Что такое первый учитель
Проект «Первый учитель-кто он?»
Введение
Когда мы были совсем маленькие и ходили в детский садик, нам рассказывали об учителях и уроках, об одноклассниках. Нам было очень интересно и хотелось быстрее пойти туда. Мы даже в садике рассаживали куклы и играли с ними в школу. И вот в 2017 году мы пошли в школу.
У нас возникло предположение, что первые учителя оставляют яркий след в жизни своих учащихся.
Цель нашего проекта узнать, какую роль в жизни учащихся играют первые учителя. У нас появилось подозрение, что первые учителя играют главную роль в жизни собственных учеников.
Для того, чтобы раскрыть цель исследования, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Познакомиться с понятием «учитель»
2. Провести анкетирование учащихся «Что значит учитель в моей жизни?»
3. Найти интересные высказывания об учителе.
4. Собрать пословицы, поговорки, загадки, песни, стихотворения об учителе.
5. Познакомить с нашей первой учительницей Ермаковой Ириной Николаевной.
Чтобы проверить свои предположения, мы составили план исследования:
— найти и изучить в литературе и интернете сведения об учителе;
— провести анкетирование учеников начальной школы, которое поможет выяснить роль первого учителя в жизни учащихся;
— собрать интересующий нас материал о нашей первой учительнице Ирине Николаевне;
— представить результат проектно-исследовательской работы на школьной конференции.
Основная часть
Кто же такой учитель? В словаре Ожегова слово «учитель» имеет следующее значение – лицо, обучающее кого – либо, преподаватель.
Учитель – это уважаемая профессия, ведь он не просто обучает детей грамоте или счету. Он имеет на них большое влияние, учит жить в обществе и быть настоящими людьми. Учителя, кстати, бывают не только в школе. Наш друг, например, ходит на борьбу, там у него тоже есть учитель. Его даже можно назвать наставником. Ребята из команды его очень уважают и во всем к нему прислушиваются.. Нужно много сил для того, чтобы научить читать, считать, писать, дружить, жить по школьным и общечеловеческим правилам.
Мы малыши обучаемся у того, кого любим. Учитель – человек, который у всех на виду.
Нам кажется, главным показателем того, что учитель хороший, является то, что бывшие ученики приходят к нему за советом и после окончания школы.
Кто из Вас может возразить, оспорить выше сказанное? Нам верится в то, что мы не оставили ни малейшего следа сомнений, если таковые были, в отношении учительства.
На сколько важен первый учитель
Учитель!Мы часто произносим это слово, не задумываясь, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель.
Трудно представить, сколько сил, здоровья, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы из маленьких девчонок и мальчишек они выросли в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдаёт частичку себя детям. Как писатель живёт в своих произведениях, как художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников.
Именно от учителя зависит, что прорастёт из того маленького зёрнышка, которое он когда – то посеял: прекрасный цветок или сорняк. И огромная ответственность лежит, прежде всего, на плечах первого учителя, оставляющего, как правило, самый глубокий след в сердцах своих учеников.
Любой из нас помнит свой первый звонок, первый урок, первый ответ и первую отметку, первые школьные праздники. И всё это связано с именем первого учителя.
Часто вспоминаю 1 сентября, когда я пошёл в 1 класс. Я очень волновался. Все ребята сидели за партами какие – то притихшие, напуганные. Раздался звонок, и вошла она Моя первая учительница Софронова Ольга Степановна. Она посмотрела на нас, улыбнулась и сказала, что мы теперь её дети. Только со временем я осознал до конца значение этих слов. А тогда в первый школьный день я понял, что наша учительница добрая и в обиду нас не даст.
Она учила нас быть добрыми по отношению к людям, учила терпеть и прощать, учила быть благодарными.
Она всегда поздравляла нас с днём рождения. И вообще всегда находила какие – то поводы, чтобы что – то подарить. А вот мы ей подарки дарили не часто, мы были маленькими и не понимали, что ей было бы очень приятно получить подарок от нас.
Где только не были мы с Ольгой Степановной: в цирке и в театре, в зоопарке и на экскурсиях, в туристических походах – везде она была душой нашего класса. С ней было интересно, весело и не страшно. Она была с нашим классом в радости и в горе, всегда пыталась поддержать, подсказать правильный путь.
Вот уже пять лет прошло, как мы расстались с Ольгой Степановной. Она, по – прежнему, работает в нашей школе. И когда 1 сентября она встречает свой очередной первый класс, я немножко им завидую, потому что целых четыре года они будут рядом с моей учительницей. Она по – прежнему весёлая, энергичная, молодая.
Только сейчас начинаешь понимать, сколько для тебя сделал твой учитель. Все мои нынешние успехи начинались там, в начальной школе.
Теперь я понимаю, как это трудно быть учителем, ведь нужно быть не только образованным и ответственным, но и человеком интересным, понимающим и любящим детей, путеводной звездой, озаряющей дорогу жизни своим ученикам.
Я счастливый человек – в моей жизни был такой учитель!
Учитель в моей жизни.
Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.
Я учусь в 10 классе, и за эти годы мне встречались разные учителя: хорошие и не очень, справедливые, принципиальные, оставившие в душе добрый след, и такие, о которых хотелось бы забыть. Но рассказать я хочу об одном учителе, который заставил меня по – другому посмотреть на мир и на себя в нём, заставил поверить в свои силы.
С этим учителем я встретился, когда учился в 9 классе. У меня были серьёзные проблемы с математикой, да и с учителем мы не очень ладили. И мой классный руководитель посоветовала моей маме обратиться к учителю математики из соседней школы, Панфилову Николаю Васильевичу. Я очень скептически к этому отнёсся: интереса к математике у меня не было никакого, единственное, что беспокоило – это экзамены.
Первая же встреча с Николаем Васильевичем заставила меня взглянуть на ненавистный мною предмет по – другому. Он так разложил по полочкам задачи и примеры, что впервые за долгие месяцы я почувствовал себя не сторонним наблюдателем, а участником: самые сложные вещи он объяснял просто и доступно.
Если образно передать свои ощущения: я как будто был слепой и – прозрел. Увидел, что под этими скучными, на первый взгляд, цифрами, формулами кроется тайна, которую я могу разгадать. И когда всё получается, такое удовольствие испытываешь! Вот ведь как бывает: один предмет – разные учителя. Один вызвал отвращение, а другойдал возможность почувствовать себя полноценным человеком.
Экзамен по математике за 9 класс я сдал на «четыре», чем просто поразил свою учительницу математики.
Так много сейчас говорят, пишут о том, каким должен быть современный учитель. Я думаю, что современный учитель должен быть Учителем – умным, искренним, принципиальным, интеллигентным, любящим и знающим свой предмет, умеющим донести эти знания до своих учеников. Может ли он при этом пользоваться компьютером, интерактивной доской или другими чудесами современной техники мне, по большому счёту, всё равно.
Николай Васильевич Панфилов – Учитель от Бога! Он даёт своим ученикам веру в себя, а это так важно в нашем непростом мире.
Первый учитель – это звучит гордо!
Первый учитель – это звучит гордо!
Все в нашей жизни бывает впервые. У каждого человека в жизни были первый выросший зуб, первое произнесенное слово, первая прочитанная книжка. Многие первые открытия человек делает вместе с мамой. Вместе с мамой я сделала первые шаги, мама учила меня правилам поведения, мама отвечала на мои бесконечные «Почему». Она привела меня за руку в первый класс, где школьный учитель повёл меня дальше по дорогам знаний. Именно о нём, о первом своём учителе я и хочу рассказать.
Помню первый урок, первый учебник, парту, за которой я познакомилась со своим первым другом, первую оценку, первую двойку. Так много всего первого связано с первым учителем!
Она взяла нас «на воспитание» ещё совсем несмышлёнышами, а отпустила от себя практически сформированными личностями с устоявшимися принципами и чёткой жизненной позицией.
Я очень люблю мою первую учительницу! Сейчас я учусь в 10 классе, меня учат разные учителя, но те премудрости, которые втолковывала нам Валентина Лукьяновна, я помню до сих пор. Она навсегда останется в моем сердце, и я бережно храню все воспоминания, связанные с ней. Сейчас она вышла на пенсию и уже редко бывает в школе, но мы навещаем Валентину Лукьяновну. Приходя, мы рассказываем ей о своих школьных новостях, делимся своими победами и достижениями. Многие из нас уже выше её ростом, но она для нас всегда тот идеал, по которому мы сверяем, правильно ли мы поступаем. Она всегда внимательно нас выслушивает, старается понять, а если требуется, то и подскажет, как лучше поступить в трудный для тебя момент.
Учительница первая моя,
Я буду помнить вас всегда.
Как буквы первые писала,
Как я с ошибками считала.
Как робко стоя у доски,
Рассказывала вам стихи.
Спасибо Вам за эти годы,
уроки, песни и стихи.
Спасибо за терпенье ваше,
За всё спасибо от души!
Я благодарна Валентине Лукьяновне за мой первый класс, за всё, чему она меня научила. Я всегда буду с гордостью произносить «Это – мой первый учитель!».
Ломаева Наташа, 15 лет, 10 класс
Моя сестра, моя подруга,
Мой ангел, мой лучистый свет.
Пусть далеко мы друг от друга,
Для дружбы расстояний нет.
Как без тебя бы я жила
Одна, считая детства годы?
С кем посекретничать могла б
И поделить свои невзгоды?
Как одиноко было б мне
Из года в год взрослеть одной.
Как благодарна я судьбе,
Что ты во всем была со мной!
Сейчас, увы, ты далеко.
Мне без подруги не легко…
Но это жизнь. Из школьных стен
Уходим мы в мир перемен.
Пройдет два года, и с утра
Сама покину дом родной.
С тебя пример беру, сестра,
И мыслями всегда с тобой.
Морозова Татьяна, 15 лет, 10 класс.
Приходи, чтобы учиться.
Всегда, когда ученики прощаются со школой, и учителя и выпускники не могут сдержать слез. Забывается всё: обиды, ссоры, недопонимания. Главными становятся наша дальнейшая жизнь и судьба. Почему учителям так важно, чтобы их ученики были счастливы?
Профессия учителя – одна из самых сложных и главных на Земле. Можно получить навыки столяра или каменщика и быть хорошим специалистом, не любя своё дело, а лишь четко выполняя его. А можно ли получить навыки любви к детям? Не так-то просто научить ребенка азам грамоты и основам наук. Но это не самое главное. Надо научить его добиваться результатов. С надеждой и терпением отнестись к каждому ребенку. Поверить в него.
Дать знания без ответного стремления получить эти знания невозможно. Это понимает каждый ученик. Но почему-то не каждый понимает, что он пришел в школу учиться. Не выполнил домашнее задание, не принес учебник, во время объяснения материала смотрел в окно и не слушал слов учителя – чему учился такой ученик? Каждый день учитель выкладывается на 100%, чтобы что-то осталось в голове ученика. При этом он такой же человек, как и другие. Со своими проблемами, заботами, самочувствием. Но ничего этого для него не существует, пока он ведет урок. Сейчас много возможностей существует, для того чтобы получить информацию: книги, телепередачи, Интернет. Но только живое общение с учителем не сравнится ни с одним из этих способов. Открой свои глаза, выслушай, переспроси. Вот и твоя дорожка к знаниям началась. Задумайтесь, что в школу мы идем всё-таки учиться. И давайте будем благодарны учителям за то, что они не теряют веры в нас.
Саламатова Анастасия, 15 лет, 10 класс.
У каждого человека, да и у животного, есть место, где он чувствует себя особенно спокойно.
Здесь можно отдохнуть, помечтать, привести мысли в порядок. Есть такое место и у меня.
Когда я была совсем маленькая, мама часто брала меня на прогулку в лес. Именно тогда среди великанов-деревьев я заприметила особенное дерево. Эта ветвистая береза показалась мне неотразимой. Тонкие изящные ветви свисали гроздями вниз и манили укрыться под их защитой.
Мне хотелось прижаться к этому дереву, обнять эту березку, забраться повыше и посмотреть вокруг с высоты этой великанши. Но я была маленькой, и мама строго запрещала мне лазить по деревьям.
Время шло, я подрастала, а дерево продолжало манить к себе. Теперь мне уже не требуется родительское разрешение для прогулок в лесу. И я спокойно взбираюсь на мою березку.
Какой обзор открывается с высоты! С одной стороны видна моя деревня, мой дом на окраине, а с другой – сосновый лес и маленькая лужайка. Мне кажется, что я начинаю понимать птиц, которые вьют гнезда на величественных соснах. Ведь сверху так удобно наблюдать за всем, что происходит вокруг тебя. Здесь, наедине с этим деревом, не бывает скучно. Я любуюсь пейзажем, который каждый день меняется. Я замечаю, как грибники отправились собирать лесной урожай. Люблю ощущать, как теплый ветер треплет мой волосы, люблю смотреть, как проплывают надо мной облака: большие и маленькие, воздушные и насыщенные дождем. А вот и первые капли нежно прикасаются к моей коже. Когда я здесь, время течет иначе. Закат с этого дерева кажется загадочным, а рассвет романтичным…
Я люблю эту березку, это небо, эту лужайку рядом. Я люблю нашу скромную природу и свою деревушку. Это всё моё, родное. И я хочу, чтобы так было всегда. Когда-нибудь, став совсем взрослой, я приду сюда, чтобы отдохнуть здесь душой и телом.
