Как учить музыкальное произведение
10 приемов запоминания музыки
Запоминание музыкальной композиции может стать огромной проблемой в игре на пианино. Как же музыканты держат в памяти такое огромное количество мелодий?
В музыкальном произведении настолько много составляющих, таких как ноты или ритм, что кажется, нужно обладать воистину сверхчеловеческими способностями, чтобы запомнить все это.
К счастью, это не так. Чтобы запомнить пьесу, требуется только некоторое количество знаний и времени.
Для опытных пианистов это не является проблемой. Есть несколько советов, правильное применение которых может значительно облегчить вам жизнь.
Заучивание пьесы — это традиционная часть жизни музыканта, однако некоторые сталкиваются с огромными трудностями, когда пытаются выудить кусок произведения из памяти. Полностью запомнить пьесу для фортепьяно — нелегкая задача, которую невозможно выполнить в одночасье.
Если у вас есть проблемы подобного рода — не переживайте. В следующий раз, заучивая очередной отрывок, постарайтесь следовать советам, которые вам помогут справиться с этой задачей.
1. Заучивание в процессе обучения
Когда вы впервые знакомитесь с произведением, постарайтесь запечатлеть его в памяти. Усваивание музыкального произведения с самого начала облегчит вам дальнейшее обучение.
Учитесь делать в памяти пометки, — это один из приемов запоминания.
2. Начните с малого
Не пытайтесь запомнить всю пьесу целиком. Вместо этого начните с заучивания трех или четырех тактов. Если это вам дается тяжело, попробуйте запомнить только два или три. Работайте в этом направлении, запоминая только несколько тактов одновременно.
После этого снова отработайте пьесу, но попробуйте удвоить количество тактов. Возможно, это — не самый быстрый способ для запоминания, но очень полезный, особенно при изучении сложных пьес.
3. Запоминайте партии для каждой руки
Не спешите играть обеими руками. Вместо этого, работая правой, старайтесь запомнить партию и для левой. Вы гораздо быстрее запомните мелодию, работая с каждой рукой отдельно. У вас не будет проблем с забыванием мелодии, если вы разучите отдельно партии для каждой руки.
4. Следите за руками
Возможно, слепая игра и хороша, однако ваши руки являются уникальным инструментом для запоминания.
Благодаря пристальному наблюдению за движениями собственных рук, можно легко вызвать из памяти нужный фрагмент. Наблюдая за руками, вы будете запоминать механические движения.
5. Поиск ключевых точек
Выберите несколько отправных точек в пьесе. Для начала пометьте несколько мест, вы можете использовать цифры, символы или фигуры — всё, что поможет вам усвоить материал.
6. Играйте без нот
Самый лучший способ протестировать вашу память, это играть без нот. Даже если вы не сможете сразу сыграть целый кусок без подглядывания, протестируйте себя. Вы увидите, что чем больше будете практиковаться, тем лучше станете играть.
Чтобы следить за прогрессом, вы можете делать пометки в нотах там, где вам сложнее всего. Таким образом вы сможете наглядно видеть ваш прогресс.
7. Играйте медленно
Даже если хочется играть сразу в заданном темпе, лучше сначала отработать его медленно. Данный принцип дает вам возможность улучшить свою память и запомнить мелодию.
8. Проигрывайте мелодию в уме
Может показаться странным совет проигрывать мелодию в уме, но это — отличный способ улучшить свою память. Играйте мысленно, без участия пальцев. Просто расслабьтесь и позвольте музыке заиграть в вашей голове.
Во время мысленного проигрывания представляйте ноты и клавиши. Подумайте, из чего складывается пьеса и что в это время делают ваши руки. Если вы можете проработать в уме всю пьесу, значит, вы освоили данное музыкальное произведение.
9. Повторяйте
Повторение — мать учения. И этому стоит посвятить довольно большой отрезок времени. Вы можете установить для себя цели на каждый день, играя кусок произведения снова и снова до полного запоминания.
Могут быть дни, когда вы не можете вспомнить, что учили так усердно ранее. Не расстраивайтесь, пропустите этот кусок и работайте над другим. Это поможет вам освободить вашу память.
10. Будьте терпеливыми
Терпение играет очень важную роль в процессе запоминания. Москва не сразу строилась, и музыку вы не сможете запомнить сразу за один присест.
Как только вы начинаете чувствовать усталость, сделайте перерыв, — музыка от вас никуда не денется. И не мучайте себя сравнением с другими. Ваш друг, возможно, запоминает по пять тактов против ваших двух, и это очень хорошо. Но не забывайте, что все люди разные, и если вам нужно чуть больше времени на запоминание, чем другим, не отчаивайтесь.
При серьезном подходе к делу и частыми повторениями вы в конечном свете справитесь с задачей запоминания.
Сражаться с собственной памятью — это совершенно нормально, не падайте духом, когда вы пытаетесь вспомнить в очередной раз нужное вам музыкальное произведение. Используя данные советы на разных стадиях заучивания, вы сможете сберечь свое время и нервы.
Разучивание чего-либо — нелегкая задача, но результат того стоит. Для многих музыкантов это уже стало старой доброй музыкальной традицией.
Разучивание музыкальных произведений на фортепиано: как помочь самому себе?
В жизни всякое бывает. Иногда разучивание музыкальных произведений кажется делом просто невероятной сложности. Причины тут могут быть разные – когда лень, когда боязнь большого количества нот, а когда ещё что-то другое.
Только не нужно думать, что со сложной пьесой невозможно справиться, всё не так страшно. Ведь сложное, как гласят законы логики, состоит из простого. Вот и процесс выучивания пьесы для фортепиано или для балалайки нужно разделить на простые этапы. Об этом и пойдёт речь в нашей статье.
Сначала – знакомство с музыкой!
Перед началом разучивания музыкального произведения можно попросить педагога проиграть его несколько раз. Здорово, если он согласится – ведь это лучшая возможность познакомиться с новой пьесой, оценить сложность ее исполнения, темп, прочие нюансы.
Если вы занимаетесь самостоятельно, или педагог принципиально не играет (есть такие, которые ратуют за то, чтобы ученик во всём был самостоятельным), тогда у вас тоже есть выход: можете найти запись этого произведения и несколько раз её прослушать с нотами в руках. Впрочем, так делать не обязательно, можно сразу сесть и начать играть! От вас ничего не убудет!
Следующий шаг – знакомство с текстом
Это так называемый разбор музыкального сочинения. Первым делом смотрим на ключи, ключевые знаки и размер. А то, потом будет: «ё-маё, я ж не в том ключе играю; ё-маё, я ж не в той тональности». Да, кстати, не поленитесь посмотреть на заголовок и на фамилию композитора, который скромно притаился в углу нотного листочка. Это так, на всякий случай: хорошо же всё-таки не просто играть, и играть и знать, что ты играешь? А дальнейшее знакомство с текстом разделяется на три этапа.
Первый этап – играем подряд двумя руками от начала до конца.
Вы сели за инструмент и хотите поиграть. Не бойтесь играть сразу двумя руками от начала до конца, не бойтесь ковырять текст – ничего страшного не случится, если вы первый раз сыграете пьесу с ошибками и в неправильном ритме. Здесь важно другое – вы обязательно должны проиграть произведение от начала до конца. Это чисто психологический момент.
После того, как вы это сделали, можете считать, что сделано уже полдела. Теперь вы точно знаете, что сможете всё сыграть и выучить. Образно выражаясь, вы «обошли свои владения с ключами в руках» и знаете, где у вас дыры, которые нужно будет залатать.
Второй этап – «рассматриваем текст под лупой», разбирая отдельными руками.
