что такое pisa в образовании для учителей

PISA — тест на компетентность

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

что такое pisa в образовании для учителей. cover3d1 w600. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-cover3d1 w600. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка cover3d1 w600.

PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

что такое pisa в образовании для учителей. da95e00bebc414a85ab362a29512763d. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-da95e00bebc414a85ab362a29512763d. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка da95e00bebc414a85ab362a29512763d.

что такое pisa в образовании для учителей. c3c98cc24bf0271ece394e5d9c928f13. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-c3c98cc24bf0271ece394e5d9c928f13. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка c3c98cc24bf0271ece394e5d9c928f13.

что такое pisa в образовании для учителей. fc5afcd34bae14957324435a6a8771df. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-fc5afcd34bae14957324435a6a8771df. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка fc5afcd34bae14957324435a6a8771df.

что такое pisa в образовании для учителей. 3a4546935c500d8467cfcae22e5e69fa. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-3a4546935c500d8467cfcae22e5e69fa. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка 3a4546935c500d8467cfcae22e5e69fa.

Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

что такое pisa в образовании для учителей. cover3d1 w600. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-cover3d1 w600. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка cover3d1 w600.

Читайте другие материалы по теме:

К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Источник

PISA — тест на компетентность

Международные тесты

Международная программа по оценке качества обучения PISA (Programme for International Student Assessment) проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития. Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

«PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения»

Помимо PISA существуют и другие международные мониторинговые исследования, имеющие более узкую направленность. Тестирование TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), например, нацелено на проверку качества математического и естественнонаучного образования учеников четвёртых и восьмых классов. Проводится оно при поддержке Международной ассоциации по оценке учебных достижений IEA. Помимо мониторинга качества знаний TIMSS призвано ещё и выявить различия в национальных системах образования разных стран.

А тестирование PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) Направлено на то, чтобы оценить качество чтения и понимания текста у ребят начальной школы. Так же, как и TIMSS, оно показывает различия в национальных системах образования. Исследование PIRLS проводится раз в пять лет, и проходило уже четыре раза: в 2001, 2006, 2011 и 2016 годах.

что такое pisa в образовании для учителей. cover3d1 w600. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-cover3d1 w600. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка cover3d1 w600.

PISA и функциональная грамотность

В исследование PISA включены задания разного типа. Почти половину из них составляют вопросы, предполагающие свободные ответы. А есть вопросы с определённым, нерасширяемым списком ответов. Это значит, что ученик должен выдать самостоятельный ответ, который будет ограничен конкретными словами или числами. Почти треть всех заданий в тесте составляют вопросы с готовыми вариантами ответов.

Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века.

Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии. Существуют интерактивные задания, направленные на наблюдение за каким-то объектом, в которых нужно сделать вывод о том, как функционирует этот объект. Есть задания с аналитическим решением, в которых стоит задача предусмотреть дальнейшее развитие событий или действие каких-то предметов. В 2015 году появились в PISA и задания для коллективного выполнения — коллаборативные. В таких задачах предусмотрено совместное решение проблем. В качестве партнёров выступают виртуальные помощники, с которыми можно обсуждать, анализировать и решать заданную проблему: что-то организовать, создать, придумать, переделать или наладить. Такие задания показывают, как ученик взаимодействует с партнёром, как распределяет обязанности, и умеет ли договариваться.

Примеры заданий PISA разных лет:

что такое pisa в образовании для учителей. da95e00bebc414a85ab362a29512763d. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-da95e00bebc414a85ab362a29512763d. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка da95e00bebc414a85ab362a29512763d.

что такое pisa в образовании для учителей. c3c98cc24bf0271ece394e5d9c928f13. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-c3c98cc24bf0271ece394e5d9c928f13. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка c3c98cc24bf0271ece394e5d9c928f13.

что такое pisa в образовании для учителей. fc5afcd34bae14957324435a6a8771df. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-fc5afcd34bae14957324435a6a8771df. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка fc5afcd34bae14957324435a6a8771df.

что такое pisa в образовании для учителей. 3a4546935c500d8467cfcae22e5e69fa. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-3a4546935c500d8467cfcae22e5e69fa. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка 3a4546935c500d8467cfcae22e5e69fa.

Позиции России и мнения экспертов

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Российское Министерство образования решило сделать приоритетными другие направления учебной деятельности и объявило, что коммуникация, совместная работа и умение выстраивать свою деятельность станут ключевыми навыками, развитию которых должно способствовать обучение в школе.

Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Профессор департамента психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ Александр Поддьяков считает, что тесты PISA имеют и некоторые недочёты: многие интерактивные творческие задания, по его мнению, должны иметь более гибкую систему ответов. В нескольких заданиях подобного типа эксперт заметил ошибки: разработчики попросту не смогли предвидеть другие (тоже правильные!) варианты решения тестов.

А вот американский профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер заявляет, что результаты теста PISA связаны вовсе не с уровнем образования, а с качеством жизни в стране. В США, кстати, тестирование PISA ученики проходят не блестяще: в 2015 году страна заняла 28-е место по математике, 24-е место по чтению и 25-е — по естественным наукам. Позиции России тогда были такими: 23-е, 26-е и 33-е места по тем же дисциплинам.

Галина Ковалёва, координатор PISA в России, отмечает: низкие результаты теста в нашей стране связаны с тем, что учителя превосходно обучают предмету, однако не замечают, как знания по этому предмету усваивают отдельные ученики в классе. Кроме того, Ковалёва говорит, что российская система образования заметно отличается, например, от финской (а Финляндия почти всегда лидирует в PISA). У нас существуют целые школы для способных детей, но при этом отстающие ученики оказываются совершенно «заброшенными». В Финляндии же нет «лицейских» классов и школ «с уклоном»: одарённым школьникам разрешено заниматься самостоятельно, а для отстающих разрабатываются специальные индивидуальные программы обучения.

что такое pisa в образовании для учителей. cover3d1 w600. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-cover3d1 w600. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка cover3d1 w600.

Читайте другие материалы по теме:

К PISA можно относиться по-разному. Конечно, в этой системе есть свои нюансы, просчёты и даже ошибки. Как и большинство систем оценки знаний, тестирование PISA несовершенно, и слепо гнаться за топовыми позициями в международном рейтинге было бы не самым умным решением для нашей страны. Но игнорировать итоги тестирования и вовсе глупо, ведь изначально исследования PISA направлены не просто на оценку достижений учеников, а на выявление слабых мест в системе школьного образования страны в целом. Результаты PISA — это результаты владения новыми важными компетенциями, ставшими не просто трендами международного образования, а ключевыми навыками современного человека, от которых зависит успех, реализация творческого потенциала и полноценное взаимодействие с обществом.

Источник

PISA – приговор для российских школ?

Каждые три года по результатам PISA Россия опускается всё ниже в общем списке стран по качеству образования. Почему так происходит и стоит ли переживать по этому поводу? Мы сравнили мнения экспертов.

PISA – международная программа по оценке качества обучения, в которой Россия принимает участие с самого первого экзамена в 2000 году. Тесты по определению грамотности чтения, математической и естественнонаучной грамотности проводятся среди 15-летних школьников по всему миру. И если в 2000 году Россия занимала в этом рейтинге 27 место, то в 2012 – только 34-е.

Во всём виновата бедность?

В начале октября в Институте образования НИУ ВШЭ выступил почётный профессор педагогики Университета Аризоны Дэвид Берлинер – психолог по образованию, автор более двухсот книг и статей, много лет занимающийся изучением американского образования.

В интервью ВШЭ он заявил, что не нужно полагаться на результаты PISA. По его мнению, эти показатели зависят не от качества образования, а от качества жизни в стране. В США, как и в России, тесты PISA решают не слишком успешно:

Дети из семей среднего класса в США, как правило, показывают очень высокие результаты. Дети из бедных семей — очень низкие. Дети из семей среднего класса высоко мотивированы и имеют дома все условия для хорошей учебы. За чертой бедности в США находятся примерно 24% школьников — то есть очень значительное количество. Напротив, в Финляндии, где дети пишут PISA очень хорошо, за чертой бедности находятся только 4% школьников.

Проведённый Берлинером анализ результатов PISA показал, что если большая часть американских школьников действительно решает задания очень плохо, то около 20% демонстрируют очень высокие результаты. Такой разброс, по его мнению, зависит от ярко выраженного расслоения общества на бедных и богатых.

что такое pisa в образовании для учителей. PISA 2009 Mathematics StatPlanet. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-PISA 2009 Mathematics StatPlanet. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка PISA 2009 Mathematics StatPlanet.

Если верить Берлинеру, PISA показывает, что в России все плохо с социальным положением, а не со школьным образованием. И что для того, чтобы улучшить наше положение в списках, нужно думать не об учебных программах, а о социальной политике государства. Но немного сомнительно, что бедность – единственная причина плохих результатов.

Разумеется, социальные проблемы вроде недостаточного дохода семьи, неблагополучных отношений в семье или издевательства в школе влияют на способность ученика получать знания. Но с этим можно и нужно бороться, причём не только на государственном уровне, но и на уровне школ. Например, Дуг Лемов в своей книге «Мастерство учителя» пишет, что демография (место рождения и положение семьи) – это не приговор, и что многое зависит от таланта преподавателя. Он доказывает, что гениальный учитель с доской и мелом добьётся того, чего не добьются и 100 учителей с планшетами и компьютерными играми.

PISA – это вам не ЕГЭ

В ходе исследования изучается не уровень усвоения школьной программы, а способность подростков применять полученные в знания в жизни. Галина Ковалёва, координатор PISA в России, рассказывает, что международные тесты отличаются от знакомых нам ЕГЭ, и потому дети не всегда их понимают.

Если вы даете даже очень сложную задачу, но по образцу и из школьного сборника, которым дети пользуются для подготовки, они её решают. Но стоит немного изменить ситуацию, ребята теряются. Ориентация на передачу большого массива знаний не формирует самостоятельности мышления. Но именно на запоминание, а потом проверку этого массива и направлены большая часть заданий ЕГЭ.

что такое pisa в образовании для учителей. PISA TEST. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-PISA TEST. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка PISA TEST.

Как отмечает Ковалёва, наша проблема с PISA ещё и в том, что учителя отлично учат предмету, но не обращают внимания на то, как этот предмет понимают отдельные ученики. Кроме того, наша система образования противоположна финской (Финляндия традиционно входит в тройку лидеров PISA) – есть школы для одарённых, но почти никто не занимается с отстающими учениками. Финны, наоборот, позволяют способным ученикам заниматься самостоятельно, а отстающим стараются помочь.

Наша школа традиционно сильна в предметных знаниях. Это подтверждают результаты тестирования TIMSS (международное исследование по оценке качества математического и естественно-научного образования среди учеников 4–8-х классов) и PIRLS (международный проект «Исследование качества чтения и понимания текста» для 4-го класса), где анализируется именно то, как ученик изучил школьную программу, и, исходя из результатов, оценивается система образования страны. Но именно PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счет потенциала подрастающего поколения.

Всё это Галина Ковалёва рассказывала перед проведением PISA-2012. Вопреки ожиданиям, мы не скатились в шестой десяток стран, а наоборот, немного улучшили показатели. Но до китайцев или финнов нам ещё далеко.

Учебники меняются, но долго

Министерство образования всё же реагирует на результаты PISA. Как рассказал заведующий кафедрой естественно-математического образования Академии повышения квалификации работников образования Александр Пентин в интервью Edutainme, в новом учебном стандарте прописано, что во главу угла должны ставиться навыки: коммуникация, совместная работа, умение выстраивать свою деятельность.

что такое pisa в образовании для учителей. Pisatest. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-Pisatest. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка Pisatest.

Но эти изменения, как бы полезны они не были, немного запоздали – задания PISA-2015 требуют от школьников других навыков. Задания предполагается решать на компьютере, причём не только вбивать туда ответы к тесту, но и, например, рассматривать интерактивную модель и отвечать на вопросы по ней. Пентин комментирует ситуацию следующим образом:

Больше всего поразили задания нового типа, которые относятся к новому направлению в PISA — коллективное решение проблем. Там вам предлагают в общении с какими-то виртуальными партнерами совместно обсудить и решить практическую проблему: организовать, например, производство маек или создание школьной газеты и т.д. То есть, там решается довольно сложная методическая и технологическая задача: смоделировать процесс взаимодействия между людьми и оценить, насколько продуктивно ученик умеет взаимодействовать.

Исследования PISA-2015 пройдут уже этой весной, меньше, чем через полгода. Они будут фокусироваться, в основном, на естественнонаучном направлении. Успеют ли наши школьники подготовиться к экзаменам? Смогут ли понять, что от них требуется? И, главное, кого мы будем винить и почему, если показатели опять упадут?

Показывают ли результаты PISA качество школьного образования или качество жизни? Вероятно, что истина лежит где-то посередине. Каждый школьник ежедневно сталкивается и со школой, и с собственной семьёй, и оба этих института, что несомненно, влияют на него. Поэтому, если мы хотим улучшить результаты в международных тестах, нужно работать на всех фронтах, а не только со школьными учителями.

Источник

PISA-мониторинг качества образования. Что это такое? ( информация)

что такое pisa в образовании для учителей. 0e88 00098467 491b1f44. что такое pisa в образовании для учителей фото. что такое pisa в образовании для учителей-0e88 00098467 491b1f44. картинка что такое pisa в образовании для учителей. картинка 0e88 00098467 491b1f44.

Информация на тему: Что такое PISA . ( Мониторинг качества образования)

«PISA – значительно больше, чем просто рейтинг:

это показатель того, насколько хорошо

национальные системы образования

готовят молодых людей к завтрашнему дню.»

Анхель Гурриа, генеральный секретарь ОЭСР.

Цель мониторинга качества образования в школе

Конечно, школа должна давать определенный набор правил языка, исторических фактов, физических законов, математических формул и так далее. Но хорошая школа должна привить навыки решения реальных жизненных проблем и самостоятельной работы с информацией. Это называется «функциональной грамотностью», и именно эта самая функциональная грамотность является объектом мониторинга качества образования в школе Programme for International Student Assessment (PISA).

PISA – уникальный мониторинг оценки качества образования в школе, фиксирующий не только результаты усвоения учебного материала, но и умение использовать полученные навыки и знания в решении жизненных проблем. Именно это определяет актуальность мониторинга не только для совершенствования школьного обучения, но и для формирования компетентностного подхода в высшем образовании. Сегодня мало просто знать факты и правила. В современном мире нужно еще уметь их использовать, например, для того, чтобы сформулировать свою точку зрения в споре о генетически измененных продуктах или оценить газетную статью о глобальном потеплении.

Мониторинг оценки качества образования: выборка

В мониторинге оценки качества образования принимают участие страны-участницы Организации Экономического Содействия и Развития, а также те страны, которые содействуют с ОЭСР. Количество таких стран каждый раз существенно увеличивается. Выборка учащихся каждой страны формируется на основе вероятностно-пропорционального метода. В каждой стране в мониторинге оценки качества образования принимают участие 2% от общего количества 15-летних граждан. Они представляют все типы образовательных учреждений, существующих в стране и именно в той пропорции, в которой они представлены в реальности.

Методология мониторинга качества образования в школе

Мониторинг качества образования в школе PISA проводится по трем основным направлениям:

Основное внимание при проведении мониторинга качества образования в школе уделяется оценке овладения учащимися общеучебными и интеллектуальными навыками. Для проверки математической грамотности, грамотности чтения, естественнонаучной грамотности и умения решать проблемы разрабатываются комплексные или структурированные задания. Каждое из заданий включает отдельный текст, в котором описывается некоторая проблема, и 1-6 вопросов к нему различной трудности. По результатам выполнения заданий оценивается способность учащихся выявить проблему в тексте и решить ее, применив знания из той или иной предметной области.

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Компетентность в решении проблем – способность использовать познавательные умения для решения межпредметных реальных проблем, в которых способ решения с первого взгляда явно не определяется.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *