какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные

Доклад из опыта работы «Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. 38a6520f77f43ad0294a9557d5b15e94. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные фото. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные-38a6520f77f43ad0294a9557d5b15e94. картинка какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. картинка 38a6520f77f43ad0294a9557d5b15e94. Марина Жаркова
Доклад из опыта работы «Методы и приёмы работы учителя-дефектолога с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

Методы и приемы работы учителя-дефектолога с детьми с ОВЗ

На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигаются задачи создания условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, его возможностями и способностями.

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонения в развитии, очень значительно. Соответственно, увеличивается риск школьной дезадаптации и неуспеваемости. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь около 10% детей, поступающих в школу. В связи с этим как никогда ранее возросла актуальность проблемы педагогической помощи и обучения этой группы детей, в том числе и детей-инвалидов.

Состояние здоровья детей, имеющих отклонения в развитии, препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Поэтому они нуждаются в особом индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной образовательной программы.

В настоящее время происходит переосмысление содержания коррекционной работы в соответствии с новыми Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования, которые учитывают образовательные потребности особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. Для осуществления квалифицированной коррекции нарушений детей с ОВЗ разработан механизм адаптированной Программы для детей с ОВЗ.

Существует множество традиционных и нетрадиционных методик, позволяющих решать комплекс задач и проблем, стоящих перед педагогом, к которому пришел ребенок с ОВЗ.

Методы и приемы, которые я использую в своей коррекционно-развивающей работе с детьми данной категории.

К традиционным методам относятся:

1. Словесные (вопросы, объяснение, беседа, рассказ).

2. Наглядные (наблюдения, демонстрация различных наглядных иллюстраций, схем).

3. Практические (практические упражнения, графические работы).

1. При использовании словесных методов в коррекционной работе необходимо иметь виду, что вопросы педагога должны быть хорошо продуманы и четко сформулированы и должны быть доступны детям. Часто используется одноступенчатая инструкция. Объяснение педагога часто требует повтора. Рассказ педагога также должен быть лаконичным, четким, эмоциональным и выразительным.

Дети с ОВЗ испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

2. Наглядные методы особенно широко применяются в коррекционной работе. Наглядный метод является очень действенным методом в коррекционной работе, поэтому к нему предъявляются определенные требования. Так, например, иллюстрационный материал должен быть понятен детям, не иметь множества лишних деталей, соответствовать изучаемой теме. Схемы должны быть предельно четкими и доступными пониманию детей.

3. Из общепринятых практических методов в коррекционной работе наиболее эффективными являются упражнения и дидактическая игра. Необходимость упражнений обусловлена слабой мыслительной активностью детей данной категории, ослабленной памятью, трудностями восприятия и т. д. Поэтому, с помощью упражнений, многократного выполнения умственного и практического действия достигается овладение определенными знаниями.

Исходя из опыта своей работы, видно, что применение всех методов в совокупности приводит к наиболее эффективному положительному результату.

В дополнение к традиционным методам воздействия, я активно использую нетрадиционные формы и методы работы. Они помогают в достижении максимальных возможных успехов и принадлежат к числу эффективных средств коррекции.

1. К таким методам можно отнести фитотерапию. Это лечение с помощью лекарственных растений. Этот метод хорошо зарекомендовал себя при лечении дизартрии, логоневрозе и т. д.

2. Музыкотерапия – воздействие музыки на ребенка. Можно использовать музыку для расслабления перевозбуждения ребенка, при релаксации в промежутках между занятиями и т. д.

3. Хромотерапия – воздействие цвета на организм ребенка. Так, например, синий цвет расслабляет, уменьшает головные боли. Это важно для детей с ЗПР. Фиолетовый цвет способствует выработке гормонов радости, повышает иммунитет, обладает успокаивающим воздействием при бессоннице, нервных и психических нарушениях.

4. Песокотерапия – игры с песком. Специалисты психологи утверждают, что песок поглощает негативную энергию, очищает ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.

Особое место занимает дидактическая игра. Именно в дошкольном возрасте ребенок усваивает знания через игру. «Учить – играя». Такого принципа придерживаются коррекционные педагоги. Дидактическая игра содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения.

В своей работе я использую игры и игровые упражнения известного автора В. В. Воскобовича. Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, но и закрепление навыков, которыми он недавно овладел. Дети в игре чувствуют себя самостоятельными.

Развивающие игры Воскобовича – это особенная, самобытная, творческая и очень добрая методика. В основу игр заложены три основных принципа – интерес, познание, творчество. Технология В. В. Воскобовича заключается в построение такой игровой деятельности,в результате которой развиваются все психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, речь.

Игры Воскобовича – это необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника, что и требует сегодня от нас ФГОС. Их простота, незатейливость, большие возможности в плане решения воспитательных и образовательных задач неоценимы в работе с детьми. Игры подобного рода психологически комфортны. Ребенок складывает, раскладывает, упражняется, экспериментирует, творит, не нанося ущерба себе и игрушке. Игры мобильны, многофункциональны, увлекательны для детей.

Используя технологию Воскобовича, я поняла важность развивающих игр в работе с детьмии осознала справедливость народной мудрости: «Дайте ребенку что-нибудь в руки, чтобы он начал думать».

В специально организованных условиях обучения и воспитания у детей с задержкой психического развития положительная динамика в усвоении умений и навыков безусловна, но у них сохраняется низкая способность к обучению. Но, наша задача в дошкольном мире – привить такому ребенку умение к социальной адаптации.

Список используемой литературы:

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья:психологические основы: учеб. Пособие – М. : ВЛАДОС, 2004.

2. Аникушина Е. А., Бобина О. С., Дмитриева А. О., Егорова О. Н., Калянова Т. А., Мамонтова М. Ю., Старцева С. П., Фомин В. С. Инновационные образовательные технологии и активные методы обучения: Методическое пособие. –Томск: В-Спектр, 2010. – 212 с.

3. Беличева С. А. Психолого-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями – М., 1998.

4. Гликман И. 3. Теория и методика воспитания. М., 2003.

6. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – М. 2002.

7. Пузанов Б. П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии / Под ред. – М., 1999.

8. Шматко, Н. Д. Для кого может быть эффективным интегрированное обучение / Н. Д. Шматко // Дефектология. 1999. № 1.

какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. detsad 292399 1431446705. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные фото. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные-detsad 292399 1431446705. картинка какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. картинка detsad 292399 1431446705.Игры с мячом и природным материалом во время летней прогулки с детьми с ограниченными возможностями здоровья Прогулки на свежем воздухе необходимы ребенку для нормального развития. Во-первых, растущий организм ребенка нуждается в свежем воздухе.

какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. detsad 170464 1458915848. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные фото. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные-detsad 170464 1458915848. картинка какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. картинка detsad 170464 1458915848.Фотоотчёт по проекту «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» В предыдущей работе я предложила Вашему вниманию проект. Наш детский сад посещают дети с особенностями в развитии. Трудно начинать работать.

какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. detsad 248721 1523369211. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные фото. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные-detsad 248721 1523369211. картинка какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. картинка detsad 248721 1523369211.Маскотерапия в работе с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Добрый день, уважаемые коллеги! Вашему вниманию я представляю опыт работы арт-терапевтической направленности с использованием элементов.

Описание опыта работы «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Описание опыта работы по теме: «Социальное воспитание детей с ограниченными возможностями» Когда мы говорим, что знаем о проблемах родителей.

какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. detsad 170464 1569440731. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные фото. какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные-detsad 170464 1569440731. картинка какие приемы работы использует учитель дефектолог предметные или метапредметные. картинка detsad 170464 1569440731.Презентация проекта «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Моя презентация проекта называется «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Какими.

Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» Проект «Взаимодействие учителя-дефектолога с родителями по проведению коррекционной работы с детьми» ЦЕЛЬ: Приобщение родителей к развитию.

Источник

Методы и приёмы работы с детьми ТМНР учителя- дефектолога.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Методы и приёмы работы с детьми ТМНР учителя- дефектолога

В настоящее время актуальной является проблема обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Ребенок с тяжелыми и множественными нарушениями может производить очень мало действий и определение его интересов крайне затруднено. Подвержен изменениям психоэмоционального состояния, иногда случаются во время занятия приступы. Ребёнок получает медикаментозные препараты и это надо учитывать, ожидая определённой учебной деятельности. В этом случае задача педагога оринтироваться на актуальные возможности ребёнка и его ограничения. При нормальном эмоциональном состоянии ребёнка занимать сдержанную активную, но творческую позицию в стимулировании внимания и интереса ребенка, поддерживать интерес ребенка имеющимися материалами (яркие цвета, громкие и необычные звуки, текстура материала или его температура), при этом наблюдая за собственными действиями ребенка и применяя вмешательство в соответствии с ними. Вовремя применить нужный приём. Все занятия должны иметь гибкую структуру, разработанную с учетом возрастных особенностей детей и степени выраженности дефекта. Формы работы определяются целями занятий, для которых характерно сочетание как традиционных приемов и методов, так и инновационных технологий

Методы и приёмы коррекционно-развивающей работы

Практические методы и приёмы обучения определённым действиям, коррекция и развитие коммуникативных способностей с учётом возможностей ребёнка :

— целенаправленные действия с дидактическими игрушками;

— многократное повторение практических действий;

-наглядно-действенный показ способа действий;

обследование предметов (зрительное, тактильно-кинетическое, слуховое, комбинированное);

— наблюдение за предметами и явлениями природы;

— рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.

— речевая инструкция ребёнку;

— описание предмета учителем;

— указания и пояснения как пояснение способов выполнения задания.

— похвала, подбадривание как повышение интереса к выполняемым действиям.

Представим некоторые приемы применяемыми на занятиях.

Развитие мелкой моторики, воображение, усидчивости, концентрации внимании, познавательный интерес и закрепление материала.

Надо помочь герою, разобрать различные крупы, застегнуть молнию и т.д.

Шагаем крышечками и с сопровождением стихотворения. Подбираем крышечки по цвету схожим с рисунком, закрепляем названия цветов, цифр. Развитие мелкой моторики, внимание, памяти, пространственной ориентировке.

Дети ищут определенный предмет (овощи, фрукты ) в пуговицах, фасоли, гречки.. Описывают этот предмет.

Развитие моторики, концентрации внимания, закрепления материала, развитие словаря.

При натягивании разноцветных резиночек создаем разные фигуры, сюжеты.

Закрепляем цвет и ориентировку в пространстве; развиваем глазомер, мелкую моторику. Воспитываем самостоятельность, усидчивость.

Установление зрительного контакта не всегда возможно. Дети не фиксируют взгляд на педагоге.

Пример: прием «Щикатушки» (стимуляция тактильных ощущений)

Цель: Развитие тактильных ощущений обучающегося, стимулируя его реакции на прикосновения. Взять руку ребенка и пощекотать:

Здесь пень (запястье),

Здесь колода (локоть),

А здесь ключевая водица (подмышки).

Выполнение определенного задания по образцу.

Развитие восприятия, мышления, внимания.

Такой прием может быть использован:

на этапе мотивации обучающихся к учебной деятельности;

во время закрепления учебного материала

при подведении итогов и рефлексии.

Есть несколько способов включения приема «Волшебная шкатулка».

карточки с заданием;

предметы, которые послужат объектом для исследования на уроке;

предметы, помогающие освоить учебный материал;

листок с информацией, которую предстоит обсудить.

фишки, отражающие впечатление от урока.

Не просто показать детям содержимое шкатулки, а предложить им самим узнать, что в ней лежит. Для этого они должны:

узнать по описанию;

сделать собственное предположение, исходя из темы урока.

Инструкция. Возьми игрушку. Положи игрушку.

Здороваюсь с каждым ребенком. Обязательно берем его за одну или две руки. Тактильный сигнал: «я здесь». Эмоциональный настрой на ребенка и создание доброжелательной атмосферы на занятии.

Ты сегодня молодец.

Источник

Система работы школы с детьми с ОВЗ. Современные образовательные технологий, методы и приёмы, направленные на формирование метапредметных результатов у учащихся с ОВЗ

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Система работы школы с детьми с ОВЗ. Современные образовательные технологий, методы и приёмы, направленные на формирование метапредметных результатов у учащихся с ОВЗ

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка школьников к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях, в связи с чем возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Важное место в учебном процессе занимает коррекционно-развивающая модель обучения (Худенко Е.Д.), которая обеспечивает школьников комплексными знаниями, выполняющими развивающую функцию.
В авторской методике коррекционного обучения акцент сделан на следующие аспекты учебного процесса:
— развитие механизма компенсации ученика с ОВЗ через учебный процесс, который строится особым способом;
— формирование системы знаний, умений и навыков, определенных Программой, в контексте развития активной жизненной позиции у ученика, до профессиональной профориентировки, развития перспективы будущего;
— освоение учеником набором моделей учебного/внеучебного поведения, обеспечивающих ему успешную социализацию, соответствующую определенной возрастной категории.
В результате коррекционно-развивающего обучения происходит преодоление, коррекция и компенсация нарушений физического и умственного развития детей с нарушениями интеллекта.
Для развития в целом личности ребёнка очень важную роль играют коррекционно-развивающие уроки. Это уроки, в ходе которых происходит отработка учебной информации с позиции максимальной активности работы всех анализаторов (зрения, слуха, осязания) каждого конкретного ученика. Коррекционно-развивающие уроки способствуют работе всех высших психических функций (мышления, памяти, речи, восприятия, внимания), направленные на решение поставленных целей и задач урока. В основе коррекционно-развивающих уроков лежат принципы технологии:
Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей, развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации.

Например, на уроке по теме «Склонение имен существительных» дается задание «раздели данные слова на группы, добавь слово в нужную группу».
На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребёнку. Например, на уроке литературы дается задание «Найди отрывок в тексте, который изображен на иллюстрациях». которое способствует динамичности восприятия и позволяет постоянно упражняться в обработке информации. Динамичность восприятия – это одно из основных свойств данного процесса. Еще есть «осмысленность» и «константность». Эти три характеристики и составляют суть процесса восприятия.
Принцип продуктивной обработки информации заключается в следующем: организуется обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования.

Например, при изучении темы «Состав слова» дается задание – «Собери слово» (Из первого слова возьми приставку, из второго – корень, из третьего суффикс, из четвертого – окончание).
Принцип развития и коррекции высших психических функций предполагает организацию обучения таким образом, чтобы в ходе каждого урока упражнялись и развивались различные психические процессы. Для этого необходимо включать в содержание урока специальные коррекционные упражнения: для развития зрительного внимания, вербальной памяти, двигательной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, мышления и пр. Например,
• на концентрацию внимания даю задание «Не пропусти ошибку»;
• на словесно-логическое обобщение – «Какое время года описано в стихотворении, как это определили?» (животное, дерево и т.п.).
• на слуховое восприятие – «Исправь неправильное утверждение».
Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Для этого даю творческие и проблемные задания, но соответствующие возможностям ребёнка.
Устойчивый интерес к учебной деятельности у умственно отсталых школьников формируется через проведение уроков-путешествий, уроков-игр, уроков-викторин, уроков-исследований, уроков-встреч, сюжетных уроков, уроков защиты творческих заданий, через привлечение сказочных персонажей, игровую деятельность, внеклассную работу и использование различных приёмов.
Добиваться высокого уровня эффективности уроков позволяют информационные ресурсы. В кабинете имеются диски по теоретическим и практическим разделам русского языка, с тестовыми заданиями. Использование компьютерных дисков на уроках русского языка позволяет обучающимся лучше воспринимать объяснения учителя, узнавать много новой информации, проверять свои знания и умения с помощью тестов.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов, поэтому здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе.
В своей практической деятельности важно обеспечивать укрепление психического здоровья учащихся, используя:
— Методы предупреждения и коррекции психоэмоционального напряжения у детей (Разминка во время напряженной интеллектуальной деятельности, музыкально-ритмическая гимнастика).
— Упражнения на снятие нервного напряжения у детей («Воздушный шар». «Артистическое приседание», «Любопытная Варвара» (расслабление мышц шеи), «Лимон» (расслабление мышц рук), «Слон» (расслабление мышц ног), «Сосулька» (быстрое снятие сильного эмоционального и физического напряжения), «Тишина» (расслабление всего организма),»Бубенчик», «Задуй свечу», «Летний денек»,«Муха»).
— Упражнения на развитие эмоциональной сферы («Шалтай-Болтай», «Релаксация», «Гимнастика», «Хорошее настроение», «Споем», «Поссорились два петушка», «Иголка и нитка», «Дракон кусает свой хвост», «Лисонька, где ты?», «Слушай команду», «Я не знал!», «Возьми и передай», «Раздумье»).

Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенных опытом познания.

Метапредметные включают в себя освоенные ууд, которые составляют основу ключевых компетенций школьников.

«Использование современных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках»

Овладение современными педагогическими технологиями, их применение учителем – обязательная компетенция профессиональной деятельности каждого педагога.

Исходя из этого, можно выделить современные технологии, элементы которых возможно применять на уроках в коррекционной школе VIII вида:

1.технология разноуровневого обучения

3.технология проблемного обучения

Технология разноуровневого обучения .

Относительно новая технология разноуровневого обучения, учитывающая индивидуальные особенности каждого ребёнка, создающая комфортные психолого-педагогические условия для активной познавательной деятельности учащихся, развивающая их мышление, самостоятельность. Относительно новая потому, что она базируется на тех же принципах, что и индивидуализация и дифференциация обучения, которые используются в педагогике давно.

А в настоящее время технология разноуровневого обучения является одним из ключевых направлений школы. Технология разноуровневого обучения – это технология организации учебного процесса, в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Особенно актуальна она в нашей специальной (коррекционной) школе, где обучаются дети с нарушением интеллектуального развития.

Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Можно также применять и при изучении новой темы. Объясняю материал от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.

Анализируя знания учащихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:

Это обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.

Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.

Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

Технология проблемного обучения

На современном уроке ключевым этапом является этап мотивации. Необходимо выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Процесс создания мотивации требует от педагога особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего урока.

В своей работе я широко использую игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников. На таких занятиях складывается особая атмосфера, где есть элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение работать в группе: её победа зависит от личных усилий каждого. Достаточно часто это требует от ученика преодоления собственной застенчивости и нерешительности, неверия в свои силы.

В своей работе я использую игровую деятельность в следующих случаях:

В качестве части урока.

Игровую технологию можно использовать в качестве проведения целого урока, например игра – путешествие.

Дидактические игры на закрепление, повторение и обобщение материала. Кроссворды, головоломки, ребусы и т. д.

Таким образом, дидактическая игра на уроках пополняет, углубляет и расширяет знания, является средством всестороннего развития ребёнка, его умственных, интеллектуальных и творческих способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять жизнь коллектива учащихся интересным содержанием, способствовать самоутверждению ребёнка.

При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитываю интересы и склонности ребенка.

Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличиваю уровень сложности игры или задания, которые определяю строго индивидуально для каждого ребёнка.

Технология нравственного воспитания

способствует становлению, развитию и воспитанию в ребенке благородного человека, путем раскрытия его личностных качеств. Развитие и становление у учащихся гуманной позиции по отношению к окружающим его людям. Развивает самовоспитание. На уроках стараюсь воспитывать правильное отношение учащихся к сверстникам. Обучение «мастерству общения». На уроках применяю презентации на нравственные темы для иллюстрации своего рассказа, так как они помогают создать разнообразные зрительные иллюстрации и звуковое сопровождение для нравственного развития учащихся.

Сначала устно обсуждаем новый материал, затем основные моменты записываются учениками в тетрадь, работаем с картинками, использую тематические презентации, т.е. на уроке постоянно происходит смена деятельности учащихся. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, провожу физкультпаузы, эмоциональную разрядку, зарядку для глаз, минутки для шутки, рефлексию строго слежу за соблюдением учащимися правильной осанки. Использование здоровьесберегающих технологий обучения в коррекционной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса.

В заключении хочется отметить, что образовательные технологии позволяют повысить интерес учащихся к учебной деятельности, предусматривают разные формы подачи и усвоения программного материала, заключают в себе большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал.

Активно внедряю «физкультминутки» в структуру урока. На своих уроках я провожу различные виды физминуток, стараюсь их разнообразить. Физминутки могут проводиться в различной форме и воздействовать на различные органы.

Внедрение ИКТ в специальных (коррекционных) школах, прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья, т.к. у них помимо системного недоразвития всех компонентов языковой системы имеется дефицит развития познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, бедный словарный запас, недостаточные представления об окружающем мире.

Создание уроков–презентаций даёт возможность учителю использовать методы активного, деятельностного обучения. Проведение таких уроков требует от учителя специальной подготовительной работы. Уроки становятся интереснее, эмоциональнее, они позволяют учащимся в процессе восприятия задействовать зрение, слух, воображение, что позволяет глубже погрузиться в изучаемый материал. Мультимедийная презентация даёт возможность подать информацию в максимально наглядной и легко воспринимаемой форме.

Ученики с ограниченными возможностями интеллекта почти всегда пользуются непреднамеренным (непроизвольным) запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание и кажется интересным. Располагая на слайде минимальное количество объектов, выделяя, при этом, центральный, проговаривая все, что видим, обсуждая все незнакомые объекты, мы добиваемся концентрации внимания и более успешного запоминания ребенком материала.

В современной практике постоянно растёт роль тестирования как одного из методов педагогических измерений. Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний на своих уроках я использую различного рода электронные тесты. Контроль и самопроверку знаний позволяют осуществить электронные кроссворды. Большой интерес вызывают интерактивные кроссворды, позволяющие проверить правильность ответов. В случае правильно названных ответов, в поле кроссворда появляется слово и иллюстрация, в противном случае звучит музыка, или появляется слово «подумай». Интересными для учителя и учащихся являются интерактивные игры и тренажеры по определённой теме.

В ней выделяются следующие методы:
• объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
• репродуктивный;
• частично поисковый (эвристический);
• проблемное изложение;
• исследовательский.
Другая, классификация методов по организации и осуществлению учебно-познавательной деятельности; методам ее стимулирования и мотивации; методам контроля и самоконтроля, предложенная Ю. К. Бабанским. Эта классификация представлена тремя группами методов:
• методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа); наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.); практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и д.р.); репродуктивные и проблемно-поисковые (от частного к общему, от общего к частному), методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;
• методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности с целью психологической настройки, побуждения к учению), методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в учении;
• методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности: методы устного контроля и самоконтроля, методы письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля.
Наиболее приемлемыми методами в практической работе учителя с учащимися, имеющими ОВЗ, считается объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично поисковый, коммуникативный, информационно-коммуникационный; методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Группа поисково-исследовательских методов предоставляет наибольшие возможности для формирования у учащихся познавательной активности, но для реализации методов проблемного обучения необходим достаточно высокий уровень сформированности у учащихся умения пользоваться предоставляемой им информацией, умения самостоятельно искать пути решения поставленной задачи. Не все младшие школьники с ОВЗ обладают такими умениями, а значит, им требуется дополнительная помощь учителя и учителя-логопеда. Увеличивать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ, а особенно детей с задержкой психического развития и вводить в обучение задания, в основе которых лежат элементы творческой или поисковой деятельности можно только очень постепенно, когда уже сформирован некоторый базовый уровень их собственной познавательной активности.
Активные методы обучения, игровые методы – очень гибкие методы, многие из них можно использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.
Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит, надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы, что важно не только для школьников с нарушениями речи, но и особенно важно для школьников с ОВЗ.
Роль мотивации в успешном обучении детей с ОВЗ трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации обучающихся выявили интересные закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе. Возможности различных методов обучения в смысле активизации учебной и учебно-производственной деятельности различны, они зависят от природы и содержания соответствующего метода, способов их использования, мастерства педагога. Каждый метод активным делает тот, кто его применяет.
С понятием метода тесно связано понятие «приема обучения». Приемы обучения – конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. Приемы обучения характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обуславливаются целью применения. Реальная деятельность обучения состоит из отдельных приемов.
Кроме методов, в качестве средства активизации учебной деятельности могут выступать формы организации обучения. Говоря о различных формах обучения, имеются в виду «специальные конструкции процесса обучения», характер взаимодействия учителя с классом и характер подачи учебного материала в определенный промежуток времени, который обусловлен содержанием обучения, методами и видами деятельности учащихся.
Формой организации совместной деятельности учителя и учащихся является урок. В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Общие принципы и правила коррекционной работы:
1. Индивидуальный подход к каждому ученику.
2. Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).
3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:
— игровые ситуации;
— дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;
— игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;
— психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

Еще одним условием успешного обучения детей с ОВЗ является организация групповых и индивидуальных занятий, которые дополняют коррекционно-развивающую работу, и направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся с ОВЗ. Основные формы занятий, зависящие от количества участников процесса: работа в парах (объясняют друг другу какой-либо вопрос, защищают свою тему, оценивают результаты работы товарища); групповая работа по одной теме (объяснение материала, обсуждение, выступление, оценка работы); ученик вместо учителя (объясняет тему); подготовка сообщения по теме. Такое обучение можно использовать на уроках математики, русского языка, окружающего мира, литературного чтения. Организация работы учащихся базируется на следующих этапах: Ориентировочный: учитель четко формулирует задание (главное слово — существительное), затем распределяет задания случайным образом: чем является в предложении, род, число, падеж, подчеркнуть и т. д. (выбор остается за ребенком); Исполнительный: обязательно предоставить каждому ученику (это формирует адекватную самооценку); Контрольно-оценивающий: на этом этапе важно, чтобы дети понимали критерии оценивания работы каждого ее участника (активность, результат, главный эффект — рефлексия). Организация данной работы предполагает включенность каждого ребенка на основе понимания его возможностей. Учитель подбирает необходимый наглядный материал — картинки, схемы, иллюстрирующие содержание задания. У детей формируются умения самообучения, контроля и оценки. В то же время ученик, в процессе совместной работы с классом усваивает необходимый учебный материал и приобретает опыт преодоления трудностей. При этом работа над преодолением чужих трудностей помогает понять собственные проблемы. В такой ситуации выигрывают все ученики. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в обязательной части учебного плана, а также средствами внеурочной деятельности. Стандарт предлагает 1–2 часа ритмики и не менее 5 часов внеурочной деятельности, носящей коррекционно-развивающий характер. Эти занятия должны быть использованы на развитие внимания, памяти, фонематического слуха, связной речи, совершенствования мыслительных операций и мелкой моторики, то есть направлены на формирование именно тех важнейших и необходимых умений, которые нужны конкретной группе детей или отдельному ребенку для успешного овладения метапредметными учебными действиями.
Заключение

Таким образом, применение разнообразных технологий, методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность, способствует формированию метапредметных результатов у учащихся с ОВЗ.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *