что такое tov в смм
Термины
SMM (Social Media Marketing) — маркетинг в социальных медиа. Продвижение бренда или продукта через социальные платформы. Преимущество smm в маркетинге заключается в том, что таргетирование оффера в социальных медиа позволяет точечно воздействовать на целевую аудиторию, почти не затрагивая незаинтересованных людей.
Influence-маркетинг — способ создания спроса с помощью лидеров мнений. Если по-простому, это реклама у блогеров.
KPI — ключевые показатели эффективности. Определяются на старте работы и отвечают потребностям клиента. Если клиент продает бензопилы на сайте, его не должно сильно волновать количество подписчиков. Для него важна цена за клик, конверсия и цена за покупку. Если клиент федеральный бренд, которому нужно работать на узнаваемость, то там за KPI может быть принят охват.
UTM-метка — инструмент, позволяющий пометить ссылку и передать в систему аналитики информацию об источнике.
Взаимодействия (Интеракции, Активности) — основные действия пользователей с контентом, такие как лайки, комментарии, репосты, голоса в опросах, сохранения.
Охват (Reach) — количество уникальных пользователей просмотревших пост или аккаунт.
Просмотры (Views) — количество неуникальных пользователей просмотревших пост или аккаунт. Т.е. если один пользователь открывал ваш пост 5 раз, то в просмотры засчитается +5, а в охват +1. Просмотры всегда больше, чем охват.
Просмотры профиля (Инстаграм) — суммарное количество всех просмотров профиля, включая посты, сам аккаунты и прочие страницы (для каждой соцсети свои).
Отписки — для Инстаграм считаются как сумма подписок за период минус абсолютный прирост.
Абсолютный прирост — изменение числа подписчиков за выбранный период, т.е. разность числа подписчиков между последним и первым днем периода.
7 терминов, которые должен знать каждый SMM-менеджер
Александр Марфицин, контент-маркетолог и редактор «Амплифера», написал колонку для блога Нетологии, в которой составил словарь основных терминов, которые должен знать каждый SMM-менеджер, а также рассказал, как посмотреть основные метрики в Facebook, Instagram и ВКонтакте.
Контент-маркетолог и редактор «Амплифера»
Охват (Reach)
Охват публикации — число людей, которые могли видеть вашу публикацию: просматривали ленту, когда пост был в ней, или заходили в сообщество и видели ваш пост там. Условно говоря, охват — это количество людей, которые что-то видели или слышали о публикации. Расскажу, как посмотреть на охват в Facebookе, Instagramе и ВКонтакте.
Посмотреть охват страницы и записей могут только владельцы бизнес-страниц. Посмотреть эту и другие метрики можно в разделе «Статистика».
С помощью Insights можно посмотреть метрики публикаций и профиля, в том числе и охват. Также можно в разделе «Статистика» или по нажатию на кнопке у конкретного поста. Важно: Insights доступен только владельцам бизнес-страниц.
ВКонтакте
Во ВКонтакте можно просматривать охват сообществ (групп и публичных страниц), а также личной страницы. Посмотреть охват можно в разделе «Статистика» личной страницы или сообщества.
Вовлечённость (Engagement)
Вовлечённость — это сумма взаимодействий подписчиков с вашими публикациями. Также часто используется ER (engagement rate, коэффициент вовлечённости) — уровень вовлечённости аудитории, который вычисляется в процентном соотношении действий к охвату. Вот три самых распространённых вида взаимодействия пользователей в соцсетях.
В зависимости от соцсетей и форматов публикаций, есть другие виды активностей. Например, в Instagram есть сохранения для постов в ленте, количество просмотров видео, публикаций в Stories и другие. Подробнее про метрики в Instagram мы писали в своём блоге.
Просмотры (Views count, Impressions)
Общее количество просмотров публикации или всех постов. Если охват считает сумму пользователей, которые увидели публикацию, то показы — сумму всех просмотров. Один пользователь может просмотреть одну и ту же запись несколько раз.
ВКонтакте можно посмотреть количество конкретных публикаций прямо в ленте. Эта статистика доступна любому пользователю соцсети.
В Facebook показатели просмотра конкретной публикации доступны только в сообществах, в которых состоят меньше 250 участников. Есть органический охват публикаций, статистика просмотров бизнес-страниц, просмотры видео. Эти данные можно получить в рекламном кабинете или разделе «Статистика» для бизнес-страниц.
В Instagram можно отследить количество показов (impressions) конкретной публикации и динамику просмотров за последнюю неделю в Insights.
CPA
От английского Cost Per Action — цена за целевое действие. Например, вы продвигаете публикацию в Instagram и хотите получить для неё лайков, ставите бюджет в 1 000 рублей и получаете 100 лайков. Получается, что CPA — 10 рублей. Во столько и обошёлся каждый лайк.
Профессия
SMM-менеджер
CPC
От английского Cost Per Click — цена за клик. Например, вы продвигаете публикацию в Facebook со ссылкой на сайт. Поставили бюджет в 1 000 рублей и получили 500 переходов (кликов) по ссылке. Получается, что CPC — 2 рубля.
CTA
От английского Call To Action — призыв к действию. «Подпишись на канал», «поставь колокольчик», «ставьте лайки», «переходите по ссылке» — это и есть призывы к действию.
ROI
От английского Return On Investment — окупаемость инвестиций. В контексте социальных сетей — соотношение вложенных денег в продвижение компании в соцсетях к полученной прибыли. Общая формула для расчёта ROI выглядит так:
ROI = (Доход – Затраты ) / Затраты × 100%
Самый сложный момент расчёта ROI в соцсетях — определение «дохода». Всё зависит от выбранной цели. Это могут быть новые подписчики, покупки, подписка на рассылку и другие. Подробнее об этом мы писали в своём блоге.
7 терминов, которые должен знать любой SMM-специалист:
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Словарь терминов SMM-щика и таргетолога
Как и в любой отрасли, в маркетинге есть своя терминология. Мы решили описать SMM термины для того, чтоб говорить с Клиентами на одном языке. Словарь SMM также будет полезен всем, кто работает в этой сфере или только учится.
Например, он подойдет и как словарь сммщика и расшифрует термины таргетолога.
Мы подготовили расшифровку SMM слов, с которыми чаще всего сталкиваемся в работе, и они являются основными понятиями SMM.
Если Вы не найдете в списке какого-то термина, типа «smm активность» напишите нам, чтоб мы дополнили этот глоссарий.
Словарь терминов SMM
ER (Engagement Rate)
Это индекс вовлечения аудитории в контент профиля. То есть, грубо говоря, сколько людей из цифры подписчиков действительно наблюдает за вами. Допустим, у вас 5000 подписчиков. Чтобы посчитать индекс вовлечения в ваш пост, нужно следовать формуле:
лайки + комментарии + сохранения / количество подписчиков х 100%.
Если полученное число меньше 6%, это считается плохим показателем.
Но чем больше профиль по количеству подписчиков, тем меньше становится индекс вовлечения. К примеру, у профиля с более чем 100 000 подписчиков нормой считается цифра ER = 3%. Благодаря новому ранжированию ленты в Инстаграм, а также благодаря огромному количеству профилей, смысл в количестве аудитории пропал, а появился смысл в ее качестве. И теперь не имеет значения сколько у тебя подписчиков, стало иметь значение какое число из них ты охватываешь своим контентом. Поэтому появилась новая формула рассчета ER, которая рассчитывает вовлечение аудитории относительно охвата.
(лайки + комментарии + сохранения + репосты) / охват х 100%
Если цифра получилась менее 30% — это плохой показатель. Значит аудитория мало вовлечена в профиль.
KPI (Key Performance Indicator) (Ключевые показатели эффективности или КПИ)
Это показатели, которые помогают анализировать эффективность определенных действий, а также уровень достижения поставленных целей и степень реализации маркетинговой стратегии. Какие могут быть цели, над которыми работает SMM-специалист?
Это основные цели, чаще встречающиеся при работе с клиентами.
SFS (shout out for shout out, «упоминание за упоминание» или «сфс»)
Это конкурс, направленный на увеличение узнаваемости бренда. Основной смысл его состоит в том, что профиль, который его проводит, должен в конце конкурса выбрать несколько победителей, а затем публично в своем профиле рассказать о нем подробно, т.е. разрекламировать. Проводить такой конкурс имеет смысл, когда в профиле много подписчиков, либо когда подписчики очень вовлечены в профиль, только тогда количество участников будет большим.
