Что включали в себя административные реформы петра 1
Реформы Петра I. Административная реформа.
Административная реформа.
Цели реформы:
максимальная централизация управление и усиление личной власть монарха;
совершенствование центральной системы власти;
совершенствование системы местной власти, подчинение её центральным органам власти.
Время проведения: 1699-1721 гг.
Содержание реформы.
Реформа центральных органов власти.
Губернская реформа.
Разделение России на 8 губерний (к 1714 г.- 11): Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую.
К каждой губернии были приписаны военные части.
1719-1721 г. – губернии были поделены на 50 провинций, во главе- воевода.
Провинции делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами.
Пётр 1 – император.
1721 г.- принятие Петром I императорского титула.
Табель о рангах.
Всего было 14 классов (чинов, рангов) для гражданских служащих и военных.
Потомственным дворянином мог стать чиновник, получивший 8 класс по штатской службе.
Все земли предавались по наследству лишь одному из сыновей (чаще- старшему). Остальные должны были служить.
Местное самоуправление.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Административные реформы Петра
Вы будете перенаправлены на Автор24
Административные реформа Петра – это комплекс мер, направленных на строительство эффективной системы органов исполнительной власти на основе четкой регламентации их функционирования
Петр I вошел в историю как великий реформатор, но многие историки говорят о том, что во многом его реформы не были его личной инициативой, все эти преобразования были обусловлены предшествующим развитием страны. В жизни каждого государство случается переходный период, так вот в России это случилось во время правления Петра.
Петр I полностью преобразовал систему государственного управления, были созданы специальные коллегии, прообразы будущих министерств: военная, морская, торговых дел, юстиции, иностранных дел. Во время правления Петра I страна вышла на путь реформ. Большое значение, в реформаторской деятельности Петра, имели его административные реформы.
Упразднение Боярской думы
В самом начале своего царствования Петр I сталкивается с медленной бюрократией в лице Боярской думы, её деятельность была очень нерешительной для эффективного управления страной, такой расклад, конечно, не устроил государя, это и положило начало масштабной административной реформе.
Первое время Петр упразднял приказы или менял их на новые, так появляется Ближняя канцелярия – учреждение, осуществляющее контроль над финансовой деятельностью приказов. Боярская дума перестала существовать в 1704 году, а вся реальная власть сосредоточилась в руках канцелярий.
Рисунок 1. Петр I. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
С приходом к власти Петра I стиль и методы управления начали видоизменяться, и если раньше многие решения принимала Боярская дума, то теперь этим занималась команда ближайших сподвижников царя. В 1699 году было собрано особое ведомство городов. Указом было установлено самоуправление для городского купечества и для населения приморских городов. Была отменена власть воевод, теперь судить и собирать налоги могли лишь выборные бурмистры.
Готовые работы на аналогичную тему
Возглавила новую систему органов Московская ратуша, которую выбрали московские купцы, в её ведении находились поступления доходов с городов государства и всеобщий надзор за деятельностью органов самоуправления. Возглавил московскую Ратушу обер-инспектор ратушного правления Алексей Курбатов, постепенно Петр утратил доверие к Ратуше и пришел к решению перенести большую часть управления на места, так как посчитал, что человеку «сложно одному глядеть за всем».
В 1707 году, был издан указ, согласно которому происходит территориальное разделение земель, начинают образовываться губернии, после их появления начинается реформа областного управления, которая завершилась лишь в 1719 году.
Страна была разделена на губернии, всего их было 8, в свою очередь эти губернии делились на провинции, а провинции на уезды. В каждой губернии главой был губернатор, наделенный административными полномочиями, он также командовал войсками, которые были закреплены за губернией.
Возглавлял губернию губернатор, который был наделен административно – судебными полномочиями и являлся главнокомандующим прикрепленных к его губернии войск. Провинции возглавляли воеводы. В уездах же бал правил земский комиссар, который избирался из дворян. Количество приказов продолжало сокращаться, а их функции переходили к губернаторам.
Коллегии при Петре
В 1712 году с помощью участия иностранных советников была сделана попытка создать Торговую коллегию, лучшие чиновники и юристы из европейских стран были приглашены в Россию для работы в государственных учреждениях, а образцом для выработки собственных правил была выбрана шведская система коллегий, которая в то время считалась одной из самых продуктивных во всей Европе.
Каждая коллегия состояла из нескольких чиновников, которые подчинялись генерал-губернатору, входившему в Сенат. Всего было 12 коллегий. Создание коллегиальной системы завершило процесс централизации власти и бюрократизации государственного аппарата, распределение ведомственных функций, одинаковые нормы деятельности (по регламенту) – всё это сильно отличало новый аппарат от предыдущей приказной системы.
В марте 1711 года Петр создаёт Правительственный сенат, который представлял из себя собрание из 9 человек, которых назначал царь, позже Сенат станет собранием президентов коллегий – сенаторов, его основной функцией было управление страной во время отсутствия царя, после он становится постоянным учреждением.
Табель о рангах
В 1722 году были введены должности генерал–прокурора и обер-прокурора Сената, эти должности должны были стать правой рукой государя и вести надзор за Сенатом, который был наделен судебной, административной и законодательной властью.
Важное место в административных реформах Петра занял закон, который был принят в этом же году. Это закон «Табели о рангах». Табель выделял три рода госслужбы:
Служба становится единственным способом на пути к государственным чинам. Табель о рангах, был некой карьерной лестницей того периода, всего было 14 рангов, так простолюдин получивший офицерский чин или 8 ранг на гражданской службе автоматически становился дворянином, в этом плане Табель о рангах был весьма неплохим законом.
Значение административных реформ
Во время царствования Петра I абсолютная власть монарха в стране заметно укрепилась, а в 1721 году Петр I получил титул Императора, Россия с этого времени начинает именоваться Империей, это еще сильней укрепило самодержавие в стране. Несмотря на это, многие исследователи и историки считают административные реформы Петра самым слабым местом во всех его преобразованиях. Все реформы следовали друг за другом, но население страны при этом жить лучше не стало, материальное положение простых людей оставляло желать лучшего.
Петр относился к государственным учреждениям как к военной системе. К законам и указам как к уставу. К чиновникам как к солдатам. Сам Петр предпочитал повседневной одежде военную форму – и думал часто как солдат. Отсутствие системы при проведении административных реформ и спешка сбивали его с толку, одни приказы заменяли другими или вовсе отменяли их, а учреждения в основном дублировали деятельность друг друга.
Реформы органов местного управления и самоуправления Петра I Великого
Полный список реформ, относящихся к органам местного управления можно изучить в таблице ниже.
Таблица
«Реформы органов местного управления Петра I Великого»
Год/Событие | Причины и цели | Суть и содержание |
1699 |
Учреждение Бурмистерской палаты
Губернская реформа
(областная)
Губернская реформа
(областная)
Создание Главного магистрата
Причины и предпосылки реформ местного управления
Кратко о сути и содержании реформ местного управления
Губернская реформа
Реформа местного управления началась задолго до создания коллегий — первый этап губернской реформы уже в 1708 году вводил разделение государства на губернии — — делалось это для того, чтобы налоговые сборы с этих областей содержали флот, а поступающие на службу рекруты могли быть быстро переброшены на войну.
Второй этап стал возможен после того, как тяжелые годы войны миновали, поэтому Петр I 7 декабря 1718 года утвердил решение Сената о создании провинций и разделении их на дистрикты, управлявшиеся земскими комиссарами. Таким образом, областная реформа разделила местное самоуправление на три звена: губерния, провинция, дистрикт.
Городская реформа
Созданная в 1699 году Бурмистерская палата, по мере введения новых фискальных органов — теряла собственные полномочия. Окончательно её влияние на жизнь города исчезло с появлением губернаторов — именно они получили все рычаги управления городами-центрами губерний.
Тем не менее, на уровне самоуправления города были необходимы собственные полномочные органы, поэтому в 1720 Петр I создаёт Главный Магистрат, а в следующем году выпускает к нему соответствующий регламент. Вводилось разделение городов на разряды, а жителей (посадских людей) — на категории.
Первостепенными задачами главного магистрата назывались следующие:
Города разделялись на разряды:
Граждане городов (посадские люди) были разделены на две принципиальных группы:
Административные реформы Петра I
Говоря о реформаторской деятельности Петра I, нельзя забывать о том, что вся его деятельность не являлась только его личной прихотью или причудами характера – она была обусловлена всем предшествующим развитием России. Как считает историк С. Соловьев, в жизни каждого государства, как и в жизни каждого человека, происходит переход из одного возраста в другой. И переход этот не всегда гладкий и беспроблемный, чаще бывает наоборот. Соловьев отмечает, что допетровское время было для России временем, когда преобладает чувство. Петр I взошел на трон в то время, когда Россия переходила в возраст, в котором господствует мысль.
Другое дело, что необходимость реформ для страны Петр воспринимал как личное дело, оттого они проводились насильственным методом. Но безусловным является то, что они были необходимы. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.
В.О. Ключевский писал:
«Преобразование управления — едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность».
Следует отметить, что Ключевский относился к деятельности Петра довольно критически, считая, что реформы управления проводились Петром наспех, бессистемно, основной целью их проведения было более эффективное изъятие денег у народа для все растущих военных расходов, т.к. сам Петр называл деньги артерией войны. Как говорил один американский исследователь,
«Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат».
Но если команды Петра были четкими и ясными, то их исполнение не соответствовало такой характеристике: часто установления и приказы сводились на нет постоянными переменами в госучреждениях, иногда одни и те же функции дублировались разными учреждениями, многие учреждения и должности поменяли лишь свои названия: старорусские на европейские, но по сути они остались теми же, ведь люди в них работали по прежнему принципу, а царь, хоть он и был Петром I, за всем лично уследить не мог.
Упразднение Боярской думы
Стиль и методы управления постепенно менялись: вместо Боярской думы решения стала принимать команда, составленная из ближайших сподвижников Петра I. Сначала главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, которого современники характеризовали как «злого тирана, пьяного по вся дни».
В 1699 г. было создано особое ведомство городов. Указами было введено самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Власть воевод отменялась — судом и сбором налогов стали ведать выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, которую выбирали купцы Москвы. В ведении Ратуши находились поступления государственных доходов с городов и общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавлял Ратушу обер-инспектор ратушного правления (первым стал в этой должности бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов). Но вскоре Петр утрачивает доверие к Ратуше и приходит к решению перенести большую часть управления на места, т.к. «человеку трудно за очи все разуметь и править».
1707 год – начало новой реформы: создаются губернии, которые делятся на провинции. Всего образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (позже Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе пограничных губерний назначались генерал-губернаторы, а во главе остальных — губернаторы. Во главе провинций стояли воеводы. При губернаторах и воеводах состояли земские канцелярии. С 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами. Губернаторы имели в помощниках заместителя (вице-губернатора), ландрихтера (судебного служащего), провиантмейстера и др. чиновников.
В 1710 г. проводится подворная перепись населения и устанавливается особая платежная единица, обеспечивающая одну «долю» средств для покрытия военных расходов. Но эта реформа не оправдала ожиданий: Северная война затягивалась, денег не хватало, а это всегда создает благодатную почву для махинаций. Кроме того, создалось непонятное положение со столицей: Петербург ею еще не стал, а Москва уже перестала ею быть, а власть по-прежнему была сосредоточена в руках петровской команды, которую он называл то ближней канцелярией, то «консилией министров».
Учреждение Сената
Наконец, Указом от 2 марта 1711 г. был создан новый орган государственной власти – Сенат. Вначале Сенат состоял из 9 ближайших сотрудников Петра. Это был высший государственный орган власти. Для контроля над управлением в 1711 г. Петр создает систему фискалов, которые подчиняются обер-фискалу. Их обязанности: доносить Сенату и царю о злоупотреблениях и нечестных поступках чиновников. Фискалы получали половину имущества виновного, если их донос подтверждался. Вот откуда растут ноги у современной коррупции!
Но в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора — руководить фискалами. Генерал-прокурор должен был надзирать за Сенатом, тем самым роль Сената понижалась. Образцом для реформы государственного управления Петр взял шведское государственное устройство, которое строилось на принципах камерализма (устройство учреждения на основе коллегиальности, регламентации деятельности чиновников, единообразия штатов и жалования). Но никогда чужой опыт не может быть перенесен полностью на другую почву. Петр также внес изменения, обусловленные особенностями России, Указом от 28 апреля 1718 г.:
«Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».
Создание коллегий В 1712 г.
Петр создает по шведскому образцу коллегии: Иностранных дел, Адмиралтейскую, Воинскую, Камер-коллегию и Коммерц-коллегию. Петр определил их компетенции, укомплектовал составом и назначил президентов и вице-президентов коллегий. Таким образом, прекращали существование многие из сохранившихся приказов, но некоторые вошли в состав новых учреждений: в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. В коллегиальной системе стало четче разграничение деятельности, осуществлялся совещательный порядок ведения дел. Петр отмечал:
«В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит».
В 1722 г. Берг-и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной. В 1720 г. с принятием Генерального регламента окончательно разграничивались функции и компетенции коллегий. Коллегиальная система просуществовала почти сто лет – до 1802 года.
Образование Синода
В 1721 г. была образована Духовная коллегия — Синод, который выводился из подчинения Сената. Патриаршество упразднялось. Во главе Святейшего Синода становился обер-прокурор.
Реформа местного самоуправления
По шведскому образцу Петр реформировал и местное самоуправление. Губернии теперь делились на провинции, а провинции – на дистрикты, во главе дистриктов стояли земские комиссары, которые назначались Камер-коллегией. Посадское население делилось на три гильдии: 1-я гильдия (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-я гильдия (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд». Орган городского самоуправления назывался магистратом. Правом выбора в магистрат обладали только члены гильдий. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, созданный в 1720 г.
Были проведены также преобразования в отношении некрепостного населения: его объединяли с государственными крестьянами. Холопство было ликвидировано путем слияния его с крепостными крестьянами. Таким образом, в России образовался мощный дворянско-бюрократический аппарат.
Введение Табели о рангах
Итогом административной реформы было принятие в 1722 г. Табели о рангах. Это свод законов о порядке государственной службы. Все дворяне обязаны были служить, служба объявлялась единственным способом получения государственного чина. Она открывала возможность продвижения по службе, в том числе и людей из «подлого люда». Петр говорил:
«Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».
В соответствии с Табелью, все должности делились на шесть частей: военные (сухопутные, артиллерия, гвардия, морские), статские и придворные и на 14 классов, или рангов.
Табель о рангах просуществовала с многочисленными изменениями до самой революции 1917 г.
Изменение системы престолонаследия
В феврале 1722 г. Петром I был подписан Указ о престолонаследии. Он отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии появился в связи с борьбой Петра I с сыном, царевичем Алексеем, который группировал вокруг себя оппозицию. После гибели царевича Алексея (1718 г.) Пётр не хотел передавать власть внуку Петру Алексеевичу, т.к. опасался, что к власти придут противники реформ, надеясь решить вопрос о престолонаследии в духе абсолютизма. С этим указом Петра связана обстановка борьбы за престол и в дальнейшем дворцовых переворотов. Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 г. Ко всем петровским реформам нет однозначного отношения, особенно это касается административных реформ. Историк В.Я. Уланов пишет:
«Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне петровского времени».
История Российской империи
История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучение для настоящего, предостережение для будущего (М. Сервантес)
Административные реформы Петра I
С. Кириллов «Думы о России»
Говоря о реформаторской деятельности Петра I, нельзя забывать о том, что вся его деятельность не являлась только его личной прихотью или причудами характера – она была обусловлена всем предшествующим развитием России.
Как считает историк С. Соловьев, в жизни каждого государства, как и в жизни каждого человека, происходит переход из одного возраста в другой. И переход этот не всегда гладкий и беспроблемный, чаще бывает наоборот. Соловьев отмечает, что допетровское время было для России временем, когда преобладает чувство. Петр I взошел на трон в то время, когда Россия переходила в возраст, в котором господствует мысль.
Другое дело, что необходимость реформ для страны Петр воспринимал как личное дело, оттого они проводились насильственным методом. Но безусловным является то, что они были необходимы. Под лежачий камень, как известно, вода не течет.
Схема административных реформ Петра I
В.О. Ключевский писал: «Преобразование управления — едва ли не самая показная, фасадная сторона преобразовательной деятельности Петра; по ней особенно охотно ценили и всю эту деятельность». Следует отметить, что Ключевский относился к деятельности Петра довольно критически, считая, что реформы управления проводились Петром наспех, бессистемно, основной целью их проведения было более эффективное изъятие денег у народа для все растущих военных расходов, т.к. сам Петр называл деньги артерией войны. Как говорил один американский исследователь, «Петр не только одевался как солдат, но и действовал и думал как солдат». Но если команды Петра были четкими и ясными, то их исполнение не соответствовало такой характеристике: часто установления и приказы сводились на нет постоянными переменами в госучреждениях, иногда одни и те же функции дублировались разными учреждениями, многие учреждения и должности поменяли лишь свои названия: старорусские на европейские, но по сути они остались теми же, ведь люди в них работали по прежнему принципу, а царь, хоть он и был Петром I, за всем лично уследить не мог.
Упразднение Боярской думы
Но стиль и методы управления постепенно менялись: вместо Боярской думы решения стала принимать команда, составленная из ближайших сподвижников Петра I. Сначала главным советником Петра был князь Федор Ромодановский, которого современники характеризовали как «злого тирана, пьяного по вся дни».
В 1699 г. было создано особое ведомство городов. Указами было введено самоуправление для городского купечества, а также для населения поморских городов. Власть воевод отменялась — судом и сбором налогов стали ведать выборные бурмистры. Во главе новых органов была поставлена Московская ратуша, которую выбирали купцы Москвы. В ведении Ратуши находились поступления государственных доходов с городов и общий надзор за действиями органов самоуправления. Возглавлял Ратушу обер-инспектор ратушного правления (первым стал в этой должности бывший дворецкий Шереметева Алексей Курбатов). Но вскоре Петр утрачивает доверие к Ратуше и приходит к решению перенести большую часть управления на места, т.к. «человеку трудно за очи все разуметь и править».
1707 год – начало новой реформы: создаются губернии, которые делятся на провинции. Всего образовано 8 губерний: Московская, Ингерманландская (позже Санкт-Петербургская), Киевская, Смоленская, Архангелогородская, Казанская, Азовская и Сибирская. Во главе пограничных губерний назначались генерал-губернаторы, а во главе остальных — губернаторы. Во главе провинций стояли воеводы. При губернаторах и воеводах состояли земские канцелярии. С 1710 г. воеводы стали называться уездными комендантами.
Губернаторы имели в помощниках заместителя (вице-губернатора), ландрихтера (судебного служащего), провиантмейстера и др. чиновников.
В 1710 г. проводится подворная перепись населения и устанавливается особая платежная единица, обеспечивающая одну «долю» средств для покрытия военных расходов.
Но эта реформа не оправдала ожиданий: Северная война затягивалась, денег не хватало, а это всегда создает благодатную почву для махинаций. Кроме того, создалось непонятное положение со столицей: Петербург ею еще не стал, а Москва уже перестала ею быть, а власть по-прежнему была сосредоточена в руках петровской команды, которую он называл то ближней канцелярией, то «консилией министров».
Учреждение Сената
Наконец, Указом от 2 марта 1711 г. был создан новый орган государственной власти – Сенат. Вначале Сенат состоял из 9 ближайших сотрудников Петра. Это был высший государственный орган власти.
Для контроля над управлением в 1711 г. Петр создает систему фискалов, которые подчиняются обер-фискалу. Их обязанности: доносить Сенату и царю о злоупотреблениях и нечестных поступках чиновников. Фискалы получали половину имущества виновного, если их донос подтверждался.
Вот откуда растут ноги у современной коррупции!
Но в 1722 г. вводится должность генерал-прокурора — руководить фискалами. Генерал-прокурор должен был надзирать за Сенатом, тем самым роль Сената понижалась.
Образцом для реформы государственного управления Петр взял шведское государственное устройство, которое строилось на принципах камерализма (устройство учреждения на основе коллегиальности, регламентации деятельности чиновников, единообразия штатов и жалования). Но никогда чужой опыт не может быть перенесен полностью на другую почву. Петр также внес изменения, обусловленные особенностями России, Указом от 28 апреля 1718 г.: «Всем коллегиям надлежит ныне на основании шведского устава сочинять во всех делах и порядках по пунктам, а которыя пункты в шведском регламенте неудобны, или с сетуациею сего государства несходны и оныя ставить по своему разсуждению. И, поставя об оных, докладывать, так ли их быть».
Создание коллегий
В 1712 г. Петр создает по шведскому образцу коллегии: Иностранных дел, Адмиралтейскую, Воинскую, Камер-коллегию и Коммерц-коллегию. Петр определил их компетенции, укомплектовал составом и назначил президентов и вице-президентов коллегий.
Таким образом, прекращали существование многие из сохранившихся приказов, но некоторые вошли в состав новых учреждений: в Юстиц-коллегию вошли семь приказов. В коллегиальной системе стало четче разграничение деятельности, осуществлялся совещательный порядок ведения дел. Петр отмечал: «В коллегии предложенную нужду разбирают умы многие, и что один не постигнет, то постигнет другий, а чего не увидит сей, то оный увидит».
В 1722 г. Берг- и Мануфактур-коллегия была разделена на Берг-коллегию и Мануфактур-коллегию, была образована Малороссийская коллегия для улучшения управления Украиной.
В 1720 г. с принятием Генерального регламента окончательно разграничивались функции и компетенции коллегий. Коллегиальная система просуществовала почти сто лет – до 1802 года.
Образование Синода
В 1721г. была образована Духовная коллегия — Синод, который выводился из подчинения Сената. Патриаршество упразднялось. Во главе Святейшего Синода становился обер-прокурор.
Реформа местного самоуправления
По шведскому образцу Петр реформировал и местное самоуправление. Губернии теперь делились на провинции, а провинции – на дистрикты, во главе дистриктов стояли земские комиссары, которые назначались Камер-коллегией.
Посадское население делилось на три гильдии: 1-я гильдия (богатые купцы, владельцы ремесленных мастерских), 2-я гильдия (мелкие торговцы, зажиточные ремесленники) и «подлый люд». Орган городского самоуправления назывался магистратом. Правом выбора в магистрат обладали только члены гильдий. Деятельность городских магистратов контролировал Главный магистрат, созданный в 1720 г.
Были проведены также преобразования в отношении некрепостного населения: его объединяли с государственными крестьянами. Холопство было ликвидировано путем слияния его с крепостными крестьянами.
Таким образом, в России образовался мощный дворянско-бюрократический аппарат.
Введение Табели о рангах
Оригинал Табели о рангах
Итогом административной реформы было принятие в 1722 г. Табели о рангах. Это свод законов о порядке государственной службы. Все дворяне обязаны были служить, служба объявлялась единственным способом получения государственного чина. Она открывала возможность продвижения по службе, в том числе и людей из «подлого люда». Петр говорил: «Мы для того никому никакого ранга не позволяем, пока они нам и отечеству никаких услуг не покажут и за оные характера не получат».
В соответствии с Табелью, все должности делились на шесть частей: военные (сухопутные, артиллерия, гвардия, морские), статские и придворные и на 14 классов, или рангов.
Табель о рангах просуществовала с многочисленными изменениями до самой революции 1917 г.
Петр Первый. Мозаичный портрет, набранный М. Ломоносовым на Усть-Рудицкой фабрике
Изменение системы престолонаследия
В феврале 1722 г. Петром I был подписан Указ о престолонаследии. Он отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Указ о престолонаследии появился в связи с борьбой Петра I с сыном, царевичем Алексеем, который группировал вокруг себя оппозицию. После гибели царевича Алексея (1718 г.) Пётр не хотел передавать власть внуку Петру Алексеевичу, т.к. опасался, что к власти придут противники реформ, надеясь решить вопрос о престолонаследии в духе абсолютизма. С этим указом Петра связана обстановка борьбы за престол и в дальнейшем дворцовых переворотов.
Указ о престолонаследии был отменён императором Павлом I в 1797 г.
Ко всем петровским реформам нет однозначного отношения, особенно это касается административных реформ. Историк В.Я. Уланов пишет: «Все эти преобразования, непрерывным потоком следовавшие одно за другим… не только не вели население к материальному и нравственному преуспеянию, но были гнетом, мало чем уступавшим войне петровского времени».