Газоотводную трубку оставляют в кишечнике не более 1 часа потому что
«Манипуляционная техника»
106. В зависимости от срока отравления используют преимущественно:
• очистительную клизму
107. В первом периоде лихорадки возможно применение:
• грелки
108. В третьем периоде лихорадки (кризис) необходимо применение:
• обильного питья крепкого сладкого чая или кофе
109. Вид транспортировки определяет:
• врач в соответствии с состоянием больного
110. Внутрикожно вводится:
• туберкулин
111. Внутримышечные инъекции делают в область квадранта ягодицы:
• верхненаружный
112. Время нахождения газоотводной трубки в кишечнике
• 30-60 минут
114. Глубина введения газоотводной трубки при метеоризме
• 20-30 см
115. Для дезинфекции помещений после обработки пациента, больного педикулезом, применяют раствор
• 0,15% карбофоса
• 8% лизола
116. Для диеты №10 характерно:
• ограничение животных жиров, соли, продуктов, богатых холестерином
117. Для исследования мочи по методу Зимницкого ее собирают:
• за 24 часа
118. Для исследования мочи по методу Нечипоренко мочу собирают:
• утром из середины струи
119. Для обработки волосистой части головы при обнаружении педикулеза используется:
• шампунь или эмульсия «Педилин»
120. Для получения порции «В» при дуоденальном зондировании через зонд вводится 30-50 мл
• 33% раствора магния сульфата
Колики у детей
Содержание статьи
Колики в животе — это поведенческий синдром, выявляемый у ребенка до четырехмесячного возраста. Большинство детей в этом возрасте страдают от неприятных симптомов в животе, что выражается в беспокойстве, плаче и проблемах со сном, которые продолжаются 2-3 недели.
У совсем маленького ребенка колики в животике возникают, потому что организм адаптируется к новым условиям жизни. Все системы «учатся» жить вне утробы. А пищеварительный тракт «узнает» разные виды пищи. Желудок и кишечник должны привыкать даже к грудному молоку. На процесс пищеварения влияет все – сокращения внутренних органов, движения, выработка ферментов, особенности дыхания.
Почему у ребенка колики? Причины возникновения такого состояния
Причины колик у новорождённых малоизучены, но считается, что они связаны со следующим:
Из рациона ребенка должны быть исключены продукты, вызывающие газообразование: шоколад, какао, кофе, бобовые, свежие овощи и фрукты, квашеная капуста, бананы, хлебобулочные изделия, сдоба. У новорожденного ребенка колики в животе могут возникать, если кормящая мама будет употреблять перечисленные продукты. Источник:
Н.И. Урсова
Младенческие кишечные колики. Современные данные
// Вопросы современной педиатрии, 2011, т.10, №2, с.125-131
Как понять что у ребенка колики: симптомы кишечных проблем
Колики у детей могут выражаться в приступах плача (часто они происходят вечером), напряжении и вздутии живота, поджимании коленок, выгибаниях всего тела, покраснении лица, отказа от приёма еды. Обычно при коликах ребёнок не успокаивается, если взять его на руки и укачивать. Кормление грудью может повлиять, но ненадолго, обычно после окончания приёма молока, малыш продолжает плакать.
Колики также могут проявляться:
Нередко колики сопровождаются прыщами, похожими на подростковые. Это связано с тем, что в период колик из организма ребенка выходят гормоны матери, полученные еще в утробе. Нарушается гормональный баланс.
Признаки острых колик
Колики как симптом
Хотя в медицине не принято называть колики ни болезнью, ни симптомом, они случаются на фоне других заболеваний. Именно поэтому надо обязательно показать ребенка педиатру, чтобы исключить:
Методы диагностики заболевания
Педиатр выявляет колики на основании визуального осмотра и после исключения других заболеваний.
Врачу нужно рассказать, когда все началось, сколько длится, описать состояние ребенка. Могут быть назначены анализы – клиника и биохимия крови, общее исследование мочи и/или кала, включая на яйца гельминтов. При необходимости назначаются инструментальные методы обследования.
Как помочь ребенку при болезни и что делать? Методы лечения
Чёткого лечения колик у детей не существует, однако педиатры советуют следующее:
В некоторых случаях врач может порекомендовать использовать специальную газоотводную трубку.
Если колики сильные, то возможно применение газоотводной трубки.
Педиатры медицинского центра «СМ-Клиника» обучат, как правильно давать малышу грудь или бутылочку, чтобы при кормлении он не заглатывал лишний воздух. Также важным является коррекция питания кормящей матери. Перечень запрещённых продуктов формируется совместно с лечащим врачом.
В некоторых случаях для стабилизации состояния ребёнка врачи рекомендуют приём лекарственных препаратов. Конкретные назначения зависят от выявленных причин беспокойства ребёнка.
Нередко назначают следующие лекарства:
Что можно дать ребенку от колик?
Профилактика болезни
Профилактические меры колик у детей сводятся к контролю питания кормящей матери и выполнения других предписаний педиатра с первых дней жизни.
В течение первого года жизни ребёнка особенно важно регулярно посещать квалифицированного педиатра, а также следовать всем его предписаниям. Врачи детского отделения медицинского центра «СМ-Клиника» обладают необходимой квалификацией и опытом для лечения самых маленьких пациентов. Если ваш малыш испытывает беспокойство, часто плачет и плохо спит, то обратитесь за консультацией педиатра «СМ-Клиника».
Источники:
Метод разработка практического занятия по теме «Клизмы, газоотводная трубка»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Севастопольское государственное бюджетное образовательное учреждение профессионального образования
«Севастопольский медицинский колледж имени Жени Дерюгиной»
протокол методической цикловой комиссии
от «___»___________20__г №___
практического занятия № 3, 4(3)
Тема: « Клизмы. Газоотводная трубка.».
МДК 04.03, 07.03, 05.03 «Технология оказания медицинских услуг»
Специальность: 34.02.01. « Сестринское дело»
31.02.01 « Лечебное дело»
31.02.02 « Акушерское дело»
Ф.И.О. автора: Тарасова Татьяна Вячеславна.
Методическая разработка составлена согласно рабочей программе по ПМ 04, 05, 07 в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме «Клизмы. Газоотводная трубка Актуальность темы обусловлена тем, что знания полученные студентами являются основой для будущей профессиональной деятельности студентов, дальнейшей выработки поведения на практике, формировании общих и профессиональных компетенций, включающих в себя способность:
-осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;
-организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения;
-оформлять медицинскую документацию.
Методическая разработка содержит дидактический (раздаточный) материал для лучшего усвоения темы студентами на занятии.
Данная методическая разработка может быть использована преподавателем при проведении занятия.
Методическая разработка содержит следующие разделы:
-Организационно-методический блок : цели, актуальность темы, оснащение занятия, хронологическая карта, домашнее задание;
-Блок материалов для обучения (информационный блок): глоссарий, опорный конспект для преподавателя и студентов;
-Блок контроля уровня знаний студентов:
контроль исходного уровня знаний ( тестовые задания с эталоном ответов),
контроль знаний, полученных на занятии (заполнение таблицы с вариантами ответов, тестовые задания с эталоном ответов ).
В методической разработке представлен список основной и дополнительной литературы для преподавателя и студентов.
— основные симптомы при нарушении функции желудочно-кишечного тракта;
— меры предосторожности при постановке клизмы и газоотводной трубки;
— механизм действия различных видов клизм;
— противопоказания при постановке клизмы и газоотводной трубки;
— критерии оценки эффективности процедуры.
— определение санитарно-противоэпидемического режима, его назначение,
— определение внутрибольничной инфекции, причины, профилактика;
— виды и методы дезинфекции и стерилизации, их характеристика;
— приказы, инструкции и методические указания МОЗ РФ, областного управления охраны здоровья;
— поставить газоотводную трубку;
— поставить очистительную клизму;
— поставить лекарственную клизму;
— поставить сифонную клизму;
— поставить послабляющие клизмы(масляную гипертоническую);
— поставить капельную клизму ;
IV . Воспитательные цели: развивать чувство ответственности за своевременность и правильность профессиональных действий.
V . Развивающие цели: повышение мотивации к учёбе, развитие устойчивого интереса к дисциплине, активация познавательной деятельности по овладению программным учебным материалом.
VI . Тип занятия: практическое занятие
VII . Время проведения: 270мин
VIII . Формирование общих компетенций: ОК 01-ОК 08
Формирование профессиональных компетенций:
1. Междисциплинарные связи:
Этика и деонтология
Клизмы. Газоотводная трубка
IX . Оснащение занятия:
Материальное: стерильное вазелиновое масло, перчатки, мягкие катетеры Фолея, пелёнки, полотенца, мочеприёмники, подкладные судка.
X . Методы и приемы
Организация усвоения информации обучаемыми, путём сообщения им учебного материала и обеспечения его успешного восприятия.
-беседа, рассказ, дискуссия, работа с учебным пособием, объяснение;
Формирует теоретические и практические знания. Воспитывает нравственность, терпение. Развивает внимание, логическое мышление.
Формирование умений и навыков использования и применения полученных знаний.
Решение ситуационных задач, выполнение практических заданий, работа по алгоритму.
Обогащают знания, формируют умения и навыки, трудолюбие, наблюдательность, систематичность и аккуратность в работе.
3. Проблемное изложение
Раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их разрешения.
Постановка проблемы, анализ, установление причинно-следственных связей.
Развивает самостоятельность мышления, быстроту реакции, способствует развитию творческих решений.
Постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной подготовке и решению проблем.
Эвристическая беседа, работа с книгой, доказательства, сравнение, обобщение.
Развивает самостоятельность мышления, творческий подход к делу.
XI . Перечень обязательной, нормативной и дополнительной литературы:
(при необходимости по разделам/МДК)
с указанием специальности
Наименование учебно-методической литературы (автор(ы), место издания, издательство, год издания, кол-во страниц)
Наличие электронной версии
«Технология оказания медицинских услуг» Раздел №4 «Оказание медуслуг в пределах своих полномочий»
Обуховец « Основы сестринского дела. Практикум»
Широкова. Островская « алгоритмы манипуляций»
Мухина, Тарновская «Практическое руководство к предмету основы сестринского дела»
XII . Организационно-деятельностная структура занятия
Основные этапы занятия, их функции и содержание
Материалы метод. обеспечения: контроля, наглядности, ТСО, инструкции
— проверка внешнего вида, заполнение журнала
— мотивация учебной деятельности
терминологический диктант( по терминам)
Отмечает отсутствующих, выясняет причины, обращает внимание на внешний вид студентов.