Теперь важно присмотреться к деталям. Для этого играем отдельно правой рукой и отдельно левой. И нечего смеяться, господа семиклассники, даже великие пианисты не гнушаются этого метода, ибо давно доказана его эффективность.
Смотрим всё подряд и сразу обращаем особое внимание на аппликатуру и на трудные места – где много нот, где много знаков – диезов и бемолей, где длинные пассажи по звукам гамм и арпеджио, где сложный ритм. Вот мы и создали себе набор сложностей, их мы живенько из общего текста выдираем и учим всеми возможными и невозможными способами. Учим на славу – так, чтобы рука сама играла, для этого не стесняемся повторять трудные места по 50 раз на форте (иногда нужно включить мозги и поделить трудное место на части – серьёзно, помогает).
Ещё пару слов об аппликатуре. Пожалуйста, не обманывайте себя! Вот вы думаете: «Я сначала текст выучу китайскими пальцами, а потом уж пальцы правильные запомню». Ничего подобного! С неудобной аппликатурой вы текст будете запоминать три месяца вместо одного вечера, и старания ваши будут напрасными, потому что именно в тех местах, где не продумана аппликатура, на академическом зачёте вылезут кляксы. Так что, господа, не халтурьте, подружитесь с аппликатурными указаниями – тогда, всё будет хорошо!
Третий этап – собираем целое из частей.
Вот мы долго-долго возились с разбором пьесы отдельными руками, но, как ни крути, играть её придётся руками аж сразу двумя. Поэтому спустя некоторое время берёмся соединять обе руки. При этом следим за синхронностью – всё должно совпадать. Прямо смотрите на ваши ручки: вот я нажимаю клавиши тут и тут, и вместе у меня получается аккорд какой-то, ой, как здорово!
Да, особо надо сказать о том, что иногда мы играем в медленном темпе. Партии правой и левой руки нужно учить и в медленном темпе, и в оригинальном. Первое соединение двух рук тоже не будет лишним прогнать в темпе замедленном. Быстро наиграться успеете на концерте.
Что поможет выучить наизусть?
Будет правильным изначально разбить произведение на части или смысловые фразы: предложения, мотивы. Чем сложнее произведение, тем меньше должны быть части, требующие детальной отработки. Так вот, выучив эти небольшие части, собрать их потом в одно целое – плёвое дело.
И ещё один момент в защиту того, что делить надо на части пьесу. Хорошо выученный текст нужно уметь играть с любого места. Такое умение часто спасает на концертах и экзаменах – никакие помарки там вас не собьют с правильного пути, и в любом случае вы доиграете текст до конца, даже если этого не желаете.
Чего следует опасаться?
Приступая к самостоятельной работе при разучивании музыкального произведения, ученик может допустить грубейшие ошибки. Это не смертельно, и это даже нормально, и это бывает. Задача ученика – выучить без ошибок. Поэтому, играя весь текст целиком несколько раз, не отключайте голову! Нельзя не обращать внимания на помарки. Не следует увлекаться несовершенным проигрыванием, так как неизбежные при этом недостатки (непопадание на нужные клавиши, непроизвольные остановки, ритмические ошибки и прочее) теперь уже могут закрепиться.
В течение всего периода разучивания музыкальных произведений нельзя упускать из виду, что каждый звук, каждое мелодическое построение должны служить выражению характера произведения или его части. Поэтому никогда не играйте механично. Всегда что-нибудь себе представляйте, или ставьте какие-нибудь технические или музыкальные задачи (например, сделать яркие крещендо или диминуэндо, или сделать заметную разницу в звучании между форте и пиано и т.д.).
Хватит вас учить, вы и сами всё знаете! Хорош в Интернете зависать, ступайте заниматься, а то ночью придёт бабайка и пальцы то вам, пианистам, переоткусает.
P.S. Научитесь играть, как этот дядька, который в видео, и будет вам счастье.
Ф. Шопен Этюд ля минор op.25 №11
Приёмы заучивания музыкального произведения наизусть
В современной психологии действия по запоминанию текста делятся на три группы: смысловая группировка, выявление смысловых опорных пунктов и процессы соотнесения. Основываясь на этих принципах В.И. Муцмахер в своей работе «Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано» разработал приёмы работы по заучиванию музыкального текста наизусть.
Смысловая группировка. Сущность приёма, как указывает автор, заключается в делении произведения на отдельные фрагменты, эпизоды, каждый из которых представляет собой логически завершённую смысловую единицу музыкального материала. Поэтому приём смысловой группировки с полным правом может быть назван приёмом смыслового разделения. Смысловые единицы представляют собой не только крупные части, как экспозиция, разработка, реприза, но и входящие в них – такие, как главная, побочная, заключительная партии. Осмысленное запоминание, осуществляемое в соответствии с каждым элементом музыкальной формы, должно идти от частного к целому, путём постепенного объединения более мелких частей в крупные.
В случае забывания во время исполнения память обращается к опорным пунктам, которые являются включателем очередной серии исполнительских движений. Однако преждевременное «вспоминание» опорных пунктов может отрицательно сказаться на свободе исполнения. Использование приёма смысловой группировки оправдывает себя на начальных этапах разучивания вещи. После того, как она уже выучена, следует обращать внимание в первую очередь на передачу целостного художественного образа произведения. Как удачно выразилась Л. Маккиннон, «первая стадия работы состоит в том, чтобы заставить себя делать определенные вещи; последняя – в том, чтобы не мешать вещам делаться самим по себе».
Смысловое соотнесение. В основе этого приема лежит использование мыслительных операций для сопоставления между собой некоторых характерных особенностей тонального и гармонического планов, голосоведения, мелодии, аккомпанемента изучаемого произведения.
В основу принципов работы над музыкальным произведением И. Гофман положил следующие:
На этот вопрос нет однозначных ответов. По мнению одних музыкантов (А.Б. Гольденвейзер, Л. Маккиннон, С.И. Савшинский), в заучивании должно преобладать произвольное запоминание, основанное на рациональном использовании специальных мнемонических приёмов и правил, тщательном продумывании разучиваемого. Согласно другой точке зрения, принадлежащей крупным музыкантам-исполнителям (Г.Г. Нейгауз, К.Н. Игумнов, С.Т. Рихтер, Д.Ф. Ойстрах, С.Е. Фейнберг), запоминание не является специальной задачей исполнителя. В процессе самой работы над художественным содержанием произведения оно запоминается без насилия над памятью. Достижение одинаково высоких результатов, как отмечает известный современный теоретик пианизма Г.М. Цыпин, при противоположном подходе к делу имеет право на существование и в конечном итоге зависит от личностного склада того или иного музыканта, индивидуального стиля его деятельности.
При ближайшем рассмотрении индивидуального стиля деятельности различных музыкантов обращает на себя внимание тот факт, что среди тех, кто ратует за произвольное запоминание, оказывается много теоретиков и методистов, имеющих выраженную логическую направленность деятельности и обладающих аналитическим складом ума.
Среди тех, кто ратует за непроизвольное запоминание, больше «чистых» музыкантов-исполнителей, ориентирующихся в своей работе преимущественно на образное мышление, которое связано с деятельностью правого, «художественного» полушария.
Если для первой группы музыкантов характерен принцип, выраженный в высказывании профессора С.И. Савшинского: «Для того, чтобы память работала плодотворно, важнейшим условием является осознанная установка на запоминание», – то для второй группы музыкантов характерна позиция, выраженная в словах Г.Г. Нейгауза: «Я. просто играю произведение, пока не выучу его. Если нужно играть наизусть, – пока не запомню, а если играть наизусть не нужно, – тогда не запоминаю».
Итак, в методике выучивания музыкального произведения на память можно предложить два пути, каждый из которых не исключает другого. Один из этих путей – произвольное запоминание, при котором произведение тщательно анализируется с точки зрения его формы, фактуры, гармонического плана, нахождения опорных пунктов. В другом случае запоминание будет происходить с опорой на непроизвольную память в процессе решения конкретных задач поиска наиболее удовлетворительного воплощения художественного образа. Осуществляя активную деятельность в ходе этого поиска, мы непроизвольно будем запоминать то, что нам необходимо выучить.
Для того чтобы процесс запоминания протекал наиболее эффективно, необходимо включать в работу деятельность всех анализаторов музыканта, а именно:
-вглядываясь и всматриваясь в ноты, можно запомнить текст зрительно и потом во время игры наизусть представлять его мысленно перед глазами;
-вслушиваясь в мелодию, пропевая её отдельно голосом без инструмента, можно запомнить мелодию на слух;
-«выгрываясь» в фактуру произведения, можно запомнить её моторно-двигательно;
-отмечая во время игры опорные пункты произведения, можно подключать логическую память, основанную на запоминании логики развития гармонического плана.
Заучивая наизусть, не следует пытаться запомнить всё произведение сразу целиком. Лучше сначала попытаться запомнить отдельные небольшие фрагменты, т.к. мы уже знаем, «процент сохранения заученного материала обратно пропорционален объёму этого материала». Поэтому разумная дозировка выучиваемого должна соблюдаться.
Должны также делаться перерывы между напряженной мнемонической работой и другими видами деятельности, требующими большого умственного или физического напряжения. После того как музыкальный материал выучен, необходимо дать ему возможность просто «отлежаться». В течение этого перерыва происходит упрочение сформированных следов.
Поэтические образы, картины, ассоциации, взятые как из жизни, так и из других произведений искусства, хорошо активизируются при постановке задач типа: «В этой музыке как будто. ». Соединение слышимых звуков с внемузыкальными образами и представлениями, имеющими сходную поэтическую основу, пробуждает эмоциональную память, про которую говорят, что она бывает сильнее памяти рассудка.
Несомненно, произведение, выученное таким методом, при котором содержание музыки увязывается с широким спектром ассоциаций, будет не только более выразительно исполнено, но и более прочно усвоено.
Выученное наизусть произведение нуждается в регулярных повторениях для закрепления в памяти.
Однако, повторение материала бессчётное количество раз для лучшего запоминания по своему характеру напоминает «зубрежку», которая безоговорочно осуждается современной музыкальной педагогикой. Бесконечные механистические повторения тормозят развитие музыканта, ограничивают его репертуар, притупляют художественное восприятие. Поэтому работа музыканта любой специальности оказывается наиболее плодотворной тогда, когда она, как отметил И. Гофман, «выполняется с полной умственной сосредоточенностью, а последняя может поддерживаться лишь в течение определённого времени. В занятиях сторона количественная имеет значение лишь в сочетании с качественной».
Огромную пользу для запоминания произведения приносит игра в медленном темпе, которой не должны пренебрегать даже учащиеся с хорошей памятью. Это помогает, как указывает болгарский методист А. Стоянов, «освежить музыкальные представления, уяснить все, что могло с течением времени ускользнуть от контроля сознания».
По мнению А. Стоянова, музыкант любой специальности лишь тогда может быть убеждён, что действительно запомнил данное произведение, когда он, музыкант, в состоянии восстановить его мысленно, проследить развитие его точно сообразно тексту, не глядя в ноты, и осознавать в себе ясно его мельчайшие составные элементы.
В процессе подобного способа работы в сознании формируется то, что психологи называют симультанным образом, при котором временные отношения переводятся в пространственные. Целый ряд мыслей по этому поводу мы находим в работе Б.М. Теплова «Психология музыкальных способностей».
Так, В.А. Моцарт в одном из своих писем рассказывает, что он может написанное им произведение обозреть духовно одним взглядом, как прекрасную картину или человека. Он может слышать это произведение в своем воображении не последовательно, как оно будет звучать потом, а всё сразу.
Аналогичные мысли высказывал и К.М. Вебер: «Внутренний слух обладает удивительной способностью схватывать и охватывать целые музыкальные построения. Этот слух позволяет одновременно слышать целые периоды, даже целые пьесы».
Мысленные повторения произведения развивают концентрацию внимания на слуховых образах, столь необходимую во время публичного исполнения, усиливают выразительность игры, углубляют понимание музыкального сочинения. Тот, кто в совершенстве владеет этими методами работы воистину счастливый музыкант!
Развитию музыкальной и слуховой памяти способствуют также:
-постоянное выучивание наизусть новых прозаических, стихотворных и музыкальных произведений;
-подключение к процессу заучивания других анализаторов, например, ассоциирование заучиваемого материала с различными цветами, движениями, зрительными образами;
-активизация мотивации на личностную значимость и необходимость заучивания;
-подбирание по слуху на музыкальном инструменте различных мелодий.
«Как быстро выучить наизусть музыкальное произведение?»
Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с Федеральным законом N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, организовывается обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах.
«Снятие эмоционального напряжения
у детей и подростков с помощью арт-практик
и психологических упражнений»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Как быстро выучить наизусть музыкальное произведение?
Запоминание нотного текста для большинства учащихся – самая неприятная часть работы над произведением. С этой проблемой сталкиваются как начинающие, так и опытные музыканты. Часто память подводит в ответственный момент выступления на сцене. Как же правильно учить музыкальное произведение?
Музыкальная память – это способность человека запоминать, сохранять и последовательно воспроизводить музыкальный материал. Существует несколько видов музыкальной памяти:
1. Зрительная память – благодаря данному виду памяти мы воспринимаем различные зрительные образы, и удерживаем их. Помните, как говорят? – мне надо увидеть, тогда я запомню! Очень многие просто запоминают клавиши, которые надо нажать и. играют произведение!
2. Слуховая память – при помощи слуховой памяти мы запоминаем различные звуки (речевые, музыкальные) и можем (или не можем) их воспроизвести. Кто не замечал, что услышав песню, которая каждое утро играет в автобусе, можно спеть ее не выучивая специально. Эта память, как никому более, важна музыкантам!
3. Двигательная (или моторная) – способность запоминать и воспроизводить различные движения, их последовательность, темп, ритм, быстроту. (Например, переехав в новую квартиру, рука будет по привычке тянуться к выключателю в ту сторону, где он был расположен в старой квартире. Такая она приставучая, эта двигательная память!). Еще удивительнее, когда люди рассказывают, что они закончили музыкальную школу 30 лет назад, не помнят уже ни ноты, ни преподавателя, но когда подходят к инструменту, запросто играют произведение, которое они учили целый год и сдавали на экзамене в классе, эдак, седьмом!
4. Эмоциональная память – это наша способность запоминать чувственное состояние и воспроизводить его, при повторении какой–либо ситуации. Говорят, что музыка – это стенография чувств.
5. Логическая память (или смысловая) – запоминание нами различных элементов, которые связаны между собой определенной смысловой цепочкой. Музыка – это не набор звуков, а структурированная, взаимосвязанная и точная система взаимоотношений звуков. Если разобраться в ней, изучить отдельные элементы музыкального языка, то запоминать будет, на удивление, гораздо легче и приятнее.
Основными компонентами музыкальной памяти являются слуховая и двигательная памяти. Остальные же виды являются вспомогательными, но от этого не менее ценными. Надо понимать, что все виды памяти действуют как во время запоминания, так и во время воспроизведения, и их трудно разделить, потому что они действуют КОМПЛЕКСНО. Поэтому важно развивать все виды памяти.
Как работает память
Обратим ваше внимание, что память работает в двух режимах: произвольном и непроизвольном.
При произвольном режиме запоминания человек прикладывает сознательные усилия.
В свою очередь непроизвольный режим запоминания, как правило, является побочным результатом какой–либо другой деятельности.
Как устроен процесс запоминания
Первым делом происходит прием информации, далее вся полученная информация перерабатывается и сохраняется на более или менее продолжительный срок. Это зависит от психо-физических особенностей человека, его темперамента и способностей, которые успешно развиваются при регулярных занятиях.
По продолжительности хранения память можно разделить на три вида:
• Кратковременная память, информация сохраняется в течении нескольких минут. Показалось, что запомнил, а потом через несколько минут – забыл!)
Так же можно выделить оперативную и промежуточную память.
Вся полученная днем информация перерабатывается организмом во время сна, сортируется, и переводится в долговременную память. ОЧЕНЬ важно при выучивании наизусть.
Прежде всего нужно осознать, что память у нас у всех разная. Наша память очень избирательна: кто-то с легкостью запоминает номера сотовых телефонов, а имя человека из нескольких букв забывает сразу. Другие с удовольствием используют свою зрительную память, которая никогда их не подводит, а таблицу умножения запоминают со скрипом. Почему так происходит? В чем причина? Назову пять причин плохой памяти, чтобы лучше понимать, как запомнить все, что угодно:
Самая распространенная причина. С большим трудом запоминается все, что не интересно и не вызывает желания развивать себя в данной сфере.
2. Неумение сконцентрироваться, невнимание и неумение управлять своим вниманием
Отвлекающие моменты: шум, маленькие дети, телевизор ….. Привычка делать одновременно несколько дел, на самом деле только усугубляет положение вещей.
3. Неумение запоминать информацию и использовать свою память для этого
Знаете ли вы, что память работает по своим законам? Умение запоминать информацию не дар свыше, а навык, который можно тренировать. Есть интересные методики, которые способствуют запоминанию.
4. Недостаток кислорода, недостаток витаминов и неправильное питание
Выход есть: едим здоровую пищу, занимаемся спортом и гуляем на свежем воздухе.
5. Плохое самочувствие и депрессия
Запомнить в таком состоянии вряд ли удастся.
Как эффективно выучить ноты нового произведения?
Как быстро выучить музыку, как научиться легко запоминать музыкальный текст, как не делать при этом ошибок и в короткий срок запомнить ноты наизусть. Чтобы быстро выучить музыкальное произведение, необходимо использовать самые эффективные способы запоминания.
1.Знакомство с музыкой на слух: ищем сходства и отличия.
Освоение нового сочинения многие начинают сразу с игры. Музыка этого не любит и будет вам препятствовать большим количеством ошибок. Почему? Представьте, что вы заводите знакомство с новым человеком. Еще не успев толком узнать, что он за личность, вы начинаете «лезть ему в душу». Вполне естественно, что безнаказанным такое поведение не останется, и, скорее всего, отношения будут испорчены с самого начала. Чтобы такого не происходило, необходимо как следует познакомиться с новой музыкой. ( ПОСЛУШАТЬ И ИНТЕРНЕТЕ)
Как и нового человека, ее необходимо сперва внимательно выслушать и понять. Прослушивание произведения в хорошем исполнении (а еще лучше, в разных интерпретациях) даст вам возможность лучше проникнуть в его образный мир, запомнить музыкальные особенности. В это время работает ваша слуховая память, и она будет страховать вас от лишних ошибок во время разбора по нотам.
Можно сравнивать этот процесс с поеданием большого слоеного торта. Если вы попробуете заглотить его целиком, у вас это вряд ли получится, и вы получите вместо удовольствия вывихнутую челюсть и несварение желудка. Куда эффективнее разделить торт на маленькие кусочки, слои, и, поглощая их постепенно, в итоге осилить весь торт. Аналогичным образом мы «скармливаем» нашей памяти новую музыку.
3.Ритмический «слой».
Еще на этапе прослушивания сочинения с нотами в руках мы разделили его на несколько разделов. Каждый из этих разделов лучше разбирать отдельно. Начинать разбор текста следует не с нот, как многие привыкли, а с ритма. Во-первых, это проще. Во-вторых, запомнив на слух ритмический рисунок, вы создаете себе надежный ориентир для дальнейшего освоения мелодии.
Выберите партию одной из рук и простучите со счетом ее ритмический рисунок в пределах первого раздела сочинения. Только один раздел! Не пытайтесь заглотить весь торт сразу! Сложные ритмические фигуры проработайте несколько раз отдельно, чтобы получалось точно и без отклонений от темпа. После этого еще дважды или трижды простучите ритм всего первого раздела. В идеале вы должны запомнить этот ритмический рисунок наизусть.
Так же поступите с партией второй руки. На это упражнение вы потратите считанные минуты, при этом вашей памяти будет легко усваивать новый материал.
4.Звуковысотный слой.
Когда ритм выучен, можно приниматься за ноты. Опять же, не бросайтесь сразу нажимать клавиши на инструменте. Прочтите (а еще лучше, пропойте) ноты каждой партии вслух, соблюдая и проговаривая ключевые и случайные знаки альтерации. Имейте в виду: как вы ноту назовете, так вы ее и сыграете.
Наконец, можно приступить непосредственно к игре. Снова «включите» счет, и медленно, соблюдая длительности и верную аппликатуру, сыграйте партию каждой руки по нескольку раз. Если все «слои» были проработаны вами достаточно добросовестно, то к этому моменту партии каждой руки должны запомниться наизусть. Как только это произошло, можно соединять две руки. Остальные разделы следует разбирать в том же порядке.
6.Оттенки динамики и фразировка.
Разбирая нотный текст, не забывайте про выразительность музыки, которую вы играете. Обращайте внимание на обозначения нюансировки (forte, piano, creschendo, diminuendo и т.п.), на возможные отклонения от основного темпа (accelerando, ritenuto), на штрихи (staccato, legato) и другие «подсказки», встречающиеся в тексте. Ответьте себе на вопрос: что хотел с их помощью выразить композитор в своей музыке?
Постарайтесь услышать в исполняемых нотах музыкальную речь, определите, куда стремится естественная интонация каждой из фраз, и отразите это при игре. Отметьте для себя кульминационные зоны внутри разделов и генеральную кульминацию всего сочинения. Все это поможет вам осмыслить произведение, а значит, быстрее его запомнить.
7. Занимаемся регулярно.
Все вышеперечисленные способы выучивания будут иметь эффект только в том случае, если вы занимаетесь регулярно и добросовестно повторяете все, что было разучено накануне. Любой перерыв в занятиях отбросит вас назад, и работу придется начинать заново. Поэтому будьте целеустремленны, играйте систематически.
Память удержит только то, что по-настоящему осмыслено и глубоко прочувствовано вами.
Это позволит вам запоминать целые музыкальные мысли вместо того, чтобы зубрить сочинение по отдельным нотам.
Обдумайте художественные образы,
Добавляйте зрительные образы, рисуйте картинки — ассоциации, понятные только вам.
Установите сроки работы, делайте перерывы, не учите, если чувствуете себя плохо.
Говорите всем, что у вас феноменальная память!
Методы развития музыкальной памяти по И. Гофману.
Работа с нотным текстом без инструмента.
Работа за инструментом.
Работа без нотного текста, наизусть.
Работа « мысленно» без музыкального инструмента и без нотного текста.
В вопросе развития музыкальной памяти очень важны разумные действия, направленные на правильное запоминание. Они способствуют успешному развитию общей и музыкальной памяти у учеников, что, в свою очередь, благоприятно сказывается на творческом и техническом росте.