Как учителю понравиться ученикам
6 правил для молодого учителя
Как вести себя молодому специалисту, чтобы избежать досадных ошибок и грамотно выстроить отношения с учениками?
Отшумели последние празднования выпускников педагогических вузов, и самые смелые студенты, выбравшие стезю преподавательской деятельности, ринулись на покорение учительских вершин. Они молоды, энергичны, полны энтузиазма и ещё не ушедшего максимализма. С радостью берутся за сложные задачи, стараются вникнуть в особенности устройства выбранного образовательного учреждения.
Однако с началом нового учебного года течение рабочей деятельности становится всё более бурным. В это сложное время молодой преподаватель может совершить ошибки, которые в будущем способны обернуться достаточно большими неприятностями.
1. Не нужно бояться детей
Начинающие преподаватели, как правило, не имеют опыта общения с учениками разных возрастов. Поэтому очень важно заранее выбрать определённую манеру поведения с детьми. Нужно иметь чёткое представление, каким педагогом вы хотели бы выглядеть в глазах учеников. Не нужно стесняться или лепетать — речь должна быть чёткой с ясными акцентами. Нельзя прятать или отводить взгляд — зрительный контакт необходим для более успешного налаживания связей. Не рекомендуется сутулиться, прятать руки в карманы или проявлять другие аспекты неуверенного поведения. Если ученики почувствуют ваш страх с первых занятий, то это может послужить началом весьма сложных отношений между учениками и учителем.
Когда я пришла в школу, завуч по воспитательной работе дала именно этот совет: «не дай им почувствовать свой страх». Звучит немного странно и утрированно, но он мне очень пригодился. Я отчетливо помню свои первые уроки: сердце стучало, голос осип, ладони были влажными от волнения. Из головы вылетело даже собственное имя. Но именно фраза опытного педагога про страх не позволила мне позорно дезертировать из кабинета. Я выпрямила спину, откашлялась,подняла голову, глубоко вздохнула и запустила первую партию учеников в класс. Они расселись, с любопытством уставившись на меня.
Это может быть интересно :
Я вздохнула и начала уверенно говорить. В голову упорно лезла аналогия о переговорщике с террористами — я тоже вежливо, но непреклонно выдвигала требования. Мы сразу установили правила: не тестировать мое терпение на прочность. От трёх замечаний по поводу их поведения — дневник на стол. Ещё два предупреждения — пишу комментарий для родителей. Если дальше продолжается веселье на уроке — то я ставлю «пару» после контрольного вопроса о рассказанном материале. И ни у кого из учеников никогда не было претензий, если я осуществляла в дальнейшем подобные действия — ведь они сначала с ними сами согласились.
Но я не ограничивалась только требованиями — это было бы деструктивно. Мы пришли к компромиссу: они всегда смогут ко мне прийти и пересдать материал, исправив свои оценки. Более того, я пообещала, что в любое время в школе смогу им объяснить материал, если они чего-то не поняли. Спрос существенно возрастал в конце четверти, но обид практически не было.
2. Не бойтесь ошибиться
Учитель — это не робот и не машина. Не надо сразу стараться убедить учеников в своей полной правоте и непогрешимости. В момент знакомства в классом и зачитывания фамилий заранее извинитесь перед детьми за то, что можете произнести их неправильно. Также нельзя воспринимать «в штыки», если кто-то из ваших подопечных делает вам замечание по преподаванию материала. Научите их обосновывать свою точку зрения.
Молодому учителю и так хватает стрессов — не надо усугублять это тем, что репутация будет испорчена чьими-то обиженными рекомендациями, в стиле «да какой это учитель — сама ничего не знает!». Не нужно упрямо показывать ученикам, что вы старше и знаете больше них. Это вызовет негативное и совершенно естественное желание доказать обратное.
Если вдруг вас кто-то начинает задирать во время урока по поводу материала, вежливо его выслушайте и попросите отстоять свою точку зрения. Ребенок почувствует, что к нему относятся как к равному и у него впредь не возникнет желания к конфронтации.
3. Проявляйте уважение
Вас не будут уважать, если вы будете себя вести неуважительно. Не проявляйте пренебрежение или высокомерие, не кричите до хрипоты — вас не услышат. Только чёткая вежливая и аргументированная речь, как если бы вы говорили со взрослым. Не забывайте о таких чудесных словах, как «спасибо» и «пожалуйста». Не следует облекать все свои просьбы в приказную форму.
Был у меня Артём, ученик пятого класса. Он был новеньким, который пропустил по семейным обстоятельствам две первых недели учёбы. Соответственно, когда он пришел в школу, это был стресс. Для всех. Артём выглядел крупнее своих сверстников, но в умственном развитии немножко уступал остальным. Он отчаянно хотел, чтоб его приняли одноклассники и учителя. Когда же этого не случилось, бедный мальчик нашел весьма радикальные методы для привлечения к себе внимания: от полного игнорирования замечаний до закидывания однокашников своей рвотой.
Учителя поставили на нём крест, родители Артёма практически поселились в школе, а одноклассники всё старательнее его избегали. Признаюсь, сначала мне тоже было сложно с ним говорить на уроках и объяснять, что делать можно, а что нельзя. Повинуясь порыву, я срывалась на крик. Но интуитивно поняла, что это только укрепляет стену недопонимания. И я начала с ним говорить как со взрослым: «Артём, будь так добр, пересядь на другое место, пожалуйста».
«Артём, пожалуйста, будь немного потише, я очень устала и у меня болит голова», — он кивал и замолкал. Потом он начал дарить мне свои рисунки, был всегда вежлив и не боялся подходить что-то спрашивать. Я была единственным учителем в школе, кто никогда не вызывал его родителей и не жаловался на него завучу или другим учителям.
4. Соблюдайте дистанцию
Читайте также :
Не стоит слишком сближаться с учениками. Сразу после института, как правило, разница в возрасте небольшая, особенно это касается старшеклассников. Помните, что многие ваши действия и слова могут быть переиначены и переданы другим учителям, администрации или родителям в совершенно извращённом виде. Нельзя закрываться с учениками в кабинете, дверь лучше держать открытой.
Сейчас в школах учатся самые разные дети из самых разных семей. Есть среди них и очень верующие люди, у которых своё восприятие норм морали. Был среди моих учеников Гриша, который был сыном прихожанки местной церкви. Мальчик в школу ходил с библией и вместо повторения материала предпочитал молитвы, чему мама всячески потакала. В результате у Гриши стабильно выходило по 5-6 двоек в каждой четверти. Но мама не верила тому, что молитвы работают хуже выполненного домашнего задания, поэтому, по её мнению, виноваты во всём были учителя.
Досталось и мне за. ключицы! Я не позволяла себе носить слишком открытые вещи, но вырез «лодочкой» казался Гришиной маме слишком глубоким. Оценки своего отпрыска она директору школы аргументировала так: «улыбочки, шуточки и ключицы нашей новой учительницы разжигают огонь в чреслах сына и он не может сосредоточиться». Разговор передавался из уст в уста, породив массу сплетен и не очень адекватных суждений, истрепав нервы изрядно.
5. Не стоит верить всему на слово
Какими бы симпатичными, милыми и невинными ни были ученики на первый взгляд, нельзя им верить на слово. Любые свои действия подстраховывайте записями в дневнике, дублируя их в электронном журнале. Особенно когда дело касается исправления оценок. При выявлении проблемы с тем или иным ребёнком немедленно оповещайте родителей о его «успехах».
Была у меня ученица шестого класса Сашенька. Тихая скромная девочка, которая всегда застенчиво опускала глазки, когда я её спрашивала. Я долго списывала невразумительные ответы по поводу не сделанного домашнего задания на гиперстеснительность, пока моя подопечная не начала наглеть прямо на глазах. Скромность не мешала ей переговариваться на уроках и писать записки, а тетрадь оставалась практически девственно чистой.
К концу второй четверти у Сашеньки выходила двойка. Недели за три до окончания полугодия, я начала ей назначать время для пересдач. Давала дополнительные задания на дом. Получив одну четверку, Сашенька успокоилась и продолжила ничего не делать. До последнего тянула с выставлением оценки, веря, что завтра она точно-точно придёт сама. Так и не пришла. А паре мама очень удивилась.
История имела продолжение, поэтому мы переходим к следующему пункту.
6. Ведите учёт
Не забывайте вбивать все данные в электронный журнал, ставьте оценки в дневник и бумажный журнал, не выдавайте на руки детям их проверочные и контрольные работы. Заведите отдельные папки для каждого класса и складывайте туда листочки с работами. На родительском собрании раздайте их родителям.
Читайте также :
Иногда кажется, что соблюдение пунктов 5 и 6 немного граничит с паранойей, ведь очень тяжело совместить искренность, энтузиазм, кипучую энергию и такой бюрократический контроль. Но в наше время, когда в самой абсурдной ситуации оказывается виноват учитель, лучше перестраховаться лишний раз.
Вернёмся к истории о Сашеньке. После моих безуспешных попыток заставить ребёнка хоть как-то учиться, общения с классным руководителем и разговоров о том, как важно прилагать усилия, девочка по-прежнему предпочитала ничего не делать дома и писать проверочные работы транслитом (для примера: она вместо простого английского слова «milk» писала тяжеловесное «moloko»). Когда все сроки вышли, я не без сожалений поставила ей двойку в четверти.
Что тут началось. Мама ученицы превратила мою третью четверть в кромешный ад. Как выяснилось, Сашенька упорно выкидывала все листочки с «проверочными», выдирала страницы из дневника, всегда говорила матери, что всё в порядке и она со всем справляется. Для мамы явилось полным сюрпризом то, что у её дочери пара в четверти. С праведным негодованием она пошла к директору требовать пересмотра оценки, моей квалификации и рассмотрения варианта об увольнении.
Помимо этого, электронный журнал получалось заполнять раз в неделю, потому что доступ у нему был только в кабинете информатики, куда не всегда удобно было приходить. Теперь администрация школы требовала пересмотра оценки, опасаясь за статистику и репутацию. На мои уроки начали приходить комиссии из РОНО, директор решила взять под контроль учебный процесс. Мне приходилось перед входом в школу при всех учениках сдавать ей на проверку планы уроков, расписанных до самых мелочей. За своё прохладное отношение к бюрократии я расплатилась сполна.
Это может быть интересно :
Не помню, сколько таблеток валерьянки было съедено, но это научило меня скрупулезному сбору каждого листочка со словарным диктантом, каждой тетрадки с контрольными, выставлению всех отметок в электронный журнал, даже тех, что стоят карандашом в журнале. Пришлось выработать иммунитет к обидам учеников, которым приходилось объяснять родителям, почему «двойка карандашом» стоит в электронном журнале.
Я закончила педагогический университет всего 3 года назад и у меня очень свежи воспоминания о первом годе учительской деятельности. Если бы мне кто-то сказал об этих простых правилах, я бы сумела избежать многих проблем, что существенно облегчило бы начало моей преподавательской жизни.
За соблюдением всех этих правил искренне желаю вам не переборщить и сохранить любовь к преподавательской работе. Не черствейте душой раньше времени, детям во все времена нужны те, кто сможет привить любовь к знаниям и научить их элементарным навыкам этичного поведения. Удачи!
12 приёмов убедительной педагогики: как повести детей за собой и увлечь предметом
Стать своим для учеников, но не потерять авторитет преподавателя и быть максимально убедительным в этой роли — возможно ли это? «Да», считает театральный педагог, режиссер и автор коммуникативных практик Анна Зуммер: в рамках программы «Город, который учится. Цифровое образование» она уже провела вебинар на эту тему, а нам рассказала о способах быть максимально убедительным на уроке.
1. Начните урок с паузы. И познакомьтесь с классом
Вместо того чтобы тараторить: «Добрый день, меня зовут… Я буду…» — зайдите в класс молча. Порой именно тишина заставляет зрителей сконцентрироваться. Слишком большой и плотный поток информации в самом начале может отпугнуть детей и заставить их закрыться, а тишина сподвигнет задать вопрос: «А почему молчат?» После этого стоит еще немного помолчать — тогда дети, возможно, сами захотят задать вопросы. И вот теперь, когда все внимание детей сосредоточено на вас, можно представиться и рассказать о себе. Кстати, знакомству можно уделить даже целый урок: просто поговорить с учениками, ответить на их вопросы, узнать, что они думают о вашем предмете, наметить какие-то цели, поговорить о том, какими они представляют ваши уроки.
2. Придумайте общий ритуал
Исходя из потребностей и интересов учеников можно вместе с ними придумать какой-то ритуал для того, чтобы настроиться на учебный процесс. Такой ритуал может занимать не более 5 минут в начале урока, но эти 5 минут могут значительно повысить качество усвоения материала в оставшееся время. Ритуал может принимать самые различные формы. Например, можно просто поговорить о том, что беспокоит детей, использовать записки, форму игры или любой другой формат, подходящий вашему классу.
3. Не пренебрегайте общением
Диалог с детьми очень важен, а способов его наладить очень много. Например, можно спросить о том, что окружает детей каждый день, поговорить о новостях и о том, как дети их воспринимают, подискутировать о новом альбоме популярного исполнителя, о кино, сериалах. Вы можете начать с себя, сказав: «Слушайте, а я вчера такой фильм посмотрела…» Но так стоит делать, только если вы действительно посмотрели этот фильм и искренне решили его обсудить. Неплохой темой для разговора может, например, стать отношение детей к мату. Но только не в контексте прямого и бесповоротного запрета, а в контексте того, как они сами относятся к его употреблению в песнях или повседневной речи. С помощью такого разговора можно дать понять ребенку, что вы не упадете в обморок, если он вдруг нечаянно или специально при вас использует «не то» слово или включит какую-то «не такую» песню.
24 совета, которые заставят детей учиться (и полюбить школу)
Говорить с детьми вообще можно на самые разные темы, но лучше уделять этому немного времени на уроке. 5–10 минут разговоров покажутся детям той самой халявой, которую они так любят, хотя на самом деле это тоже будет работа на результат.
Если детям понравится с вами разговаривать, они начнут пораньше приходить на уроки, чтобы подольше пообщаться с учителем
А вот собирать класс после уроков не стоит, потому что, как бы сильно они вас ни любили, это станет еще одним обязательным занятием, что не пойдет на пользу ни одной из сторон. Если же ребенок поделился с вами какими-то фактами из своей жизни, которые стоит знать его родителям, лучше сначала объяснить ему, что только так можно будет решить проблему, и только после этого рассказывать все его семье.
4. Используйте приемы для удержания внимания
Пауза отлично помогает определить, слушают тебя или нет. Если дети погружены в процесс, внимательно вас слушают — они непременно заметят, что стало тихо. С помощью пауз можно отлично расставлять акценты и возвращать внимание. Еще один хороший прием — «вопросы в зал». Таким образом вы переключаете внимание учеников с себя на них самих. «Вопрос в зал», кстати, может и не относиться к теме урока, но он точно сработает: сможет оживить, взбодрить аудиторию. Плюс можно использовать такой прием, как переключение с голоса на действие. Например, просто встать, пойти молча к доске и написать какое-нибудь слово или фразу.
5. Не оглядывайтесь на коллег
Очень часто в особенности молодые учителя сталкиваются с покровительственным и снисходительным отношением со стороны более опытных коллег. Появляются навязчивые советы с неприятным подтекстом, обсуждение за спиной, унижение достоинства «новичка». В таком случае, если вам нравится то, что вы делаете, вы видите положительное отношение со стороны учеников, чувствуете, что все, что вы делаете, не зря, просто не обращайте на сплетни внимания. Поймите, что мнение Марьи Ивановны может не быть авторитетным абсолютом. Чтобы не портить отношения, вы можете просто ответить: «Я очень ценю ваше мнение и ваши советы, но, пожалуй, я буду придерживаться своего пути, своей тактики преподавания».
6. Разрушьте «четвертую стену»
«Четвертая стена» в театре рушится в тот момент, когда актер, находясь на сцене, обращается к зрителю, начинает видеть и ощущать пространство вокруг себя. Когда вы сидите в классе и читаете свой материал, не замечая того, что происходит вокруг, — это автоматическое погружение самого себя в темную звуко- и светонепроницаемую коробку. Так не должно быть. У вас должно быть четкое понимание обстановки в классе. Не топите самих себя в собственном материале. Посмотрите, что делает Петя и чем занимается Маша. Если вы видите, что в классе происходит какой-то конфликт, дети провоцируют друг друга или вас — прервитесь на несколько минут и скажите: «Ребята, давайте остановимся, потому что я вижу — что-то происходит. И хочу узнать, что именно». В тот момент, когда вы это скажете, вы увидите и услышите, как с грохотом рушится эта «четвертая стена», которую вы сами же и воздвигли.
7. Учитесь вместе с учениками
Если вы учите детей, это не повод прекращать учиться самому. Чтобы у школьников было стремление к знаниям, начните с себя. Зачитывая из года в год один и тот же материал, вы замыливаете его. Подумайте над новой интересной подачей, обновите материал из старых учебников, добавьте интересных примеров из жизни, кино, музыки, сериалов. К примеру, если вы преподаете физику, можно провести параллель с популярным сериалом «Теория Большого взрыва», в основе сюжета которого как раз лежит ваш предмет, а герои постоянно что-то изобретают, пишут формулы, шутят на подходящую вам тематику.
Можно добавить в свой материал ответ на главный вопрос всех учеников, который чаще всего так и остается незаданным: «Ну и зачем мне это нужно?»
Можно рассказать, в какой области пригодятся эти знания, что с ними можно будет делать. Например, даже в работе режиссера тоже пригодится математика — для составления графиков, смет и отчетов. Таким образом можно также показать детям разнообразный мир профессий и мотивировать их на выбор собственного пути.
8. Будьте искренними
Дети и подростки — это самая чувствительная к фальши аудитория и в театре, и в классе. Не нужно играть в искренность, потому что дети сразу распознают фальшь, перестанут вам доверять и начнут провоцировать какими-то не очень приятными для вас словами или действиями. Они могут делать это сознательно или нет, но и в первом, и во втором случае целью останется выбить вас из равновесия, поместить в другие обстоятельства, спустить с небес на землю. Повышение голоса, агрессия, фразы вроде «Да что вы вытворяете!» или «Пошли вон из класса!» тут не будут эффективными. Скорее вам поможет искренность. Скажите детям, что чувствуете потерю контакта или вам не нравится то, что они делают. Обсудите сложившуюся ситуацию. Впадать в крайности и добиваться цели агрессией никогда не было хорошим вариантом.
9. Не стригите всех под одну гребенку
Все актеры в труппе и все дети в классе индивидуальны. У них совершенно разные способности к вашему предмету, разные характеры, цели и мечты. Если вы общаетесь с детьми, то точно знаете, кто более усидчив, а кто нет, у кого есть задатки лидера, а кто тихоня. Если ребенку некомфортно сидеть за партой 45 минут, просто подойдите к нему и скажите: «Я вижу, что тебе тяжело, давай это решим». Вы можете позволить ребенку, например, походить, предложить другой вариант выполнения задания.
11 фраз, без которых невозможно представить нашу школу
Если же ученику сложно воспринимать сам материал, не стоит закрывать на это глаза. Можно и нужно давать детям знания, которые им по силам. У ребенка есть способности к предмету, очевидный потенциал? Дайте ему задание посложнее уже усвоенного материала, развивайте в нем этот талант. А если ребенку сложно, он, выражаясь современным языком, не шарит — не напрягайте его, дайте стандартное задание. Не стоит требовать от всех одинаковых достижений, потому что дети неодинаковы. Кроме того, если вы понимаете, что ребенку не пригодится идеальное знание вашего предмета и бесконечные пересдачи, не нужно требовать этого на разрыв аорты. Экономьте свой преподавательский ресурс, не спешите выгорать.
10. Не жалейте хороших оценок
Вы можете сколько угодно думать, что именно ваш предмет — костяк всего на свете, но для ребенка это может быть не так. Пересмотрите свою систему выставления оценки. Прекратите ставить пятерки за идеальное выполнение задания, и как только вы это сделаете, прекратится гонка за оценками и начнется учебный процесс.
Выуживание оценок путем невероятных махинаций, доскональное знание предмета и зазубривание материала — все это не нужно
Ученику бывает достаточно просто находиться в процессе и получать достойную похвалу за какие-то базовые знания по предмету. Это, кстати, мотивирует еще и не выходить из этого процесса, интересоваться предметом дальше и, может быть, даже любить его.
11. Избегайте обесценивающих фраз
Первое и основное: не обобщайте. Такими выражениями, как «Вы — позор школы», «Самый ужасный класс» и так далее, вы показываете детям, что они представляют для вас всего лишь общую массу, общий поток. Если перевести эти слова на детский язык, вы буквально говорите: «Вы все одинаковые, у вас нет никаких особенностей». Это стирает личность ребенка. Также не стоит говорить: «Вы не хотите учиться!» Ведь таким образом вы как бы принимаете решение за детей. Фраза «У тебя нет мозгов» или «Твоя работа ничего не стоит» обнуляет все старания и умения ученика. Или, если ребенок начинает говорить о чем-то, что прочитал в интернете, а вы отвечаете: «На заборе тоже написано», — вы мгновенно выстраиваете между вами многовековую стену. Дети начинают думать, что вы обесцениваете то, чем они сейчас живут, что их окружает и что для них актуально. Самое же опасное выражение — «Да что ты понимаешь?», потому что переводится оно как «Твои эмоции и переживания мне не интересны».
Нужно понимать, что вы работаете с личностью, с живым человеком, у которого есть права, равные вашим. Даже если ваш ученик в несколько раз младше вас, вы должны уважать его и отбросить все возрастные стереотипы.
12. Стойте за детей горой
Ученики оценят вашу заботу о них, защиту в случае, когда их права ущемляются другими преподавателями, и конструктивный диалог, даже если неправы сами дети. Таким образом можно заслужить принятие вашего авторитета, а значит, вы сможете повести учеников за собой через темный лес к результату, которого хотите добиться. Главное — помнить, что вы несете ответственность за свой класс перед родителями, учениками, руководством школы, но это лишь составляющие самой важной ответственности, которую вы несете перед самим собой.
«Город, который учится. Цифровое образование» — это экспериментальный проект Фонда поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга, который помогает учебным организациям, педагогам, школьникам и их родителям освоить дистанционные образовательные технологии. В рамках проекта проходит цикл вебинаров «Лучшие практики онлайн-образования». Среди участников — педагоги-новаторы, рассказывающие о том, как развить креативность, сделать уроки интересными и удержать внимание класса.
Иллюстрации: Shutterstock / Huza Studio
Как понравиться учителю
В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.
Количество источников, использованных в этой статье: 7. Вы найдете их список внизу страницы.
Количество просмотров этой статьи: 46 250.
Невозможно быть любимчиком каждого учителя, но можно всем нравиться своим отношением к делу. Если выполнять домашние задания, быть внимательным и вести себя активно на уроках, учитель вас непременно заметит. Помимо прилежной учебы не забывайте о хороших манерах. Всегда приходите вовремя и подготовленными, ведите себя уважительно и следите за собой, чтобы показать свое отношение к предмету и учителю. Также можно ходить на факультативные занятия, прислушиваться к мнению учителя и дарить подарки в праздничные дни, чтобы наладить взаимопонимание.
Совет: если вам требуется пояснение или помощь, можно уточнить, правильно ли вы понимаете задание. Спросите: «Прошу прощения, хочу уточнить, верно ли я понял требования. Вы не могли бы еще раз повторить последнее задание?»