что такое профессиональная компетенция учителя математики

Развитие компетенций учителя математики основной и средней школы

Почему важно ориентироваться на развитие компетенций

Профессиональный стандарт педагога — это:

инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире,

инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень,

объективный измеритель квалификации педагога,

средство отбора педагогических кадров в образовательные учреждения,

основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.

В стандарте прописан широкий перечень компетенций учителя — как общих, так и специальных для разных предметов — которые будут вынесены на контроль. Список трудовых функций включает в себя трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения. Срок переподготовки, переаттестации работников образования − 2017-2020 годы.

Развитие ИКТ-компетентностей

В числе необходимых общепедагогических умений обозначено владение ИКТ-компетентностями, что по-прежнему является новым для многих учителей. Отмечены виды:

предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности).

Компетенции учителя в образовательном процессе

Содержание современных учебно-методических комплектов предусматривает разнообразие форм деятельности, и они соответствуют компетенциям, прописанным в стандарте.

что такое профессиональная компетенция учителя математики. cover1 w600. что такое профессиональная компетенция учителя математики фото. что такое профессиональная компетенция учителя математики-cover1 w600. картинка что такое профессиональная компетенция учителя математики. картинка cover1 w600.

Трудовые действия, которые выполняются посредством представленных УМК:

Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями.

Формирование у обучающихся умения применять средства информационно-коммуникационных технологий в решении задачи там, где это эффективно.

Совместно с обучающимися создавать и использовать наглядные представления математических объектов и процессов, рисуя наброски от руки на бумаге и классной доске, с помощью компьютерных инструментов на экране, строя объемные модели вручную и на компьютере (с помощью 3D-принтера).

Часть заданий в учебниках предусматривает работу с калькулятором и работу с компьютерными программами. Они отмечены соответствующими значками. Также в учебниках описано, как и для чего нужно применение ИКТ-технологий.

Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.

Содействие в подготовке обучающихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.

Авторы пособий учли проектную деятельность и представили темы для нее. Например: «Зарождение алгебры», «Математика — язык природы» (7 класс), «Блез Паскаль и его треугольник», «История появления квадратных корней» (8 класс), «Статический эксперимент в школе», «Математика в моей будущей профессии» (9 класс).

В теоретическую часть учебников и рабочих тетрадей включено повторение основного материала, необходимого для дальнейшего изучения предмета, что помогает наверстать упущенное. Например: правила порядка выполнения действий в выражениях (5 класс), правила сравнения натуральных чисел, десятичных дробей, целых чисел, обыкновенных дробей (9 класс) и др.

Формирование универсальных учебных действий.

Формирование у обучающихся умения пользоваться заданной математической моделью, в частности, формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, оценивать возможный результат моделирования (например — вычисления).

Анализировать предлагаемое обучающимся рассуждение с результатом: подтверждение его правильности или нахождение ошибки и анализ причин ее возникновения; помощь обучающимся в самостоятельной локализации ошибки, ее исправлении; оказание помощи в улучшении (обобщении, сокращении, более ясном изложении) рассуждения.

Формирование у обучающихся умения проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример.

Разнообразные задания помогают учителю работать не только с предметными знаниями ученика, но и с метапредметными навыками. В процессе выполнения таких задач как «Найди правильное утверждение», «Сформулируй правило», «Подбери пример, опровергающий утверждение», «Заполни пропуски в предложениях», ученик осваивает универсальные действия. Многие задания предусматривают проработку алгоритмов.

Обеспечивать коммуникативную и учебную «включенности» всех учащихся в образовательный процесс (в частности, понимание формулировки задания, основной терминологии, общего смысла идущего в классе обсуждения).

Содействие формированию у обучающихся позитивных эмоций от математической деятельности, в том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания.

Ведение диалога с обучающимся или группой обучающихся в процессе решения задачи, выявление сомнительных мест, подтверждение правильности решения.

В методических пособиях к учебникам авторы предлагают опросы (с ответами), темы для учебных диалогов, задачи для фронтального разбора (разных уровней сложности) и другие рекомендации. В рабочих тетрадях предусмотрены вопросы для самооценки.

Таким образом, в процессе использования учебников, учитель следует образовательным стандартам и развивает собственные компетентности, актуальные в нынешней системе преподавания.

Смотрите также вебинары по УМК Г.К. Муравина и О.В. Муравиной:

Источник

Эссе на тему «Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО»

Эссе на тему: «Профессиональная компетентность учителя математики в условиях реализации ФГОС ООО».

Цель обучения ребенка состоит в том,

чтобы сделать его способным

развиваться без помощи учителя.

Согласно современным тенденциям образования, деятельность учителя направлена на то, чтобы научить учиться. Каким же должен быть учитель?

Несомненно, педагог должен много знать. Но, мы понимаем, что наличие даже большого количество знаний не делает человека учителем. Это не тот критерий, по которому оценивают значимость учителя. В чем же эта «изюминка»?

По моему мнению, это человек с богатым внутренним миром, желающий поделиться своими знаниями и, получающий удовлетворение, наблюдая хотя бы маленький успехи своих подопечных. Педагог не только огорчается, если у обучающихся что-то не получается, но и ищет пути вовлечения их в свою деятельность. Как правильно заметил Я.А.Каменский: «Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению». Я бы добавила: « И не дать этому стремлению погаснуть».

Чем сложнее общество, тем сложней и дети. Со своими израненными душами, с некоторой болью в глазах. Или наоборот – легкие и воздушные, ранимые, но всепрощающие. Говорят, что когда проходит много лет, ученики вырастают, их черты стираются в памяти учителей. Но, больше всего запоминаются те «трудные» дети, которые требовали много дополнительного внимания и иногда огромного терпения.

И осознание того, по какой причине эти ученики требуют такого большого внимания, дает возможность иногда более спокойно реагировать на их поступки. Обучение хорошистов и отличников не вызывает больших проблем. У большинства из них привычка учиться и дальнейшая жизненная мотивация расписана на годы.

Возникает вопрос: Каким должен быть учитель математики, чтобы к нему на урок с огромным желанием, а не для отбывания какой-то повинности, приходили сильные слабые и «трудные» ученики? Что означает педагогическая компетентность?

Нам говорят, что согласно новой образовательной политике мы должны составлять технологические уроков, рабочие программы с описанием формируемых УУД. При этом, согласно базовым компетенциям, учитель должен во время урока, в случае нештатной ситуации уметь изменять ранее намеченную программу деятельности. И, если обратиться к словам Сухомлинского: «Хороший учитель,- если говорить так, как оно есть,- не знает, как будет развиваться урок во всех его тонкостях и деталях; не знает не потому, что он работает вслепую, а потому, что он очень хорошо знает, что такое хороший урок».

Как говорил Сухомлинский: « Мастер педагогического дела настолько хорошо знает азбуку своей науки, что на урок, в ходе изучения материала, в центре его внимания не само содержание того, что изучается, а ученики, их умственный труд, их мышление, трудности их умственного труда».

И конечно, учитель должен быть «образцом для подражания». Как говорил А. Дистервег: «Самым важным явлением в школе, самым поучительным предметом, самым живым примером для ученика является учитель». Нужно, чтобы учитель был другом и наставником. И очень приятно иногда слышать, когда, проучившись не очень много времени, девочки пятиклассницы в разговоре о будущем говорят, что они хотели бы стать учителями математики. Это ли не радость для учителя!

Предмет математики это довольно сложный предмет и желание учиться надо постоянно поддерживать. Понятно, что урок, это не театральная постановка, где в роли главного действующего лица выступает учитель. Здесь учителю надо отойти в сторону и играть роль режиссера, который незаметно приводит детей к самостоятельной деятельности, но обязательно под контролем учителя. Это контроль не должен быть тоталитарным и всеподавляющим. Хорошо отлаженная работа консультантов помогает обучающимся почувствовать свою значимость и желание поделиться полученными знаниями. Тем более консультантом может быть любой ученик, который понял эту тему. Ученики могут сами предложить форму работы на уроке.

По словам Ч.Темпла: «Образование, которое включает в себя обретение навыка учиться, не начинает устаревать мгновенно… Скорее оно готовит обучающихся к тому, чтобы вести продолжительную интеллектуальную беседу с миром и, тем самым, не останавливаться в своем интеллектуальном росте.»

Итак, если подвести некоторый итог моим размышлениям, педагог-это профессионал высшего разряда, который любит и понимает детей, и сделает все от себя зависящее, чтобы воспитать ученика- достойного гражданина нашей страны и хорошего человека, способного самостоятельно разрешать возникшие ситуации и идти по жизни с поднятой головой.

Закончить я хочу словами Л.Н.Толстого: «Не тот учитель, кто получил воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. Эта уверенность встречается редко и может быть доказана только жертвами, которые человек приносит своему призванию».

Источник

Профессиональный стандарт для учителя математики

Своё выступление я хочу начать с притчи:

Зачем нужен профессиональный стандарт педагога

Профессиональный стандарт должен наполнить учителя новыми компетенциями :

Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.

Математическая компетентность учителя делится на следующие компетенции:

1) Предметная компетентность учителя математики:

— Уметь решать элементарные задачи

— устойчиво решать задачи из открытого банка заданий для 9, 11 классов;( у меня открыты сообщества на сайте еду татар, где я предлагаю своим ученикам сайты для подготовки к ЕГЭ. Вашему вниманию скриншот одного из них:

— Развиваю собственную профессиональную компетентность.

— Разрабатываю уроки и фрагменты уроков по математике с использованием ИКТ.

— Использую различные методы и формы обучения на уроках математики

— Занимаюсь самообразованием в освоении новых средств ИКТ.

— использовать информационные источники( скриншот );

2) Профессиональная компетентность –это мотивация к учебе и формирование математической культуры учителя математики

— вести кружки, факультативы, элективные курсы ;(Кружковая работа в 9 классах «Алгебра плюс»,элективный курс по математике в 10 «Система подготовки к ЕГЭ по математике», элективный курс в 11 классе «Задачи с параметрами»)

— иметь спец. подходы к тем детям, для которых русский язык не является родным ;( Наша школа многонациональна, в ней обучаются дети 9 национальностей. Наша помощь предполагает обеспечения каждому ребенку индивидуального подхода в обучении с учетом его психологических особенностей, способностей, склонностей.)

— владеть особыми методами для работы с детьми, которые отстают в развитии;( В классах с которыми я сейчас работаю – есть дети из неблагополучных и неполных семей, с ослабленным здоровьем и слабым уровнем подготовленности к школе. При использовании на уроках математики игровые технологии, проблемное обучение-нестандартное начала уроков, например,, я добиваюсь повышенного интереса к учебному процессу. Работу по устранению пробелов в знаниях учащихся я осуществляю на уроках, индивидуальных занятиях, консультациях, конечно, это всё проводится бесплатно)

3) Общепедагогические компетенции учителя математики

— определение вместе с учащимися достигнутых результатов, выявление трудностей;

— организация олимпиад, математических игр, КВНов ( В Содержании профессионального стандарта педагога говорится, что учитель должен Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, проектная работа, олимпиады

Многие ученики участвуют в городской, став призерами, участвуют в республиканских олимпиадах по предмету, наприме р, Петров Валерий, Окунев Роман-призеры муниципального этапа, участники республиканского этапа).

Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.Например, В 6 классе учащиеся выполняют проект по теме “Координатная плоскость”. Если Вас будет интересовать как я это делаю, я Вам отдельно расскажу.

— Определение на основе анализа учебной деятельности учащегося оптимальных способов его обучения и развития.

Для этого я использую Адаптивную технологию обучения : Цель технологии заключается в обучении приёмам самостоятельной работы, самоконтроля и взаимоконтроля, приёмам исследовательской деятельности;

В дальнейшем я планирую

— продолжить работать над развитием учебно-познавательной активности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности,

— над Определением оптимальных способов обучения и развития учащегося,

Моя система работы дает свои результаты: при 100% успеваемости качество знаний по предмету остается стабильным.

Источник

Профессиональный стандарт учителя математики и информатики. ИКТ-компетентсность.

Выбранный для просмотра документ Профстандарт учителя математики.docx

Профессиональный стандарт учителя математики и

Своё выступление я хочу начать с высказывания Константина Дмитриевича Ушинского:

«В деле обучения и воспитания, во всём школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя»

Учитывая особое место математики в будущей жизни всех без исключения выпускников, вне зависимости от избранной после окончания школы профессии и видов деятельности, можно говорить как минимум о двух уровнях освоения этих предметов.

Первый уровень – функциональная грамотность (математическая и языковая).

Для достижения первого уровня достаточно компетенций,

зафиксированных в общих требованиях к педагогу (знание предмета, учебных программ и т.п.).

Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование таких способностей как:

способности к логическому рассуждению и коммуникации, установки на использование этой способности, на ее ценность,

способности к постижению основ математических моделей реального объекта или процесса, готовности к применению моделирования для построения объектов и процессов, определения или предсказания их свойств.

Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:

формировать мысленную модель математической ситуации (включая пространственный образ),

проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример,

выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,

применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;

Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени является наличие в ней целостной основной линии содержания, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению дальнейшего учебного продвижения. Содержание математического образования в старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и основной школе. Поэтому выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала.

Встает вопрос, каким должен быть учитель математики и информатики?

В приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты учителя математики и информатики.

Математическая компетентность учителя делится на следующие компетенции:

Предметная компетентность учителя математики :

Уметь решать элементарные задачи

— устойчиво решать задачи из открытого банка заданий для 9, 11 классов

— применять в своей работе ИКТ компетенции; ( на данном пункте я остановлюсь более подробно чуть позже )

— использовать информационные источники( следить за последними открытиями в области математики и знакомить с ними учащихся );

— иметь канал консультирования для решения сложных задач

Профессиональная компетентность –это мотивация к учебе и формирование математической культуры учителя математики

Содействовать формированию у учащихся позитивных эмоций от математической деятельности.

( В том числе от нахождения ошибки в своих построениях как источника улучшения и нового понимания. Соревновательность с собой и другими учащимися. Формировать позитивное отношение со стороны всех учащихся к достижениям товарищей по классу. )

Формировать представление учащихся о том, что математика пригодится всем, вне зависимости от избранной специальности,

( А кто будет заниматься ею профессионально. Консультировать учащихся по выбору профессии, где нужна математика )

Содействовать подготовке учащихся к участию в математических олимпиадах, конкурсах, исследовательских проектах, интеллектуальных марафонах, шахматных турнирах и ученических конференциях.

работать с родителями, с учащимися о повышении математической культуры.

Ярким примером становится проблема овладения навыками устного счета. Необходимо также разъяснять учащимся, что устные вычисления мы постоянно используем в повседневной жизни, например, при совершении покупок. При подготовке учащихся 11 класса к ЕГЭ становится понятным, что без доведенных до автоматизма навыков устного счета не повышается скорость решения заданий ЕГЭ и по математике. Скоростные вычисления создают необходимый запас времени)

Общепедагогические компетенции учителя математики

Определение вместе с учащимися достигнутых результатов, выявление трудностей;

Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.

Организация олимпиад, математических игр, КВНов ( Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах. неделя математики кенгуру и т.п. )

В профессиональную педагогическую ИКТ-компетентность входят:

В каждый из компонентов входит ИКТ-квалификация, состоящая в соответствующем умении применять ресурсы ИКТ.

Компоненты ИКТ-компетентности учителя

Использование приемов и соблюдение правил начала, приостановки, продолжения и завершения работы со средствами ИКТ, устранения неполадок, обеспечения расходуемых материалов, эргономики, техники безопасности и другие вопросы, входящие в результаты освоения ИКТ в основной школе.

Соблюдение этических и правовых норм использования ИКТ (в том числе недопустимость неавторизованного использования и навязывания информации).

Видеоаудиофиксация процессов в окружающем мире и в

Аудиовидиотекстовая коммуникация (двусторонняя связь, конференция, мгновенные и отложенные сообщения, автоматизированные коррекция текста и перевод между языками).

Навыки поиска в Интернете и базах данных.

Педагогическая деятельность в информационной среде (ИС) и постоянное ее отображение в ИС в соответствии с задачами:

Планирования и объективного анализа образовательного процесса.

Прозрачности и понятности образовательного процесса окружающему миру (и соответствующих ограничений доступа).

Организации образовательного процесса:

выдача и проверка заданий учащимся перед следующим занятием;

составление и аннотирование портфолио учащихся и своего собственного, дистанционное консультирование учащихся

поддержка взаимодействия учащегося с тьютором (преподаватель-консультант, наставник, советник; куратор информационного обмена, основанного на ресурсах сети, созданной в образовательных целях).

вести деятельность в открытом контролируемом информационном пространстве, следуя нормам цитирования и ссылок (системы антиплагиат)

Подготовка и проведение выступлений, обсуждений, консультаций с компьютерной поддержкой, в том числе в телекоммуникационной среде.

Предсказание, проектирование и относительное оценивание индивидуального прогресса учащегося, исходя из текущего состояния, характеристик личности, предшествующей истории, накопленной ранее статистической информации о различных учащихся.

Учет общественного информационного пространства, в частности молодежного.

Поддержка формирования и использования общепользовательского компонента в работе учащихся.

Организация мониторинга учащимися своего состояния здоровья.

Постановка и проведение эксперимента в виртуальных лабораториях своего предмета (естественные и математические науки, экономика, экология, социология).

Получение и обработка массива числовых данных с помощью автоматического считывания с цифровых измерительных устройств (датчиков) разметки видеоизображений, последующих замеров и накопления экспериментальных данных (естественные и математические науки, география).

Геолокация. Ввод информации в геоинформационные системы. Распознавание объектов на картах и космических снимках, совмещение карт и снимков (география, экология, экономика, биология).

Знание качественных информационных источников своего предмета, включая:

литературные тексты и экранизации,

исторические документы, включая исторические карты(все предметы).

Представление информации в родословных деревьях и на линиях времени (история, обществознание).

Использование цифровых технологий музыкальной композиции и исполнения (музыка).

Использование цифровых технологий визуального творчества, в том числе мультипликации, анимации, трехмерной графики и прототипирования (искусство, технология, литература).

Конструирование виртуальных и реальных устройств с цифровым управлением (технология, информатика).

Способы и пути достижения учителем профессиональной ИКТ- компетентности

Оптимальная модель достижения педагогом профессиональной ИКТ- компетентности обеспечивается сочетанием следующих факторов:

Введение ФГОС (любой ступени образования).

Наличие достаточной технологической базы (требование ФГОС): широкополосный канал-интернет, постоянный доступ к мобильному компьютеру, инструментарий информационной среды (ИС), установленный в школе.

Наличие потребности у учителя, установки администрации образовательного учреждения на действительную реализацию ФГОС, принятие локальных нормативных актов о работе коллектива образовательного учреждения в ИС.

Источник

Профессиональный стандарт учителя математики и информатики

Профессиональный стандарт учителя математики и информатики

Общие положения

Учитель математики и информатики должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя. Формулируемые в настоящем разделе требования стандарта относятся (если явно не оговорено противное) также к учителю начальной школы в части его компетентности в преподавании математики и информатики.

Вместе с тем существуют специальные компетенции, которые необходимы для преподавания данного предмета, связанные с его внутренней логикой и местом в системе знаний, что выдвигает перед учителем особые задачи.

Главным образовательным результатом освоения математики и информатики учащимся является формирование:

Указанные способности реализуются в математической деятельности, в которой приобретаются и используются:

— формировать внутреннюю (мысленную) модель математической ситуации (включая пространственный образ),

— проверять математическое доказательство, приводить опровергающий пример,

— выделять подзадачи в задаче, перебирать возможные варианты объектов и действий,

— пользоваться заданной математической моделью, в частности формулой, геометрической конфигурацией, алгоритмом, прикидывать возможный результат моделирования (например – вычисления),

— применять средства ИКТ в решении задачи там, где это эффективно;

Основная задача учителя – сформировать у учащегося модель математической деятельности (включая приложение математики) в соответствии со ступенью (общего) образования, включая дошкольную.

Принципиальной особенностью школьной математики на начальной и основной ступени является наличие в ней целостной основной линии содержания, выраженной более рельефно и последовательно, нежели в других предметах. Пропуск любого значительного фрагмента в этой линии приводит к существенному снижению возможности дальнейшего учебного продвижения. В частности, содержание математического образования в старшей школе опирается на все математическое образование в начальной и основной школе. Следовательно, выявляемые пробелы в освоенном материале должны быть ликвидированы в степени, достаточной для освоения последующего материала и формирования у учащегося чувства уверенности в знаниях на соответствующую тему. На дошкольной ступени также формируются необходимые элементы упомянутых выше результатов.

Откладывание этого формирования до более поздних периодов приводит к снижению результативности обучения и качества образования.

Математическая компетентность и упомянутые выше более общие свойства математической культуры используются как в других школьных предметах, так и в повседневной жизни учащегося.

Роль учителя

Учитель математики ведет образовательный процесс в области математики и информатики (в том числе арифметики, алгебры, геометрии, вероятности, анализа данных, информатики). Он также участвует в межпредметных проектах, требующих математической компетентности, и в оценивании математического содержания работ по другим предметам, размещенным в информационной образовательной среде (ИС).

Предпосылки работы учителя

— в метапредметных и личностных результатах, включая грамотное и эффективное использование русского языка и языка преподавания,

— в предметных результатах, относящихся к математике и информатике,

— в применении математики в других школьных предметах и необходимых для этого результатах из других предметов.

Предметная компетентность учителя математики и информатики

работы с учениками, задачи олимпиад (включая отдельные новые задачи регионального этапа Всероссийской олимпиады).

— визуализации данных, зависимостей, отношений, процессов, геометрических объектов,

— вычислений – численных и символьных,

— обработки данных (статистики),

— экспериментальных лабораторий (вероятность, информатика).

Профессиональные компетенции, повышающие мотивацию к обучению и формирующие математическую культуру

— красота (в том числе неожиданность) в соотнесении с опытом и предшествующей информацией,

— объяснение и предсказание реальности,

— преодоление трудности, получение завершенного результата,

— соревновательность с собой и другими учащимися.

Общепедагогическая компетентность учителя математики и информатики

Учителю рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *