Генеральный груз что это значит
Основные понятия
Какие грузы называются «генеральными»?
Морской транспорт остается главной опорой международной торговли и процесса глобализации, перевозя более 80% физического объема мировой товарной торговли.
К генеральным грузам могут относиться следующие виды товаров (продукции):
Для перевозки генеральных грузов были разработаны так называемые multipurpose vessels, т.е суда многоцелевого назначения.
Суда для перевозки генеральных грузов зачастую имеют прямоугольные трюма (с минимальным сужением в носовой части), некоторые типы судов имеют tween deck (2ую палубу, на которую можно грузить лёгкие грузы). Также для перевозки генеральных грузов используют weather deck (т.е крышки трюмов), таким образом возят, например, пивные танки, комбайны, прицепы и пр. У ГК АРИВИСТ даже был опыт перевозки карусели для «Диво Остров» на палубе.
По признакам совместимости генеральные грузы можно разделить на:
Маркировка грузов по признакам опасности и совместимости:
Технология морских перевозок грузов представляет собой целую отрасль науки эксплуатации морского транспорта.
Транспортные характеристики груза взаимно связаны с техникой перевозки. В последние десятилетия форма предъявления грузов к перевозке в значительной степени повлияла на специализацию флота. В настоящее время строят не только танкеры, лесовозы, хлопковозы, рефрижераторные суда и суда для перевозки генеральных грузов, но создана целая серия принципиально новых специализированных судов — автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов, судов для перевозки древесной щепы, пульпы рудных концентратов, газо и химовозы.
Не зная свойств груза, нельзя решить вопрос о пригодности данного судна для определенного рейса, о том, как правильно использовать технические средства судна, предназначенные для обеспечения сохранности груза
Погрузимся генерально. К определению термина «генеральные грузы»
Логистика, как известно, наука прикладная. Соответственно, основное внимание, как правило, в ней уделяется решению практических проблем, нежели построению строгих и непротиворечивых теоретических конструкций. Тем не менее, это не значит, что работа по прояснению значения базовых понятий является неактуальной или невостребованной. Поэтому в рамках нашей первой теоретической пятиминутки мы поговорим о таком принципиальном понятии как «генеральный груз», поскольку большинство доставляемых грузов являются именно генеральными – хотя об этом и не все знают.
Кстати, разрешите представиться – «Контейнерные перевозки». Занимаемся логистикой не только в теории.
Судя по всему, в отечественную логистику генеральные грузы проникли по воде, поскольку этот термин изначально относился к международным морским перевозкам. Соответственно, флагманом его внедрения стали именно, так сказать, «водники», поскольку в сухопутных перевозках – автомобильных и особенно железнодорожных – исторически существовала и до сих пор существует своя классификация. Которая, к слову, делит грузы на сухогрузы, наливные и далее по тексту. Генеральных грузов такими классификациями не предусмотрено.
Однако, как известно, Россия вполне себе эффективно встраивается в глобальную логистическую сеть, достаточно сказать, что примерно половина грузов, перевезенных только в контейнерах по территории нашей страны, являются транзитными и экспортными. Ну а системообразующим элементом международной системы как раз и являются морские перевозки. Именно под влиянием этого фактора из оборота РЖД были изъяты доморощенные средне-, и малотоннажные контейнеры, а вся ж/д логистика была переведена на стандарт 20/40 футов.
Как результат, именно морские стандарты стали де-факто общелогистическими, а вслед за этим и появились интересующие нас «генеральные грузы».Нормативное определение этих самых грузов содержится в Межгосударственном стандарте ГОСТ 26653-2015 от 2017-03-01 «Подготовка генеральных грузов к транспортированию». Приведем его сразу же и пока оставим без комментариев:
Самое любопытное в этой ситуации другое. Генеральные грузы – термин таки да, международный, но мы не нашли никакого специального документа, который был бы посвящен именно им. Что же касается неспециальных, то даже всессылающаяся английская Вики определение general cargo берет отнюдь не из нормативно-технических актов.
Генеральные грузы фигурируют исключительно в контексте «тары» для этих грузов, а именно в стандарте ИСО (ISO), на базе которого создан теперь уже Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52202-2004 (ИСО 830-99) от 2004-07-01 «Контейнеры грузовые. Термины и определения».
Определить интересующее нас понятие из контекста этого стандарта довольно просто, но оговоримся, что это в общем плод нашего креатива. Итак:
генеральный груз – это любое имущество, которое не требует обеспечения в ходе транспортировки специальных условий для сохранения своих физико-химических, геометрических или эстетических свойств.
Таким образом, именно «неприхотливость» какого-либо груза делает его «генеральным» (ну или общим).
Сравним теперь этот критерий с критерием из первого определения и несколько озадачимся. Из приведенной выше дефиниции следует, что основным критерием отнесения какого-либо имущества к генеральному грузу, является его «счетность», иначе говоря, способность занимать некоторое количество считаемых мест и тем самых отличаться от навалочных и наливных грузов. Таким образом, и сами грузы – то есть имущество, и тара, в которой они перевозятся, например, контейнер, в равной мере оказываются генеральными грузами.
Конечно, любая классификация исключительно условна и разрабатывается для решения той или иной задачи. Как говорится, никому нельзя запретить что-либо классифицировать. Но, во-первых, было бы крайне желательно в нормативно-технических документах иметь более или менее непротиворечивую систему. Есть и второй аспект: на наш взгляд, подход ИСО к пониманию генеральных грузов несколько более фундаментальный и ответственный, поскольку задает общий критерий, а именно, объективные свойства самих перевозимых вещей. Это подход не позволяет смешивать, например, обычные и опасные, хрупкие или гигроскопичные и т.д. грузы.
Конечно, принятое определение ставит в свою очередь новые вопросы, без разрешения которых само оно особого смысла иметь не будет. И главный вопрос – это понятие «специальных условий», именно тех, обеспечение которых не требуется для транспортировки генеральных грузов и требуется – для грузов специализированных (особых).
Как уже отмечалось, «генеральность» груза – это его неприхотливость. В общем случае понятно, что речь идет о способности того или иного вида имущества сохранять свои свойства при тех или иных значениях внешних условий. Сами эти условия обычно включают: влагу (влажность), температуру, механические нагрузки (давление), наличие/отсутствие мелкодисперсных частиц, электромагнитное воздействие, наличие/отсутствие молекул пахучих веществ, токсических/биологических агентов. Причем не является принципиальным источник этих условий: им может быть и другой груз, и внешняя среда в самом широком смысле этого слова.
И вот тут, вероятно, можно выбрать один или сразу несколько критериев. Например, способность сохранять свойства в достаточно широком диапазоне значений условий (из возможных). Соответственно, чем шире диапазон таки значений – тем груз «генеральнее». Однако существует вероятность, что при таком подходе в числе генеральных грузов останутся исключительно металл да горные породы. Поэтому диапазон условий можно ограничить не «всеми возможными», а теми, которые разумно ожидать от состояния внешней среды на выбираемых маршрутах, от особенностей транспортных средств и других грузов.
Перевозка генеральных грузов
Действующие на территории РФ правила перевозки грузов и их оформления на таможне предполагают разделение всех имеющихся грузов на виды. Современные транспортные компании оказывают комплексные услуги по транспортировке грузов. При этом они осуществляют доставку самых разнообразных типов грузов, в том числе и генеральных.
Генеральные грузы представляют собой самый востребованный тип продукции, которую чаще всего перевозят транспортные компании. Слово «генеральный» было заимствовано из английского языка. Оно указывает на степень важности самого груза, а также на то, что процесс подготовки требует особенного внимания.
Понятие «генеральный» груз
Под генеральными грузами принято понимать такой вид товаров, которые перед транспортировкой необходимо упаковать в соответствующий тип материала. Для того, чтобы организовать правильную транспортировку груза потребуется внимательно отнестись к тому, чтобы имелось надежное крепление для грузовых мест.
Генеральный груз — это обычно штучный тип товара, который отличается высокой ценностью. В качестве упаковочной тары для генеральных грузов может служить:
Тип упаковки выбирается в соответствии с особенностями того или иного товара. Такие грузы обычно занимают практически весь контейнер транспортного средства. Осуществлять транспортировку товаров большими партиями, то есть в качестве генерального груза, для грузоотправителя намного выгоднее. Ведь в таком случае удается провести оптимизацию расходов, а также сделать проще процесс оформления документации. Да и отслеживать такой груз намного проще.
Что относят к генеральному типу груза?
Существует несколько подходов к разделению генеральных грузов на подгруппы. Так, по габаритам различают: обычный, негабаритный и длинномерный груз. По весу генеральные грузы могут делиться на легкие и тяжеловесные, вес которых превышает 5 тонн. Та продукция, которую упаковывают в ту или иную тару и которая является генеральным грузом, принято называть тарно-штучной.
Генеральными грузами могут быть:
Генеральные грузы ограничиваются по размеру. К ним не относят наливные, навалочные и насыпные грузы.
Процесс перевозки
Перед отправкой груз обязательно должен быть хорошо упакован в подходящую для него тару и промаркирован особым образом. Генеральные грузы обычно перевозят большими партиями. При этом может быть задействован различного вида транспорт, выбор которого основывается на особенностях самого груза, сроках доставки и финансовых возможностей заказчика. Обязательным условием также является соблюдение условий транспортировки того или иного груза. Для доставки генеральных грузов обычно используют единое транспортное средство.
Так, если выбирать морской транспорт, то можно выделить ряд достоинств такого способа, среди которых: большая вместительность грузов, безопасность, небольшая стоимость. На суда можно поместить большие партии товаров и габаритные грузы. А к недостаткам относят длительное время доставки груза (морской транспорт не отличается высокой скоростью перемещения).
Более затратным способом перевозки генеральных грузов является использование железнодорожного транспорта, но он способен перевозить товары на дальние расстояния при более высоких скоростях.
Для быстрой доставки негабаритных грузов можно использовать авиационный транспорт. Однако такая доставка — самая дорогая из всех возможных.
Самым оптимальным способом перевозки генерального груза остается все же использование автомобильного транспорта. На него можно погрузить разнообразные по весу и размеру грузы. Благодаря автомобилю можно выбрать самый оптимальный маршрут следования, да и скорость он может набирать достаточно высокую. В некоторых случаях можно совместить использование сразу нескольких видов транспорта.
Видео: Партнёрская программа от сервиса «Перевозка 24»
3 факта о генеральных грузах
В русском языке понятие генерального груза пришло как перевод английского сочетания слов general cargo. Что оно означает? Если перевести дословно – «всеобщий груз», что прямо указывает на специфику этой категории. Под генеральным грузом понимается крупная партия штучного товара. Он обязательно транспортируется в упаковке, соответствующей требованиям.
Категория обладаем рядом специфических черт:
Приведем несколько важных фактов о генеральных грузах.
Факт №1 — general cargo нужно специально готовить к перевозке
Генеральные грузы требуют подготовки к транспортированию, в отличие, например, от насыпных (уголь, зерно), наливных (нефть, сжиженные газы) разновидностей. Перед отправкой одним из видов транспорта необходимо подобрать тару, проверить ее целостность, исправность, собрать в нее груз, проверить, цело ли пломбирование, замки, контрольные ленты.
Подготовка к перевозке должна проводится в соответствии с ГОСТом: генеральный груз только в этой ситуации будет в сохранности и безопасности. На сегодняшний день производят более десятка видов упаковки, предназначенной для перевозки general cargo:
К прочности тары для генеральных грузов предъявляются повышенные требования. Она должна служить долго, надежно защищать груз, иметь высокую грузоподъемность. С этой точки зрения самым популярной тарой являются контейнеры. Они подходят для перевозки и наземным, и морским транспортом.
Факт №2 – существует несколько видов генеральных грузов
Классификация генеральных грузов проводится по различным признакам:
Факт №3 – правила перевозки генерального груза не накладывают ограничения на вид транспорта
General cargo может быть перевезен любым транспортом: автомобильным, ж/д, авиатранспортом, но так как генеральный груз предполагает крупные партии, наиболее предпочтительным является транспортировка судами регулярных океанских линий.
По правилам морской перевозки генеральные грузы должны отвечать целому ряду требований:
Компания, которая проводит транспортировку, должна осуществлять контроль за состоянием тары, нести ответственность за груз на всем маршруте. На практике оказывается, что обеспечить эти условия сложнее всего.
Генеральные грузы: что это, в чем их особенности и кому они выгодны
Несмотря на громкое название, генеральный груз не является какой-то особой разновидностью перевозимых товаров: это всего лишь штучная продукция, которая перевозится в индивидуальной упаковке. В качестве упаковочных материалов могут использоваться пакеты, контейнеры, тюки, биг-пакеты, бочки и другие подходящие варианты упаковки.
Главные особенности
Наиболее важной особенностью перевозок типа general cargo является наличие упаковки. Штучность и грамотная защита продукции – вот две основные характеристики генеральных грузов. Именно поэтому к этому классу отправлений не могут относиться наливные, навалочные или насыпные товары (топливо, нефтепродукты, щебень, песок, уголь и т. д.). Естественно, что подготовка подобных грузов занимает время.
Ограничений по видам перевозок для генеральных грузов нет: продукция может быть отправлена по реке или морю, железнодорожным или авиационным транспортом, автомобилем. Обычно для груза организуется полная транспортная партия: вагон, контейнер, судно. Но нередка отправка сборными партиями, когда на одну транспортную единицу помещается продукция разных заказчиков.
Важнейшей особенностью перевозки генерального груза является то, что он перемещается по одному комплекту сопроводительных документов и не подвергается перетарке: продукция идет в одном и том же контейнере с места погрузки до места упаковки. Это заставляет уделять особое внимание состоянию и качеству упаковки.
Что может относиться к генеральным грузам
Существует классический перечень товаров, что относятся к генеральным грузам. В него входит следующая продукция:
В конечном счете не имеет значения, какой товар перевозится в виде генерального груза, главное, чтобы он был подобающим образом упакован. Хотя тара может быть различна, все больше компаний отдают предпочтение унифицированным вариантам упаковки, например, контейнерам, т. к. они совместимы с погрузочно-разгрузочными устройствами, удовлетворяют всем международным стандартам и отлично защищают продукцию.
Классификация и категории
Разнообразие перевозимой в виде general cargo продукции и большой выбор упаковки привел к появлению нескольких категорий таких отправлений. Классической считается следующая классификация генеральных грузов:
Также грузы делятся по размерам (обычные, свыше 3 метров и негабарит) и по массе (все, что весит свыше 5 тонн, относится к тяжеловесным отправлениям, остальное – к группе легковесных грузов).
Основные преимущества
Популярность генеральных грузов как технологии перевозки вполне оправдана, ведь они обладают тремя неоспоримыми преимуществами перед другими вариантами отправки товаров, а именно:
Хотя правила перевозки генеральных грузов требуют достаточно кропотливой работы по подготовке (она включает проверку тары, целостности упаковочного покрытия и контрольных лент, установки пломб и т. д.), усилия окупаются за счет удобства этого метода отправки продукции.
Кому выгодно использовать генеральный груз
Перечисленные особенности перевозки генеральных грузов помогают сделать вывод о том, что воспользоваться ими может любой предприниматель. Наша компания обычно предлагает использовать этот вариант клиентам, у которых:
Узнать подробности и получить консультацию можно по телефону у нашего менеджера. Специалист уточнит информацию о вашем отправлении и поможет подобрать максимально удобный и недорогой вариант грузоперевозок. Звоните!