основные теории и модели обучения

Современные теории и концепции обучения

основные теории и модели обучения. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка основные теории и модели обучения. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основные теории и модели обучения. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка основные теории и модели обучения. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основные теории и модели обучения. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка основные теории и модели обучения. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основные теории и модели обучения. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка основные теории и модели обучения. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

основные теории и модели обучения. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка основные теории и модели обучения. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

основные теории и модели обучения. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка основные теории и модели обучения. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Эффективность обучения во многом определяется умением педагога организовать учебный процесс в соответствии с основными закономерностями учебно-познавательной деятельности обучаемых.

Аккумулируя богатый практический опыт обучения и раскрывая закономерности, принципы и способы его организации, все дидактические концепции независимо от их содержания и направленности конечную цель обучения трактуют как овладение обучаемыми системой знаний, необходимых для успешной деятельности, и практическими навыками.

Для оценки дидактической теории или концепции выделяют следующие критерии: результативность и эффективность обучения, организованного в соответствии с данной теорией или концепцией.

Концепция дидактического энциклопедизма (Я. Коменский, И.Б. Беседов, Дж. Мильтон). Основная цель образования – передача знаний и опыта жизнедеятельности.

Концепция дидактического формализма (Э. Шмидт, И. Песталоцци, А. Дистервег). Обучение как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Главная цель обучения – «учить мыслить».

Концепция дидактического прагматизма (Д. Дьюи). Обучение рассматривается как непрерывный процесс «реконструкции» опыта обучающихся. Приоритет дается практической деятельности учащихся, соответствующей их субъективно-прагматическим запросам.

Концепция дидактического материализма (В. Оконь). В основе – положения об интегральной связи познания с деятельностью. Основной критерий – «ведущая идея».

Парадигмальная концепция обучения (Г. Шейерль). Учебный материал представляется не систематически, а «фокусно», в отдельных фактах, событиях. Отрицательной стороной данной концепции является то, что в ней нарушается принцип систематичности познания.

Кибернетическая концепция обучения (С.И. Архангельская, Е.И. Машбиц). Абсолютизируется процесс усвоения знаний. Методологической основой теории является теория информаций и систем.

Ассоциативная концепция обучения (Д. Локк, Я. Коменский). Она базируется на принципах:

— всякое обучение опирается на чувственное познание;

— основной метод – упражнение.

Основная задача – обогащение сознания учащихся образами и представлениями.

Не закладывается умение самостоятельного поиска новых знаний, тем самым не обеспечивается формирование творческой деятельности учащихся.

Теория поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Б.Д. Эльконин, Н.Ф. Талызина). Главной идеей теории является перевод предметного действия извне вовнутрь.

В ней выделяются две части: ориентировочная основа действий (ООД) – инструкция; исполнительская часть – действия с предметом. При этом цикл усвоения знаний и действий состоит из ряда этапов.

1. Предварительное ознакомление с действиями и условиями его выполнения (ООД).

2. Формирование действий и выполнение их в материальной форме.

3. Формирование действий во внешней речи.

4. Формирование действий во внутренней речи.

5. Переход действия в глубокие свёрнутые процессы мышления.

Рамки данной теории ограничены, если обучение не связано с материальными действиями.

Когнитивная теория обучения (Дж. Брунер). В основе – исследования познавательного процесса; выделяются два направления.

1. Информационные теории, рассматривающие учение как вид информационного процесса.

2. Процесс учения описывается с помощью психических функций: восприятия, памяти, мышления и т. д.

Бихевиористические теории обучения (Э. Торндайк, Д. Уотсон). Действия обучаемых – это ответные реакции на внешние воздействия (стимулы). Научение – закрепление связей между стимулом и реакцией. В основе лежат три закона.

1. Закон эффекта. Связь закрепляется, если ученик получает положительные подкрепления.

2. Закон упражняемости. Чем чаще повторяется последовательность между стимулом и реакцией, тем прочнее связь.

3. Закон готовности. Реакция на стимул зависит от подготовленности ученика к действию.

Роль психических процессов при усвоении знаний не учитывается.

Программированное обучение (Б. Скиннер). В его основе – стремление повысить эффективность управления учебным процессом. Учебный материал подразделяется на отдельные «порции», каждая из которых усваивается определёнными способами, приёмами, операциями.

основные теории и модели обучения. 640 1. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-640 1. картинка основные теории и модели обучения. картинка 640 1.

Развивающее обучение (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Л.В. Замков). Основные идеи:

1) обучение ведёт за собой развитие;

2) понятие о зонах актуального (самостоятельное решение задач) и ближайшего развития. Результат достигается при содействии педагога.

Общие принципы развивающего обучения:

Теория проблемного обучения (В. Оконь, Н.И. Махмутов, А.М. Матюшкин и др.). Функции проблемного обучения:

— творческое владение учебным материалом;

— усвоение опыта творческой деятельности.

В современных условиях активно разрабатываются так называемые ультрапедагогические концепции: суггестопедия и кибернетикосуггестопедия (Г. Лазанов, В.В. Петрусинский) – обучение средствами внушения; гипнопедия – обучение во сне.

Сложившуюся в мире систему образования часто называют «поддерживающим обучением». Оно основано на подготовке человека к решению повседневных проблем. В то же время в мире обозначилась тенденция к переходу на новый тип обучения – инновационный. Это обучение предвидению, т. е. ориентация человека на будущее, способность прогнозировать, проектировать свою жизнь и профессиональную деятельность.

Вопросы и задания для самоконтрол

1. Какие критерии лежат в основе оценки дидактических теорий?

2. Назовите наиболее известные педагогической науке дидактические концепции. Каковы их отличительные черты?

3. На основании сравнительного анализа попытайтесь провести классификацию по признаку их сходства.

Источник

Теории обучения.

Под теорией или концепцией обучения понимается совокупность обобщенных положений или система взглядов на понимание сущности, содержания, методики и организации учебного процесса, а также особенностей деятельности обучающих и обучаемых в ходе его осуществления. Наиболее фундаментально в педагогике проработаны, психологически обоснованы и проверены на практике следующие теории обучения:

поэтапного формирования умственных действий и понятий;

программированного обучения и др.

Кратко смысл данной теории можно выразить следующими положениями:

Приобретение знаний, формирование навыков и умений, развитие способностей имеет определенную логическую последовательность и включает в себя следующие этапы:

восприятие учебного материала;

его осмысление, доведенное до понимания внутренних связей и противоречий;

запоминание и сохранение в памяти изученного материала;

применение усвоенного в практической деятельности.

Основным этапом процесса обучения выступает активная мыслительная деятельность обучаемого по решению теоретических и практических учебных задач.

Наивысший результат в обучении достигается при соблюдении ряда условий:

формирование активного отношения к обучению со стороны обучаемых;

подача учебного материала в определенной последовательности;

демонстрация и закрепление в упражнениях различных приемов умственной и практической деятельности;

применение знаний в учебных и служебных целях, и т. п.

Из данных теоретических положений можно сделать практические выводы:

Овладение учебным материалом начинается с его восприятия. Для улучшения восприятия учебной информации важно привлечь органы чувств:

слуховые; зрительные; двигательные и др.

Если учебный материал содержит большое количество блоков, то для его восприятия лучше применять специальные приемы:

выделять главное; применять подчеркивание; использовать цвет; предлагать обратить особое внимание и т. д.

Для активизации процесса осмысления учебного материала важно, чтобы он был:

доступным; логически взаимосвязанным; правильно понятым; актуализированным.

В процессе обучения важно обеспечить не только восприятие и осмысление учебного материала, но и его закрепление в памяти. Для этого необходимо:

составление конспекта изученного; повторение; рассказ; объяснение; показ усвоенного товарищу; применение полученных знаний в практической деятельности.

Основой процесса овладения знаниями является их применение на практике.

2). Теория поэтапного формирования умственных действий и понятий.

В разработке данной теории активное участие приняли известные ученые-психологи А.Н.Леонтьев, П.Я.Гальперин, Д.Б. Эльконин, Н.Ф. Талызина и др.

Идея о принципиальной общности строения внутренней и внешней деятельности человека. Согласно этой идее умственное развитие, как и усвоение знаний, навыков, умений происходит путем интериоризации, т. е. поэтапным переходом «материальной» (внешней) деятельности во внутренний умственный план.

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из нескольких частей:

ориентировочной (управляющей); исполнительной (рабочей); контрольно-ориентировочной.

В процессе обучения принципиально новым знаниям, практическим навыкам теория поэтапного формирования умственных действий выделяет несколько этапов:

2) предварительное ознакомление с действием;

3) выполнение материализованного действия в соответствии с учебным заданием во внешней материальной, развернутой форме.

4) внешняя речь обучаемого (ученики проговаривают вслух действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

5) беззвучной устной речи (ученики проговаривают про себя действие, ту операцию, которую в данный момент осваивают).

6) автоматическое выполнение отрабатываемых действий.

3). Теория проблемно-деятельностного обучения.

Данная теория реализует два основополагающих принципа обучения: принцип проблемности и принцип деятельности в обучении. Сущность проблемно-деятельностной теории обучения заключается в том, что в процессе учебных занятий создаются специальные условия, в которых обучающийся, опираясь на приобретенные знания, самостоятельно обнаруживает и осмысливает учебную проблему, мысленно и практически действует в целях поиска и обоснования наиболее оптимальных вариантов ее решения.

Можно выделить несколько этапов познавательной учебной деятельности учеников:

— Восприятие и осмысление обучаемыми созданной учителем проблемной ситуации. Ученики знакомятся с ситуацией, анализируют ее, выделяют лежащее в ее основе противоречие и осознают сущность своего затруднения.

— Ученики создают и обосновывают модель своих возможных действий по разрешению проблемной ситуации. Обучаемые пробуют разрешить возникшую проблему на основе имеющихся у них знаний, а когда это не удается, они путем догадки, логических рассуждений или в ходе самостоятельного поиска новых знаний в учебниках, учебных пособиях выстраивают мысленную модель своих действий по ее решению.

— Индивидуальные действия в соответствии с созданной моделью. Во время практических действий уточняется и корректируется принятое решение.

— Анализ проведенного действия и проверка правильности решения проблемы.

— Анализ мышления в ходе проведенного действия. Анализ того, как обучаемый мыслил в ходе практического действия, способствует развитию его интеллектуальных способностей, выходу за пределы традиционных решений, отказу от шаблонов и стереотипов в мыслительной деятельности.

4) Развивающее обучение ЭЛЬКОНИНА – ДАВЫДОВА

Д.Б. Эльконин и В.В. Давыдов, развивая теоретические идеи Л.Н. Выготского. Согласно Эльконину – Давыдову, ребенок с момента рождения является общественным существом, поскольку все виды детской деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме. Присвоение ребенком достижений материальной и духовной человеческой культуры всегда носит деятельностный характер – ребенок не пассивен в этом процессе, не только приспосабливается к условиям жизни, но и выступает как активный субъект их преобразования, воспроизводящий и создающий в себе человеческие способности. Опирались на идею Выготского о том, что обучение идет впереди развития, что развитие в форме обучения является основным фактом педагогической деятельности. Полагали, что не ребенка надо адаптировать к сложившейся системе учебно-воспитательной учреждений, а наоборот, преобразовывать эти учреждения в направлении достижения взаимности общности детей и взрослых, открытия их созидательных возможностей в отношениях друг с другом.

Технология Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на «содержательных обогащениях», куда могут входить наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные связи и закономерности, фундаментальные генетически исходные представления (число, слово, энергия, материал), понятия, в которых выделены внутренние связи, теоретические образы, полученные путем абстракции. Акцент целей авторов указанной технологии:

– формировать теоретическое сознание и мышление;

– формировать не столько (Знания, Умения, Навыки) ЗУНы, сколько способы умственной деятельности – СУДы;

– воспроизвести в учебной деятельности логику научного мышления.

Особенностью данной методики является целенаправленная учебная деятельность, ЦУД, признаки которой суть познавательно-побуждающие мотивы, цель сознательного развития, субъект-субъектные отношения педагога и обучаемого, направленность на методологию формирования ЗУН и СУД, творческая рефлексия.

Цель развивающего обучения – формирование у детей основ теоретического мышления (или более широко основ теоретического сознания, к основным формам которого наряду с наукой относятся искусство, нравственность, право, религия и политика). Теоретическое мышление – это способность человека понимать суть явлений и действовать в соответствии с этой сутью.

5). Концепция программированного обучения.

Под программированным обучением понимается управляемое усвоение программированного учебного материала с помощью обучающего устройства (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.)Программированный учебный материал представляет собой сравнительно небольшие порции учебной информации (кадры, файлы), подаваемые обучаемому в определенной логической последовательности. После каждой порции информации дается контрольное задание в виде вопроса, задачи, упражнения, которое нужно немедленно выполнить. В случае правильного выполнения контрольного задания обучающий получает новую порцию учебной информации. Функцию контроля выполняет обучающее устройство.

Различают следующие программы:

линейные; разветвленные; адаптивные; комбинированные.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Источник

Теории и модели образования и обучения

основные теории и модели обучения. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка основные теории и модели обучения. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. основные теории и модели обучения. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка основные теории и модели обучения. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. основные теории и модели обучения. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка основные теории и модели обучения. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. основные теории и модели обучения. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка основные теории и модели обучения. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b.

основные теории и модели обучения. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка основные теории и модели обучения. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd.

основные теории и модели обучения. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка основные теории и модели обучения. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935.

Плохая теория гораздо хуже,

чем полное отсутствие всякой теории.

Ассоциативная теория обучения пропагандирует полисенсорность познания и репродукцию (Я.А. Коменский, Дж. Локк, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин). В основе данной теории лежит положение о том, что всякое обучение опирается, прежде всего, на чувственное познание (ощущение, восприятие, представление). Главным методом обучения выступает упражнение. Ю.А. Самарин заявляет, что «основным простейшим элементом познавательного процесса является ассоциация» и в процессе обучения у учащегося формируются четыре уровня ассоциативной системы: локальные ассоциации, ограниченные системные или частично системные ассоциации, внутрисистемные и межсистемные. И каждый из этих уровней характеризуется своими особенностями умственной деятельности, своим соотношением представлений и понятий.

В процессе обучения у учащихся вырабатываются ассоциации между понятиями, формируются системные связи, которые отражают определенные отношения между предметами и явлениями окружающей действительности. Усвоить какое-либо научное понятие фактически означает сформировать данное понятие в итоге определенной умственной работы, и такое усвоение возможно при активном действии обучаемого с учебным материалом. Умение мыслить, согласно ассоциативной концепции обучения, становится возможным только в практической деятельности.

Теория поэтапного формирования умственных действий

(П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, А.Н. Леонтьев). Представители данной концепции, анализируя деятельность человека, предлагают переход из материального плана в словесный, а затем в действие в уме. Согласно концепции П.Я. Гальперина, переход от действия к мысли проходит несколько этапов, причем на каждом из них отрабатываются определенные показатели, подготавливающие переход на следующий этап. П.Я. Гальперин считал, что свернутость процессов мышления подготовляется предшествующими этапами усвоения: составлением предварительного представления о задании, усвоением действия с предметами, освоением действий в плане слышимой речи, перенесением действия в умственный план.

Успешность обучения определяется результатом создания учителем и уяснения обучающимся ориентировочной основы новых действий и тщательным ознакомлением с последовательностью выполнения этих

действий. Рамки этой теории ограничены тем, что обучение не всегда начинается с предметного восприятия.

Теория развивающего обучения (И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарт, Я.А. Коменский, К.Д. Ушинский, Ж. Пиаже, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов). Взаимосвязь обучения и развития человека была и остается одной из центральных проблем образования. На различных исторических этапах пути ее решения менялись, что было связано с изменением методологических установок, появлением новых подходов и трактовок в понимании сущности развития личности и самого процесса обучения и с переосмыслением его роли в процессе развития личности.

Большинство педагогов считают, что одним из предшественников развивающего обучения, направленного на общее развитие личности, был древнегреческий мыслитель Сократ. В качестве основного средства обучения он предпочитал живое общение со своими учениками в ходе совместных прогулок, используя метод, который впоследствии получил название сократического.

И.Г. Песталоцци была разработана теория «элементарного образования», ориентированная на всестороннее воспитание и развитие личности ребенка. Цель воспитания — в развитии и совершенствовании природных способностей человека. В основу теории «элементарного образования» был положен принцип природосообразности, т.е. предполагалось, что развитие способностей ребенка должно происходить в согласии с природой.

В дальнейшем И.Ф. Гербарт в помощь педагогике привлек философию, психологию и этику. На основе взаимосвязи данных наук он создал теорию «многосторонности интереса», главной идеей которой является обращение к интересу ребенка при обучении. Он считал, что ценность знаний не в их объеме, а в желании человека увеличить, «добавить» знания.

основные теории и модели обучения. 640 1. основные теории и модели обучения фото. основные теории и модели обучения-640 1. картинка основные теории и модели обучения. картинка 640 1.

Ф.А. Дистервег, один из основоположников дидактики развивающего обучения, ввел понятия материального образования и формального образования. Под материальным образованием он понимал овладение учениками знаниями, умениями и навыками, а под формальным — развитие творческих начал: способностей, духовных сил, мышления и воображения.

Развивающее обучение К.Д. Ушинский рассматривал как сложный психологический процесс, состоящий из нескольких этапов: осознания, закрепления, запоминания и практического применения заученного. Он видел в развивающем обучении не просто процесс приобретения знаний и развития мышления, а важнейшее средство воспитания, формирования нравственных качеств личности в целом.

В конце XIX в. Ж. Пиаже описал большое количество фактов, свидетельствующих о том, что систематическое обучение и воспитание не влияют на развитие, так как оно осуществляется по определенным внутренним закономерностям в зависимости от особенностей развития на различных этапах жизни. Это послужило основой для вывода о том, что развитие осуществляется по его собственным законам независимо от обучения и воспитания. Ж. Пиаже утверждал, что мышление ребенка с необходимостью проходит через известные фазы и стадии, независимо от того, обучается ребенок или нет, т.е. обучение должно опираться исключительно на генетику.

В противовес теории Ж. Пиаже в начале XX в. советский психолог Л.С. Выготский писал, что всякое обучение и воспитание влияют и определяют психическое развитие. Интересно отметить, что эту мысль он сформулировал при прочтении Ж. Пиаже. Согласно Л.С. Выготскому, обучение может иметь в развитии отдаленные, а не только ближайшие последствия; оно может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая его дальше и вызывая в нем новообразования. Основополагающая идея Л.С. Выготского состоит в том, что обучение и развитие находятся в единстве, причем обучение, опережая развитие, стимулирует его и в то же время само опирается на актуальное развитие. Обучение должно «ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития».

Механизмы развития очень тесно связаны с понятием «деятельность». Поскольку развитие предполагает изменение внутреннего состояния человека, а деятельность — это совокупность действий по достижению какой-либо цели, установленной самим человеком, то деятельность человека является процессом, непосредственно определяющим механизмы развития. Развитие есть результат не просто деятельности, а усложняющейся деятельности, в процессе которой человек накапливает опыт, формирует мотивы, оценки, устанавливает новые для себя отношения (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.И. Загвязинский, А.М. Матюшкин и др.).

Важнейшее значение в понимании идей развивающего обучения имеет положение о ведущей роли обучения по отношению к развитию, сформулированное Л.С. Выготским. Введенные им понятия «зона актуального развития» и «зона ближайшего развития», характеризующие достигнутый и перспективный уровни развития психики, позволяют рассматривать процесс обучения не только как фактор, но и как средство, основу развития. Дальнейшее развитие теории продолжили ученики Л.С. Выготского Л.В. Занков и Д.Б. Эльконин, предложив дидактические системы развивающего обучения.

Л.В. Занков пошел по пути создания дидактической системы, основанной на использовании законов формальной логики. Данная система предполагает обучение на высоком уровне сложности; ведущую роль теоретических знаний; изучение программного материала процесса учения; осознание учениками самого процесса учения; направленность на высокое общее развитие всех школьников. Основной сложностью является определение критериев, по которым можно судить о развитии личности.

Д.Б. Эльконин при поддержке В.В. Давыдова разработал иную дидактическую систему развивающего обучения, способствующую развитию теоретического мышления. В ее основу положено два принципа: обучение должно строиться на серьезных теоретических знаниях, которые раскрывают условия происхождения той или иной вещи; освоение теоретических знаний ребенок должен осуществлять в условиях учебной деятельности. Эта система построена на законах диалектической логики.

Обе приведенные системы успешно используются преимущественно в начальной школе.

В педагогике существует множество образовательных парадигм. В дословном переводе с латинского слово «парадигма» означает пример. В современной педагогике оно употребляется как концептуальная модель образования (B.C. Кукушин). Рассмотрим основные модели образования.

Традиционная модель образования, или поддерживающая модель систематического академического образования как способа передачи молодому поколению универсальных элементов культуры (репродукция культуры прошлого). Представители данной модели образования — Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Мажо, Д. Равич, Ч. Финни и др. Модель предполагает многообразие технологий природопользования, идеалы, системы ценностей, социально одобряемые стереотипы и императивы поведения. Целью функционирования традиционной системы образования является формирование базовых знаний, умений и навыков (в рамках сложившейся культурно-образовательной традиции), позволяющих индивиду перейти к самостоятельному усвоению иных знаний, умений и ценностей.

Рационалистическая модель образования (Б. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер) предусматривает такую его организацию, которая обеспечивает приспособление человека к существующему обществу. Школа — «образовательный конвейер». Для этого производится трансляция специально отобранных культурных ценностей. Идеал деятельности учителя и ученика — точная репродукция, выполнение алгоритма. Творческий характер обучения и учения не обсуждается, его просто нет. У воспитанников (учащихся) вырабатывается адаптивный «поведенческий репертуар», разработанный априори и необходимый для адекватного жизне-

устройства в соответствии с социальными нормами, требованиями и ожиданиями общества.

Феноменологическая модель образования (Р. Берне, К. Роджерс) предполагает персональный характер обучения с учетом индивидуально-психологических особенностей обучающихся, учет их интересов и потребностей. Содержание образования должно соответствовать генотипу человека. Обязательным является создание условий для самопознания (ситуации выбора) и поддержки уникального развития каждого участника педагогического процесса.

Неинституциональная модель образования (Л. Бернард, П. Гудман, Ж. Гудлэд, И. Иллич, Ф. Клейн, Дж. Холт) означает организацию образования вне социальных институтов (школ, вузов): с помощью «открытых школ», дистантного обучения и проч. Такие образовательные учреждения могут иметь различные цели и содержание образования, средства и способы его получения, формы организации, субъекты и объекты образовательного процесса, образовательную среду и результаты образования. Результаты образования выражаются в уровне образованности человека, которая включает в себя не только сумму определенных знаний и освоенных технологий, но и приобретенные коммуникативные навыки, которые называются воспитанностью.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *