Что внес в литературу фонвизин
ФОНВИЗИН ДЕНИС ИВАНОВИЧ
Семья. Юность
Денис Иванович Фонвизин происходил из старинного дворянского рода: ливонский рыцарь фон Визин был взят в плен при Иване Грозном, затем стал служить русскому царю. Сама фамилия со временем была искажена, изначально она имела написание von Wiesen и многие исследователи долгое время использовали раздельное написание или же написание Фон-Визин, но в конце XIX века исследователь Н.С. Тихонравов установил современное написание фамилии писателя. Отец Фонвизина, Иван Андреевич был чиновником ревизион-коллегии, приближенным ко многим известным политикам.
Фонвизин получил хорошее домашнее образование. В 1755-1760 годах учился в гимназии при Московском университете, где успешно изучал латинский, немецкий и французский языки и выступал на торжественных актах с речами на русском и немецком. В 1760 году в числе лучших учеников Фонвизина возили в Санкт-Петербург для представления куратору университета И.И. Шувалову. Там его «произвели в студенты» философского факультета. Денис Иванович активно участвовал в студенческой жизни, играл в любительском театре М.М. Хераскова.
Первые литературные опыты
«Елагинский кружок». «Бригадир» и появление «комедии нравов»
В 1762 году Фонвизин оставляет университет и переезжает в Петербург, где начинает работать переводчиком в Коллегии иностранных дел. До 1769 года он работал под руководством статс-советника дворцовой канцелярии И.П. Елагина, который управлял «придворной музыкой и театром» и покровительствовал начинающим литераторам. Елагин оценил фонвизинский перевод вольтеровской трагедии и вскоре молодой писатель вошел в т.н. «елагинский кружок», участники которого (сам Елагин, В.И. Лукин, Б.Е. Ельчанинов и др.) были заняты разработкой русской самобытной комедии. Для этого они переделывали иностранные пьесы, налагая их содержание на русские реалии. Также в кружке осваивались традиции мещанской «слезной драмы» («серьезной комедии»), теоретиком которой выступал Д. Дидро. В этом духе Фонвизин в 1764 году и сочинил свою первую, стихотворную комедию «Корион», взяв за основу драму французского автора Жана-Батиста-Луи Грессе «Сидней». Действие в пьесе происходит в подмосковной деревне и заключается в изложении сентиментальной истории влюбленных Кориона и Зеновии, разлученных по недоразумению и благополучно соединяющихся в финале. Также в то время Фонвизин сблизился с литературным кружком поэта и переводчика князя Ф.А. Козловского, завязалась дружба между ним и выдающимся актером И.А. Дмитриевским.
В 1760-х годах, во время работы Комиссии для составления нового Уложения (1767), Денис Иванович высказывался по волновавшему всех вопросу прав и привилегий дворянства. Он переводит трактат Г.-Ф. Куайе «Торгующее дворянство» (1766), где обосновывалось право дворянина заниматься промышленностью и торговлей (не случайно в «Недоросле» Стародум разбогател как сибирский промышленник, а не придворный). В рукописи распространялась составленная им в конце 1760-х компиляция из трудов немецкого юриста И.Г. Юсти «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина». В качестве приложения к переведенной Фонвизиным повести Ф.-Т.-М. Арно «Сидней и Силли, или Благодеяние и благодарность» (1769) было опубликовано одно из немногих его стихотворений «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (здесь присутствуют элементы антиклерикальной сатиры, навеянные, как полагают, тесным общением Фонвизина с литератором Ф.А. Козловским, известным вольтерьянцем и вольнодумцем). Деятельность Фонвизина как переводчика художественной прозы увенчал перевод повести Поля Жереми Битобе на библейский сюжет «Иосиф» (1769): это сентиментальное, проникнутое лиризмом повествование, выполненное ритмической прозой.
Служба Н.И. Панину. «Записки первого путешественника»
В 1777-1778 годах Фонвизин путешествует по Германии и Франции. Одной из причин этого путешествия была длительная болезнь жены писателя Екатерины Васильевны (в девичестве Дмитриева-Мамонова, у пары было 8 детей). Его впечатления от этой поездки нашли свое отражение в «Записках первого путешественника», которые стали одной из важных вех в процессе изменения облика русской прозы в этот период.
«Недоросль»
Последние годы
В 1783 году княгиня Е.Р. Дашкова привлекла Фонвизина к участию в издававшемся ею журнале «Собеседник российского слова». В первом же номере появился его «Опыт российского сословника». Составленный как будто бы для нужд готовившегося «Словаря Российской Академии наук», фонвизинский «Опыт» являлся скрытой политической сатирой, изобличающей придворные порядки и «бездельничанье» дворян. В том же журнале в 1783 году без заглавия и подписи были опубликованы политически острые и дерзкие «вопросы» Фонвизина (в рукописи они озаглавлены как «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание»), адресованные Екатерине II и снабженные «ответами» самой императрицы, которая поначалу автором «вопросов» полагала И.И. Шувалова. Истина вскоре выяснилась, и таким образом Фонвизин своим «свободоязычием» навлек на себя неудовольствие власти и в дальнейшем испытывал затруднения с публикацией своих трудов.
Перевод сочинения И.Г. Циммермана «О национальном любочестии» (1785), повесть о гонениях, которые терпит мудрец, говорящий правду властителю («Каллисфен», 1786), и стихотворная басня «Лисица-Казнодей» (1787) были напечатаны анонимно. К 1788 году писатель подготовил свое «Полное собрание сочинений и переводов в 5-ти томах»: была объявлена подписка, однако издание было приостановлено императрицей, и даже рукопись его теперь утрачена. В том же году Фонвизин безуспешно добивался разрешения на издание авторского журнала «Друг честных людей, или Стародум» (часть подготовленных Фонвизиным материалов журнала увидела свет лишь в 1830 году).
Сатирик скончался 1(12) декабря 1792 года в Санкт-Петербурге после вечера, проведенного в гостях у Р.Г. Державина. Денис Иванович Фонвизин был похоронен в Санкт-Петербурге на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры.
Память
Именем Д.И. Фонвизина названы улицы в Москве, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Королёве, Херсоне, Алма-Ате, а также станция метро «Фонвизинская» в Москве.
Сочинения
Первое полное собрание сочинений Фонвизина. М., 1888.
Собрание сочинений в 2-х тт. М., 1959.
Сочинения, письма и избранные переводы Фонвизина. СПб., 1866.
Денис Фонвизин
краткая биография
Роль и место в литературе
Денис Иванович Фонвизин был литератором екатерининской эпохи, публицистом, драматургом, переводчиком, создателем национальной бытовой комедии. Он занял особое место в литературе как автор литературной сатиры, поражающей глубиной постижения нравов.
Неоценимый вклад Фонвизина в русскую литературу и искусство заключалось в интенсификации идеи классицизма. Созданная им комедия «Недоросль», тесно связана с особым течением в литературе и искусстве (живописи и архитектуре), которое зародилось в некоторых европейских государствах в век подъема абсолютизма (полная власть монархов, олицетворявшая единство, суверенитет и целостность государств) в начале XVII века и обретшее название классицизма.
Произведения Фонвизина повлияли на весь литературный мир того времени. Фонвизин, как и Радищев, стремился реалистически изобразить жизнь простого народа. Осуждение крепостнического режима, почитания дворянской знатью культуры западного общества, взяточничества находят место в его сочинениях. После него такие же мысли отображал и Крылов.
Некоторые приемы сатиры, а также образы, которые использовал Фонвизин, находят место и в некоторых произведениях Пушкина. Фонвизин в своих произведениях показал, как крепостное право оказывало растлевающее влияние на помещиков и крестьян. Просуществовав до 1861 года, крепостное право еще сильнее разлагало личность человека, чем это было во времена Фонвизина.
Фонвизин своими литературными работами показал новый этап роста национального искусства. Литературные труды Фонвизина подаренные им для будущих поколений, входят в сокровищницу русской литературы.
Происхождение и ранние годы
Родился будущий писатель 14 апреля 1745 года в Москве, в семье дворян, происходившей из старинного немецкого рода ливонских рыцарей. Его предки переехали из Лифляндии при правлении царя Ивана Грозного. Фамилия его прадеда в то время писалась раздельно на немецкий манер с приставкой фон (барон Петр Фон Визин). Слитное написание было установлено позднее.
У Дениса Ивановича Фонвизина было трое братьев и четыре сестры. Отец писателя, Иван Андреевич Фонвизин, во время царствования Петра I обучался морскому делу. Он прослужил во флоте девять лет, затем перевелся служить в сухопутные войска, а потом был на гражданской службе.
Образование
Фонвизин, пока ему не исполнилось 10 лет, воспитывался дома. Отец будущего великого писателя, был не очень образованным человеком, но, несмотря на это, обучением всех своих восьмерых детей занимался сам. После домашнего обучения Дениса и его брата Павла отправили на учение в гимназию для дворянских детей, которая была открыта при университете Москвы.
Учеба маленькому Фонвизину давалась хорошо, и он был на прекрасном счету в гимназии; ему много раз давали награды, даже дважды выступал с речами на русском и немецком языках на публичных актах.
Как лучший ученик гимназии в 1758 году Фонвизин едет в Петербург, где его представляют покровителю университета того времени, И. И. Шувалову, и императрице Елизавете.
Роскошный дворец, а также увиденное им театральное представление производит на мальчика огромнейшее впечатление.
В 1759 г. Фонвизин стал студентом философского факультета Московского университета, и через 3 года, когда ему исполнилось семнадцать лет, заканчивает университет.
Творчество
Первые свои литературные произведения Фонвизин написал, будучи еще студентом университета. Над переводами нескольких басен и других сочинений немецких авторов он начинает работать с 1761 года. Фонвизин постоянно посещал литературный кружок Козловского. В 1764 году он выступает со своим драматическим произведением «Корион», написанным в комедийном стиле. В 1786 году впервые вышла в свет социально бытовая комедия, которую Фонвизин назвал «Бригадир». В 1883 году опубликована вторая комедия «Недоросль», которая и стала самым известным произведением писателя.
Главные произведения
В 1782 году в самом известном произведении литератора, комедии «Недоросль», во всей своей полноте и блеске проявляется талант Фонвизина как драматурга. Эта пьеса, так же как и «Бригадир», дает конкретное изображение русской действительности.
Фонвизин читает «Бригадира»
«Недоросль» известна всем не только, как «комедия нравов», но и как первая общественно-политическая комедия. Драматург мастерски сумел сделать из приусадебного уголка дворянского поместья общественную трибуну и показать в ней «злонравия плоды». В этом произведении зазвучали вопросы, волновавшие русских свободомыслящих людей, живших в «веке Просвещения»: ответственность государя за народ, обязательное ограничение самовластия помещиков, воспитание достойных граждан своей страны. Невежество и злой нрав были основными пороками, которые были осмеяны в комедии. Одной из центральных тем в «Недоросле» является тема воспитания, на первом месте которой стояла образованность. Эта пьеса, которую Фонвизин написал более чем двести лет тому назад, не утратила свою актуальность и в теперешнем времени. В ней звучит предостережение для нынешней молодежи от повторения ошибок Митрофанушки. Комедия «Недоросль» одаренного Фонвизина всегда будет для народного чтения и будет всегда удерживать почетное место в истории русской литературы.
Последние годы
Литературной деятельностью Фонвизин занимался до последних дней своей жизни, невзирая на то, что был тяжело болен (паралич), но в лице императрицы Екатерины II, он встретил резкое неодобрение. Ему было запрещено опубликовывать пятитомный сборник сочинений, журнал «Друг честных людей, или Стародум», и не получил разрешение на перевод Тацита. В конце жизни великий писатель работал над автобиографической работой «Чистосердечное признание», но окончить ее не успел.
1 декабря 1792 года Дениса Фонвизина не стало.
Хронологическая таблица (по датам)
Год (годы) | Событие |
1745 | Год рождения Дениса Фонвизина |
1777-1778 | Жизнь и деятельность во Франции |
1779 | Снова на Родине |
1781 | Служба статским советником |
1782 | Успешно прошла премьера произведения «Недоросль» |
1783 | Пьеса «Недоросль» была поставлена в Москве |
1792 | Не стало Дениса Фонвизина |
Интересные факты
Память о писателе
Именем великого драматурга в России названо 15 улиц и 1 переулок (по данным 2013 года). Улицы Фонвизина есть и в Украине. В 2016 году в столице России открыли станцию метро Фонвизинская.
Русская литература Фонвизина
Вы будете перенаправлены на Автор24
Известный литературный критик Виссарион Григорьевич Белинский так писал он Фонвизине: «Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но началась только с Фонвизина: его «Бригадир» и «Недоросль» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, как одно из примечательнейших явлений».
Начало литературного творчества
С шестнадцати лет Фонвизин занимался переводческой деятельностью. Первым переведенным им произведением стал сборник басен немецкого автора Хольберга. За этой работой последовали переводы античной классики и произведений писателей-просвещенцев, например, Вольтера.
Любимым писателем Фонвизина был Жан-Жак Руссо, французский философ эпохи Просвещения.
Фонвизин был человеком живым и остроумным, обладающим удивительным чувством юмора и природным даром иронии. Все эти качества позволяли ему создавать поразительные по своему содержанию комедии, высмеивающие пороки общества. Раннее творчество Фонвизина отличалось ярко выраженной сатирической направленностью.
Готовые работы на аналогичную тему
Комедия «Бригадир»
В 1769 году из-под пера Фонвизина в свет выходит комедия «Бригадир», премьера которой увенчалась большим успехом. Успех этот был настолько велик, что писатель был приглашён в Петергоф, чтобы лично прочитать «Бригадира» императрице Екатерине Великой.
В «Бригадире» заметен огромный интерес Фонвизина к национальному русскому быту, русским характерам и нравам, к русской ментальности.
Существует, однако, и другое мнение, которое гласит, что действием в комедии является любовная интрига. Против данной теории говорит тот факт, что в «Бригадире» есть сцены, совершенно не связанные с любовными разговорами. Для классической комедии XVIII века наличие лишних сцен и персонажей было недопустимо.
Сложно определить, посвящена ли комедия описанию счастья умных, таких как Софья и Добролюбов, или же описанию горя глупых, таких как Бригадир и Советница, Советник и Бригадирша. Но ясно, что Фонвизин в своём произведении создаёт образы людей, говорящих на одном языке, но совершенно друг друга не понимающих. Бытовой и разговорчивый мир порока противопоставляется миру молчаливой благодетели.
Зрелое творчество
В «Рассуждении. » Фонвизин довольно резко критиковал деспотизм режима правления Екатерины II и требовал конституционных преобразований, угрожая в противном случае провести эти преобразования силой.
После написания «Рассуждения. » писатель уезжает во Францию, где пристально наблюдает за политической и общественной жизнью страны, чтобы лучше понять российскую действительность и найти пути к улучшению жизни русского народа.
По возвращении на родину Фонвизин пишет «Рассуждение о непеременных государственных законах», адресованное будущему императору Павлу Петровичу. В этом произведении Фонвизин отмечает, что государству необходимо ограничить крепостное право, поскольку Россию охватывал безграничный произвол.
Эта же тема отразилась в написанной в 1783 году комедии «Недоросль».
Комедия «Недоросль»
В «Недоросле» автор поднимает следующие темы:
Герои этой комедии делятся на «бытовых» и «героев-идеологов». Бытовые герои порицаются Фонвизиным. Это Простакова и Простаков, Скотинин, Митрофан. Те, кто погряз в застое и неподвижности, люди, тянущие Россию назад. Герои-идеологи же, напротив, являют собой образы идеальных дворян и людей, способных к духовной эволюции. Это Стародум, Софья, Милон и Правдин.
Существует легенда, после премьеры «Недоросля» князь Потёмкин сказал Фонвизину: «Умри, Денис, лучше не напишешь».
Императрица Екатерина была так недовольна «Недорослем», который, по её мнению, покушался на государственные устои, что запретила дальнейшую публикацию любых произведений Фонвизина.
Последние годы жизни
Под конец своей жизни Д.И. Фонвизин вышел в отставку, но продолжил заниматься литературным трудом вопреки сковавшему его параличу. Поздние произведения писателя были встречены большим неодобрением императрицы, запретившей публикацию пятитомного собрания сочинений Фонвизина.
В эти годы Фонвизин занимался по большей части публицистикой и драматургией. Он писал для журналов, а также создал комедию «Выбор гувернёра», драматический фельетон «Разговор у княгини Халдиной» и автобиографию «Чистосердечное признание».
Значение творчества Д. И. Фонвизина
Вклад Фонвизина в отечественную литературу и искусство в целом заключается в интенсификации идей классицизма. В частности его комедия «Недоросль», теснейшим образом связаны с особым направлением в литературе и в искусстве (живописи, архитектуре), зародившимся в ряде европейских стран в пору подъема абсолютизма (личной власти монархов, олицетворявших единство, целостность, суверенитет (независимость) государств) в начале XVII века и получившим название классицизма.
Важно и идейное влияние фонвизинских произведений на литературный процесс той эпохи. Фонвизин был близок Радищеву и своим стремлением реалистически изобразить жизнь народа. Вслед за Фонвизиным и Крылов осудил крепостнический режим, низкопоклонство дворян перед западной культурой, взяточничество чиновников. Некоторые мотивы из произведений Фонвизина в творчестве Крылова зазвучали еще резче. Из «Бригадира» мы узнаем, что советница, стремясь быть красиво и богато одетой, уменьшала «достаточек» своего мужа. В комической опере Крылова «Бешеная семья» женщины также тратят большие средства на «шемизы», на «корнеты», на «подкапки», на «лорнеты», на «роброны», на «шиньоны», на «французские эспри». Крылов еще глубже ставит вопрос о дворянских щеголях. Он показывает прямую зависимость разорения крестьян от мотовства помещиков. По одному из писем «Почты духов» известно, что Промот, ухаживающий за Неотказой, разорился, чтобы быть красиво одетым; показывая свою правую руку, усеянную перстнями, он говорит ей: «. познай, что на этих пальцах сидит мое село Остатково; на ногах ношу я две деревни, Безжитову и Грабленную; в этих дорогих часах ты видишь любимое село Частодавано; карета моя и четверка лошадей напоминают мне прекрасную мою мызу Пустышку» [4].
Фонвизин нарисовал образ немца учителя, бывшего кучера, а Крылов в комедии «Модная лавка» в роли воспитательницы детей в семьях русских дворян показал мадам Каре, которая до приезда в Россию сидела в парижской тюрьме. Автор «Всеобщей придворной грамматики» сатирически воспроизвел нравы, господствующие при екатерининском дворе, а Крылов, талантливо пародируя жанр классической трагедии, написал «Подщипу» — злейшую сатиру на Павла I и павловский режим, затронув в ней очень большой круг социально-политических вопросов того времени.
В пушкинских произведениях отчетливо выступают некоторые образы и приемы сатиры Фонвизина. Юный поэт в сатирической поэме «Тень Фонвизина» заставляет «творца, списавшего Простакову», покинуть рай и вновь появиться среди русских поэтов, еще не переселившихся в мир иной. То, что представилось на земле глазам прославленного драматурга, повергло его в уныние. Жизнь не изменилась. Словами «как прежде», «все те же», «всетак же», «тож», да «то же» Пушкин подчеркнул, что свет остался таким же, каким изобразил его автор «Послания к слугам моим, Шумилову, Ваньке и Петрушке» [1].
Фонвизинский тон ясно ощущается не только в юношеской поэме, но он будет сохранен поэтом и в его других уже зрелых произведениях. Пушкин в «Евгении Онегине» рисует семью Скотининых с ее многочисленным потомством и сразу же позволяет читателю установить, какие «наследственные» черты сближают ее со своими «предками», Скотиниными — Приплодиными из комедии Фонвизина «Недоросль». На творческую преемственность Пушкиным традиций Фонвизина указывает и проф. Д. Д. Благой, отмечая, что в первоначальном варианте второй главы «Евгения Онегина» сопоставляются образы Лариной и Простаковой: «Она меж делом и досугом открыла тайну, как супругом как Простакова управлять».
Фонвизин показал растлевающее влияние крепостного права на крестьян и на помещиков, которое продолжало существовать до 60-х гг. XIX в. и еще с большей силой, чем во времена Фонвизина, разлагало личность человека. Творчество Гоголя, Салтыкова-Щедрина и отразило в типических образах жизнь русских помещиков эпохи полной деградации крепостнического уклада.
В раскрытии образов Бригадирши, Бригадира и Советника автор далеко выходит за рамки традиционного классицизма, поскольку осуществляет тщательный анализ существующих нравов и создает национальный типический характер. По мнению современников Фонвизина, харктер и нрав — это два разных понятия. Если характер предполагает какие-то врожденные побуждения к определенному действию, то нрав — это навыки, привитые воспитанием. Известный критик П. Н. Берков считал, что в «Бригадире» нравы существенно доминируют над характерами [3]. Новаторство Фонвизина в пьесе «Бригадир» проявилось и в мастерском использовании натурального и остроумного языка. Каждый персонаж обладает ярко узнаваемой лексиой, что прекрасно характеризует героя с той или иной стороны. Так, к примеру, Советник нарочито использует в своей речи церковнославянские обороты, что только подчеркивает лицемерие этого человека. Бригадир и Бригадирша в силу своего невежества отличаются просторечием. Иванушка и Советница используют макаронический жаргон, близкий к разговорной речи щеголей со страниц сатирических журналов. Удивительно еще и то, что даже «про себя» эти люди говорят свойственным им языком. В пьесе Фонвизина зарождался новый метод литературы — реалистическая типизация.
Пьеса Фонвизина сыграла огромную роль в дальнейшем развитии русской комедии, поскольку именно в ней были впервые заложены основные положения нового направления в драматургии и литературе. В дальнейшем другие авторы успешно использовали открытия писателя при создании своих произведений. К примеру, Сумароков в своей комедии «Рогоносец по воображению» также выносит провинициальный помещичий быт на сцену. Пьеса имела такой успех у зрителей, что Н. И. Панин, руководитель внешней политики Русского государства, искусный дипломат и высоко образованный человек, пригласил автора на должность секретаря в Иностранную коллегию.
Заключение
Сила воздействия творчества Фонвизина сказалась уже на его современниках, некоторые из них создали произведения, представляющие своеобразные вариации комедии «Недоросль». Укажем, например, пьесу Кропотова «Фомушка, бабушкин внучек», пьесу Плавильщикова «Сговор Кутейкина».
Однако не этим определялось влияние автора «Недоросля» на русскую литературу. Фонвизин как писатель был подготовлен развитием русской литературы, но как большой художник он не только воспользовался итогами развития национального искусства, но своей творческой работой определил новый этап его роста.
Высокие гражданские идеи, стремление к глубокому и правдивому воспроизведению жизни, новаторство в области формы, политическая острота сатиры, разнообразие его приемов, обращение к разговорному языку, внимание к устному народному творчеству — именно эти черты творчества Фонвизина как дар крупного художника вошли в сокровищницу нашей литературы.
Литература
2. Русская комедия и комическая опера 18 века. – М., 1970.