Сообщает тему занятия, обращает внимание студентов на актуальность изучаемой темы,
цели и задачи, стоящие перед студентами, важность знания предмета для успешного овладения профессией в целом
карточки с терминами
Зачитывает начало предложения
Студенты готовят дневники, учебники, ручки, карандаши
Записывают тему и план занятия в дневнике.
Студенты дополняют предложение
Журнал, путёвка на практическое занятие.
Активизация мыслительной деятельности студентов на тему занятия, привлечение внимания и осознание её значимости для будущей работы.
Карточки для дополнения предложения
I. Формирование профессиональных умений и навыков.
практических навыков с последующим контролем:
Согласно алгоритмам постановка клизм:
*постановка газоотводной т рубки
*оценка состояния пациента
Создает условия для проведения самостоятельной работы студентов, демонстрирует нормативные документы, обращает внимание на основные аспекты, проводит коррекцию ответов. Оценивает работу студента
Студенты смотрят затем самостоятель-
но отрабатывают навыки, согласно алгоритмам манипуляций
Муляжи, мягкие катетеры Фолея, перчатки, стерильное вазелиновое масло, мочеприёмники, подкладные судна
2.Контроль и коррекция уровня умений и навыков.
— Тестовый контроль конечного уровня знаний
Обеспечение контроля усвоения знаний.
Оценка результатов тестового контроля
Систематизируют полученную информацию
Решают ситуационные задачи.
Отвечают на тестовые задания
Тесты конечного уровня знаний, ситуационные задачи
«Катетеризация мочевого пузыря»
Даёт рекомендации по выполнению домашнего задания.
Слушают. Записывают задание.
Обуховец « Основы сестринского дела. Практикум»
Даёт указания по уборке рабочего места
Приводят в порядок рабочее место
I . Вопросы для самоконтроля:
Объём жидкости для постановки очистительной клизмы?
Температура при проведении очистительной клизмы при спастическом запоре?
Глубина введения наконечника при постановке капельной клизмы?
Объём жидкости для проведения сифонной клизмы?
Когда наступает эффект после масляной клизмы?
Время постановки газоотводной трубки?
II. Практические навыки:
Правильность выполнения постановки различных видов клизм.
Правильность выполнения постановки газоотводной трубки
Правильность дезинфекции катетеров и инструментов после использования.
III. Критерии оценки знаний и умений на практическом занятии
Оценка «5» (отлично) ставится на практическом занятии в случае, когда студент показал высокую степень самостоятельности при выполнении манипуляций, а ответ его представлял собой последовательное, логическое, грамотное изложение материала
Оценка «4» (хорошо) ставится студенту при допущении им незначительных неточностей при выполнении манипуляций, хотя изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «5»
Оценка «3» (удовлетворительно) ставится в том случае, когда студент выполняет ту или иную манипуляцию, однако проявляет при этом усвоение только главных элементов навыка, само выполнение манипуляции носит черты неудовлетворительности. Изложение того или иного вопроса может быть приемлемым для оценки «4»
Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится студенту в случае, если он выполняет ту или иную манипуляцию, допускает грубые искажения элементов навыка, само выполнение беспорядочно, при этом положительный ответ изменить оценки не может.
Тестовый контроль по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»
Вставьте недостающий показатель:
1.Эффект действия масляной клизмы через…..-….часов
2.Объём масляной клизмы составляет….-….мл
3.Температура лекарственного раствора для микроклизмы…..-….. о С
4.Газоотводную трубку при постановке масляной клизмы вводят на глубину…..-…см
5.Для постановки гипертонической клизмы используют….-….% раствор магния сульфата
6. Опорожнительный эффект гипертонической клизмы через …..-….минут
7.Объём гипертонического раствора для микроклизмы….-….мл
8. Температура гипертонического раствора для клизмы…… о С
9. Газоотводную трубку при постановке гипертонической клизмы вводят на глубину….-….см
10.При метеоризме газоотводную трубку вводят на глубину…..-…..см
11. Время постановки газоотводной трубки составляет…..часов
12. Для постановки гипертонической клизмы используют……..% раствор хлорида натрия
13. Объём лекарственной микроклизмы….-….см
14. Температура воды для очистительной клизмы при атоническом запоре составляет….-…… о С
15. Температура воды для очистительной клизмы при спастическом запоре составляет….-…… о С
Тестовые задания по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»
Выбрать один правильный ответ
1.Для постановки очистительной клизмы надо приготовить чистой воды (в л):
2. Для постановки гипертонической клизмы необходимо приготовить раствор:
2% натрия гидрокарбоната
3. Показанием для постановки очистительной клизмы является:
Первый день после операции на ЖКТ
Подготовка пациента к гастродуоденоскопии
4.Масляная клизма назначается:
При атонических запорах
При спастических запорах
5.Для постановки масляной клизмы используют масло:
Вазелиновое, 100-200 мл
Касторовое, 50-100 мл
Камфорное, 100-200 мл
6.Перед лекарственной клизмой за 20-30 минут пациенту необходимо поставить клизму:
7.Для подготовки сифонной клизмы необходимо приготовить чистой воды ( в л):
8. Противопоказанием к постановке сифонной клизмы является :
Отсутствие эффекта при очистительной клизме
9.Газоотводную трубку не оставляют в кишечнике надолго, потому что:
Могут образоваться пролежни в стенке кишечника
Это утомит пациента
Закончится лечебный эффект
10.Одним из показаний для постановки сифонной клизмы является:
Запоры у больного с массивными отеками
Воспаление прямой кишки
Выбрать все правильные ответы:
1.Для постановки очистительной клизмы необходимо приготовить:
2) Грушевидный баллон
2.Для постановки гипертонической клизмы используют раствор:
1)0 0,9% натрия хлорида, 100-200 мл
2)25-30% магния сульфата, 50-150 мл
3) 10% магния сульфата, 50-150 мл
4) 10% натрия хлорида, 50-150 мл
5) 10% натрия хлорида, 1000 мл
3.Для постановки масляной клизмы используют:
1)Растительное масло, 150-200 мл
2) Касторовое масло, 150-200 мл
3)Вазелиновое масло, 150-200 мл
4) Камфорное масло, 150-200 мл
5) 50% глицерин, 150-200 мл
4.Масляные клизмы применяют:
1)При противопоказаниях очистительной клизмы
2) Перед постановкой лекарственной клизмы
3) Перед постановкой газоотводной трубки
4) При атонических запорах
5) При спастических запорах
5. Очистительную клизму можно проводить пациенту в положении:
7.При спастическом запоре для очистительной клизмы используют воду температурой (в
8.Опорожнение кишечника после гипертонической клизмы наступает через:
5)Сразу же после введения жидкости
9. Противопоказаниями для постановки очистительной клизмы являются:
1) Подготовка к рентгенологическому исследованию органов пищеварительного тракта
2) Первые дни после операции на органах пищеварения
3) Распадающийся рак прямой кишки
4) Подготовка к эндоскопическому исследованию толстого кишечника
5) Кишечные кровотечения
10.Гипертонические клизмы применяют при:
2) Спастических запорах
4) Трещинах заднего прохода
5) Воспалительных и язвенных процессах в толстом кишечнике
Выбрать один правильный ответ
Выбрать все правильные ответы:
Вставьте недостающий показатель:
Решите ситуационные задачи по теме:
Пациент Александр В, 28 лет, находится на лечении в инфекционной больнице по поводу вирусного гепатита А. При обходе врача пациент пожаловался на отсутствие стула в течение трех дней, неприятные ощущения в области живота. Врач назначил постановку клизмы.
1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.
2) Поставьте очистительную клизму.
Пациентка Анна Д, 28 лет госпитализирована в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом острый гастроэнтероколит. Она предъявляет жалобы на озноб, головную боль, боли в области живота, рвоту. Связывает свое состояние с приемом колбасы.
Объективно: кожные покровы бледные, t 37,5˚С, АД 120/80 мм.рт.ст, PS 84 удара в минуту, удовлетворительных качеств. После осмотра врач назначил постановку сифонной клизмы.
1.Определите проблемы пациентки, спланируйте, реализуйте свои действия.
2.Поставьте сифонную клизму.
Пациент, 43 лет, находится в урологическом отделении на постельном режиме 3-й день после операции на почке. За это время у пациента не было стула. Пациент беспокоится о своем состоянии. Медсестра получила назначение врача сделать пациенту послабляющую клизму.
1) Определите проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.
2) Поставьте масляную клизму.
Пациентка Галина К., 47 лет госпитализирована в проктологическое отделение областной больницы № 1. После осмотра врач назначил постановку лекарственной клизмы с облепиховым маслом. Проделайте данную манипуляцию. Какие проблемы могут возникнуть у пациентки при её проведении.
Задача №5
Пациентка Евдокия К., 59 лет, лечится по поводу острого бронхита. Вчера съела избыточное количество продуктов, вызывающих вздутие кишечника. Врач назначил постановку газоотводной трубки. Пациентка имеет избыточный вес, длительное время находится в постели.
1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.
2) Поставьте газоотводную трубку.
Задание 4*. Изучив материал по теме заполните таблицу следующую таблицу:
Методическая разработка теоретического занятия по теме: «Применение клизм и газоотводной трубки»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования Республики Крым
«Керченский медицинский колледж им. Г.К. Петровой»
теоретического занятия на тему:
« Постановка клизм и газоотводной трубки.»
Дисциплина ПМ.04 МДК04.03 «Выполнение работ по профессии
младшая медицинская сестра по уходу за больными»
Специальность 34.02.01. Сестринское дело
1.1 Пояснительная записка
1.2 Методические рекомендации преподавателям.
1.3 Технологическая карта занятия
1.5. Обеспечение занятия
1.6. Методические рекомендации студентам по самоподготовке
к практическому занятию.
2. Информационный блок :
2.2 Терминологический словарь.
2.3. Опорный конспект
3. Задания на формирование умений
4.1 Контроль исходного уровня знаний (входной)
4.2 Выходной контроль:
— вставить недостающие показатели.
— тестовые задания с эталонами ответов.
4.4.Эталоны ответов к исходному уровню знаний
4.5.. Эталоны ответов к заданиям входного контроля.
4.6. Эталоны ответов к задачам.
4.5 Критерии оценок.
5. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов.
Методическая разработка на тему: «Постановка клизм и газоотводной трубки » в ыполнена преподавателем дисциплины ПМ Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными Лезенкова О.Н. Она может быть использована в качестве методического пособия как для студентов, так и для преподавателей.
Методическая разработка составлена в соответствии с современными требованиями, содержит три основных блока: методический, информационный и контролирующий блок.
Методический блок включает сведения о методике проведения занятия: цели, технологическую карту, хронологическую карту, необходимые инструкции.
Информационный блок представлен опорным конспектом по данной теме, алгоритмами манипуляций, соответствующими деятельности медицинской сестры. Для закрепления материала использованы методы активного обучения: тесты с ответами, ситуационные задачи.
Контролирующий блок содержит тестовые задания, ситуационные задачи, эталоны ответов и критерии оценок, оценочный лист.
Объяснение нового материала предлагается проводить в виде беседы с использованием презентации. Преподаватель при объяснении использует наглядные пособия. Также приводятся критерии оценок устным ответам.
Методические рекомендации по работе с методической разработкой
Данная методическая разработка выполнена преподавателем дисциплины ПМ Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными Лезенковой О.Н. и может быть использована, в качестве методического пособия как для преподавателя, так и для студентов.
Методическое разработка содержит:
1.Методический блок: который включает в себя технологическую карту занятия, мотивацию к занятию, задания для самоподготовки студента со списком литературы и внесённое в блок контроля. Данная самоподготовка является опережающим заданием, позволяя студентам, более качественно подготовиться к практическому занятию. На основе предложенных заданий производится контроль исходного уровня, позволяющий перейти к изучению нового материала.
2.Информационный блок: включает конспект занятия, снабжённый иллюстрациями по теме, опорными сигналами, объединенными в приложения. Приложения рекомендуется использовать во время самоподготовки студентов к занятию, в период объяснения нового материала.
3. Блок контроля: состоит из тестовых заданий рубежного контроля и критериев оценки к устным ответам, выполнению практических заданий и тестам, ситуационных задач.
4. Внеаудиторная самостоятельная работа для студентов
Обеспечение занятия по теме «Клизмы. Постановка клизм.»
Оборудование и инструментарий:
Фантомы для проведения клизм – 5 шт.
Кружка Эсмарха – 5 шт.
Система для сифонного промывания кишечника – 2 шт.
Грушевидный баллон – 5 шт.
газоотводная трубка – 5 шт.
Вазелиновое масло по 200 мл – 5 фл.
Р-р натрия хлорида 10% по 100 мл – 5 фл.
Облепиховое масло, настой ромашки, винилин, р-р глюкозы
Контейнеры с дезраствором – 5 шт.
Мультимедийная презентация по теме «Постановка клизм и газоотводной трубки»
«Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухина, И.И.Тарновская.
Методические рекомендации студентам по самоподготовке к практическому занятию:
Прежде, чем приступить к работе, ознакомьтесь с актуальностью данной темы и целями занятия. Вы должны научиться:
объяснять пациенту сущность назначенных манипуляций: очистительной, масляной, гипертонической, сифонной, лекарственной клизм, постановки газоотводной трубки и осуществить их;
наблюдать за деятельностью кишечника пациента;
предотвращать возможные осложнения при проведении клизм и постановке газоотводной трубки;
соблюдать универсальные меры предосторожности при постановке различных видов клизм и газоотводной трубки;
провести дезинфекцию и предстерилизационную очистку использованного оборудования.
3. Для проверки исходного уровня знаний по теме ответьте на вопросы (в качестве вспомогательного материала используйте учебную литературу).
4. Для усвоения новой темы Вам предлагается использовать учебную литературу «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» С.А. Мухиной, И.И. Тарновской.
5. Ознакомьтесь с заданиями УМЕТЬ.
6. Приготовьте все необходимое для выполнения манипуляций, отработайте манипуляции, используя алгоритмы.
7. Для усвоения данной темы заполните таблицу, обсудите с группой ошибки.
8. Для закрепления полученных данных решите тестовые задания, обсудите с группой ошибки.
9. Подведите итог проделанной работы.
Изучение данного методического пособия окажет несомненную помощь медицинским работникам при подготовке и выполнении манипуляций в соответствии с предъявленными требованиями нового Государственного образовательного стандарта, поможет в осуществлении сестринского процесса, целью которого является предоставление пациенту необходимой квалифицированной медицинской помощи.
При изучении данной темы студент должен научиться осуществлять наблюдение за деятельностью кишечника у пациента, уметь поставить пациенту газоотводную трубку и проводить все виды клизм.
Медицинская сестра перед проведением этих манипуляций обязана провести психологическую подготовку пациента, основанную на большом чувстве такта и меры, и обеспечить изоляцию пациента во время проведения манипуляций.
Быстро и качественно выполненные манипуляции – это возможность быстро и правильно поставить диагноз и залог успешного лечения пациента.
Общая всасывающая способность
Запор вследствие усиления тонуса мышц кишечника
Запор вследствие снижения двигательной функции кишечника
Метеоризм
Пучение, вздутие живота скопившимися кишечными газами
Рентгенологическое исследование толстого кишечника
Эндоскопическое исследование толстого кишечника
Цели постановки клизм
применяется для очищения кишечника от каловых масс и газов
При постановке клизмы
опорожняется только нижний отдел толстой кишки путем усиления перистальтики и разжижения каловых масс
к эндоскопическому исследованию толстого кишечника
пищеварения, мочевыводящих путей, органов малого таза
Перед введением
Подготовка к проведению очистительной клизмы
При атоническом запоре – 12-18 градусов
Процедуру проводят в клизменной или в в палате.
Если процедура проводится в палате,где есть другие люди необходимо
отгородить пациента ширмой.
Оснащение к проведению очистительной клизмы
Кружка Эсмарха Наконечник Впитывающая пеленка
Судно Вазелин Туалетная бумага
2 пары перчаток Фартук Стойка Шпатель
вода1- 1,5 литра таз непромокаемый мешок для белья
Это лечебные клизмы с введение различных веществ.
для местного воздействия на слизистую оболочку нижнего отдела толстой кишки (облепиховое масло, настой ромашки и др.);
для резорбтивного воздействия на организм (препараты наперстянки, хлоралгидрат и др.).
применяют с расчетом на
местный эффект вводимого вещества
применяют при невозможности или нежелательности
парентерального введения лекарственных веществ
Показания к применению:
Неэффективность очистительной клизмы;
Показания к применению:
Неэффективность очистительной клизмы;
Первые дни после операции и родов;
Все послабляющие клизмы имеют температуру раствора – 37-38 градусов по Цельсию.
Масляную клизму удобнее ставить на ночь, так как опорожнение
кишечника после постановки
клизмы наступает через 6 – 10 часов.
Перчатки Лоток Туалетная бумага
Водный термометр Впитывающая пеленка Ширма
Грушевидный баллон или шприц Жане Шпатель
Масло (вазелиновое или Вазелин Газоотводная трубка
Для постановки гипертонической клизмы используют 10% раствор натрия хлорида или 25-30% раствор магния сульфата.
Данные растворы не только усиливают перистальтику, но и
вызывают обильную транссудацию жидкости в просвет кишки, что приводит к обильному жидкому стулу.
Объем вводимого средства 50-100 мл. Эффект после гипертонической клизмы через 20-30 минут.
Грушевидный баллон или шприц Жане Шпатель
25-30% раствор или 10% раствор натрия сульфата Вазелин
Газоотводная Перчатки Лоток Туалетная бумага
Водный термометр Впитывающая пеленка Ширма
С помощью сифонной клизмы достигается более эффективное очищение кишечника, т.к. он промывается водой многократно на большом протяжении. Показания для постановки сифонной клизмы также определяет врач.
Отсутствие эффекта от очистительной, послабляющих клизм и приема слабительных.
Необходимость выведения из кишечника ядовитых веществ, попавших в рот или выделяющихся в кишечник через слизистую оболочку.
Подозрение на кишечную непроходимость.
Два стерильных толстых Воронка Вода комнатной
желудочных зонда температуры 10 л
конец у одного зонда
Кувшин Таз для промывных Фартук Перчатки Туалетная бумага
Впитывающая Вазелин Шпатель Емкость для пром.вод
Вопросы для проверки исходного уровня знаний
по теме «Применение клизм и газоотводной трубке»
Какое строение имеет желудочно-кишечный тракт?
Какие отделы толстого кишечника Вы знаете?
В каком отделе кишечника всасывается вода?
Что такое дезинфекция?
Что такое стерилизация?
Что такое асептика?
Какие этапы обработки наконечников и газоотводных трубок после использования Вы знаете?
Какого АМД (антимикробного действия) дезинфектанты используются для обработки предметов ухода и инструментария, если они соприкасаются со слизистыми оболочками?
Какие методы можно использовать для стерилизации пластмассовых наконечников?
Какие методы можно использовать для стерилизации резиновых газоотводных трубок?
1.Эффект действия масляной клизмы через __-____ часов.
2.Объем масляной клизмы составляет _____-_____ мл.
3.Температура лекарственного раствора для микроклизмы __-____ С.
4.Наконечник при постановке масляной клизмы вводят на глубину ___-__мл
5.Объем гипертонического раствора для микроклизмы ___-____мл.
6.Для постановки гипертонической клизмы используют ___-_____% раствор магния сульфата.
7. Опорожнительный эффект гипертонической клизмы через ____-____мин.
8.Температура гипертонического раствора для клизмы _____С.
9.При метеоризме газоотводную трубку вводят на глубину ___-____см.
10.Время постановки газоотводной трубки составляет ____час.
11.Объем очистительной клизмы___-____литров.
12.Температура воды при спастическом запоре при постановке очистительной клизмы______-________С.
13.Температура воды при атоническом запоре при постановке очистительной клизме_____-______С.
14. Температура воды при обычном запоре при постановке очистительной клизме_____-____С.
15. Объем сифонной клизмы____-____ литров.
по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»
Инструкция: выбрать один правильный ответ
1. Для постановки очистительной клизмы надо приготовить чистой воды (в л):
2. Для постановки гипертонической клизмы необходимо приготовить раствор:
2% натрия гидрокарбоната
3. Показанием для постановки очистительной клизмы является:
Первый день после операции на ЖКТ
Подготовка пациента к гастродуоденоскопии
4. Для очистительной клизмы используется:
Грушевидный баллон, газоотводная трубка
5. Для постановки очистительной клизмы при спастическом запоре берется вода температурой (в град):
6. Для постановки очистительной клизмы при атоническом запоре берется вода температурой (в град):
7. Противопоказанием к постановке очистительной клизмы является:
Подготовка к родам
8. Необходимое количество вазелинового масла для постановки масляной клизмы (в мл):
9. Масляная клизма назначается:
При атонических запорах
При спастических запорах
10.Температура раствора необходимого для постановки послабляющей клизмы (в мл):
Для постановки масляной клизмы используют масло:
Вазелиновое, 100-200 мл
Касторовое, 50-100 мл
Камфорное, 100-200 мл
12. Опорожнение кишечника после постановки масляной клизмы обычно наступает через (в часах):
13. Опорожнение кишечника после гипертонической клизмы обычно наступает через (в часах):
14. Необходимое количество 25% раствора магния сульфата для постановки гипертонической клизмы (в мл):
15. При постановке очистительной клизмы наконечник вводят на глубину (в см):
16. Перед лекарственной клизмой за 20-30 минут пациенту необходимо поставить клизму:
17. Глубина введения зонда в кишечник при постановке сифонной клизмы (в см):
18. Для подготовки сифонной клизмы необходимо приготовить чистой воды ( в л):
19. Одним из показаний для постановки сифонной клизмы является:
Запоры у больного с массивными отеками
Воспаление прямой кишки
20. Для постановки гипертонической клизмы необходимо приготовить 10% раствор натрия хлорида (в мл):
21. Наиболее правильное положение пациента при постановке очистительной клизмы на:
22. Противопоказанием к постановке сифонной клизмы является :
Отсутствие эффекта при очистительной клизме
23. Максимальное время использования газоотводной трубки (в час):
24. Газоотводную трубку не оставляют в кишечнике надолго, потому что:
Могут образоваться пролежни в стенке кишечника
Это утомит пациента
Закончится лечебный эффект
25. При метеоризме газоотводную трубку вводят на глубину (в см):
26. Для постановки лекарственной клизмы используют:
Тестовый контроль по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»
Выбрать все правильные ответы:
1. Показаниями для очистительной клизмы являются:
1) Подготовка к рентгенологическим исследованиям органов пищеварения,
2)Первые дни после операции на органах пищеварительного тракта
3)Распадающийся рак прямой кишки
4)Подготовка к эндоскопическому исследованию толстого кишечника
2. Противопоказаниями для постановки очистительной клизмы являются:
1) Подготовка к рентгенологическому исследованию органов пищеварительного тракта
2) Первые дни после операции на органах пищеварения
3) Распадающийся рак прямой кишки
4) Подготовка к эндоскопическому исследованию толстого кишечника
5) Кишечные кровотечения
3. Для постановки очистительной клизмы необходимо приготовить:
2) Грушевидный баллон
4. При атоническом запоре для очистительной клизмы используют воду температурой (в град):
5. При спастическом запоре для очистительной клизмы используют воду температурой (в град):
6. Очистительную клизму можно проводить пациенту в положении:
7. Для постановки гипертонической клизмы используют раствор:
1)0 0,9% натрия хлорида, 100-200 мл
2)25-30% магния сульфата, 50-150 мл
3) 10% магния сульфата, 50-150 мл
4) 10% натрия хлорида, 50-150 мл
5) 10% натрия хлорида, 1000 мл
8. Для постановки масляной клизмы используют:
1)Растительное масло, 150-200 мл
2) Касторовое масло, 150-200 мл
3)Вазелиновое масло, 150-200 мл
4) Камфорное масло, 150-200 мл
5) 50% глицерин, 150-200 мл
9. Опорожнение кишечника после гипертонической клизмы наступает через:
5)Сразу же после введения жидкости
10.Опорожнение кишечника после масляной клизмы наступает через:
5) Сразу же после введения жидкости
11. Масляные клизмы применяют:
1)При противопоказаниях очистительной клизмы
2) Перед постановкой лекарственной клизмы
3) Перед постановкой газоотводной трубки
4) При атонических запорах
5) При спастических запорах
12. Масляные клизмы не применяют при:
2) Атонических запорах
3) Кишечных кровотечениях
4) Распадающемся раке прямой кишки
5) Перед постановкой лекарственной клизмы
13. Гипертонические клизмы не применяют при:
2) Спастических запорах
4) Трещинах заднего прохода
5) Воспалительных и язвенных процессах в толстом кишечнике
14. Гипертонические клизмы применяют при:
2) Спастических запорах
4) Трещинах заднего прохода
5) Воспалительных и язвенных процессах в толстом кишечнике
15. Показаниями для постановки сифонной клизмы являются:
1)Отсутствие эффекта после очистительной клизмы
2) Подозрение на кишечную непроходимость
4) Подготовка к колоноскопии
5) Подготовка к ирригоскопии
16. Для постановки сифонной клизмы необходимо приготовить:
1) Грушевидный баллон
3) Воронку и два желудочных зонда со стеклянным переходником
17. Для постановки лекарственной клизмы используют:
1) Раствор ромазулана
2) Раствор анальгина
3) Облепиховое масло
5) Растительное масло
18. Перед лекарственной клизмой проводят:
2) Постановку газоотводной трубки
4) Гипертоническую клизму
Решите ситуационные задачи по теме:
Пациент Александр В, 28 лет, находится на лечении в инфекционной больнице по поводу вирусного гепатита А. При обходе врача пациент пожаловался на отсутствие стула в течение трех дней, неприятные ощущения в области живота. Врач назначил постановку клизмы.
1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.
2) Поставьте очистительную клизму.
Пациентка Анна Д, 28 лет госпитализирована в гастроэнтерологическое отделение с диагнозом острый гастроэнтероколит. Она предъявляет жалобы на озноб, головную боль, боли в области живота, рвоту. Связывает свое состояние с приемом колбасы.
Объективно: кожные покровы бледные, t 37,5˚С, АД 120/80 мм.рт.ст, PS 84 удара в минуту, удовлетворительных качеств. После осмотра врач назначил постановку сифонной клизмы.
1.Определите проблемы пациентки, спланируйте, реализуйте свои действия.
2.Поставьте сифонную клизму.
Пациент, 43 лет, находится в урологическом отделении на постельном режиме 3-й день после операции на почке. За это время у пациента не было стула. Пациент беспокоится о своем состоянии. Медсестра получила назначение врача сделать пациенту послабляющую клизму.
1) Определите проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.
2) Поставьте масляную клизму.
Пациентка Галина К., 47 лет госпитализирована в проктологическое отделение областной больницы № 1. После осмотра врач назначил постановку лекарственной клизмы с облепиховым маслом. Проделайте данную манипуляцию. Какие проблемы могут возникнуть у пациентки при её проведении.
Задача №5
Пациентка Евдокия К., 59 лет, лечится по поводу острого бронхита. Вчера съела избыточное количество продуктов, вызывающих вздутие кишечника. Врач назначил постановку газоотводной трубки. Пациентка имеет избыточный вес, длительное время находится в постели.
1) Определить проблемы пациента, спланируйте, реализуйте и оцените свое вмешательство.
2) Поставьте газоотводную трубку.
Эталоны ответов к заданию № 2
заполнение таблицы по теме: «Клизмы. Газоотводная трубка»
3. Перед операциями, родами.
4. Перед исследованиями.
ЖКТ и органов мочевыделительной
5. Перед лекарственной
1. Кровотечения ЖКТ.
2. Злокачественные образования
3. Первые дни после операции
4. Острые воспалительные процес-
сы в толстом кишечнике.
5. Трещины в области заднего
6. Боли в животе не установленной
2. Неэффективности очистительной
При подозрении на непроходимо-
1. Кровотечения ЖКТ.
2. Злокачественные образования
прямой кишки после операции
4. Острые воспалительные процес-
сы в толстом кишечнике.
5. Трещины в области заднего
6. Боли в животе не установленной
1. Спастические запоры.
2. При длительных запорах, когда нежелательно натуживание.
1. Кровотечения ЖКТ.
2. Злокачественные образования
3. Первые дни после операции
4. Острые воспалительные процес-
сы в толстом кишечнике.
5. Трещины в области заднего
1. Атонические запоры.
1. Кровотечения ЖКТ.
2. Злокачественные образования
3. Острые воспалительные процес-
сы в толстом кишечнике.
4. Трещины в области заднего
5. Боли в животе не установленной
1. Местное воздействие
на слизистую толстого кишечника.
2. Для введения лекарственных
средств резорбтивного действия.
1. Кровотечения ЖКТ.
2. Злокачественные образования
3. Первые дни после операции
4. Острые воспалительные процес-
сы в толстом кишечнике.
5. Трещины в области заднего
Эталоны ответов по проверке и коррекции исходного уровня знаний
по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»
ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий кишечник, толстый кишечник;
слепая кишка, восходящий отдел ободочной кишки, поперечный отдел ободочной кишки, нисходящий отдел ободочной кишки, сигмовидная кишка, прямая кишка;
в толстом кишечнике;
– это комплекс мероприятий по уничтожению патогенных и условно-патогенных микроорганизмов в окружающей среде;
– это комплекс мероприятий по уничтожению вегетативных и споровых форм микроорганизмов;
— это комплекс мероприятий по уничтожению патогенных, условно-патогенных, непатогенных микроорганизмов на всех стадиях развития;
– это комплекс мероприятий по непопаданию микробов в рану;
дезинфекция, предстерилизационная очистка, стерилизация;
вирулицидного, т.е. воздействия на вирусы;
стерилизацию паром, газами, химическими растворами;
стерилизацию паром, газами, химическими растворами.
Эталон ответов к тестовым заданиям
по теме «Клизмы. Газоотводная трубка»
Эталон ответов к тестовым заданиям по теме « Клизмы. Газоотводная трубка»
Критерии ответов к тестовым заданиям по теме
Критерии ответов к тестовым заданиям по теме
Критерии оценки решения проблемно-ситуационной задачи :
5 «отлично » – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;
4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы, неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий; логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;
3 «удовлетворительно » – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий в соответствии с ситуацией возможен при наводящих вопросах педагога, правильное последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмами действий;
2 «неудовлетворительно » – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению ситуации, нарушению безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
5 «отлично» – рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпиднадзора; все действия обосновываются;
4 «хорошо » – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но не уверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога;
3 «удовлетворительно » – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима;
2 «неудовлетворительно » – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с апп