Как учить химические элементы
Как запомнить таблицу Менделеева
В создании этой статьи участвовала наша опытная команда редакторов и исследователей, которые проверили ее на точность и полноту.
Команда контент-менеджеров wikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.
Количество просмотров этой статьи: 134 688.
Скоро контрольная по химии, и преподаватель хочет, чтобы вы знали наизусть таблицу Менделеева? К счастью, если вы уделите этому заданию немного времени, вы сможете знать таблицу Менделеева также хорошо, как вы знаете алфавит. Вот, как это делается.
Выучите латинские имена. Все символы элементов могут быть английскими аббревиатурами, кроме десяти элементов, у которых латинские имена, и один элемент (Вольфрам), у которого немецкое название. Все эти элементы, кроме Сурьмы и Вольфрама, используются часто.
Присмотритесь к различиям. Элементы символизируются, как правило, двумя буквами. Вот список элементов, которые символизируются одной буквой:
Знайте, какие элементы всегда втроем. Элементы могут иметь три буквы. Но, может быть, вам не нужно будет их выучивать. Это очень радиоактивные и новые элементы, которые могут получить новые названия, когда изобретения подтвердятся. Профессиональные химики часто не используют их имена, а называют их, к примеру, «Элемент 113». Но, на всякий случай, вот список этих элементов:
Мелодрама под названием «Таблица Менделеева» или как играючи запомнить эту таблицу за 2 часа
Кошмары родителей
Начинается новый учебный год и новые заботы у учеников.
Есть среди вас те, кого все лето родители пытались заставить выучить таблицу умножения или алфавит?
Кто в последние дни августа судорожно читает книги из списка и пишет отзывы в читательский дневник?
Кто просидел почти все лето с репетирами?
А может быть есть и те, кому никак не удается выучить таблицу Менделеева?
В этом году у меня начинается химия. Мама с ужасом рассказывает мне о своих попытках запомнить элементы, о своих кошмарах накануне школьных контрольных по химии, имя учительницы она до сих пор произносит с волнением в голосе:) Меня такая перспектива вовсе не радует!
Чтобы сохранить свои (и мамины) нервы, да и время, я решил разобраться с таблицей Менделеева заранее. Возможно, кому-то пригодится мой опыт.
Уснул и вдруг… готово
Байку о том, что Дмитрий Менделеев придумал свою таблицу во сне, слышали, наверное, многие. Эту версию распространил в свое профессор Александр Иностранцев, желая позабавить своих студентов. Ну кому из учеников не понравится мысль о том, что для гениального открытия нужно всего лишь крепко уснуть?!
Сам Менделеев к этой истории относился с иронией. О своей таблице он говорил: «Я над ней, может быть, двадцать лет думал, а вы говорите: сидел и вдруг… готово».
Итак, засучили рукава
Что за абракадабра в каждой ячейке?
Стало немного страшно… Что из этого нужно запоминать?
Для начала можно запомнить все элементы (названия) и их символы (обозначение) (1). Этого уже хватит, чтобы поразить не только маму, но и учителя химии. Ну а если хотите больше – запомните еще номер ячейки (2) и атомную массу (3).
Трюки мнемотехники
Если с обозначением элемента все кажется просто, то с остальным стало понятно, что без специальных приемов запоминания мне не справиться.
Первый трюк – Химический триллер
1. Придумать ассоциацию – образ к каждому элементу.
Секрет: ассоциация может быть по звучанию (постарайтесь сохранить начало слова) или по значению. Главное, чтобы вы смогли детально представить тот образ, который у вас возникнет на тот или иной элемент. Конечно, у каждого человека ассоциации будут свои.
Например: мышьяк – мышка или баночка с отравой; ванадий – ванна; церконий – церковь; кальций – зуб; барий – барбариска; висмут – вискас; олово – оловянный солдатик; ртуть – градусник; фтор – зубная паста.
2. Связать ассоциации в цепочки – интересные истории. Можно придумать 12 цепочек – по рядам. И 13 цепочка свяжет строчки между собой – тогда вы точно не забудете их последовательность.
Приведу пример 8 строчки (8 цепочки):
В салат «Цезарь» (цезий) положили барбариску (барий). Эту барбариску проглотила красивая лань (лантан). От такой неожиданности лань загавкала (гафний) и с тех пор ее стали называть «лань по имени Гаф». Эта новость мгновенно распространилась с помощью барабанов тамтамов (тантал). В барабаны со всей дури бил волк (вольфрам – по-английски волк – вульф). Он так старался, что у него началась изжога и ему понадобилась таблетка «Рени» (рений). За этой таблеткой он пришел к ослу (осмий). Ну у кого же еще в лесу можно найти таблетку :). Но осел был сладкоежкой, поэтому все таблетки он променял на ириски (иридий). А ириски были не простые, а модные и современные – на них вместо оберток были платья (платина).
Вот и запомнился 8 ряд: цезий – барий – лантан – гафний – тантал – вольфрам – рений – осмий – иридий – платина.
Второй трюк – на помощь приходит число-буквенный код (ЧБК)
1. Освоить технологию ЧБК – кодирование чисел в образы (интересная технология, которая поможет вам запоминать любые числа. Например, даты истории, номера телефонов, номера регионов и многое другое). Мне повезло – я уже освоил ЧБК. Поэтому дальше запоминать таблицу мне было легко.
2. Каждое число (номер ячейки), точнее – его образ связываем с ассоциацией элемента.
Главное – как можно ярче представляйте себе то, что придумываете. Пусть в вашей картинке будет много цвета, действия и юмора. Тогда точно запомните!
Например: в лодке (29) сидит медведь (медь) и пытается своей большой лапой грести, т.к. не знает, как пользоваться веслом. Или так: рассыпалось дорогущее колье (12), которое взято на прокат, и его собирают магнитом (магний). Или так: ученые вывели новый сорт чеснока (47), который в середине имеет серебряную (серебро) сердцевину.
Третий трюк – Химическая тройка Менделеева
Составляем цепочку из трех образов: номер ячейки – название элемента – атомная масса. Ну прямо как упряжка лошадей, сбруя – это крепкая связь между образами.
Получается примерно так. Я представляю, как кепку (15 – номер) с большим трудом натягиваю на светофор (фосфор), в светофор врезается утка (31 – масса), потерявшая управление.
В «Тетрис» (33 – номер) «режутся» мыши (мышьяк), а проигравший съедает сапог (75 – масса).
Топором (35 – номер) вскрыли упаковку с микстурой от кашля «Бромгексин», а там оказалось вино (80 – масса).
Помните, когда будете кодировать и связывать цепочки образов, что они должны идти строго по порядку, представляйте их слева направо или снизу вверх.
С учетом того, что я знал и умел уже кодировать числа через ЧБК, на запоминание таблицы Менделеева суммарно у меня ушло 2 часа.
1. Не забывайте делать перерывы – пусть мозг отдыхает.
2. Не пытайтесь выучить таблицу сразу всю. Закодируйте одну цепочку. Повторите. Закодируйте и запомните вторую. Повторите первую и вторую. Сделайте перерыв. Повторите. Закодируйте и запомните третью. Повторите первую, вторую и третью.
3. Как можно ярче представляйте себе те истории, которые вы придумываете. Если не получается представить – рисуйте.
4. Запомнив таблицу сегодня, это не значит, что вы вспомните ее на уроке или контрольной. Поэтому делайте режимы повторения. Повторяйте таблицу, когда едете в транспорте, идете по улице, стоите в очереди. Ваша задача довести эти знания до автоматизма.
Использование трюков мнемотехники значительно облегчит вашу школьную жизнь. Эх, жаль, что моя мама в свое время не знала о таких полезных приемах.
Как помочь ребенку выучить таблицу Менделеева?
Компоновка химических символов выглядит громоздко. Но все не так сложно. Следует только разобраться, как выучить таблицу Менделеева быстро, понять условные обозначения элементов и все получится. Разберем, какие главные методики стоит использовать для запоминания.
Основной способ
Распечатайте на бумаге искомое изображение, наклейте его на картонку. Это станет вашей «библией», которую придется изучать следующие несколько недель. Носите с собой «талмуд», куда бы ни направлялись. Лучше заранее приготовить копии таблицы. На одной отмечайте все необходимое вам, затем на другой повторяйте для проверки знаний и эффективности работы метода запоминания.
Важно! Если получилось запечатлеть в памяти расположение элементов, нарисуйте сами периодическую систему вручную. Это наиболее надежный способ зафиксировать пройденный этап.
Непременно расчертите на части всю таблицу, хотя она и так имеет различные цветовые категории. Выделите виды элементов в ней по-своему. Это может быть классификация по горизонтали и вертикали, по тяжести атома, по нарастанию сложности запоминания. Найдите наиболее подходящий шаблон для себя.
Заполните изучением карточки все свободное время. Стремитесь запоминать таблицу в моменты, когда нечем заняться: находясь в длинной очереди, при поездке общественным транспортом, прогуливаясь по парку. Периодически прячьте листок с подсказкой, стремясь восстановить в памяти расположение элементов, хаотически приходящих на ум.
Важно! Занимайтесь этим вопросом серьезно. Изучайте ежедневно по несколько элементов, не забывая непременно повторять то, что проходили ранее. Без таких мероприятий все быстро сотрется из памяти!
Мозговые трюки
Совсем немного людей, которые способны постоянно и кропотливо заниматься муторной работой. Обычно быстро надоедает регулярно повторять непонятные названия, запоминать свойства химических элементов. В этой работе помогут оригинальные методики, давно и надежно зарекомендовавшие себя при изучении любых иностранных языков. Немало вариантов практических действий придуманы родителями — они также рекомендованы к использованию.
Строки и столбцы
Любую сложную конструкцию лучше, при желании ее выучить, разбить на части. Не исключение и периодическая система. Рассматривая тему, как запомнить без проблем таблицу Менделеева, стоит понять, что выполнить задачу проще, если процесс делать сначала по вертикали, а затем переходить к горизонтальным рядам. Стартуйте с левого столбца, «нанизывая» на него остальные элементы. Для упрощения процедуры необходим определенный фон, чтобы в дальнейшем от него отталкиваться.
Для этого придется сформулировать опорные образы. Попробуйте сами зафиксировать в сознании свой эффект для каждого элемента. Пронумеруйте изучаемый список, придайте цифрам некий ассоциативный ряд. Это необходимо, чтобы впоследствии в мозгу легко воспроизводить номер. Далее останется лишь «прикрепить» к фону название элемента.
Придумайте конкретную звуковую ассоциацию для ничего не говорящего мозгу технического обозначения. Удачное сочетание: водород — вода, Катя — это калий. Затем свяжите это вместе:
Представьте изображение, где фигурирует жидкость, размешиваемая палочкой. В этой схеме деревяшка обозначает единицу — первую строку.
Для четвертой горизонтальной линии подойдет образ замка. Тогда картинка, где Катю заперли в комнате, будет толчком к воспоминанию, что речь идет про конкретный химический элемент под номером 19.
Продолжите работу в этом направлении, придумав образы для всех горизонталей. Потом переходите по аналогии к картинкам для столбцов.
Ассоциации
Мнемотехника
Ребенку, не отличающемуся усидчивостью, гарантированно понравится весьма интересный метод обучения, в основе которого — ассоциативные связи. Любая информация, получаемая в игровой форме, значительно легче воспринимается, прочно закрепляется в ячейках памяти. Как же быстро выучить сложную таблицу Менделеева, используя такой способ?
Для элементов необходимо подобрать действительно яркие образы, связанные со звуком, словом либо изображением. Учащийся должен сам придумать, что больше похоже на название конкретного элемента (золото — кольцо, цезий – Цезарь, ртуть — шарики), затем написать стих либо увлекательный рассказ об этом.
Пение
Облегчить задачу для ускоренного запоминания названий выполнить взялся американский математик Лерер. Он был еще и пианистом, а также певцом. Ему удалось срифмовать термины, написав оригинальный текст. После Томас Эндрю положил стихи на музыку из оперы. Так появилась популярная песенка, в которой перечислены почти все элементы. Поскольку за последние полвека ученые добавили всего несколько пунктов в таблицу, она актуальна до сих пор! Также немало готовых стихов и их версий для караоке присутствует в интернете. Если же удастся сочинить что-то самостоятельно, такой шедевр гарантированно сохранится в памяти.
Освоить периодическую таблицу способен каждый. Нельзя сдаваться — превратите заучивание в развлечение.
Лайфхак: как выучить таблицу химических элементов
Миф о Дмитрие Менделееве
Существует один весьма распространённый и устойчивый миф о том, что Дмитрий Менделеев открыл свою таблицу химических элементов во сне.
А пытались-то многие!
Конечно же и труды Меделеева подверглись жесточайшей научной критике! Его идеи не сразу признавались научным сообществом. Лишь только после того, как были открыты новые химические элементы, предсказанные ранее Менделеевым, например, галлий, скандий, германий, Периодический закон был окончательно признан, как одна из теоретических основ химии.
Первый способ: «раскраска»
Так как легко и просто выучить периодическую таблицу химических элементов Менделеева?
Первым способом можно начать знакомство с периодической таблицей ещё в детстве. Подберите карандаши соответствующего цвета, наклейте наклеечки с названиями элементов и дайте ребёнку раскрашивать таблицу.
Второй способ: «Морской бой»
Второй способ более интересней. Многие наверняка знакомы с игрой «Морской бой». Распечатайте таблицу и обозначьте цифрами и буквами вертикали и горизонтали. «Морской бой» начинается!
Если идти по дальнейшему пути усложнения игры, то вместо названия химических элементов, можно называть его атомную или молекулярную массу.
Попробуйте! Вы будете лучше ориентироваться в таблице!
Как выучить таблицу Менделеева: быстро и легко
Таблица Менделеева выглядит очень громоздко и вызывает благоговейный трепет у того, кто волею судеб решил ее выучить. Но на самом деле, не все так плохо. Следует запомнить, как называются элементы и их условное обозначение, понимать, какой элемент имеет ту или иную валентность (а значит, в какой столбец его отнести). Сразу стоит отметить, что в этой статье мы не расскажем ни о каких волшебных методиках, освоив которые, вы выучите таблицу Менделеева за 10 минут. Но все же, несмотря на то, что запоминание может быть длительным и не совсем простым, ничего невозможного нет.
С чего начать?
Если вспомнить, что и таблица умножения когда-то была не самой простой вещью на свете и знать, с какой стороны подступиться к периодической таблице, то окажется, что выучить ее не просто, а очень просто. Для начала стоит разобраться в механизме работы предложенного метода. Кстати, он универсален: с его помощью можно выучить не только таблицу химических элементов, но и таблицу растворимости, и неправильные глаголы в английском языке.
Прежде всего, ученикам рекомендуется настроиться на позитив. Не стоит впадать в отчаяние, если элементы и их условные обозначения никак не хотят откладываться в сером веществе. Упорно идите к своей цели, и результаты не заставят себя ждать. Не надо бояться, если подобранные предложения кажутся психоделическим бредом. Наоборот, такие абсурдные истории являются раздражителем для мозга и поэтому прочнее заседают в памяти.
Лайфхаки: как выучить таблицу химических элементов
Метод вертикалей и горизонталей всего лишь описывает алгоритм запоминания. Таблица легче запоминается, если учить ее не всплошную, а по группам. Например, по валентности, или выучить отдельно благородные газы, отдельно – металлы. Для каждой группы придумывается отдельная история, в которой по максимуму перечисляются все элементы.
Например, история про благородные газы:
Благородный дон Оганесон пахал как агроном (Аргон) и купил гелик (Гелий) с ксеноном и неоном и поехал на рамдомную (Радон) планету. Ей оказался Криптон.
Таких историй можно напридумывать бесконечное множество, причем это могут быть также стихи (много элементов рифмуются). Можно пойти дальше и зашифровать в истории валентность или относительную массу, а также физические свойства элементов.
Зрительная память
Можно связать предметы, встречающиеся в повседневной жизни, с элементами таблицы. Прозрачной параллели они иметь не будут, но главное, что они врежутся в память тому, кто учит таблицу.
Помогут картинки с изображением предметов окружающей действительности. Элемент будет ассоциироваться с закрепленным за ним предметом.
Есть еще более простой путь: не тратить время на поиск или рисование картинок, а просто сделать карточки с каждым элементом и прикрепить их к предметам в доме. Окно открывают, чтобы получить больше воздуха. Вот и закрепляем за окном табличку «кислород». На кровать помещаем «селен», потому что мы лежим на кровати, когда нам ЛЕНь что-то делать. Почему на холодильнике табличка «свинец»? Правильно, потому что внутри холодец.
Вместо табличек на мебели или комнатах можно мысленно приписать элемент каждому зданию по пути от дома до школы, обозвать друзей или даже преобразовать собственную биографию в определенную группу элементов.
Как нетрудно заметить, ассоциации могут быть разными: визуальными, фонетическими (на слух), рифмованными. Главное, чтобы их было легко усвоить.
Ассоциации
Одним из самых действенных способов запомнить что-либо – обратиться к мнемонике, или, если попроще, методу ассоциаций. Он заключается в том, что мозг лучше запоминает связанный образ, нежели бессвязный набор случайных данных. Другими словами, мозгу нужна картинка, которую он может рассмотреть и интерпретировать зашифрованную в ней информацию.
Пример напрашивается сам собой. Что, если сходу попробовать последовательно назвать все цвета радуги? Правильно, мозг непроизвольно начинает выдавать «Каждый Охотник Желает…». Сработал метод ассоциации, с которым каждый знаком с первого класса. И таких фраз масса, от запоминания порядка планет солнечной системы до знаков числа π после запятой.
Для запоминания таблицы Менделеева будет использоваться тот же метод, с единственным отличием, что в радуге цветов всего семь, а в таблице элементов… чуть побольше.
Обзор Таблицы
В предыдущем пункте сказано, что мозгу трудно запомнить бессвязные данные. Но дело как раз-таки и состоит в том, что таблица периодических элементов не является хаотичной. В противном случае Менделеев не бился бы так над своим детищем, не правда ли?
Задача в том, чтобы дать мозгу понять систему и зашифровать ее так, как ему удобней ее запомнить.
Итак, любую систему можно разбить на несколько частей. Таблица Менделеева на то и таблица, потому что состоит из столбцов и строк. Поэтому и запоминать ее легче по вертикали и горизонтали.
Начать проще с первого столбца:
На эту вертикаль будут нанизываться остальные элементы. Но как нанизывать на вертикаль что-то еще, если даже ее запомнить сложно? Для запоминания понадобится фон.
Создание фона
Чтобы создать ассоциативную картину, нужен фон, от которого нужно отталкиваться. Он создается с помощью опорных образов. Припишем каждому элементу в вертикали свой опорный образ. Для этого пронумеруем список и придадим каждой цифре (не элементу) свой образ, с которым внешне ассоциируется цифра. Например:
Ассоциации нужно подбирать так, чтобы они всплывали, даже если цифры стоят вразнобой.
Запоминание
Эти опорные образы нужны, чтобы легко запомнить номер ряда. Осталось навесить на этот образ название элемента. Нужно придумать звуковую ассоциацию на ничего не значащее для мозга название элемента.
Например: водород – вода, натрий – Наташа и т.д.
Теперь связываем опорный образ порядкового номера и ассоциацию элемента:
1-палка – водород-вода.
Нужно представить картину, в которой будут фигурировать палка и вода. Например, палкой размешивать воду.
3-замок – натрий-Наташа. Девочка Наташа сидит под замком.
И так далее. Осталось так сделать со всеми 10 элементами, хорошо запомнить ассоциации и затем переходить дальше по горизонтали. В первом ряду после водорода идет гелий. Ассоциация – ну, пускай будет гель. Получилось 1 – водород – гелий или палка – вода – гель. Палкой размешиваем до загустения воду, чтобы получился гель. И так со всеми остальными строками.
Как выучить таблицу максимально быстро
Вышеописанный способ довольно эффективен, но не все могут сходу придумать ассоциацию на ничего для них не значащее понятие, а составленные образы получаются таким бредом, что простая зубрежка выглядит куда более простой задачей. Не надо отчаиваться, существует еще масса методов.
Во-первых, таблица должна постоянно находиться перед глазами. Это может быть плакат над рабочим столом, а вне дома – шпаргалка, в которую стоит заглядывать в любой подвернувшийся момент. Будет очень эффективно, если плакат и шпаргалка будут сделаны своими руками, так будет задействована не только зрительная, но и механическая память.
Во-вторых, таблицу нужно постоянно воссоздавать. Поможет таблица с пустыми ячейками, которые надо будет заполнять. Если возникнут трудности, можно подсмотреть в шпаргалке.
В-третьих, прогресс не стоит на месте. Выпускаются обучающие игры, приложения для смартфонов, которые помогут не только в кратчайшие сроки выучить материал, но и постоянно повторять его. Также в интернете можно найти песни, которые созданы специально для того, чтобы запомнить таблицу.
В-четвертых, вспомнить старый добрый морской бой, где вместо координат будут названия элементов. «Азот!» — «Ранил!», «Фосфор!» — «Потопил!». Позже игру можно еще больше усложнить, называя не элемент, а его молекулярную или атомную массу.
Вместо заключения
Учитель химии всегда может заинтересовать своим предметом учеников, чтобы вызвать желание учить свой предмет. Вот один из примеров того, как это делают некоторые талантливые педагоги.
Периодическая система в интерпретации Пушкина
«О периодической системе мы начинаем свой рассказ. На ней мы видим только знаки, но если лучше посмотреть, вообразить, свое добавить, то можно многое узреть. Идем направо — фтор, хлор находим, налево — литий, натрий к нам бежит. Там чудеса, там кадмий бродит, аргентум в клеточке лежит. Там на неведомых дорожках следы оставил сер Титан. — там на курьих ножках, прижался к барию лантан. Там Цезий царь над златом чахнет. Там серный дух, там серой пахнет.»