иди и смотри почему так называется

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

«Это увидят мои внуки!».
Как «Иди и смотри» офицеров вермахта добил

«Это увидят мои внуки!». Как «Иди и смотри» офицеров вермахта добил

Накануне Дня Победы в повторный прокат вышел фильм Элема Климова «Иди и смотри». Идею одной из самых пронзительных лент о Великой Отечественной режиссер вынашивал более 10 лет. А когда в конце 1970-х был написан сценарий, его не утвердили в партийных верхах. Сказали: «Слишком откровенный».

До разрыва сердца

Лишь с началом перестройки готовый сценарий удалось переложить на кинематографический язык. Картина вышла в 1985 году к 40-летию Победы. На афишах сделали специальную пометку: «Только для лиц старше 18 лет». Но и те, кто старше 18, не всегда справлялись с эмоциями во время просмотра ужасов, которые фашисты творили на захваченных территориях. Были те, кому становилось плохо с сердцем. Им вызывали карету скорой помощи. И таких случаев по всей стране было немало.

Режиссер Элем Климов во время работы над картиной переживал за психику юного актера Алексея Кравченко. Исполнителю главной роли было всего 14 лет. Московский школьник Алеша пришел на пробы за компанию с другом. По сюжету, белорусский паренёк Флёра за два дня, в ходе которых он оказывается в центре карательной операции фашистов в белорусской деревне, из обычного пацана превращается в поседевшего старика с морщинами у глаз. Климов специально пригласил на съемочную площадку психолога, чтобы он помогал подростку сохранить душевное равновесие. Сам Алексей Кравченко потом рассказывал, что даже спустя многие годы на встречах со зрителями его преследовал один и тот же вопрос: «Как вы себя чувствуете?» По стране активно ходили слухи, что юный актер не выдержал напряженной работы над ролью и попал в психушку.

На самом деле Алексей после фильма и свалившейся на него славы спокойно окончил школу и пошел в армию — отслужил во флоте три года. Демобилизовавшись и вернувшись в Москву, он встретился с Элемом Климовым, и тот убедил молодого человека поступить в театральный институт, что Алексей с успехом и выполнил. Сегодня за его плечами десятки киноработ, работа в театре, но главной ролью он по-прежнему считает роль в «Иди и смотри». Когда в 1986 году журналисты спросили Кравченко, в чем, на его юный взгляд, главная идея фильма, он ответил: «Чтобы не было войны». А Элем Климов добавил: «Тот, кто забывает свое прошлое, обречен пережить его вновь». Цель своей работы сам Климов видел в том, чтобы у потомков не стерлась память о самой страшной войне.

А ведь Климов сам чуть не отказался от этой работы — слишком сильна была боль и обида из-за того, что в 1977-м комиссия потребовала остановить работу над фильмом, который был уже в шаге от запуска. Но тут веское слово сказал Алесь Адамович, автор книг «Хатынская повесть» и «Я из огненной деревни», соавтор сценария фильма. «Я ещё несколько раз перечитал толстую книгу документальных свидетельств людей, чудом переживших ужасы фашистского геноцида в Белоруссии, — позже вспоминал Климов. — Книга называлась „Я из огненной деревни«, инициатором создания которой был Адамович. Белорусское руководство долго не разрешало её напечатать. Та же история, кстати, произошла и с „Блокадной книгой«. Почему? Почему такие вещи, горькую народную память, надо было долго упорно пробивать? Конечно, эти документальные книги очень тяжело читать. Но мне — читать, а каково было тем, кому довелось это пережить? Многие из них тогда были ещё живы, и некоторые рассказы-воспоминания белорусам удалось зафиксировать на киноплёнку. Никогда не забуду лицо, глаза одного крестьянина, его тихий-тихий рассказ о том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер из зондеркоманды предложил: „Кто без детей — выходи«. И он не выдержал, вышел, оставив внутри жену и маленьких детей… И вот эти лица постепенно населили моё сознание, неотрывно и немо смотрели мне в душу. Они и вернули меня к этой работе. Они и Алесь».

Генная память

Зрители высоко оценили картину. В 1986 году «Иди и смотри» был признан в СССР лучшим фильмом года. Его посмотрели почти 30 миллионов человек только в нашей стране. И сотни тысяч по всему миру: «Иди и смотри» демонстрировалась в большинстве европейских стран.

Белорусская Хиросима

Создатели фильма ничуть не преувеличили ужасы оккупации. В Германии после киносеанса во время обсуждения в зале встал пожилой немец и признался: «Я солдат вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошел до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».

Соавтор сценария Алесь Адамович в интервью после выхода картины напомнил о намерении гитлеровцев стереть с лица земли 5 тысяч белорусских деревень. В рамках этого сатанинского плана было сожжено 127 деревень — в огне погибли 83 тысяч человек. «Это наша белорусская Хиросима», — сказал Адамович, рассказывая о работе над сценарием.

Изначально фильм планировали назвать «Убить Гитлера». В финальной сцене герой Алексея Кравченко расстреливает лежащий в грязи портрет фюрера. Но в верхах название не понравилось. Сказали, чтобы в течение получаса придумали новое. Так родилось «Иди и смотри». Это призыв и к нам сегодняшним. Выйти из зоны комфорта, набраться мужества и увидеть воочию, какую цену заплатил наш народ за чистое небо, которое сегодня нам кажется чем-то обычным и само собой разумеющемся.

Источник

Как снимали фильм «Иди и смотри» и почему он так пугает

иди и смотри почему так называется. bd1605cb0643500ef46b0d02838c2eb6. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-bd1605cb0643500ef46b0d02838c2eb6. картинка иди и смотри почему так называется. картинка bd1605cb0643500ef46b0d02838c2eb6.

Шёл Элем Климов, к этому фильму, достаточно долго. Первая его попытка снять фильм о геноциде в Белоруссии была предпринята в 1977 году. Климов хотел снять беспрецедентное кино о войне.

Совместно с писателем Алесем Адамовичем был написан сценарий. Называться картина должна была «Убить Гитлера».

Но в Госкино фильм зарубили. Точнее, внесли столько правок, что для Климова он потерял смысл.

После этого, у режиссёра были неудачи с другими проектами и личная трагедия. Вернулся, Климов, к съёмкам фильма о Белоруссии во время ВОВ, только в 1984 году.

Сценарий претерпел изменения в сторону ещё большей откровенности и бескомпромиссности, а название перестало отсылать зрителя к личности Гитлера, вместо этого, оно напоминает нам о Библии.

иди и смотри почему так называется. e95d74d5502e2669e4c0cadec4d2b5b2. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-e95d74d5502e2669e4c0cadec4d2b5b2. картинка иди и смотри почему так называется. картинка e95d74d5502e2669e4c0cadec4d2b5b2.

Съёмки проходили нелегко.

Главную роль в фильме сыграл Алексей Кравченко. Парню, на момент съёмок, было всего 14 лет и профессиональным актёром он не был.

иди и смотри почему так называется. 49729beb4c02dc039ecb9c944af6d2e2. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-49729beb4c02dc039ecb9c944af6d2e2. картинка иди и смотри почему так называется. картинка 49729beb4c02dc039ecb9c944af6d2e2.

В связи с этим, решено было снимать фильм в хронологическом порядке. Юный актёр просто не смог бы эмоционально перестраиваться. Режиссёру было нужно планомерное эмоциональное развитие персонажа.

В итоге, съёмки затянулись и фильм снимали с марта по декабрь. В конце съёмок уже приходилось растапливать снег, всё же зима в планы съёмочной группы не входила.

иди и смотри почему так называется. cba7d40c1e439abb32315325b8cb0b83. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-cba7d40c1e439abb32315325b8cb0b83. картинка иди и смотри почему так называется. картинка cba7d40c1e439abb32315325b8cb0b83.

Кстати, сам Элем Климов, был единственным человеком, который за всё это время не покинул съёмки. Он считал, что должен там находиться всегда, иначе потеряет нужный эмоциональный настрой.

Снимали фильм в Белоруссии, в Березинском заповеднике. Декорации почти не понадобились. Это были места аналогичных исторических событий, которые неплохо сохранились.

Некоторые из жителей близлежащих поселений приняли участие в массовке. Многим из них довелось пережить описываемые в фильме события наяву.

иди и смотри почему так называется. 2b8d0c9fa277596e4e4120a5503c566b. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-2b8d0c9fa277596e4e4120a5503c566b. картинка иди и смотри почему так называется. картинка 2b8d0c9fa277596e4e4120a5503c566b.

Климов решил не привлекать именитых актёров. В «Иди и смотри» снялись, в основном, непрофессиональные актёры и начинающие.

Советское кино о войне, за редким исключением, было несколько романтизированным. Элем Климов же был намерен снять гиперреалистичный фильм. И статисты, из числа переживших ужасы тех лет, были не единственным его методом.

Реалистично снимали всё, что было возможно.

иди и смотри почему так называется. 453c4a9510ba74dfb4c09d7bad7c3137. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-453c4a9510ba74dfb4c09d7bad7c3137. картинка иди и смотри почему так называется. картинка 453c4a9510ba74dfb4c09d7bad7c3137.

Почти все костюмы героев были настоящими. Использовались настоящие пули и настоящие бомбы. Следы ожогов наносились максимально тщательно, пользуясь консультациями медиков. Со скотобоен завозили настоящую кровь.

иди и смотри почему так называется. 8239fdee17a638f6fe72ea871ac94977. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-8239fdee17a638f6fe72ea871ac94977. картинка иди и смотри почему так называется. картинка 8239fdee17a638f6fe72ea871ac94977.

Стоит отметить и операторскую работу. Фильм, в основном, снят с помощью стэдикама. Это позволяет зрителю ощутить эффект присутствия. Позволяет пройти через фильм вместе с главным героем.

иди и смотри почему так называется. 089042679e866dcfb3eddd21e5eaa00f. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-089042679e866dcfb3eddd21e5eaa00f. картинка иди и смотри почему так называется. картинка 089042679e866dcfb3eddd21e5eaa00f.

А по мере этого пути, будет меняться и сам герой. От жизнерадостного партизанам, до седого, состарившегося мальчика.

иди и смотри почему так называется. 5cab93ed21bab727bbc798937af0b804. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-5cab93ed21bab727bbc798937af0b804. картинка иди и смотри почему так называется. картинка 5cab93ed21bab727bbc798937af0b804.

Фильм показали зрителям в 1985 году. «Иди и смотри» получил признание не только в СССР, но и за рубежом. Можно сказать, что это один из самых популярных отечественных фильмов на Западе.

Симпатии к этому фильму выражали такие режиссёры как Стивен Спилберг и Тарантино. Да и если внимательно присмотреться, влияние «Иди и смотри», можно увидеть даже в голливудских фильмах.

Источник

Фильм «Иди и смотри»: забыть невозможно!

Картина вышла на экраны в 1985 году. В СССР ее посмотрели 29,8 миллионов зрителей. Широкий резонанс она имела и за рубежом. На западных зрителей она произвела столь шокирующее впечатление, что некоторых увозили на скорой помощи после сеанса. Этот фильм — молитва о мире и свободе, о справедливости и милосердии. Для каждого народа. Для каждого человека.

Смотреть его невозможно и необходимо.

Это слова о другом фильме, но из того же ряда. «Иди и смотри» — фильм, который смотреть больно и тяжело, но смотреть его необходимо всем. Независимо от возраста и национальности. Фильм — потрясение. Фильм — шедевр. Фильм — напоминание об ужасах войны. О том, что забыть невозможно и нельзя. Никогда!

Из истории создания фильма

Картина вышла на экраны в 1985 году. В СССР ее посмотрели 29,8 миллионов зрителей. Широкий резонанс она имела и за рубежом. На западных зрителей она произвела столь шокирующее впечатление, что некоторых увозили на скорой помощи после сеанса. И тем не менее, никто не отрицал, что столь жестокие картины войны — не выдумка режиссера, а отражение реальных событий, имевших место в оккупированной немцами Белоруссии в 1943 году. Исторический факт, что 628 белорусских деревень было сожжено вместе с жителями.

Один пожилой немец после просмотра картины сказал: «Я солдат вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошел всю Польшу, Белоруссию, дошел до Украины. Я свидетельствую: все рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».

Фильм снят режиссером Элемом Климовым, который долгое время задумывал такую правдивую картину о войне. Во-первых, потому что он сам был свидетелем страшных событий войны, поскольку детство свое провел в Сталинграде. Во-вторых, психологическое давление оказывала современная ему холодная война и связанная с ней возможность развязывания третьей мировой войны. Хотелось сказать миру о том, что это не должно повториться.

За основу были взяты произведения белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны», «Каратели». Но основным источником для написания сценария стала книга «Я из огненной деревни», которая является документальным свидетельством тех ужасов, которые пережила Белоруссия во времена оккупации немецкими захватчиками. Книга была написана в соавторстве с Янком Брылем и Владимиром Колесником по рассказам очевидцев. Именно поэтому фильм получился максимально точным, тяжелым, без прикрас, как сама война.

иди и смотри почему так называется. film idi i smotri 1 kak sama vojna. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-film idi i smotri 1 kak sama vojna. картинка иди и смотри почему так называется. картинка film idi i smotri 1 kak sama vojna.

Мальчишка рвется в бой

Сюжет фильма — война глазами подростка, жителя одной из белорусских деревень. В самом начале фильма он собирается уходить из дома в партизанский отряд. Мать не пускает, убеждает пожалеть себя, но Флера горит желанием совершать подвиги, защищать Родину. С воодушевлением покидает он родную деревню, где остается мать и две его сестренки-близняшки, и прибывает в партизанский отряд.

Он рвется в бой с улыбкой на губах, как всякий мальчик, выросший в СССР — в стране с героическим коллективистским и общинным менталитетом, о котором так подробно рассказывает на тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан. Именно Великая Отечественная война показала всему миру силу этого менталитета, когда все — и стар, и млад — поднялись на защиту Родины.

Гитлер не церемонился с жителями завоеванных территорий и освободил нацистов от ответственности за любые действия по отношению к народам, населяющим СССР. Официальные директивы фюрера на этот счет приравнивали зверства фашистов к государственной политике. Но сломить дух народа им не удалось.

«Партизан не спрашивает, сколько их — фашистов. Он спрашивает — где они, — говорит командир отряда Косач в напутственной речи перед боем. — От каждого из нас зависит, сколько она протянется — война. С каждого из нас спросят — что ты тут делал». Они не думали о себе, все их мысли были только о том, что они могут сделать, чтобы защитить Родину.

Флеру жалеют, не берут в первый бой, оставляя в лагере. Будучи совсем еще мальчиком, он льет слезы от обиды и бессилия и убегает из лагеря. В лесу он встречает девушку Глашу, тоже из партизанского отряда. Они оказываются в центре карательной операции против партизан. Первая бомбежка, контузия, острое переживание ужаса войны. Но детство пока берет верх. На следующий день в лесу с Глашей они весело бегают под дождем.

Когда кончается детство

Вернувшись в деревню, где жил Флера, они застают запустение и тишину. Дома в печи еще не остыла еда, но жителей нет. «Ушли», — решает парень. Они бегут к болоту, чтобы попасть на остров, где, как думает Флера, скрывается его семья. Но девушка, обернувшись, видит кучу тел расстрелянных мирных жителей. С трудом добираются они до суши, чтобы узнать, что семья мальчика расстреляна, а выжившие соседи скрываются на острове.

Психологически очень тяжелый момент, когда мальчик в один момент взрослеет. Детство кончилось. С этого мгновения в его взгляде застывает страдание. Режиссер нашел очень сильный прием, чтобы показать метаморфозы, которые происходят с психикой ребенка во время войны. Из цветущего розовощекого мальчишки он превращается в высохшего, морщинистого, поседевшего старика. Глядя на него, понимаешь, какой внутренний путь прошел он за эти мгновения. От счастья до страдания. От беззаботности детства к взрослой ответственности за судьбы других людей.

иди и смотри почему так называется. film idi i smotri 2 sudbi drugih ludej. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-film idi i smotri 2 sudbi drugih ludej. картинка иди и смотри почему так называется. картинка film idi i smotri 2 sudbi drugih ludej.

Он видит голодных односельчан, плачущих детей, гниющего заживо мужчину — говорящий труп. Только это заставляет его выйти из застилающего все личного горя от потери близких. Вместе с еще тремя мужчинами он идет искать пропитание. «Там люди с голоду дохнут…» В живых остается он один. Даже украденную корову не удается спасти. В последний раз он плачет от безысходности.

Сколько еще горя может выдержать обычный подросток? Но советские подростки в то время могли, взваливали на себя эту ношу, потому что так жили все, отдавали от себя все, что могли и даже больше. Личное растворялось в общем. Иначе откуда взять силы, чтобы продолжать жить, насмерть стоять на пути врага?

«Выходи, кто без детей!»

Дальше все воспринимается как кошмарный сон. Невероятная какофония звуков — звуковой фон фильма создает гнетущее впечатление. Хочется зажать уши, не слышать, не видеть этого ужаса, потому что это кажется нереальным, невозможным в этой жизни. Именно это испытывает мальчик. И только шире раскрываются его глаза.

Флера снова попадает в центр карательной операции в белорусском селе. Жителей с детьми сгоняют в деревянную церковь, чтобы сжечь. Но перед этим — изощренное издевательство — предлагается выйти тем, «кто без детей». Ни один человек не двигается с места. Никто не оставляет детей. Здесь срабатывает не только материнский инстинкт, когда жизнь ребенка ценнее своей собственной. Дети — это будущее, одно на всех. В СССР не было чужих детей, все дети были наши.

Только Флера вылезает из окна церкви да еще одна молодая женщина с ребенком. Ребенка тут же забрасывают обратно, а ее волокут на потеху солдатам. С ужасом наблюдает парень, как фашисты поджигают здание.

Карательная операция закончена, деревня полыхает. Нацисты покидают село, но внезапно появившиеся партизаны разбивают отряд, взяв в плен несколько немецких офицеров и их прихлебателей из местных. Эта сцена самая сильная в фильме. Она наиболее ясно показывает отличие двух миров, столкнувшихся во Второй мировой войне.

Офицерам дают высказаться. Как можно сдержаться, чтобы не поубивать всех сразу после того, что они совершили? Один из офицеров, тот, кто сказал, чтобы выходили без детей, говорит: «С детей все начинается. У вас нет права на будущее. Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее».

Косач командует окружившим пленных партизанам: «Слушать! Всем слушать!»

Слушать, чтобы понять, что иного пути, кроме как драться до победного конца, у нас нет. Иначе русского народа не будет. Зарядиться страстью праведной мести.

иди и смотри почему так называется. film idi i smotri 3 pravednoj mesti. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-film idi i smotri 3 pravednoj mesti. картинка иди и смотри почему так называется. картинка film idi i smotri 3 pravednoj mesti.

Уроки войны

Кадры кинохроники показывают нам два мира. Первый — это Германия, которая боготворит своего фюрера, затаив дыхание, слушает его речи, забрасывает цветами. Германия, в которой в самых обычных немецких семьях работают рабы, пригнанные из оккупированных территорий Европы и СССР. Второй — СССР, где разворачивается самая кровавая и страшная война в истории человечества. То, что случилось с нашей страной и другими народами, — результат поддержки немецким народом режима, который развязал эту войну.

Хочется провести параллель с современностью, когда на территории Европы зарождается неонацизм, когда улицы городов называются в честь предателей, карателей и преступников против человечества, когда романтизируется фашизм и переписывается история. Когда полицаи и предатели, участвовавшие в карательных операциях, вдруг становятся «героями». Так с поддержки одного народа может начаться путь к большим бедам для всего человечества. Этот фильм надо смотреть, чтобы такие личности, как Гитлер, никогда не смогли бы прийти к власти, чтобы история не повторилась вновь.

Этот фильм надо смотреть, чтобы не забыть. Не забыть о сожженной Белоруссии и разрушенной стране, о жертвах Хатыни, о замученных партизанах и зверствах над узниками концлагерей, об угнанных в рабство детях и женщинах. Не забыть о блокадном Ленинграде и о несломленном Сталинграде, о Брестской крепости и Невском пятачке, о миллионах героев, навсегда оставшихся на полях сражений. Не забыть, чтобы это не повторилось вновь, чтобы не пришлось кровью и невосполнимыми потерями отстаивать право на будущее, право на жизнь.

Этот фильм — молитва о мире и свободе, о справедливости и милосердии. Для каждого народа. Для каждого человека.

Говорят, что войны развязывает не народ, а политики. Но все ужасы войны приходится расхлебывать всем, и простым людям, и солдатам. Поэтому мы просто обязаны не дать поддержку силам, способным разрушить мир.

Источник

Иди и смотри

иди и смотри почему так называется. 64px TVTropes. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-64px TVTropes. картинка иди и смотри почему так называется. картинка 64px TVTropes.TV Tropes
Для англоязычных и желающих ещё глубже ознакомиться с темой в проекте TV Tropes есть статья Come and See. Вы также можете помочь нашему проекту и перенести ценную информацию оттуда в эту статью.
иди и смотри почему так называется. 64px River Song. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-64px River Song. картинка иди и смотри почему так называется. картинка 64px River Song.Spoilers, sweetie!
Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте!
«И так надо делать фильмы о войне, потому что, как сказал один мудрый человек, если мы забудем своё прошлое, мы обречены пережить его заново.»
— Элем Климов
Иди и смотри

иди и смотри почему так называется. 240px %D0%98%D0%B4%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8. иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-240px %D0%98%D0%B4%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8. картинка иди и смотри почему так называется. картинка 240px %D0%98%D0%B4%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8.

«Иди и смотри» (белор. Ідзі і глядзі) — советский двухсерийный фильм в жанре военная драма и трагедия (хотя наиболее меткое определение здесь, без шуток — фильм ужасов о войне). Последняя работа режиссёра Элема Климова, снята в 1985 году (к сорокалетию Победы в Великой Отечественной войне) по сценарию Алеся Адамовича и самого Климова. Основой сценария стали произведения Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны», «Каратели», а также книга «Я из огненной деревни», состоявшая из документальных свидетельств людей, переживших карательные акции нацистов в Белоруссии.

По сравнению с большинством советских кинолент о ВОВ, «Иди и смотри» отличается пугающей натуралистичностью, отсутствием лакировки фактов и пафоса, да и просто предельно реалистичным и правдивым показом кошмаров войны, при этом глазами даже не солдата, а обычного подростка. И эта работа совершенно заслуженно считается одним из лучших антивоенных фильмов мирового кинематографа, который получил множество наград и оказал огромное влияние на других режиссёров, включая даже Стивена Спилберга.

Сюжет [ править ]

иди и смотри почему так называется. 240px %D0%98%D0%B4%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8 (%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80). иди и смотри почему так называется фото. иди и смотри почему так называется-240px %D0%98%D0%B4%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8 (%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80). картинка иди и смотри почему так называется. картинка 240px %D0%98%D0%B4%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8 (%D1%84%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9 %D0%BA%D0%B0%D0%B4%D1%80).

Обидевшись, Флёра хочет уйти обратно домой, но тут немцы начинают ответную контрпартизанскую операцию и подвергают территорию лагеря обстрелом. Флёре и девушке Глаше удаётся уцелеть и они вынуждены бежать из леса в деревню Флёры, но никого не находят там. Зайдя в родной дом главгероя, ребята обнаруживают лишь недавно сваренные щи и пугающе разложенные на полу куклы флёриных сестёр. Позже, решив, что все ушли прятаться на острове посреди болота, подростки убегают из деревни, но при этом Глаша на свою беду оборачивается и видит недавно расстрелянных жителей деревни, прямо у стены дома Флёры.

С трудом добравшись до острова, Флёра и Глаша находят группу жителей из соседних деревень, спасшихся от немцев, а также сожжённого заживо и умирающего старосту флёриной деревни, от которого мальчик и узнаёт о гибели своей семьи. Решив, что это случилось из-за его ухода к партизанам, Флёра пытается покончить жизнь самоубийством, окунув голову в болотную жижу, но его спасают, а затем ритуально стригут ножом.

Каратели входят в село — среди них мелькают и бойцы СС, и полицейские СД, и солдаты Вермахта, и русские коллаборанты. После «проверки документов» они, издеваясь и избивая местных жителей, заталкивают их всех в большой амбар («Ну, добро пожаловать, сябры!»). Светловолосый СС-оберштурмфюрер заглядывает внутрь и бесстрастно объявляет на приличном русском, что взрослые могут пытаться вылезать из окон, но брать с собой детей не имеют права. Вылезают только Флёра, буквально поседевший и постаревший от страха, а за ним и молодая крестьянка с маленьким сыном. Изверги тут же отнимают ребёнка у матери и зашвыривают обратно в амбар, а саму женщину за волосы волокут мимо лающих овчарок. Протагониста же приводят к командиру айнзацкоманды, штурмбаннфюреру СД, но тому нет никакого дела до насмерть перепуганного белорусского подростка, да и до остальных «унтерменшей» вообще — в данный момент он нянчится с ручной полуобезьянкой-лори.

Очнувшись, главный герой уходит в лес и обнаруживает, что айнзацкоманда попала в засаду партизан. Забрав и починив свою винтовку, он возвращается в деревню и встречает свой партизанский отряд (а также изнасилованную крестьянку, обезумевшую и отрешённо дующую в свисток). Партизаны собираются казнить пленных карателей, но справедливо считают, что банального расстрела тут явно мало. Трусливые русские коллаборанты (особенно переводчик с черепом на шлеме) устраивают истерику с воплями и молят о пощаде. Аналогично начинает жалко оправдываться штурмбаннфюрер СД, говоря, что он старый и больной человек, никогда никого не обижал и всё, чего он хочет — это заботиться о детях и внуках. В ответ светловолосый оберштурмфюрер, идейный нацист, выдаёт в адрес начальника гневную тираду, а затем фанатично заявляет партизанам через переводчика: «Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее. Низшие расы плодят заразу коммунизма». Переводчику и другим коллаборационистам предлагают облить бензином своих бывших товарищей по отряду, чтобы партизаны могли сжечь их заживо. Те бросаются исполнять приказ с таким рвением, что в итоге партизаны, не выдержав отвратительной сцены, открывают огонь и валят всех подонков разом.

Когда партизаны уходят из деревни, Флёра находит неподалёку от места суда плакат «Гітлер асвабадзіцель» (который ранее нёс один из предателей) и начинает исступлённо палить по нему из ружья. Сцена сопровождается нарезкой кинохроники ключевых событий становления, развития и последствий немецкого национал-социализма, которые «отматываются назад» под «Полёт валькирий» Вагнера и нацистские марши. Флёра продолжает яростно «расстреливать войну», но всё же так и не находит в себе сил выстрелить в портрет Гитлера-младенца, сидящего на руках матери.

Финальные кадры: подросток с лицом старика, искажённым ужасом и болью, смотрит прямо в камеру. А партизаны уходят в лес, вдруг покрывшийся снегом, под музыку «Реквиема» Моцарта. Красные титры на чёрном фоне мрачно сообщают: «628 белорусских деревень сожжено вместе со всеми жителями».

В сценарии существует также так и не снятый финал с безнадёжным боем партизан и нацистов на горящем торфянике и мирными жителями на болотном острове, с ужасом наблюдающими за сражением. Именно ради этой сцены фильм и назвали «Иди и смотри», т. е. строчкой из «Апокалипсиса» — это должно было стать страшной параллелью с концом света. Режиссёр Элем Климов и сценарист Алесь Адамович тогда справедливо решили, что это будет перебор.

Разное [ править ]

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *