какая функция учителя в наше время перестает быть основной
Определение функций учителя в современной школе
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Определение функций учителя в современной школе
1.Сопоставить тексты документов:
1) В должностной инструкции учителя начальных классов прописаны:
— Общие положения учителя;
— Должностные обязанности преподавателя, также подробно описаны обязанности учителя начальных классов;
-Права педагогического работника;
2) В документе национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» идет речь о формировании принципиально новой системы непрерывного образования. Все внимание направлено на улучшение условий учащихся для получения квалифицированного образования. В первую очередь, главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Положительный потенциал отечественной образовательной системы, задачи, стоящие перед системой общего образования России, сложившееся разграничение полномочий в области управления образованием, определяют следующие пять основных направлений развития общего образования.
1. Обновление образовательных стандартов;
2. Система поддержки талантливых детей;
3. Развитие учительского потенциала;
4. Современная школьная инфраструктура;
5. Здоровье школьников.
3) Из доклада министра образования Красноярского края С.И.Маковской. «Региональная образовательная политика: управление изменениями» видно, что расходы бюджета на образование в 2015г. превышают предыдущие года. Также были открыты специализированные классы. Также показано, что результаты всероссийской олимпиады школьников в Красноярком крае в последние два года самые низкие.
2. Ответить на вопрос: «Какие новые (по сравнению с должностной инструкцией) обязанности (виды деятельности/ функции) заданы учителю национальной образовательной инициативой, Министерством образования Красноярского края?
Функции учителя в изменяющейся системе:
1.Эмоционально-коррегирующая система (Умение создавать и поддерживать мотивацию детей к учебно-познавательной деятельности. Создание ученику ситуации успеха в обучении).
2.Коммуникативно-стимулирующая функция (Умение организовать эффективное общение учителя и ученика, привлекая стили общения).
3. Информационно-обучающая функция (Учитель знает содержание предметного материала, имеет соответствующий интеллектуальный и культурный уровень).
4. Контрольно-оценочная функция (Контроль своей педагогической деятельности в соответствии с ее функционалом, анализ, отчет и коррекция).
5. Организационная функция (Умение предвидеть результат своей деятельности, умение определить цели, поставить профессиональные задачи, выбрать оптимальные пути их решения).
6. Развивающая функция (Учитель сам обладает опытом изучения содержания предмета, его осмысления и применения и умеет помочь учащимся в приобретении такого опыта).
7. Конструктивная функция (Учитель способен иметь свой взгляд, свое мнение, исходя из этого, ставить цели, планировать совместную с учащимися деятельность, обеспечивать продуктивность работы на основе рационального анализа, разъяснение целей ученику и организации принятия целей учеником).
8. Модулирующая функция (Умение генерировать новые идеи, творчески мыслить).
3. Заполнить таблицу «Изменение функций учителя в современной школе».
Функции учителя традиционной школы
Функции учителя новой школы
1.Осуществляет обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета, проводит уроки и другие занятия в соответствии с расписанием в указанных помещениях.
2. Учитель обязан иметь тематический план работы по предмету и рабочий план на каждый урок.
3. Отвечает за выполнение приказов « Об охране труда и соблюдении правил техники безопасности» и «Об обеспечении пожарной безопасности».
4. Ведет в установленном порядке учебную документацию, осуществляет текущий контроль успеваемости и посещаемости обучающихся на уроках, выставляет текущие оценки в классный журнал и дневники, своевременно сдает администрации необходимые отчетные данные.
5. Работает в экзаменационной комиссии по итоговой аттестации обучающихся.
6. Заменяет уроки отсутствующих учителей по распоряжению администрации.
7. Осуществляет связь с родителями обучающихся.
8. Соблюдает этические нормы поведения, является примером для учащихся.
9. В соответствии с графиком дежурства по школе дежурит во время перемен между уроками. Как классный руководитель переодически дежурит со своим классом по школе. Приходит на дежурство за 20 минут до начала уроков, и уходит через 20 минут после их окончания.
10. Участвует в работе с родителями учащихся, посещает по просьбе классных руководителей собрания.
-Осуществляет обучение и воспитание обучающихся в соответствии с государственными образовательными стандартами.
-Обоснованно выбирает программы и учебно-методическое обеспечение, включая цифровые образовательные ресурсы.
— Учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать, и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.
-Обеспечение индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося.
— С помощью учителя дети уже в школе должны получить возможность раскрыть свои способности, сориентироваться в высокотехнологичном конкурентном мире.
4. Вывод: Я считаю, что причинами изменения функций учителя, стало то, что в современных условиях меняется статус образования, серьезно исследуется вклад образования в экономический рост. Успех в жизни человека определяется его образованием. Получить хорошее образование было целью и раньше, просто сейчас меняются способы достижения этой цели. Сегодня общество требует глобальных перемен. В первую очередь, необходима смена отношений к своей профессиональной деятельности, изменение характера взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе.
Ваша работа – не только учить. Роль педагога в современной школе
Роль современного педагога в процессе обучения становится все более многогранной и разнообразной – в зависимости от текущих задач он должен быть проводником знаний, психологом, наставником, защитником, организатором.
Какие функции выполняет школьный педагог?
В должностные обязанности современного учителя входят самые разные функции, напрямую и косвенно связанные с процессом обучения и воспитания детей, работой образовательной организации. Вот только основные из них:
Таким образом, роль педагога в современной школе не ограничивается только преподаванием математики, физики или русского языка. Учитель в зависимости от текущих задач может быть и психологом, и воспитателем, и модератором, и тьютором, и менеджером.
Мастерство современного учителя – в чем оно?
Итак, мы поняли, что мастерство педагога не состоит лишь в отличном знании своего предмета. По-настоящему профессиональный учитель должен быть:
Учитель или воспитатель – что первично?
По ФГОС, воспитание и обучение – равноценные задачи современной школы. Поэтому роль педагога не должна заключаться только в преподавании своего предмета или в формировании личности детей. Он должен не просто организовывать и проводить различные воспитательные мероприятия (классные часы, волонтерскую деятельность и т. д.), но и уметь грамотно встраивать воспитательные моменты в программу обучения. Причем это нужно делать даже на уроках естественнонаучного цикла, например, знакомя детей с фактами биографии ученых-физиков или затевая с ними дискуссии о моральных аспектах биологических экспериментов.
Какие вызовы ставит перед учителем современное общество?
Многогранность роли школьного педагога в работе с детьми осложняется и спецификой современной жизни, например:
Важность регулярного повышения квалификации педагога
Мы перечислили далеко не все вызовы, которые ставит перед школьными учителями современный мир. Каждый учебный год приносит в педагогическую деятельность что-то новое – меняются программы и стандарты, внедряются новые требования, да и сами дети становятся другими. Чтобы всегда быть в курсе всех нововведений, не использовать устаревшие модели обучения и воспитания, учителю нужно заниматься самообразованием и регулярно проходить курсы повышения квалификации по актуальным темам. Тем более, сегодня это можно сделать в удобном дистанционном* формате.
► Предлагаем прямо сейчас выбрать подходящую программу и записаться на онлайн-обучение.
Статья «Роль педагога в современном обществе»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Прекрасна дорога — иди в педагоги!
«Педагог, который не сковывает, а освобождает, не подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует, а учит, не требует, а спрашивает, переживёт вместе с ребёнком много вдохновляющих минут».
1. Педагог выполняет роль “двигателя” в обществе, катализатора (ускорителя) общественного прогресса. Воспитывая молодое поколение, он в значительной мере способствует формированию людей, владеющих новой и прогрессивной производственной технологией, быстро схватывающих все передовое в разносторонней жизни общества.
2. Профессиональный педагог составляет преемственное звено в неразрывной цепи между историческим прошлым общества и его перспективным будущим — через молодое поколение. Он, как эстафету, передает опыт жизни исторического прошлого общества перспективному будущему.
3. Есть специфическая функция педагога— выполнять роль “аккумулятора”, накапливающего в себе социальный опыт. В этой роли он выступает как хранитель и носитель многообразных общественных ценностей: общечеловеческих, культурных, интеллектуальных, духовных и др. Накапливая всю жизнь эти ценности в себе, он их затем передает молодому поколению.
4. Одна из социальных ролей педагога состоит в том, что он выступает как специалист, оценивающий культуру общества, опыт общественных отношений и поведения людей, достигнутый к тому времени. Из общего фонда культуры он выбирает тот материал, который будет ценен, полезен (с субъективной точки зрения) для пользования в с детьми.
5. Назовем еще одну социальную функцию педагога: это лицо, уполномоченное обществом представлять мир молодежи перед старшим поколением. Профессиональный педагог как никто другой знает характерные физиологические и психологические черты и другие особенности детей, подростков, юношей и девушек, своеобразие и возможности их разностороннего развития на разных возрастных ступенях. Поэтому он может, способен и имеет моральное право со знанием дела, компетентно высказывать свои суждения перед обществом о воспитании молодежи, создавать общественное мнение по злободневным проблемам практики и теории воспитания.
6. И, наконец, еще одна, едва ли не главная, социальная функция педагога в современном обществе — формирование духовного мира молодежи в соответствии с принципами и ценностями современного общества. Именно над этим педагог работает постоянно, формируя у подрастающего поколения знания, понятия и убеждения о правилах человеческого общежития в соответствии с принципами и нормами нравственности, права, эстетики. Воспитывая у молодежи представления об общечеловеческих ценностях, педагог учит ее регулировать свое поведение в соответствии с этими ценностями, жить по принципам доброты и милосердия терпимости, уважения и гуманности по отношению к другим.
— глубоко знать процессы, происходящие в образовании;
— оперативно и постоянно обновлять свои профессиональные знания;
— уметь осваивать и использовать постоянно расширяющийся спектр новых технологий;
— повышать свою компьютерную грамотность;
— тесно и плодотворно сотрудничать с другими участниками образовательного процесса (администрации, педагоги, учащиеся, родители);
— теоретически осмысливать результаты своей деятельности;
— обладать широкой эрудицией.
— рефлексировать свое самообразование
Перенос центра тяжести с обучения на учение.
Учитель перестает быть источником первичной информации, превращаясь в посредника, помогающего ученикам добывать эту информацию
Создание более тесных связей между изучаемыми предметами и окружающей действительностью.
Возможность моделирования жизненного пространства при помощи компьютера позволяет ввести изучаемые предметы в контекст жизни детей
Смена модели “образование на всю жизнь” новым подходом – “образование в течении всей жизни”.
Это обусловлено ускорением темпов развития цивилизации. Знания быстро устраивают в меняющемся мире и требуют постоянного обновления, что ведет к непрерывному обучению.
Образование постепенно становится доступным и открытым для всех (дистанционное обучение)
Появление домашнего образования.
Учащиеся в современном мире имеет доступ к необходимой информации при помощи всемирной сети Интернет. Не выходя из дома, они могут посетить музеи, картинные галереи, пользоваться электронными книгами, компьютерными энциклопедиями, справочниками.
Колоссальная экономия социального времени.
Это очень важный аспект при известной загруженности учителя. Применение компьютера помогает преподавателю сократить время подготовки к урокам.
Развитие интеллекта человека, его творческого потенциала и критического мышления.
Школьники учатся самостоятельно добывать информацию, творчески преобразовывать ее, критически осмысливать эту информацию, привлекая дополнительные источник
Современный педагог должны чутко реагировать на все изменения в стратегии образования, разумно использовать информационно-коммуникативные возможности нового века. Радует, что в настоящее время наше государство Казахстан и правительство обратило особое внимание на проблемы школы. Нашим учителям оказывается всяческая поддержка в социальной сфере, повышается заработанная плата. Учитель-профессионал не только тот, который отлично знает свой предмет, но и тот, кто может разделить с учеником его горести и печали, вместе порадоваться успехам и победам. По мнению родителей престиж учителя определяется мастерством, человеческими качествами, стилем общения и результатами образованности учащихся. Умение учителя учиться в течении всей свой педагогической карьеры, здесь очень важно. Все это служит одной цели – повышению качества знаний учащихся, чтобы в дальнейшем выпускники могли стать конкурентоспособными во взрослом мире.
Какая функция учителя в наше время перестает быть основной
Библиографическая ссылка на статью:
Россова Ю.И. Функция учителя в образовательном процессе: современная педагогика и «новая педагогика» В.П. Вахтерова // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 4. Ч. 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/04/46966 (дата обращения: 20.10.2021).
Существует мнение, что все новое – это хорошо забытое старое. Это часто подтверждают различные явления и процессы, происходящие в жизни общества. Сфера образования не является исключением: на данном этапе развития педагогики мы наблюдаем попытку создания новой системы. При внимательном анализе можно заметить, что многое из того, что сегодня воспринимается как инновация, когда-то уже было открыто, но только в несколько ином виде, или имело под собой другую понятийную основу.
С этой точки зрения, педагогическое наследие Василия Порфирьевича Вахтерова, известного ученого конца XIX – начала XX вв., общественного деятеля, методиста начальной школы, создателя авторской образовательной системы – эволюционной, или «новой», педагогики представляет особый интерес.
Будучи непонятыми в советское время, многие идеи ученого получили развитие в современных условиях в связи со сменой образовательной парадигмы, направленной на гуманизацию педагогической науки. Также нашли они отражения и в федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения. Конечно, не следует говорить о том, что разработчики новых образовательных стандартов опирались именно на труды В.П. Вахтерова, но необходимо подчеркнуть, что педагог сформулировал многие положения, которые сегодня лежат в основе ФГОСа второго поколения, задолго до появления конкретных терминов и понятий, тем самым предвосхитив некоторые открытия современности почти на столетие. То, что было предложено В.П. Вахтеровым еще в начале XX века, сегодня приобретает практическую значимость и начинает активно функционировать в образовательном пространстве.
Личностно-ориентированная направленность современного образования, методологическая основа ФГОСов, их основные цели и задачи – все это близко идеям
В.П. Вахтерова, изложенным им в «новой педагогике». Эта общность дает возможность увидеть множество точек пересечения педагогической мысли начала двух веков, посмотреть на деятельность В.П. Вахтерова через призму современности, тем самым еще раз подтвердив историческую значимость открытий, сделанных педагогом.
Приоритетом новых ФГОСов, прежде всего, становится развитие личности учащегося и развитие его способностей. Мысль о том, что ребенок сам должен добывать знания, а не получать их в готовом виде, должен самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. должен «научиться учиться», постоянно занимаясь саморазвитием, была и в «новой педагогике» В.П. Вахтерова. Ученый рассматривал образование как процесс создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, высшей целью которого является самореализация и самоактуализация ребенка, который признается в качестве субъекта, а не объекта образования. «Новая педагогика должна заботиться о том, чтобы ребенок хотел научиться, … сам захотел изучать языки, науки и искусства, сам стремился выработать правильное мышление, правильную речь и хорошие вкусы», – писал В.П. Вахтеров [2, с. 142].
Согласно ФГОСам нового поколения успешность современного ученика определяют ориентированность на практические знания, мобильность, активная жизненная позиция, проектирование своего будущего. Необходимо развивать школьника в качестве субъекта учебной деятельности; при этом важно, чтобы те знания, умения, нравственные нормы и ценности, которые приобретает ребенок, не воспринимались бы как диктуемые, а использовались бы им в реальной жизни. Поэтому в основу новых стандартов положен системно-деятельностный подход, при котором главной движущей силой развития личности и познавательного развития становится деятельность, в результате которой учащиеся овладевают универсальными учебными действиями. Это «обобщенные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» т.п. В.П. Вахтеров также в «новой педагогике» акцентирует внимание на том, что учащиеся должны усваивать не только знания, но и методы их приобретения. Педагог указывал, что многий материал забывается, но остается умение работать над ним, поэтому ценны не одни знания, а способы, какими они разрабатываются.
Современный педагог должен оптимистически подходить к ребенку и его будущему, а значит видеть перспективы развития личностного потенциала ребенка и максимально стимулировать его развитие; относиться к ребенку как субъекту собственной учебной деятельности, как к личности, которая способна учиться добровольно, по собственному желанию и выбору, а не по принуждению; опираться на личностный смысл и интересы (познавательные и социальные) каждого ребенка в учении, содействовать их обретению и развитию.
В Профессиональном стандарте педагога, разработанным Е.А. Ямбургом, также отражены требования к педагогической деятельности, связанные с умением учителя создать условия для успешной деятельности учащихся, их позитивной мотивации, а также самомотивирования; организовать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, обеспечить выполнение ими индивидуального проекта [4].
Если в традиционной системе образования основными и наиболее компетентными источниками знания являлись учитель вместе с учебником, педагог, кроме того, выполнял функцию контроля, то при новой парадигме образования роль современного учителя – это роль организатора самостоятельной познавательной, активной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.
Новые стандарты ориентируют педагога на новый тип взаимодействия в системе «учитель-ученик» – сотрудничество и диалог, а не командный и авторитарный стиль. Обучающий теперь анализирует не только полученные результаты, но и сам процесс деятельности ученика, а также создает оптимальные условия для развития личности учащихся. Ученик тоже меняет свои позиции: он теперь не прилежный исполнитель, а активный творец; его мышление становится рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Таким образом, в изменяющихся отношениях между педагогом и учеником главной целью становится развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая ребенка в субъект, заинтересованный в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают на протяжении всего урока, в течение которого осуществляется постоянный диалог в системе «учитель-ученик».
Поднять чувство собственного достоинства в ребенке В.П. Вахтеров считал важной задачей. Для взращивания этого чувства необходимо уважать человека в ребенке, не оскорблять его и деликатно относиться к его чувствам. Педагогу необходимо верить в лучшие стороны детской природы, считал В.П. Вахтеров: умственные дарования детей и способность справиться с трудностями учения, их стремление делать добро и воздерживаться от негативных поступков и желаний, умение дружить и уважать других.
Для педагога ребенок должен быть не только предметом познания, но и личностью, чувствующей и переживающей процессы своего развития. Педагог не может ограничиться изучением воспитанника только с одной объективной, внешней стороны, как сделал бы это биолог, ему важно изучить ребенка еще и с внутренней с субъектной стороны, так как, прежде всего, его интересует личность ребенка, его ум, воля, чувства. Это В.П. Вахтеров называл «субъектным моментом», что фактически, с точки зрения современной педагогики и психологии классифицируется как личностный подход. Кроме того, такие понятия, как «стремление», «потребность», он относил к субъективным, тем самым подчеркивая роль в стремлении к развитию не только биологических фактов, но и сознания, чувств, воли [6, с.5].
Многие современные педагоги разделяют точку зрения В.П. Вахтерова на функции учителя в образовательном процессе. Так, Ш.А. Амонашвили в своей разработанной системе воспитания и обучения, названной им «педагогикой целостной жизни детей и взрослых» призывает каждого педагога б ережно относиться к внутреннему миру ребенка, его интересам и потребностям, обогащать его душевный и духовный потенциал, верить в каждого ребенка, построить процесс воспитания на основе творчества и сотрудничества педагогов с детьми, взаимной любви и уважения учителя и учащихся [7].
Функция учителя, по мнению В.П. Вахтерова, заключается в его умении организовать условия для исследовательской деятельности школьников. Педагог должен предоставить необходимый для познания материал учащимся, обозначить задачи, разбудить творческие способности детей, заинтересовать их учебно-познавательной деятельностью и возбудить самостоятельность. Таким образом, В.П. Вахтеров выделил важное условие учения без принуждения: сообразовываться не с бездушными программами и схоластикой, а с психологией ребенка, с фактами детской души, с интересами и потребностями ученика, с его природой, т.е. путем максимального учета развивающихся потребностей и потенций личности ребенка, стремящейся быть независимой и самостоятельной
В современной педагогике, в том числе и в стандартах второго поколения, главной фигурой образовательного процесса является ученик, у которого есть своя индивидуальная траектория развития в пространстве школы и вне ее. Педагог же сопровождает ребенка по этой траектории, при этом стимулирует, поддерживает, активизирует внутренние резервы развития личности. Учитель должен организовывать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Он выясняет образовательные мотивы и интересы учащихся, осуществляет поиск ресурсов для создания индивидуальной образовательной программы, формирует учебную рефлексию учащихся.
Деятельность учителя должна быть организована таким образом, чтобы учащийся, опираясь на совместные с педагогом наработки, вел самостоятельный поиск путей решения проблем. При этом роль обучающего – объяснение, напоминание, совет, подведение к проблеме, создание ситуации успеха, побуждение к поиску, воодушевление, поощрение ученика. Очень важно сформировать мотивы учения и закрепить авторитет школьника, используя методы проектного и проблемно-поискового обучения. Важной задачей педагога является умение, работая фронтально с классом, организовать индивидуальную работу каждого ребенка, создать условия для развития личностных возможностей учащегося, развивать его рефлексивное мышление и собственное мнение.
Современное общество информационных технологий, заинтересованное в самостоятельно и активно действующих, умеющих принимать решения и гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни гражданах, требует и перестройки системы образования.. Главное стратегическое направление развития школьного образования лежит на пути обновления и изменения позиций и педагога, и ученика, что нашло отражение во ФГОС второго поколения. Научное наследие педагогов прошлого, принадлежащее не только истории педагогики, должно быть конструктивно осмыслено и использовано современной педагогической наукой и практикой, вступившей на путь реформирования.