Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе

Чему нужно учить на уроках русского языка?

Чему нужно учить на уроках русского языка? Вы скажете: ну, конечно же, правильно писать и ставить знаки препинания. Но это будет очень поверхностный взгляд.

Понятие «русский язык» вмещает в себя намного больше, чем просто писать без ошибок. Знаете, я вот думаю, а многие ли ответят мне, что на уроках русского языка надо правильно учить говорить и прививать любовь к языку как носителю национальной культуры? Или, научившись выражать свои несложные мысли, мы с уверенностью можем сказать, что говорить правильно умеем с раннего детства, мы ведь носители этого языка. Тогда почему так непросто бывает подбирать нужные слова в нужной ситуации? Вот и получается, что на уроках русского языка мы должны научиться, прежде всего, владеть грамотной речью, устной и письменной, относительно цели и ситуации,. А это очень непросто! Для этого нужно ориентироваться в стилях речи, иметь богатый словарный запас, уметь строить предложение так, чтобы при минимальном количестве слов оно вмещало максимум смысла, как у А.П. Чехова. Чтобы уже со школьной скамьи дети понимали, что смысл предложения зависит не только от того, какие слова использованы в предложении, но и от того, где в предложении они стоят. Сравните: Я этого не говорил и Я не это говорил – большая разница!

Научившись улавливать мельчайшие оттенки смысла, мы научимся на уроках русского языка любить свой язык, ценить, перестанем засорять его излишними заимствованиями и жаргонными словечками. Мы сохраним свою культуру – великую культуру, созданную великим языком!

Источник

Чему и зачем мы учим на уроках русского языка

Юлия Фишман

В таблице мне хочется обобщить опыт тех, кто искал лучшие методики преподавания русского языка, и попытаться разобраться, как же всё-таки вести этот предмет.

Все наиболее интересные методики, технологии, методы, с которыми мне пришлось столкнуться, можно условно разделить на три основных подхода.

Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе. 1511796928 girl 1204622 960 720. Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе фото. Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе-1511796928 girl 1204622 960 720. картинка Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе. картинка 1511796928 girl 1204622 960 720.

Развивающие методики

Запоминание созданного другими.

Ученики запоминают, как надо писать, всеми возможными способами, которые предлагает преподаватель. Предполагается, что моторные навыки должны формироваться с опорой на правильные образцы письма.
Осмыслению правил также уделяется много внимания, но выбор буквы ученик осуществляет после того, как проработал образцы без пропусков.

Осмысление созданного другими.

Ученик должен понять правило и научиться обосновывать выбор буквы или знака, пользуясь этим правилом. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока.
Предполагается, что выбор по аналогии лучше «бездумного зазубривания» и поможет детям качественнее освоить правила.

Знание правил

Внутренняя

Вы видите, что я работаю с крайностями. Конечно, в чистом виде таких методик не существует. Каждый педагог, каждый автор учебника старается в той или иной мере, в тех или иных пропорциях совместить эти три подхода. На мой взгляд, лучше всего это удалось авторам комплекта учебников программы «Школа 2100» Бунеевым. Я вывожу чистые типы методик для того, чтобы, опираясь на эту таблицу, преподаватели могли разобраться, что и зачем они делают в каждый момент на уроке, не упускают ли какой-то важной части.

Вы спросите, какой подход ближе лично мне. Смотрите на цели. На мой взгляд, русский язык надо изучать для того, чтобы ученик, в первую очередь, начал грамотно писать. А для достижения этой цели тренинговые методики работают эффективнее. Однако нельзя забывать и о развитии мышления и вообще о подаче материала левополушарным детям.

В любом случае выходит, что традиционные методики проигрывают по многим параметрам и развивающему обучению, и тренингу. Это не компромисс между крайностями. Традиционная программа не совмещает разные подходы, а уходит и от того, и от другого. Выпускники школ, которые учатся по обычным программам, на выходе не могут похвастаться ни грамотным письмом, ни развитой речью, ни гибким мышлением. А если и могут похвастаться, значит, преподаватель в значительной степени всё же использовал элементы развивающего обучения или тренинговые упражнения. Или то и другое в каком-то соотношении.

Надеюсь, мой материал кому-нибудь поможет в методологической работе над выработкой единой методики, совмещающей противоположные по принципам подходы. Если это, конечно, вообще возможно.

Важно понимать, что в таблице описаны только методы освоения орфографии и пунктуации. Сейчас я не веду речи о развитии лингвокреативности и подготовке к сочинению.

Источник

Что может сделать школа, чтобы «поднять» русский язык?

Сама по себе — ничего. Потому что программы прописываются сверху, учебники написаны зачастую заумным «научным «языком, и учитель — в лучшем случае интерпретатор научного текста, в худшем — надсмотрщик, требующий зубрежки правил.

Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе. 108648 big. Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе фото. Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе-108648 big. картинка Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе. картинка 108648 big.

Сочинения не пишутся самостоятельно, а скачиваются из Интернета, учебные предметы — каждый сам по себе, нет единых требований к языку, а примат тестирования как способа оценки усвоенности знаний, принятый ныне повсеместно, уничтожает грамотную речь как таковую.

А главное, изучение русского языка преимущественно сводится к изучению грамматических правил.

Это «врожденные» недостатки, и исправить их самостоятельно школа не в состоянии.

На уроках русского языка мы учим язык знать. А языком нужно владеть. Это, как говорится, две большие разницы. Владеть языком — значит, уметь выразить мысль не одним, а несколькими разными способами, в зависимости от ситуации и цели.

К 4 классу обычно ученики знают основы грамматики и правописания. А дальше начинается повторение уже изученного и добавляются все новые орфографические правила. Их количество в представлении детей бесконечно. И самое печальное, что они не уложены в систему, они раздроблены; требуется просто запомнить правило, а не проанализировать, сопоставить с другими. А ведь многие правила русского языка основываются на одном принципе.

Программа изучения русского больна «орфографией». Но так ли уж она нужна сегодня, эта орфография? Изобретение печатной машинки убило каллиграфию, компьютер подорвал позиции правописания. Зачем учить наизусть правила, если компьютер легко исправит ошибки.

Он подскажет даже, куда ставить запятые. Но вот чего он не сможет сделать, так это создать текст, подобрать слова с максимально точным значением и связать их так, чтобы получились изящные, легкие, но предельно насыщенные информацией предложения.

Вот именно этому и должна учить школа на уроках русского языка.

Что для этого надо?

Надо № 1. Пересмотреть программу, скомпоновав раздробленные правила в системные блоки, оформить эти блоки графически, чтобы не надо было учить правила наизусть, но в любую минуту можно было бы свериться с блок-схемой (вся орфография легко укладывается в 13 блоков). После «проработки» такой схемы достаточно одного взгляда на нее, чтобы восстановить всю информацию.

Надо № 2. Именно на уроках родного языка дать основы языкознания — понятие языковой системы (не только русского, но любого языка). Ибо язык — это система языковых единиц и система правил их образования, изменения, соединения и функционирования (то есть система грамматики). И если понятия единиц языка — звуков, частей слова, частей речи, предложений, практически одинаковы для всех языков, то правила грамматики у каждого из языков свои. Я как-то попросила учеников 11 класса написать русские названия частей речи и — рядом — их эквиваленты на английском, который они изучали пять лет. Думаете, справились?

Потому что русский — сам по себе, английский — сам по себе. Да что там ученики! Немолодая преподавательница французского языка, когда я попросила ее объяснить значение какой-то французской приставки, долго не могла понять, чего я хочу: во французском приставок нет. Для нее было открытием, что префикс и приставка — это одно и то же.

50% одиннадцатиклассников не видят разницы между частями речи и членами предложения. А зачем им это нужно? Выучили — и благополучно забыли.

А ведь эта разница — основа создания предложений. Беда в том, что собственных предложений ученики практически не создают: нет времени.

Надо № 3. На уроках в среднем звене освободившееся время (а оно обязательно освободится, поскольку учить правила и проверять, как они выучены, нет необходимости) надо работать над предложениями: анализировать их строение, создавать свои и лучше всего превратить эту работу в игру. Потому что игра — это интересно. И домашнее задание — не переписать упражнение и вставить в дырки нужные буквы, а создать свой мини-текст (2−3 предложения) на предложенную тему, употребив в нем слова-примеры к тому или иному правилу, с заданными синтаксическим конструкциями. А еще лучше, если эти мини-тексты будут связаны с тем, что «проходят» ученики на других уроках — биологии, географии, истории, математики.

Надо № 4. Скоординировать работу предметников так, чтобы они всячески поощряли грамотно построенный ответ, обязательно давали письменные задания (пусть небольшие по объему), и оценки за такие задания должны быть выставлены в журнал еще и на страничке «русский язык». То есть необходимо создать мотивацию для применения грамотной русской речи.

Кстати, в многажды хаянном «Гарри Поттере» есть очень здравые мысли по организации обучения. В практике школы Хогвардс сочинения были очень даже в ходу — по каждому предмету.

Надо № 5. В старших классах русский язык — это не повторение орфографии и пунктуации и не подготовка к ЕГЭ, это стилистика, которая учит компоновать логичный, органично связанный текст. Преподавание стилистики можно и нужно связать с программой по литературе, делая акцент на стилистику авторскую. Но главное — стилистика практическая, начиная от изложения одного и того же события в разных стилях, до умения пользоваться тропами и стилистическими фигурами для усиления воздействия на читателя или слушателя.

Не кажется ли вам, что сегодня преподавание русского языка в определенной мере напоминает программу профессора Амбридж по защите от темных искусств, безумно скучную, теоретическую, вызывающую отвращение, но одобренную министерством. Кстати, вы не помните, зачем Министерству Магии было нужно, чтобы насущно необходимый предмет преподавался именно так? Ассоциации не возникают?

Источник

Что не так с уроками русского в школе. Чему не учат детей и можно ли это изменить

Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе. 590. Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе фото. Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе-590. картинка Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе. картинка 590.

Дети могут рассказать, чему их учат на уроках русского. Но если спросить, зачем их этому учат, мало кто ответит. Наш блогер, учитель словесности Артём Григорян, уверен, что на русском можно освоить множество полезных навыков. Но для этого надо поменять подход к преподаванию.

Что вы помните о русском языке со школьных времен? Чему вы научились на этих уроках? Вот ответы родителей, которым я задавал этот вопрос:

А вот что ответили дети:

И никто из этих детей не говорит «я хочу сказать то, что» или «я тебя услышал» (да, мы с ними на «ты») На что это похоже? Вы приходите к портному и хотите сшить костюм. Он рассказывает вам о ткани и показывает сертификат подлинности, показывает фотоальбом с фабрики со всеми этапами создания и говорит, сколько метров в год они производят. Какие знаменитости носят их костюмы, сколько магазинов в мире и с какого года существует производство. Рассказывает историю компании и её роста. Но пока вы пытаетесь разобраться в этом и что-то запомнить (пока не знаете зачем, но надо же поддержать беседу), вы думаете: что я получу и буду ли хорошо смотреться в костюме?

То есть, каков будет результат? Не зря ли я выброшу время, деньги и эмоции?

Такой же вопрос задаёт себе каждый ребенок перед каждым уроком. Да, он хочет знать, что дадут ему эти 45 минут. Разве это не естественный вопрос для человека, которому и родители, и учителя, и бабушка с дедушкой говорят, что школа полезна?

Попробуем ответить на него с позиции русского языка, лингвистики и здравого смысла

1. Писать, о чем хочешь

Урок может дать возможность написать, о чем хочешь. Да, пусть о том, как проходил матч в компьютерной игре или об обычном прокатном фильме, но это интерес ребенка, он готов им делиться, так почему нет? Ведь он будет писать легко и естественно, без неприязни к письму. Темы вроде «Зима» или «Как изменился наш район», или «Моя любимая улица» для большинства детей — это долгие размышления, о чем бы написать, вымучивание каждого предложения и просьба задать дополнительные вопросы, подсказать, что же надо написать.

А ещё ребёнок не понимает, почему должен писать о том, что ему неинтересно? В результате мы получаем реакцию: «Ну вот, опять писать! Зачем это нужно?»

Как учителю работать с фрирайтингом (свободным письмом) и развивать работу с текстом — тема отдельной статьи, но основной посыл, я думаю, понятен.

2. Инструменты вместе со знаниями

Урок может научить применять инструменты. Сколько раз на уроке русского языка вас учили пользоваться разными типами словарей? Не просто рассказывали, какие словари есть (хотя это тоже далеко не во всех школах делают), а действительно учили ими пользоваться. Как, например, понимать словарную статью толкового словаря и что означают пометки разг. или доп., мн. или ед.? Какие есть электронные словари?

Вам говорили, что единственный эффективный способ проверки орфографии — это читать текст с конца, потому что так мозг не отвлекается на смысл всего текста, а проверяет слова по отдельности? А ведь это инструменты, и сейчас их стало больше. Можно на простых примерах показать, почему google translate не подходит для перевода связного текста и лишь предлагает список значений слова, а догадываться о том, какое значение использовано, надо самому.

Можно рассказать о программе «Главред», которая помогает редактировать текст и даёт рекомендации понятным языком и с примерами, или программе, которая считает, сколько в тексте «воды» и определяет возраст целевой аудитории. Помочь выучить правило или текст при помощи майндкарты, потому что ребенок в отличие от взрослого легче запомнит картинки, чем текст. Тем более те, которые нарисовал сам.

И это только малая часть инструментария, помогающая разобраться с языком.

3. Цель изучения языка

Урок может научить, пусть и постепенно, достигать цели коммуникации. Вот пример: перед учениками лежат карточки, на них коммуникативные ситуации и роли в этих ситуациях. Они подходят к столу и тянут карточки. Один из них становится директором салона красоты, к нему приходят две девочки, торговых представителя. Одна продает недорогую косметику, но не очень качественную, вторая — исключительного качества, но очень дорогую. Он приглашает их на беседу вместе, а не по отдельности, и каждая должна продать свою продукцию, а он — принять правильное решение и догадаться сбить цену.

Какие впечатления были у детей после такого урока? Да, после урока нужно и полезно выслушивать мнение детей и их впечатления, если они не возражают. Детям такое нравится. Потому что «так может быть в жизни» (Коля), «это нужно уметь делать» (Вита), «от этого могут зависеть деньги и карьера» (Василиса).

Что узнает студент-лингвист на первой лекции на первом курсе? Что язык — это в первую очередь средство общения. Не набор правил, не грамматические таблицы и список «словарных» слов, а инструмент. Так почему, когда он начинает преподавать, он забывает об этом? Может быть, правильно писать слова «семафор», «агрегат» и «резолюция» без помощи Word для ученика 7 класса не так важно? А вот находить главную информацию в тексте и конспектировать пригодится больше? Да и Word и другие орфографические сервисы не за семью замками. Если ваш ребенок вообще будет использовать слова «семафор», «агрегат» и «резолюция».

2005 год. Встреча студентов, аспирантов и преподавателей с академиком РАО Виталием Григорьевичем Костомаровым, основателем преподавания русского языка как иностранного. Вопрос из зала:

— Что не так со школьной методикой преподавания русского?

— Чрезмерное обожествление орфографии

И дальше про правила, заучивание, грамматические таблицы и полное игнорирование сути и назначения языка вместо того, чтобы использовать его и учить этому. Так может, хватит?

Это первая статья моего блога о преподавании словесности в школе и опыте общения с детьми и их родителями, а также коллегами-русистами. Я буду делиться опытом, приемами, кейсами и историями, мнениями и решениями, достижениями детей и педагогов. И говорить об этом понятно, аргументированно и современно.

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Эссе на тему чему нужно учить на уроках русского языка в школе

плащ, ночь, могуч, стеречь и т.д.

Спряжения глаголов с безударными окончаниями запоминаем по следующей рифмовке:

Ко второму же спряженью отнесем мы, без сомнения,

А еще: гнать, держать, смотреть и видеть,

Дышать, слышать, ненавидеть,

И зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.

Вы запомните, друзья, их с буквой е писать нельзя!

Вопросы к наречиям и к обстоятельствам запоминаем по следующей рифмовке:

7 вопросов – просто чудо!
Их запомнить просто так:
Где? Когда? Куда? Откуда?
Почему? Зачем? и Как?

Закрепляя тему «Разбор слова по составу», пользуемся карточками с графическим изображением частей слова. Пишу слово на доске, а дети складывают его с помощью карточек.

Изучение глаголов повелительного наклонения завершаем составлением рецептов разных блюд. Эти рецепты красочно оформляются.

Самыми любимыми уроками для моих учеников являются уроки работы над ошибками и уроки-зачеты, которые ведут они сами. При работе над ошибками создается «Ученый совет» из числа тех, кто написал на «5» (или привлекаю старшеклассников, 2 человека). Записи ведутся по установленному образцу. Члены «Ученого совета» дают тему, ребята находят в тексте слова на эту тему, говорят правило и пример. Отвечающий зарабатывает + (за 6 + оценка «5»). Ни один ответ не теряется; если на этом уроке еще нет оценки, плюсы учитываются на следующих уроках, суммируются. Члены «Ученого совета» стараются больше спрашивать тех, кто написал плохо, чтобы они могли исправить оценку. Начинается эта работа уже в 5 классе, сразу же после первого диктанта. И если первые такие уроки проходят с помощью учителя, то впоследствии дети работают одни.

Урок-зачет проводит «Экзаменационная комиссия», состоящая из 2-х человек. На основе контрольных вопросов, идущих после каждой изученной темы, создаются билеты. Члены комиссии заранее пишут ответы на них и показывают учителю. Билетов бывает обычно 5. Отвечающий на билет дополнительно должен написать 6 словарных слов, которые дадут члены комиссии, и ответить на орфограмму, которую сам достанет из стопки орфограмм. Остальные учащиеся в это время пишут ответы на билеты в тетради. Так проходит теоретическая часть урока-зачета, а на следующем уроке – практическая часть (разнообразные письменные работы по изученной теме).

Хотелось бы еще сказать несколько слов о релейных диктантах и диктантах-соревнованиях. Уроки-соревнования возможны в том случае, если ведешь параллель классов. К сожалению, у нас малокомплектная школа. А релейный диктант возможен в любых классах. Он составляется на основе упражнений учебника, которые ранее выполнялись. Нет нужды объяснять, какова польза этих диктантов. Очень серьезно относятся дети к выполнению упражнений в учебнике, зная, что впоследствии им придется на основе их писать диктант. Объявления об этих диктантах вывешиваются за несколько дней до написания, в них указываются номера упражнений, которые надо повторить.

О многом еще можно говорить, но какими бы ни были формы работы, цель у каждого учителя одна: привить интерес к предмету и добиться хороших знаний. И нет более счастливых минут для меня, чем те, когда слышишь от детей: «У нас сейчас нет урока, проведите с нами русский!» Дополнительно! Ради этого стоит работать!

На уроках литературы после изучения произведения часто проводим игру «Что? Где? Когда?». Знатоки играют против остальных учеников класса, каждый из которых готовит по 6 вопросов и призы. «Знатоками» хотят быть все, поэтому определяем их по жребию. А чтобы победить, они должны, как минимум, 2 или 3 раза перечитать текст.

По творчеству С.Есенина традиционно организовываем «Литературное кафе». Изучив творчество Ф.Тютчева, А.Фета, Н.Некрасова проводим «Литературный вечер».

Очень интересно проходят обобщающие уроки по изучаемым произведениям. Разговор от произведения плавно переходит к сегодняшним дням. Ставятся проблемные вопросы, учащиеся разбиваются на группы (2 или 3 в зависимости от точек зрения). И только диву даешься: как умны и мудры наши дети!

Нравятся мне и уроки-рекламы, когда каждый ученик говорит о какой-то книге, не изучаемой по программе. Выбирает самые интересные эпизоды из нее, а чтобы узнать, чем все заканчивается, советует прочитать эту книгу. Как правило, обязательно находятся желающие ее прочитать. Пытаюсь таким образом поддерживать интерес к чтению книг.

Также интересно проходят уроки, посвященные поэзии, ребятам нравится читать стихи наизусть, анализировать, с удовольствием находят тропы, определяют размер стиха по формуле: ХЯ

Чтобы привить любовь к поэзии, уже третий год начинаю уроки русского языка и литературы с чтения стихов наизусть в 5- 7 классах, ребятам нравится. Часто проводим литературные вечера, читательские конференции, где ученики принимают участие с удовольствием.

В конце года проводится традиционный «Бал литературных героев». Он не требует особой подготовки. Можно просто взять какой-то предмет в руки, который упоминается в полюбившемся произведении, и произнести какие-то слова из текста. Остальные должны назвать это произведение.

Стихи о природе, написанные поэтами Оренбуржья, мы всегда читаем в мае на берегу реки. Восторг, а не урок!

Уроки литературы – это уроки жизни. И добавить к этому больше нечего.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тренинг грамотностиТрадиционные методики Создание теоретического материала и собственных текстов.
Ученики анализируют языковой материал, ищут закономерности и сами формулируют правила. Работа по запоминанию остаётся на совести ученика и происходит вне урока. После того, как ученики вывели и какое-то понятие или правило, преподаватель сообщает, как это называется в официальной науке. Предполагается, что теория, выведенная самостоятельно, лучше запомнится. Ученики получают много творческих заданий. Предполагается, что формирование навыков письма должно базироваться на развитии речи. ;
Основные упражненияЗрительные диктанты

Списывание текстов без пропусков букв

Запонимание таблиц с опорными сигналами

Постоянные маленькие диктанты

Быстрое прорабатывание большого количества тестов (с объяснением)

Частые контрольные диктанты

Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания

Списывание слов по столбикам

Медленное самостоятельное выполнение тестов

Редкие контрольные диктанты

Работа с текстами и карточками по заданию в малых группах

Творческие работы, требующие создания собственного текста (устного или письменного)

Списывание со вставкой пропущенных букв и постановкой знаков препинания

Редкие контрольные диктанты

Что получает ученик и какие задачи перед ним ставятсяГотовые правила в компактном изложении

Наборы слов на правила и словарных слов для запоминания

Готовые правила по отдельным пунктам для медленного прорабатывания каждого пункта.

Слова и тексты с пропущенными буквами для отработки применения правила.

Готовые наборы слов на правила для анализа и вывода правила.

Задания на создание собственного текста.

Изучаются части речи и все правила, связанные с каждой частью речи, словарная работа ведётся без особой системы по небольшим спискам, предложенным учебниками.

Сначала выводятся основные понятия теории языка. Потом при оперировании этими понятиями выводятся правила. Порядок работы с правилами не имеет особого значения.
Цель, которая будет достигнута в первую очередьПовышение грамотностиРазвитие мышления
Раскрытие творческого потенциала
Для каких детей лучше подходитДля правополушарныхДля левополушарныхДля левополушарных и правополушарных
Мотивация