Как учить словарные слова
Как запомнить словарные слова
В русском языке есть множество слов, которые произносятся не так, как пишутся. Чтобы написать грамотно то или иное слово, человеку, в частности ученику, необходимо знать различные правила орфографии.
Но есть слова, написание которых проверить никак не удается. Такие слова были выделены в отдельную группу и были названы словарными словами.
Таких слов достаточно много.
В начальной школе проходя,т конечно же, только часть этих слов. Обычно в конце каждого учебника по русскому языку есть небольшой орфографический словарик, в котором можно найти тот необходимый минимум слов, который ребенку необходимо запомнить в течении учебного года.
Некоторые учителя предпочитают вести с учениками свои орфоргафические словари, деля словарные слова на какие-либо группы по различным критериям.
Но так или иначе, группы словарных слов для каждого года обучения в начальной школе примерно совпадает.
Работа по запоминанию правильного написанию словарных слов — трудная и кропотливая и продолжается она из года в год, начиная с 1 класса.
Запоминать словарные слова можно используя различные способы. Тут нет универсального приема. Кому как нравится. Но устно заучивать нежелательно. Должна быть обязательно письменная работа.
Если ребенку трудно дается запоминание словарных слов, то необходимо использовать разнообразные методы, которые будут включать различные виды памяти и внимания.
Приёмы для запоминания словарных слов
1. Ребенок должен понимать лексическое значение запоминаемого слова. Убедитесь в этом.
2. Орфографическая работа над словом:
3. Письменное заучивание правописания данного слова:
4. Составление рассказа из группы словарных слов.
5. Использование метода ассоциаций.
Один из самых действенных методов запоминания словарных слов. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Удачно подобранное слово-ассоциация становится проверочным для трудного и непроверяемого ранее словарного слова.
Какой ассоциативный образ будет эффективным?
Например, ассоциативная связь может быть по:
2. Ассоциативный образ или слово должны иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является опасной в словарном слове.
Пример со словами-запоминалками:
Пример с рисунками:
Ребенок лучше запомнит словарное слово, если придумает связку-ассоциацию самостоятельно!
Если не получается, то можно воспользоваться готовыми рисунками, но нежелательно.
6. Для лучшего запоминания можно придумывать различные задания.
Например, можно не просто писать слова под диктовку, а распредедять слова на группы. Распределение может быть:
7. Способ написания слов с закрытыми глазами.
Ребенку дается следующая инструкция (все выполнять с закрытыми глазами.)
Данное упражнение доставляет детям массу удовольствия, а главное, задействует различные органы восприятия информации и усиливает эффект запоминания слов.
8. Игра “Глаз-фотограф”
Слова напечатаны на полосках бумаги.
Каждое слово на отдельной полоске. Напечатаны крупным печатным шрифтом. Ребенку показывают слово на одну секунду. А потом он по памяти его записывает. За одну игру можно показывать 5-8 слов.
Такая игра развивает внимательность, повышает интерес к обучению.
9. Игра «Найди слова»
В каждой строчке спрятались два словарных слова. Найди их и подчеркни цветным карандашом.
М И С А П О Г И М И Р У С С К И Й Т О Г
Т О Л С О Р О К А Н А В Я Г О Д А Н А Т
Ю Д Ф Л Д У Ч Е Б Н И К А М Е С Я Ц Ж
Т О М Е Д В Е Д И Ц А К А Я З Ы К А Т А
П Е Н Т О К Л А С С О К О М О Л О К О Т Б
Т Ь Л И С И Ц А П Л Е Н О П Е Т У Х А Т А
В Ы Р А Т Ь Л П О С У Д А Э Х Т М О Р О З
Н И К О Р А Б О Ч И Й К О Р Е Л О П А Т А
Ю Т Р А Д Е Р Е В Н Я Б Л О З А Я Ц К А М В
Ы В К А П У С Т А М А З А В О Д Н Ы Ф У З
М И Н О Л Р Л О П А Т А И В А П Е Н А Л Б
К А Р А Н Д А Ш Н И К О Р О М Я З Ы К О Т
И Т О Н Г Д Е Ж У Р Н Ы Й Ю С У Б Б О Т А
В Ы К М Е Д В Е Д Ь Д О Л К О Р О В А Т А
О Д Е Ж Д А И Т И П А Р А П А Л Ь Т О Н Ы
З А М О Р О З К О Н Ь К И И Т В А Р О П Т Э
К О М Е С Я Ц Т И Н К Е Г Я З Ы К И Т Б Ю Ж
У Л Т Я Г О Д А М А Т Р У Ч Е Н И К Ы Ф П Б
М О Х О Р О Ш И Й Ф Ы В А К Л А С С Ь Т И
У В Ы С А О Р Е Б Я Т А К У Е Н М О Л О К О
10. Игра «Анаграммы»
Составь из перемешанных букв словарное слово. Даоее можно предложить ребенку составить и записать предложение с разгаданным словарным словом. Или же выполнить любое другое задание из предложенных выше.
д ь т е р а т
б й е в о о р
а т б у б с о
я ц з а
к о о р а с
а в о о р н
к у ч е и н
о к а б с о
а ч к е д о в
и щ р т а о в
а б к а с о
з а б р е ё
р г у д в
о с е л е в
ь л у и ч т е
о д о г р
ш х й р о о и
а р е т я б
я ц м с е
к у б ч е и н
к з ы я
и с г а п о
м з р о о
л е а п н
р е т е в
о ы т б с р
р г у в д
о с о р к
г д я о а
а т а о л п
11. Выполнение тренировочных упражнений
Различные упражнения, которые помогут ребенку выучить правильное написание словарных слов и подготовиться у словарному диктанту или любой другой работе по русскому языку.
С уважением, Ольга Наумова
Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!
Как легче запоминать словарные слова в начальной школе
Как научиться писать грамотно: графические ассоциации
Гюзель Абдулова тренер по развитию памяти и внимания, нейропсихолог, руководитель школы «Супермозг»
Словарные слова в современной школе предлагается запоминать через многократное повторение, то есть зубрёжку. Но существуют более эффективные и интересные способы, позволяющие легко выучить не только словарные слова, сложные словосочетания, но и лучше понять и запомнить орфографические правила. Один из них — метод графических ассоциаций.
Чтобы запомнить слово, его нужно нарисовать и выделить на этом рисунке «проблемную» букву. Метод графических ассоциаций позволяет запоминать слова не только на слух, но и подключая моторику, зрительный образ и ассоциацию. Дети любят рисовать, и этот метод им очень нравится.
Например, нужно запомнить слово «корзина». Мы говорим «кАрзина», а пишем «кОрзина». Как это усвоить ребёнку? Можно сто раз повторить, и всё равно на сто первый раз будет допущена ошибка. Но лучше предложите ребёнку нарисовать корзину и на этом рисунке найти букву «О».
«Проблемную» букву нужно выделить пожирнее или обвести другим цветом. Важно, чтобы ребёнок сделал это сам!
Попробуйте ещё. Говорим слово «пугАвица», пишем — «пугОвица», рисуем пуговицу. Пусть ребёнок найдёт на рисунке букву «О».
При использовании метода графических ассоциаций лучше брать несколько слов, объединённых общей темой. Например, можно представить мОлОко в стакане. Полезно также соединить получившийся образ со словом «корова».
Даёт корова молоко. Мы находим в слове «кОрОва» и на рисунке буквы «О». Это может быть мордочка или пятно. Молоко мы видим в ведре.
Разрешите детям самим поиграть, нарисовать, пофантазировать. Иногда взрослые не могут быстро придумать ассоциацию, а дети легко справляются с этой задачей.
На одном из занятий нужно было запомнить слово «автобус». В группе были дети и взрослые. Взрослые предложили найти букву «В» на колёсах. Но тут один мальчик сказал: «Ой, смотрите, сиденье похоже на букву «В». Такой «ВВВесёлый» автобус легко запомнить.
А ещё в автобус можно посадить вОдителя или шОфёра. Букву «О» легко найти на руле, в зеркале, на кепке водителя, на очках или на колёсах.
Поролон. Часто дети и взрослые допускают ошибки в этом слове. Как можно его себе представить и нарисовать? У меня это слово ассоциируется с поролоновой губкой. Если внимательно на неё посмотреть, то заметишь много букв «О». Букву «А» на рисунке найти невозможно.
Если на рисунке нужная буква не находится, нам поможет приём трансформации. Например, требуется запомнить слово «апЕльсин». На апельсине буква «Е» не угадывается. Попросите ребёнка представить, как он чистит апельсин, а корка свисает по спирали, напоминающей букву «Е».
Любой предмет можно трансформировать и нарисовать подходящую картинку. Задействуйте воображение, и получившийся образ надолго останется в памяти.
Рисунки лучше делать на карточках и периодически играть в них, чтобы закрепить в памяти трудную информацию. Дети не воспринимают карточки как учёбу. Для них это интересное развлечение. Причём начинать играть по методу графических ассоциаций можно с 5–6 лет. Отлично зарекомендовал себя этот метод также при работе с теми, кто испытывает трудности в обучении даже в старших классах. Ведь фантазировать любят не только дошкольники.
Задание 1: словарный диктант. Повторите графические ассоциации и продиктуйте ребёнку слова: поролон, ягода, корзина, гражданин, солнце, автомобиль, апельсин, яблоко, носок, окно, аллея, молоко, корова, шофёр, пуговица.
Задание 2: придумайте ассоциации. Попробуйте с ребёнком придумать ассоциации и нарисовать картинки к словам: фонарь, забор, воробей, абажур, портрет, светофор, вокруг, карандаш, конфета, снеговик.
Если у вас не получилось, посмотрите мои варианты графических ассоциаций.
44 способа запомнить словарное слово
В школе детей учат проверять слова, ища к ним однокоренные, но в программе есть и те слова, написание которых надо зазубрить. Наш блогер, учительница начальных классов Ольга Катаева, делится советами, как выучить словарные слова и больше не делать в них ошибки.
От выражения «словарные слова» некоторых, скорее всего, передёргивает. Вспоминается школьное детство и зубрёжка этих самых словарных слов. В русском языке в начальной школе эта орфограмма называется «Слова с непроверяемыми безударными гласными». Хотя в словарь выносятся и другие слова, например с удвоенными согласными, непроизносимыми согласными, слова иноязычного происхождения и т. д. Другого способа, кроме заучивания, кажется, и не существует.
Помню, как на уроке во втором классе нам учительница сказала: «Слово „морковь“ пишется через „о“, но это слово из третьего класса, поэтому можете пока не запоминать». Естественно, именно это слово и запомнилось даже без заучивания.
На уроках русского языка всегда отводят время для работы со словарными словами. Каждый учитель организует её по-разному. В методичках развивающего обучения рекомендуют брать по пять слов на неделю и каждый день их прописывать, выполняя при этом разные задания:
1-й день — написание, деление на слоги, выделение орфограммы, постановка ударения, прописывание;
2-й день — звуко-буквенный анализ слов с цветными звуковыми схемами;
3-й день — деление для переноса и прописывание;
4-й день — составление словосочетаний или разбор по составу (с некоторыми словами это сложно, поэтому обязательно использование словообразовательного словаря);
5-й день — составление небольшого связного рассказа (в ТРИЗе этот приём называется «бином фантазии») или диктант.
Часто учителя задают учить словарные слова на дом. Случай из жизни: ребёнок в диктанте допустил восемь ошибок, задали повторить, чтобы переписать; дома учили-учили, повторяли-повторяли, переписал — 11 ошибок! Наверное, просто заучивать словарные слова не всегда эффективно, поэтому предлагаю способы, которые помогут организовать работу со словами из словаря дома.
44 способа запомнить словарное слово
1. Орфографическое чтение, то есть чтение «как написано» и вслух.
2. Выделение слабой позиции при чтении и в записи слова карандашом красного или любого другого цвета.
3. Постановка ударения при чтении, акцент значком на письме.
4. Подчёркивание в прописанных словах гласных букв красным цветом.
5. Подчёркивание в прописанных словах согласных букв: звонких, глухих, мягких — зелёным цветом, твёрдых — синим цветом.
6. Деление слов на слоги при написании и при чтении.
7. Деление для переноса. Если в слове несколько слогов, то разные способы переноса.
8. Рисование звуковой схемы. Традиционно используют красный — для обозначения гласных букв, синий — для твёрдых согласных, зелёный — для мягких согласных.
9. Подбор рифмы устно и письменно. Можно поискать в словаре — это полезно, так как приходится несколько раз перечитывать столбики, что способствует непроизвольному запоминанию.
10. Фонетический разбор слова, точнее звуко-буквенный.
11. Подбор из словаря по цветной схеме. Схема дана, остаётся найти слово или несколько слов, если они все подходят.
12. Составление дерева родственных слов, ещё лучше — рисование этого дерева. Можно пользоваться словообразовательным словарём.
13. Образование родственных слов других частей речи к словарному. Или образование несуществующих слов с заданной приставкой или суффиксом — даже весело будет.
14. Разбор по составу.
15. Подбор слов с такой же приставкой, суффиксом, окончанием.
16. Подбор слов из словаря по морфемной схеме.
17. Подбор синонимов, антонимов.
18. Подбор картинок и надписи на них.
19. Составление словосочетаний.
20. Сочинение загадок.
21. Работа с этимологией слова.
22. Работа с толковым словарём.
23. Подбор фразеологических оборотов, если возможно.
24. Подбор пословиц, поговорок с этим словом.
25. Составление кроссвордов.
26. Составление предложений.
27. Интонационное чтение предложения или чтение с заданной эмоцией.
28. Поиск мнемонических приёмов. Например: «Костя ходит в костюме, а Паша в пальто».
29. Мини-сочинения — приём «бином фантазии».
30. Выделение других орфограмм.
31. Подбор слов с такими же орфограммами.
41. Составление ребусов, своих словарей.
42. Запись слов с буквами звонких согласных, заменив буквами глухих согласных.
43. Игра «От козы до ноги» (коза-роза-рога-нога) и другие игры в слова.
44. Граффити, инфографика (запись слова картинкой).
Когда будете работать по этим рекомендациям со словарём, не забывайте, что работа со словарём должна проводиться в системе. Список советов можно продолжить, у каждого найдётся свой отработанный приёмчик. Обсудим их в комментариях?
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.