федоренко л п принципы обучения русскому языку пособие для учителей
Принципы обучения родному языку (по Л.П.Федоренко)
Принцип – исходное положение человеческой сознательной деятельности. Принципы обучения – это исходные теоретические положения, руководствуясь которыми учитель выбирает средства обучения:
а) учебный, т.е. дидактический языковой материал;
б) методы и приемы его изучения;
в) организацию обучения.
Процесс усвоения языка и речи имеет свои закономерности, следовательно, и свои специфические принципы методики начального обучения русскому языку. Они были исследованы Лидией Прокофьевной Федоренко.
Второй принцип – понимание языковых значений– вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления, из синхронности развития лексических и грамматических навыков. Обучения языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста. Условием соблюдения данного принципа является взаимосвязь изучения всех сторон языка, всех языковедческих дисциплин: грамматики, лексики, фонетики, орфографии, стилистики и др., их взаимного проникновения. Так, морфологию нельзя изучить, понять, если не опираться на синтаксис, а синтаксис нельзя усвоить без опоры на морфологию. Орфография опирается на фонетику, грамматику, на словообразование. Морфемный анализ слова помогает понять его лексическое значение, а с другой стороны, анализ значения слова, понятного из контекста, поможет в его морфемном анализе. В языке все взаимосвязано и эта взаимосвязь должна учитываться в обучении.
Третий принцип – оценки выразительности речи– предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание его выразительной функции, стилистической – понимание оттенков и окрасок слов и оборотов речи, средств художественной выразительности языка (эпитетов, метафор и др.). Следование данному принципу предполагает использование в процессе обучения русскому языку художественной литературы, т.е. изучение языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения.
Четвертый принцип – развитие чувства языка – опирается на закономерность, определяющую «способность запоминать традицию сочетания языковых единиц». Обучаясь речи, ребенок безошибочно спрягает, склоняет, связывает слова в словосочетаниях и даже образует новые слова в строгом соответствии с закономерностями словообразования. Разговаривая, читая, слушая, ребенок постепенно накапливает языковой материал и усваивает законы языка. В результате у человека формируется так называемое языковое чутье, без которого невозможно достичь на высокой грамотности письма, на культуры речи.
Чувство языка или языковое чутье – это неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики и др. Обучаясь речи, дети запоминают, как принято говорить. Запоминание это происходит бессознательно, в процессе подражания говорящему. В результате у человека формируется чувство языка или языковое чутье.
Пятый принцип – опережающего усвоения устной речи по отношению к письменной –отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения русскому языку. Например, прежде чем записать свою мысль человек ее произносит вслух, а уже потом записывает по мере необходимости. В процессе записи под диктовку сначала слово или предложение учеником проговаривается, а уже после записывается в тетради. По словам Н.С.Рождественского, письменная речь для ребенка – это второй этап в овладении речью вообще. Особенность ее усвоения состоит в том, что слова устной речи являются знаками для реальных предметов; письменная же речь состоит из знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи. Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемФилипп Голицын
Похожие презентации
Презентация на тему: » Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта.» — Транскрипт:
2 Л.П. Федоренко, исследуя принципы обучения русскому языку, указывает: «Для нормального развития речи ребенка, а следовательно, и для развития его интеллекта и эмоционально-волевой сферы необходимо, чтобы окружающая его речевая среда обладала достаточными развивающими возможностями – достаточным развивающим потенциалом».
4 Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного; кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы; перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации
5 Нажимание на карандаш поочередно кончиками пальцев. Прижимай карандаш, который лежит на столе, кончиком каждого пальца. Прижимай сильнее! Видишь, клавиш очень много, Будто длинная дорога. Если клавишу нажать – Станет клавиша звучать
7 Составление рассказа «Моя любимая игрушка»
8 Цвет. (Какого цвета одежда?) 2. Детали. (Из каких деталей одежда?) 3. Контур, знак вопроса. (Из какого материала она сшита?) 4. Погода. (Для какого времени года эта одежда?) 5. Мужчина, женщина, ребенок. (Это одежда мужская, женская или детская?) 6. Рука. (Что можно сделать с одеждой?)
9 Составление рассказа «Осень» по графическому плану Солнце. (Солнце светит.) Дождь. (Часто идут дожди.) Листья. (Листья на деревьях меняют цвет.) Ежик. (Животные готовятся к зиме.) ‘ Птицы. (Птицы улетают в теплые края.) Морковь, яблоко. (Люди собирают урожай овощей и фруктов.)
10 Составление рассказа «Погода сегодня»
11 Ребенок. (Твое имя.) Три человечка. (Имена родителей и членов семьи.) 3. Молоток. (Профессия папы) 4. Фартук. (Профессия мамы.) 5. Клубок ниток. (Бабушка и дедушка.) 6. Рука. (Кто помогает тебе?)
12 Рассказывание из личного опыта «Моя семья»
15 Составление сюжетного рассказа по мнемотаблице Мнемотаблица «Дочка заболела»
17 Журналы »Дошкольное воспитание» 12 за 2000 г.; 3,10,12 за 2001 г.; 4,12 за 2002 г; 9 за Ильина М.В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М Кирьянова. Р.А. Комплексная диагностика дошкольников.Спб.Каро 2002 Колодяжная Т.П «Управление современным ДОУ» Ростов-н/Д, Учитель.2003 Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т.А. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод. руководство, картинный комплект. М.: Книголюб, Наглядно-дидактическое пособие «Открой для себя мир». Августин. Германия Тихомирова Л.Ф. »Познавательные способности детей 5-7 лет». М Юзбекова Е.Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс
Федоренко Л. П. Принципы обучения русскому языку
—>
Доставка: | |
по городу: | Самовывоз. |
по стране и миру: | Стоимость доставки по стране и миру узнавайте у продавца. |
Покупая несколько лотов продавца, Вы экономите на доставке. Лоты доставляются одним отправлением. | |
Оплата: Банковский перевод, Банковская карта, ЮMoney, Почтовый перевод. | |
Состояние товара: | Б/у. |
№213529099 |
Автор: Федоренко Л. П.
Издательство: Просвещение
Место издания: М.
Тип переплёта: Мягкий
Год издания: 1973
Формат: Обычный
Состояние: Хорошее
Количество страниц: 160
Код хранения:
Аннотация:
Пособие для учителей
Книги высылаю по России и миру.
2. Возможна пересылка службой доставки Боксберри.
3. Упаковка бесплатно.
4. Отправка лотов осуществляется 3 раза в неделю.
5. После отправки сообщаю трек-номер для отслеживания.
6. Оплата: Карта Сбербанка, карта Альфа банка, яндекс деньги, банковский перевод.
7. Только предоплата! Наложенным платежом книги не высылаю.
Принципы обучения родному языку (по Л.П.Федоренко)
Принцип – исходное положение человеческой сознательной деятельности. Принципы обучения – это исходные теоретические положения, руководствуясь которыми учитель выбирает средства обучения:
а) учебный, т.е. дидактический языковой материал;
б) методы и приемы его изучения;
в) организацию обучения.
Процесс усвоения языка и речи имеет свои закономерности, следовательно, и свои специфические принципы методики начального обучения русскому языку. Они были исследованы Лидией Прокофьевной Федоренко.
Второй принцип – понимание языковых значений– вытекает из закономерности, определяющей единство языка и мышления, из синхронности развития лексических и грамматических навыков. Обучения языку не может быть действенным без семантической работы, без понимания тончайших оттенков значения слова, словосочетания, предложения, текста. Условием соблюдения данного принципа является взаимосвязь изучения всех сторон языка, всех языковедческих дисциплин: грамматики, лексики, фонетики, орфографии, стилистики и др., их взаимного проникновения. Так, морфологию нельзя изучить, понять, если не опираться на синтаксис, а синтаксис нельзя усвоить без опоры на морфологию. Орфография опирается на фонетику, грамматику, на словообразование. Морфемный анализ слова помогает понять его лексическое значение, а с другой стороны, анализ значения слова, понятного из контекста, поможет в его морфемном анализе. В языке все взаимосвязано и эта взаимосвязь должна учитываться в обучении.
Третий принцип – оценки выразительности речи– предполагает, наряду с пониманием информационной функции средств языка, понимание его выразительной функции, стилистической – понимание оттенков и окрасок слов и оборотов речи, средств художественной выразительности языка (эпитетов, метафор и др.). Следование данному принципу предполагает использование в процессе обучения русскому языку художественной литературы, т.е. изучение языка на материале его лучших образцов, необходимость хорошей языковой среды для успешного обучения.
Четвертый принцип – развитие чувства языка – опирается на закономерность, определяющую «способность запоминать традицию сочетания языковых единиц». Обучаясь речи, ребенок безошибочно спрягает, склоняет, связывает слова в словосочетаниях и даже образует новые слова в строгом соответствии с закономерностями словообразования. Разговаривая, читая, слушая, ребенок постепенно накапливает языковой материал и усваивает законы языка. В результате у человека формируется так называемое языковое чутье, без которого невозможно достичь на высокой грамотности письма, на культуры речи.
Чувство языка или языковое чутье – это неосознанное, безотчетное умение (навык) безошибочно следовать нормам речи в области словообразования, лексики, синтаксиса, стилистики и др. Обучаясь речи, дети запоминают, как принято говорить. Запоминание это происходит бессознательно, в процессе подражания говорящему. В результате у человека формируется чувство языка или языковое чутье.
Пятый принцип – опережающего усвоения устной речи по отношению к письменной –отражает естественную закономерность речевого развития человека и служит определяющим моментом в построении методики обучения русскому языку. Например, прежде чем записать свою мысль человек ее произносит вслух, а уже потом записывает по мере необходимости. В процессе записи под диктовку сначала слово или предложение учеником проговаривается, а уже после записывается в тетради. По словам Н.С.Рождественского, письменная речь для ребенка – это второй этап в овладении речью вообще. Особенность ее усвоения состоит в том, что слова устной речи являются знаками для реальных предметов; письменная же речь состоит из знаков, условно обозначающих звуки и слова устной речи. Письменная речь не может быть усвоена, если ребенок не владеет устной речью.
Вопросы для повторения и закрепления материала
1. Почему методика является прикладной наукой?
2. Назовите основные разделы методики начального обучения русскому языку.
3. Какие науки лежат в основе методики обучения русскому языку?
4. Назовите разделы языкознания. Дайте их определение.
5. Какое значение имеет знание учителем психологии?
6. Что изучает психолингвистика?
7. Каковы задачи каждого из разделов методики обучения русскому языку?
8. Какие принципы лежат в основе обучения родному языку?
9. Дайте определение понятию «языковое чутье».
Дата добавления: 2015-02-16 ; просмотров: 73 | Нарушение авторских прав
Федоренко л п принципы обучения русскому языку пособие для учителей
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ №1:
«ОРГАНИЗАЦИОНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
1. Охарактеризуйте основные особенности детей, обучающихся в школе для детей с ТНР в аспекте их школьного обучения (обучения русскому язы-ку). Почему им нужна особая методика, не такая, как в массовой школе?
2. Сформулируйте задачи обучения русскому языку в начальном звене школы V вида.
3. Назовите задачи первого и второго года обучения.
4. Используя одну из федеральных программ обучения русскому языку, сформулируйте учебные задач для III и IV классов.
5. Перечислите и раскройте основные принципы коррекционно-развивающего обучения русскому языку детей с ТНР.
6. Составьте примеры фрагментов урока, иллюстрирующих применение на практике основных методических принципов организации учебного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения.
7. Дайте характеристику пяти методам обучения – объяснительному, ил-люстративному, репродуктивному, проблемному, эвристическому, исследо-вательскому – и обоснуйте своё согласие или несогласие с выбором эвристи-ческого проблемного методов в качестве системообразующих при работе с детьми с ТНР.
8. Перечислите и охарактеризуйте структурообразующие методы, ис-пользуемые на уроках в качестве основных.
9. Выберите любую тему из учебника русского языка и составьте конспект урока знакомства с новым материалом, в котором были бы использованы перечисленные структурообразующие методы обучения.
10. Расскажите, как вы понимаете суть педагогической технологии.
11. Определите содержание программы изучения учебной единицы «скло-нение имён существительных» (что должны понимать, знать и уметь ученики, чтобы усвоить эту единицу) и составить технологический план (без указания сроков обучения).
Перечень вопросов к экзамену (зачету) по дисциплине: «Методика преподавания русского языка (специальная)».
1. Предмет, цель и задачи специальной методики русского языка.
2. Специальная методика русского языка и смежные науки.
3. Контингент учащихся начальных классов школы для детей с ТНР.
4. Цели и задачи обучения русскому языку.
5. Методические принципы организации обучения русскому языку.
6. Методы и приёмы обучения русскому языку.
7. Современный звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте.
8. Периодизация процесса обучения грамоте. Общая характеристика каждого периода (продолжительность, структура, задачи).
9. Уроки чтения в период обучения грамоте. Типы уроков по ознакомлению с новым звуком и буквой; методическое обоснование каждого этапа урока.
10. Уроки письма в период обучения грамоте. Типы уроков по ознакомлению с новым звуком и буквой; методическое обоснование каждого этапа урока.
11. Задачи и содержание подготовительного и основного периода обучения каллиграфии. Основные трудности при овладении навыком каллиграфии.
12. Методика работы над фонетическими понятиями: звук речи, слог, ударение, гласный и согласный звук. Основные трудности при овладении фонетическими понятиями.
13. Развитие умения распознавать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, согласные парные по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости.
14. Процесс работы над грамматическим понятием. Причины трудностей и ошибок в усвоении грамматических понятий.
15. Методика изучения морфемного состава слова. Причины трудностей и ошибок при овладении морфемикой.
16. Система изучения частей речи. Трудности изучения морфологии и пути их преодоления.
17. Содержание и последовательность работы при изучении имени существительного. Методика изучения категорий рода, числа и падежа имён существительных.
18. Содержание и последовательность работы при изучении имени прилагательного. Методика ознакомления с изменениями имён прилагательных по родам, числам и падежам.
19. Система работы над глаголом. Ознакомление с категорией числа глагола. Методика ознакомления с изменением глагола по видам.
20. Орфографический навык: понимание его психологами и методистами. Структура орфографического действия.
21. Типы орфографических правил и методика работы с ними.
22. Методика формирования орфографических действий. Обучение постановке и решению орфографических задач. Трудности при изучении орфографии и пути их преодоления.
23. Работа над элементами синтаксиса и пунктуации в начальной школе.
24. Задачи, содержание и организация работы по развитию речи.
25. Методы и принципы построения работы по развитию речи.
26. Обучение ведению диалога и беседы.
27. Методика обучения связной монологической речи.
28. Психологические механизмы письменной речи. Типологические трудности овладения письменной речью.
29. Методика работы с предложением.
30. Знакомство с правилами построения текста. Методика работы над изложениями и сочинениями.