Носова Елена, 13 лет, 7 класс
Учитель… Как часто мы произносим это слово, не задумываясь, какую роль играет педагог в нашей жизни. Трудно измерить, сколько сил, труда, терпения вкладывает учитель в каждого из нас, чтобы из непоседливых малышей выросли взрослые успешные люди. Учитель старается исправлять ошибки не только в тетрадках, но и судьбах подрастающих людей. Он переживает из-за неудач своих воспитанников, радуется даже самому малому успеху каждого своего ученика.
Нашему классу повезло. Судьба свела нас с отличным учителем Светлаковой Анной Михайловной. У многих из нас родители тоже учились у нашей Анны Михайловны, и потому были счастливы, что нашим воспитанием будет заниматься такой замечательный преподаватель. Я вспоминаю нашу первую встречу с ней. Мы учились в 4 классе, и Анна Михайловна пришла проверять у нас технику чтения. Она казалась строгой и требовательной. А когда мы пришли к ней в 5 классе, то выяснилось, что человек она добрый, заботливый и отзывчивый. У нас был большой класс, но она всегда была в курсе всех наших проделок. Конечно, она отчитывала нас за двойки, переживая за нашу успеваемость. Вместе с нами репетировала каждое выступление, тщательно отбирая номера для концерта. А как она радовалась нашим победам!
Она и сейчас держит руку на пульсе жизни каждого из нас. В любое время к ней можно подойти со своими проблемами. Она выслушает, посоветует, как правильно поступить. Несмотря на то, что мы уже выросли, она до сих пор видит в нас тех неразумных малышей, какими мы пришли к ней в 5 класс.
Учить детей – нелегкое дело. К каждому воспитаннику нужно найти подход, понять человека и позвать вперед. Мы учимся в нашей школе последний год, и Анна Михайловна тоже, выпустив нас, хочет уйти из школы. Мы хотим, чтобы всегда она вспоминала о нас с улыбкой и теплотой.
А еще желаем нашей любимой учительнице здоровья, благополучия и счастья. Анна Михайловна, навсегда вы останетесь в наших сердцах. Спасибо вам!
Учитель начальных классов. Первый учитель. Кто он и каким должен быть?
Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.
Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.
В нелёгких современных условиях существования российского образования учитель начальных классов отдает свои знания, силы, талант и свою любовь своим подопечным. И порой сложно бывает заниматься творчеством(а ведь только такой вид деятельности наиболее оптимален в работе с детьми). Учитель старается быть Другом, ведь в начальной школе он является и классным руководителем.
Важным условием в сохранении душевной близости с учениками является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая и она огромна. Это учитель, как мать, наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.
Любовь учителя к детям должна быть без каких – либо условий. Любить ребёнка безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что учителю всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие.Особая сфера проявления коммуникативных способностей педагога – умение применять поощрение и наказание с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям.
Не менее важный момент в общении с детьми: как бы учитель ни был занят, крайне необходимо выкраивать время на индивидуальное общение с ребёнком. Не должно быть в классе детей, с которыми учитель хотя бы 2-3 раза не разговаривал лично. Пусть даже это совсем не школьная тема разговора. Чтобы ребёнок мог в такие минуты сказать себе: «В эту минуту мой учитель только со мной, я для нее сейчас самый главный».Общение – одна из самых сложных сторон педагогического труда. Благодаря ему осуществляется главное действие в педагогическом труде: воздействие личности учителя на личность ученика. Воспитатель должен уметь организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.
Классный руководитель зачастую испытывает трудности в своей профессиональной деятельности из-за того, что его коммуникативные способности недостаточно развиты. В основе коммуникативных способностей лежит умение педагога познавать другого человека, познавать самого себя и адекватно оценивать ситуацию общения.
Умение познавать другого человека заключается в умении педагога оценивать ребёнка не только на основе первого впечатления. Педагог должен уметь разбираться в мимике и жестах ребёнка, анализировать с помощью наблюдения поведение ребёнка и связывать наблюдаемое с внутренним миром, мотивами и намерениями.
Учитель начальной школы одновременно преподаёт и воспитывает. Ему нужно обладать недюжинными воспитательскими способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяются так:
-Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему /способность к эмпатии /.
-Способность быть примером и образцом для подражания.
-Способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше.
-Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка.
-Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
-Способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком.
-Способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей.
Классный руководитель должен уметь «читать» не только ребёнка, но и себя в каждой ситуации общения. Взрослый должен попробовать увидеть себя со стороны и адекватно оценить себя в глазах окружающих. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Большое значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе коммуникативные способности:
-умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
-умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
-умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
-умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
-умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Условия эффективного поощрения:
-Осуществлять поощрения систематически.
-Поощрение носит общий, а не индивидуальный характер.
-Поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика.
-Поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними.
-Поощрение не соответствует затраченным усилиям ученика.
-Поощрение опирается на внешние стимулы: похвала, получение награды.
-Поощрение обращает внимание учащегося на то, что его прогресс зависит от усилий прилагаемых учителем или кем-либо ещё из посторонних людей.
-Поощрение мешает продвижению ребёнка, отвлекая его, вводит новые задания ещё до того, как будет завершено предыдущее задание.
Педагог положительно влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить ребёнка за самые маленькие положительные достижения и поступки и не ищет повода наказать за допущенные им ошибки. Результативность воспитательного взаимодействия педагога будет действенной только тогда, когда он будет соблюдать правила эффективного взаимодействия.
Правила эффективного взаимодействия.
1.Воспитывая учащихся, надо делать то, что говоришь.
2.Педагог должен чётко ставить цели перед детьми.
3.педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками.
4.С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
5.Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.
6.Если дети делают что-то правильно или неправильно, им надо говорить об этом прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.
7.Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
8.Педагог должен быть терпелив.
9.Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребёнка.
10.Педагог не вовлекает «Эго» ребёнка в процесс познания.
11.Педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребёнка ставить вопросы.
12.Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся.
13.Педагог даёт возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя.
14.Педагог стимулирует игровое творчество. Игра даёт простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
15.Настоящий педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: « Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».
Статья на тему : «УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ»
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ. ПЕРВЫЙ УЧИТЕЛЬ. КТО ОН И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ.
Учителя начальных классов — особый народ в учительской среде. Они занимаются самой деликатной, важной и ответственной работой: буквально за ручку переводят детей через бурный поток школьной жизни, в котором они оказываются, придя в первый класс. Только от любви учителя зависит, с каким багажом знаний и нравственных ценностей пойдет ребенок во взрослую жизнь.
Для каждого ребёнка, который приходит в школу, встреча с первым учителем – это прежде всего встреча с новым, особо значимым человеком. Эта встреча может помочь ребёнку стать хорошим человеком, обрести своё собственное лицо, уверенность в будущем, породить стремление подражать первому учителю, обращаться к нему в самые трудные или счастливые минуты своей жизни.
В нелёгких современных условиях существования российского образования учитель начальных классов отдает свои знания, силы, талант и свою любовь своим подопечным. И порой сложно бывает заниматься творчеством (а ведь только такой вид деятельности наиболее оптимален в работе с детьми). Учитель старается быть Другом, ведь в начальной школе он является и классным руководителем.
Важным условием в сохранении душевной близости с учениками является школьная атмосфера, психологический климат в классе. Ведь класс для ребёнка должен стать семьёй, где он чувствует себя равным среди других детей защищённым, где ему уютно и тепло. Роль учителя здесь ключевая и она огромна. Это учитель, как мать, наводит порядок, мирит драчунов, слушает и переживает с детьми их приключения, справедливо наказывает и жалеет.
Любовь учителя к детям должна быть без каких – либо условий. Любить ребёнка безусловно – значит любить его независимо ни от чего. Независимо от внешности, способностей, достоинств, недостатков, плюсов и минусов. Это, конечно, вовсе не означает, что учителю всегда нравится его поведение. Безусловная любовь означает, что любить ребёнка мы должны, даже если поведение его вызывает у нас неприятие. Особая сфера проявления коммуникативных способностей педагога – умение применять поощрение и наказание с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, к достижениям.
Не менее важный момент в общении с детьми: как бы учитель ни был занят, крайне необходимо выкраивать время на индивидуальное общение с ребёнком. Не должно быть в классе детей, с которыми учитель хотя бы 2-3 раза не разговаривал лично. Пусть даже это совсем не школьная тема разговора. Чтобы ребёнок мог в такие минуты сказать себе: «В эту минуту мой учитель только со мной, я для нее сейчас самый главный». Общение – одна из самых сложных сторон педагогического труда. Благодаря ему осуществляется главное действие в педагогическом труде: воздействие личности учителя на личность ученика. Воспитатель должен уметь организовать длительное и эффективное взаимодействие с учащимися.
Классный руководитель зачастую испытывает трудности в своей профессиональной деятельности из-за того, что его коммуникативные способности недостаточно развиты. В основе коммуникативных способностей лежит умение педагога познавать другого человека, познавать самого себя и адекватно оценивать ситуацию общения.
Умение познавать другого человека заключается в умении педагога оценивать ребёнка не только на основе первого впечатления. Педагог должен уметь разбираться в мимике и жестах ребёнка, анализировать с помощью наблюдения поведение ребёнка и связывать наблюдаемое с внутренним миром, мотивами и намерениями.
Учитель начальной школы одновременно преподаёт и воспитывает. Ему нужно обладать недюжинными воспитательскими способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяются так:
-Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему /способность к эмпатии /.
-Способность быть примером и образцом для подражания.
-Способность вызвать у ребёнка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше.
-Способность приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребёнка.
-Способность вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
-Способность находить нужный стиль общения с каждым ребёнком.
-Способность вызывать к себе уважение, иметь авторитет среди детей.
Классный руководитель должен уметь «читать» не только ребёнка, но и себя в каждой ситуации общения. Взрослый должен попробовать увидеть себя со стороны и адекватно оценить себя в глазах окружающих. Умение правильно оценить ситуацию общения – это способность наблюдать за обстановкой, выбирать наиболее информативные её признаки и обращать на них внимание; правильно воспринимать и оценивать социальный и психологический смысл возникшей ситуации.
Большое значение для воспитателя имеют невербальные формы педагогического общения. Это значит, что педагог должен развивать в себе коммуникативные способности:
-умение вступать в контакт с незнакомыми людьми;
-умение предупреждать возникновение и своевременно разрешать уже возникшие конфликты и недоразумения;
-умение вести себя так, чтобы быть правильно понятым и воспринятым другим человеком;
-умение создавать возможность для другого человека в проявлении своих интересов и чувств;
-умение извлекать из общения максимум информации для себя.
Условия эффективного поощрения:
-Осуществлять поощрения систематически.
-Поощрение носит общий, а не индивидуальный характер.
-Поощрение не носит личной заинтересованности педагога в успехах ученика.
-Поощрение ориентирует воспитанника на сравнение своих результатов с итогами работы других ребят и на конкуренцию с ними.
-Поощрение не соответствует затраченным усилиям ученика.
-Поощрение опирается на внешние стимулы: похвала, получение награды.
-Поощрение обращает внимание учащегося на то, что его прогресс зависит от усилий прилагаемых учителем или кем-либо ещё из посторонних людей.
-Поощрение мешает продвижению ребёнка, отвлекая его, вводит новые задания ещё до того, как будет завершено предыдущее задание.
Педагог положительно влияет на поведение детей, если находит возможность поощрить ребёнка за самые маленькие положительные достижения и поступки и не ищет повода наказать за допущенные им ошибки. Результативность воспитательного взаимодействия педагога будет действенной только тогда, когда он будет соблюдать правила эффективного взаимодействия.
Правила эффективного взаимодействия.
1.Воспитывая учащихся, надо делать то, что говоришь.
2.Педагог должен чётко ставить цели перед детьми.
3.педагогу необходима постоянная обратная связь с учениками.
4.С первых дней существования детского коллектива в нём нужно запустить механизм успеха. Классный руководитель должен уметь определить количество творческого напряжения для каждого ученика.
5.Педагог должен избегать резких суждений или устрашения, чтобы не манипулировать учениками.
6.Если дети делают что-то правильно или неправильно, им надо говорить об этом прямо, и при этом остерегаться расточать похвалу.
7.Все воспитательные мероприятия должны быть направлены на развитие детской инициативы, вдохновения и позитивного мышления.
8.Педагог должен быть терпелив.
9.Педагог не должен допускать высмеивания и саркастической констатации неудачности ребёнка.
10.Педагог не вовлекает «Эго» ребёнка в процесс познания.
11.Педагог старается, чтобы внеклассное мероприятие учило ребёнка ставить вопросы.
12.Педагог стимулирует самосовершенствование учащихся.
13.Педагог даёт возможность своим учащимся быть в роли учителя и воспитателя.
14.Педагог стимулирует игровое творчество. Игра даёт простор воображению и стимулирует развитие интеллекта.
15.Настоящий педагог любит своих учеников не на словах, а на деле. Это проявляется в девизе: « Если не умею, учусь сам. Если умею, учу других, совершенствую себя».