и ленин такой молодой авторы
А. Пахмутова, Н. Добронравов. И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ
Музыка А. Пахмутовой, слова Н. Добронравова
ПЕСНЯ «И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ
Размер 4 / 4
ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА
Текущая тональность: ля минор
I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.
ПЕСНЯ «И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)
Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
ПЕСНЯ «И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ». ТЕКСТ
Неба утреннего стяг.
В жизни важен первый шаг.
Слышишь, реют над страною
Ветры яростных атак!
ПРИПЕВ:
И вновь продолжается бой.
И сердцу тревожно в груди…
И Ленин — такой молодой,
И юный Октябрь впереди!
Весть летит во все концы:
Вы поверьте нам, отцы, —
Будут новые победы,
Встанут новые бойцы!
С неба милостей не жди!
Жизнь для правды не щади…
Нам, ребята, в этой жизни
Только с правдой по пути!
В мире зной и снегопад…
Мир и беден и богат…
С нами юность всей планеты —
Наш всемирный стройотряд!
Две последние строчки припева повторяются два раза
ПЕСНЯ «И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ». АВТОРЫ
Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)
АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом (ныне Волгоград). Свои первые мелодии написала в три с половиной года, а в возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано «Петухи поют». В 1936-м поступила в городскую музыкальную школу. С 1942 по 1943 находилась в эвакуации в Караганде, где продолжила учёбу в местной музыкальной школе. В 1943 году поступила в Центральную музыкальную школу г. Москвы. 1953-м с отличием окончила Московскую консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, а в 1956-м — аспирантуру. Пахмутова завоевала особую известность как автор песен. К значительным творческим достижениям Пахмутовой принадлежат песенные циклы «Таёжные звёзды» (1962—63), а также «Созвездие Гагарина» (1970—71). Всенародную популярность завоевали «Песня о тревожной молодости» (1958), «Геологи» (1959), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (1963), «Нежность» (1966), «Трус не играет в хоккей» (1968), «Хорошие девчата» (1962), «Старый клён» (1962), «Орлята учатся летать» (1965), «Герои спорта» (1972), «Мелодия» (1973), «Надежда» (1974), «Белоруссия» (1975). Из произведений других жанров выделяется концерт для оркестра (1972) и созданный на его основе балет «Озарённость», а также музыка для детей (кантаты, песни, хоры, инструментальные пьесы). Александра Пахмутова — обладатель множества советских и российских наград. В настоящее время проживает в Москве с мужем Н. Добронравовым.
Советский поэт Николай Николаевич Добронравов (р. 1928)
НИКОЛАЙ ДОБРОНРАВОВ
Николай Николаевич Добронравов родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде. В начале войны был эвакуирован в Горький. С 1942 года жил в Подмосковье — селе Малаховка Люберецкого района, где окончил школу с золотой медалью. В 1950-м окончил Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе, а в 1952-м — Московский городской Учительский институт. В 50-х и в начале 60-х годов работал актёром в Московском театре юного зрителя. К этому времени относится знакомство Добронравова с молодым композитором А. Пахмутовой. В содружестве с Пахмутовой, которая вскоре стала его женой, а также Сергеем Гребенниковым был создан цикл «Таёжные звезды» (1962—1963, песни «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе» и др). Впоследствии появились и другие произведения Пахмутовой на слова Добронравова: цикл «Созвездие Гагарина» (1968), песни «Мелодия» (1973), «Надежда» (1974), «Как молоды мы были» (1976), «Я не могу иначе» (1982), «Русский вальс» (1992), «Вольному воля» (1996) и др. Добронравов сотрудничал также и с другими композиторами — М. Таривердиевым (песня «Маленький принц»), Л. Афанасьевым (к/ф «Синий лед»), А. Бабаджаняном, А. Островским и др. Николай Добронравов является лауреатом премии Ленинского комсомола (1978) и Государственной премии СССР (1982). В настоящее время проживает в Москве.
ПЕСНЯ «И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ». ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
Песня «И вновь продолжается бой» была написана для официальной церемонии закрытия XVII съезда ВЛКСМ, который проходил в Москве 23—27 апреля 1974 года.
Несмотря на то, что песня стала одним из музыкальных символов советской эпохи, поначалу она вызвала серьёзные нарекания партийной цензуры. Вот что говорит по этому поводу один из её создателей — композитор Александра Пахмутова.
Песня была написана для закрытия съезда комсомола в Кремлевском дворце. Был такой штамп, что на съездах партии должны исполняться солидные медленные песни, выводить их должны величественные баритоны из Большого театра. А у нас был комсомольский съезд — молодые люди, полные энергии. И я решила написать свежую молодежную песню. Кстати, с комсомольцами у нас никаких заморочек не было — они приняли песню, однако она не звучала больше года. У цензоров были две претензии: одна к Николаю Николаевичу, другая ко мне. В стихах возмущение вызвала строчка «И юный Октябрь впереди». «Как так, вы намекаете, что опять будет революция?» В реальности так и получилось, но тогда мы совсем не имели в виду Ельцина на танке. В музыке недовольство вызвала очень подвижная и активная партия ударных инструментов.
ПЕСНЯ «И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН
ЛЕВ ЛЕЩЕНКО
Лев Лещенко и Большой детский хор Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Финал телевизионного фестиваля «Песня года»
Александра Пахмутова, Николай Добронравов
Песня «И вновь продолжается бой»
ПЕСНЯ «И ВНОВЬ ПРОДОЛЖАЕТСЯ БОЙ». ПЕРЕВОД НА АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
A FIGHT TO GO ON
«И вновь продолжается бой» прекрасно звучит и на других языках, например, на иврите. А вот её английский вариант. Перевод С. Григорьева
Morning banner of the sky…
Step ahead of being shy.
Hey, do hark: the country over
Winds outrageous all nearby!
CHORUS:
And there is a fight to go on,
And there is a heart rest no more,
And Lenin is already born,
And younger October — in store.
Spread around the world news is:
You believe us, fathers, please, —
There will rise afresh new fighters,
There will be new victories!
For the heaven’s grace don’t care!
May your life be always fair.
In this life, you guys, remember
Only truth is our way pair!
Heat and snow ‘n the world abide
Full of poverty and pride…
With us youth of all the planet —
Our construction team worldwide!
Вспомним песни Александры Пахмутовой? История песен «И вновь продолжается бой» и «Как молоды мы были»
Наверное, ни одна песня Пахмутовой и Добронравова не вызывала столько иронии, критики и интерпретаций, как знаменитая композиция о вечно молодом Ленине и юном Октябре. Причём критика звучала с совершенно разных сторон…
«И вновь продолжается бой» (1974)
Изначально «И вновь продолжается бой» была сочинена для церемонии закрытия XVII съезда ВЛКСМ, проходившего в апреле 1974 года. Пахмутова вспоминала, что запись песни проходила в авральном режиме — Иосиф Кобзон и ВИА ПЕСНЯРЫ потратили на неё целую ночь.
На съезде композиция прозвучала, после чего её… запретили. Что, согласитесь, выглядело чрезвычайно странно для столь идеологически выверенной песни. Тем не менее у чиновников от культуры были претензии не только в отношении текста (такое случалось регулярно), но и в отношении музыки (впервые за всю карьеру Пахмутовой).
А. Пахмутова:
«Был такой штамп, что на съездах партии должны исполняться солидные медленные песни, выводить их должны величественные баритоны из Большого театра. А у нас был комсомольский съезд — молодые люди, полные энергии. И я решила написать свежую молодежную песню. Кстати, с комсомольцами у нас никаких заморочек не было — они приняли песню.
…Цензорам она показалась слишком сумасшедшей. Роковые барабаны, ритм, энергетика…».
Кроме того, цензоров сильно смущала строчка — «И юный Октябрь впереди». Это что же — у нас ожидается ещё одна революция? Над той же строчкой втихомолку посмеивались и граждане, критически настроенные к советской власти — мол, «есть у революции начало, нет у революции конца», «И Брежнев такой молодой»…
Конечно же, авторы «И вновь продолжается бой» не имели в виду никакого социального переустройства — они просто воспевали революционную энергию, которая должна вдохновлять молодёжь на новые свершения и подвиги.
В мире зной и снегопад…
Мир и беден, и богат…
С нами юность всей планеты —
Наш всемирный стройотряд!
А. Флоря «Портрет Дориана Грея»:
«Да, никакой крамолы здесь не было, но, право, лучше бы она была. То есть лучше бы поэты действительно ударили в набат, предупредив о перерождении системы».
К чести Пахмутовой, ничего менять в песне она не стала.
А. Пахмутова:
«Я никогда не делала трагедии из того, что ту или иную песню запретили. Всегда относилась к этому философски: не сегодня — значит, завтра выйдет».
И действительно, история песни продолжилась уже через полтора года, «И вновь продолжается бой» прозвучала на сцене «Песни года-75» в исполнении Льва Лещенко.
По иронии судьбы, СССР ждала не революция, а контрреволюция, приведшая не только к падению коммунистического строя, но и к распаду страны. Вместо «юного Октября», россиян ждал октябрь 1993-го, когда танки выбивали из Белого дома последние остатки парламентаризма.
Это событие очень сильно повлияло на бывшего яростного антисоветчика Егора Летова — настолько, что лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ вступил в ряды Национал-большевистской партии Лимонова и резко изменил свой репертуар. По сути, именно благодаря Летову старая песня Пахмутовой возродилась в новом качестве. Оказалось, что бой действительно продолжается, а революционный Октябрь вполне может оказаться «впереди».
Недаром к нынешнему 100-летию одного из важнейших событий ХХ века российские власти пошли на хитрость. Поняв, что замолчать юбилей не удастся, они пустили по СМИ странный термин — «Великая русская революция», чтобы смешать в одну кучу совершенно разные по содержанию Февральскую и Октябрьскую революции, и главное — ни в коем случае не произносить слова «социалистическая». Тонко…
Нечто подобное произошло и с песней «И вновь продолжается бой».
Её мощная энергетика оказалась весьма благодатной для разного рода современных интерпретаций. Но если Летов пел песню вполне серьёзно, то другие версии носили явный оттенок ёрничества.
В нулевых годах нового века на «И вновь продолжается бой» был даже сделан танцевальный ремикс (от проекта B&G). А вскоре появилось и видео, где под этот ремикс лихо отплясывают чернокожие парни в… Нью-Йоркском метро.
Да и в исполнении группы ЛЕНИНГРАД песню иначе как стёб воспринять трудно.
Из последних каверов на песню наиболее талантливым и необычным стала инструментальная версия новосибирского трио SILENZIUM, выпущенная в 2015 году. К песне было снято и видео, где трое девушек в пионерских нарядах, стоя у памятника Ленину, играют хит Пахмутовой на скрипках и виолончели.
Девушки говорят, что песня выбрана не случайно — мол, они вполне разделяют идеи коммунизма и всегда голосуют за КПРФ (заметим, что нынешний мэр Новосибирска — Анатолий Локоть — как раз из этой партии).
Лидер группы SILENZIUM Наталья Григорьева:
«Я себе представляю общество будущего, конечно же, коммунистическим и справедливым. А еще ориентированным не на стяжание (надеюсь, деньги упразднят в будущем, и просто все будут иметь в равной степени все необходимое для жизни), а на созидание новых идей и на творчество в широком смысле этого слова».
На этом группа не остановилась и уже в 2017-м подготовила очередной кавер — на этот раз на песню Пахмутовой «Любовь, комсомол и весна». Но и в этих версиях, разумеется, не обошлось без лёгкой (пусть и доброжелательной) постмодернистской иронии.
«Как молоды мы были» (1975)
С рок-музыкантами творчество Пахмутовой сталкивалось и в советские годы. Более того, песня Александры Николаевны сыграла важнейшую роль в карьере одного из первых советских рокеров — Александра Градского.
В середине 1970-х широкие массы практически не знали певца в лицо, хотя его голос уже можно было услышать на пластинках Давида Тухманова или за кадром художественных фильмов. Вот и в тот раз Градский записывал на «Мосфильме» песни для к-ф «Романс о влюблённых» вместе со звукорежиссёром Виктором Бабушкиным. Бабушкин давно сотрудничал с Пахмутовой, поэтому предложил молодому певцу попробовать записать две её композиции — ударный «Яростный стройотряд» и лирическую «Как молоды мы были». Фото: скан обложки диска
Обе были написаны Александрой Николаевной для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Причём «Как молоды мы были» воспринималась композитором как тихая камерная песня, которую мог бы исполнить любой актёр. Говорят, что одной из претенденток на эту песню была Елена Камбурова (и она её позже запишет), но всё сложилось иначе…
Уже на первой встрече Градский сумел ошарашить композитора, когда попросил показать ему партитуру. Пахмутова с удивлением посмотрела на заносчивого длинноволосого юношу, но партитуру дала.
А. Градский:
«…потому что в музыкальной среде „курица — не птица“, а вокалист — не музыкант. Я посмотрел партитуру, понял, что это может быть интересно сделано в третьем куплете: сделать некую кульминацию, и предложил ей этот вариант. Она сказала, не знаю, не знаю, по-моему, все-таки будет высоковато для вас. Говорю, давайте, может, попробуем».
Так, благодаря Градскому, тональность третьего куплета была поднята на целую октаву, и лирическая песня обрела драматическую мощь. По воспоминаниям певца, было сделано три дубля, а затем Бабушкин смонтировал из самых удачных кусков окончательный вариант, вошедший в фильм.
Пахмутову не раз убеждали заменить «этого волосатика» на кого-то более пристойного — например, Кобзона. Однако Александра Николаевна проявила привычное упорство, также настояв на том, чтобы именно Градский исполнял «Как молоды мы были» на фестивале «Песня года-77».
А. Градский:
«Потом не раз я просил её прийти на всевозможные худсоветы и поддержать тогда начинающих артистов, как МАШИНУ ВРЕМЕНИ, Гребенщикова. У Али всегда был фантастический авторитет, после её слов никто не смел возражать. Каюсь, я её часто просил помочь в таких вещах, и она никогда не отказывала».
Кстати, заметьте, если в фильме третий припев подхватывал детский хор, то в сольных выступлениях певец пел эти строчки своим знаменитым фальцетом.
После успеха песни карьера Градского резко пошла вверх. Он начал собирать Дворцы спорта и стал одним из самых высокооплачиваемых исполнителей. Конечно, главный «гвоздь» его программы — «Как молоды мы были» — ему изрядно надоел, но он всегда относился к этой песне вообще и к Пахмутовой в частности с большим уважением и благодарностью.
А. Градский:
«…она более эстрадная всё-таки, чем-то, что я делаю. А талантливые композиторы, такие как Пахмутова, это ведь раз в столетие случается. И у них раз в карьере может случиться такая вещь, как „Как молоды мы были“.
…Я спел её, когда мне было 26 лет. Это было довольно необычно, поскольку молодой еще совсем человек пел с точки зрения взрослого. Сегодня я её пою правильнее. И по-другому. А Аля всегда говорит: „Мне интересно, что ты сейчас будешь делать. Я всё время слежу, как ты её меняешь“».
«И вновь продолжается бой» (1974 год). История песни.
Наверное, ни одна песня супругов,Пахмутовой и Добронравова, не вызывала столько критики и интерпретаций, как знаменитая композиция о вечно молодом Ленине и юном Октябре. Причём критика звучала с совершенно разных сторон…
Николай Добронравов– советский и российский поэт-песенник, автор текстов к большинству песен Александры Пахмутовой. Среди совместно созданных шлягеров наиболее знаменитыми стали песни «Надежда», «И вновь продолжается бой», «Нежность», «Команда молодости нашей».
Александра Николаевна Пахмутова — легенда советского и российского композиторского искусства. Она считается одним из самых востребованных композиторов Советского Союза, за что в 1984 году была удостоена звания Народной артистки СССР. Музыкальная биография Александры Пахмутовой насчитывает свыше 400 авторских популярных композиций, а также немалое число произведений для симфонического оркестра.
Изначально «И вновь продолжается бой» была сочинена для церемонии закрытия XVII съезда ВЛКСМ, проходившего в апреле 1974 года. Пахмутова вспоминала, что запись песни проходила в авральном режиме — Иосиф Кобзон и ВИА ПЕСНЯРЫ потратили на неё целую ночь.
На съезде композиция прозвучала, после чего её… запретили. Что, согласитесь, выглядело чрезвычайно странно для столь идеологически выверенной песни.
Тем не менее у чиновников от культуры были претензии не только в отношении текста (такое случалось регулярно), но и в отношении музыки (впервые за всю карьеру Пахмутовой).
«Был такой штамп, что на съездах партии должны исполняться солидные медленные песни, выводить их должны величественные баритоны из Большого театра. А у нас был комсомольский съезд — молодые люди, полные энергии. И я решила написать свежую молодежную песню. Кстати, с комсомольцами у нас никаких заморочек не было — они приняли песню. …Цензорам она показалась слишком сумасшедшей. Роковые барабаны, ритм, энергетика…».
Кроме того, цензоров сильно смущала строчка — «И юный Октябрь впереди». Это что же — у нас ожидается ещё одна революция?
Неба утреннего стяг
В жизни важен первый шаг.
Слышишь: реют над страною
Ветры яростных атак!
И вновь продолжается бой,
И сердцу тревожно в груди.
И юный Октябрь впереди!
Весть летит во все концы:
Будут новые победы,
Встанут новые бойцы!
С неба милостей не жди!
Жизнь для правды не щади.
Нам, ребята, в этой жизни
Только с правдой по пути!
Мир и беден и богат
Наш всемирный стройотряд!
Конечно же, авторы «И вновь продолжается бой» не имели в виду никакого социального переустройства — они просто воспевали революционную энергию, которая должна вдохновлять молодёжь на новые свершения и подвиги.
В мире зной и снегопад…
Мир и беден, и богат…
С нами юность всей планеты —
Наш всемирный стройотряд!
К чести Пахмутовой, ничего менять в песне она не стала.
«Я никогда не делала трагедии из того, что ту или иную песню запретили. Всегда относилась к этому философски: не сегодня — значит, завтра выйдет».
И действительно, история песни продолжилась уже через полтора года, «И вновь продолжается бой» прозвучала на сцене «Песни года-75» в исполнении Льва Лещенко.
По иронии судьбы, СССР ждала не революция, а контрреволюция, приведшая не только к падению коммунистического строя, но и к распаду страны. Вместо «юного Октября», россиян ждал октябрь 1993-го, когда танки выбивали из Белого дома последние остатки парламентаризма.
Это событие очень сильно повлияло на бывшего яростного антисоветчика Егора Летова — настолько, что лидер ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ вступил в ряды Национал-большевистской партии Лимонова и резко изменил свой репертуар. По сути, именно благодаря Летову старая песня Пахмутовой возродилась в новом качестве. Оказалось, что бой действительно продолжается, а революционный Октябрь вполне может оказаться «впереди».
Недаром к нынешнему 100-летию одного из важнейших событий ХХ века,пошли на хитрость. Поняв, что замолчать юбилей не удастся, пустили по СМИ странный термин — «Великая русская революция», чтобы смешать в одну кучу совершенно разные по содержанию Февральскую и Октябрьскую революции, и главное — ни в коем случае не произносить слова «социалистическая».
Нечто подобное произошло и с песней «И вновь продолжается бой».
Её мощная энергетика оказалась весьма благодатной для разного рода современных интерпретаций.
Но если Летов пел песню вполне серьёзно, то другие версии носили явный оттенок ёрничества.
В нулевых годах нового века на «И вновь продолжается бой» был даже сделан танцевальный ремикс (от проекта B&G).
А вскоре появилось и видео, где под этот ремикс лихо отплясывают чернокожие парни в… Нью-Йоркском метро.
Да и в исполнении группы ЛЕНИНГРАД песню иначе как стёб воспринять трудно.
Из последних каверов на песню наиболее талантливым и необычным стала инструментальная версия новосибирского трио SILENZIUM, выпущенная в 2015 году.
К песне было снято и видео, где трое девушек в пионерских нарядах, стоя у памятника Ленину, играют хит Пахмутовой на скрипках и виолончели.
Девушки говорят, что песня выбрана не случайно — мол, они вполне разделяют идеи коммунизма и всегда голосуют за КПРФ (заметим, что нынешний мэр Новосибирска — Анатолий Локоть — как раз из этой партии).
Лидер группы SILENZIUM Наталья Григорьева:
«Я себе представляю общество будущего, конечно же, коммунистическим и справедливым. А еще ориентированным не на стяжание (надеюсь, деньги упразднят в будущем, и просто все будут иметь в равной степени все необходимое для жизни), а на созидание новых идей и на творчество в широком смысле этого слова».
Многие потом исполняли эту песню.
Внезапно понял, что размер Филатовского «Федота-стрельца» совпадает с этой песней. Забавно звучало бы под данную музыку, например:
Сразу мысль: а как народ?
И икра не лезет в горло,
И компот не льется в рот!
Великая песня! А драйв какой.
У Сметанникова самое сильное и душевное исполнение. Сразу чувствуется что душу вкладывал. Песня вне времени. Спасибо за интересную историю.
Вот только КПРФ с коммунизмом ничего общего не имеет
Один из замечательных семейных союзов, принесший замечательные песни (и неважно, о чем поется в некоторых песнях)))
Почему не может быть золотой середины, что ж нас носит-то из крайности в крайность?
На Евровидение-2019 надо оправлять SILENZIUM (с этой песней), а не Бузову.
Великолепная песня. Часто её пою в ванной.
Спасибо за пост! Весьма познавательно.
Замечательная и музыка и слова, берёт за душу. А у силензиума есть ещё хорошие каверы.
То, что капиталистический строй рано или поздно потерпит окончательное поражение, это понятно.
А почему она с отчеством, а он просто Николай?
Вот те на к распаду СССР привела контрреволюция, а не ебнутые методы экономики.
Крайне неоднозначная личность эта Пахмутова. Большинство песен напоминают венигрет из произведений зарубежных классиков.
Чего только стоит пресловутая «Нежность», до ноты содранная у Бриттена.
Валентина Толкунова: «Я не могу иначе»
Сегодня день рождения замечательной певицы, чей безошибочно узнаваемый голос как маленькое волшебство проникает в самое сердце и как будто даёт успокоение, Валентины Толкуновой (1946-2010).
Я помню, как во время учёбы на отделении эстрадного вокала на лекциях по джазу преподаватель открыл для меня Валентину Толкунову с совершенно новой и прекрасной стороны: оказывается, в молодости (с середины 60-х до середины 70-х годов) она пела джаз и пела великолепно!
Юрию Гагарину: «Опустела без тебя Земля… Если можешь, прилетай скорей…»
Майя Кристалинская «Нежность». Фрагмент к/пр. «Творческий вечер композитора А.Пахмутовой». 1975. Источник: канал на YouTube «Советское телевидение. Гостелерадиофонд России», www.youtube.com/c/gtrftv
В эпоху покорения космоса в СССР тема полётов к звёздам нашла отражение во многих сферах нашей жизни и, в том числе, конечно, в музыке. И поскольку мы сегодня вспоминаем нашего Юрия Гагарина, первого космонавта Земли, для меня память о нём связана, в первую очередь, с песней Александры Пахмутовой «Нежность» на слова Сергея Гребенникова и Николая Добронравова. Знаменитые авторы были дружны с семьями некоторых лётчиков-космонавтов, и поэтому неудивительно, что им удалось создать песни, которые полюбились и самим космонавтам, и всем слушателям.
В начале 60-х Александра Пахмутова работала над созданием цикла песен «Обнимая небо», посвящённого советским лётчикам. И вот что вспоминает об этом периоде советский поэт Евгений Долматовский: «В «Звёздном городке» — космическом центре под Москвой — в январе 1964 года встретились приехавшая в клуб космонавтов выступать композитор Александра Пахмутова и первый человек, шагнувший к звёздам, — Юрий Гагарин. (…) Запевала отряда первопроходцев звёздных дорог, Юрий Алексеевич увлечённо слушал песни комсомольского композитора, сам подпевал. (…) Композитор и космонавт подружились. Юрий Алексеевич часто рассказывал Александре Пахмутовой и её соавторам о своей жизни, о своих товарищах. (…) С судьбами лётчиков и космонавтов и знакомых всем по портретам и телевизионным передачам, и близких друзей, товарищей, соседей по кварталу связаны сюжеты многих песен Александры Пахмутовой. Самая известная из этих песен — «Нежность». «Нежность» — как заклинание женщины, подруги лётчика, отпустившей своего любимого к звёздам и ждущей его возвращения. Исток песни — те полтора часа, что понадобились Юрию Гагарину, чтобы облететь земной шар, те часы и минуты, которые провели в смелых полётах другие космонавты и Георгий Мосолов (кумир и товарищ Юрия Гагарина, лётчик, Герой Советского Союза, полковник). Не случайно поэты Гребенников и Добронравов вспомнили Экзюпери. Одним из первых талантливо рассказал о переживаниях и ощущениях человека, обретшего крылья, этот мечтатель и воин, и космонавты, в том числе Юрий Гагарин, часто говорили поэтам: напишите об Экзюпери!
Для того чтоб родилась и получилась песня, нужны многие обстоятельства, впечатления, находки. Важно вспомнить, что к песне «Нежность» подвёл авторов Юрий Гагарин. Он очень любил эту песню, пел её вместе с товарищами, специально ходил слушать — чтоб не по радио, не по телевизору, а вот здесь, рядом, она звучала.»
Как известно, первой «Нежность» исполнила Майя Кристалинская. И хотя сначала публика не приняла песню, Кристалинская пела её на каждом своём концерте, как будто старалась открыть слушателям глаза на её красоту и смысл.