Как помочь пятикласснику хорошо учиться
Ваш ребёнок – пятиклассник. Как помочь ребёнку хорошо учиться?
Ваш ребёнок – пятиклассник.
Как помочь ребёнку хорошо учиться?
О новом этапе
Переход ученика из начальной школы в среднюю совпадает со своеобразным концом детства – стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руково-дитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем, что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие пе-реживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меня-ются – тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат – у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
o организация режима дня;
o контроль за выполнением домашних заданий;
1. Организация режима дня.
Организация режима дня позволяет ребенку:
легче справиться с учебной нагрузкой;
Хорошо читающий ученик быстрее развивается, быстрее овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач.
Хорошо, если вы будете просить пересказать, что прочитал ребенок. При этом взрослые смогут поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова. Таким образом, дети учатся выражать свои мысли.
Если ребенок спит, следите, чтобы громко не звучал телевизор, радио. Погасите свет, говорите тише. Часто родители идут на поводу у детей, мирятся с капризами ребенка: дети участвуют в застольях, ложатся поздно спать. Это недопустимо. Здесь нужно проявить твердость.
Часто родители не замечают, что мешают детям: громко разговаривают, включают телевизор. Иногда родители делают за детей уроки. В этом случае страдает нравственность. Дети привыкают ко лжи и лицемерию.
Контроль должен быть систематическим, а не от случая к случаю и не ограничиваться вопросами:
После утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей.
Хорошо если бы вы интересовались: что изучал ребенок сегодня в школе; s как он понял материал; как он может объяснить, доказать те действия, что выполнял. При работе с детьми важно не натаскивать их в отдельных умениях и навыках, а учить их размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаясь к вам за советом и помощью.
Поэтому необходимо приучать детей к планированию предстоящей работы.
Например, решая задачу:
o прочитать задачу, представить, о чем говорится;
o кратко записать условие, схему;
o пояснить, что обозначает каждое число, повторить вопрос задачи;
o подумать, можно ли ответить на вопрос задачи; если нет, то почему;
o составить план решения задачи;
o проверить решение;
o записать решение в тетрадь.
Выполняя упражнение по русскому языку:
o повторить правила;
o прочитать задания к упражнению, повторить, что нужно сделать;
o прочитать упражнение и выполнить все задания устно;
o выполнить задание письменно;
o проверить работу.
Очень важным моментом является выработка привычки к неукоснительному выполнению домашних заданий:
— какая бы погода ни была;
— какие бы ни шли телепередачи;
— чей бы день рождения ни отмечался.
Очень важно, чтобы ребенок садился за уроки в один и тот же час. Специальные исследования показали, что фиксированное время занятий вызывает состояние предрасположенности к умственной работе, т. е. вырабатывается установка.
При таком настрое ребенку не нужно преодолевать себя, т. е. сводится до нуля мучительный период втягивания в работу. Если нет постоянного времени занятий, то эта установка может не выработаться и будет формироваться представление, что приготовление уроков дело не обязательное, второстепенное.
Важным является и место выполнения работы. Оно должно быть постоянным. Никто не должен мешать ученику. Очень важно заниматься собранно, в хорошем темпе, не отвлекаясь на посторонние дела.
При разумной помощи и системе контроля дети приучаются выполнять уроки в одно и то же время, постепенно научатся распределять время самостоятельно.
При проверке домашних заданий не спешите указывать на ошибки, пусть ребенок найдет их сам, не давайте готового ответа на их вопросы. При выполнении домашних заданий не нужно подменять школьника в работе; дети отучаются думать и ждут подсказки. В этом дети очень хитры и находят способы «заставить» работать за себя.
Учите детей выделять учебную задачу, т. е. ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями должен овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное задание. Выделяя каждый раз учебную задачу на примере только что усвоенного материала, мы способствуем тому, чтобы ребенок научился сам видеть ее и в новом материале, и в том, который еще только подлежит усвоению. Поэтому, оказывая школьнику помощь, взрослые не должны забывать, что главное все-таки не в том, чтобы преодолеть ту или иную возникшую на сегодня трудность, а в том, чтобы на примере каждого частного случая показывать, как вообще надо преодолевать трудности в учении и приучать ребят ко все большей и большей самостоятельности.
Возможные причины недостаточной адаптации в 5-м классе
• разные требования со стороны учителей-предметников, необходимость все их учитывать и выполнять;
• большой поток информации, незнакомые термины, слова;
• чувство одиночества из-за отсутствия первой учительницы, ощущение отсутствия или недостаточности внимания со стороны классного руководителя.
Все переживания этого возраста естественны и помогают ученику взрослеть, поэтому родителям и учителям надо просто быть внимательнее и добрее к ребятам в новый период их школьной жизни.
Физиологические проблемы пятиклассников.
• изменение режима дня ребенка в сравнении с начальной школой;
• увеличение физической и умственной нагрузки;
быстрое физиологическое взросление многих детей, гормональные изменения в организме;
изменения в питании ребенка, связанные с его большей самостоятельностью.
Рекомендации для родителей
• Необходимость смены учебной деятельности ребенка дома, создание условий для двигательной активности детей между выполнением домашних заданий.
• Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий, соблюдение светового режима.
• Предупреждение близорукости, искривления позвоночника, тренировка мелких мышц кистей рук.
• Обязательное введение в рацион ребенка витаминных препаратов, фруктов и овощей. Организация правильного питания ребенка.
• Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности, создание в доме спортивного уголка, приобретение спортивного инвентаря: скакалки, гантели и т. д. Активное участие членов семьи в развитии двигательной активности ребенка.
• Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка как главных условий сохранения здоровья.
Психологические проблемы пятиклассников
Основными проблемами, связанными с непростой адаптацией пятиклассников в средней школе, являются:
• повышение уровня тревожности семьи, связанной с обучением ребенка в пятом классе;
• повышение уровня тревожности самого ребенка, зависимость степени адаптации ребенка к новым условиям от тех требований, которые предъявляет ребенку семья, его ближайшее окружение;
• зависимость степени адаптации ребенка от его внутреннего состояния, характера, его успеваемости в начальной школе;
• степень учебной и социальной мотивации пятиклассника, его желание вступать в учебные и внеучебные контакты;
• состояние его физического здоровья, связанное с возрастными изменениями в организме и психологическим климатом в классном коллективе;
• влияние самооценки ребенка на адаптацию к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе).
Рекомендации для родителей
• Безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
• Проявление родителями интереса к школе, классу, в котором учится ребенок, к каждому прожитому им школьному дню. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
• Знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
• Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
• Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля его учебной деятельности. Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Формирование адекватной самооценки, навыков самоконтроля и поощрение самодостаточности ребенка.
8 советов, как помочь ребёнку освоиться в пятом классе
Пятиклассники и их родители пережили первое сентября, преодолели первые учебные дни, успели получить первые оценки, познакомились с новыми предметами и учителями. И стали постепенно привыкать к кардинально изменившейся школьной жизни. Или не стали. Школьный психолог Ирина Пермякова рассказывает, как помочь ребёнку, перешедшему из младшей школы в среднюю, адаптироваться к новым реалиям.
Адаптация в пятом классе может длиться аж до декабря. Новые уроки, новые учителя, новые нагрузки. Пятикласснику предстоит привыкнуть к стилям преподавания совершенно разных и непохожих на первую учительницу преподавателей, разобраться с новыми предметами, понять, насколько он вырос и изменился и многое другое. В октябре, когда дни станут ещё темнее, дождливее и короче, когда у школьника появится усталость, может возникнуть риск дезадаптации. Кто же поможет этого не допустить? Конечно, добрый, разумный и понимающий взрослый.
1. Обращайте внимание на настроение ребёнка
С каким настроением ваш пятиклассник собирается в школу? А приходит из неё? Что рассказывает? Как относится к тому, что стал пятиклассником? Рад долгожданной свободе? Или скучает по первой учительнице? Обсудите впечатления и переживания ребёнка. Сделайте акцент на положительных моментах. В случае трудностей подумайте, как с ними справиться. Если вдруг у вас появится тревога (как же ваш вчерашний малыш выживет в пятом классе!), вспомните, что тревога отлично передаётся от взрослых детям. И да, он не только выживет, но и освоится. Расскажите про свой положительный опыт перехода в средние, старшие классы или просто в новые условия.
2. Искренне интересуйтесь делами ребёнка
За вопросом «Как в школе?» часто следует ответ «Нормально». И это логичный ответ, если на школу не упал метеорит и не объявили олимпиаду по зельеварению. «Что было самое смешное?», «Какой учитель больше всего похож на персонажа книги/фильма/игры?», «Что тебя сегодня удивило?» и тому подобные вопросы с большей долей вероятности повлекут развёрнутый ответ. Запоминайте имена, факты и детали, так будет легче в следующий раз начать разговор. Поговорите об отличиях четвёртого и пятого классов.
3. Проводите время вместе
Гуляйте, посещайте интересные места и мероприятия, играйте по вечерам в настольные игры, пейте вместе чай и какао, смотрите фильмы, готовьте, убирайтесь, общайтесь. Поддержка близких людей пятикласснику сейчас крайне необходима.
4. Будьте готовы к переменам
В поведении, во внешнем виде, в успеваемости вашего ребёнка. Да, оценки могут снизиться. И это нормально. Важно помочь справиться с трудностями, поддержать, сказать самому пятикласснику, что это временный период. Учебная мотивация тоже может снизиться. Хотя среди новых и усложнившихся знакомых учебных предметов наверняка найдётся один, который нравится. Пятиклассник не скучает на уроках географии? Увлечённо проращивает семена для урока биологии? Понял, что за словом «обществознание» скрывался интересный урок? Прекрасно. Важно поддержать, укрепить и развить этот интерес. Предложите почитать тематические сайты, фильмы, почитать литературу по теме, принять участие в конкурсе. Это поможет не потерять интерес к учёбе.
5. Присмотритесь к своему ребёнку
Он точно самостоятелен и организован? Кладёт в портфель то, что нужно, лично и не в последнюю минуту? Знает своё расписание? Делает уроки без напоминания? Если нет, то нужно помочь ему в этом направлении.
Нелишним будет и напомнить правила безопасности. В этом случае есть вероятность, что пятиклассник подумает, стоит ли разгоняться в коридоре до того, как врежется в могучего одиннадцатиклассника. И да, соблюдение режима дня, полноценный сон, здоровое питание и насыщенный досуг по-прежнему важны.
6. Подчёркивайте изменившийся статус
Ваш ребёнок действительно стал взрослее. Будет здорово, если у него появится больше подтверждений его взросления. Предоставьте ему больше свободы, уравновесив, конечно, новыми зонами ответственности и новыми обязанностями. Подкрепите изменившийся статус более «взрослой» одеждой, новыми школьными принадлежностями. Вполне возможно, что потребуется пересмотреть некоторые семейные правила. Больше учитывайте мнение ребёнка.
7. Не стоит увеличивать количество дополнительных занятий
В первом полугодии без выраженной необходимости — особенно. Это касается и спортивных секций, и всевозможных кружков. Достаточно одного. И только если сам ребёнок захочет. Вокальная студия, кружок робототехники и единоборства никуда не денутся, а к возросшим учебным нагрузкам нужно привыкнуть и научиться с ними справляться. Однако крайне важно, чтобы у школьника были интересы и хобби. Поддержите новые увлечения.
8. Постарайтесь помочь классу стать дружнее
Будет здорово, если хотя бы некоторые родители детей в классе вашего ребёнка тоже будут приятельствовать. Вполне возможно, что девочка, с которой дружили с первого класса, всё ещё играет в куклы, а вашей дочери интересны уже совсем другие занятия. Или у друга появились увлечения, которые непонятны сыну. Вашему ребёнку может стать менее уютно в его классе. Совместные поездки, прогулки, вечеринки и прочие совместные дела помогут ребёнку по-новому взглянуть на своих одноклассников, а классу стать более сплочённым. А дружба поможет не только освоиться в пятом классе, но и с радостью вспоминать школьные дни в будущем.
Дети перешли в 5 класс и стали плохо учиться. Что делать?
Арина Косарева
В начальной школе ребенок получал одни пятерки, а в средней оценки как будто перевернулись: все двойки да двойки. И поведение испортилось. И маму с папой он больше не слушает. Почему же ребенок плохо учится в 5 классе? Что изменяется в их жизни и как родители могут помочь? Рассказывает Анна Бабина, педагог и главный редактор блога «Родители на MAXIMUM».
Почему хорошисты и отличники начинают хуже учиться в 5 классе
В средней школе детей ждет ворох разных проблем.
1. Всегда был один учитель — а стало много
Как правило, в начальной школе у детей всегда один учитель. Он ведет все предметы, кроме физкультуры и английского, и занимается воспитанием школьников.
В некоторых школах чуть ли не со второго класса вводят предметную систему обучения. Это значит, что математику и русский, например, ведут разные учителя. А классный руководитель ведет что-то одно и общается с детьми в том же объеме, что и в средней школе. Тогда никакого дискомфорта при переходе в 5 класс не будет. Но это все же редкость — большая часть детей учится по стандартной схеме: в начальной школе один учитель, а дальше — много.
Анна Бабина, педагог и главный редактор блога «Родители на MAXIMUM»
Дети привыкают к постоянному вниманию и опеке одного человека, и сразу с 5-8 новыми преподавателями им взаимодействовать сложно. Особенно когда у каждого из них — своя манера преподавания и свои требования, которые не всегда понятны.
2. К новым требованиям сложно адаптироваться
В 5 классе обучение становится предметным, и детям сложно свыкнуться с новыми требованиями преподавателей. Так происходит потому, что многие учителя в теории знают психовозрастные особенности детей, но по факту применяют одинаковые методы хоть в 5, хоть в 8 классе. А детям сложно, и адаптационный курс никто не проводит.
Часто учителя в первые же месяцы учебы выдвигают достаточно взрослые требования к детям. Например, им могут не говорить о многих организационных моментах:
Поэтому неудивительно, что отличник или отличница в 5 классе станет плохо учиться. Дети просто не понимают, чего от них хотят.
3. Сложно общаться с новыми преподавателями
Сильно мешает и то, что все учителя — разные. К классному руководителю в начальной школе, каким бы он ни был, дети уже привыкли. Они знают, что у него можно спросить, а что — нельзя. А в 5 классе все начинается сначала. К кому обратиться за помощью?
Дети могут побояться задавать вопросы, уточнять какие-то моменты. И это тоже сильно влияет на успеваемость.
4. Непривычный метод преподавания
Не менее важная проблема — другой подход к обучению.
В начальной школе дети привыкают к тому, что им все объясняют. Учитель показывает и очень подробно рассказывает, как решать типовые задания по шаблону. Причем метод преподавания простой: сиди и смотри, как надо делать, потом повтори сам. И эта система используется в 1-4 классах на всех предметах.
А в средней школе учителя могут использовать совсем другие методы: например, объяснить теорию и попросить детей самостоятельно применить ее на практике.
Такой подход приводит к нескольким последствиям для ребенка:
5. Несбалансированная нагрузка
Обычно в школьных нормативах прописано, сколько времени ребенок должен тратить на уроки по каждому предмету. Учителя средней школы стараются давать домашние задания в соответствии с этими нормативами.
Однако невозможно посчитать, сколько каждый конкретный ребенок потратит на домашнее задание. Все дети разные, какие бы нормативы не составляли. Кто-то подготовит уроки за 20 минут, кто-то за 30, а кому-то понадобится час.
Выходит, что в подавляющем большинстве школ не балансируют общую нагрузку на ребенка. Учитель-предметник задает задание, не видя, что и сколько задали коллеги, какова общая загруженность школьника.
6. Новое пространство
Наконец, в 5 классе ребенок оказывается в совершенно другом мире. Он теряет привычный уголок, где он может оставить личные вещи, где у него стоит своя кружка, лежат запасные тетради и ручки и где он проводит большую часть времени.
В средней школе у ребенка больше самостоятельности. Он должен сам следить за своими вещами, перемещается из класса в класс, пересекается с более взрослыми учениками. Это дезориентирует и пугает.
Что не стоит делать родителям, если ребенок плохо учится в 5 классе
Не фокусируйтесь на оценках
Плохо учатся в 5 классе многие — успеваемость падает сразу по ряду предметов. Это абсолютно нормально и не значит, что дети стали меньше стараться. Их просто оценивают по новым критериям, к которым те еще не привыкли.
Ребенок, который учился на «отлично» в начальной школе и не адаптировался к средней, переходит на «готовые домашние задания». Им очень стыдно, что они это делают, но под гнетом хороших оценок у них не остается ничего другого. Однако вся ответственность за это лежит на взрослых.
Анна Бабина, педагог и главный редактор блога «Родители на MAXIMUM»
Поэтому не стоит добавлять ребенку лишнего стресса. Проблем с 5 классе и так появляется достаточно — отношения со сверстниками, первые влюбленности, усталость. Лишние сложности только ухудшат ситуацию и снизят мотивацию на учебу в средней школе.
Не решайте проблемы ребенка за него и без его ведома
Это касается и его общения с одноклассниками, и каких-то неудач в учебе. Не расспрашивайте ребенка настойчиво, если он не хочет о чем-либо говорить. С переходом в среднюю школу многие начинают считать себя взрослыми. Поэтому если ребенок говорит: «Ты в школу не ходи, я сам разберусь», — это нормально. Дайте ему шанс.
Но если вы видите, что ребенок не справляется, аккуратно помогите. Например, если он не успевает делать домашнее задание, последите неделю за тем, когда учителя его выкладывают в электронный журнал. По-хорошему, учителя должны это делать заранее. Но иногда они подгружают его в день, когда оно должно быть сделано. Если ребенок не успел, это не его вина.
В такой ситуации не стоит сразу ругаться с преподавателями. Можно мягко написать классному руководителю, что учитель информатики, например, невовремя выкладывает домашнее задание. Или предложите ребенку завести органайзер и самостоятельно записывать в него задание прямо на уроке. Бумажных дневников нет уже почти ни у кого, и отдельный блокнот или тетрадь может помочь.
Не перегружайте ребенка и не давите на него
Следите за реальной нагрузкой ребенка. Вполне возможно, что он не справляется, потому что у него слишком много дел: уроки в школе, домашнее задание, кружки, спорт. Или вы перевели его в школу посильнее, и он попал в тематический класс, где сильно перегружен.
Когда у ребенка появится точное расписание, выясните, насколько реально выполнять абсолютно все. Объем нагрузки надо оценивать здраво и уменьшать его, если видите, что дети не справляются.
Анна Бабина, педагог и главный редактор блога «Родители на MAXIMUM»
Помните, что жесткий контроль здесь не поможет. Один ребенок попросит напоминать ему о разных делах, а другой заявит, что сам разберется. Надо учитывать эти желания.
Как помочь ребенку, который плохо учится в 5 классе
Если ребенок не справляется с учебой и поэтому плохо учится в 5 классе, примите это. Он действительно не справляется. Вопрос не в том, что он не хочет делать домашнюю работу — у него просто не получается. Либо ему кажется, что он сделал правильно, а у него «два», потому что решение — неправильное.
В этой ситуации надо просто помочь ребенку подтянуть знания по программе. Лучше пожертвовать кружками или секциями, чем перед экзаменами в 8-9 классе обнаружить у школьника огромные проблемы с важными предметами.
Лучший способ помочь ребенку, который плохо учится в 5 классе — понять, какие именно пробелы в знаниях надо закрывать. Поэтому без тестирования по основным предметам — русский язык, математика, английский — не обойтись. Нужно найти темы, которые вызывают у ребенка больше всего трудностей, и сфокусироваться на них.
Важно, чтобы дополнительные занятия не были похожи на школьные, иначе смысла не будет. К ребенку нужно найти индивидуальный подход и объяснять непонятные вещи столько раз, сколько потребуется. Материал нужно подавать интересно и увлекательно, чтобы ребенку нравилось заниматься.
Все это учитывают в MAXIMUM Education. Занимаясь с учениками, наши преподаватели рассказывают о правилах и теоремах так, что ребенок увлекается предметом. Мы учим по тщательно проработанной программе и составляем для каждого индивидуальный план обучения. Расписание можно сформитровать так, как удобно вам и вашему ребенку: никаких занятий рано утром или поздно вечером. Вы также сможете отслеживать, как у вашего ребенка улучшается успеваемость — раз в неделю мы будем сообщать вам о его достижениях. Приходите на наши персональные уроки сейчас, чтобы через несколько лет ваш ребенок смог без труда подготовиться к экзаменам!
Как помочь ребенку хорошо учиться: советы психолога
На сегодняшний день качественное образование стало одним из весомых пунктов в развитие человека как социального индивида. Но с хорошими учебными навыками не рождаются, поэтому некоторые ученики нуждаются в большем внимании и руководстве для того, чтобы лучше усвоить материал.
Одним из важных факторов является родительское отношение к обучению ребенка. Особенно если он не справляется с учебным материалом, но при этом родные ожидают от него хороших результатов, то без их помощи ребенку не обойтись. Можно ли повлиять на умственные способности ребенка и как именно это делать, будем разбираться вместе в материалах этой статьи.
Как помочь ребенку хорошо учиться
Когда взрослые выделяют время на помощь своему чаду, это оказывает более эффективное влияние на его успеваемость в школе и в изучении материала, нежели качество самого учебного заведения или собственных способностей. При этом не стоит забывать, что каждый ученик уникален и требует особого внимания не только от учителей, но и от своих родителей. В этом случае к каждому пункту по оказании помощи ребенку в учебе стоит отнестись серьезно, чтобы добиться положительных результатов.
Теплые взаимоотношения ребенка с родителями играют большую роль в учебном процессе. До определенного возраста ( примерно 10-12 лет) ребенок учитывает интересы родителей. Если он должен что-то делать, где требуется проявить волю – он делает это для родителей, а значит и процесс обучения он воспринимает как что-то, от чего родители были бы довольны.
Для себя он играет, ест сладости, смотрит мультики. Поэтому стоит учитывать тот факт, что ребенок до определенного возраста не задумывается о том, что ему необходимо учиться для себя и своего будущего.
Любой организационный процесс в учебе детей должен быть сформирован правильно и при этом, не нарушая их личные привычки. Индивидуальные особенности также должны учитываться.
Ведь если родители проигнорируют, к примеру, привычный распорядок дня ребенка и начнут озабочено заниматься только его учебной стороной, то в таком случае они могут столкнуться с препятствием в виде сопротивления с его стороны в сотрудничестве. В таком случае развить учебный потенциал окажется во много раз сложнее.
Стоит помнить, что главное в помощи ребенку хорошо учиться это: придерживаться плана, оказывать должное внимание, общение, контроль, взаимоуважение и соучастие.
Общение с ребенком
Общение имеет основополагающее значение для развития детей. Им необходимо понимать и быть понятыми. Коммуникация является основой отношений и влияет на обучение, игры и социальные взаимодействия.
Коммуникация с детьми способствует укреплению привязанности. Если опекун или родитель реагирует на сигналы ребенка еще с рождения и отвечает, общаясь с ними, то таким образом разрабатывает надежную привязанность к себе. А эта связь служит основой развития и обучения ребенка.
В жизни ребенка долгое время важнейшей занятостью является учебный процесс. Общение напрямую влияет на освоение и развитие этой части жизни.
Если ребенок вернулся из школы явно не в духе, родителям стоит попытаться поговорить с ним «по душам». Возможно, он поссорился с друзьями или был наказан учителем за какую-либо провинность. Подобные неприятности могут «отбить» желание посещать школу и успеваемость ребенка серьезно пошатнется. Задушевная беседа может стать лучшим способом решения подобных проблем.
Ребенок не должен бояться или стесняться говорить с родителями. Он должен четко понимать, что решить проблему можно только обсудив ее.
Известно, что слаборазвитый словарный запас у детей, прямо пропорционально влияет на навыки грамотности. Без внешней помощи от 50% до 90% дети c коммуникационными потребностями впоследствии имеют проблемы с чтением. Багаж словарного запаса до 5 лет, является важным показателем квалификации достигнутых в школе спустя годы.
Организация режима дня
Организованный режим дня – это залог продуктивного обучения. Поэтому если родитель желает развивать ребенка всестороннее и хорошо повлиять на его успеваемость в школе, а также привить любовь к другим полезным вещам, ему стоит задуматься над организацией режима дня ребенка.
Одним из обязательных условий правильного воспитания ребенка, является контроль за его режимом дня. Ведь правильно спланированный режим дня имеет большое влияние на здоровье, а так же и на физическое развитие.
Режим дня – это привычный порядок жизни в течение дня, предполагающий здоровое чередование сна и бодрствования и кроме того разумную организацию разных типов деятельности.
Правильный режим для детей, укрепляет их здоровье, гарантирует трудоспособность, удачное выполнение разнообразных занятий и защищает от переутомления.
От эффективности работоспособности клеток коры головного мозга, напрямую зависит физиологическая база, определяющая длительность работоспособности и характер. Вследствие этого нельзя перезагружать функционированность центральной нервной системы.
На морфофункциональный уровень зрелости организма, влияет режим дня и продолжительность ключевых его элементов, таких как:
Если у ребенка остается больше времени до сна, то в таком случае следует поинтересоваться у него, что ему интересно было бы изучить. Может он хотел бы заниматься музыкой, рисованием или каким-то видом спорта. Тогда записать его на кружок. Стоит помнить, что если ежедневно проводить одни и те же действия, то они входят в привычку спустя месяц и тогда ребенку полностью привыкнет к нему.
Иногда случается, что во время летних каникул ребенок перестает уделять время учебе. Такого нельзя допустить. Поэтому необходимо ему периодически давать задания, чтобы он не забывал материал, изученный в течение учебного года и после его выполнения поощрять в виде сладостей или, разрешив сходить куда-то с друзьями.
Развитие словарного запаса
На сегодняшний день богатый словарный запас не только показатель эрудированности, но и залог хорошей памяти и более ясного восприятия информации.
Неудивительно, что многие родители стремятся развить лексикон своего ребенка. Для этого есть несколько продуктивных шагов:
Чтение
Привить ребенку любовь к чтению – это один из главных положительных шагов к развитию словарного запаса. Пока ребенок не умеет читать, стоит читать ему перед сном всякого рода сказки, интересные рассказы и иногда стихи.
Когда же он уже самостоятельно умеет читать, необходимо хвалить его за это и помогать ему при выборе книг. Тогда он полюбит это занятие и с каждой, новой прочитанной книгой его словарный багаж будет пополняться.
Обсуждения
Есть вещи, которые ребенок может не понимать, незнакомый термин или выражение. В таком случае надо помочь ему разобраться и объяснить ему, что значит то или иное слово, предложить ему найти это слово в словаре и вместе прочитать значение.
Говорить и высказываться
Чтобы ребенок привык к более точным и ясным высказываниям, стоит постоянно вовлекать его в диалог. Находить темы для обсуждения и рассказывать что-то новое и интересное, обсуждать с ним истории и иногда что-то из научной части.
К примеру, даже рассказать о каком-то историческом событии или о научном открытии. Главное делать это максимум интересно и эмоциональнее, чтобы ребенок был заинтересован и запомнил под впечатлением, что он обсуждал с родителем.
Игры со словами
Существует множество игр основанных именно на развитии речи и словарного запаса ребенка. Даже обычное отгадывание слов или совместное сочинение какого-то рассказа, игры в ассоциации могут развить словарный запас и даже творческую сторону мышления ребенка.
Контроль за выполнением домашнего задания
Во время учебы детям приходится изучать много информации. А одним из обязательных ежедневных дел, является выполнение домашнего задания. Ведь именно благодаря домашнему заданию у ребенка закрепляются знания в памяти.
Но не всегда им легко это дается, особенно если во время урока они были невнимательны и не до конца поняли материал. В таком случае родители должны помочь ему разобраться, тогда он будет чувствовать себя увереннее и ответственнее.
Родители также не должны забывать, что для того, чтобы ребенку было удобно и без напряжения делать домашнее задание, они должны организовать им комфортные условия и поддерживать морально.
Правильное питание – залог успешного обучения
Для каждого человека правильное питание – это источник энергии. Также от этого зависит состояние здоровья и улучшение памяти и мышления. Для ребенка это тоже является важным фактором.
Одним из недостатков сегодняшнего дня является то, что в учебных заведениях дети не всегда любят питаться в столовках, поэтому употребляют всякие продукты, которые их толком не насытят и не принесут ничего полезного, а иногда и опасно влияют на организм.
Поэтому необходимо создать полезное меню для ребенка и обязательно следить за его приемом пищи. Обязательно должен быть завтрак, обед и ужин. Эти три приема пищи должны содержать в себе максимально полезные и сытные продукты, чтобы дети в течение дня имели, откуда черпать силы, был здоров и хорошо себя чувствовал.
Для стимулирования работоспособности мозга важными компонентами являются: цинк, магнии, витамин В, кальций, токоферол и железо.
Продукты, которые содержат данные вещества:
Для физического развития детей, свою очередь, полезен белок. Больше всего белка содержится в следующих продуктах:
Диетологи рекомендуют детям для здорового питания, сбалансировано употреблять продукты насыщенные белками, углеводами, витаминами и минеральными веществами.
Нельзя забывать и о ежедневном количестве употребляемой воды. Вода – это очищение организма от токсинов, поэтому стоит приучить ребенка пить умеренное количество воды в течение дня.
Приучение детей к самостоятельности
Приучить ребенка к самостоятельности, значит пробудить в нем такие качества как: ответственность, дисциплинированность и вера в собственные силы.
По мере взросления малыша, определяется развитие навыков самостоятельности. В дошкольном возрасте ребенок должен уже уметь: ухаживать за собой и поддерживать порядок. И пока он относит уборку к своему роду игре, за каждое свое действие он ожидает похвалы. Так же в этом возрасте его стоит научить:
В более взрослом возрасте от 5-7 лет, дети должны уже без помощи уметь одеваться, складывать одежду сортируя ее, вытирать пыль и помогать накрывать на стол.
Ко второму классу детей полезно научить:
К своим 10 годам, дети должны уже самостоятельно выполнять домашние дела. В этом возрасте они уже не должен бояться ездить на экскурсии с классом без родителей, ходить в походы, посещать спортивные секции и творческие кружки.
Взрослым не стоит забывать, что они должны всегда поддерживать своего ребенка в любых начинаниях и делах. Но при этом нужно знать, когда можно вмешиваться, а когда лучше оставить его справиться с чем-то самому, чтобы он мог полностью проявить свои усилия и потенциал. Это даст ему возможность поверить в себя и стать сильным, чтобы быть самостоятельным в школе, повседневной жизни и в мире.
Советы психолога
Советы психолога мы решили разбить на возрастные категории детей. Ведь то, что подходит первоклассникам, вряд ли даст пользу для старшеклассников и наоборот.
Для школьников начальных классов
Психологи советуют родителям для школьников начальных классов, во-первых, подготовить их морально к вступлению в учебную жизнь. Избавить их от страха перед знакомством с чем-то новым. А также интересоваться их школьными начинаниями, постоянно спрашивать про то, что те изучают или узнали новое для себя.
Узнавать, как обстоят дела с одноклассниками, помогать детям с ними подружиться, вовлекая их в какое-нибудь мероприятие, вроде экскурсии или просто пригласив в гости. Развивать у ребенка любовь к учебе и собственную волю, ответственность и самостоятельность. Напоминать о дисциплине и что следует делать, а чего не следует.
Для школьников средних классов
Для школьников средних классов, психологи рекомендуют родителям максимально облегчить процесс обучения. Создавая соответствующие условия. Эмоционально поддерживать ребенка, слушать его и помогать, стараясь не конфликтовать и не кричать. Быть строгими, но когда необходимо проявлять лояльность.
Делиться знаниями в каких-то областях, которые могли бы заинтересовать и обогатить знания ребенка. Регулярно следить за расписанием уроков и помогать в организации собственного времени ребенка.
Для школьников старших классов
Старшеклассники нуждаются в свободе, поэтому психологи рекомендую дать им больше воли, чтобы те могли двигаться в своем направлении. Помочь в учебе, если требуется отдать на подготовительные курсы и дополнительные курсы. Общаться, рассказывать о своих опытах и своей жизни в старших классах.
Давать полезные советы в плане отношений с одноклассниками, учителями и друзьями. Не осуждать и не реагировать агрессивно на какую-либо ситуацию. Родители должны всегда оставаться теми людьми, к кому можно прийти за помощью. Поддерживать интерес в дальнейшем обучении. Помочь в выборе профессии дав оценку со стороны, но, не навязывая свои взгляды. Верить в своего ребенка, во что бы ни стало.