различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий

Влияние возрастных особенностей на изучения иностранных языков в школе

Вы будете перенаправлены на Автор24

Возрастная динамика формирования лингвистической компетентности учащихся

Обучение иностранным языка реализуется по специально разработанным программам, которые составляются с учетом возрастной динамики развития психических процессов организма. Они обуславливают ведущую деятельность в том или ином возрасте, возможности развития познавательной мотивации и стремления к изучению иностранных языков, отношение к этому процессу, мотивы и установки.

Возрастные особенности развития учащихся определяют перечень методов и технологий преподавания, оптимальных для развития их лингвистической компетентности.

Оптимальным возрастом для начала изучения любого иностранного языка является младший школьный. Это обусловлено тем, что речь ребенка на родном языке является только сформированной, у него не имеется богатого опыта коммуникативного общения и использования языковых средств. Поэтому, начиная осваивать другой язык, ребенку будет легче его воспринять и найти ему практическое применение, поскольку исключается или минимизируется ощущение разрыва между языковыми возможностями родного и иностранного языков.

Рассмотрим особенности формирования лингвистической компетентности учащихся в разные возрастные периоды:

Готовые работы на аналогичную тему

Актуальность изучения иностранного языка в раннем возрасте

Большинство ученых сходятся во мнении о том, что лучший возраст для начала ознакомления ребенка с иностранным языком начинается с трех лет. Раннее обучение не признается эффективным и целесообразным. Однако, многие дети рождаются в семьях, где родители владеют разными языками. Они с младенчества воспринимают речь на двух (а то и больше) языках. Они успешно осваивают языки и уже к началу обучения в школе являются полноценными носителями двух языков – билингвами.

Изучение языка с раннего возраста имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К положительным относятся следующие аспекты:

Отрицательными сторонами изучения иностранного языка в раннем возрасте являются:

Изучение иностранного языка в раннем возрасте реализуется в игровой форме. Его продуктивность требует регулярности занятий и практического закрепления материала.

Источник

Возраст ученика: особенности обучения детей английскому языку

различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий. . различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий фото. различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий-. картинка различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий. картинка .

различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий. laughing children. различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий фото. различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий-laughing children. картинка различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий. картинка laughing children.

Как работать с детьми 3-7 лет?

различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий. children 3. различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий фото. различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий-children 3. картинка различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий. картинка children 3.

Начнем с самого нежного, дошкольного, возраста от 3 до 7 лет. Это именно тот период, когда дети познают мир посредством ролевых игр. Именно в них ребенок моделирует отношения между людьми, копируя поведение взрослых. Ребенок хочет быть социально значимым. Поэтому любая тема в изучении английского языка должна быть для детей этого возраста «нужной», будь то рассадить животных, покормить их, полечить или уложить спать… Все это — отличная возможность изучить основные глаголы, цвета, названия продуктов, посуды, частей интерьера, животных… И все это обязательно должно сопровождаться мотивирующими и ненавязчивыми призывами к обучению («давай вместе почитаем/посмотрим/ сделаем…»), использованием разных видов вопросов (закрытые, открытые и концептуальные). Дети обязательно почувствуют, естественный ли ваш интерес к их игре, насколько активное ваше с ними взаимодействие. Поэтому ваша искренность в этом случае-залог успешного взаимодействия в процессе обучения английскому языку. Вот еще несколько особенностей, о которых следует помнить в работе с этим возрастом:

Чем и как играть? – спросите вы. Да абсолютно всем и во все: игрушки, пазлы, конструкторы, придумывание историй, рассматривание картинок, декорирование, украшение, лепка, рисование…и все это под приятные английские слова, песни, английскую физкультуру, мультики и костюмированные постановки.

Конкретные идеи в действии смотрите здесь.
И не забывайте показывать пример, подсказывать, направлять, моделировать ситуации и активно в них принимать участие. И главное–ребенок должен доверять вам, то есть тому, кто его обучает!

Как работать с детьми 6 до 12 лет?

Не менее просто, но и не менее приятно и интересно работать с детками постарше – от 6-7 до 11-12 лет. Это младший школьный возраст. Его особенностью является то, что таким обучающимся уже недостаточно игры для познания мира (хотя она и не исключается полностью из перечня активностей, которыми вы можете заинтересовать детей в процессе обучения). Основной деятельностью для них становится учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные способности. Активно продолжает развиваться память, внимание, восприятие, мышление и, конечно же, речь. Что же может предложить учитель английского языка и чем заинтересовать детей такого возраста? Список нескончаемый, но вот несколько самых интересных идей для игр и заданий, которые можно адаптировать для онлайн и офлайн обучения:

Вдохновиться другими идеями можете здесь.

Несмотря на самые лучшие и интересные, по вашему мнению, выбранные игры и задания, юные ученики могут оставаться неудовлетворенными занятиями английскому языку, терять к ним интерес и вовсе прекращать обучение. Поэтому также обратите внимание на следующие важные моменты:

Источник

Учет психолого — возрастных особенностей обучающихся начальной общеобразовательной школы при обучении иностранному языку

различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий. 0e88 00098467 491b1f44. различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий фото. различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий-0e88 00098467 491b1f44. картинка различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Миткеева Ксения Владимировна

Учитель английского языка

Учет психолого — возрастных особенностей обучающихся начальной общеобразовательной школы при обучении иностранному языку

Младший школьный возраст— это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически недавно. Вопросы учета психолого- возрастных особенностей, обучающихся начальной общеобразовательной школы рассмотрены в работах отечественных и зарубежных ученых, таких как: Дж. Брунер, Л.В. Выготский, М.Г. Каспарова, А.А. Леонтьев, Е.И. Негневицкая, В. Пенфилд, Р. Робертс, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин и др.

Учебная деятельность, по мнению А.А. Леонтьева, это деятельность, развитие которой обусловливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности обучающегося. Ведущая роль заключается в том, что она подготавливает обучающегося к переходу к новой ступени его развития. В шестилетнем возрасте у обучающегося начинает наблюдаться постепенная смена ведущей деятельности: происходит переход от игровой к учебной деятельности. Такими образом, возраст шести лет считается наиболее благоприятным возрастом, когда обучающийся готов к новой ступени развития, следовательно, шесть лет — это благоприятный возраст для начала изучения иностранного языка.

По мнению А.А. Леонтьева, основной характеристикой деятельности является мотивация — побуждение к деятельности. Мотивация выступает в роли основного возбудителя при организации учебного процесса. При обучении иностранному языку важно мотивировать своих обучающихся вырабатывать мотив учения, который, в свою очередь, является фундаментом успешного образовательного процесса. Мотивы обучения у всех младших школьников различны. Следовательно, учеными был выработан перечень мотивов учения младших школьников:

1. Широкие социальные мотивы (выучиться и быть полезными своему государству);

2. Узкосоциальные мотивы (закончить школу с медалью);

3. Отрицательные мотивы (не получить плохую отметку);

Успешное формирование последних двух мотивов происходит только при условии, что удовлетворяется игровой мотив. Если игровой мотив полностью отсутствует, то обучение становится формальным и интерес к учению может угаснуть.

Рассмотрим психологические особенности обучающихся младшего школьного возраста. Этот возраст является равномерным и относительно спокойным, на данном этапе происходит функциональное совершенствование мозга — развитие аналитико-синтетической функции его коры. Внимание младшего школьника привлечено ко всему новому и необычному. У обучающихся вырабатывается привычка быть внимательным к познавательным и интересным вещам. Если этот фактор не будет учтен, то учитель рискует потерять внимание и интерес обучающегося к преподаваемому предмету. Но, в тоже время, надо научить обучающихся быть внимательными к тому, что не привлекает их внимание. У обучающихся вырабатывается привычка реагировать только на внешне привлекательное. Следовательно, у обучающихся прекратят развитие их волевые качества личности. Если у обучающегося не развита воля, то в дальнейшем они не смогут проявлять настойчивость, ставить перед собой цели и достигать их. Данные качества окажут особое значение, когда при обучении говорению, письму, аудированию и чтению важно будет поставить себя в условия, требующие волевых усилий для сосредоточения.

Управление вниманием школьников должно состоять из следующих пунктов:

1. учителю рекомендуется использовать материл, который будет интересен в содержательном плане;

2. учителю рекомендуется обеспечить индивидуальный подход к каждому обучающемуся (сформировать мотивы и цели) предлагаемых заданий и упражнений;

3. учителю рекомендуется обеспечить обучающегося знаниями способа выполнения упражнений;

4. учителю рекомендуется создавать комфортную обстановку на уроке, которая будет располагать к сосредоточенному труду и непринужденному общению.

Выделим ключевые потребности обучающихся начальной школы:

• потребность в общении и движении;

• ощущение безопасности и сохранности;

• потребность в мотивации;

• потребность ощущать себя личностью;

• потребность в оценке (похвале) за хорошо проделанную работу;

• потребность в коммуникации;

• потребность не бояться переспросить непонятое или потребность в оказании помощи в сложной ситуации.

Учитель выступает в роли побудителя и мотиватора положительного и интересного учебного процесса. Учитель продолжает данную работу во внеурочное время посредством внеклассной работы по предмету.

Эффективнее на начальном этапе обучения иностранному языку сформировать мотивацию к учебному процессу у обучающихся посредством игры. Формированию прочной мотивации учения способствует игра при активном ее использовании на уроках иностранного языка. При этом учитель выступает в роли не просто наблюдателя, а в роли стимулятора. Он стимулирует учебный процесс, использует различные средства и методы, такие как:

• практические, основанные на практической деятельности обучающихся. Основные виды практических методов: упражнения, лабораторные, практические работы, дидактические игры;

• словесные, подразделяющиеся на следующие виды: рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой;

• поисковые, т.е. самостоятельное получение определенных знаний обучающимися;

• наглядные, использующиеся во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначающиеся для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении).

Память младших школьников на начальном этапе обучения иностранному языку достаточно развита, в первую очередь, обучающиеся запоминают то, что вызывает у них эмоциональный отклик, а только потом, если останется место, что нужно. Важно учитывать возрастную особенность данной группы, и рекомендуется организовывать ознакомление обучающихся с речевыми средствами общения и их тренировку в употреблении лексического и грамматического материала в таких ситуациях, которые связаны с их интересами и создают мотивы для общения и взаимодействия обучающихся между собой. Роль учителя в данном вопросе — направлять своих обучающихся в правильное русло, то есть обращать внимание обучающихся на то, что нужно запомнить.

Память, внимание и мышление — это главные и основные компоненты иноязычных особенностей, которые должны быть развиты в процессе овладения обучающимися иностранным языком. М.Г. Каспарова в своих исследованиях доказала, что путь к развитию иноязычных способностей лежит через обучение школьника рациональным приемам учебной деятельности, через формирование универсальных учебных действий, тренировку его психических функции (памяти, внимания, мышления, слухового восприятия и т. д.) и использование принципа индивидуального подхода. Исследование так же показало, что более развитые и способные обучающиеся задерживаются в своем развитии, снижается темп работы и их познавательная деятельность при игнорировании данного принципа.

Что касается развития и тренировки долговременной памяти, то психологи давно доказали, что человек хорошо помнит только то, что он пережил эмоционально. Младшие школьники любят петь, танцевать, играть – это естественные для них способы познания мира. Поэтому любая проигранная и спетая ими лексическая единица пережита ими, она прошла через них, связана с личными эмоциями ребенка, стала лично-значимой – она запомнится навсегда.

Следующий фактор, влияющий на качество обучения иностранному языку, является степень владения родным языком. В возрасте 8-10 лет школьники довольно свободно владеют родным языком: могут связанно излагать свои мысли, построить сложны предложения, довольно в широких пределах понимать услышанное и пересказать текст. Данные навыки могут служить хорошим фундаментом для учителя иностранного языка при формировании у них особенности общения на иностранном языке.

К.Д.Ушинский считал, что учителю следует правильно организовать учебный процесс. Изучение иностранного языка начинается с дошкольного возраста посредством зрительных образов и наглядности.

Раннее изучение иностранного языка оказывает:

1. Положительное влияние на развитие психических функций ребенка, а именно на его внимание, мышление, воображение, память и восприятие;

2. Выступает в роли хорошего стимула речевых способностей ребенка;

Дж. Брунер, В. Пенфилд, Р. Робертс полагают, что важно учитывать такой фактор, как наличие биологических часов у обучающихся, быстрота и качество запоминания в юном возрасте иностранного языка (4-8 лет), преобладание механизмов долговременной памяти. Вместе с тем следует развивать у обучающихся начальной школы способность к сознательному управлению своей памятью, например, запомнить транскрипционные значки, написание букв, правила чтения, исключения из этих правил и т. д..

В специальных комплексных исследованиях Дж. Брунера, В. Пенфилда, Р. Робертса выявлено, что функциональная незрелость коры головного мозга детей 7-8 лет приводит к несформированности сенсомоторных координаций и трудностям зрительного и зрительно-пространственного восприятия. При изучении как родного, так иностранного языка, а также при развитии познавательной̆ деятельности обучающегося, зрительное восприятие играет ведущую роль. Следовательно, физиологами было установлено, что в возрасте 6-7 лет, есть ряд особенностей, которые в обязательном порядке должны быть учитаны педагогом.

Следовательно, не рекомендуется:

1. В 1 классе начинать изучать иностранный язык параллельно с овладением навыками письма и чтения на родном языке;

2. Аналогично не стоит обучать ребенка писать и читать на иностранном языке до поступления в школу;

3. Овладение двумя иностранными языками одновременно в начальной школе.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что учет психологических и возрастных особенностей обучающихся младшего школьного возраста 6-10 лет и их дальнейшее развитие были и остаются основополагающими факторами успешного процесса обучения иностранному языку в начальной общеобразовательной школе. Процесс формирования психологических и возрастных особенностей у обучающихся во многом зависит от учителя, его активности, компетентности и умения правильно подобрать образовательный материал к уроку, который сможет усилить интерес обучающихся к занятиям.

Источник

Различия в методике обучения иностранным языкам обучающихся разных возрастных категорий

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Различия в обучении детей и взрослых английскому языку.

Хорошо известно, что у слушателей разных возрастов изучение английского языка проходит по-разному. Опытный преподаватель объяснит:
— почему дети в начальной школе схватывают новые слова, фразы на лету и начинают быстро говорить?
— почему подростки, с неохотой выполняют упражнения дома, а на уроке в группе сверстников начинают активно усваивать язык и демонстрировать свои знания?
— почему взрослым редко ставят на занятиях оценки?

В данной статье мы ответим на 3 перечисленных и много других вопросов. На примерах практики нашей школы объясним родителям, как учеба ребенка может быть эффективной и одновременно легкой. Покажем взрослым механизмы быстрого и прочного овладения иностранным языком. Одновременно станет понятным, почему только крупные школы обладают возможностью грамотно и эффективно учитывать все возрастные особенности.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6 – 10/11 лет)

В нашей стране чаще всего дети начинают учить английский язык в младшем школьном возрасте. Например, в ALIBRA SCHOOL самые младшие группы принимают детей с 6 до 9 лет. По мнению ряда исследователей, это наиболее благоприятный возраст для знакомства с языком. Речевые способности еще находятся в стадии интенсивного развития, и дети являются своего рода «специалистами в овладении языка». Они быстро, легко и прочно запоминают большое количество слов, фраз, хорошо имитируют произношение, интонацию.

У младших школьников наиболее развита механическая память. Дети от 6 до 9 легко запоминают стихи, диалоги и даже небольшие тексты и затем воспроизводят их близко к тексту. Но им трудно дается реконструирование и перекомбинирование материала. Поэтому, на наших занятиях в младших возрастных группах нет заданий на пересказ своими словами, но учитель часто задает выучить наизусть.

Внимание младших школьников в основном непроизвольно и неустойчиво. Детям тяжело заставить себя сконцентрироваться, сосредоточиться. А вот запомнить большую часть информации «как бы само по себе» оказывается легко. Вот почему на занятиях так важно яркое интересное предъявление материала, которое привлечет внимание учеников (Рис.1), а также частая смена видов деятельности. Мы постоянно чередуем на уроках стихи, рифмовки, считалки, загадки, развивающие игры, проектную деятельность. Дети поют, рисуют, танцуют, инсценируют сказки на английском языке.
Особое внимание на занятиях с младшими школьниками наши преподаватели уделяют активизации основных каналов восприятия – визуального, слухового, телесно-чувственного. Система занятий построена так, чтобы дети сопровождали английские песни, фразы, рассказы своими движениями. Учебники и рабочие материалы снабжены красочными рисунками. При работе на доске или в тетради используются яркие маркеры.
У детей происходит постепенная смена ведущей деятельности: от игровой к учебной (Рис. 2). Игра позволяет создать у детей положительную мотивацию. Эффективность использования игровой формы в обучении доказана многими исследователями: Е.И. Негневицкой, Е.М. Матецкой, Г.А. Китайгородской, И.А. Зимней, Д.Б. Элькониным и другими.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ 11 – 14

В подростковом возрасте происходит перестройка памяти. Увеличивается ее объем, активно начинает развиваться логическая память. В этом возрасте для того, чтобы запомнить материал, ребенок может установить логическую связь между его частями. На занятиях усиливается роль анализа, обобщения, систематизации и повторения материала.

В учебных материалах для подростков мы меняем характер устных и письменных упражнений. Начинаем использовать на уроках появляющуюся в этом возрасте способность правильно читать с выражением. Включаем задания на пересказ как близко к тексту, так и своими словами. Дети могут самостоятельно готовить устные выступления. Письменная речь меняется и постепенно становится более богатой, переходит от изложения к сочинению.

У подростков постепенно формируются произвольное внимание и память. Упражнения составляются с учетом факта, что подростки могут определенное время концентрироваться на одном виде деятельности.

Подростком движет общение со сверстниками. Учеба в данном возрасте – средство самоутверждения в коллективе сверстников. Учитывая это, в ALIBRA SCHOOL специально тренируют преподавателей строить урок так, чтобы у каждого ученика появилась возможность проявить себя. Разные задания требуют применить творчество, смекалку, настойчивость, азарт соревнования или обсуждения. Мы активно сочетаем групповую и парную работу, в которой сами ученики частично выполняют функции учителя и самостоятельно осваивают и закрепляют новый материал.

Учащиеся старшего школьного возраста уже достигают физической зрелости, но развитие их интеллектуальной сферы еще продолжается. Развивается абстрактно-логическое, а также критическое мышление. Учащиеся с большим удовольствием теоретизируют, спорят, дискутируют, ищут причинно-следственные связи между явлениями, учатся доказывать, аргументировать.

Как правило, у учащихся особый интерес возникает к стране изучаемого языка (культуре, истории), а также к проблеме нравственных ценностей. Именно в этом возрасте мы рекомендуем зарубежные детские лагеря для совершенствования языковых навыков.

У школьников 12-16 лет возрастает самостоятельность, появляется более сознательное отношение к учебе, желание самостоятельно планировать свое обучение. По данной причине постепенно меняется роль учителя на занятии. Он становится партнером по общению, помощником. Он направляет учебный процесс.

Практика изучения языка старшими школьниками в ALIBRA SCHOOL строится с использованием следующих педагогических технологий: обучение в сотрудничестве, ролевая игра (в том числе профессионально-ориентированная ролевая игра), игра проблемной направленности, дискуссии, мозговые атаки, проектная методика.

В работе со взрослыми важно учитывать наличие у слушателей определенного жизненного опыта, а также ряд возрастных, социальных и психологических особенностей. Рассмотрим некоторые их них.

Взрослые стремятся к активному участию в процессе обучения. Весь опыт ALIBRA SCHOOL позволяет утверждать, что наибольшая эффективность достигается при совместной деятельности преподавателя и учащегося на всех этапах учебного процесса от его планирования и подготовки до анализа результатов. Например, мы практикуем такие задания, где нет единственно правильного решения. Основная цель таких упражнений – развить языковые навыки на базе существующего индивидуального опыта слушателя.
У взрослых есть потребность в безотлагательном применении полученных знаний, умений, навыков. Для ее реализации мы применяем на занятиях ролевые игры, имитацию реальных жизненных ситуаций. Это существенно ускоряет применение языка в практике.
Взрослые учащиеся имеют более высокую мотивацию по сравнению с детьми и подростками. Они психологически настроены на то, чтобы получить запланированный результат и лучше осознают необходимость языка в их жизни. Тем не менее, в ALIBRA SCHOOL применяется целый комплекс мотивационных технологий. Слушателям не требуется САМОорганизация. Высокая мотивация поддерживается и управляется преподавателем, что значительно снижает нагрузку на учащихся.
Большинство взрослых негативно относятся к оцениванию их знаний. На занятиях в своей школе мы практикуем более эффективный прием. Сначала оценку результатов проводит сам учащийся. Затем результаты обсуждаются совместно преподавателем и учащимися.
С возрастом у многих людей способность к запоминанию падает. Поэтому наши взрослые слушатели не учат, например, грамматические правила, а изучают логику языка. Это позволяет освоить грамматику до уровня Upper Intermediate за 8 месяцев занятий «с нуля». Наработка лексики идет по специальному графику повторения слов, который разработан психологами на основе ритмов работы памяти человека. Для лучшего запоминания слов слушатели используют ассоциации, создают зрительные образы, интеллект-карты.

На основании выше сказанного можно сделать следующие выводы:

У слушателей разных возрастных групп существует ряд психолого-физиологических особенностей, которые необходимо учитывать на занятиях по английскому языку.
Младший школьный возраст. На занятиях важно яркое интересное предъявление материала, а также частая смена видов деятельности. Особое значение имеют активизация основных каналов восприятия и создание у детей положительной мотивации с помощью игр.
Подростковый возраст. На занятиях усиливается роль анализа, обобщения, систематизации и повторения материала. На уроках создаются условия, в которых у каждого ученика есть возможность проявить себя.
Старший школьный возраст. На занятиях эффективным является использование ролевых игр, дискуссий, игр проблемной направленности, проектной методики, обучения в сотрудничестве. Учитель на занятии становится партнером по общению, помощником, направляющим учебный процесс.
Взрослые слушатели. Преподавателю необходимо вовлекать учащихся на всех этапах учебного процесса, использовать различные игры и приемы, улучшающие и облегчающие запоминание материала и дающие возможность начать сразу применять полученные знания в жизни.

Методист сети школ иностранных языков ALIBRA SCHOOL
Елена Юденкова

Использованная литература:
1. Методика обучения иностранным языкам: традиции и современность / Под ред. А.А. Миролюбова. – Обнинск: Титул, 2010.
2. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2005.
3. Педагогическая психология / Под ред. Л.А. Регуш, А.В. Орловой. – СПб.: Питер, 2011.
4. Основы андрагогики / Т.А. Василькова. – М.:КНОРУС, 2011.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *