будет важной составляющей его жизни — это поможет ему и в дальнейшем.
Мы помним, что главное, что передается детям в воспитании — это иерархия ценностей его родителей. То есть какие мы сами имеем ценностями, такие мы и передаем нашим детям. Мы не сможем передать им те ценности, которых нет у нас самих. Если у родителей ценность молитвы (как основного средства общения с Богом) где-нибудь на 30‑м месте, сделать так, чтобы у ребёнка она была где-то наверху, мы никогда не сможем — это будет чудо Божие, но не плод нашего воспитания. И только если ценность молитвы у нас в жизни будет высокой, тогда мы сможем привить эту ценность и нашим детям.
Как привить детям желание молиться?
Итак, как привить детям желание молиться. С таким вопросом очень часто подходят родители — и маленьких детей, и больших. Ответ на этот вопрос прост: никак. Мы можем показать, рассказать, научить, поделиться своим опытом, а желание должно рождаться уже из глубин сердца и от встречи с Богом. Хочется вспомнить замечательное произведение блаженного Августина под названием «Исповедь», где он очень ярко описывает свою встречу с Богом и свою молитву. И вот там как раз и показывается, как же происходит эта встреча и как же зарождается желание молиться. А привить детям это желание, насильно заставить их, или вот таким образом научить не получится — это большой кропотливый труд, когда мы передаем своё сердечное тепло, и свою любовь к Богу, и желание молиться своим детям.
Молитва родителей
Итак, с чего начать. Ребёнок должен видеть, что родители молятся и молитва делает их лучше, а не хуже. Ну, вот вам такой пример. Мама вечером встает на молитву, стоит с молитвословом, серьёзно молится. В это время там маленькая дочка к ней подбегает: «Мама, мама, там кошка на диван запрыгнула!» Какая мамина реакция? «Отойди, не видишь — я молюсь, не мешай мне молиться!» Ребёнок понимает: мама занимается очень серьёзным делом, и ей не до него. Но в тоже время он понимает, что мама от молитвы не становится добрее. Ведь можно сказать то же самое более мягко — мы ведь предстоим перед Богом, а не вычитываем для кого-то какое-то правило. Серьезно поговорить с ребенком о молитве, просто и на своем лично опыте рассказать, что такое молитва, а главное: зачем нужно молиться.
Зачем нужно молиться?
Вообще это главная проблема — зачем нужно молиться, как об этом рассказать ребенку. Ко мне подходят периодически мамочки с этим вопросом, но я не могу на него ответить для них. Потому что мой ответ всегда будет какой-то формальностью, какой-то внешней теорией. Я им всегда говорю: ну, вы подумайте и скажите то, что вы искренне думаете и считаете. Это будет самый лучший ответ. Очень важно возвращаться к этому разговору периодически — конечно, не слишком часто, чтобы не надоесть ребенку. Особенно по мере взросления ребенка. Допустим, можно поговорить о молитве каждый пост — четыре раза в год. Но не надо говорить нудно и поучительно, а лично и интересно. Нужно приводить примеры из собственной жизни — у каждого из нас примеров очень много. Вот что-то у нас случилось, заболело — мы помолились, и — раз! Господь нас исцеляет. Что-то у нас не получается, ситуация закручивается так сложно, что мы не знаем, как из нее выпутаться, и мы уже все перепробовали и обратились к Господу: «Господи, помоги!» — и ситуация таким образом разрешается, что получается еще лучше, чем было до этого, и лучше, чем мы могли представить. Вот о таких примерах из собственной жизни обязательно нужно говорить и возвращаться постоянно к этому вопросу. Возвращаться по мере того, как ребенок растет, взрослеет, как меняются обстоятельства его жизни.
Как молиться вместе с ребёнком?
Начать молиться вместе с ребёнком. Пусть это будет общесемейное дело, где перед Богом собираются все вместе — и большие, и маленькие. Если семья живет вместе с бабушкой, можно с бабушкой вместе встать, помолиться. Это не должно быть длинным молитвенным правилом — вычитыванием канонов, акафистов, правил утренних и вечерних. Это должна быть особая малая семейная молитва, с особым правилом, соизмеряясь с возрастом детей.
Очень важно объяснить смысл основных молитв — то есть о чём мы молимся. Здесь могут возникнуть проблемы, трудности у самих родителей, потому что иногда спрашиваешь: а что в этой молитве, о чём мы молимся. И получается, что человек не понимает — там, какой-нибудь грех в котором, он кается каждый день на вечернем правиле: «мшелоимство», или еще что-то, иногда не понимая. Ну, положено читать — я и читаю. А кто будет разбираться, кто будет узнавать и понимать, что это такое? И поэтому нам нужно сначала разобраться самим, а потом рассказать об этом детям. Если трудно, можно посмотреть русский перевод молитв — их довольно много, или подойти к священнику на приходе и попросить рассказать: «Батюшка, а вот в этой молитве о чём идёт речь, а что здесь главное, а что вот это значит?» Священник расскажет вам, а вы уже поделитесь своим опытом с ребенком.
Постоянство в молитве детей
Конечно, дети сначала будут о молитве забывать. Важно напоминать ребенку о молитве спокойно, ласково, терпеливо, где-то примером: пойдём, помолимся вместе; где-то шуткой: ну, про тебя Господь уже, наверное, совсем забыл, так давно ты к Нему не обращался. Если ребенок забыл помолиться, не стоит делать из этого трагедию, не нужно его ругать, и тем более, наказывать. Невольник — не богомольник. Нужно, чтобы это было добровольно. Ну, забыл и забыл — где-то можно пошутить, где-то можно так тихонечко сказать: ну, я так расстроился, я помолился, и думал — ты тоже об этом помолишься. Но только так. Говорить, что ребёнок плохой, если он не молится, ни в коем случае не нужно.
Молитва и жизнь
Важно соединять жизнь с молитвой. То есть если есть какая-то проблема, то нужно о ней помолиться: а давай мы с тобой об этом помолимся! Что-то радостное случилось — поблагодарить Бога: вот шёл дождик, а мы с тобой не промокли, потому что успели куда-то заскочить. Слава Тебе, Господи, благодарим Тебя! То есть чтобы молитва пронизывала всю нашу жизнь. Когда молитва становится просто формальностью — утром и вечером, утром помолились, вечером помолились — получается, что с Богом мы 7 минут утром, 10 минут вечером, а всё остальное время мы живём вне Бога, без Бога. Это плохо и неправильно. Поэтому нужно стараться, чтобы молитва пронизывала всю нашу жизнь.
Жить вместе с молитвой, дать понять ребенку, что молитва — это не слова в книжке, а часть реальной жизни. Если ребёнок не будет понимать, что молитва — это часть реальной жизни, он так на всю жизнь и запомнит, что молитва — это 10 минут утром и 10 минут вечером, когда папа — мама стоят и бубнят что-то себе под нос непонятное, скучное и неинтересное.
Приведу такой интересный пример. Я много лет занимаюсь с подростками, и с ребятами раз в год мы ездим на сплав. Сплавы большие — от 8 до 12 дней — вот по реке мы и путешествуем. Один раз с нами поплыл мальчик, который окончил воскресную школу, он был из большой верующей семьи, но ему уже исполнилось 17 лет и присутствовал определённый цинизм — он уже почти не молился, редко-редко исповедовался и причащался, и вот уже готовился к такой юной самостоятельной жизни. Так получилось, что весь день пока мы плыл, шел дождь, мы не могли пристать к берегу, чтобы укрыться от дождя, потому что на следующий день нас ждал автобус, и нам надо было успеть к определенному месту, приплыть в определенное время. Поэтому дождь — не дождь, но мы плыли. Уже день клонится к вечеру, солнце близится к закату, и нам нужно искать место для стоянки. Все промокли, голодные, потому что не ели — ну, наверное, часов 6; и первая байдарка, за ней идут катамараны, и ищут место для стоянки. Один поворот, другой поворот, третий поворот — нет мест. Либо слишком высокий берег, либо слишком маленькая полянка — а нас путешествует обычно много, 50–55 человек, — либо поляна занята уже кем-то, и вот так проходит два часа. Уже совсем-совсем темнеет, и нам негде встать. Кто-то в унынии, кто-то уже отказывается грести, у кого-то истерика. И вот этот молодой человек, который уже отходил от Бога — он повернулся ко мне, сказал: «Отец Никита, давайте помолимся, чтобы Господь как-то нас услышал и послал нам поляну!» То есть вот в жизни, даже вот в таких крайних обстоятельствах, но человек вспоминает о Боге. Это важно. Значит, его этому научили родители, и научила семья.
Должна ли молитва быть всегда одинаковой?
Можно разнообразить молитву. В храме каждый день читаются молитвы разные. Дома можно тоже в большие праздники петь или читать тропарь праздника. Между прочим, это будет очень полезно, потому что перед этим можно этот тропарь разобрать. В тропаре всегда заключён основной смысл праздника. Какие-то молитвы можно добавлять в посты, при определенных обстоятельствах — кто-то болеет, кто-то путешествует, у кого-то завтра экзамен, у кого-то непростое совещание, и мы добавили молитву и помолились о нем. Можно помолиться лично своими словами: помоги, Господи, нашей Машеньке завтра выступить на мероприятии, — а можно прочитать специальную молитву из молитвослова.
Хотелось бы поделиться с вами своим опытом. Мы с детками в Великий пост читаем особую молитву — вот такое переложение молитвы святого Ефрема Сирина с тремя земными поклонами. Детям очень нравится эта молитва и земные поклоны. Молитва следующая: «Господи и Владыко жизни нашей! Дух лености, злости, непослушания и обидчивости не дай нам. Дух же послушания, трудолюбия, терпения и любви пошли нам. Даруй нам видеть наши грехи и не осуждать наших ближних. Аминь.» Как видите, в молитве переложен основной смысл молитвы Ефрема Сирина богослужебной, но для того, чтобы он был более близок и понятен нашим деткам.
Как молиться детям разного возраста
У всех есть своя мера. С 0 до 3 лет ребёночка мама может держать на руках — или подержать за ручку, когда ребенок уже сам ходит, и просто вместе с ним петь молитвы. Ребёнок на руках — мама поет молитвы «Царю Небесный», «Достойно есть», «Отче наш». Ребёнок замечательно засыпает под молитвы. Можно читать правило тихонечко какое-то вслух — утреннее, вечернее — с ребёнком на руках, или еще как-то. Это тоже научает ребенка молитве.
С 3 до 5 лет можно дать ребенку в руки детский молитвослов, для ребенка это очень важно. Обычно там картинки, иконочки нарисованы. Рассказывать ему: вот здесь такая-то молитва, здесь мы об этом молимся. Он будет с удовольствием стоять рядом с нами и держать этот детский молитвослов, даже иногда и вверх ногами. Выучить с ребёнком какую-то очень краткую молитву — это может быть хотя бы «Господи, помилуй», или «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу» — но чтобы ребёнок обязательно сам эту молитву произносил. В этом возрасте ребёнку очень важно соучастие в делах старших. С этого времени нужно начать петь вместе с ребёнком. То есть мы берем молитву: «Царю Небесный», допустим, «Отче наш» — и поем вместе с ребенком, мы запеваем — он подхватывает.
В 5–7 лет ребенок уже может петь вместе со взрослым. А дальше поминаем родных. Только это поминание самое простое: спаси, Господи, и помилуй маму, папу, бабу Зою, деда Серёжу, воспитательницу там, нянечку, еще кого-то — то есть самых-самых ближних. Ну, и можно добавлять какие-то личные молитвы, понятные ребёнку. Заболела бабушка, мы молимся: исцели, Господи, бабу Таню, чтобы она не болела!
С 7 до 10 лет — здесь уже можно читать предначинательные молитвы, и ребёнок их может читать сам. Встали родители, говорят: «Молитвами святых отец наших», спели «Царю Небесный», ребенок прочитал «Святый Боже», прочитал дальше молитвы, потом спели «Отче наш». Вот ребёнок таким образом участвует. Можно выбрать одну или две молитвы — Ангелу Хранителю, Богородице, которые тоже ребёнок будет читать сам. Остальные молитвы лучше петь — начинать и заканчивать тоже лучше песнопением. Начинаем это «Царю Небесный», и заканчиваем молитвой «Достойно есть». Поминать учителей, родных, друзей ребенка и добавлять личные молитвы о насущных проблемах. Это обязательно. Если мы не научим ребенка молиться о насущных проблемах, он не будет это делать. Если научим — значит, будет молиться о своих проблемах.
С 10 до 14 лет постепенно мы увеличиваем уже молитвенное правило, но здесь важно посоветоваться с духовником ребенка, у кого тот исповедуется — какое бы молитвенное правило ребенок мог понести. Дети разные. Бывает, ребёнок на месте не может усидеть двух минут — неусидчивый, а бывает напротив: ребенку нравится делать всё, как взрослые, и он может понести уже большее молитвенное правило. Но в это время важно давать ребенку иногда помолиться самостоятельно. Лучше, чтобы ребенок и при совместной молитве прочитал большинство молитв сам, но не все. То есть мы делим молитвы: это ты читаешь, это я читаю, это другой ребёнок читает. Пение в молитвах лучше оставить.
С 14 до 18 лет — это самый сложный возраст. Здесь нужно смотреть по обстоятельствам и по ситуации. Постепенно увеличить правило, но до какой меры — опять же лучше посоветоваться с духовником, потому что у каждого мера здесь своя. Сразу на ребёнка накладывать полное молитвенное правило будет не совсем разумно. Пусть ребёнок вместе с духовником сам выберет молитвенное правило, а мы его в этом поддержим. Важно не терять совместной молитвы. То есть, конечно, в 14 лет уже сложно ребёнку всегда молиться вместе с родителями. Но допустим, в воскресенье или в праздники стараться молиться вместе, а в остальное время пусть ребёнок молится уже самостоятельно. Лишать ребенка самостоятельной молитвы тоже не стоит.
Что такое детское молитвенное правило?
Оно должно возрастать постепенно. Молитвы должны быть краткими, объяснёнными ребёнку обязательно, и должно быть пение молитв — об этом мы уже говорили. Есть детские молитвословы, но лет уже с 12 лучше брать молитвослов обычный, чтобы ребенок понимал, что он уже участвует в серьезной молитве по той же книге, по которой молятся и взрослые.
Бывают разные детские молитвенные правила. Вот у нас в детском лагере палаточном, который уже 12 лет мы проводим — там есть сокращенное утреннее и вечернее молитвенное правило. Утреннее правило — это где-то 8–10 минут; вечернее правило где-то 10–12. В принципе детей это не напрягает, мы также поем часть молитв, какие-то молитвы дети сами читают, но выбираем самые краткие и понятные молитвы.
Как готовиться с детьми ко Святому Причастию
Очень важно, чтобы с раннего детства была подготовка к Святому Причастию. Не нужно делать так, что вот ребенок раз маленький, на исповедь не ходит, то вот всё: утром мы встали, сегодня идём на Причастие! Ребёнок не готовился, у него нет ни внутреннего какого-то настроя, родители его потащили к Чаше, запихнули, увели — и ничего не произошло. Должен быть настрой внутренний — в первую очередь этому мы должны способствовать мы, родители, и воспитатели наших детей. Мы должны выработать в детях благоговейное отношение к Таинству Святого Причастия. Иначе оно и дальше будет таким. С дошкольником можно прочесть две коротенькие молитвы, которые читает священник с Чашей, выходя уже перед Святым Причастием. Вот эти молитвы можно прочитать с вечера. То есть мы вечером помолились, и потом ещё сказали: вот завтра ты будешь причащаться, давай вот эти молитвы прочитаем. Конечно, читает молитвы взрослый, но ребёнок стоит вместе с ним, крестится. Молитвы короткие и понятные, поэтому ребёнок не устанет. Со школьниками лучше уже вместе прочесть канон перед Святым Причастием. Каким образом его можно читать? — Особенно это с младшими школьниками, со средними подростками. Читаете канон либо вы, либо читаете канон по очереди — по песне, но обязательно припевы синхронно проговариваются. То есть прочитали тропарь и вместе читаете «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и Дух прав обнови во утробе моей» — синхронно вместе читаете. Таким образом ребенок как бы соучаствует в вашей молитве. Хорошо накануне перед Святым Причастием прочитать Евангелие, поговорить о духовной жизни, поговорить о молитве — и вообще, чтобы этот вечер он был немножко отделенным от других, чуть-чуть чем-то отличался. Тогда у ребенка вырабатывается и благоговейное отношение к молитве.
Очень важно научить ребенка, что можно говорить с Богом о своих проблемах. Когда тебе трудно, больно: помолись, поговори с Богом о них. Но этому нужно ребенка научить. Кто-то приходит сам, конечно, к этому, но если мы этому не научим, есть вероятность того, что ребёнок сам к этому тоже не придёт.
Атмосфера в доме
Ещё замечательно создать дома атмосферу. Зажечь свечу или лампаду, покадить ладаном, достать из укромного места какой-то молитвослов. Сейчас есть такие издания с золотыми страницами, с такими толстыми мелованными красивыми страницами и иллюстрациями. И вот папа достает этот молитвослов, и люди молятся перед иконами, с зажженной лампадой. На ребенка это создает определенное благотворное впечатление, и самое главное, настраивает на молитву — как нас, так и детей.
Всегда нужно подчеркивать важность молитвы. Какие бы у нас ни были дела, с кем бы мы ни разговаривали по телефону, какой бы важный матч ни шел по телевизору — мы всё откладываем и идем молиться. Таким образом мы покажем ребенку ценность молитвы — для нас молитва очень важна, и мы готовы отложить всё ради того, чтобы помолиться. Это будет пример ценностного отношения к молитве.
Благодарственные молитвы
Очень важно благодарить Бога за конкретные вещи. Написал ребенок контрольную, хорошо что-то у него получилось, что-то в жизни случилось такое радостное — поблагодарите Бога за это. Сначала сами, потом вместе с ребенком — и таким образом вы ребенка научите благодарить Бога за обстоятельства своей жизни. Обязательно молиться за больных, за какие-то обстоятельства, за друзей, потому что это научает ребенка, что вот тот мир, в котором он живет — его можно освятить молитвой. Подрался он с Ванькой — помолись за Ваньку. Обидел его кто-то — помолитесь за этого человека. Этим вы научите ребенка евангельским истинам.
Личные молитвы
Ну, и конечно, очень важно — должна быть молитва личная. Если мы в молитве замыкаемся только на молитвослове, то такая молитва постепенно уйдёт просто в формальность. Вычитал правило — положил, ушел. Кому ты молился, зачем ты молился — нет понимания вот этого самого главного внутреннего, душевного соприкосновения с Богом. И вот научить ребенка личной молитве — это одна из важнейших вещей научения молитве вообще. Ребёнок, может быть, не будет когда-то в какое-то время читать правило молитвенное, не вспомнит какую-то молитву, но лично обратиться к Богу он всегда сможет. Это поможет ему и где-то быть рядом с Богом, и действительно, не впасть в какие-то страсти, соблазны или искушения.