Гидроудар машины что это такое простыми словами
Что такое гидроудар двигателя машины и как его избежать
Ничто не останавливает водителей от скоростного преодоления глубоких «озер», что образуются во впадинах дорог каждую весну. Подняв волну брызг, шофер приближает весну в своем сердце. Но невинная забава родом их детства может привести к очень плачевным последствиям — двигатель, нахлебавшись, замрет навсегда. И сделает это со страшным звуком, который потом будет приходить в ночных кошмарах. Чтобы не заплатить за брызги, нужно быть крайне осторожным на весенней дороге.
Для начала немного теории: как известно из школьного курса физики, сжать воду не получится. А теперь перенесем наши знания на дорогу: водитель проезжает лужу, поднимая перед собой стену воды, которая в свою очередь через низкорасположенный воздушный фильтр попадает напрямую в цилиндры. Поршень, который в этот момент по команде педали газа двигается со скоростью 6000 оборотов в минуту, на полном ходу врезается в воду. Которая не сжимается. При обильном «всасывании» жидкости, пространство над поршнем может заполнится настолько, что тому просто некуда будет подниматься, а вся энергия обрушится на шатун.
Удар будет такой силоы, что тряхнет весь автомобиль: ведет головку блока цилиндров, рвется цепь или ремень ГРМ, страдает даже толстенный коленвал.
Если после лужи сильного удара, который ощущается всем телом, не последовало — значит, вам крепко повезло. Заглохший двигатель не всегда означает неминуемый гидроудар и поездку в автосервис «на верхней полке»: дело в том, что чаще всего от воды страдают многочисленные датчики, которыми богат любой современный мотор. Самый любимый «гость» лужи — датчик положения коленвала, отказ которого гарантирует проблемы с запуском двигателя. Прежде чем бить тревога и заказывать «поминальную» по двигателю, нужно немного подождать. Датчик подсохнет, и машина поедет дальше.
Чтобы не терять времени даром, проверьте состояния воздушного фильтра. Если он влажный — это еще не криминал. А вот если в корпусе стоит вода — дело плохо, мотор надо разбирать. Будем откровенны, если лужа превзошла все ваши ожидания (авто с крышей накрыло волной, а мотор немедленно заглох), лучше не экспериментировать.
Даже если в двигатель попало совсем немного воды, поршни и шатуны остались целы, а цепь не порвалась, избыток влаги в агрегате вызовет эмульсию и последующее образование отложений в масле. Лучше и дешевле — перестраховаться и показаться специалисту. В таком случае можно медленно и аккуратно добраться до подъемника своим ходом
Гидроудар двигателя
Многие неопытные автомобилисты во время езды по лужам на большой скорости зачастую сталкиваются с таким явлением, как гидроудар двигателя. Что это такое, и чем он опасен? Об этом далее.
Что такое гидроудар
Гидроудар двигателя — это попадание воды в камеры сгорания. Как правило, она попадает туда через воздуховод, куда, в свою очередь, влетает в виде мощных брызг с воздухом. Опасность этого явления заключается в том, что после проникновения влаги в мотор поршни ударяются об образовавшуюся водяную пробку, вследствие чего двигатель запросто выходит из строя.
Как происходит гидроудар
Процесс возникновения этого явления может быть двух типов. В частности, вода может попасть в двигатель двумя путями:
Нагляднее о гидроударе
Однако, как показывает практика, чаще всего причиной гидроудара является именно первый вариант. То есть, как упоминалось ранее, водители, не знающие об опасностях, которые представляет собой это явление, несутся на огромной скорости по лужам, за что и расплачиваются впоследствии.
Далее все происходит по одинаковому сценарию. Вода, как известно, не сжимается ни при каких условиях, в отличие от воздуха или топливной смеси. Поэтому, во время такта сжатия, то есть, когда клапана находятся в закрытом состоянии, поршень в конце движения естественным образом упирается в водный барьер. Вот этот процесс и представляет собой самый настоящий гидроудар.
Стоит добавить, что гидроудару более подвержены машины с низкой подвеской (спортивные). Соответственно, чем выше расположение двигателя, тем вероятность его возникновения уменьшается. Однако уменьшается — не значит, что она пропадает вовсе.
Больше информации как избежать гидроудара можно найти у нас в видео материале.
Последствия гидроудара и ремонт
Следствиями гидроудара могут самые неприятные ситуации вплоть до критических поломок двигателя. В частности, велика вероятность погнутости шатунов, поломки поршней или их пальцев. Весьма распространенной поломкой является разрыв блока двигателя. Поэтому ремонт возникшей проблемы — дело недешевое.
Какие последствия гидроудара для двигателя
Как избежать гидроудара
Однако, лучше предупредить проблему, чем исправлять последствия ее появления. Поэтому каждый водитель должен знать, как избежать гидроудара, и что делать, если он все-таки приключился с машиной.
Как отмечалось выше, первая и основная рекомендация — не ездить по лужам на большой скорости. А если льет сильный дождь или предполагается ехать буквально по «рекам», то лучше воздержаться от подобных поездок. Необходимо трезво оценивать возможности вашего автомобиля. Если вы находитесь за рулем малолитражки, то вряд ли будет целесообразно преодолевать на ней глубокую лужу.
Но если ехать в описанных погодных условиях все-таки необходимо, то делать это нужно с умом. Если вы знаете дорогу и приблизительное расположение ям, которые превращаются в глубокие лужи — это лучше. В таком случае старайтесь объезжать их как можно дальше. В противном случае не превышайте скорость. Она не должна быть выше 10 км/ч при значительном уровне воды. Включайте лишь первую передачу. Помните об описанном выше правиле — чем выше скорость, тем страшнее потенциальные разрушения двигателя.
Что же делать, если гидроудар все-таки произошел? Первым делом — не паниковать! Первый признак того, что это случилось — отключение двигателя после преодоления значительной водной преграды или лужи на высокой скорости. Запомните — не пытайтесь снова завести мотор, так вы его лишь добиваете. В этом случае необходимо выйти из машины, открыть капот и выкрутить все свечи. После чего необходимо разобрать кожух воздушного фильтра. Если на ощупь он мокрый — значит, дело плохо. В этом случае можно попробовать покрутить вал двигателя. Если вам повезет, то из отверстий, где были вкручены свечи, польется вода. Но все же нельзя вкручивать их обратно и пытаться завести мотор.
Что делать, если автомобиль заглох в луже
Помните, что лучший ремонт — это профилактика! Ездите аккуратно по лужам, и гидроудар будет вам нестрашен.
Гидроудар: причины и последствия
Что такое гидроудар?
Причины гидроудара
Итак, как происходит гидроудар двигателя – понятно, но что же его провоцирует? Естественно, провоцирует его обыкновенное попадание в полости мотора воды или подобной жидкости. На сегодняшний день данное явление возможно по ряду основных причин:
В целом, описанные причины гидроудара указывают лишь на один закономерный вывод – данное явление вполне избегаемо, если машину использовать грамотно и максимально осторожно. При другом же подходе никаких гарантий относительно отсутствия гидравлического удара не будет даже на самых новых, конструкционно продуманных моделях авто.
Возможные последствия и признаки гидроудара
Зачастую двигатель после гидроудара уже и не назвать двигателем, ведь исполнять свои основные функции такой агрегат будет не в силах. В лучшем случае – поломки удастся устранить, в худшем – придётся искать новый ДВС.
Ремонт двигателя после гидроудара
Детально разобравшись с происходящим в полостях мотора при гидроударе, каждый читатель нашего ресурса, наверное, понял, насколько сильно страдает агрегат при попадании в него воды. Чтобы вернуть к жизни «стукнутый» влагой двигатель, иногда вполне допустимо проведение ремонта. Однако в случае с пробитым блоком ДВС или же деформации цилиндров дешевле будет сменить мотор целиком.
С заменой силового агрегата проблем у автомобилистов обычно не возникает, а вот ремонт двигателя с гидроударом – вопрос уже другой. На самом деле определённых сложностей в возвращении аппарата к жизни нет. В типовом варианте потребуется прибегнуть к следующему порядку действий:
После того, как нужные действия осуществлены, приводим автомобиль в первоначальный вид и эксплуатируем.
Примечание! Описанный выше алгоритм по ремонту мотора после гидроудара актуален исключительно для бензиновых агрегатов. Аналогичная процедура для дизеля проводится на профильных СТО, что связано с его специфичностью.
Профилактика гидравлического удара
Знать, что делать при гидроударе, конечно, полезно, однако лучше всего просто не допускать подобной проблемы. К слову, особых сложностей в её профилактике не имеется. Зачастую хватает:
В целом, относительно того, как избежать гидроудар, и всей сегодняшней темы сказать больше нечего. Надеемся, представленный выше материал был для вас полезен и дал ответы на интересующие вопросы. Удачи в эксплуатации и обслуживании авто!
Стоит ли бояться гидроудара в двигателе автомобиля?
Сразу скажем, что бояться гидроудара в двигателе автомобиля однозначно стоит.
Так как после него, в ряде случаев, не помогает даже капитальный ремонт.
Разберемся, что такое гидроудар, каких именно гидроударов стоит опасаться, а какие очень редки и вероятность их возникновения минимальна.
Стоит ли бояться гидроудара в двигателе автомобиля?
1. Что представляет собой гидроудар?
Если двигатель работал, он сразу останавливается. Если гидроудар произошел при пуске, то скорее всего запустить его повторно уже не получится (стартер не провернет коленчатый вал). Либо он начнет безбожно троить и пытаться заглохнуть. Такая работа будет сопровождаться хорошо различимым стуком.
2. Последствия гидроудара.
В первую очередь гнет шатун в том цилиндре, где произошел гидроудар. Помимо этого возможно повреждение поршня, коленчатого вала, разрыв ремня привода ГРМ или повреждение цепи и разрушение блока двигателя.
3. Разновидности гидроудара.
Гидроудар в двигателе водой
Наиболее часто встречающаяся разновидность гидроудара. Он происходит при попытке проезда автомобилем глубоких луж, ям, канав, бродов на реках и прочих водных преград. Вода попадает в двигатель через его воздухозаборник и наполняет камеры сгорания. Наиболее склонны к возникновению такой проблемы автомобилях с низким расположением воздухозаборника двигателя. Или если воздухозаборник нарочно выведен вниз при тюнинге (чтобы подавать в цилиндры более плотный холодный воздух).
Гидроудар охлаждающей жидкостью
Прогорание прокладки головки блока в месте перемычки между каналом системы охлаждения и полостью камеры сгорания приводит к тому, что ОЖ (тосол, антифриз) свободно наполняет пространство над поршнем. Попытка запустить двигатель, при условии, что тосол еще не успел стечь в поддон, заканчивается гидроударом.
Гидроудар в двигателе маслом
Такой гидроудар возможен если двигатель имеет турбину. При разрушении подшипников ротора турбины за короткое время большое количество масла может попасть в камеры сгорания, что опять же при определенных условиях, может привести к гидроудару.
Гидроудар в двигателе бензином
При повреждении мембраны регулятора давления (на двигателях с системой впрыска топлива, где регулятор установлен на рампе) большой объем бензина, под давлением, может через его вакуумный шланг попасть в ресивер и далее в цилиндры двигателя. И если, не дожидаясь пока он стечет в поддон, попытаться запустить двигатель автомобиля, наверняка случится гидроудар.
На карбюраторном двигателе получить гидроудар сложнее, но тоже можно. Например, известны случаи, когда для обеспечения запуска заглохшего двигателя водитель или его помощник льют бензин из бутылки прямо в карбюратор, надеясь таким образом обогатить смесь. После чего прокручивают коленчатый вал стартером. В результате, вместо запуска, получают гидроудар бензином.
4. Что делать если случился гидроудар?
Если есть подозрение на гидроудар, не стоит пытаться снова запустить двигатель. Возможно удастся обойтись «малой кровью». Так как, в большинстве случаев, после гидроудара требуется заменить только погнутые шатуны. Дополнительные попытки запуска (в том числе и «с толкача») усугубляют ситуацию. Они могут привести к поломке шатуна и разрушению блока цилиндров.
Разбирать двигатель и оценивать степень ущерба при гидроударе придется в любом случае.
Таким образом, при эксплуатации двигателя автомобиля всегда следует учитывать возможность гидроудара, несмотря на то, что он не так широко распространен в повседневной жизни. И если он все же случился необходимо грамотными действиями свести к минимуму возможные его последствия.
avtoexperts.ru
Гидроудар (гидравлический удар) в двигателе происходит при резком усилении давления в одном или нескольких цилиндрах работающего ДВС. Причиной усиления давления с последующим гидроударом является посторонняя жидкость в пространстве над поршнем, в камере сгорания. В исправном моторе в камере сгорания находится только газообразная топливно-воздушная смесь, которая сжимается поршнем на такте сжатия, когда клапаны закрыты. При попадании жидкости в надпоршневое пространство в камере сгорания жидкость начинает сжиматься поршнем при закрытых клапанах и становится очень плотной. Поэтому поршень просто упирается в жидкостную «пробку» и останавливается, так как жидкости некуда деваться. При этом на поршень снизу давит шатун, на который также давит коленвал. В результате возникает «гидроударная» ситуация, которая может привести к остановке двигателя и его серьезной поломке.
Частой причиной гидравлического удара становится вода, которая попадает в силовой агрегат извне через воздухозаборник (например, при езде по лужам на большой скорости или по глубоким затопленным участкам).
Также причиной гидроудара может стать и неисправность самого двигателя. Например, наличие трещин в головке блока цилиндров (ГБЦ) и в самом блоке цилиндров (БЦ), а также нарушение герметичности прокладки ГБЦ. При указанных неисправностях охлаждающая жидкость и масло могут проникнуть в цилиндры, а сам гидроудар может произойти при запуске долго неработавшего двигателя вследствие накопления жидкости в пространстве над поршнем.
Признаки гидравлического удара
О возникновении гидроудара может свидетельствовать остановка двигателя или необычный звук в нем при преодолении затопленных участков (или после их преодоления). Визуально (без разборки двигателя) определить поломку можно по пробитой боковой стенке двигателя (так называемый «кулак дружбы»).
Гидроудар опасен еще и тем, что он бывает не сразу заметен. Иногда мотор не глохнет и продолжает вполне нормально работать еще длительное время, но уже с ускоренным износом.
О том, что работающий мотор перенес гидроудар, можно узнать по внутренним признакам после разборки двигателя:
• На поршневом дне 2 слоя нагара: слой до гидроудара и слой, образовавшийся после гидроудара.
• Неравномерно изношенные вкладыши.
• Задиры и стертости на поршневой юбке, а также нагар в нехарактерном для него месте.
Что предпринять, если произошел гидроудар в моторе
Если мотор заглох во время преодоления водной преграды, то, скорее всего, он получил гидроудар. В данной ситуации не стоит пытаться повторно завести двигатель сразу.
Важно! Если моторный отсек автомобиля пробыл в воде больше 10 секунд, то с очень высокой вероятностью можно утверждать, что вода находится непосредственно в моторе.
Прежде чем попытаться повторно завести мотор, нужно выполнить следующие действия (при условии, что нет визуальных признаков разрушения корпуса двигателя):
1. Отключить зажигание.
2. Если машина стоит в воде, ее следует откатить на сухое место.
3. Разобрать воздушный фильтр и проверить, нет ли там воды, так как наиболее часто жидкость проникает в мотор именно через воздушный фильтр. Если воздушный фильтр окажется сухим, то можно его опять собрать и попробовать запустить двигатель. Если же в фильтре обнаружится жидкость, то можно переходить следующему шагу.
4. Отвернуть и вытащить все свечи зажигания.
5. Прокрутить коленвал и осмотреть отверстия для свечей. Если через них выйдет хотя бы немного воды, то значит, жидкость уже попала непосредственно в цилиндры. В этом случае запускать двигатель нельзя.
Автомобиль нужно будет отбуксировать в автосервис, при этом выкрученные свечи зажигания на место лучше не ставить.
6. Если выхода воды из свечных отверстий не будет, то свечи можно поставить на место, просушить воздушный фильтр и попробовать снова запустить двигатель.
Самостоятельно просушить цилиндры и весь двигатель очень сложно. К тому же в большинстве случаев после гидроудара мотору требуется серьезный ремонт. Особенно сложно удалять воду из дизельных двигателей — для этого приходится использовать мощное специальное оборудование.
Также следует помнить, что если вода попала в цилиндр, то она также попадет и в картер и смешается с маслом. Поэтому после гидроудара нужно обязательно заменить масло, даже если оно совсем свежее.
Важно! В любом случае, если двигатель после форсирования затопленного участка стал работать «как-то не так», необходимо его осмотреть и при необходимости перебрать, иначе дело может закончиться серьезными разрушениями и полной заменой двигателя.
Как избежать гидроудара в двигателе
Избежать гидроудара из-за неисправности самого двигателя не так сложно, если следить за состоянием силового агрегата и вовремя устранять неполадки. А не допустить гидроудар из-за попадания воды в двигатель при форсировании водных преград еще проще, если соблюдать несложные правила:
• Избегать движения по затопленным участкам, глубину которых сложно определить на глаз.
• Перед проездом затопленного участка открыть капот и посмотреть, на каком уровне осуществляется забор воздуха для мотора. Глубина водной преграды в самом глубоком месте должна составлять примерно 3/4 от высоты воздухозаборника. Если вы не уверены, что уровень воды будет ниже воздухозаборной линии, то откажитесь от проезда по этому затопленному участку.
• Преодолевать подтопленный участок на небольшой скорости 7-10 км/в час. При такой скорости вероятность гидроудара будет минимальной.
• Не ездить по затопленным участкам и во время дождя с поврежденным бампером (или без него) на автомобилях, где бампер является защитой резонатора воздушного фильтра (как у Hyundai Solaris).
• Не запускать двигатель, если моторный отсек подтоплен и находится в воде или если он находился в воде даже короткое время.
• При возможности подождите и посмотрите, как водную преграду будут преодолевать другие автомобили, особенно вашего класса.
• Адекватно оценивайте возможности своей машины. Там, где без проблем сможет проехать внедорожник, не всегда проедет седан.
Последствия
Серьезность последствий гидроудара может быть разной и будет зависеть от количества и качества жидкости, попавшей в цилиндр, а также от числа оборотов мотора — чем больше будут обороты двигателя в момент гидроудара, тем тяжелее будут последствия. Самой опасной считается вода, так как она почти не сжимается.
При минимальном количестве жидкости в цилиндре и небольших оборотах мотора может произойти временный сбой в работе двигателя — топливная смесь «намокнет» и перестанет воспламеняться, поршень немного не дойдет до нужной точки и двигатель заглохнет. А небольшие обороты двигателя не создадут сильной нагрузки на шатун в момент гидроудара, и он не погнется (или погнется несильно) и не «выскочит боком», пробив стенку двигателя.
После гидроудара в двигателе могут возникнуть следующие неисправности:
• Деформируется (погнется) или заклинит шатун.
• Разрушатся кольца и юбка поршня.
• Шатун пробьет боковую стенку двигателя.
• Возможно растянется цепь привода ГРМ.
• В моторах, которые пережили гидроудар и продолжали эксплуатироваться, возможно полное разрушение поршней и цилиндров.
Заключение
Наиболее гидроудар опасен для дизельных моторов, поскольку у них меньше камера сгорания, чем у бензиновых ДВС, поэтому сжатие в таких камерах более сильное. По статистике, больше 90 % «дизелей» после гидроудара не подлежат ремонту в отличие от бензиновых двигателей, у которых процент «летальных поломок» составляет 75 %.
Для устранения последствий лучше обратиться в специализированный автосервис. В большинстве случаев дилеры отказываются осуществлять бесплатный гарантийный ремонт, мотивируя свой отказ тем, что гидроудар не является гарантийным случаем. Однако известны случаи, когда автовладельцы добивались гарантийного бесплатного ремонта через суд.