Что в своем развитии постепенно формирует политическую сферу жизнедеятельности
помогите пжл*общество
1. В процессе развития общество:
А) обособилось от природы, но осталось неразрывно связанным с ней;
Б) обособилось от природы и стало независимо от нее;
В) осталось частью природы;
Г) перестало оказывать влияние на природу.
2. Деятельность законодательных органов власти относится к:
А) духовной сфере жизни общества;
Б) экономической сфере жизни общества;
В) политической сфере жизни общества;
Г) социальной сфере жизни общества.
3. К формам чувственного познания относится:
А) суждение; Б) наблюдение; В) ощущение; Г) умозаключение
4. Положение человека в обществе – это:
А) социальный статус; Б) социальная роль;
В) социальная мобильность; Г) социальная адаптация.
5. Одним из основных признаков правового государства является:
А) публичная власть;
Б) система государственных законов;
В) система правоохранительных органов;
Г) разделение властей.
6. Отличительной особенностью элитарной культуры является:
А) сложность содержания;
Б) ограниченность национальными рамками.
В) способность приносить прибыль;
Г) ориентация на широкую публику.
7. Высшим представительным органом РФ является:
А) Федеральное Собрание; Б) правительство;
В) Верховный Суд; Г) Президент.
8. Верны ли следующие суждения?
Политическая партия как институт политической системы:
А. Обладает правом на разработку и принятие корпоративных норм.
Б. Представляет и отстаивает различные общественные интересы на политической арене.
а) верно только А; в) верно и А, и Б;
б) верно только Б; г) оба суждения неверны.
9. Установите типы обществ и характеристик общественного развития. Запишите в таблицу буквы выбранных ответов.
Типы обществ: Характеристики общественного развития:
1) традиционное А) промышленный переворот;
2) индустриальное Б) развитие информационных технологий;
3) постиндустриальное В) сословный характер социальной стратификации.
1. Выберете понятие, которое объединяет все ниже приведенные.
Ответ выбран
политическая сфера;
общество как система;
Ответ сохранен
2. Общество в широком смысле этого слова – это:
объединение людей по сфере деятельности;
исторический этап в развитии человечества;
Ответ выбран
способы и формы взаимодействия людей;
специфические свойства определённого этапа развития человечества.
Ответ сохранен
3. Единичный представитель человеческого рода – это:
Ответ выбран
индивид
Ответ сохранен
4. Одна из подсистем общества – это:
Ответ выбран
экономика
Ответ сохранен
5. К социальным потребностям относится потребность в:
познании окружающего мира
Блок не пройден
6. Процесс освоения социальных ролей и культурных норм – это:
Блок не пройден
7. Социальное качество, формируемое в процессе взаимодействия человека с обществом – это:
общение при помощи членораздельной речи;
потребность в пище и воде;
способность укрываться от опасности;
Блок не пройден
8. Человека, как личность, в первую очередь характеризует:
тип нервной системы;
умение общаться с другими людьми;
Блок не пройден
9. Молодые учёные провели конференцию, посвященную перспективам развития отечественной науки, высказав опасности того, что низкий уровень доходов, отсутствие материальных стимулов к труду способствуют массовому отъезду молодых специалистов за рубеж. Данный пример может быть использован для иллюстрации взаимосвязей между такими сферами как:
экономическая и политическая;
социальная, экономическая и духовная;
духовная, политическая и экономическая;
экономическая и социальная
Блок не пройден
10. Из двух суждений : 1. общество является социальной организацией страны; 2. общество является социальной организацией нации, народности, племени.
верны оба суждения
оба суждения не верны
Блок не пройден
11. Из двух суждений: 1. соотношение сфер общественной жизни характеризуется их независимостью друг от друга; 2. соотношение сфер общественной жизни характеризуется их сложными взаимосвязями и взаимовлиянием.
верны оба суждения
оба суждения не верны
Блок не пройден
12. Из двух суждений: 1. социальные институты делают связи между людьми случайными и хаотичными; 2. социальные институты объединяют большие массы людей для удовлетворения той или иной потребности.
верны оба суждения
оба суждения не верны
Блок не пройден
13. Из двух суждений: 1. духовность – это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности; 2. духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.
верны оба суждения
оба суждения не верны
Блок не пройден
14. Из двух суждений: 1. деятельность человека представляет собой цепь действий; 2. деятельность человека, в отличии от поведения животного, характеризуется взаимодействием с природой.
верны оба суждения
оба суждения не верны
Блок не пройден
15. Соотнесите признаки реформы и революции: РЕВОЛЮЦИЯ РЕФОРМА а) изменяет большинство сторон общественной жизни; б) проводится органами государственной власти; в) носит скачкообразный характер; г) является видом социального прогресса; д) представляет собой частичное усовершенствование какой-либо сферы жизни общества; е) изменяет основы существующего социального строя.
СРОЧНО!
Обобщающий урок по теме «Политика»в 9 классе.
Повторительно-обобщающий урок обществознания по теме:
«Политика» в 9 классе.
учитель обществознания МАОУ «Лицей№36»г.Саратова
Цель: обобщение знаний учащихся, полученных на уроках по теме «Политика»,
выработка навыков работы с различными видами заданий, формирование коммуникативной культуры, составление представления об отличительных признаках, атрибутах и функциях государства.
Образовательная: повторение и углубление знаний учащихся о политической сфере жизни общества, формировать у учащихся осознания тех ценностей, которые имеет демократия, дать учащимся первичное представление о необходимости участия в политической жизни общества.
Развивающая: развитие творческих способностей учащихся, формирование умения анализировать конкретные жизненные ситуации, дальнейшее развитие умения анализировать различные виды источников, развитие навыков работы с информационно- коммуникационными технологиями.
Воспитательная: формирование чувства ответственности за свою гражданскую позицию, формирование политической культуры, воспитание патриотизма.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, раздаточный материал , конституция РФ.
Тип урока: повторительно- обобщающий
Форма урока: практикум
Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная
Методы работы на уроке : проблемный метод, частично- поисковый, дискуссия, методика критического мышления.
«Я не занимаюсь политикой. –
А знаете, это все равно,
что сказать: « Не занимаюсь жизнью»
(Ж.Ренар, французский писатель)
Прочитайте рассуждения немецкого ученого- политолога М.Вебера (1864-1920) и ответьте на вопрос к нему.( Слайд № 2 )
«Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюзов во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Конечно, сейчас мы не берем столь широкое понятие за основу наших рассуждений. Мы намереваемся в данном случае говорить только о руководстве или оказании влияния на руководство политическим союзом, то есть в наши дни- государством.
Итак, политика, судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себя заключает»
Вопрос: Что такое политика:
А) в широком смысле слова?
Б) в узком смысле слова?
Выделите эти два значения в тексте.
II .Терминологический диктант( Слайд №3)
1. Это слово греческого происхождения и изначально означало искусство управления государством, государственная деятельность. В наше время этим словом называют деятельностью связанную с отношениями между большими общественными группами, социальными слоями, нациями. Эта деятельность, связанная с определением задач и функций государства.
2.Важнейший элемент общественной организации. Позволяет при необходимости принуждать большие массы людей к выполнению тех или иных задач.
3.Добровальная политическая организация, объединяющая группу единомышленников выражающих интересы определенных социальных сил; ставит своей целью завоевание власти для реализации этих интересов и потребностей.
4.Форма правления, при которой верховная власть в государстве принадлежит единоличному правителю, который наследует власть.
5. Форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.
6.Средство и формы, с помощью которых государство воздействует на общество, осуществляя свою власть, а общество, в свою очередь, влияет на государство.
7. Устойчивая политическая правовая связь человека с государством. Выражается в совокупности их – гражданина и государства- взаимных прав и обязанностей.
8.Основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, определяющий основы государственного строя, организацию государственной власти, основные права и свободы человека и гражданина.
Что в своем развитии постепенно формирует политическую сферу жизнедеятельности
Цели: проверить усвоение основных понятий модуля и умение применять полученные знания; развивать общепредметные и предметные компетенции.
Тип урока: урок контроля знаний.
I. Организационный момент
Учитель называет цели урока и рассказывает о его структуре.
II. Контроль знаний
Экспресс-опрос по терминам. (Учитель называет определение, ученики дают моментальный ответ. Если вызванный учителем ученик ошибся, необходимо дать правильный ответ другому ученику. Для стимулирования можно использовать систему жетонов для оценивания.
Набор терминов и понятий: общественные науки, культурология, политология, социология, демография, антропология, общество, социальный институт, сфера общества, цивилизация, культурноисторический тип, стадиальная теория, менталитет, теория локальных цивилизаций, модернизация, прогресс, регресс, глобализация, мировое сообщество, третий мир.
Одновременно на доске выполняются индивидуальные задания:
• схема мировой системы;
• схема «Типология цивилизаций»;
• основные научные теории и их авторы.)
1. Определение «форма совместной жизни и деятельности людей, объединенных исторически сложившимися формами их взаимодействия в целях удовлетворения потребностей; характеризуется устойчивостью, целостностью, динамизмом, наличием особых социальных ценностей и норм, регулирующих поведение людей» относится.
а) к понятию «государство»;
б) к понятию «общество»;
в) к понятию «цивилизация».
2. Укажите правильный ответ.
б) сначала возникает государство, а в нем уже формируется общество;
в) сначала возникает общество, а потом в нем образуется государство.
3. Верны ли следующие суждения?
А. Начиная с определенного уровня развития производства общество избавляется от прямой зависимости от климатических факторов.
Б. Влияние природных условий на жизнь общества является решающим и всегда будет таковым оставаться.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.
4. Динамизм общества как системы подразумевает.
а) устойчивость и стабильность;
б) изменение и развитие;
в) постоянный прогресс.
5. Путь социального (общественного) развития, при котором происходит постепенное накопление изменений в жизни общества, называется.
а) революционный путь развития общества;
б) эволюционный путь развития общества;
в) реформаторский путь развития общества.
6. Общество можно определить как.
A. Обособившуюся от природы, но тесно с ней связанную часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Б. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами жизни и деятельности.
B. Целостный социальный организм, включающий в себя большие и малые группы людей, а также связи и отношения между ними.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верно только В; г) все определения верны.
7. Сфера общественной жизни, к которой относятся мораль, религия, философия.
а) социальная; б) экономическая;
в) политическая; г) правовая;
8. Если построить график, изображающий общественный прогресс, то он будет представлять собой.
а) прямую нисходящую линию;
б) прямую восходящую линию;
в) изломанную линию.
9. Что из нижеперечисленного можно отнести к противоречиям общественного прогресса?
а) развитие производства ведет к появлению как средств созидания, так и средств разрушения;
б) развитие производства ведет к изменению социального статуса рабочего;
в) развитие научных знаний приводит к изменению представлений человека о мире.
10. Как называются обстоятельства, обуславливающие существование и продолжение общественного прогресса?
а) общественные отношения;
б) юридические факты;
в) критерии общественного прогресса.
11. Духовно-нравственной основой появления глобальных проблем является.
а) широкое распространение идеологии потребительства;
б) разлад системы взаимодействия с природой, необратимые изменения в среде обитания;
в) разложение мировой экономики, экономические и промышленно-финансовые потрясения.
12. В связи с чем некоторые проблемы человечества считаются глобальными?
а) в связи с тем, что эти проблемы обладают особой важностью;
б) в связи с тем, что эти проблемы приняли общепланетарный характер;
в) в связи с тем, что основной причиной их появления является глобализация.
13. В чем состоит суть демографической проблемы как глобальной проблемы человечества?
а) в неравномерном и неуправляемом росте населения в развивающихся странах;
б) в утрате нравственных ценностей, крушении идеалов;
в) в исчерпаемости ресурсов, обеспечивающих удовлетворение потребностей, необратимых изменениях среды обитания.
14. Многообразные связи, возникающие между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них в разных сферах жизни общества, называются.
а) социальным взаимодействием;
б) социальной системой;
в) общественными отношениями.
15. К какому понятию относится определение «процесс, в котором индивиды совершают определенные действия, изменения в социальной общности или в обществе в целом, воздействуют на других индивидов»?
а) социальное взаимодействие;
б) общественные отношения;
в) социальная связь.
а) изменение, в ходе которого происходит усложнение, совершенствование общества;
б) увеличение численности населения в рамках определенного общества;
в) развитие социальной системы.
2. К факторам социального (общественного) развития относятся.
а) природный фактор (географические и климатические условия);
б) социальный фактор (свойства самого общества);
в) природный и социальный факторы в своей совокупности.
3. Путь социального (общественного) развития, при котором происходит постепенное накопление изменений в жизни общества, называется.
а) революционный путь развития общества;
б) эволюционный путь развития общества;
в) реформаторский путь развития общества.
4. Развитие общества, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному состоянию, называется.
а) общественный прогресс; б) исторический процесс;
в) реформа; г) революция.
5. К. Маркс считал критерием общественного прогресса.
а) божественное предопределение;
б) приближение к правовому государству;
в) сознание свободы;
г) развитие производительных сил.
6. Приобретение тем или иным явлением или процессом общепланетарного характера называется.
а) исторический процесс;
7. Для цивилизационного подхода к общественному развитию характерно.
а) утверждение о восхождении человечества по ступеням общественно-экономических формаций;
б) признание обусловленности всех явлений жизни общества ростом производства;
в) утверждение об отсутствии взаимовлияния культур отдельных народов;
г) изучение в первую очередь своеобразия пути, пройденного отдельными народами.
8. Представление о развитии общества как о движении по определенным ступеням в рамках замкнутого цикла характерно для.
а) философов эпохи Просвещения;
б) приверженцев мировых религий;
в) представителей теории локальных цивилизаций;
г) античных философов.
9. Древние восточные цивилизации от первобытного общества отличает.
а) зарождение первых научных знаний;
б) возникновение присваивающего хозяйства;
в) выработка первых систем письменного права;
г) возникновение государств демократического типа;
д) возникновение и развитие производящего хозяйства.
а) стремление всего человечества к совершенствованию морали;
б) деятельность крупных международных организаций в рамках ООН;
в) господство христианства над другими религиями;
г) введение единых законов государства во всем мире.
11. Крещение Руси в 988 г. привело к укреплению международного авторитета страны. Этот пример демонстрирует, что решающее влияние на общество в данный исторический период оказала сфера.
а) экономическая; б) духовная;
в)социальная; г) политическая.
12. Какая характеристика общества предполагает наличие системных качеств, которые не присущи отдельным элементам системы?
а) латентность; б) самодостаточность;
в) целостность; г) открытость.
13. Что является системообразующим элементом общественной формации с точки зрения теории марксизма?
б) структура социальных классов;
г) способ производства материальных благ.
14. В каком соотношении между собой находятся материальная культура и духовная культура?
а) не зависят друг от друга;
б) материальная культура первична по отношению к духовной;
в) духовная культура первична по отношению к материальной;
г) первичность материальной или духовной культур не может быть определена вне зависимости от ситуационного контекста.
15. Определите верное высказывание.
А. Переход от менее совершенного к более совершенному составляет сущность общественного прогресса.
а) верный ответ А; б) верный ответ Б;
в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.
1. К основным признакам общества как системы относятся.
а) природные условия;
б) отсутствие изменений;
в) общественные отношения;
г) этап исторического развития.
2. Из перечисленного важнейшими институтами общества являются:
A. Государство. Б. Право.
B. Мораль. Г. Природа.
Д. Экономика. Е. Политика.
б) А Б В Д Е Ж; г) А Д Е.
а) Б В Г Д Е; в) А Б В Д Е;
3. Понятие «общественный професс» определяется признаком.
а) неизменность общественной жизни;
б) переход от высшего к низшему;
в) возврат к отжившим общественным отношениям;
г) переход от низшего к высшему.
4. Общей чертой общества и природы не является.
а) наличие признаков системы;
б) процесс постоянных изменений;
в) действие в роли творца;
г) цикличность как основа существования.
5. Определите верное утверждение.
А. Проблема прогресса отражена в вопросе: в каком направлении движется общество.
Б. Проблема прогресса отражена в вопросе: что является критерием прогресса.
а) только А; б) только Б;
в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.
6. Определите верное утверждение.
А. Развитие отдельных стран неповторимо, поэтому у них нет никакого сходства ни в путях, ни в форме развития.
Б. Различия в развитии отдельных стран служат непреодолимой преградой в достижении целостности мира.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.
7. Отношения природы и общества состоят в том, что.
а) общество и природа взаимосвязаны;
б) общество не зависит от природы;
в) природа полностью зависит от общества;
г) общество не влияет на природу.
8. Соотношение сфер общественной жизни характеризуется.
а) определяющей ролью социальной сферы;
б) господством экономической сферы;
в) независимостью сфер общественной жизни;
г) сложными взаимосвязями и взаимовлиянием всех сфер.
9. Определите верное утверждение.
А. В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы. Это пример взаимодействия экономической и политической сфер общественной мысли.
Б. Политическая партия разработала и научно обосновала программу преодоления спада производства. Это пример взаимосвязи экономической, политической и духовной сфер общественной жизни.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) верны оба ответа; г) оба ответа неверны.
10. Распределите нижеприведенные признаки в три группы:
A. Признаки доиндустриального общества.
Б. Признаки индустриального общества.
B. Признаки постиндустриального общества.
б) развитие крупной машинной промышленности;
в) преобладание ручного труда;
г) средняя продолжительность жизни 40-50 лет;
е) широкое применение машинной техники;
ж) неграмотность большинства населения;
1. К числу основных подсистем общества как системы относится.
а) экономика; б) класс предпринимателей;
в) профсоюз; г) церковь.
2. Из перечисленного к важнейшим институтам общества не относится.
а) природная среда обитания; б) мораль;
3. Определите верное утверждение.
А. Переход от менее совершенного к более совершенному составляет сущность общественного прогресса.
менений в обществе,
в) верны оба ответа;
г) оба ответа неверны.
4. Понятие «общество» не включает в себя положение.
а) часть материального мира;
в) формы объединения людей;
г) природная среда обитания.
5. Общей чертой общества и природы является.
а) действие в роли творца культуры;
б) наличие признаков системы;
в) сознательная и волевая деятельность;
г) возможность существовать независимо друг от друга.
6. Определите верное утверждение.
А. Все страны проходят одни и те же этапы развития, двигаясь по одному историческому пути, но с разной скоростью.
Б. Историческое развитие стран происходит в различных формах.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.
7. Определите верное утверждение.
А. На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени. Это пример взаимосвязи политической и экономической сфер жизни общества.
Б. В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития. Это пример взаимосвязи экономики и морали.
а) верно только А; б) верно только Б;
в) оба ответа верны; г) оба ответа неверны.
8. Распределите нижеприведенные признаки в три группы:
A. Признаки доиндустриального общества.
Б. Признаки индустриального общества.
B. Признаки постиндустриального общества.
б) развитие крупной машинной промышленности;
в) преобладание чужого труда;
г) средняя продолжительность жизни 40-50 лет;
е) широкое применение машинной техники;
ж) неграмотность большинства населения;
9. Укажите особенности глобальных проблем.
а) имеют общемировой, планетарный харакгер;
б) как правило, становятся основой фильмов-«катастроф»;
в) могут привести к необратимым последствиям;
г) являются неотложными;
д) касаются судеб не менее 50 стран.
10. К глобальным проблемам относятся.
б) преодоление отсталости ряда стран;
в) преодоление экологической угрозы;
г) продление жизни до 100-150 лет;
д) налаживание контактов с внеземными цивилизациями;
е) снабжение населения чистой водой;
ж) регулирование стремительного роста населения.
Тест I: 1 б, 2 в, 3 а, 4 б, 5 б, 6 г, 7 д, 8 в, 9 а, 10 в, 11 а, 12 б, 13 а, 14 в, 15 а.
Тест 2: 1 а, 2 в, 3 б, 4 а, 5 г, 6 б, 7 г, 8 в, 9 а в д, 10 б, 11 б, 12 в, 13 г, 14 в, 15 а.
Тест 3: 1 в, 2 б, 3 г, 4 в, 5 в, 6 г, 7 а, 8 г, 9 в, 10 А: а в ж и, Б: б е з л п, В: д к м н.
Тест 4: 1 а, 2 а, 3 а, 4 г, 5 б, 6 б, 7 а, 8 А: а в ж и, Б: б е з л п, В: д к м н, 9 а в г, 10 а б в е ж.
— Выберете одно из предложенных высказываний и напишите эссе.
1. Б. Рассел: «Всемирная история есть сумма всего того, чего можно было избежать».
2. П. Бергер: «Люди всегда жили в обществе. Но люди начинают размышлять об обществе только тогда, когда последнее становится проблемой».
4. С. Лец: «У каждого века свое средневековье».
5. О. Шпенглер: «Сама цивилизация стала машиной, которая все делает или желает делать по образцу машины».