какая зарплата у учителей математики в школе
Сколько получает учитель математики?
Учитель математики это профессия, которая может привлекать всех, кто любит точные науки, видит красоту и гармонию в алгебраических выражениях и геометрических задачах. При этом такие специалисты зачастую зарабатывают больше, чем их коллеги-предметники.
Как стать учителем математики
Для того, чтобы преподавать в школе математику, нужно иметь профильное высшее образование. Впрочем, сейчас во многом требования смягчились, и теоретически профильное образование человеку иметь уже необязательно. Если у соискателя есть высшее образование, и он хочет преподавать точные науки, он может просто пройти переподготовку на учебных курсах, работающих при институтах повышения квалификации. Тогда в течение нескольких месяцев он будет изучать технологии организации учебных занятий, эффективные методики обучения школьников, основы педагогики, а после этого получит диплом, дающий право преподавать математику.
Кстати, даже учителя, имеющие профильное высшее образование, обязаны раз в три года проходить курсы повышения квалификации. Разумеется, в перерывах между ними они могут посещать семинары или участвовать в конференциях, но учеба на курсах все равно является обязательной.
Основные требования к учителю математики
Для педагога недостаточно просто уметь решать математические задачи соответствующей степени сложности (в том числе составленные в качестве заданий для олимпиады). Он должен уметь пользоваться всеми математическими инструментами, в том числе и компьютерными, чтобы объяснять ученикам, как их можно применять, а также для того, чтобы визуализировать данные. Учитель должен иметь представление о том, где в современной науке и тем более в быту применяются математические элементы. Он должен уметь совместно со своими учениками строить логические рассуждения, изучать современные информационные источники, читать периодику и научно-популярную литературу.
Как рассчитывается зарплата учителя математики
Разумеется, все приведенные в статистических отчетах цифры являются усредненными показателями. Каждому конкретному специалисту зарплату рассчитывают непосредственно в школе, и она состоит из четырех частей, а именно:
Компенсационная часть начисляется в процентах от оклада. Есть определенные ориентиры, которых придерживаются при расчете. Например, многое зависит от квалификационной категории. Так, учитель первой категории дополнительно получает к зарплате 15% от оклада.
Что касается стимулирующей выплаты, то все педагоги зарабатывают определенное количество баллов – в каждой школе решается, как они начисляются и как определить ценность одного балла. Понятно, что чем больше их будет, тем выше будет зарплата педагога.
На практике, конечно, премии есть далеко не всегда. Кроме того, правила для начисления и выплаты стимулирующей части постоянно меняются, так что уровень зарплаты учителей математики, особенно в регионах, остается не слишком высоким. В столице дела обстоят немного лучше.
У педагогов, работающих в коррекционных школах и в интернатах, могут быть дополнительные надбавки. Они устанавливаются не руководством школ, а органами местного управления.
Кроме того, хотя учителя должны получать дополнительные надбавки за классное руководство и сверхурочную работу, в том числе за работу на ЕГЭ, на практике это далеко не всегда так, поскольку директору и управляющему совету приходится исходить из того, сколько средств выделил бюджет и каким будет основной фонд зарплаты. А еще часть работы учитель математики может выполнять на общественных началах. Это, например, подготовка класса к экзаменам, составление отчетности и документации, организация избирательных участков. Ведь если выплачивать дополнительные надбавки за все перечисленное, денег из общего фонда не хватит на выплату остальным педагогам.
Сколько получает учитель математики в России?
Следует отметить, что у тех учителей, которые преподают математику, зарплаты выше, чем у других «предметников» – просто за счет того, что у них большая нагрузка, ведь математике отведено в целом большее количество учебных часов. Согласно официальной статистике, средняя зарплата учителя математики в России составляет почти 23 тысячи рублей. Больше всего вакансий по этой профессии открыто в Ленинградской и Белгородской областях, а также в Республике Татарстан.
Однако лидерами по уровню доходов являются Москва и северные регионы. Так, например, на Чукотке средний уровень зарплаты учителя математики составляет 65 тысяч рублей. А в столице педагог получает в среднем 45 тысяч рублей в месяц. В Магадане средний уровень зарплаты составляет 44 тысячи рублей, в Ненецком АО – около 40 тысяч рублей. Разумеется, на Севере зарплаты больше за счет повышающих коэффициентов, которые призваны компенсировать работу в сложных условиях.
Что касается Москвы, то указанная цифра относится только к государственным учебным заведениям. В частных школах уровень зарплаты может составлять 60-70 тысяч рублей и даже больше. При этом у работы в частных школах есть свои преимущества. Помимо того, что здесь платят как минимум 300-350 рублей в час, тут гораздо меньше отчетности и бумажной волокиты, и у педагога остается больше времени на повышение квалификации. Здесь тоже отдельно могут доплачивать за классное руководство или проведение каких-то дополнительных занятий.
В Санкт-Петербурге доход учителя математики, работающего в государственной школе, составляет в среднем 42 тысячи рублей, но в Ленинградской области он ниже.
В других регионах уровень зарплаты будет еще меньше. Например, в Воронеже он составляет 36 тысяч рублей, в Калуге учитель математики в среднем получает 32 тысячи рублей в месяц. Примерно столько же – в Калининграде и Вологде. А вот в Туле и Твери средний уровень дохода учителя математики колеблется в пределах 26-28 тысяч рублей. В маленьких городах зарплата может составлять 22-25 тысяч рублей.
Может ли учитель повысить свой доход
Самым простым способом (и, кстати, в соответствии с текущим законодательством, полностью легальным при должном оформлении) является репетиторство. При этом в зависимости от нагрузки на основном месте работы учитель может уделять репетиторству 4-10 часов в неделю. Расценки в среднем составляют 700 рублей в час, но в Москве они могут быть и выше. То есть в неделю можно получать до 3-7 тысяч рублей дополнительного дохода, хотя выдержать такой график будет очень тяжело.
Сколько получают учителя математики на Западе?
В большинстве стран уровень зарплаты у школьных учителей не слишком велик, хотя в целом он в основном соответствует среднему уровню дохода граждан. Например, в Германии учитель может получать 3500-4000 евро. Но здесь тоже многое зависит от стажа (чем больше опыт работы, тем выше зарплата). Кроме того, в этой стране преподаватели могут вести несколько предметов сразу, причем даже из разных областей знания. Различаются зарплаты и в зависимости от места проживания специалиста. Например, в Рейн-Вестфалии они ниже, чем в Баварии.
В США также учителя могут вести сразу несколько предметов. И здесь им могут доплачивать за проведение внешкольных занятий. Кроме того, уровень зарплаты напрямую зависит от результатов профессиональных тестов. Но в то же время есть зависимость и от штата, в котором они проживают. Например, в Южной Дакоте школьные учителя получают только порядка 3500 долларов в месяц, а в Калифорнии – 7500 долларов. В то же время в частных школах учителя математики могут получать и 12 тысяч долларов ежемесячно.
Сколько на самом деле получают учителя
И хватает ли в российских школах преподавателей
Официально средняя зарплата школьного учителя в России составляет 42 тысячи рублей.
По информации Росстата, учитель в Москве получает почти 97 тысяч рублей в месяц, в Тюмени — чуть меньше 50 тысяч, в Екатеринбурге — около 40 тысяч. Мы решили посмотреть, сколько денег предлагают педагогам в вакансиях, которые школы отправляют в центры занятости.
В одной из прошлых статей мы уже проводили подобный эксперимент: сравнивали официальные и реальные зарплаты медиков. Оказалось, что на деле врачам и медсестрам платят вдвое меньше, чем пишет Росстат.
Что и как мы считали
По «майскому указу» президента с 2012 года зарплата учителя в школе должна равняться средней по региону. Забегая вперед, скажем, что, если верить Росстату, это требование выполняют только шесть субъектов: Москва, Севастополь, Белгородская, Ленинградская, Сахалинская области, а также Алтайский край.
Официальные зарплаты школьных учителей и средние зарплаты по регионам мы взяли на сайте Росстата. Так как статистики предоставляют данные о педагогах по итогам первого квартала, среднюю зарплату по регионам мы тоже посчитали сразу за три месяца.
Зарплаты учителей в регионах, РосстатXLSX, 22 КБ
Средние зарплаты по регионам, РосстатXLSX, 107 КБ
Реальные суммы мы смотрели в вакансиях на сайте «Работа в России». Здесь публикуют вакансии все центры занятости страны, куда бюджетные учреждения должны сообщать о свободных ставках. Условный директор школы вряд ли станет вводить в заблуждение центр занятости: первый же человек, который придет по направлению устраиваться на работу, раскроет обман.
Мы скачали базу вакансий «Работы в России», выбрали оттуда всех учителей бюджетных школ, гимназий и лицеев. В расчет не брали социальных педагогов, а также тех, кто ведет различные факультативы, логопедов и дефектологов. В итоге получилось 13,5 тысячи вакансий. Почти во всех предлагают зарплату ниже официальных 42 тысяч: только в 400 объявлениях указана сумма выше.
Кроме этого мы ориентировались еще на один источник данных: в феврале попросили читателей, которые работают в бюджетных организациях, рассказать о своей зарплате. Почти двести человек из принявших участие в опросе работают учителями. В статье мы приведем и эти данные.
Хватает ли в России учителей
По данным Высшей школы экономики, в 2018—2019 учебном году в российских государственных школах насчитывалось 1,067 млн педагогов. Почти треть — это учителя начальных классов, их 312 тысяч человек. На втором месте — учителя русского и литературы: 125 тысяч. На третьем — математики: 98 тысяч.
Статистический сборник «Индикаторы образования», ВШЭPDF, 4,5 МБ
Дефицит педагогов в России есть, но он небольшой: школы укомплектованы на 97,2%. То есть в стране не хватает около 30 тысяч учителей. Каждая пятая вакансия — учитель начальных классов, стране нужно 6,3 тысячи таких педагогов. Кроме того, свободно 3,7 тысячи ставок преподавателей иностранного, 3,3 тысячи — русского и литературы, 2,8 тысячи — математики.
Но есть другая проблема: четверть учителей в России старше 55 лет, из них каждый пятый старше 65. Учитывая, что школьные преподаватели имеют право выйти на пенсию после 25 лет работы, в ближайшие годы эта сфера может столкнуться с дефицитом кадров.
А еще, по статистике, школьный учитель в России — это чисто женская профессия: по данным ВШЭ, педагогов-мужчин в стране всего 6,5 тысячи человек — меньше одного процента. Хотя в это верится с трудом: в России около 42 тысяч школ. Если в каждой работает хотя бы один учитель-мужчина — физрук или трудовик, то число таких педагогов должно быть примерно в шесть раз выше.
Сколько платят учителям
Сильнее всего реальные и официальные зарплаты различаются в Московской области: в вакансиях предлагают 31,7 тысячи рублей — 42,4% от 55 тысяч, о которых говорит Росстат. На втором месте по этому показателю — Липецкая область: здесь предлагают 14,1 тысячи, что составляет 45,2% от средней зарплаты по данным статистиков — 31,3 тысячи. На третьем — Оренбургская область: обещают платить в среднем 17,3 тысячи рублей, то есть 46,1% от заявленных Росстатом 32 тысяч.
Ближе всех к росстатовским зарплатам подобрались школы в Ингушетии: средняя в вакансиях — 20 тысяч рублей. Это 87,4% от официальных 22,9 тысячи.
Но даже если поверить Росстату, то почти везде власти не выполнили указ, который призывал платить учителям среднюю зарплату по региону. Получилось только у шести территорий.
Регионы, в которых официальная зарплата учителей соответствует средней
Регион | Средняя зарплата по региону | Официальная зарплата учителя | Зарплата в вакансиях |
---|---|---|---|
Москва | 95 492 Р | 96 957 Р | 79 500 Р |
Сахалинская область | 89 415 Р | 89 780 Р | 42 787 Р |
Ленинградская область | 46 598 Р | 47 641 Р | 23 724 Р |
Белгородская область | 35 425 Р | 37 666 Р | 19 601 Р |
Севастополь | 34 178 Р | 38 980 Р | 22 831 Р |
Алтайский край | 27 602 Р | 28 006 Р | 19 324 Р |
Что сами учителя думают о своей работе
Я проработала в одной из школ Саратова 39 лет — продолжала и после того, как вышла на пенсию: учить детей мне нравится, тем более что математика им нужна для ЕГЭ. Но этот учебный год стал для меня последним. Минусы системы школьного образования перевешивают радость от работы.
Небольшая зарплата. В государственных и муниципальных школах платят меньше, чем в частных. До прошлого года я работала в лицее-интернате РЖД. Зарплату мне платила компания, хоть и государственная, — 25 тысяч в месяц. Потом РЖД решила, что лицей в нашем городе ей не нужен, и в 2019 году его передали в собственность города. В итоге в прошедшем учебном году в школе я получала примерно 17 тысяч рублей.
У меня было три класса: два выпускных и один шестой. Я проводила по 23 урока в неделю. Учеников в классах много, в одном было аж 35 человек. 17 тысяч — это с учетом доплат за ведение школьного кружка, звание почетного работника общего образования, проверку тетрадей. Также выдавали 100 Р в месяц на литературу: на эти деньги учителя должны покупать методические материалы и учебники.
Непрозрачные стимулирующие выплаты. Чтобы получить стимулирующие выплаты к окладу, нужно собрать портфолио и сдать его в администрацию города. Там определят точный размер выплат. Распределяют их так: на школу приходит, допустим, 100 тысяч рублей, а их потом делят между всеми учителями. Кто-то получит 3 тысячи, кто-то — 5 тысяч, а кто-то — 8 тысяч. На практике больше достается тем, кто сумеет собрать лучшее портфолио, а не много работает с детьми. Из-за того, что школу передавали из рук в руки, я не успела в этом году вовремя подать документы — и осталась без стимулирующих выплат.
Большая нагрузка. После уроков, собраний, заполнения журналов и другой школьной работы я приходила домой и проверяла тетради. На это уходило еще больше времени, чем на сами уроки. За проверку доплачивали всего 1300 Р в месяц. Работала шесть дней в неделю, всего один выходной. На подработку репетитором времени и сил почти не оставалось.
Бюрократия. В школе очень много проверок, отчетов и бумажной волокиты, за которые отдельно никто не доплачивает. Большая часть такой работы не нужна никому, кроме проверяющих, хотя и им вряд ли интересно все это читать. На ненужные бумаги уходит куча времени, которое лучше было бы потратить на детей. Общение с администрацией — постоянный стресс.
Неадекватные родители. Очень многие родители считают, что к их детям не могут найти подход, что с ними как-то не так разговаривают на уроках или просто не могут научить нужному. К учителю предъявляют много претензий, от этого устаешь. С самими школьниками гораздо проще договориться и найти общий язык, чем с их родителями.
Самое лучшее в работе учителем — это работа с детьми. Я с удовольствием ходила на уроки и учила детей математике. К сожалению, за это мало платят, а общение с администрацией и гневными родителями расстраивает. Без ежедневных уроков я смогу не вставать рано утром в субботу, не составлять постоянные отчеты и не так много потеряю в деньгах. Зато получу возможность больше заниматься репетиторством и готовить детей к ЕГЭ в частном порядке.
Р со всеми доплатами» loading=»lazy» >
Моя мама работает учителем начальных классов. Стаж 28+ лет (точно не помню, но начинала еще до моего рождения). Москва.
Ну и плюс она председатель УИК, как и много других учителей, которым эти выборы на*** не нужны, но если захотят уйти «один звонок и всё». И это не так просто, найти работу учителем в 60+ на 4 года.
Увы.. 🙁
Москвич
Департамент образования назвал зарплаты московских учителей
Несопоставимо с деньгами, которые получают учителя из регионов.
В мэрии о средней зарплате учителей давно говорят с нескрываемой гордостью. Сегодня глава департамента образования и науки Москвы Александр Молотков в интервью ТАСС назвал сумму 117 тыс. рублей. Одновременно с этим минимальная зарплата при условии работы на полную нагрузку — 78 тыс. рублей.
«Московские школы сегодня являются самостоятельными практически по всем направлениям работы. Кадрового дефицита в школах Москвы давно уже нет. В том числе потому, что обеспечена высокая конкурентоспособная заработная плата педагогов», — рассуждает Молотков.
Из-за зарплаты, по словам главы департамента, в Москву приезжают и лучшие кадры из регионов. Средняя зарплата учителей по России составляет чуть больше 40 тыс. рублей (Росстат), но даже к этой цифре есть вопросы.
При этом известно, что оклад учителя в Москве — в среднем 45 тыс. рублей. Откуда тогда такие цифры? Это все надбавки: за допчасы, классное руководство, проверку тетрадей, внедрение электронного образования — использование системы «Московская электронная школа». Плюс разные стимулирующие выплаты: за оформление документов без нареканий, отсутствие жалоб от родителей и т. д. Чтобы получить зарплату, названную главой департамента образования, нужно быть настоящим учителем-стахановцем.
О работе учителя математики: обязанности, зарплата и обучение
Главная задача учителя математики — вовсе не объяснить ученикам, как решаются уравнения с дробями или как определить, чему равен х. Такому педагогу под силу сделать больше — научить детей мыслить логически, искать решения самостоятельно, работать с информацией, правильно ее анализировать. Эти навыки гораздо ценнее, чем зубрежка формул, и неоднократно пригодятся во взрослой жизни.
Мы расскажем о целях и задачах учителя математики, о способах их достижения и о том, как сделать обучение легче и эффективнее как для детей, так и для педагога. Также в статье вы найдете информацию о средних зарплатах преподавателя и о том, какое образование нужно получить, чтобы устроиться на работу.
Сколько получает учитель математики?
Также заработок зависит от объема дополнительных работ. Учитель математики может вести индивидуальные занятия с учениками за дополнительную плату — например, чтобы помочь ребенку, который много материала пропустил по болезни, подготовиться к экзамену. Репетиторство приносит преподавателю дополнительно 500—700 рублей за часовое занятие. Нередко это дает учителям хорошую прибавку к доходу, особенно в летние месяцы и во время коротких школьных каникул.
Стандартная ставка учителя математики — 20 часов в неделю. В Москве за нее платят в среднем 50 тыс. рублей, в Санкт-Петербурге — 33, в Нижнем Новгороде 22, в Екатеринбурге — 25, в Казани и Красноярске — 24, в Омске, Челябинске и Новосибирске — 20, В Волгограде — 19, в Самаре — 23 тыс. рублей. Обратите внимание: это средние значения. Например, в Самаре, как и во многих других городах, можно найти и вакансии с оплатой до 30—35 тыс. рублей.
Обязанности учителя математики и профстандарт
Сразу отметим важный момент. Деятельность учителя математики регламентируется профессиональным стандартом, а его придерживаются в подавляющем большинстве государственных школ, лицеев и гимназий. Обязательно ознакомьтесь с этим документом — несоответствие требованиям, которые в нем указаны, может помешать вам устроиться на работу. Убедитесь, что владеете всеми знаниями и навыками учителя математики.
Внимательно просмотрите список обязанностей — скорее всего, они будут перечислены и в вашей должностной инструкции. В перечень входит подготовка к олимпиадам, ведение кружков и факультативов и помощь в подготовке учеников к шахматным турнирам.
В профстандарте учителя математики указан 6 уровень квалификации. Это значит, что у педагога должно быть среднеспециальное или высшее образование, а его работа предполагает действия по принципу «я решаю, как лучше достичь поставленных целей, а не выполняю чужие указания». То есть подходящие методы работы учитель математики выбирает сам — как и планы уроков, домашние задания, варианты взаимодействия с другими педагогами и родителями учеников. Вам не на кого будет положиться при решении этих вопросов. Поэтому, еще проходя обучение, удостоверьтесь, что разобрались в них.
Чтобы облегчить вам эту задачу, приведем список вопросов, которые стоит задавать себе при подготовке к каждому уроку:
Какой учебный материал мы будем проходить?
В чем цель этого урока? Чего должен добиться я и чего — ученики?
Какие средства и методы лучше всего подойдут для достижения цели? Что лучше — объяснить или дать задачу и помочь найти решение?
Как сделать материал более понятным для учеников и можно ли связать его с уже пройденными темами?
После составления проекта урока подумайте, достаточно ли гибок ваш план. Что, если вы надолго застрянете на пункте, которому отвели всего 5 минут? Какие блоки можно добавить, убрать, сократить или поменять местами?
Система работы учителя математики: как обучать эффективнее?
Давайте не только небольшие, но и долгосрочные домашние задания. Во-первых, это позволит напомнить материал, усвоенный прежде, в том числе в прошлом году. Во-вторых, поможет ученикам научиться лучше планировать время на выполнение проектов большего объема, чем стандартное домашнее задание.
Предлагайте ученикам проекты для самостоятельного выполнения. Эти проекты могут быть индивидуальными или групповыми — для обучения и развития детей полезны оба варианта. Постарайтесь дать ученикам на выбор действительно увлекательные темы, в которых интересно будет разобраться. Время от времени можно устраивать презентации работ учеников, где они смогут поделиться полезной информацией с одноклассниками.
Не пускайте процесс на самотек. Проверяйте, как идут дела с проектом и уточняйте, не требуется ли помощь.
Введите правило «ответ у доски нужен для понимания материала, а не для оценки». Многие ученики испытывают огромный стресс, пытаясь угадать, вызовут сегодня к доске или не вызовут. Такой дискомфорт не помогает лучше изучить тему. Наоборот — страх получить плохую оценку и негативную характеристику от учителя математики при всем классе может парализовать ребенка так, что все формулы вылетят из головы.
Если ученик не может решить задачу или уравнение у доски, скорее всего, он плохо понял тему. Задача учителя — не поставить двойку, а помочь разобраться в материале и отвечающему, и всему классу. По возможности постарайтесь не ставить оценки за этот вид работ. Объясните классу: если ученик что-то не понимает, разобраться с этим у доски, где ему помогают учитель и одноклассники, будет легче.
Как стать учителем математики
Если вы уже владеете алгеброй, геометрией и математикой на уровне, который позволяет преподавать эти дисциплины в школе, но у вас нет педагогического образования, вы можете пройти курсы профессиональной переподготовки.
Как мы уже говорили выше, специалистам этого профиля достаточно иметь среднеспециальное образование. Вы сможете начать преподавать после окончания техникума или колледжа и курсов. При этом не стоит вопрос, что сдавать на учителя математики при поступлении — вступительных экзаменов на программах переподготовки нет.
В АНО «НИИДПО» много программ для тех, кто хочет преподавать математику. Приведем три из них:
«Учитель математики. Технологии проектирования и реализации учебного процесса в основной и средней школе с учетом требований ФГОС». Длительность — 3 месяца. За это время вы разберетесь в основах преподавания математики на нескольких уровнях обучения (в разных классах и для любых уровней подготовки, включая гимназии с физико-математическим уклоном), а также узнаете, какие требования предъявляет ФГОС (федеральный государственный образовательный стандарт) и как соблюдать его при работе с детьми.
«Учитель математики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС». Длительность программы — 5,5 месяцев. В рамках курса вы разберете основные разделы математики (теория вероятности, дискретная математика, матанализ и пр.) и узнаете, как помочь ученикам создать прочную базу знаний для последующего изучения химии, физики, геометрии, алгебры и пр. После окончания курсов вы сможете обучать даже решению сложных задач, которые дают одаренным ученикам гимназий и лицеев.
«Учитель математики и физики. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в соответствии с ФГОС». Курс длится 9,5 месяцев. Проходя его, вы узнаете, как лучше всего объяснять детям материал из молекулярной физики, термодинамики, оптики, теории относительности, как проводить интересные эксперименты и обучать самостоятельному решению сложных задач. Также в план входит подготовка детей к ЕГЭ и ОГЭ.
Учитывайте также, что, согласно закону об образовании (273-ФЗ), учитель обязан минимум раз в 3 года проходить курсы повышения квалификации. Их вы также можете пройти в АНО «НИИДПО».