Как учить скороговорки правильно
Как и зачем учить скороговорки
Зачем нужны скороговорки? Это хороший способ улучшить речь, дикцию и скороговорки, как упражнения, нужны тем, кто занимается публичными выступлениями, работает на радио, актерам, дикторам.
На моем сайте есть пост, в котором я разместил несколько десятков скороговорок.
Как работать с скороговорками?
Для того, чтобы отрабатывать произношение трудных слов и сочетаний звуков, добиваясь тем самым великолепной четкости речи, достаточно следовать нескольким несложным правилам:
1. Говорите медленно
Сначала проговаривайте тест МЕДЛЕННО. Не нужно сразу пытаться набрать скорость. Это ошибка.
Пытаясь сразу быстро произносить скороговорку, так вы только портите свою дикцию. Проговаривайте текст медленно по слогам. Ваша задача на данном этапе — выучить скороговорку, произнося медленно, но правильно выговаривая все слоги.
Например, «Пароход лавировал, лавировал и невылавировал». Разбиваем на слоги: Па-Ро-Ход Ла-Ви-Ро-Вал Ла-Ви-Ро-Вал и Не-Вы-Ла-Ви-Ро-Вал. В этой скороговорке важно выговаривать согласные буквы В, Л, Р. А не проглатывать их, акцентируя только гласные буквы. Все буквы и слоги должны быть озвучены.
2. Работаем над артикуляцией
Теперь, когда вы уже научились медленно выговаривать скороговорку, отчеканивая все слоги и буквы, поработайте над артикуляцией. Беззвучно произнесите скороговорку и попросите кого-нибудь прочитать вас по губам.
3. Говорим шепотом
После того, как вы поработали над движением губ, произнесите текст в пол голоса, шепотом. При этом произносимые звуки должны быть четкими, несмотря на то, что звучат они тихо. Вообразите, что вы суфлер в театре и вас должен понять артист, стоящий на сцене
4. Говорим вслух
Итак, вы научились чисто и внятно, негромко произносить скороговорку. Теперь пора её произнести вслух, громко, но все ещё медленно и четко. Не спешите произносить быстро.
5. В разных стилях или быстро!
Только теперь, когда вы выполнили 4 предыдущих шага, проработали текст, выучили скороговорку в медленном темпе, научились произносить ее шепотом и громко, можно переходить к актерскому исполнению.
Теперь пробуйте произносить текст в разных стилях, с раной интонацией, с разной скоростью. Плавно, нараспев, быстро, с акцентами (ударениями), ускоряя, замедляя, понижая голос, повышая, ритмично, попробуйте спеть, придумать музыку, потом снова быстро.
Смысл здесь такой. Прежде,чем говорить быстро, нужно выучить текст, усвоить артикуляцию и только потом импровизировать. Тренируйтесь!
Как разучить скороговорку вместе с ребёнком
Ирина Соболева
Как разучить скороговорку вместе с ребёнком
И здесь огромную роль играет такая «техническая» сторона речи как ДИКЦИЯ – четкое, полное проговаривание слов. Чтобы обеспечить себе или своему ребенку «дикционную чистоту», нужно исправить некоторые дефекты произношения. А именно, идти к логопеду и выполнять его советы.
Но самое лучшее лечение – это собственный упорный труд.
И тут на помощь к Вам и Вашему ребенку придут СКОРОГОВОРКИ.
Эти маленькие тексты обычно содержат максимальное количество
«трудных», «скользких» мест для произнесения, но благодаря многократному повторению, вы добьетесь «чистоты» выговора, как писал М Ломоносов.
Есть несколько правил, которые помогут Вам и вашему ребенку правильно разучить скороговорку:
• Прочитайте скороговорку медленно.
• Предложите ребенку подумать, о чем говорится в скороговорке.
• Вместе попробуйте нарисовать (рассмотреть) картинку к скороговорке.
• Предложите послушать, какие слова похожи друг на друга по звучанию.
• Пусть ребенок проговорит скороговорку медленно вслух, постарается запомнить.
• Теперь пусть он проговорит скороговоркушепотом несколько раз: сначала медленно, потом быстрее и быстрее.
• Пусть произнесет скороговорку несколько раз вслух в быстром темпе.
• Теперь посоревнуйтесь, кто без ошибок быстрее произнесет скороговорку.Например: «Слишком много ножек у сороконожек» или «Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят».
Добрые пожелания логопедам Приближается праздник День логопеда. Мои воспитанники узнали об этом и приходя на занятие, высказывали свои добрые пожелания. Я делюсь этими.
Презентация «Артикуляционная гимнастика» учителя-логопеда Каждый ребёнок, всем на диво, должен говорить красиво. И тогда язык родной должен понимать его любой! Артикуляционная гимнастика – это.
Советы родителям по использованию скороговорок для улучшения дикции ребёнка
Наталья Тимакова
Советы родителям по использованию скороговорок для улучшения дикции ребёнка
Как сделать речь красивой?
Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок говорил красиво, понятно, четко. Как этого можно добиться? Но над этим нужно работать.
Это очень интересный и занятный способ. И полезно не только вашему малышу, но и взрослым. Ведь правильно поставленная речь очень важна для каждого человека. Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка. Речь становится выразительной, четкой, понятной, а ребенок более уверенным в себе.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, слушать и понимать смысл сказанного.
Это ещё и самое настоящее развлечение. Проговаривать скороговорки можно везде (дома, в транспорте, идя по улице ит. д., и для этого не нужно иметь никаких подручных средств. Скороговорки можно использовать во время детского праздника.
Как правильно разучивать скороговорки? Скороговорки для детей – это игра, а не обучение.
Начинайте с самых простых и легких скороговорок. При этом дети могут «отхлопывать», «отстукивать» ритм кулачком, ладошками. Все должно проходить в форме игры. Подбирайте такие скороговорки, в которых ваш ребёнок может произносить все звуки. Для их отработки (на периоде автоматизации).
Как учить скороговорки с ребенком? Есть ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги. Нужно правильно выучить скороговорку. При этом надо обращать внимание на произношение всех звуков. Так же надо разобрать смысл всех слов и смысл самой пословицы – как понимает её ребёнок.
Когда ребёнок скороговорку выучил и произносит её правильно надо проговаривать её без голоса – работают только губы, язык и зубы.
Далее проговариваем скороговорку шепотом, но четко.
Затем произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, и не торопясь. Можно произнести еёс разной интонацией: вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами.
Только после этого убыстряем темп от быстрого до очень быстрого.
Предлагаю несколько скороговорок из книги Т. В. Крыловой «Жу-жу-жу, ля-ля-ля»
«Около кола колокола».
«Целый вечер для лисы
Старый сыч чинил часы».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки»
«До чего же жук сконфужен!
Опоздал к ужу на ужин».
«Щенок за обе щеки уплетает из щавеля щи».
«Попросил цыплёнок цаплю
Нацедить водицы каплю».
«Луша под душем мыла мылом уши»
«По бревну бобры бредут».
Артикуляционная гимнастика. Упражнение «Иголочка» Артикуляционная гимнастика малышам. Часто родители задаются вопросом: «Зачем нашему малышу выполнять артикуляционную гимнастику, ведь он.
Презентация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Презентация по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи». «Учите ребёнка, каким – нибудь.
Консультация для воспитателей «Правила разучивания скороговорок и чистоговорок»
Существует множество различных методик для развития речи ребенка. Но скороговорки, пожалуй, самый древний, самый интересный и занятный, самый доступный из них. Но что интересно, что изначально скороговорки были придуманы, скорее всего, не с этой целью, а исключительно для развлечения. Люди собирались на различные забавы, пели, танцевали, проговаривали скороговорки – весело было. Поэтому они относятся к народному фольклору и считаются особым шуточным жанром народного творчества.
Скороговорка — короткая, синтаксически правильная фраза на любом языке с искусственно усложнённой артикуляцией.
Одним из первых исследователей народного фольклора, кто заинтересовался этим жанром, был Владимир Иванович Даль. Он дает такое определение скороговорки: «частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения». Однако современные логопеды, в отличие от Даля, различают скороговорки и чистоговорки как два разных жанра.
Чистоговорки – это зарифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-то звук, слог. Произносить эту фразу нужно чисто, правильно и осознано.
Чистоговорки используются в работе с детьми, начиная с младшего возраста.
Детям младшего и среднего дошкольного возраста можно предложить небольшие по объёму, простые по содержанию чистоговорки. Их смысл должен быть понятен детям, близок по жизненному опыту. Произносить к быстрому произнесению чистоговорок можно лишь после того, как дети научатся чётко и ясно произносить их в медленном и умеренном темпе. В этом возрасте шутки – чистоговорки лучше давать в игровой форме с применением наглядного материала (картинок, игрушек). Например, показывая игрушку, изображающую корову, предлагаем детям произнести шутку – чистоговорку «Му-му-му! Молока кому?». При чтении чистоговорок важно выделять заданный звук голосом.
Скороговорки намного сложнее в произносительном отношении, чем чистоговорки. Поэтому переходить к разучиваю скороговорок можно только тогда, когда ребенок в совершенстве овладеет произнесением чистоговорок, а именно в старшем дошкольном возрасте.
Скороговорка (языколомка) – Искусственно, ради забавы придуманная фраза с трудно произносимым подбором звуков, которую нужно произнести быстро, не запинаясь.
Чистоговорки и скороговорки не только помогают отработать правильное произношение какого-то звука, но и улучшают дикцию, развивают чувство ритма, память, воображение, расширяют словарный запас, развивают грамматический строй речи.
В работе с детьми в скороговорках используются знакомые слова, но они соединяются в веселые рифмованные истории, которые не только помогают проявить интерес к многообразию звуков, но и будят фантазию малыша, прививают любовь к родному языку, развивают чувство ритма. Кроме того, это самое настоящее развлечение. От души смеяться над собственными и чужими ошибками в произношении, когда одну, казалось бы, совсем простую фразу из нескольких слов каждый из вас крутит по двадцать раз и никак не выкрутит, — очень весело и полезно!
Главная цель скороговорок – это чистый звук, но не скорость.
Быстрота восприятия и освоения сложных звукосочетаний зависит от внимания, сосредоточенности, развития фонематического слуха.
Существует ряд последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов при разучивании скороговорок и чистоговорок.
Читаем скороговорку сначала медленно.
Обсуждаем с ребёнком её смысл, незнакомые и непонятные слова.
Проговариваем сначала с ребенком, потом он сам самые трудные слова (не менее 3-х раз; можно по слогам).
Проговариваем сначала вместе с ребенком скороговорку медленно, а потом он сам.
После того, как ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учимся делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат – без голоса, лишь губы, язык и зубы. Это требует более энергичной работы артикуляционного аппарата.
Ребенок произносит всю фразу вслух, медленно, без ошибок.
Ребенок проговаривает скороговорку быстрее, при этом сохраняя чистоту звуков и не крича, а лишь с усилением силы голоса.
Необходимо соблюдать следующие правила работы со скороговорками:
— Начинайте работу от простых, коротких рифмованных скороговорок.
— Подбирайте скороговорку интересную для детей, с забавным сюжетом.
— Не используйте скороговорки, если у ребенка отсутствует правильное произношение звука, часто повторяющегося в скороговорке.
Со скороговорками и чистоговоркамиможно работать разными способами:
1. Взять в руки мяч и, ритмично подбрасывать и ловить его руками, проговорить скороговорку или чистоговорку. Подбрасывать и ловить мяч можно на каждое слово или на слог.
2. Проговорить скороговорку (чистоговорку, перебрасывая мячик из одной руки в другую.
3. Проговорить скороговорку можно, прохлопывая (оттопывая) ритм ладошками.
4. Проговорить скороговорку 3 раза подряд и не сбиться.
5. С целью развития фонематического слуха спросить, какой звук чаще всего повторяется в скороговорке?
6.Поиграть с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно, восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
7. Пропеть чистоговорку или скороговорку (логопедические распевки).
8. Произнести фразу на выдохе.
9. Предложить детям выделять в скороговорках отдельные слова. Например, дети скороговорку «Дарья дарит Дине дыни» произносят так, чтобы было ясно, что дарят дыню именно Дине, а не кому-то другому. Усложняя задание, можно предлагать детям последовательно выделять голосом одно слово за другим (т. е. поработать над логическим ударением).
10. Многим детям нужна подсказка, визуальные ориентиры, дополнительные средства, помогающие вспомнить заученное.
С этой целью, можно вводить в свою работу мнемосхемы, «цветные скороговорки» – специальные карточки с круглыми шаблонами по соответствующим цветам. Каждый цветной кружок соответствует одному слову из скороговорки и выкладывается ребенком постепенно, по мере проговаривания, при повторном проговаривании ребенок нажимает на кружок, как на кнопку. Если детям трудно вспомнить скороговорку, ему помогает игрушка, образ которой зарифмован в скороговорке. Можно дополнительно использовать пластмассовые палочки с круглым наконечником и с соответствующим цветом. Этой «волшебной» палочкой ребенок, как бы нажимает на кружочек при проговаривании каждого слова. Еще можно использовать массажные подушечки, массажные аппликаторы и так далее.
11. Придумать чистоговорку или скороговорку по картинке.
12. Отрабатывать грамматические категории во время работы над чистоговоркой:
— Называть чистоговоркой один-много по картинкам (са-са-лиса, сы-сы-лисы, ис-ис-много лис)
— Посчитай предметы (аш-аш-аш-один карандаш, ша-ша-ша-два карандаша, шей-шей-шей-пять карандашей)
13.Предложить ребенку ответить на вопросы чисоговорками: са-са-это лиса? Са-са-какая лиса? Са-са что делает лиса? Са-са- кого встретила лиса?
Чтобы речь Вашего ребенка стала лучше, больше учите чистоговорок, скороговорок, поговорок – того, чем богат наш язык.
Список используемой литературы:
1. Мезенцева М. Логопедия в картинках. – М. :ЗАО «ОЛМА Медаи Групп», 2009
2. Новиковская О. А. Чистоговорки, скороговорки, пальчиковые игры, стихи для развития речи. –Москва: АСТ, 2015
3. Светлова И. Е. Домашний логопед. – М. : Изд-во «Эксмо», 2009
4. Темникова В. Э. Логопедические игры с чистоговорками. Пособие для работы с детьми 5-7 лет с речевыми нарушениями. – М. : Издательство «Гном и ДО», 2007
Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью,.
Консультация для родителей «Правила семейного общения» Правила семейного общения Изучение счастливых семей позволило определить те правила общения, при соблюдении которых устанавливаются добрые.
Консультация для воспитателей «Правила организация прогулок в ДОУ» Прогулка занимает в режиме дня детей дошкольного возраста значительное время и имеет огромное педагогическое значение. Прогулка организуется.
Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей» Консультация для воспитателей «Повышение двигательной активности воспитателей»«Все бесконечное разнообразие внешних проявлений мозговой.
Коррекция лексико-грамматических нарушений у дошкольников с нарушениями речи на материале чистоговорок В последние годы количество детей с речевыми отклонениями неуклонно растет. Очень часто у детей наряду с нарушением звукопроизношения, проблема.
Сборник танцевальных композиций для разучивания в детском саду СБОРНИК ТАНЦЕВАЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ ДЛЯ ДЕТСКОГО САДА С подробным описанием движений и фонограммами Автор: Черемных Наталья Викторовна.
Совместная работа воспитателей и детей по ПДД (Правила дорожного движения) «На дороге не играй» Художественное творчество. Кузнезова Лиза 5 лет и мама Анастасия Игоревна. Руководитель: Демина Мария Францевна. «Загорелся.
Скороговорки почему они так важны
Многие считают, что скороговорки улучшают только дикцию, но это не так они улучшают мышление, внимание и даже скорость чтения.
Для создания нейронных связей и для развития мозга очень важно развивать не только мелкую моторику, но и речь ребенка или взрослого человека.
Двигательные упражнения и правильная речь увеличивают количество нейронных связей, ускоряют обмен поступающей информации между полушариями.
Надежные крепкие быстрые нейронные дорожки очень сильно влияют на улучшение памяти, внимания, развитие мышления и скорость чтения.
Как правильно повторять скороговорки?
Вы выбираете любую скороговорку, вдыхаете в себя воздух, как можно больше и когда начнете выдыхать воздух, начинайте говорить скороговорку, повторяя ее, пока не закончится воздух.
Запомните, скороговорка повторяется только на выдохе, дополнительно вдыхать воздух, чтобы договорить скороговорку до конца нельзя.
Тренировки скороговорок в день могут занимать не более 5-10 минут, главное правильно выполнять упражнение.
Для выполнения упражнения вы можете самостоятельно выбрать себе скороговорку или воспользоваться нашими.
Скороговорки для занятий
Толком толковать, да без толку расперетолковывать.
А мне не до недомогания.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Протокол про прокол протоколом запротоколировали.
Для выполнения упражнения возьмите самую легкую скороговорку: купи кипу кип.
Занимайтесь этой скороговоркой целую неделю. Запомните сколько раз вы смогли рассказать скороговорку в первый день и сколько в последний. Сравните свои результаты. Затем возьмите скороговорку посложнее.
Занятия со скороговорками не отвлекут у вас много времени, зато доставят много интересных минут и помогут в развитии памяти, внимания, мышления и увеличении скорости чтения. Желаем вам удачи.
Курсы для развития
Еще у нас есть интересные курсы, которые отлично прокачают Ваш мозг и улучшат интеллект, память, мышление, концентрацию внимания:
Скорочтение за 30 дней
Вы бы хотели очень быстро прочитывать интересные Вам книги, статьи, рассылки и так далее.? Если Ваш ответ «да», то наш курс поможет Вам развить скорочтение и синхронизировать оба полушария головного мозга.
Ускоряем устный счет, НЕ ментальная арифметика
Секретные и популярные приемы и лайфхаки, подойдет даже ребенку. Из курса вы не просто узнаете десятки приемов для упрощенного и быстрого умножения, сложения, умножения, деления, высчитывания процентов, но и отработаете их в специальных заданиях и развивающих играх! Устный счет тоже требует много внимания и концентрации, которые активно тренируются при решении интересных задач.
Секреты фитнеса мозга, тренируем память, внимание, мышление, счет
Если вы хотите разогнать свой мозг, улучшить его работу, подкачать память, внимание, концентрацию, развить больше креативности, выполнять увлекательные упражнения, тренироваться в игровой форме и решать интересные задачки, тогда записывайтесь! 30 дней мощного фитнеса мозга Вам гарантированы:)
Развитие памяти и внимания у ребенка 5-10 лет
Цель курса: развить память и внимание у ребенка так, чтобы ему было легче учиться в школе, чтобы он мог лучше запоминать.
После прохождения курса ребенок сможет:
Супер-память за 30 дней
В течение 30 дней после подписки Вы будете получать интересные упражнения и развивающие игры на свою почту, которые сможете применять в своей жизни.
Мы будем учиться запоминать все, что может потребоваться в работе или личной жизни: учиться запоминать тексты, последовательности слов, цифр, изображения, события, которые произошли в течение дня, недели, месяца и даже карты дорог.
Деньги и мышление миллионера
Почему бывают проблемы с деньгами? В этом курсе мы подробно ответим на этот вопрос, заглянем вглубь проблемы, рассмотрим наши взаимоотношения с деньгами с психологической, экономической и эмоциональных точек зрения. Из курса Вы узнаете, что нужно делать, чтобы решить все свои финансовые проблемы, начать накапливать деньги и в дальнейшем инвестировать их.