какие вузы учитывают итоговое сочинение в 2021
В каких вузах принимают итоговое сочинение?
Российские вузы имеют право принимать итоговые сочинения абитуриентов и начислять дополнительные баллы к ЕГЭ.
Вузам разрешено использовать свои критерии оценивания. ФИПИ выпустил лишь общие рекомендации для вузов по оценивания итогового сочинения.
Вузы, которые будут учитывать итоговое сочинение в 2020 году
Список не полный! подробнее смотрите на сайтах вузов.
→ Университет ИТМО — 1 балл
→ Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» имени В.И. Ульянова — 1 балла
→ Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна — до 10 баллов
→ Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А.Бонч-Бруевича — 1 балл
Другие города и регионы
→ Южный федеральный университет — 1 балл при приеме на специальность «Филология»
→ Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова — 1 балл
→ Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники — до 2 баллов
→ Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского — до 5 баллов
→ Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта — 1 балл
→ Донской государственный технический университет — до 5 баллов
→ Северо-Кавказский федеральный университет — до 10 баллов при приеме на специальности «Филология» и «Педагогическое образование (с двумя профилями → подготовки)» (профиль — Русский язык и литература)
→ Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова — до 10 баллов
→ Челябинский государственный университет — до 10 баллов
→ Челябинский государственный институт культуры — до 10 баллов
Какие вузы учитывают итоговое сочинение в 2021
Высшая школа экономики – кажется, последним из всех вузов – отказалась перепроверять в 2021 году так называемое итоговое сочинение (ИС) и давать за него дополнительные баллы . Заканчивается шестилетний роман вузов страны с этой некогда внушавшей им смутные надежды, а теперь окончательно разочаровавшей формой, введенной в 2014 году в качестве формы допуска старшеклассников к сдаче ЕГЭ, и вузы стали искать ей альтернативу (о чем чуть ниже). За это время итоговое сочинение пережило трех министров образования/просвещения, при каждом наполняясь своим собственным смыслом, что тоже, видимо, послужило его постепенной девальвации. Но все по порядку.
С чего все началось
Введено ИС было на основании поручения президента РФ Федеральному собранию от 27 декабря 2013 года по инициативе группы общественных деятелей, озабоченных, что в школе «перестали писать сочинения» и «читать книги». Упало поручение не плечи тогдашнего министра образования Дмитрия Ливанова, чья реформаторская команда, по-видимому, и нашла способ, как адаптировать довольно архаичную для XXI века форму к потребностям сегодняшнего дня: вузам было предложено перепроверять сочинения и ставить за них дополнительные баллы, чтобы участвовать в отборе абитуриентов. (Напомним: право было отобрано у большинства вузов с введением ЕГЭ.)
На призыв министерства откликнулось порядка 200 вузов. Не все из них перепроверяли сочинения – некоторые просто засчитывали их наличие, так как перепроверка потребовала бы от них довольно серьезных бюджетов и соответствующих кадров.
НИУ ВШЭ тогда давало за самые лучшие сочинения 10 баллов, МГУ им. М.В. Ломоносова ограничивалось тремя.
Как обходили закон и почему итоговое сочинение называли «сочинением по “Капитанской дочке”»
Рабочая группа при Минобре придумала, как обойти довольно тонкий момент: Закон об образовании запрещал вводить два экзамена по одному предмету, и ИС было объявлено «метапредметным», однако предложения некоторых членов рабочей группы разрешить писать ИС на темы, по-настоящему интересные абитуриентам и связанные с выбором направления их будущей подготовки в вузе, услышаны не были.
Сочинение утвердили как «литературоцентричное» и повесили его проведение и проверку в школе (как правило, бесплатные) на самых бессловесных и двухжильных из учителей – учителей-словесников, которые и так тащили на себе подготовку к ОГЭ/ЕГЭ по двум предметам – русскому языку и литературе.
«Литературоцентричность» означала, что рассуждать школьники должны на какую-то морально-этическую тему, интересную больше не им, а тем, кто и придумал это ИС (например, «Почему важно беречь честь смолоду»).
А раскрывать тему – на материале художественной литературы, из-за чего сочинение сразу же окрестили «сочинением по “Капитанской дочке”», так как практически все темы (кроме темы лермонтовского юбилея в первый год) можно было раскрыть на материале бессмертной повести Пушкина.
Чтобы ребята заранее не обзаводились шпаргалками, темы не оглашались – только «пять тематических направлений», в рамках которых конкретные темы затем и формулировались. Сильные учителя тут же начали составлять рекомендательные списки по этим направлениям, но и здесь нередко случался казус: прочитанное заранее произведение могло никак не подходить к той конкретной формулировке темы, которая объявлялась в день экзамена, и не всякий школьник это понимал – многие подменяли сочинение на тему сочинением на тематическое направление в целом!
Число вузов, желающих учитывать такие сочинения, резко поубавилось, зато заработала в полную мощь индустрия «готовых работ», а также разного рода пособий, курсов и индивидуальной подготовки к написанию ИС.
Если в первый год содержание перепроверяемых вузами сочинений еще иногда радовало разнообразием, то с каждым годом они все словно бы переодевались в одинаковую униформу.
Как спасали души школьников и приобщали к чтению и написанию текстов
Но тут министра Дмитрия Ливанова красиво сменила министр Ольга Васильева, и общий контрреформаторский тренд продвигаемой ею образовательной политики затронул и сочинение. Интересы вузов учитывать никто уже не стремился, ИС теперь понималось исключительно как способ приобщить школьников к чтению литературы и написанию текстов хотя бы в 300–350 слов, и вообще – как деятельность душеспасительная.
Педагогическая аксиома же, что угроза недопуска к ЕГЭ – плохой мотиватор заинтересованного чтения, упускалась из виду.
«При чем тут вузы! – пафосно на одном из совещаний воскликнула высокопоставленная чиновница. – У вас есть олимпиады, вот пусть они интересы вузов и учитывают!»
А вузы тем временем сталкивались с тем, что скачиваемые на перепроверку из единой базы сканы ИС могли быть нечитаемыми, неполными, нести на себе очевидные следы правки чужой рукой. Проверять на плагиат такие рукописные копии тоже было тяжело – ведь для этого их сначала надо набрать на компьютере!
Энтузиазм вузов продолжал таять, желающих иметь дело с ИС становилось все меньше, и та же Вышка предусмотрительно снизила в 2019 году максимальные 10 баллов до 5.
Проколы и ошибки итогового сочинения
Изучать результативность введенной формы ИС отпочковавшийся от Минобрнауки Минпрос не спешил (по крайней мере объявлять об этих результатах публично), а неофициальные замеры, проводимые самими учителями, показывали, что, скажем, в школах Самарской области в 2017 году 2/3 всех сочинений писалось всего по 12 произведениям, и все эти произведения – из школьной программы 7–10-х классов, то есть ничего принципиально нового во время подготовки к ИС школьниками не читалось.
Учителя стали жаловаться, что после ИС дети и вовсе бросали хоть что-нибудь читать, переключаясь полностью на подготовку к ЕГЭ по другим предметам.
Была и еще одна принципиальная ошибка в требованиях, предъявляемых к ИС. Аргументировать тезисы работы предлагалось примерами из художественных произведений, но это невозможно, так как художественное произведение суть вымысел, и к любому тезису можно подобрать примеры, как его «подтверждающие», так и «опровергающие»! Скажем, тезис, что человеку труднообойтись без общества, можно легко опровергнуть обращением к судьбе Робинзона Крузо, 28 лет прожившего в одиночестве на своем необитаемом острове; а можно подтвердить примерами судьбы «Дикого помещика» Салтыкова-Щедрина или гордого Ларры из «Старухи Изергиль» Горького – если вас, конечно, не смущает, что и то и другое – сказки. Надо ли говорить, что само по себе умение аргументировать свои тезисы вымыслом и не различать факт и фантазию – привычка вредная, противоречащая сути того, что называют «критическим мышлением», без которого современный человек легко становится добычей разного рода экстремистских организаций и деструктивной пропаганды.
Когда министерству указали на прокол в критериях, в некоторых нормативных документах (но не везде!) заменили требование «аргументировать» примерами из литературы – требованием «подкреплять» ими свою аргументацию.
Да вот беда – не пояснили, что же в таком случае может служить такого рода аргументацией! По крайней мере нигде в документах я определения «аргумента» не нашел, и разного рода пособия в основном сосредоточены на анализе произведений литературы. А ведь для вышеупомянутой темы таким аргументом мог бы быть анализ «синдрома Маугли»; разъяснение, почему Аристотель называл человека «животным социальным» – или упоминание опыта пребывания узников долгие годы в одиночной камере… Но кто из рядовых учителей знает, что так и можно, и нужно? В результате в ИС школьники по-прежнему ищут аргументы в вымышленных мирах художественной литературы.
Учителя до сих пор в тревоге и недоумении: неужели 2 декабря карантин будет снят и сочинение будет писаться? Или ребятам разрешат его скачать с соответствующих сайтов прямо из дома?
Значит, смысл ИС – лишь в том, чтобы оно было проведено.
Тем более что с ним год из года с первого раза справляются 97–98% старшеклассников, а после трех пересдач в прошлом году не было допущено к ЕГЭ всего 500 человек.
Сочинения по физкультуре?
Видимо, это стало последней каплей для вузов, и 14 из них собрались в пул и объявили о том, что они будут проводить свой собственный Чемпионат сочинений «Своими словами», на котором школьники смогут писать сочинения так, как это безрезультатно обсуждалось еще 6 лет назад.
Это могут быть сочинения по физике, по экономике, по физкультуре – даже по литературе, но только в том случае, если литература – выбор самого школьника, связанный с выбором им будущего направления его подготовки в вузе.
Такие сочинения готовы проверять сами вузы – причем доверять перепроверку специалистам в соответствующей области, а не изнуренным бесконечными работами словесникам.
За названием «Своими словами» стоит убежденность в важности умения создавать развернутые письменные высказывания о том, что выпускника действительно волнует или интересует (например, собственный научной или творческий проект), причем умения рассказывать о сложном – просто и доступно, видя адресата своего рассказа.
Поэтому отборочный тур Чемпионата будет проходить в формате онлайн-тестирования, но проверять у участников будут их функциональную грамотность, умение видеть логические ошибки и когнитивные искажения, способность критически осмысливать прочитанное. А те, кто пройдет это испытание, получит доступ на региональном этапе к написанию сочинения – на базе одного из 14 вузов-организаторов. Первые дополнительные баллы эти вузы готовы давать уже на втором этапе, а за максимальным числом баллов победители должны будут отправиться в Москву на финал Чемпионата.
Впрочем, детали этого мероприятия можно узнать на сайте (регистрация участников будет продолжаться до 15 ноября включительно, еще можно успеть).
Я же со своей стороны замечу, что, когда профессионалы берут в свои руки процесс организации того, в чем действительно нуждаются наши школьники и что действительно будет востребовано в дальнейшем, происходит самое важное в нашем образовании. Одни открывают частные школы или школы домашнего образования. Другие – создают Свободный университет для всех желающих. Третьи – думают о том, как, предлагая новые правила поступления, мотивировать выпускника быть самим собой, демонстрировать свои лучшие качества и не бояться своими словами говорить.
Ну а для профессионального сообщества всё это определенный «месседж» – какие формы развернутого письменного высказывания востребованы сегодня и высшим образованием, и самой действительностью. А значит, это еще и вызов школе: сможет ли она его услышать и ему соответствовать?
ЕГЭ-2021. Как написать итоговое сочинение лучше?
Осталось несколько месяцев до старта кампании ЕГЭ-2021. 15 апреля выпускники школ напишут итоговое сочинение, чтобы получить допуск к государственной аттестации. Но для некоторых будущих абитуриентов это еще и дополнительный шанс на поступление в нужный вуз.
Когда пройдет итоговое сочинение в 2021 году: 15 апреля 2021 года, а также в дополнительные сроки – 5 и 19 мая 2021 года.
Итоговое сочинение — первый этап ЕГЭ, один из самых комфортных. Выпускники пишут его в своей школе, проверяют работы свои же учителя (хотя который год обещают ввести проверяющих со стороны). Непосредственно перед началом экзамена становятся известны темы — из пяти нужно выбрать одну. Темы формируются в рамках заранее объявленных направлений. В 2020-2021 годах это: «Забвению не подлежит», «Я и другие», «Время перемен, «Разговор с собой», «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения». Здесь можно почитать комментарии разработчиков к тематическим направлениям итогового сочинения-2021.
Экзамен длится 3 часа 55 минут. Для участников итогового сочинения (изложения) с ОВЗ, детей-инвалидов продолжительность написания итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.
За итоговое сочинение можно получить зачет или незачет; каждая зачтенная работа также оценивается в баллах по установленным критериям. Результаты экзамена будут опубликованы на официальном портале ЕГЭ.
Задача большинства — просто получить зачет. Согласно статистике последних лет, это не так уж трудно: «неуд» получают меньше процента от общего числа участников. Исправить оценку можно в резервные даты: если ничто не изменится, это будут 21 апреля и 5 мая.
Что дает итоговое сочинение
Хорошая оценка за итоговое сочинение — не просто зачет, а еще и «индивидуальное достижение», за которое некоторые вузы дают дополнительные баллы при поступлении (так же, как за победы в школьных олимпиадах, волонтерство, спортивные заслуги). О желании зачесть оценку за сочинение абитуриент должен сам заявить в приемной комиссии. Действует это право в течение четырех лет после получения оценки. Многие вузы перепроверяют работу и ставят свою оценку.
Выбирая, на скольких произведениях строить рассуждение, выпускник должен иметь в виду следующее. Хоть в критерии №2 оценки сочинения («Аргументация. Привлечение литературного материала») указано: «достаточно опоры на один текст», ФИПИ советует учитывать и требования вуза, в который он планирует подавать свое сочинение как индивидуальное достижение. Вуз вправе разрабатывать свои критерии оценивания сочинений, в которых указывается на необходимость привести два и более литературных аргумента. Вуз также может требовать привлечения не только литературного аргумента, но и опоры на произведения других видов искусства или на исторические факты. Таким образом, в сочинении, кроме литературного аргумента, могут быть аргументы, связанные с театром, кино, живописью, историческими документами (при проверке такие аргументы рассматриваются как органичная часть сочинения).
Какие вузы добавляют баллы за сочинение
Вузы, которые дают дополнительные баллы за итоговое сочинение, могут менять условия год от года. Поэтому лучше уточнять детали в самом заведении. К примеру, в 2020 году МГУ давал за итоговое сочинение до 2 баллов, МИФИ — до 2 баллов, ВШЭ — до 5 баллов, ИТМО — 1 балл, ЛЭТИ — 1 балл, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна — до 10 баллов, Санкт-Петербургский университет телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича — 1 балл.
Некоторые вузы баллы не начисляют, но учитывают как критерий в пользу выпускника при прочих равных.
Как написать итоговое сочинение лучше
Лучше сопоставить 2–3 произведения
Самая распространенная ошибка — это отсутствие конкретики при аргументации своих мыслей. Обойтись общими словами не получится; основная часть сочинения — это аналитическая работа. Пересказывать сюжет выбранного произведения и его общеизвестную трактовку не нужно. Надо рассмотреть отдельные эпизоды, наиболее ярко иллюстрирующие заявленную тему. Привести по возможности цитаты. Таким образом ученик покажет, что он не просто «что-то слышал» об этом, а читал и вникал в смысл.
Ограничений по выбору литературы нет. Это могут быть и современные произведения как российские, так и зарубежные. По сути, достаточно как следует изучить всего несколько книг из школьной программы, чтобы получить нормальную оценку. Но тем, кто рассчитывает на высокий балл или просто хочет написать достойную работу, этого будет мало. Начитанность или ее отсутствие всегда проявляется в работе.
Можно опираться на одно произведение, но лучше сопоставить два-три. Не сравнить, а именно сопоставить, раскрыв тему с разных сторон. При этом более важно качество аргументации, чем количество произведений.
При проверке обращают внимание и на культуру речи. Желательно, чтобы выпускник использовал в тексте литературоведческие термины: художественный метод, система образов, композиция, кульминация и другие. Можно обратить внимание на яркую метафору, отметить гиперболизированный образ. Опять же, это должно быть уместно и конкретно.
Спасти ситуацию поможет Пушкин
Выбирайте тему сочинения, на которую сможете уверенно порассуждать с опорой на литературный источник. Соответствие рассуждений заявленной теме — главный критерий оценки сочинения на зачет.
Обычно направления тем становятся известны в начале сентября, у школьников есть несколько месяцев для подготовки (как минимум, три — в доковидные годы сочинение писали в декабре, — ред.). В это время нужно сделать упор на изучение литературных произведений, проблематика которых подходит заданным направлениям. Это не так уж и сложно даже для учащихся с небольших читательским кругозором, так как есть универсальные произведения, подходящие для большого круга проблем и тем. При этом объем их невелик, и чтение не отнимет у школьника много времени. Например, таким универсальным текстом является «Капитанская дочка» Пушкина. На мой взгляд, для литературной аргументации по некоторым заданным направлениям достаточно будет хорошего знания этой повести.
Однако, возможно, одного текста для аргументации будет мало. Ведь работа должна быть выполнена в рамках определенного объема — не менее 250 слов (рекомендуемое количество слов — 350). Есть три «глыбы» — «Преступление и наказание», «Война и мир» и «Обломов»: чтение и понимание проблематики этих романов может дать пищу для литературной аргументации на любую тему. Если школьники испытывают серьезные затруднения с чтением и не могут похвастать хорошим знанием этих произведений, я бы советовала прочитать и использовать при анализе такие небольшие тексты, как «Телеграмма» Паустовского и «Выстрел» Пушкина. Они могут быть хорошей опорой для раскрытия часто встречающихся тем.
Хорошо, если ученик попробует заранее написать пробные варианты сочинений в домашних условиях — примерные темы в рамках заданных направлений есть в интернете. Это отличная возможность потренировать навык формулировки мысли на письме.
Чем проще предложение, тем яснее мысль. Не надо умничать, оригинальничать и выпендриваться. Четкое, связное аргументированное изложение без грубых речевых ошибок — вот что ценят эксперты при оценивании.
Итоговое сочинение 2021: как подготовиться
Подготовиться за месяц, поговорить от лица предметов в комнате и получить за это дополнительные баллы в вузе
Направления
Требования к сочинению
Критерии оценивания, или как получить незачёт
Советы по подготовке
Краткие ответы на главные вопросы
Итоговое сочинение, которое обычно проходит в декабре, в 2021 году состоится 15 апреля. О чём писать в итоговом сочинении, где искать аргументы, как подготовиться за месяц и каких типичных ошибок нужно избегать, рассказывает преподаватель онлайн-школы «Фоксфорд» по литературе Юлия Дэль.
Направления
Не путайте направления и темы сочинения. Сами темы вы узнаете только на экзамене. Например, в прошлом году были темы «В чём заключается рыцарское отношение к женщине» по направлению «Он и она» и «Согласны ли Вы с тем, что безвыходных ситуаций не существует» по направлению «Надежда и отчаяние». Тем будет пять по числу направлений.
Забвению не подлежит
Здесь необходимо поразмышлять о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки, культуры, которые повлияли на развитие общества и цивилизации в целом.
Я и другие
В этой теме подумайте о взаимоотношениях личности и общества. Эта тема позволит максимально выразить свою позицию, своё мнение. В основу сочинения можно положить рассуждения о причинах возникновения конфликтов и способах их избежать. В качестве аргументов используйте и произведения, и примеры из собственного опыта.
Время перемен
Ваша задача — подумать и написать о меняющемся мире, вспомнить, как было раньше, а как сейчас, сравнить прошлое и настоящее. Напишите о своём отношении к современности, оцените происходящее в историческом контексте. Можно поразмышлять о том, как формируется мировоззрение. Для примеров в этом направлении хорошо подойдут мемуары, публицистика.
Разговор с собой
В этом направлении затрагивайте важные для всех вопросы: что значит быть собой, любить и принимать себя, в чём смысл жизни, зачем понимать свои и чужие поступки. Здесь же можно затронуть тему, почему важно сохранять внутреннюю цельность, быть стойким и не хандрить, и, наоборот, чем опасно слишком легкомысленное отношение к жизни.
Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Вы должны охватить такие темы, как запросы современного человека, его культурные ценности. Опишите, что важно для нынешнего поколения, для вас лично. Подумайте, какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у человечества XXI века.
Требования к сочинению
Сочинение должно соответствовать двум основным требованиям:
Рекомендуемый объём — 350 слов, максимальный не оговаривается, но чем больше вы напишете, тем лучше. Если в сочинении будет 250 слов или меньше, его просто не будут проверять.
Сочинение должно быть написано самостоятельно, без подсказок, списывания или использования заученных фрагментов чужого текста. Важно излагать собственные мысли. Цитирование допускается в небольших количествах.
Критерии оценивания, или как получить незачёт
Чтобы получить зачёт за всё сочинение, необходимо получить зачёт по трём критериям: «Соответствие теме» и «Аргументация. Привлечение литературного материала» — в обязательном порядке, а также по одному из других критериев.
Соответствие теме
Здесь проверяют содержание сочинения. Главное — отвечать на вопрос, поставленный в теме, размышлять над проблемой, обозначенной во вступлении.
Незачёт ставится, если сочинение не соответствует теме, нет ответа на поставленный вопрос, нет ясной цели высказывания.
Типичные ошибки
Аргументация. Привлечение литературного материала
Этот критерий позволяет оценить, умеете ли вы строить рассуждение и доказывать свою позицию. Кроме того, так проверяют ваш литературный багаж. Для аргументации используйте художественные произведения, публицистику, мемуары, научную литературу и даже устное народное творчество, за исключением малых форм. Можно брать как отечественных, так и зарубежных авторов.
Требуется не менее двух аргументов. Они могут быть из одного произведения.
Не старайтесь написать сочинение так, чтобы оно понравилось проверяющему. Высказывайте своё мнение и позицию.
Незачёт ставится, если:
Типичные ошибки
Композиция и логика рассуждения
Здесь оценивается, насколько хорошо вы умеете выстраивать свои мысли.
Незачёт ставится, если:
Типичные ошибки
Качество письменной речи
Этот критерий оценивает, насколько хорошо вы умеете излагать свои мысли письменно.
Незачёт ставится, если:
Типичные ошибки
Грамотность
Незачёт ставится, если на 100 слов допущено более 5 ошибок любого вида — и пунктуационных, и орфографических.
Советы по подготовке
Читайте
Чем больше вы прочитаете самых разных книг, тем больше у вас будет материала для рассуждения и аргументов.
Начните с литературы по школьной программе. Не бойтесь использовать «банальные» произведения и аргументы. Главное — не блеснуть оригинальностью, а правильно аргументировать мысль и не наделать фактических ошибок. Поэтому берите те произведения, в которых точно уверены. Если сомневаетесь — лучше не надо.
Используйте готовые списки произведений по направлениям итогового сочинения. Они уже подготовлены специалистами и выложены в интернет.
Не старайтесь найти универсальное произведение, в котором найдутся аргументы для всех тем. Такого не существует. Конечно, в объёмных произведениях — например, в «Войне и мире» — поднимается больше проблем. Но есть и короткие книги с разными темами и конфликтами: рассказы Чехова, «Котлован» Платонова.
Ведите читательский дневник
Он может быть бумажным или электронным. Прочитайте произведение, а потом запишите в дневник:
Таким образом, вы лучше запомните произведение и получите заготовку для приведения аргументов.
Смотрите фильмы
Если не успеваете всё прочитать, смотрите советские экранизации классических произведений — они наиболее близки к оригиналу. Просмотр фильма дополняйте чтением краткого пересказа сюжета.
Анализируйте чужие сочинения
Найдите в сети примеры сочинений прошлых лет, которые получили хорошие баллы. Разберите, как они написаны. Попробуйте скомпоновать из нескольких сочинений на одну тему ещё один текст. На самом экзамене так делать не надо, но для тренировки этот способ подойдёт.
Можно использовать не только хорошие, но и плохие сочинения, пусть они станут образцом, как не надо делать. Анализируя чужие сочинения, отмечайте удачные предложения и идеи, выписывайте их, неудачные старайтесь исправить.
Составляйте план
Составление плана помогает придерживаться главной мысли и не совершать логических ошибок. Не пишите коротко, потратьте лишние 5–10 минут на обдумывание. Чем больше деталей в плане, тем проще писать сочинение.
Подсказка: чтобы сформулировать тезис, используйте ключевые слова в названии темы.
Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
Часто между людьми по тем или иным причинам возникают конфликты.
Какова роль любви в жизни человека?
В жизни человека любовь играет главную/важную роль.
В жизни человека любовь не играет никакой роли.
Пишите сочинения для тренировки
Если не можете придумать, о чём написать, оглянитесь и посмотрите на предметы, которые вас окружают. Выберите один, напишите историю от лица предмета. Этот способ помогает снять напряжение и писательский блок.
Дальше переходите к более серьёзной подготовке. Выберите 5–10 тем из списка итогового сочинения 2020 года и к каждой напишите тезисы. Затем составьте план аргументов, как описано выше. Это нужно для того, чтобы не потерять мысль и не сделать логическую ошибку.
Если не получается логично и связно выразить свои мысли письменно — попробуйте наговорить ваши мысли на диктофон, а потом послушайте, запишите и отредактируйте то, что получилось.
Пишите так часто, как получается. Вы сформируете навык, перестанете бояться чистого листа, научитесь быстро формулировать тезисы и подбирать аргументы.
Отдавайте готовые сочинения на проверку
Не пишите в стол. Если сочинение никто не увидит, то и с ошибками не поможет. А они наверняка будут, как минимум в первых работах. Если вы готовитесь без преподавателя, обменивайтесь сочинениями с одноклассниками или просите почитать родителей. Здесь нужно быть уверенным, что проверяющий увидит ошибки, а не похвалит за них. Можно читать своё творение вслух, это помогает со стороны увидеть проблемные места в тексте.
Как сочинение поможет поступить в вуз
Не все вузы просят предоставить сочинение на проверку, уточняйте этот момент в приёмной комиссии.
Оценивается сочинение примерно по тем же критериям. Некоторые вузы формируют дополнительные критерии высокобалльного сочинения, например опора на более чем одно произведение, подбор нетривиального литературного материала и нестандартные композиционные решения. Обычно критерии приведены на сайте вуза.
Количество дополнительных баллов, которые можно получить за сочинение, также различается от вуза к вузу.