иди и смотри почему так назвали

«Иди и смотри». Разбор 1 серии

иди и смотри почему так назвали. %D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%80 %D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0 %22%D0%98%D0%B4%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%22. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-%D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%80 %D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0 %22%D0%98%D0%B4%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%22. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка %D0%9A%D0%B0%D0%B4%D1%80 %D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%D0%B0 %22%D0%98%D0%B4%D0%B8 %D0%B8 %D1%81%D0%BC%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B8%22.
ОТЗЫВЫ КРИТИКОВ

Также режиссер рассматривал фильм как «сквозной крупный план героя». Исследуя влияние войны на человека, Климов в деталях фиксирует изменения главного персонажа, рефреном, буквально через эпизод показывая его крупные планы. Режиссер считал такой прием относительно простым, но эффективным: «Мы сознательно избегали всех мыслимых ухищрений — световых, звуковых, ракурсных, ставя своей целью просто зафиксировать то, что являет собой человек в данный момент». На наших глазах жизнерадостный наивный мальчик, в романтических тонах представляющий себе будни партизанского отряда, превращается в глубокого, поседевшего и морщинистого старика. По тому же принципу «вглядывания» в героев, во время диалогов в фильме почти отсутствует съемка из-за плеча — актеры обращены прямо в камеру, а значит и к зрителю.

Фильм принципиально снимался в цвете. Хотя Климов признавал, что мы привыкли видеть войну, особенно если речь идет о ее реалистичном воплощении, черно-белой. Цветом режиссер хотел передать вечное богатство красок мира и природы. Одновременно он создавал контраст с помощью реквизита, построек, одежды героев, в том числе жителей, партизан и карателей. Все это специально фактурилось и нивелировалось по тону, лишалось красочности и приобретало мрачный характер.

Собственно, присутствие немцев и исходящая от них угроза долгое время ощущаются лишь через косвенные признаки, в том числе создаваемые звуком. Так описывал сам режиссер необходимый ему эффект: «Весь этот мир постепенно населялся невидимым, давящим ужасом. Каждое произведение божественной природы вдруг начинало источать из себя опасность, таило смерть». Во многом этого эффекта удается добиться именно благодаря звуковому сопровождению. Климовым и звукооператором Виктором Морсом активно используются всевозможные шумы: рычание двигателей, голоса птиц, жужжание насекомых, свистящий гул, возникающий после сцены бомбардировки, дыхание героя, колокольный звон, церковное пение, искаженные речи Гитлера, песня Любови Орловой из фильма «Цирк». Все это сталкивается с исполняемой словно бы на расстроенных инструментах музыкой Моцарта, Штрауса и Вагнера. Сливаясь, звуки формируют зловещую симфонию апокалипсиса, эффектно дополняющую страшный визуальный ряд.

Одна из ключевых составляющих фильма — шоковая эстетика, заключающаяся в подчеркнутом и программном натурализме, достоверности и безжалостной реалистичности происходящего на экране.

Поскольку речь тут идет о полемике со «слащавой ложью», подразумевается, что в фильме Элема Климова будет показана «реальная правда» о войне. Вообще это кино очень часто называют «прививкой от войны», «фильмом, который нужно показывать в школах» и т.д. К тому же, учитывая тот факт, что в фильме нет ни одного лишнего кадра и звука.
Так какую же «правду о войне» показал Климов, прикрываясь зверствами фашизма?

иди и смотри почему так назвали. 62704 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-62704 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 62704 original.
ВИНТОВКА–АРТЕФАКТ

На самых первых кадрах фильма появляется деревенский староста Юстин:
— Ну копайте, копайте, щенки собачьи. Теперь не спрячетесь. Под землей найдут. И достанут.

Вообще на протяжении всего фильма режиссер будет постоянно подчеркивать, что «винтовка СВТ» – это своеобразный артефакт. И, забегая вперед необходимо отметить, что она ни разу не выстрелит по прямому назначению.

иди и смотри почему так назвали. 64984 900. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-64984 900. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 64984 900.
САМОЛЕТ–РАЗВЕДЧИК «FOCKE–WULF»

Как только Флера выкопал винтовку в небе появился немецкий самолёт–разведчик «Focke–Wulf Fw 189 Uhu».

Самолет тут символизирует Германию. В кадре где «Focke–Wulf» смотрит на Флера сверху вниз звучит речь Гитлера. Таким образом отыгрывается тема превосходства высшей расы.
«Focke–Wulf» появляется в самые ключевые моменты фильма. Именно от него будет зависеть каким образом будет развиваться сюжетная линия.

иди и смотри почему так назвали. 56012 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-56012 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 56012 original.
РЕАКЦИЯ МАТЕРИ

Узнав что Флера «собрался» идти в лес к партизанам, мать сначала пытается его отговорить от этого поступка. А затем передает ему в руки топор и предлагает зарубить себя и сестренок. Она категорически против.

Мать: Что ты батьке скажешь, когда он вернется?
– Пожалей себя сынок.
– Коли меня не жалко их (сестренок) пощади.
– Сам забей нас (топором) чем ждать.

иди и смотри почему так назвали. 56631 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-56631 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 56631 original.
РЕАКЦИЯ ФЛЕРА

Флера в этой Вселенной Климова ничем не мотивирован: все ж идут, а я что?
По сценарию действие фильма происходит в Белоруссии в 1943 году. Война идёт уже третий год, а Флера всё это время прекрасно живет в каком-то искусственном вакууме.

иди и смотри почему так назвали. 55718 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-55718 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 55718 original.
ПОХИЩЕНИЕ ФЛЕРА

Когда в деревне появляются ряженые под фашистов партизаны, никакого намека на то, что это действительно партизаны в фильме нет. С момента появления в кадре автор постоянно подчеркивает, что не симпатизирует партизанам. Они ведут себя довольно бесцеремонно, как натуральные патентованные фашисты. Один персонаж-пародия на Берия. Другой в форме полевой жандармерии (Feldgendarmerie). Кстати, в отряде Feldgendarmerie уже нет. Это персонаж–фантом (второй раз в фильме эта форма появится у немецких мотоциклистов).

Партизаны берут «винтовку СВТ».

Ряженые партизаны пинками выгнали Флера из дома и попутно украли индейку. А у матери начинается реальная истерика.
Зачем автору понадобилась эта сцена? «Правда о войне» по версии Климова заключается в том, что партизаны насильно угоняли детей.

Автор намекает, что война для семьи Флера началась не 22 июня 1941 когда фашисты напали на СССР, а в 1943, когда в их дом пришли партизаны!
А ещё партизаны нужны режиссеру для того, чтобы запустить адскую карусель ужаса.

иди и смотри почему так назвали. 62816 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-62816 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 62816 original.
СЦЕНА В ТЕЛЕГЕ

Автор намекает, что Флера станет «молодым стариком». Это он сам с собой пытается говорить.
Флера: Гляди, староста наш, Юстин. Придурок.
Старик: nicht verstein.

иди и смотри почему так назвали. 53662 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-53662 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 53662 original.
В ПАРТИЗАНСКОМ ОТРЯДЕ

В партизанском отряде фантасмагория.
На фоне песни «Будьте здоровы, живите богато», звучат крики из лазарета:
– Да ты ж со шкурой дерешь!
– Что ж ты делаешь, я же живой!

Абсурдность ситуации добавляет партизан, который смотрит через бинокль на лежачего Флера.
Придурковатый фотограф–хохмач, с приклеенными усиками Гитлера, пару раз пытается повернуть руками забинтованное лицо раненного человека.

– Стул штабной не занимать!
– О, батя наш пришел!
– А вот и товарищ начштаба!
Тут стоит обратить внимание на то, что среди фотографирующихся нет Косача.

«Правда о войне» по версии Климова заключается в том, что партизаны – это какая-то гремучая смесь скоморохов с бандой батьки Махно.
Очень странную реакцию вызывает у них корова. Автор позволяет себе использовать песню «Священная война» на фоне коровы с надписью «сами съедим, но врагу не отдадим». Что это если не откровенное глумление над подвигом реальных советских партизан?

иди и смотри почему так назвали. 56856 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-56856 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 56856 original.
ПОЯВЛЕНИЕ КОСАЧА

Косач, как и положено садисту и маньяку, появляется ночью. Он идет в лагерь молча и провоцирует Флера. И хотя Флера ни разу его не видел до этого, он заявляет, что узнал командира. Косач наказывает его нарядом вне очереди. Когда Флера в ответ на это улыбаясь говорит спасибо, Косач едва заметно усмехается!

Вслед за Косачем бежит Глаша. Говорит задыхаясь:
– Где он? Куда он ушел? Ты не видел?
Глаша не воспринимает Флера как бойца, и он во второй раз нарушает устав караульной службы.

иди и смотри почему так назвали. 53307 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-53307 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 53307 original.
НАРЯД ВНЕ ОЧЕРЕДИ.

Автор показывает, что Флера попадает в плавильный котел войны.
А Глаша молча высыпает букет с цветами на Флера под музыку «и кто его знает на что намекает».

иди и смотри почему так назвали. 62993 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-62993 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 62993 original.
ПЕРЕД СТРОЕМ

Ну типичная банда Махно:
– У тебя в руках винтовка а на плечах голова. Или как говорит наш начальник штаба: «прожить и не сказать «Эх», это не по мне.

Хотя по лицу Флера видно, что он проникся и горит желанием поскорее начать борьбу.
Косач перед строем спрашивает, кто больной и не может идти. Все молчат. А потом выходит немощный старик, с порванными сапогами. Косач приказывает поменяться обувью с Флером. В наказание за тот ночной проступок.

Флера психует и сбегает. Он не собирается больше чистить котлы.

Вообще после этого партизаны надолго пропадают и появляются только в конце 2 серии, в сцене под мостом.
Время проведенное в лагере: 11 мин. 28 сек. (собирался дольше)

иди и смотри почему так назвали. 55267 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-55267 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 55267 original.
ВСТРЕЧА В ЛЕСУ

Флера плачет от обиды, что его не взяли с собой партизаны. Он хотел и хочет им помогать.
Глаша плачет от обиды на свою не устроенную судьбу. Она не хочет оставаться в отряде: ей это просто не интересно и не нужно. Она вроде бы вначале смирилась (в платочке), но бунтует её натура (она мечется между Косачем, партизанами и Флером). Она не хочет держать в руках холодные инструменты (несла железную коробку), ей нужны цветы, и каждый раз новые (букет цветов от партизан она высыпала в котел на Флера). Ей чужды все эти партизанские распорядки и поэтому она сбегает на волю.

Так происходит встреча двух героев на распутье. Она городская взрослая девушка, он деревенский мальчик.

1. Автор раскрывает персонаж Глаши. У неё эйфория от свободы. Она сбегает на волю, цветет и пахнет Разговаривает с ним насмешливо и передразнивая.
Глаша: Тебя как зовут?
Он: Флера.
Глаша: А имя?
Флера: Так и зовут Флера. Флориан – имя такое.
Флера: А тебя?
Глаша: А я Роза. Роза из колхоза.

2. Флера: А ты как сюда попала?
Роза из колхоза: Везли в Германию, попала сюда.
Флера: Спасли? Косач?

Флера: Слухай, Роза. А что это ты там выфрантилась, як на фэст?
Роза из колхоза: меня зовут Глаша. Глафира. Понял?

3. Глаша говорит Флеру, что Косач его пожалел.
Глаша: Пожалели мальчика. Оставили. Косач пожалел.
Флера (возмущенно): Меня?
Глаша: Пожалел, пожалел.
Флера: Как бы я кого не пожалел!
Глаша: Он может иногда. Только потом кричит во сне.
Но на самом деле Косач его не пожалел, а просто отсрочил его знакомство с ужасами войны. Флера уже был обречен с того момента, как попал в партизанский отряд.

4. Глаша говорит как под гипнозом и пытается соблазнить Флера:
– Я любить хочу, рожать, слышишь? (в конце фильма Флера повторяет эту фразу, когда видит другую).
– Дура! Дура! Дура! У меня 60 патронов, граната, и «винтовка СВТ».

В небе появился «Focke-Wulf». Она выхватывает у Флера «винтовку СВТ» и говорит: хочешь собью?

В ответ на это дерзкое поведение со стороны Глаши, начинается бомбежка леса и высаживается карательный отряд. После бомбежки Флера контузило и Глаша проявляет инициативу и уводит его в укрытие.
Но в лесу им не комфортно. И тогда лежа в шалаше в обнимку, Флера берет инициативу на себя.
– Завтра мама обрадуется, как придем. (И спрячет). У меня сестрички смешные.
Говорит что-то непонятное про отряд Косача, но Глаша закрывает ему рот ладонью.

5. Перспектива найти укрытие обрадовало Глашу. Утром она танцует под песню «Мэри верит в чудеса, Мэри едет в небеса » (копирует сцену из фильма «Цирк»).

Автор полностью на ее стороне. Это единственный персонаж которому он сочувствует на 100 %.

иди и смотри почему так назвали. 59243 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-59243 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 59243 original.
СНОВА ДОМА

Далее они возвращаются в деревню Флера, маскируя «винтовку СВТ»
Зачем автор показывает омерзительную сцену с едой и мухами. И если Глашу в конце концов стошнило, то Флера ест, как ни в чем не бывало.
Автор показывает контраст городской цивилизации и варварского колхозного быта.
Глаша все время молчит.

иди и смотри почему так назвали. 63405 original. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-63405 original. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка 63405 original.
НА ОСТРОВЕ В БОЛОТЕ

1. На острове Глаша пытается докричаться до Флера и объяснить ему, что видела убитых в деревне. Но он не верит ей.
– Их нет! Они там! Они убиты!

2. Автор словами обгоревшего старосты Юстина обвиняет Флера:
– Говорил я вам не копайте.
– Всех до одного человечка.
– Меня бензином.
– Говорил я вам не копайте.

3. Автор показывает местных жителей.
Женщины и старухи воют, а мужики чучело Гитлера лепят. Тема Гитлера появляется не случайно. Изначально фильм должен был называться «Убейте Гитлера».
Рубеж: Я их уже штук 5 ставил.

Сначала местные мужики хотели забрать «винтовка СВТ» у Флера, но потом позвали его с собой. Уходя на поиск питания они обещают оставшимся вернуться:
– Сыночки родненькие, не покиньте нас.
– Да мы что алиментщики, чтоб от вас тетки бегать?

4. Автор навсегда оставляет Глашу в болоте: была в красивом платье, а стала серой массой!
Вообще с Глашей происходит точно такая же метаморфоза как и с Флерой. Только автор из жалости не доводил ее до состояния «молодая старуха». Он просто переместил её из города в болото. И она смирилась: сначала подносит Флеру еду в руках, затем ловит у него вшей, и в конце держит ребенка на руках.

5. Флера взял вину на себя: это я виноват, я.
Глаша впервые говорит естественным голосом взрослой женщины:
– Разве ты знал, что так будет? Ты же не знал. Флера посмотри на меня.
(обращаясь к ребенку на руках): Скажи дяде, что мы его ждем.

Автор намекает, что это ещё не все. Весь ужас ещё впереди.

Источник

Николай Стариков

политик, писатель, общественный деятель

«Это увидят мои внуки!».
Как «Иди и смотри» офицеров вермахта добил

«Это увидят мои внуки!». Как «Иди и смотри» офицеров вермахта добил

Накануне Дня Победы в повторный прокат вышел фильм Элема Климова «Иди и смотри». Идею одной из самых пронзительных лент о Великой Отечественной режиссер вынашивал более 10 лет. А когда в конце 1970-х был написан сценарий, его не утвердили в партийных верхах. Сказали: «Слишком откровенный».

До разрыва сердца

Лишь с началом перестройки готовый сценарий удалось переложить на кинематографический язык. Картина вышла в 1985 году к 40-летию Победы. На афишах сделали специальную пометку: «Только для лиц старше 18 лет». Но и те, кто старше 18, не всегда справлялись с эмоциями во время просмотра ужасов, которые фашисты творили на захваченных территориях. Были те, кому становилось плохо с сердцем. Им вызывали карету скорой помощи. И таких случаев по всей стране было немало.

Режиссер Элем Климов во время работы над картиной переживал за психику юного актера Алексея Кравченко. Исполнителю главной роли было всего 14 лет. Московский школьник Алеша пришел на пробы за компанию с другом. По сюжету, белорусский паренёк Флёра за два дня, в ходе которых он оказывается в центре карательной операции фашистов в белорусской деревне, из обычного пацана превращается в поседевшего старика с морщинами у глаз. Климов специально пригласил на съемочную площадку психолога, чтобы он помогал подростку сохранить душевное равновесие. Сам Алексей Кравченко потом рассказывал, что даже спустя многие годы на встречах со зрителями его преследовал один и тот же вопрос: «Как вы себя чувствуете?» По стране активно ходили слухи, что юный актер не выдержал напряженной работы над ролью и попал в психушку.

На самом деле Алексей после фильма и свалившейся на него славы спокойно окончил школу и пошел в армию — отслужил во флоте три года. Демобилизовавшись и вернувшись в Москву, он встретился с Элемом Климовым, и тот убедил молодого человека поступить в театральный институт, что Алексей с успехом и выполнил. Сегодня за его плечами десятки киноработ, работа в театре, но главной ролью он по-прежнему считает роль в «Иди и смотри». Когда в 1986 году журналисты спросили Кравченко, в чем, на его юный взгляд, главная идея фильма, он ответил: «Чтобы не было войны». А Элем Климов добавил: «Тот, кто забывает свое прошлое, обречен пережить его вновь». Цель своей работы сам Климов видел в том, чтобы у потомков не стерлась память о самой страшной войне.

А ведь Климов сам чуть не отказался от этой работы — слишком сильна была боль и обида из-за того, что в 1977-м комиссия потребовала остановить работу над фильмом, который был уже в шаге от запуска. Но тут веское слово сказал Алесь Адамович, автор книг «Хатынская повесть» и «Я из огненной деревни», соавтор сценария фильма. «Я ещё несколько раз перечитал толстую книгу документальных свидетельств людей, чудом переживших ужасы фашистского геноцида в Белоруссии, — позже вспоминал Климов. — Книга называлась „Я из огненной деревни«, инициатором создания которой был Адамович. Белорусское руководство долго не разрешало её напечатать. Та же история, кстати, произошла и с „Блокадной книгой«. Почему? Почему такие вещи, горькую народную память, надо было долго упорно пробивать? Конечно, эти документальные книги очень тяжело читать. Но мне — читать, а каково было тем, кому довелось это пережить? Многие из них тогда были ещё живы, и некоторые рассказы-воспоминания белорусам удалось зафиксировать на киноплёнку. Никогда не забуду лицо, глаза одного крестьянина, его тихий-тихий рассказ о том, как всю их деревню загнали в церковь и перед сожжением офицер из зондеркоманды предложил: „Кто без детей — выходи«. И он не выдержал, вышел, оставив внутри жену и маленьких детей… И вот эти лица постепенно населили моё сознание, неотрывно и немо смотрели мне в душу. Они и вернули меня к этой работе. Они и Алесь».

Генная память

Зрители высоко оценили картину. В 1986 году «Иди и смотри» был признан в СССР лучшим фильмом года. Его посмотрели почти 30 миллионов человек только в нашей стране. И сотни тысяч по всему миру: «Иди и смотри» демонстрировалась в большинстве европейских стран.

Белорусская Хиросима

Создатели фильма ничуть не преувеличили ужасы оккупации. В Германии после киносеанса во время обсуждения в зале встал пожилой немец и признался: «Я солдат вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошёл всю Польшу, Белоруссию, дошел до Украины. Я свидетельствую: всё рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».

Соавтор сценария Алесь Адамович в интервью после выхода картины напомнил о намерении гитлеровцев стереть с лица земли 5 тысяч белорусских деревень. В рамках этого сатанинского плана было сожжено 127 деревень — в огне погибли 83 тысяч человек. «Это наша белорусская Хиросима», — сказал Адамович, рассказывая о работе над сценарием.

Изначально фильм планировали назвать «Убить Гитлера». В финальной сцене герой Алексея Кравченко расстреливает лежащий в грязи портрет фюрера. Но в верхах название не понравилось. Сказали, чтобы в течение получаса придумали новое. Так родилось «Иди и смотри». Это призыв и к нам сегодняшним. Выйти из зоны комфорта, набраться мужества и увидеть воочию, какую цену заплатил наш народ за чистое небо, которое сегодня нам кажется чем-то обычным и само собой разумеющемся.

Источник

Фильм «Иди и смотри»: забыть невозможно!

Картина вышла на экраны в 1985 году. В СССР ее посмотрели 29,8 миллионов зрителей. Широкий резонанс она имела и за рубежом. На западных зрителей она произвела столь шокирующее впечатление, что некоторых увозили на скорой помощи после сеанса. Этот фильм — молитва о мире и свободе, о справедливости и милосердии. Для каждого народа. Для каждого человека.

Смотреть его невозможно и необходимо.

Это слова о другом фильме, но из того же ряда. «Иди и смотри» — фильм, который смотреть больно и тяжело, но смотреть его необходимо всем. Независимо от возраста и национальности. Фильм — потрясение. Фильм — шедевр. Фильм — напоминание об ужасах войны. О том, что забыть невозможно и нельзя. Никогда!

Из истории создания фильма

Картина вышла на экраны в 1985 году. В СССР ее посмотрели 29,8 миллионов зрителей. Широкий резонанс она имела и за рубежом. На западных зрителей она произвела столь шокирующее впечатление, что некоторых увозили на скорой помощи после сеанса. И тем не менее, никто не отрицал, что столь жестокие картины войны — не выдумка режиссера, а отражение реальных событий, имевших место в оккупированной немцами Белоруссии в 1943 году. Исторический факт, что 628 белорусских деревень было сожжено вместе с жителями.

Один пожилой немец после просмотра картины сказал: «Я солдат вермахта. Больше того — офицер вермахта. Я прошел всю Польшу, Белоруссию, дошел до Украины. Я свидетельствую: все рассказанное в этом фильме — правда. И самое страшное и стыдное для меня — что этот фильм увидят мои дети и внуки».

Фильм снят режиссером Элемом Климовым, который долгое время задумывал такую правдивую картину о войне. Во-первых, потому что он сам был свидетелем страшных событий войны, поскольку детство свое провел в Сталинграде. Во-вторых, психологическое давление оказывала современная ему холодная война и связанная с ней возможность развязывания третьей мировой войны. Хотелось сказать миру о том, что это не должно повториться.

За основу были взяты произведения белорусского писателя Алеся Адамовича «Хатынская повесть», «Партизаны», «Каратели». Но основным источником для написания сценария стала книга «Я из огненной деревни», которая является документальным свидетельством тех ужасов, которые пережила Белоруссия во времена оккупации немецкими захватчиками. Книга была написана в соавторстве с Янком Брылем и Владимиром Колесником по рассказам очевидцев. Именно поэтому фильм получился максимально точным, тяжелым, без прикрас, как сама война.

иди и смотри почему так назвали. film idi i smotri 1 kak sama vojna. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-film idi i smotri 1 kak sama vojna. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка film idi i smotri 1 kak sama vojna.

Мальчишка рвется в бой

Сюжет фильма — война глазами подростка, жителя одной из белорусских деревень. В самом начале фильма он собирается уходить из дома в партизанский отряд. Мать не пускает, убеждает пожалеть себя, но Флера горит желанием совершать подвиги, защищать Родину. С воодушевлением покидает он родную деревню, где остается мать и две его сестренки-близняшки, и прибывает в партизанский отряд.

Он рвется в бой с улыбкой на губах, как всякий мальчик, выросший в СССР — в стране с героическим коллективистским и общинным менталитетом, о котором так подробно рассказывает на тренинге «Системно-векторная психология» Юрий Бурлан. Именно Великая Отечественная война показала всему миру силу этого менталитета, когда все — и стар, и млад — поднялись на защиту Родины.

Гитлер не церемонился с жителями завоеванных территорий и освободил нацистов от ответственности за любые действия по отношению к народам, населяющим СССР. Официальные директивы фюрера на этот счет приравнивали зверства фашистов к государственной политике. Но сломить дух народа им не удалось.

«Партизан не спрашивает, сколько их — фашистов. Он спрашивает — где они, — говорит командир отряда Косач в напутственной речи перед боем. — От каждого из нас зависит, сколько она протянется — война. С каждого из нас спросят — что ты тут делал». Они не думали о себе, все их мысли были только о том, что они могут сделать, чтобы защитить Родину.

Флеру жалеют, не берут в первый бой, оставляя в лагере. Будучи совсем еще мальчиком, он льет слезы от обиды и бессилия и убегает из лагеря. В лесу он встречает девушку Глашу, тоже из партизанского отряда. Они оказываются в центре карательной операции против партизан. Первая бомбежка, контузия, острое переживание ужаса войны. Но детство пока берет верх. На следующий день в лесу с Глашей они весело бегают под дождем.

Когда кончается детство

Вернувшись в деревню, где жил Флера, они застают запустение и тишину. Дома в печи еще не остыла еда, но жителей нет. «Ушли», — решает парень. Они бегут к болоту, чтобы попасть на остров, где, как думает Флера, скрывается его семья. Но девушка, обернувшись, видит кучу тел расстрелянных мирных жителей. С трудом добираются они до суши, чтобы узнать, что семья мальчика расстреляна, а выжившие соседи скрываются на острове.

Психологически очень тяжелый момент, когда мальчик в один момент взрослеет. Детство кончилось. С этого мгновения в его взгляде застывает страдание. Режиссер нашел очень сильный прием, чтобы показать метаморфозы, которые происходят с психикой ребенка во время войны. Из цветущего розовощекого мальчишки он превращается в высохшего, морщинистого, поседевшего старика. Глядя на него, понимаешь, какой внутренний путь прошел он за эти мгновения. От счастья до страдания. От беззаботности детства к взрослой ответственности за судьбы других людей.

иди и смотри почему так назвали. film idi i smotri 2 sudbi drugih ludej. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-film idi i smotri 2 sudbi drugih ludej. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка film idi i smotri 2 sudbi drugih ludej.

Он видит голодных односельчан, плачущих детей, гниющего заживо мужчину — говорящий труп. Только это заставляет его выйти из застилающего все личного горя от потери близких. Вместе с еще тремя мужчинами он идет искать пропитание. «Там люди с голоду дохнут…» В живых остается он один. Даже украденную корову не удается спасти. В последний раз он плачет от безысходности.

Сколько еще горя может выдержать обычный подросток? Но советские подростки в то время могли, взваливали на себя эту ношу, потому что так жили все, отдавали от себя все, что могли и даже больше. Личное растворялось в общем. Иначе откуда взять силы, чтобы продолжать жить, насмерть стоять на пути врага?

«Выходи, кто без детей!»

Дальше все воспринимается как кошмарный сон. Невероятная какофония звуков — звуковой фон фильма создает гнетущее впечатление. Хочется зажать уши, не слышать, не видеть этого ужаса, потому что это кажется нереальным, невозможным в этой жизни. Именно это испытывает мальчик. И только шире раскрываются его глаза.

Флера снова попадает в центр карательной операции в белорусском селе. Жителей с детьми сгоняют в деревянную церковь, чтобы сжечь. Но перед этим — изощренное издевательство — предлагается выйти тем, «кто без детей». Ни один человек не двигается с места. Никто не оставляет детей. Здесь срабатывает не только материнский инстинкт, когда жизнь ребенка ценнее своей собственной. Дети — это будущее, одно на всех. В СССР не было чужих детей, все дети были наши.

Только Флера вылезает из окна церкви да еще одна молодая женщина с ребенком. Ребенка тут же забрасывают обратно, а ее волокут на потеху солдатам. С ужасом наблюдает парень, как фашисты поджигают здание.

Карательная операция закончена, деревня полыхает. Нацисты покидают село, но внезапно появившиеся партизаны разбивают отряд, взяв в плен несколько немецких офицеров и их прихлебателей из местных. Эта сцена самая сильная в фильме. Она наиболее ясно показывает отличие двух миров, столкнувшихся во Второй мировой войне.

Офицерам дают высказаться. Как можно сдержаться, чтобы не поубивать всех сразу после того, что они совершили? Один из офицеров, тот, кто сказал, чтобы выходили без детей, говорит: «С детей все начинается. У вас нет права на будущее. Вас не должно быть. Не все народы имеют право на будущее».

Косач командует окружившим пленных партизанам: «Слушать! Всем слушать!»

Слушать, чтобы понять, что иного пути, кроме как драться до победного конца, у нас нет. Иначе русского народа не будет. Зарядиться страстью праведной мести.

иди и смотри почему так назвали. film idi i smotri 3 pravednoj mesti. иди и смотри почему так назвали фото. иди и смотри почему так назвали-film idi i smotri 3 pravednoj mesti. картинка иди и смотри почему так назвали. картинка film idi i smotri 3 pravednoj mesti.

Уроки войны

Кадры кинохроники показывают нам два мира. Первый — это Германия, которая боготворит своего фюрера, затаив дыхание, слушает его речи, забрасывает цветами. Германия, в которой в самых обычных немецких семьях работают рабы, пригнанные из оккупированных территорий Европы и СССР. Второй — СССР, где разворачивается самая кровавая и страшная война в истории человечества. То, что случилось с нашей страной и другими народами, — результат поддержки немецким народом режима, который развязал эту войну.

Хочется провести параллель с современностью, когда на территории Европы зарождается неонацизм, когда улицы городов называются в честь предателей, карателей и преступников против человечества, когда романтизируется фашизм и переписывается история. Когда полицаи и предатели, участвовавшие в карательных операциях, вдруг становятся «героями». Так с поддержки одного народа может начаться путь к большим бедам для всего человечества. Этот фильм надо смотреть, чтобы такие личности, как Гитлер, никогда не смогли бы прийти к власти, чтобы история не повторилась вновь.

Этот фильм надо смотреть, чтобы не забыть. Не забыть о сожженной Белоруссии и разрушенной стране, о жертвах Хатыни, о замученных партизанах и зверствах над узниками концлагерей, об угнанных в рабство детях и женщинах. Не забыть о блокадном Ленинграде и о несломленном Сталинграде, о Брестской крепости и Невском пятачке, о миллионах героев, навсегда оставшихся на полях сражений. Не забыть, чтобы это не повторилось вновь, чтобы не пришлось кровью и невосполнимыми потерями отстаивать право на будущее, право на жизнь.

Этот фильм — молитва о мире и свободе, о справедливости и милосердии. Для каждого народа. Для каждого человека.

Говорят, что войны развязывает не народ, а политики. Но все ужасы войны приходится расхлебывать всем, и простым людям, и солдатам. Поэтому мы просто обязаны не дать поддержку силам, способным разрушить мир.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *