что учить наизусть в 10 классе по литературе
Литература для заучивания наизусть 5-11 классы
«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Произведения для заучивания наизусть 5-11 классы
(список произведений составлен на основе программы по литературе
под редакцией В. Я. Коровиной)
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено примерно
10-15 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает:
полное понимание текста читаемого наизусть произведения
правильный выбор интонации, расстановку логических ударений.
безупречную орфоэпию (= соблюдение правил литературного произношения)
Только учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
А.С. Пушкин. «У лукоморья…». «Няне».
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную, зимнюю пору…»)
А.А. Фет. « Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. « Бородино».
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (на выбор).
По теме «Великая Отечественная война» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело. ».
А. А. Блок. «Летний вечер».
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие. ».
К. М. Симонов. «Родина».
Н. М. Рыленков. «Война переменит маршрут. ».
Д. С. Самойлов. «Тревога».
Сложность работы по заучиванию наизусть в этом году объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками, но и работать с прозаическими отрывками.
Отрывок из поэмы «Медный всадник» (от слов «Люблю тебя, Петра творенье. » до «Тревожить вечный сон Петра!») .
«Песнь о вещем Олеге» ( учитель определяет границы отрывка или предлагает выучить текст полностью ).
Отрывок из трагедии «Борис Годунов» (монолог Пимена от слов «Ещё одно, последнее сказанье. » до «А прочее погибло невозвратно»).
Отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (от слов «Над Москвой великой, златоглавою. » до «Для охотницкого бою, одиночного»).
«Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва» («В минуту жизни трудную. » 1839).
Отрывок из повести «Тарас Бульба» (глава IX, монолог Тараса Бульбы от слов «Хочется мне вам сказать, панове. » до «. чем дал Бог, что ни есть в тебе, а. », затем пропустить слова автора и завершить чтение фразой «Нет, так любить никто не может!»).
И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык».
С. А. Есенин. «Топи да болота. ».
Обратите внимание! В списке произведений для заучивания наизусть этого года преобладают прозаические отрывки. Обязательным условием успеха становится внимательное прочтение полного текста прозаического произведения, отрывок из которого Вы учите наизусть.
«Слово о полку Игореве». Вступление или плач Ярославны — на усмотрение учителя.
А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».
а) отрывок из 8-ой главы от слов «Я смутился. » до слов «. что я лукавствую» и далее от «Я природный дворянин. » до «. тебе служить не могу»;
Н. В. Гоголь. «Мёртвые души» ( отрывок из поэмы — том 1-ый, глава 11-ая от слов «Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?» до слов «. дают ей дорогу другие народы и государства»).
А. А. Блок. «О, я хочу безумно жить. ».
С. А. Есенин. «Не жалею, не зову, не плачу. ».
А. А. Ахматова. «Не с теми я, кто бросил землю. ».
А. А. Фет. «Одним толчком согнать ладью живую. », «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья. » , «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали. ».
Н. А. Некрасов. «Я не люблю иронии твоей. », «Мы с тобой бестолковые люди. » , «Элегия» («Пускай нам говорит. ») , «Человек сороковых годов».
И. А. Бунин. «В полночный час я встану и взгляну. », «Поэт» , «Слово».
В. Я. Брюсов. «Грядущие гунны».
В. В. Маяковский. «А вы могли бы. »
М. И. Цветаева. «Моим стихам, написанным так рано. ».
О. Э. Мандельштам. «Я вернулся в мой город. ».
А. А. Ахматова. «Мне ни к чему одические рати. » , «Мне голос был. Он звал утешно. ».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-152950
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Время чтения: 1 минута
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Глава СПЧ предложил ввести подготовительные курсы перед обучением в школе для детей мигрантов
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Список произведений для обязательного заучивания
Список произведений для обязательного заучивания составлен на основе программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной.
Просмотр содержимого документа
«Список произведений для обязательного заучивания»
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ
(список произведений составлен на основе
программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено не менее 15 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает:
полное понимание текста читаемого наизусть произведения
правильный выбор интонации, расстановку логических ударений.
безупречную орфоэпию (= соблюдение правил литературного произношения)
Только учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.
Пословицы и поговорки.
И.А. Крылов. «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок» (2 басни на выбор)
А.С. Пушкин. «У лукоморья…», «Няне»
М.Ю. Лермонтов. «Бородино»
По теме «О Родине и родной природе»
2 стихотворения по выбору:
А.А. Фет. «Чудная картина», «Весенний дождь».
Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Есть в осени первоначальной…»
С.А. Есенин. «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» (1 стихотворение на выбор), «С добрым утром»
По теме «Великая Отечественная война»
2 стихотворения по выбору:
А. Т. Твардовский. «Рассказ танкиста»
К. М. Симонов. «Майор привёз мальчишку на лафете…»
По теме «О Родине и родной природе»
2 стихотворения по выбору:
И.А.Бунин. «Помню – долгий зимний вечер…»
Н.М.Рубцов. «Родная деревня»
Дон-Аминадо «Города и годы»
(список произведений составлен на основе
программы по литературе под редакцией В. Я. Коровиной)
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено не менее 15 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает:
полное понимание текста читаемого наизусть произведения
правильный выбор интонации, расстановку логических ударений.
безупречную орфоэпию (= соблюдение правил литературного произношения)
Только учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.
И. А. Крылов. «Листы и корни», «Ларчик», «Осёл и Соловей» (1 басня на выбор)
А. С. Пушкин. «Узник», «И. И. Пущину», «Зимнее утро»
М. Ю. Лермонтов. «Тучи», «Утёс», «Листок»
Н. А. Некрасов. «Железная дорога» (отрывок: от слов «Славная осень. » до слов «Думаю думу свою. »)
А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила. », «Учись у них – у дуба, у берёзы…»
Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело. », «Листья»
По теме «О Родине и родной природе»
2 стихотворения по выбору:
А. А. Блок. «Летний вечер»
С.А. Есенин. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша»
А. А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие. »
Н. М. Рубцов. «Звезда полей»
По теме «Великая Отечественная война»:
К. М. Симонов. «Ты помнишь, Алёша…»
Д. С. Самойлов. «Сороковые»
(список произведений составлен на основе программы по литературе
под редакцией В. Я. Коровиной)
На протяжении каждого учебного года должно быть выучено не менее 15 стихотворений или отрывков из прозаических произведений.
Оценка ставится за выразительное чтение, что предполагает:
полное понимание текста читаемого наизусть произведения
правильный выбор интонации, расстановку логических ударений.
безупречную орфоэпию (= соблюдение правил литературного произношения)
Только учитель определяет, выставлять ли оценку за каждое прочитанное наизусть стихотворение или общую оценку за несколько стихотворений, принадлежащих одному автору или объединённых общей темой. Учитель имеет право задавать вопросы на понимание прочитанного наизусть текста, проверять умения и навыки анализа лирического произведения.
Сложность работы по заучиванию наизусть в этом году объясняется тем, что учащемуся предстоит запоминать не только тексты с привычно рифмующимися строками, но и работать с прозаическими отрывками.
Былины « Вольга и Микула Селянинович», «Садко» (отрывок на выбор)
Пословицы и поговорки (на выбор)
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» (отрывок).
А. С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Медный всадник», «Песнь о вещем Олеге», отрывок из трагедии «Борис Годунов» (монолог Пимена от слов «Ещё одно, последнее сказанье. » до «А прочее погибло невозвратно»)
М. Ю. Лермонтов. Отрывок из «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (от слов «Над Москвой великой, златоглавою. » до «Для охотницкого бою, одиночного»),
«Когда волнуется желтеющая нива. », «Молитва» («В минуту жизни трудную. » 1839), «Ангел»
Н. В. Гоголь. Отрывок из повести «Тарас Бульба» (глава IX, монолог Тараса Бульбы от слов «Хочется мне вам сказать, панове. » до «Нет, так любить никто не может!»)
И. С. Тургенев. Стихотворение в прозе «Русский язык»
Н. А. Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом…», отрывок из поэмы «Русские женщины» (по выбору), отрывок из стихотворения «Размышления у парадного подъезда» ( от слов «Родная земля. » )
По теме «О Родине и родной природе»
1 стихотворение по выбору:
В. А. Жуковский. «Приход весны»
А. К. Толстой. «Благовест»
В. В. Маяковский. Отрывок из стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче» (от слов «Пойдём, поэт…»), «Хорошее отношение к лошадям»
А. Т. Твардовский. «Снега потемнеют синие…», «На дне моей жизни…» (1 стихотворение на выбор)
По теме «Великая Отечественная война»:
Е. М. Винокуров. «Москвичи»
По теме «О Родине и родной природе»
2 стихотворения по выбору:
В.Я.Брюсов «Первый снег»
Ф.Сологуб. «Забелелся туман за рекой…»
С. А. Есенин. «Топи да болота. »
Н. А. Заболоцкий. «Я воспитан природой суровой…»
Список для заучивания наизусть. 10 класс.
«Календарь счастливой жизни:
инструменты и механизм работы
для достижения своих целей»
Сертификат и скидка на обучение каждому участнику
Произведения для заучивания наизусть
Одно из стихотворений К.Н. Батюшкова или В.А. Жуковского (по выбору).
Одно из стихотворений К.Ф. Рылеева, В.К. Кюхельбекера, А.А. Бестужева-Марлинского, А.И. Одоевского (по выбору).
По одному стихотворению А.С. Пушкина на основные темы и мотивы лирики поэта ( итого : 6 стихотворений):
гражданственности и патриотизма;
назначения поэта и поэзии;
По одному стихотворению М.Ю. Лермонтова на основные темы и мотивы лирики поэта ( итого : 8 стихотворений):
тема свободы, вольности, борьбы;
осмысления судьбы своего поколения;
разочарования, одиночества, поиска гармонии в отношениях с окружающим миром;
призвания поэта и высокое предназначение поэзии;
критика самодержавия и светского общества;
тема жизни и смерти.
А.Н. Островский. Драма «Гроза». Отрывок на выбор:
И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети». Отрывок со слов: «Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдалённых уголков России…», – и до конца.
Одно из стихотворений Ф.И. Тютчева (уметь отыскать в нём характерные тютчевские темы, образы, художественные приёмы).
Два стихотворения А.А. Фета (по выбору). Выбор: «Печальная берёза», «Чудесная картина», «На заре ты её не буди…», «Я пришёл к тебе с приветом», «Шёпот, робкое дыханье», «Что за ночь», «Ласточки пропали», «Ты отстрадала», «Это утро, радость эта…», «Учись у них – у дуба, у березы», «Я тебе ничего не скажу», «Ты отстрадала, я ещё страдаю…», «Долго снились мне вопли рыданий твоих…», «Нет, я не изменил. До старости глубокой…».
По одному стихотворению Н.А. Некрасова на основные темы и мотивы лирики поэта ( итого : 5 стихотворений):
о назначении поэта и поэзии;
тема родины и народа;
идеал общественного деятеля;
Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Песня Гриши Добросклонова «Русь» («Ты и убогая…»).
Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир». Отрывок на выбор:
А.П. Чехов. Рассказ «Ионыч». Отрвыок из II главы «Старцев на кладбище».
«Управление общеобразовательной организацией:
новые тенденции и современные технологии»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-972515
Не нашли то, что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В Госдуме предложили продлить каникулы для школьников до 16 января
Время чтения: 1 минута
В России разработают рекомендации по сопровождению студентов с ОВЗ
Время чтения: 2 минуты
В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников
Время чтения: 1 минута
Во всех педвузах страны появятся технопарки
Время чтения: 1 минута
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Список произведений по литературе для заучивания наизусть
Обязательный минимум по литературе для заучивания наизусть (5-11 класс)
Просмотр содержимого документа
«Список произведений по литературе для заучивания наизусть»
Список стихотворений для заучивания наизусть. Программа Г.И.Беленького
1. Стихотворение об осени (по выбору учащегося)
2. А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Отрывок
4. Стихотворение о зиме (по выбору учащегося)
5. Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Отрывок
6. Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством». Отрывок
7. И.А.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги», «Осыпаются астры в садах»
8. А.С.Пушкин «Зимний вечер»
9. Стихотворение о весне (по выбору учащегося)
10. Ф.И.Тютчев. Стихотворение (по выбору учащегося)
11. А.А.Фет. Стихотворение (по выбору учащегося)
12. Стихотворение о лете (по выбору учащегося)
1.А. С. Пушкин. Узник. И. И. Пущину. Зимнее утро (на выбор).
3. Н. А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор).
4.Ф. И. Тютчев. «Неохотно и несмело. ». А. А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку
5.Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист. ». А.А. Блок. Летний вечер. А. А.
Ахматова. «Перед весной бывают дни такие. » и др. (на выбор).
6. По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.
М. Симонов, Н. М. Рыленков, Д. С. Самойлов).
1. Н.В.Гоголь. Отрывок из повести «Тарас Бульба». Речь о товариществе. Описание степи (по выбору учителя).
2. А.С.Пушкин. Отрывок из баллады «Песнь о вещем Олеге. »
3. М.Ю.Лермонтов. Отрывок из поэмы «Песня про царя Ивана Васильевича. ». Бой Кирибеевича и купца Калашникова.
4. И.С.Тургенев. «Стихотворения в прозе» («Русский язык»).
5. А.Н. Островский. «Снегурочка». Монолог (по выбору ученика).Мелодекламация.
6. С.Есенин. «Песнь о собаке». «Ах, как много на свете кошек. » (стихотворение по выбору ученика). «Всё живое особой метой».
7. Н.М.Рубцов. «Звезда полей». «Русский огонёк». «Тихая моя родина» (по выбору ученика).
8. Б.Окуджава. «Арбатский романс». «Пожелания друзьям».
9. Н.Гумилёв. Стихотворение по выбору ученика.
1. А. С. Пушкин « Капитанская дочка» ( отрывок «Метель»).
2. М. Ю. Лермонтов «Пленный рыцарь», «Мцыри» ( отрывок «Бой с барсом»).
3. Н. В. Гоголь «Ревизор» ( монолог одного из героев на выбор).
5. А. Т. Твардовский « Василий Теркин» ( отрывок на выбор).
6. Стихотворения о Великой Отечественной войне ( 2 стихотворения по выбору)
7. Поэзия родной природы (2 стихотворения по выбору)
2.М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Императрицы
Елисаветы Петровны, 1747 года» (отрывок по выбору учащихся).
З.Г. Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник (на выбор)
4.В.А.Жуковский. 1-2 стихотворения (по выбору учителя)
5.А. С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).
6.А. С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. Я вас любил. Памятник (3
стихотворения по выбору учителя и учащихся).
Евгений Онегин (отрывок по выбору учащихся «Письмо Татьяны», «Письмо Онегина»).
8.М. Ю. Лермонтов. И скучно и грустно. Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю.
Смерть Поэта (отрывок). Пророк. Молитва (по выбору учащихся).
9. А.А. Фет. 1 стихотворение (по выбору учителя и ученика)
10.А. А. Блок. «Ветер принёс издалека. » «Ушла. Но гиацинты ждали. ». (1
стихотворение на выбор).
11.С. А. Есенин. «Край ты мой заброшенный. ». «Гой, ты Русь моя родная. ». «Разбуди
завтра рано. ». «Отговорила роща золотая. » (по выбору учащихся).
12. А. А. Ахматова. «Мужество». «Не с теми я, кто бросил землю. »
1. А. С. Пушкин 3-4 стихотворения (по выбору учащихся).
2. М. Ю. Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).
3. А. Н. Островский. «Гроза» (монолог по выбору учащихся).
4. Ф.И.Тютчев. «О, как убийственно мы любим. », «Нам не дано предугадать. »
5. А.А.Фет. «Это утро, радость эта. », «Шепот, робкое дыханье. » (по выбору учащихся). «На заре ты её не буди. ».
6. И.С.Тургенев. Отрывок из романа «Отцы и дети» (по выбору учащихся). Стихотворение в прозе (по выбору учащихся)
7. Н.А.Некрасов. «Вчерашний день, часу в шестом. », «Элегия», «Я не люблю иронии твои. » или «Мы с тобой бестолковые люди. ». Отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» (по выбору)
8. Л.Н.Толстой. Отрывок из романа «Война и мир» (по выбору учащихся)
1. И. А. Бунин. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся).
2. А.М.Горький. На дне (монолог Сатина о человеке).
3. Любимое стихотворение одного из поэтов серебряного века.
4. В. Я. Брюсов. 1-2 стихотворения (по выбору учащихся).
8. В.В.Маяковский. «А вы могли бы?» «Послушайте!». «Письмо Татьяне Яковлевой» (отрывок)
9. С.А.Есенин. «Письмо к матери». «Шаганэ ты моя, Шаганэ. ». «Не жалею, не зову, не плачу. »
10 М.Цветаева Моим стихам Стихи Блоку Ктотсоздан
11ю Мандельштам 1-2 по выбору
12. А.Ахматова Мне голос был Родная земля Реквием 9отрывок)
Б.АПастернак 2 стихотворения по выбору ученика