SMO (Social media optimization) – это комплекс работ, которые проводятся на сайте с целью его продвижения в соцсетях, например, устанавливаются виджеты и плагины, которые помогают взаимодействовать с читателями сайта, а на самых видных местах размещаются блоки кнопок «Поделиться», «Мне нравится» и т.д.
Аккаунт
Учетная запись человека в соцсетях (личная страница).
Алгоритм
Этим словом называют то, как работает в целом «движок» социальной сети. По каким правилам, схемам и т.д. Чаще всего произносят следующую фразу: алгоритм ранжирования ленты формирует ее исходя из потребностей аудитории. Вы можете говорить просто ранжирование ленты, либо алгоритм ранжирования. Смысл одинаковый.
Амбассадор
Это, чаще всего, блогер, который сотрудничает с каким-либо брендом для увеличения узнаваемости бренда. Самый яркий пример — это фешнблогеры, которые являются амбассадорами крупнейших и известнейших магазинов одежды мира. Они распространяют о этом магазине информацию в своем блоге (не только в Инстаграм, но и в других соцсетях), отмечают магазин в постах, рассказывают в сторис, пишут в шапке своего профиля о сотрудничестве с этим магазином. Принцип очень простой — аудитория любит своего блогера и доверяет ему, а значит купит то, что посоветует им блогер. А блогер советует тот магазин, чьим амбассадором является. За амбассадорство бренд платит блогеру, а также высылает свой товар или предоставляет свою услугу.
Анонс
Это объявление о запуске продаж продукта или о проведении мероприятия. Анонсировать что-либо необходимо только когда все процессы подготовлены, все цифры известны, вся система налажена, т.к. сразу после анонса аудитория идет совершать целевое действие: покупка\ регистрация.
Это не настоящий профиль в соцсети, скрывающийся под видом реального человека. Боты создаются автоматически различными сервисами. Цель тех, кто создает ботов, продавать их. Боты покупаются блогерами для увеличения цифры подписчиков профиля. Но, т.к. боты — это не живые люди, они не могут проявлять активность в профиле, из-за чего в накрученном ботами профиле мало вовлечения, а это плохой показатель качества блогера.
Виральность (виральный контент)
Это когда контентом хочется поделиться и таким образом он распространяется самостоятельно среди аудитории, обретая вирусный эффект.
Вовлеченность
Число аккаунтов, владельцы которых взаимодействовали с вашим контентом. К взаимодействиям могут относится отметки «Нравится», сохранения, репосты, комментарии и ответы
Воронка продаж
Это инструмент продаж, который «ведёт» человека по заранее отстроенному нами пути, от знакомства с продуктом до его покупки. Этот путь состоит из нескольких ступеней. Каждая ступень ведет к следующей, тем самым увеличивая количество продаж продукта или сопутствующих продуктов.
Геймификация
Это методы, использующиеся для вовлечения аудитории в контент, в продажи и т.д. Вовлечение происходит в игровой форме. Основная задача геймификации в Инстаграм продумывать такой контент, который позволит аудитории соревноваться (между собой или с самим собой). Соревнования на очки, баллы, время и т. д. Любые игровые механики в социальных сетях помогают вовлечь аудиторию в процесс и позволить расслабиться и просто поиграть.
Геймификацию используют крупнейшие компании мира для привлечения сотрудников, клиентов, инфлюенсеров. Это нужно для увеличения узнаваемости, лояльности к бренду, продаж и т.д.
Гивэвей (Giveaway или Гив)
Это массовый конкурс с выдачей ценных призов. Основной смысл ГИВа в том, что собираются определенное количество спонсоров (блогеров), которые платят за участие в ГИВе организаторам конкурса, а те собирают аудиторию, для которой основным условием участия в розыгрыше всех призов является подписка на всех спонсоров. Тем самым спонсоры быстро набирают большое количество аудитории, а аудитория имеет шанс получить призы.
Геотаргетинг
Вид таргетинга, направленного на ограничение показов рекламы по местонахождению целевой аудитории.
Конверсия
Это число действий, совершенное клиентом, относительно числа потенциальных клиентов, которые видели ваше предложение. Представим, что вы провели бесплатный вебинар перед стартом курса, его смотрели 100 человек. Из них курс приобрели 15 человек. Считаем конверсию: (15/100)х100% = 15%. Эта цифра нужна нам для анализа контента или для анализа сайта.
Кросспостинг
Дублирование контента в разные соцсети с помощью специальных сервисов.
Лид (lead)
Это потенциальный клиент. Потенциальным его можно назвать в том случае, если он сделал целевое действие, которое от него требовалось. Например, человек, который оставил свою почту, чтобы вы отправили ему чек-лист, является лидом. Человек, который после анонса продукта в посте, задал вам вопрос по продукту, является лидом. Исходя из его действий, мы понимаем, что он заинтересован в меньшей или большей степени в продукте, а значит мы можем на него воздействовать, чтобы довести до покупки.
Лид-магнит
Это первая ступень воронки продаж. Это некий продукт, который является полезным и абсолютно бесплатным для потенциального клиента (лида). В обмен на получение лид-магнита, мы получаем контактные данные лида, тем самым собирая базу потенциальных клиентов, которым в будущем мы сможем продать наш продукт. Не спроста этот инструмент содержит в себе слово МАГНИТ, т.к. мы притягиваем к себе потенциального клиента этим продуктом, после чего получаем его контакты. Примеры лид- магнита: чек-лист, гайд, методичка, бесплатный первый урок курса и т.д.
Лидер мнения или инфлюенсер
Это человек, скорее, блогер (не важно микро блогер или блогер-миллионник), который влияет на свою аудиторию. Лидерами мнений чаще всего бывают блогеры или известные люди, которые работают в каком-то одном направлении. Например, кто-то может быть лидером мнений в нутрициологии\ феминизме\ современных технологиях и т.д. Влиять на аудиторию этот человек может своим авторитетом (ему доверяют), своим мнением, которое по тем или иным причинам важно аудитории.
Маршрут пути клиента (Путь покупателя, Buyer journey)
Это путь, позволяющий понять поведение потенциальных клиентов относительно вашего контента или продукта, а затем сформировать такой контент, который поможет довести человека до целевого действия с минимальными усилиями и вложениями. То есть, зная, что думает относительно вас аудитория, что предпринимает в момент ознакомления с контентом и т.д., вы можете расписать правильный контент-план, который приведет человека к покупке с большой долей вероятности.
Массфоловинг
Подписка на большое количество профилей Ваших потенциальных Клиентов с целью приобретения максимума фолловеров, обратных подписчиков.
Масслайкинг
Многочисленное проставление лайков к изображениям вашей целевой аудитории.
Масскомментинг
Массовая рассылка комментариев под постами целевой аудитории для привлечения внимания к бизнес-аккаунту.
Медиаплан
Медиаплан — это подробный план проведения рекламной компании. В него входят сроки, необходимый бюджет и площадки, на которых будет размещаться реклама. Обычно медиаплан представлен в виде таблицы.
Мессенджер
Приложение для обмена мгновенными сообщениями. Например, Viber, WhatsApp, Facebook Messenger, Телеграм и другие.
Накрутка
Искусственное увеличение ключевых параметров в соцсетях: подписчиков, лайки, просмотры, охваты и пр.
Охват
Число людей, которые хотя бы раз увидели ваш контент. Отличие охвата от показов заключается в том, что последние могут включать многократные просмотры одним и тем же человеком.
Органический рост
Слово «органический» означает «внутри себя», без влияния чего-либо извне. Получаем, что органический рост профиля — это рост числа подписчиков за счет качественного контента, а не за счет рекламы, коллабораций и т.д. Органический рост профилей в 2020 году почти невозможен. «Почти» означает, что можно растить профиль без вложений, но при этом он будет расти очень медленными темпами.
Паблик
Публичная страница бренда, компании в соцсетях.
Пиксель
Код, который предоставляется каждой социальной сетью, благодаря которому можно собирать пользователей, посещавших сайт и сегментировать их потом по действия или другим признакам.
Посев
Массовое размещение рекламы в сторонних группах, сообществах.
Промопост
Вид рекламы в соцсетях, который имеет вид обычной публикации.
Ранжирование
Это распределение контента внутри соцсети по интересам аудитории. В 2016 году Инстаграм ввел новый алгоритм подбора контента для каждого пользователя: раньше все посты и истории показывались пользователю в хронологическом порядке, т. е. по времени постинга. С 2016 года пользователю показывают тот контент, который сформировался исходя из его интересов, при этом время постинга этого материала не имеет значения.
Ремаркетинг
Инструмент контекстной и таргетированной рекламы, созданный, чтобы “догонять и продавать”. Работает в поисковых системах и социальных сетях.
Скрытый маркетинг
Комплекс действий, цель которых формирование постоянного позитивного имиджа ТМ, бренда, услуги, товара или фирмы среди целевой аудитории.
Сториз (Stories или Истории)
Вид публикации в соцсетях, который позволяет размещать контент на 24 часа. Если вы хотите сохранить сториз в Instagram, то можно закрепить ее в профиле. Это называется Highlights.
Стрим
Live. Прямая трансляция.
Таргетинг
Набор параметров, по которым можно сегментировать аудиторию.
Это рекламу, настроенная через социальную сеть, например, Facebook, или через кнопку «продвигать» в соцсети Instagram, которая, на основе сбора данных об аудитории, показывает рекламное объявление только той аудитории, которая с высокой долей вероятности интересуется этим продуктом.
Слово «таргет» переводится с английского языка как «цель». В этом и состоит смысл подобной рекламы — показать ее целевой аудитории, т.к. только ее интересует ваш продукт. Остальным пользователям соцсети нет смысла показывать эту рекламу, т.к. они не интересуются вашим товаром.
Трипваер (tripwire)
Это первый платный продукт воронки продаж. Это некий продукт, который имеет цену, но не высокую, также имеет ценность, но не полную. Основная задача этого продукта установить доверительную связь с клиентом, дать ему «попробовать» нечто очень полезное, чтобы у него возникло желание купить более значимый продукт. Основные правила трипваера таковы:
Необходимо перейти на следующую ступень (следующий продукт, который имеет другую стоимость, гораздо более высокую. Это будет наш основной продукт, ради которого создается воронка продаж. После покупки трипваера у клиента должно появиться неудержимое желание купить следующий продукт.
Фэйк
Фальшивка, не правда.
Хейтер
Человек, испытывающий ненависть к кому-то или чему-то и публично это высказывающий.
Хештег
Метка-слово, которое начинается со знака # и пишется без пробелов. Используется для фильтрации сообщений по темам.
Целевое действие
Это действие, которое вам выгодно и вы его ожидаете от вашей аудитории. Целевыми действиями в соцсетях могут быть:
Что такое SMM и как это работает
Чем SMM отличается от других инструментов? Какие у него цели и задачи? Сколько ждать результата и как понять, что он есть? Отвечаем.
SMM расшифровывается как Social Media Marketing — маркетинг в социальных сетях. Цель SMM — привлекать клиентов из «ВКонтакте», Facebook, Instagram и других социальных площадок. Другая важная задача SMM — повышение узнаваемости бренда и работа над репутацией.
По данным Hootsuite (платформа по управлению соцсетями), в 2020 году в мире 3,8 миллиарда активных пользователей социальных сетей. Это 49% всего населения. В России таких 70 миллионов, то есть 48% населения. Это значит, что SMM-специалисты способны достучаться до каждого второго жителя страны.
Коммерческий редактор, SMM-специалист и консультант по продвижению бизнеса в digital-среде. Пишет об интернет-маркетинге и управлении.
На чём основывается SMM
Социальные сети знают многое о своих пользователях: возраст и пол, страну и город проживания, бренд и год выпуска мобильного устройства, интересы и особенности поведения. Например, Facebook в курсе, кто из миллионов пользователей относится к группе «мужчины 20–25 лет из Санкт-Петербурга, которые часто совершают покупки онлайн и состоят в браке».
Всю информацию пользователь отдает как заполняя свой профиль, так и через действия внутри сети: отметки «Нравится» на страницах, вход в сеть с мобильного устройства, клики на рекламу и так далее.
В итоге соцсеть может подобрать для вашей рекламы людей, которые, например, недавно купили смартфон, часто путешествуют или скоро будут отмечать день рождения. На Facebook нужная информация о вас как о пользователе хранится в разделе предпочтений.
Главное при рекламе в социальных сетях — определить свою целевую аудиторию как можно точнее и взаимодействовать с ней через таргетированную рекламу и качественный контент.
Чем SMM отличается от рекламы в Google и Яндексе
Представьте, что у вас магазин одежды. В интернете вы в том числе можете продвигаться в поисковых системах. Например, по запросу «одежда для фитнеса Москва»:
Таким образом ваше предложение покажется людям, которые его уже ищут. Но ваш круг ограничится пользователями, у которых уже есть эта потребность. «За бортом» остаются тысячи людей, которым ваш продукт может пригодиться, но они либо пока довольны тем, что есть, либо ничего не искали, а сразу пошли за одеждой в знакомый магазин.
Маркетинг и реклама в соцсетях работают по-другому. За редкими исключениями их задача — предложить потенциальному клиенту задуматься о своих потребностях и на основании этого сделать покупку. Всё это не делает SMM и таргет лучше или хуже, чем та же контекстная реклама. Вы просто работаете с разными типами аудиторий и решаете разные задачи.
Какие цели и задачи у SMM
Основная цель SMM, как и любого маркетингового или рекламного инструмента, — увеличить продажи продуктов и услуг. Вообще с помощью соцсетей можно решить много задач; вот некоторые из них.
Увеличение посещаемости сайта. Используется как шаг в воронке продаж или способ привлечения трафика на сайт. Часто этим пользуются новостные порталы, чтобы цифры по сайту выглядели привлекательнее для рекламодателей. Так, например, «Лайфхакер» в Facebook размещает анонсы статей:
Информирование о скидках и новинках. Продвижение сезонных распродаж, рассылка специальных предложений через мессенджеры… Это всё особенно ценно для ваших действующих клиентов, ведь всегда приятно получить продукт любимой компании по выгодной цене.
Появление в поисковой выдаче. Соцсети индексируются поисковиками так же, как и официальный сайт. Если пользователь вбивает имя вашего бренда, то, помимо домашней страницы, в выдаче появятся и ваши соцсети. Пользователь может подписаться на них и следить за вами там, где ему удобно.
Расширение целевой аудитории, повышение узнаваемости бренда. В соцсетях вас могут заметить новые потенциальные клиенты из любой социальной группы. Это происходит благодаря репостам ваших подписчиков, рекламе в группах, таргету и попаданию в разные топы публикаций.
Популяризация взглядов и ценностей компании. Если вы участвуете в благотворительных акциях и делаете добрые дела, то стоит рассказывать об этом, чтобы располагать к себе людей.
Работа с негативом. Жалобы и негативный опыт клиента можно превратить в положительный, если правильно реагировать на это. Даже клиента, который настроен против вас, можно сделать своим самым лояльным покупателем.
А вот забавный случай с компанией Allen Solly, которая допустила ошибку на плакате:
Компания отвечает, что совет приняли и вся команда исправляется. Подписчики высоко оценили этот ход.
Сбор отзывов о продукте и о самой компании. Соцсети помогают получать обратную связь, ведь люди заходят сюда ради общения. Пользователи могут ставить оценку и рекомендовать компанию, делиться своим мнением в комментариях и личных сообщениях.
Кроссмаркетинг с дружественными компаниями в рамках общей целевой группы. Можно делиться публикациями друг друга, устраивать совместные конкурсы и мероприятия.
Отслеживание трендов и конкурентов. Стоит подписаться на своих «врагов», чтобы отслеживать их акции, фишки и новинки. Хорошие идеи можно заимствовать, дорабатывать и запускать у себя.
Поиск новых сотрудников. Здорово, когда сотрудником становится ваш лояльный клиент. В соцсетях найти персонал зачастую проще, чем через платформы по поиску работы. Ведь обычно это люди, которым интересен ваш бизнес, которые разделяют ваши ценности.