что случилось с русским роком
«Я знаю с десяток песен, которые прикончили СССР» Как русский рок развалил Советский Союз
«Лента.ру» продолжает серию материалов, посвященных российскому шоу-бизнесу. О том, какое место занимает русский рок в отечественной культуре и как он повлиял на развал СССР, почему наши звезды не смогли закрепиться на Западе, кто и почему запрещает концерты молодых хип-хоперов в России, а также о талантливом извращенце Майкле Джексоне, Захаре Прилепине, вере в бога и будущем всего мира рассказывает генеральный продюсер радиостанций «Максимум», «Наше радио» и «Радио Ultra», музыкальный продюсер и ведущий телеканала «Дождь» Михаил Козырев. Первые две части этого интервью читайте ТУТ и ТУТ.
«Эти песни отрубили все капельницы»
«Лента.ру»: Чем, на твой взгляд, был русский рок, какого уровня было это явление? С чем его можно сравнить?
Михаил Козырев: Я не очень люблю словосочетание «русский рок». Понимаю, что музыку необходимо как-то квалифицировать по жанрам, и это удобное определение, но внутри русского рока немало музыкантов, которые на дух это словосочетание не переносят и не хотят, чтобы их относили к русскому року.
Но если забыть о недостатках терминологии, то, на мой взгляд, русский рок — это наша национальная музыка второй половины ХХ века. Она впитала в себя лучшие традиции мировой рок-музыки, уходящей корнями в блюз, в ритм-н-блюз, в буги-вуги, даже в кантри и госпел, выросла из лучших образцов авторской песни и даже народных частушек, но главное — скрестила музыку с национальной русской поэзией. С удивительно важным русским словом. В лучших своих достижениях российские рок-музыканты поднимаются до высот настоящей большой поэзии. И по тому, как их слово отзывалось в душах нескольких поколений, это, безусловно, сопоставимо со значением Маяковского и Есенина, с тем, как звучали строки, произнесенные в Политехническом институте Рождественским, Вознесенским, Евтушенко, Ахмадулиной.
В новой инкарнации русская поэзия обрела еще и музыкальную составляющую. Произошло это не вдруг, а потому, что были и Галич, и Высоцкий, и Окуджава, которые тоже повлияли на многих русских музыкантов. В лучшем своем воплощении русский рок — это мировая гитарная музыка, помноженная на силу и талант русской поэзии.
А к тому же рок нес еще и мощный протестный заряд, был наиболее понятным и эффективным способом самовыражения целого поколения.
Бывают времена, когда музыкальный жанр становится саундтреком исторических реалий. С русской рок-музыкой это происходило несколько раз. Сначала в восьмидесятые годы. Тремя эпицентрами были Ленинград, Москва и Екатеринбург. Назову Бориса Гребенщикова, Юру Шевчука, Кинчева, «Кино», «Телевизор», «Наутилус Помпилиус», «Чайф», «Центр», «Звуки Му», «Альянс». Они раскачали страну и привели ее к глобальным социальным переменам. В результате одно государство рухнуло, а другое на этих руинах начало строиться. И я счастлив, что большой период моей жизни связан с этим саундтреком.
Во второй раз музыка вступила в резонанс с общественными событиями на рубеже 1990-2000-х годов. Это была уже новая волна музыки, и они к чертовой матери послали бы любого, кто назвал бы их «русским роком». Я имею в виду «Сплин», «Ночных снайперов», «Мумий Тролль», Би-2, Земфиру и большое количество групп, которые возникли во время моей работы на «Нашем радио». Я уверен, что эта музыка никуда не уйдет.
Сегодня в такой же мощный резонанс с происходящими вокруг процессами и с новым поколением вступила хип-хоп-культура.
Ты действительно считаешь, что рок-музыка сыграла столь значимую роль в развале советской системы?
Я только что вернулся из мини-тура по США. Читал лекции в американских университетах для англоязычных студентов, которые изучают политологию, связанную с Россией, русский язык и славянскую культуру. В Принстоне, Нью-Йоркском университете (NYU), Университете Пенсильвании (UPenn). Одна из лекций была о музыке протеста в российской истории. Я начинал эту лекцию с финального эпизода фильма «Асса», с разговора Цоя и Шумилова с женщиной, которая принимает их на работу. Потом они выходят в «Зеленый театр» — и там поднимаются тысячи зажигалок.
Я думаю, что есть десяток песен, которые прикончили Советский Союз. Без них СССР мог бы еще протянуть, но они реально раскачали лодку — и она утонула. Вся страна знала эти песни и с удовольствием их пела. Это были «Дальше действовать будем мы» Цоя, «Не спеши ты нас хоронить» «Чайфов», «Скованные одной цепью» «Наутилуса», «Поезд в огне» «Аквариума», «Красное на черном», «Мое поколение» и «Мы вместе» Кинчева, «Предчувствие гражданской войны» и «Революция» Шевчука… Вся страна их пела. Думаю, без них Советский Союз мог кряхтеть вперевалочку еще какое-то время. А эти песни отрубили все капельницы, на которых он еще держался.
И я пел их ночью с однополчанами в казарме, будучи рядовым советской армии в городе Шадринске Курганской области недалеко от Казахстана. Помню, как пели «Я сажаю алюминиевые огурцы на брезентовом поле…» — в каптерке под гитару на сваленных мешках с нательным бельем.
А я добавил бы в обязательный список «Мы ждем перемен» Цоя.
Да, конечно. Но парадокс в том, что изначально эта песня не несла такого мощного социального протеста. Она была написана на кухне по поводу того, что вот — сигареты в руках, чай на столе… Это была песня для узкого круга друзей и выражала ощущение собственного тупика и безысходности. И вдруг это точно попало. Так же как песня «Океана Эльзы» «Я не сдамся без боя», которая была написана о сложностях взаимоотношений с любимой девушкой и вдруг стала стадионным гимном Майдана.
Похожая история произошла, когда Гребенщиков спел старую песню Вертинского «Я не знаю, зачем и кому это нужно», а все тут же поняли, что это о войне в Афганистане.
Да, помню, как услышал ее в фильме «Рок» Алексея Учителя. Черно-белая съемка из-за кулис, профиль БГ, и я помню свое ощущение оцепенения. В тот момент я не знал оригинала Вертинского, но был абсолютно уверен, что это про Афган. Я до конца жизни буду благодарен этим артистам, этим музыкантам за то, что они изменили жизнь моей страны и мою собственную жизнь.
«Нас погубила жажда наживы»
Скажи, а почему из всего русского рока практически никто не известен на Западе?
Все попытки, увы, оказались неудачными. Первая сложность, как для любой неанглоязычной страны, — это языковой барьер. Наши артисты обычно поют на русском языке. Только Гребенщиков, заключив контракт с CBS и взяв в продюсеры Дейва Стюарта, а на бэк-вокал Анни Леннокс (Eurythmics), попытался выпустить Radio Silence на английском языке. У БГ, кстати, идеальный английский. Но, увы, мы изначально находимся в проигрыше, как, собственно, в проигрыше находятся итальянцы, французы, немцы и представители других замечательных музыкальных культур. Трудно назвать существенное количество французских или итальянских артистов, которые стали мировыми звездами за океаном. А Америка — центр музыкальной культуры. Я бы даже уточнил, англоязычный конгломерат.
Второй момент, который даже важнее: в 90-е годы нам нужно было выстроить нормальную музыкальную индустрию. Потому что уже тогда, а сегодня тем более, успех любого артиста в мире — это результат не только его таланта, но и успешной работы индустрии. Это означает, что на каждом этапе работают серьезные специалисты-профессионалы: над созданием мелодии, при записи в студии, на съемках клипа, над графиком гастролей, над концертным шоу, в маркетинге, в продвижении… Сейчас к этому добавилось едва ли не ключевое продвижение в социальных сетях. Нужно уметь правильно выстраивать взаимоотношения с концертными компаниями, площадками, радиостанциями, телевизионными каналами, стриминг-сервисами. Вот этого всего, к сожалению, у нас и не вышло.
Почему не вышло? Не было нужды, не хотели, не было талантливых людей?
Тут я мог бы задвинуть телегу о том, как нас погубила жажда наживы. Под этим я подразумеваю следующее. Всегда есть соблазн быстро и легко срубить денег. В 1990-е годы, когда рухнула страна и в этой нищете самые инициативные люди выдвинулись вперед и резко разбогатели, в шоу-бизнесе доминировала та же тенденция. Люди из шоу-бизнеса хотели быстро и легко заработать деньги. Легче всего это было сделать в поп-музыке, где был стремительный оборот денег. И для этого не нужны были большие вложения или капитальные планы на будущее.
Хорошо, а почему западные продюсеры не заинтересовались никем из российских звезд?
Попытки были. Несколько западных лейблов открыли в России свои филиалы. Небескорыстно, конечно, но они учили нас, как правильно строить музыкальную индустрию. Ярким тому примером является компания Universal, которую возглавлял в ту пору Дэвид Джанк. Он реально любил русскую культуру и очень хотел вывести русских артистов на западный рынок. Это ему удалось однажды с группой «Тату». До сих пор на Западе после Чайковского, Рахманинова и Прокофьева вспоминают следующее имя — «Тату». Я это проверял неоднократно. А вот у Дельфина, которого они очень хотели продвинуть на Запад, уже не получилось ничего. Нашли ему прекрасную партнершу-вокалистку, сделали видеоклип, альбом записали. И — ничего!
Дэвид Джанк обломался и уехал из России, потому что здесь в тот момент никому не нужна была долгосрочная интеграция в западный бизнес, никто не знал, как это делается, и знать не хотел. Все хотели только быстрых денег. В результате мы не сумели построить прочную основу для того, чтобы инкорпорировать нашу страну в европейский и американский шоу-бизнес. Был шанс, но просрали!
Была еще одна серьезная попытка, которую ты не упомянул, — «Парк Горького».
Да, одна из самых успешных и кратковременных попыток. Опять-таки — за счет чего это произошло? За счет того, что Стас Намин со своими западными партнерами постарался все сделать правильно. Стас — подвижник. Он узнает, что движет миром, и старается, чтобы наша страна не отставала от этого движения. Но группа сама себя разрушила, они распались и разрушили все изнутри.
Потому что оказались мудаками.
Хорошо, что это ты сказал, а не я. Это так.
«Чё это за херня творится, я вас спрашиваю?»
В последнее время властями было предпринято несколько довольно вялых попыток отменить какие-то концерты, запретить какие-то выступления. В основном это было связано с новой музыкальной волной — русским хип-хопом. Скажи, насколько они вообще могут быть опасны для системы?
Я думаю, что власть всегда боится непонятного. Они вообще не врубаются, что происходит в молодежной культуре, они не понимают, что происходит в интернете, и это их пугает. Есть ли какой-то принцип в этих случившихся в 2018 году странных отменах концертов? Нет, мне кажется, никакого. Правильно ли они выбирают объекты? Неправильно. Разбираются ли в том, какие артисты сильно воздействуют на аудиторию и могут быть опасны? Не разбираются. Мне кажется, что вся причина — в чудовищной вертикали власти, где, как в армии, приказы не обсуждаются. На любом уровне этой вертикали возможность думать и что-то решать сведена к минимуму.
И как это в результате происходит на практике? Кто принимает решения?
Я представляю это так: какого-нибудь высокопоставленного силовика могла разбудить дочь, ввалившаяся в дом в невменяемом состоянии часам к пяти утра и упавшая в кровать без чувств. Пока доченька спала, он взял ее телефон и прошерстил плейлист: что она там слушает и что это ее до такого состояния доводит? И вот он видит первые пять наименований — какие-нибудь Хаски, ICE3PEAK, GONE.Fludd, ЭлДжей, Noize MC… Вот такие странные, непонятные, незнакомые имена. Он перепишет их, придет утром на работу, соберет своих подчиненных и рявкнет: «Чё это за херня творится, я вас спрашиваю? Давайте, предпринимайте меры!» А дальше его соколы разбегутся предупреждать площадки, запрещать концерты, винтить и брать показания…
Другое дело, что музыка больше не имеет такого мощного объединяющего эффекта. И это печально. Во многом это объективная ситуация, поскольку существование единого сетевого пространства привело к тому, что больших звезд больше нет. Но так происходит теперь во всем мире. Я думаю, что масштабных революционных потрясений от музыки можно больше не ждать.
Нужно объяснить детям, что поющий дядя — педофил
Хочу тебя вот о чем спросить. Недавно на «Дожде» и у себя в Facebook ты очень активно и эмоционально обсуждал фильм «Leaving Neverland» о Майкле Джексоне, в котором приведены неоспоримые доказательства того, что артист был извращенцем и педофилом. Насколько, на твой взгляд, творчество должно отвечать за человека? К примеру, Кнут Гамсун был коллаборационистом и поддерживал фашистский режим. Он был наказан за это как человек, но должно ли это влиять на наше отношение к его книгам? Я читал твои посты по поводу Роджера Уотерса, выразившего поддержку Палестине. Мы с тобой говорили о Летове и обществе «Память». У СССР тоже была своя система ценностей, в которой Платонов, Гумилев, Мандельштам — целый пласт творчества — были запрещены, потому что это не соответствовало советской идеологии. Но системы ценностей меняются, так же как меняются и нормы морали, а произведения остаются. Лермонтов был неприятным человеком, но это же не мешает нам восхищаться его поэзией. Надо ли убирать из эфира Летова? И хорошо ли рассказывать детям: «Дети, вы слушаете Майкла Джексона, но на самом деле он был извращенцем, педофилом и обижал маленьких детей». Я знаю, что вопрос сложный и на него нет единого ответа, но хочу услышать твою позицию.
Я думаю, что надо вернуться к изначальному вопросу, насколько отношение к человеку, к личности, следует переносить на его творчество. Я думаю, каждый выбирает для себя сам. Это невозможно никоим образом предсказать и не нужно этим манипулировать. Я убежден, что гений и злодейство — вещи не только сочетаемые, но и часто встречающиеся. К сожалению, внутренние пороки, противоречия и соблазны, которые раздирают талантливых людей, во многом являются источником их творчества.
Что случилось с суперпопулярными рок-группами 90-х и нулевых, как сейчас выглядят их участники и почему на выступления некоторых из них теперь стыдно смотреть
Братья Самойловы из «Агаты Кристи» не просто прекратили совместные выступления, а рассорились до вражды. А музыканты других коллективов стали популярны совсем в других проектах. Чем занимаются теперь некогда популярные артисты? Решили узнать.
«Агата Кристи»
Целое поколение российской молодежи выросло на песнях этой группы. Ее фронтмены Вадим и Глеб Самойловы внешне были как близнецы, хотя между ними 6 лет разницы. Но после стадионной популярности и двадцати с лишним лет творчества коллектив распался, а братья стали врагами. Во всем виновата, как ни странно, политика. У братьев совершенно разные взгляды. Вадим поддерживает правящий режим, а Глеб радикально отказывается от любых форм сотрудничества с властью.
Это, в конце концов, и привело к расколу. Пока Вадим с другими рокерами ходил на встречи с Сурковым и Медведевым, был доверенным лицом Путина. Глеб эти встречи игнорировал и участвовал в протестном движении. Когда старший ехал с концертами в Донецк и Луганск, младший выступал в Киеве, хотя говорил, что ему «противны и та, и другая сторона», поскольку обе ведут «грязную, замешанную на крови геополитику».
Пару лет назад группа порадовала поклонников совместным выступлением в столицах. Но после этого начался новый виток конфликта — братья поспорили из-за денег. Глеб заявил, что брат присвоил себе его гонорар за выступления, и хотел через суд запретить Вадиму исполнять песни своего авторства – а это, по сути, весь золотой репертуар «Агаты Кристи». Запретить не удалось, а вот насчет денег суд согласился, что старший должен младшему 4 млн 300 тыс. рублей.
В 2016 году конфликт достиг пика — тогда на ТВ вышел документальный фильм «Агата Кристи. Как на войне», в котором снялся только Глеб, а Вадим появляется лишь во врезках из прежних интервью. Соответственно, фильм получился односторонним, как бы защищающим Глеба. В том же году издание Life, тоже в одностороннем порядке, обнародовало оскорбительные реплики Вадима в адрес брата из личной переписки. Там брат называет другого не иначе как «лживым гниющим самозванцем», «гением сортирным» и т.д. Вадим заявляет, что Глеб ему не брат, и называет «однофамильцем».
Осенью 2018-го Вадим добился, чтобы суд высшей инстанции отменил решение о взыскании с него долга в пользу Глеба. Таким образом тяжба должна начаться заново. Чем закончится это противостояние — не очень понятно. Глеб в ноябре этого года заявил, что раскол группы и вовсе произошел из-за девушки. А Вадим иронично ответил на это: «Глеб как всегда лжет. Мы полюбили не одну девушку, а одного парня. Больше я ничего сказать не могу, так как это не только моя тайна».
«Маша и Медведи»
Когда-то песни группы «Маша и Медведи» доносились из каждого радиоприемника. Песни «Любочка», «Рейкьявик», «Без тебя» были абсолютными хитами, а их исполнительница Маша Макарова – настоящим молодежным идолом. Настоящим шоком для всех стал распад группы накануне «Максидрома»-2000. СМИ тогда писали, что парни из группы обиделись на вокалистку и просто отказались играть.
Сама Маша в интервью Colta в 2018 году сказала, что было много разных причин.
На тот момент я просто перестала понимать все, что происходит в шоу-бизнесе, перестала верить, перестала доверять. Плюс наложился тогдашний ритм: бесконечные гастроли с кучей алкоголя и так далее. Возраст к тому же подростковый – 18-20 лет. И когда тебе начинают говорить делать то, что делать не хочешь, ты реагируешь соответственно, — рассказывала девушка.
Девушка также отмечала, что неопытность и вседозволенность, море алкоголя и наркотиков просто унесли ее в «астрал». Именно на это она стала тратить все силы. И еще думала, что может заняться чем-то другим. Но потом вновь вернулась в музыку.
В 2004 году группа «Маша и Медведи» в том же составе воссоединилась. Группа дает концерты и пишет новые треки и по сей день, но об этом мало кто знает. Сама Мария не очень расстраивается по этому поводу — она утверждает, что даже рада тому, что ее перестали узнавать на улице.
К нынешнему творчеству группы публика относится неоднозначно. Кому-то нравится, а кто-то считает, что на ее выступления стыдно смотреть.
Люди, далекие от музыкальных тусовок, слышали имя Маши Макаровой в криминальных сводках. В октябре она была избита в собственном подъезде, когда пыталась защитить жилье соседа от новоявленных владельцев крохотной доли, которые пытались занять большую площадь и выжить хозяина.
Группа «Звери»
Поп-рок-группа «Звери» была создана Романом Билыком в 2001 году. Некогда их хиты знали в каждом дворе. Неудивительно, что на премии Муз-ТВ группа побеждала в номинации «Лучшая рок-группа» 9 раз.
Рома Билык проснулся знаменитым в 2001 году, когда музыкант совместно с композитором Александром Войтинским организовали группу «Звери». Ровно через три года артисты собрали «Лужники» и стали одними из самых популярных и богатых звезд российской эстрады.
В 2016 году старый состав полностью изменился — ударник Михаил Краев и басист Алексей Любчик покинули группу. Причины ухода не объяснялись. Директор «Зверей» Лера Агапова тогда успокоила поклонников, пообещав, что группа не распадется, а новый состав музыкантов представят уже осенью. Так и получилось. Правда, Роман остался единственный членом того старого состава группы.
Сейчас группа активно гастролирует и выпускает новые песни. Правда, любители их старых песен рискуют уйти с концерта недовольными — они не так часто исполняют свои хиты, предпочитая уделять концертное время новым песням, которые мало кто знает.
5’Nizza
Дуэт Сергея Бабкина и Андрея Запорожца прославился благодаря альбому «Пятница», который был записан акапельно (без инструментов). После большого успеха парни много гастролировали, собирали многотысячные площадки. Но в 2007-м дуэт объявил о распаде из-за творческих разногласий.
Третий официальный альбом группы вышел уже как сольный проект Андрея Запорожца под псевдонимом SunSay. Альбом не очень понравился критикам и фанатам группы, так как фирменное звучание пропало.
Группа разошлась мирно. В 2015 году парни вновь объединились. В 2017 вышел их новый альбом.
В свою очередь Андрей так охарактеризовал их человеческое и творческое взаимодействие:
На уровне «ребенок — ребенок» понимаем друг друга без слов, а на уровне «взрослый — взрослый» мы друг друга часто вообще не понимаем. У нас сильный творческий тандем, но при этом мы в жизни разные люди, и нас вообще мало что объединяет. Мы не проводим вместе много времени – собираемся, репетируем, пишем, гастролируем, потом разбегаемся и каждый живет своей жизнью. Но такой союз обогащает – встречаются два совершенно разных мира, а на выходе получается нечто третье, — рассказал Андрей.
Группа «7Б»
Рок-группа из Воронежской области несмотря на долгие годы работы, по сути, так и осталась группой одной песни. в 2001 году вышел альбом «Молодые ветра», который попал в ротацию на «Наше Радио» и вскоре пробился в верхние строчки чартов. И «Молодые ветра» навсегда стали визитной карточкой группы. Еще один хит с этого альбома — «Некрещеная луна».
В 2004 году песня «VIVA!» стала главной песней сборной России по футболу в Португалии, а в 2005-м — официальным гимном Всемирных олимпийских игр неофициальных экстремальных видов спорта в Дуйсбурге.
Группа активно выступала на различных музыкальных фестивалях, записывала новые альбомы, но таких же громких хитов создано не было.
17 июля 2010 года солист группы Иван Демьян пытался выбраться из окна квартиры по простыням и упал, получив перелом позвоночника. Это уже его второй перелом позвоночника. Первый случился после неудачного прыжка с парашютом.
В 2016-ом году группа отмечает своё 15-летие туром и документальным фильмом «7Б — 15 ветреных лет» и одноименной автобиографической книгой. Биография группы была написана в соавторстве с писательницей Марией Сорокой.
«Братья Грим»
Рыжие близнецы Боря и Костя Бурдаевы стали звездами поп-рока в середине нулевых благодаря хитам «Ресницы» и «Кустурица». Но и они не ужились на одной сцене. К концу нулевых популярная группа словно испарилась и несколько лет о братьях не было слышно. Интересно, что группа существует и сейчас, но в двух разных вариантах.
У Константина история группы представлена так, будто она не распадалась и не прекращала быть – только поменяла состав. Об уходе Бориса в 2009 году сказано одной нейтральной фразой.
Борис же рассказывает о «расколе» весьма эмоционально. Он говорит, что Константин даже не известил об этом брата – тот узнал обо всем случайно, прочитав новость на сайте. Директор группы в 2009 году говорил, что причиной разрыва стала звездная болезнь одного из братьев – намекала на Бориса.
Костя, со своей стороны, не скрывал, что единолично решил прекратить совместное творчество с братом, которому, по его словам, был нужен отдых.
— Понял, что дальше так жить нельзя, будет совсем «цугундер», мы начнем драться и друг другу уши отрывать, — рассказывал он в интервью.
Борис хоть и уверял, что не держит зла и прощает поступок брата, все же не переставал говорить о его «предательстве» в последующих интервью.
— Я не ожидал от него «ножа в спину». Он вылил на меня ушат грязи, что я пью, употребляю. Ко мне домой журналисты какие-то гнусные приходили, пытались что-то снимать, подсматривать. Мы перестали общаться не из-за музыки, а из-за его меркантильных соображений. Ему нравится зарабатывать деньги и ни с кем не делиться. Это одно из самых больших разочарований, которое я получил в жизни, — заявил он в 2014 году газете Metro.
Примирения и воссоединения, на которое еще надеялись поначалу, не произошло. А в 2016 году СМИ вдруг распустили слухи, будто Борис Грим намерен сменить пол и стать женщиной. Но эту информацию музыкант опроверг.
Револьвер
Револьвер — это, пожалуй, одна из немногих успешных рок-групп родом из Петрозаводска. Она была основана в 1988 году вокалистом Максимом Кошелевым и гитаристом Никитой Власовым. Пик успеха группы, судя по официальной биографии на «Википедии», приходится на 1998 год.
В тот год «Револьверы» выпускают ретро-поп альбом «Соки-Воды» и прилагающийся к нему ретро-поп сингл «Любовь, комсомол и луна». Песни в ротации «Нашего радио», группа выступает в программе Дмитрия Диброва, принимает участие в фестивале «Нашествие», записывает песню с участием Сергея Шнурова и активно гастролирует. Дальше рок-группа выпускает еще 6 альбомов, которые, правда, были не так широко известны публики. Тем не менее «Револьвер» гастролировал вплоть до 2013 года.
В 2014 году на базе группы возникает ещё один сайд-проект — «Громыка», который сейчас гремит по всей России. Название новой группы и колоритный образ для концертных выступлений были придуманы при записи первого альбома. На концертах и клипах в обязательном порядке, как атрибутика группы, присутствует портрет Андрея Андреевича Громыко, фамилия которого созвучна с названием группы, музыканты одеты в строгие серые костюмы, накрашены «брежневские» брови.
Сами музыканты определяют свой жанр как «тяжелый психоделический твист», а гитарист группы Никита Власов уточняет, что группа хотела как можно дальше уйти от понятия «рок-музыка». «Громыка» выпустила уже 4 студийных альбома и продолжает покорять сердца слушателей.