финансовая грамотность пособие для учителя
Банк методических разработок по финансовой грамотности
Электронное пособие в схемах «Системно-деятельностный подход к организации процесса обучения основам финансовой грамотности» (часть 1)
Данное пособие подготовлено на основе проведения занятий по программе повышения квалификации педагогов «Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся» с учетом системно-деятельностного подхода к организации обучения основам финансовой грамотности в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования. Пособие предназначено для педагогов, прошедших курсы повышения финансовой грамотности.
Под редакцией
Берзон Н.И., д.э.н., профессор НИУ ВШЭ, директор Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Бондарчук П.К., заместитель директора Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования
Авторский коллектив
Лавренова Е.Б., кандидат педагогических наук – раздел 1 «Повышение финансовой грамотности обучающихся как социально-педагогическая проблема»
Шалашова М.М., доктор педагогических наук – раздел 2 «Системно-деятельностный подход к организации процесса обучения основам финансовой грамотности»
Новожилова Н.В., кандидат педагогических наук, доцент, заслуженный учитель Российской Федерации – раздел 3 «Особенности проектной деятельности слушателей: задачи, содержание, организация»
Самохина А.К., кандидат педагогических наук – раздел 4 «Интерактивные методики обучения финансовой грамотности в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования»
Электронное пособие в схемах «Содержательное наполнение и методические подходы к организации процесса обучения основам финансовой грамотности. Финансовое мошенничество и финансовые пирамиды»
Данное пособие подготовлено на основе учебных материалов по «Финансовому мошенничеству и финансовым пирамидам» в рамках программы обучения педагогов основам финансовой грамотности в образовательных организациях общего и среднего профессионального образования. Цель курса – рассказать о тех угрозах, которые подстерегают участников финансового взаимодействия, научить слушателей технологиям распознавания и способам защиты от существующих форм финансового мошенничества.
Под редакцией
Вагин С.Г., д.э.н., профессор
Авторский коллектив
Вагин С.Г., д.э.н., профессор
Суровушкина Е.Н., к.э.н.
Материалы учебного курса по финансовой грамотности для учащихся старших классов: социально-экономический профиль
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение, поскольку, окончив школу в 18 лет (как часто бывает), человек получает право на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Поэтому необходимо, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др.
В условиях быстрого развития финансовой сферы современного общества главное – не просто научить старшеклассника действовать по алгоритму, но и сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества.
Все это можно найти в программе данного курса, в рамках которого изучается история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом, поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой грамотности. Кроме того, во всех модулях курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика») и математике.
Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия для их успешной социализации, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической действительности.
Финансовая грамотность: учебная программа. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён календарно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В пособии рассматриваются основные элементы финансовой системы современной России и описываются модели рационального поведения в различных финансовых ситуациях. Учащиеся узнают, как устроены банки и фондовые биржи, что такое акции и облигации, какие виды налогов существуют, как формируется пенсия, что такое стартапы и финансовые риски.
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 10 – 11 классы общеобразовательной организации
Методические рекомендации включают общую характеристику методики обучения финансовой грамотности и раскрывают особенности проведения занятий и планы их построения. К каждому занятию по теме курса приводятся ответы к соответствующим заданиям из рабочей тетради. Материалы к заключительному занятию представляют собой итоговую проверочную работу в двух вариантах с ответами. В пособие также включены сценарии для проведения дополнительных занятий в форме учебных игр, коммуникативных турниров, экскурсий.
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 10 – 11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
Пособие призвано помочь родителям освоить содержание курса «Финансовая грамотность», который старшеклассники изучают в школе. В живой и доступной форме в пособии объясняется, как необходимо действовать в той или иной ситуации финансового характера, и предлагаются практические советы, которые позволят взрослым успешно решать свои проблемы в финансовой сфере и научить этому своих детей.
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 10–11 классы общеобразовательной организации, социально-экономический профиль.
В рабочую тетрадь включены практические задачи и тесты, вопросы на анализ графиков и диаграмм и пр. Большое количество заданий, представленных в пособии, аналогичны по своему типу и содержанию заданиям ЕГЭ по обществознанию. Предлагаемый в рабочей тетради материал позволяет педагогам проводить проверку знаний учащихся и выстраивать для каждого из них индивидуальную образовательную траекторию.
Обзор учебно-методической литературы по финансовой грамотности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обзор учебных пособий по финансовой грамотности
заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 23 с. Новозаведенного
В рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, предложенной Министерством финансов РФ совместно с Банком России, практически во всех образовательных организациях внедрен курс «Финансовая грамотность».
«Финансовая грамотность» — целостная система учебных курсов для дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в нашей стране.
Учебные материалы содержат значительный объём информации, что позволяет использовать их не только в учебном процессе, но и во внеурочной деятельности — для самообразования обучающихся, реализации их индивидуальной образовательной траектории, совместной работы с родителями и др.
В новом учебном году дети смогут освоить науку о финансах с помощью впервые созданного комплекта учебных пособий. Серия рассчитана на возраст от 7 до 17 лет. Кроме того, предусмотрен специальный набор пособий для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов.
Остановлюсь подробнее на пособиях, предназначенных для использования на уровнях начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Кроме того, в рамках Проекта созданы и учебно-методические комплекты для 2-3-х, 4-х, 5-7-х, 8-9-х и 10—11-х классов, воспитанников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для 10-11-х классов созданы не только учебники для базового профиля, но и для специализированных профилей: социально-экономического, математического. Также созданы модули по различным отдельным темам Банки, Собственный бизнес, Пенсионное обеспечение, Страхование, Фондовый рынок. Учебно-методические комплекты для школьников и студентов среднего профессионального образования прошли апробацию, доработаны по ее результатам тиражируются и распространяются по образовательным организациям субъектов Российской Федерации.
Также созданы комплекты учебных материалов для включения элементов финансовой грамотности в изучение различных школьных предметов: математики, информатики, географии, истории, английского языка, основ безопасности жизнедеятельности.
Начальное общее образование
Учебно-методический комплекс по финансовой грамотности для 2-4 классов общеобразовательной школы
Базовый УМК, предназначенный для использования в рамках вариативных и факультативных курсов общеобразовательной школы во 2, 3 или 4 классах
Состоит из Учебной программы, Методических рекомендаций, Контрольно-измерительных материалов, Материалов для учащихся для 2-3 классов, Материалов для учащихся для 4 класса, Материалов для родителей.
Предполагаемая продолжительность обучения по данным материалам 16 академических часов.
Автор продукта, координаты
Издательство ВИТА-ПРЕСС, info@vita-press.ru Авторы Федин Сергей, Гловели Георгий, Корлюгова Юлия
Особенности применения продукта
Материалы УМК во 2, 3 и 4 классе содержательно близки, поэтому могут применяться в любых комбинациях классов в зависимости от особенностей школьной программы. Рекомендуется применять их в рамках дополнительного школьного образования.
Опыт применения продукта
Материалы УМК апробированы в 28 образовательных организациях. Апробация была организована ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 46 педагогов провели занятия по рекомендованным темам УМК с участием 1075 обучающихся; 38 учителей были привлечены в качестве экспертов; в обсуждении материалов для родителей приняли участие 797 родителей (законных представителей) обучающихся.
Основное общее образование
Учебно-методический комплекс по финансовой грамотности для 5-7 классов общеобразовательной школы
Базовый УМК, предназначенный для использования в рамках вариативных и факультативных курсов общеобразовательной школы в 5, 6 и 7 классах
Описание
Состоит из Учебной программы, Методических рекомендаций, Контрольно-измерительных материалов, Материалов для учащихся, Материалов для родителей.
Предполагаемая продолжительность обучения по данным материалам 16 академических часов.
Автор продукта, координаты
Издательство ВИТА-ПРЕСС (121087, г. Москва, ул. Барклая, д. 6, стр. 5, офис 323) 8(499)709-70-78, info@vita-press.ru Авторы Вигдорчик Елена, Липсиц Игорь, Корлюгова Юлия
Особенности применения продукта
Рекомендуется применять данный УМК в качестве источника учебных материалов для факультативных курсов.
Опыт применения продукта
Материалы УМК апробированы в 22 образовательных организациях. Апробация была организована ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 26 педагогов провели занятия по рекомендованным темам УМК с участием 892 обучающихся; 27 учителей были привлечены в качестве экспертов; в обсуждении материалов для родителей приняли участие 557 родителей (законных представителей) обучающихся.
Учебно-методический комплекс по финансовой грамотности для 8-9 классов общеобразовательной школы
Базовый УМК, предназначенный для использования в рамках вариативных и факультативных курсов общеобразовательной школы в 8 и 9 классах.
Описание
Состоит из Учебной программы, Методических рекомендаций, Контрольно-измерительных материалов, Материалов для учащихся, Материалов для родителей.
Предполагаемая продолжительность обучения по данным материалам 34 академических часа.
Автор продукта, координаты
Издательство ВИТА-ПРЕСС, info@vita-press.ru Авторы Лавренова Екатерина, Рязанова Ольга, Липсиц Игорь
Особенности применения продукта
Рекомендуется применять данный УМК в качестве источника учебных материалов для факультативных курсов.
Опыт применения продукта
Материалы УМК апробированы в 14 образовательных организациях. Апробация была организована ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 16 педагогов провели занятия по рекомендованным темам УМК с участием 498 обучающихся; 17 учителей были привлечены в качестве экспертов; в обсуждении материалов для родителей приняли участие 341 родитель (законный представитель) обучающихся.
Среднее общее образование
Учебно-методический комплекс по финансовой грамотности для 10-11 классов, базовый профиль
Базовый УМК, предназначенный для использования в рамках вариативных и факультативных курсов общеобразовательной школы в 10 и 11 классах.
Описание
Состоит из Учебной программы, Методических рекомендаций, Контрольно-измерительных материалов, Материалов для учащихся, Материалов для родителей.
Предполагаемая продолжительность обучения по данным материалам 34 академических часа аудиторной и 34 часа самостоятельной работы.
Автор продукта, координаты
Издательство ВИТА-ПРЕСС, info@vita-press.ru Авторы Брехова Юлия, Алмосов Александр, Завьялов Дмитрий
Особенности применения продукта
Рекомендуется применять данный УМК в качестве источника учебных материалов для факультативных курсов.
Опыт применения продукта
Материалы УМК апробированы в 19 образовательных организациях. Апробация была организована ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 20 педагогов провели занятия по рекомендованным темам УМК с участием 892 обучающихся; 20 учителей были привлечены в качестве экспертов; в обсуждении материалов для родителей приняли участие 497 родителей (законных представителей) обучающихся.
Электронные версии книг размещаются на сайте школа.вашифинансы.рф
Финансовая грамотность пособие для учителя
Делимся сценариями уроков с учителями, которые готовятся к занятиям по финансовой грамотности!
Кроме бесед и лекций предлагаем вам попробовать мини-олимпиады, квесты и игры.
Посмотреть и скачать материалы можно по ссылке:
https://bit.ly/2H5Bgo3
Ссылки на приложения в телефоне для игр с детьми и молодёжью:
Бесплатный курс для учеников 7-11 классов и студентов
В рамках V ВСЕРОССИЙСКОЙ НЕДЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ 2019, Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации
http://onlinecourse.ncfg.ru/invite
Портал Проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» http://вашифинансы.рф/
Портал по защите прав потребителей финансовых услуг «Хочу.Могу.Знаю» https://хочумогузнаю.рф/
Портал Центрального банка «Финансовая культура» http://fincult.info/
Портал «Практические финансы онлайн» («Финансовая грамотность онлайн: основы практических финансовых знаний для тех, кто не дружит с математикой»). Содержит лекции по психологии, экономике и финансам, которые помогут вам овладеть необходимыми знаниями и осознать собственные модели финансового поведения. http://www.testfin.ru
Портал центров по финансовой грамотности населения: http://portal-kmfg.ru
Центр «Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования» https://fmc.hse.ru
Информационный сайт по вопросам финансовой грамотности для молодежи «Будь в плюсе» http://будьвплюсе.рф
Сайт Федерального сетевого методического центра для повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности студентов https://fingramota.econ.msu.ru
Интерактивный практикум “Эффективность понимания договора с финансовыми организациями – практическая основа защиты своих интересов“ https://fingram.oc3.ru
Проект о финансах для современных женщин http://wellf.ru
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФИНАНСОВОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Блискавка Евгения: «Дети и деньги»
Бодо Шефер «Мани или Азбука Денег», «Как в 12 лет Кира разбогатела. Познавательный комикс для детей. Книга 1. Знакомство с миром денег», «Книга 2. Гусыня, несущая золотые яйца», «Книга 3. Всё, что можно сделать с помощью денег», «Кира и секрет бублика. Построение характера в 7 шагов»
Джеффри Бейли «Книга будущего миллионера. Богатство и бедность. Золото и деньги. Твои личные деньги»
Липсиц И. В.: «Удивительные приключения в стране Экономика»
Роберт Т. Кийосаки, Шэрон Л. Лектер: «Прощайте, крысиные бега»
Елена Красавина, Е. Бродникова: «Дети и деньги». Растим миллионера»
Резник Светлана: «Приключения в Бизнес-стране». Большие деньги для самых маленьких
Дэвид Оуэн: «Первый национальный банк папы. Наилучший способ научить детей обращаться с деньгами», «Финансовое воспитание детей»
Джерри Бейли, Фелиция Ло: «История денег», «Богатые и бедные», «Твои деньги», «Как потратить деньги с умом», «Они работают с деньгами», «Заставь деньги расти»
Чуб Наталья Валентиновна: «Азбука Бизнеса»
Николай Носов: «Незнайка на Луне»
Гозман Ольга, Владимир Правоторов, Елена Шахова: «Что такое бизнес?»
Кэтрин Бейтман: «Юный инвестор» (как быть финансово грамотным с детства).
Годфри Джолайн: «Как научить ребёнка обращаться с деньгами»
Березин Антон: «История с деньгами, или детям до шестнадцати путешествие во времени разрешается»
Воронина Т.П.: «Математика и деньги. Покупаем. Продаём. Меняем»
Карлиц Гейл, Хониг Д.: «Начинающий инвестор. Руководство по накоплению и инвестированию для смышлёных детей».
ПОЛЕЗНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (с портала http://www.ncfg.ru)
Национальная стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017- 2023 годы, утвержденная распоряжением Правительства N 2039 – р от 25 сентября 2017 года
http://вашифинансы.рф/upload/docs/Strategy.pdf
Базовое исследование уровня финансовой грамотности россиян
http://вашифинансы.рф/library/part9/
Базовое исследование уровня финансовой грамотности студентов и школьников
http://вашифинансы.рф/upload/iblock/b68/b682b109be3aa..
Система («Рамка») финансовой компетентности для взрослого населения РФ.
Базовый уровень http://вашифинансы.рф/upload/iblock/7f2/7f2bca2a8fa91..
Система («Рамка») финансовой компетентности для учащихся школьного возраста.
Базовый уровеньhttp://вашифинансы.рф/upload/iblock/3b5/3b5fd21fa1b65a377d6b..
Портрет целевых групп потребителей финансовых услуг и финансовой грамотности
http://вашифинансы.рф/upload/iblock/d5d/d5d9801f5b29d..
Уровень доступности финансовых услуг в Российской Федерации, комплексный отчет по результатам комплексного исследования среди потребителей и поставщиков финансовых услуг
http://вашифинансы.рф/upload/iblock/732/732ec3f21d4c6..
Обзор рациональных стратегий в области финансового образования ОЭСР
http://www.ippk.arkh-edu.ru/web_community/financial/1..
Книга «Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика (СКАЧАТЬ)
Отчеты о проведении ежегодных Всероссийских Недель финансовой грамотности для детей и взрослых http://www.ncfg.ru/otchety-po-nedelyam-2013-2017
Учебно-методический комплекс «Финансовая грамотность» для начальной школы